Морское могущество Китая. Через 20 лет Поднебесная станет владычицей морей

Сегодня ВМС НОАК неспособны полноценно обеспечить поддержку внешнеполитической и внешнеэкономической экспансии страны, что связано с технической отсталостью подавляющего большинства корабельного состава. И тем не менее речь идет об одном из наиболее динамично развивающихся флотов мира, на вооружение которого поступают новейшие корабли.

Основные проблемы китайского флота связаны с относительно слаборазвитыми научными и инженерно-конструкторскими школами в сферах военной радиоэлектроники, ракето- и самолетостроения, а также энергоустановок.


Сегодня военно-морские силы Китая насчитывают около 250 тысяч человек и имеют в боевом составе один средний авианосец «Ляонин» (бывший «Варяг»), три атомные подводные лодки с баллистическими ракетами и пять многоцелевых атомных подводных лодок, около 60 неатомных (дизель-электрических) подводных лодок, около 60 эсминцев и фрегатов, более 160 минно-тральных и десантных кораблей и около 300 катеров различных классов.

Подводный флот

Морскую основу ядерной триады Китая составят атомные ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа 094 Daqinqyu. В настоящее время в составе ВМС НОАК имеется два таких корабля. Строятся еще три. По своим характеристикам эти лодки примерно соответствуют аналогичным советским кораблям третьего поколения – проектов 667Б и 667БД.

Морское могущество Китая. Через 20 лет Поднебесная станет владычицей морей

Эти корабли могут обеспечить поражение целей на всей территории США, России и Европы. Однако их высокая по современным меркам шумность заставит китайское военно-морское руководство ограничить районы использования прибрежной зоной, где придется решать задачу обеспечения их боевой устойчивости от противолодочных ПЛ противника. Учитывая высокий уровень развития стационарных, позиционных и мобильных средств поиска подводных лодок в США, решить эту задачу ВМС Китая будет весьма сложно.

Ценность этих кораблей как средства гарантированного ответного удара будет относительно невелика – в период ведения военных действий обычным оружием их большая часть может быть уничтожена противолодочными силами в районах боевого предназначения или в пунктах базирования авиацией и ракетами.

К новейшим относятся атомные многоцелевые подводные лодки типа 093. В составе флота имеется две подобные единицы и еще одна строится. До 2020 года предполагается ввести в строй еще пять типа 095, которые представляют собой модернизацию типа 093.

По своим характеристикам эти корабли соответствуют советским подводным лодкам проекта 671РТМ. Они поступили на вооружение ВМФ СССР в начале 80-х годов, а в настоящее время выводятся из боевого состава ВМФ РФ как устаревшие.

Перспективная группировка многоцелевых атомных подводных лодок Китая в составе семи-восьми единиц будет способна во взаимодействии с морской авиацией вывести из строя один авианосец и потопить два – четыре корабля охранения из состава типового АУГ, потеряв при этом до половины своих сил.

Из числа неатомных подводных лодок национальной постройки следует отметить одну НАПЛ типа 041, аналогичную российской подводной лодке проекта 636, и три типа 039. Подводных лодок типа 041 предполагается построить еще три.

Эти корабли по своим тактико-техническим данным вполне соответствуют мировому уровню и способны эффективно бороться с современными атомными подводными лодками – американской «Лос-Анджелес» и российской проекта 971.

Всего в составе китайских ВМС предполагается в ближайшей перспективе семь таких кораблей.

Помимо подводных лодок национальной постройки Китай располагает 12 подводными лодками проектов 636 и 877ЭКМ российской постройки.


Такая группировка сможет во взаимодействии с противолодочными надводными кораблями и морской авиацией решать противолодочные задачи в прибрежной морской зоне Китая.

В целом подводные силы ВМС Китая даже в среднесрочной перспективе будут обладать весьма ограниченными возможностями по ведению боевых действий в океанской зоне. Вместе с тем, учитывая их многочисленность, они смогут противостоять (хотя и ценой больших потерь) как подводным лодкам, так и надводным кораблям вероятного противника во взаимодействии с надводными силами и морской авиацией в прибрежных зонах Китая.

Авианосец по дешевке

Из новых надводных кораблей Китая следует отметить в первую очередь авианосец «Ляонянг», ввод которого в строй знаменует создание китайских авианосных сил. Полученный от Украины всего за 20 миллионов долларов при 68 процентах готовности, он стал самым дешевым авианосцем в мире. В процессе достройки полученные им основные технические средства (в частности радиоэлектронное вооружение, средства ПВО и энергетическая установка) были китайской разработки. На вооружении предполагается иметь около 60 летательных аппаратов, в том числе до 40 самолетов J-15 (скопированных с проданного Украиной Т-10К, который в свою очередь является прообразом российского палубного истребителя Су-33) и около 20 вертолетов различного назначения, созданных на основе российского Ка-28. Зарубежные аналитики, в частности американские, считают, что ценность этого корабля невелика. Во-первых, J-15 по своим характеристикам, прежде всего радиоэлектронному оснащению и системе вооружения, существенно уступает американскому F-18E(F). Во-вторых, не имеет ни самолетов, ни вертолетов ДРЛО, РЭБ и разведки, что значительно ограничивает его возможности. И наконец, своих средств самообороны практически нет. В частности, система ПВО способна обеспечить уничтожение лишь одиночных воздушных целей, идущих на малых высотах.

Этот корабль не в состоянии противостоять американским авианосным группам, не говоря уже о соединениях. Однако выполняя задачи в прибрежных районах Китая во взаимодействии с самолетами ДРЛО наземного базирования, он своей авиагруппой способен отразить удары групп палубной тактической авиации численностью до 16–20 машин по морским и наземным объектам, обеспечивая зональное прикрытие на глубину до 400–500 километров.

Также эффективно он может действовать и в составе авианесущих противолодочных групп. Но решение всех технических проблем, необходимых для строительства полноценного авианосца, возможно в Китае лишь в среднесрочной перспективе.

Новые эсминцы и фрегаты

К числу современных эсминцев китайской постройки можно отнести два корабля типа 051C, основным назначением которых является обеспечение ПВО оперативных групп надводных кораблей.

Другой новый эсминец – корабль типа 052С, главным оружием которого является ЗРК HHQ-9 (64 вертикальные ПУ). Он представляет собой копию российского корабельного многоканального ЗРК «Форт-М».

Среди наиболее современных эсминцев китайских ВМС – четыре корабля проектов 956Е и 956ЕМ российской постройки. Они имеют мощный противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (по восемь ПКР на каждом корабле) малой дальности (до 120 км), обладающий исключительно высокими возможностями преодоления самой современной ПВО корабельных соединений за счет высокой скорости (самой высокой среди ПКР в мире) и малой высоты полета, а также помехозащищенной головки самонаведения. ПВО корабля включает многоканальный ЗРК средней дальности «Ураган» и зенитный ракетный комплекс самообороны «Каштан».

Китай располагает более чем 20 современными кораблями, способными действовать в океанской зоне. Комплекс средств ПВО таких кораблей способен отражать групповые удары средств воздушного нападения.

Из числа новых фрегатов ВМС Китая следует отметить и 14 кораблей типа 054.

Итак, имея в своем распоряжении определенное количество современных кораблей с многоканальными ЗРК и противокорабельными комплексами средней и малой дальности, Китай может сформировать до шести корабельных ударных групп или одну авианосную группу и две-три корабельные ударные группы. Во взаимодействии с атомными подводными лодками и морской авиацией эти силы способны разгромить одну авианосную группу США. При этом потери китайской стороны могут составить до 30–40 процентов корабельного состава.

Влияние других кораблей китайского флота на ход и исход вооруженной борьбы в океанской зоне будет незначительным, несмотря на их относительную многочисленность.

В настоящее время китайский флот не может эффективно противостоять американскому в океанской зоне. В сопоставлении с российским ТОФом возможности китайских ВМС в океанской зоне также ниже, прежде всего за счет превосходства российской стороны в подводных силах, в частности подводных лодках, имеющих ПКР большой дальности (проект 949).

В ближней морской зоне

Из новых кораблей ближней морской зоны китайских ВМС следует выделить корветы типа 056, которых сейчас насчитывается около 10 единиц. Они располагают четырьмя ПКР YJ-83 и ЗРК FL-3000N (ПУ на 24 ячейки), а также вполне актуальным противолодочным вооружением. К числу современных ракетных катеров Китая относятся более 40 катамаранов «Хоубей 022», главным оружием которых является ПКР YJ-83. Такой состав позволяет ВМС Китая сформировать в прибрежной зоне до трех корабельных поисково-ударных групп для борьбы с подводными лодками и до 10 ударных групп ракетных катеров – с надводными кораблями противника.

Во взаимодействии с неатомными подводными лодками и морской авиацией эти силы способны уничтожить пять – семь атомных подводных лодок типа «Лос-Анджелес» и до 15–20 надводных кораблей класса эсминец-фрегат за первые 10–15 дней ведения боевых действий.

Потери китайских ВМС могут составить до 30 процентов НАПЛ, 30–35 процентов фрегатов и до 40 процентов ракетных катеров.

Морская авиация

В составе морской авиации Китая наиболее развита ее ударная компонента – самолеты, предназначенные для нанесения ударов по надводным кораблям.

К современным относятся 48 самолетов российского производства Су-30МК2 и его китайская копия J-16, некоторое количество новых истребителей J-10A. Будут иметь боевое значение также 54 истребителя-бомбардировщика JH-7A и 124 истребителя J-8.

Эти силы способны обеспечить прикрытие от ударов воздушного противника (до 40 машин) корабельным группировкам китайских ВМС при наведении от самолетов ДРЛО на глубину до 400 километров от побережья.

По надводным кораблям противостоящей стороны эти силы могут наносить групповые удары на глубину до 500 километров от своего побережья.

Противолодочная авиация Китая представлена 60 вертолетами российского и китайского производства и в состоянии оказывать противодействие подводным лодкам противника до 50–10 километров от побережья. То есть существенного вклада в борьбу с подводными лодками противника она внести не может.

Таким образом, в настоящее время корабельный состав китайских ВМС, а также парк морской авиации могут действовать эффективно только в ближней морской зоне под прикрытием наземной авиации ПВО.

Основные проблемы китайского флота связаны с относительно слаборазвитыми научными и инженерно-конструкторскими школами в сферах военной радиоэлектроники, ракето- и самолетостроения, а также энергоустановок.

Преодоление этих проблем позволит Китаю уже в среднесрочной перспективе с выпуском в достаточном количестве современных надводных кораблей и подводных лодок стать одной из ведущих военно-морских держав.

Сегодня сопоставляя китайские ВМС и российский ТОФ, некоторые военные эксперты говорят о подавляющем превосходстве ВМС Китая.

Это не совсем так. В настоящее время исходя из имеющегося корабельного состава ТОФ вполне способен противостоять китайским ВМС, однако при условии, что весь корабельный состав ТОФа будет отремонтирован.

Ситуация, когда китайские ВМС обретут абсолютное превосходство при сохранении текущих тенденций как в Китае, так и в России, наступит примерно через 7–12 лет, именно тогда будет выполнена основная часть китайской кораблестроительной программы.
Автор:
Константин Сивков
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти