«Пингвин» дошел до Полюса недоступности. Уникальный полярный вездеход, созданный на базе БТР-50П

55 лет назад на Кировском заводе был создан вездеход, получивший официально наименование «Пингвин». Он был разработан в конструкторском бюро завода (ныне ОАО «Спецмаш»), которым руководил выдающийся конструктор танков Жозеф Яковлевич Котин.

«Пингвин» дошел до Полюса недоступности. Уникальный полярный вездеход, созданный на базе БТР-50П

Гусеничный вездеход «Пингвин» (объект 209)


В 1957 г. в конструкторское бюро Кировского завода, оно тогда именовалось как ОКБТ – особое конструкторское бюро танкостроения приехал известный полярный исследователь, член-корреспондент Академии наук СССР Сомов М.М.


Дело в том, что полярникам срочно была нужна мощная вездеходная машина для комплексного исследования Антарктиды. Сомов рассказал Котину о перспективах, открывшихся перед исследователями далекого и таинственного континента, и сумел увлечь главного конструктора идеей создания передвижной вездеходной лаборатории для полярников и Жозеф Яковлевич с энтузиазмом взялся за совершенно новое для него дело.

Экстремальные условия эксплуатации в небывало низких температурах, беспрепятственное движение по рыхлому снегу и гладкому льду требовали новых подходов к конструированию машины.

Сомов стал часто бывать у главного конструктора, они близко сошлись и подружились, не теряя связи друг с другом до конца жизни.

Антарктический вездеход получил официальное наименование «Пингвин» и заводской шифр –«объект 209». Учитывая крайне сжатые сроки разработки и требование высокой надежности новой машины, требовались апробированные и проверенные практикой конструкторские решения. В качестве базы выбрали разработанный ранее в конструкторском бюро плавающий танк ПТ-76 и бронетранспортер БТР-50П, хорошо зарекомендовавшие себя в войсках при эксплуатации в Заполярье.

Для этого, наряду с созданием надежной рубки для работы исследователей, требовались специальные астронавигационные приборы и серьезные доработки шасси и ходовой части. Была разработана новая гусеница с небывало малым удельным давлением на грунт – менее 300 г/кв.см. При весе «Пингвина» почти в 16 тонн, эта цифра была соизмерима с удельным давлением на грунт человека.

Вспоминая о большой срочности этой работы, Курин Н.В. – в то время зам. главного конструктора писал: «Дело было весной, где-то в середине мая, а очередная экспедиция должна была отплыть не позднее октября, чтобы успеть к летнему сезону, начинающемуся там в декабре…».

Учитывая сжаты сроки, отпущенные для изготовления партии «Пингвинов» (на борту машины появилось изображение пингвина), которые должны были быть подготовлены ко времени отхода антарктической экспедиции, Котин принял экстраординарное решение: с самого начала сборки к каждой из пяти создаваемых машин прикрепил по конструктору – ответственному за оперативное решение возникающих при сборке проблем. В качестве таких «нянек» он назначил инициативных молодых конструкторов – недавних выпускников ВУЗов. Среди них были Попов Н.С. – впоследствии генеральный конструктор; Страхаль А.И. – будущий главный конструктор проекта; а также уже опытные танкостроители котинской «гвардии» – Пассов М.С., Гельман И.А, Курин Н.В.; молодые инженеры Шарапановский Б.М. и Ткаченко Ю.Д.

…По заключению полярников «Пингвин» показал себя очень удобной машиной для маршрутных исследований. Она отличалась рядом достоинств, и главное – высокой надежностью в работе. Вездеход уверенно преодолевал заструти, высотой в 1,5 м. Очень нравился исследователям двигатель, который обеспечивал буксировку саней с грузом в 12 т, и работу при пониженном атмосферном давлении, характерном для Антарктики. Достоинством машины стали хорошие условия обитания, позволяющие работать в рубке без верхней одежды, при наружной температуре до минус 50°С. Поражал запас хода – без дозаправки – 3,5 тыс. км.

Первый поход в центральные районы Антарктиды возглавил известный полярный исследователь Толстиков Е.И. 27 сентября 1958 г. отряд исследователей, среди которых было четыре вездехода «Пингвин», вышел на маршрут от станции Пионерская. Через два месяца пути, пройдя 2.100 км, была достигнута наиболее удаленная от всех точек берега область шестого континента – где организовали полярную станцию «Полюс недоступности». Среди исследователей находились сотрудники котинского КБ Бурханов Г.Ф., а позднее, уже в составе 5-й антарктической экспедиции второй посланник кировцев – инженер конструктор Красников Б.А.

В знак уважения к создателям этой машины на станциях Мирный и Ново-Лазаревская на вечную стоянку установлены два вездехода «Пингвин». Участник экспедиции, механик-водитель Пугачев Н.П. получил правительственную награду, а главный конструктор Котин Ж.Я. – почетный знак «Заслуженный полярник».

«Пингвин» дошел до Полюса недоступности. Уникальный полярный вездеход, созданный на базе БТР-50П

За время работы пяти антарктических экспедиций с помощью наземных вездеходов было сделано более десяти походов в глубь континента, перевезено свыше 15 тыс. тонн, достигнут Полюс недоступности и Южный географический полюс. Добрые «следы» остались в Антарктиде от танкистов конструкторского бюро Кировского завода.
Автор: Ефремов Александр Сергеевич
Первоисточник: http://otvaga2004.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. Vodrak 22 августа 2013 08:11
    Ну почему у нас всегда умели и умеют делать специальную, просто великолепную технику. Но для народа всегда такое.....
    1. ДимычДВ 23 августа 2013 10:07
      Ага, купишь скороварку без инструкции - при сборке миномёт получается. )))
      ДимычДВ
  2. Ivan79 22 августа 2013 08:28
    Интересно, а почему такие маленькие окошки у него?
    1. Мак 22 августа 2013 11:10
      из-за холода
  3. Мак 22 августа 2013 11:11
    вот бы ещё технические особенности конструкции рассказали бы и цены бы не было
  4. Хорт 22 августа 2013 11:59
    у нас и мобильную атомную станцию для Антарктических экспедиций разрабатывали...Если мне память не изменяет, на базе удлинённого шасси или Ис-7 или Т-10М
    1. vek21 11 сентября 2013 20:24
      Эта установка разрабатывалась в НИИАР г. Димитровграда (тогда - Мелекесс) именно на базе "Пингвина". Она называлась АРБУС и монтировалась на двух или трех машинах. Мощность реактора позволяла обеспечить небольшой город электроэнергией, теплом и водой по оборотному циклу более, чем на два года. Не знаю, по какой причине, но на нее "наложило лапу" МО, и АРБУС быстро исчез из гражданской жизни. Жаль, сейчас Росатом, эксплуатируя прежние наработки, "создает" мобильные АЭС на плавсредствах для нужд заполярья. А НИИАР потихоньку прозябает на коммерческих заказах. Институт, который имел мировое лидерство в разработке суперреакторов, включая такие, как БОР или реакторы для наших атомоходов-ракетоносцев. На "золотой рыбке", кстати, реактор стоял тоже НИИАР-овской разработки. Таких никто до сих пор делать не умеет.
      vek21
  5. Ka-52 22 августа 2013 14:01
    Вот интересно, а нельзя ли возобновить строительство этих вездеходов. Для жителей Крайнего Севера и тех кто живет за полярным кругом незаменимая машина!
    Кто-нить знает, есть ли хотя бы планы создания подобных машин?
    К примеру для МЧС-ников или погранцов?
  6. svp67 22 августа 2013 18:54
    А ведь были еще и вот такие машины Харьковского завода (Завод имени Малышева)


    мало того там трудились и переделанные серийные артиллерийские тягачи, того же завода...Вот это качество.

    1. Хорт 23 августа 2013 07:02
      Первый на "Витязь" похож. Без сцепки
  7. michajlo 23 августа 2013 00:37
    Добрый вечер всем!

    Приятно читать о таких надежных и качественных машинах.

    Одним словом в СОЮЗЕ хотели и умели делать уникальные изделия, которые нам завидовал весь мир.


    А теперь многие из нас друг другом грыземся по мелочам, забывая, что нам всем надо искать ТО ЧТО НА СОЕДИНЯЕТ!

    Ведь смутные времена от 80-х еще не закончились а вполне возможно, что наши полит-номенклатуры еще окунут нас в кровавые реки.
  8. carbofo 23 августа 2013 12:01
    Меня смущает дальность хода !, 3500 км для тяжелой гусеничной машины как-то многовато.
    Даже у ГАЗ 34039-22
    Средний расход топлива 50л/100км
    Запас хода по топливу по шоссе, км 900
    Масса снаряженного снегоболотохода (без груза и экипажа), кг 4800
    Грузоподъемность, кг 1200

    Допускаю что 3.5 тыс км это запас при полной загрузке. Я имею в виду так называемую перегоночную дальность , когда горючее берут вместо груза.
    Реальная рабочая минимум в 2 раза меньше.
    1. bairat 23 августа 2013 14:37
      Пишут же про буксируемый прицеп весом 12 тонн, там я думаю половину полезной нагрузки занимает топливо.
  9. Ka-52 26 августа 2013 13:13
    Вот интересные фильм про "72 градуса ниже нуля, фильм о рабочих условиях людей и техники."
    там и про пингвин есть!

    http://myvi.ru/ru/videodetail.aspx?video=e99e20d5b1844de3bd8a91993ad0cac0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня