Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Чужой среди своих

Чужой среди своих27 августа 11-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2013 распахнёт свои двери и небо для сотен тысяч посетителей. Заворожённые зрители будут провожать глазами российские и иностранные самолёты и вертолёты. Собирать автографы у лётчиков пилотажных групп. Испытывать гордость за страну, в которой, несмотря на усилия отечественных чиновников – зарубежных агентов, ещё жива российская авиация.

Герой России, лётчик-испытатель, почётный президент МАКС Магомед ТОЛБОЕВ в эти дни безумно занят. Но нашёл время откровенно и резко, как настоящий офицер, ответить на все вопросы «АН». В том числе и на очень грустные.


Первым делом самолёты


– Как говорят, президент Путин отказался посещать МАКС в этом году из-за отсутствия новинок…

– Каждый раз новинки не выставляют нигде – ни в Фанборо, ни в Ле Бурже, ни в Дубае, ни у нас. Авиация развивается очень долго. Разработка новых моделей идёт десятилетиями. Мы показываем модернизацию уже имеющихся изделий. Однако изюминка будет – ПАК ФА Т‑50 должен показать всё, что он может делать в воздухе исходя из жесточайших требований Министерства обороны. И, поверьте, он далеко оторвался от американских конкурентов. Сейчас наша задача – подготовить эту машину к массовому производству для обычных лётчиков, а не лётчиков-испытателей. Опытные экземпляры и серийная машина – это огромная разница.

– А по гражданской авиации – какие новости?

– Будут летать незаслуженно гонимые Минпромторгом Ту-334, Ту-204СМ. Будут летать самолёты ильюшинской фирмы. На параде покажем всё, что имеет наша страна в авиации. А мы имеем очень многое! Ситуация благодаря Путину за последние 10 лет сдвинулась с места. Буквально зубами её вытягиваем. А ещё через 10–15 лет, я уверен, российская авиация будет на пике своей формы. Потому что первое лицо уделило ей огромное внимание. Авиация – это локомотив, всё остальное: электроника, материалы – вагончики, которые она тащит. Тот же космос – без авиации ничто.

– Но если так всё хорошо, то когда МАКС станет по популярности равен мировым авиасалонам?

– По организации он уже стоит выше. За 20 лет мы прошли больший путь, чем Ле Бурже за 100 лет. Например, у них нет больших площадей для зрителей. У нас сотни тысяч проходят. Те молодые ребята, которые были на первых МАКСах, уже приходят с детьми. Потом их дети приведут своих детей. Это русский подход – дети до 14 лет проходят в сопровождении взрослых бесплатно. А в том же Дубае авиасалон посещает максимум полторы тысячи важных толстосумов. Роскошь есть – людей нет. А в России есть и зрители, и роскошь – русские просторы. Всем говорю – берите на всякий случай зонтики и какие-нибудь коврики, одеяла. Постелил на травку, лёг – и наслаждайся полётами.

Я русский офицер

Аргумент Героя России Магомеда Толбоева:

– Меня внучки дома, в Дагестане, встречают с флагами. Старшая держит флаг России, младшая – ВВС. И кричат: «Слава России! Смерть Америке! Честь имею!» У меня дом в Гунибском районе, там лежал камень с надписью: «На сём камне восседал генерал-фельдмаршал князь Барятинский, принимая пленённого Шамиля 25 августа 1859 года». Камень выкинули ваххабиты, но беседку, в которой князь принимал Шамиля, я за свои деньги восстановил. И стал чужой среди своих и своим среди чужих.

Проданные лозунги

– У нас в крови лозунг: «Каждый комсомолец – на самолёт»…

– Отказались от таких призывов. В Парке Горького стоит всего лишь модель «Бурана». Настоящий «Буран» демонстрируется в Мюнхенском политехническом университете. Они уважают историю. А у нас? В России не осталось ни одного летающего экземпляра фронтовых Як-3, Ла-5, Миг-15 и Миг-17 и десятков других легендарных машин. Что осталось – всё брошено, ржавеет, разворовывается. Плюём в историю. Есть энтузиасты. Например, в Самаре Владимир Пташинский с товарищами восстановили знаменитый «ночной бомбардировщик» У-2, сейчас собирают по крупицам штурмовик Ил-2. Но это индивидуальный подход к истории России. В Национальном авиационном центре в Жуковском нет музея авиации. Развален музей ВВС в Монино. А там такие экземпляры, которых нет нигде в мире. Государственного подхода к истории нашей страны просто не существует.

– Фаина Раневская сказала: «Не надо плевать в вечность!»

– Издеваться над своей историей то же самое, что издеваться над памятниками павшим. Я Путину хочу рассказать, что мы можем восстановить музей для наших детей и внуков. Ведь все умрём, так хотя бы память останется. Придёт пацан, погладит самолёт, на котором летал его дед, и душа у него станет немного другая. Ведь кости мамонта сохраняют, надписи наскальные в пещерах ищут, чтобы причастность почувствовать. А сберечь недавнее славное прошлое не хотят. И деньги ведь не просим – наберём сами. Дайте только свободу. Но у нас всё закрыто, всё нельзя. Разрезать, сдать в утиль самолёт можно, а на то, чтобы из него сделать памятник, нужно постановление правительства.

– А что с Ту-144?

– Одна машина – практически летающая – есть. За собственные деньги сохранили. Завтра можно немного подремонтировать и полететь. У меня есть мечта – сделать авиаоткрытие Олимпиады в Сочи. Чтобы шёл Ту-144, рядом истребители, за ними вертолётная группа с флагами. И с воздуха: «Олимпиада открыта!» Мы готовы. Нужна только одна подпись. Но это никому не надо.

Смертельная петля Росавиации

– Росавиация, Минтранс уже планируют нанимать иностранных пилотов-гастарбайтеров. А наших военных лётчиков в гражданскую авиацию не берут. Это ошибка или предательство?

– Я задал этот вопрос Путину на прямой линии весной этого года. Он ответил тогда, что привлекать иностранцев надо, так как своих пилотов не хватает. Но президента ввели в заблуждение или он не понял проблемы. Есть госорган – Росавиация, которая призвана проводить госполитику в этой области от имени правительства и президента. Но такой политики нет. Росавиация во главе с Нерадько – это бандюки, воры и взяточники. Поэтому у нас нет госконтроля во всех областях авиации, в том числе и в подготовке пилотов. На авиации паразитирует куча ведомств, но никто не отвечает за конечный результат.
Мне звонят тысячи военных лётчиков, которые ушли в отставку, готовых летать. Не берут. Собираются нанимать воздушных гастарбайтеров. Но там настоящий лётчик получает 120 тысяч евро в месяц. Кто из них поедет к нам? Я категорически против. Лично для меня, как для российского офицера, – это оскорбление.

– Глава ОАК, отец неудачного и на 80% импортного Суперджета М. Погосян вновь требует денег на свой самолёт. Но при этом буквально топит конкурентов, искусственно лишая их финансирования. Это нормально?

– Моё отношение к Суперджету известно. Категорически отрицательное. Сколько было запрошено денег до начала его строительства и сколько реально уже вбухано! Но нормального самолёта фактически нет. И меня оскорбляет, что Ту‑334, который я лично представлял пять лет назад на авиасалоне в Иране, не встаёт на крыло. Великолепный самолёт! Это вам не паркетный Суперджет – Ту‑334 испытывали даже для взлёта и посадки на грунтовые полосы. Главное, чтобы очень глубоких ям не было. Есть уникальный военно-транспортный Ан‑70: огромный самолёт экономичен и пробег после посадки всего 400 метров – в мире такого нет. Но «Ан» – заложник непростых российско-украинских отношений.

Фактически запрещён уникальный Як-40 – такого планера в мире создать до сих пор не смогли. Тысячи штук Як-40 и Ан-2, которые можно ремоторизировать и модернизировать для умирающей региональной авиации, режут на металлолом. На братской Украине предприятие «Мотор Сич» разработало и выпускает турбовинтовой двигатель МС-14 для самолётов вместимостью до 30 пассажиров. Почему мы не сотрудничаем с ними? Почему не ремоторизируем свои 1184 Ан-2?

Потому что нынешним богатеям, которые ограбили страну, это не нужно. И с властью нет обратной связи. У них только одна прямая связь: украл – убежал. Тому же Погосяну не нужна слава России, ему нужны только деньги. Он ещё в 2012 году должен был сдать 130 Суперджетов, сегодня практически 2014‑й. И что?

Неизвестные страницы МАКСа

– А я о российском авиасалоне мечтал с 1987 года. В 1992 году встретился с Александром Руцким, который тогда был вице-президентом. И рассказал, что хочу возродить российский авиасалон к столетию первого, который прошёл в 1903 году в Санкт-Петербурге. Мы облетели территорию вокруг ЛИИ им. М.М. Громова на вертолёте. И увидели такие просторы! Нигде таких нет. В Англии, Франции, Эмиратах существует множество ограничений, тесно и на земле, полёты смотрят избранные. А у нас пилотажным группам раздолье, лётчики могут работать свободно.

Посадили вертолёт на поле, высота травы по пояс. Он спрашивает: а с этим что сделаешь? Я ответил: скосим. Только дорогу сюда сделайте. Но самое сложное было открыть Жуковский для посещения – город был закрытый. Территория Лётно-исследовательского института им. Михаила Громова – вообще три уровня охраны и сплошная секретность. Открыть – государственное преступление. Но он издал распоряжение за своей подписью. И в 1993-м прошёл первый Международный авиакосмический салон – наш МАКС. И меня не интересует, что сегодня говорят о Саше. Россия именно Руцкому обязана своим авиасалоном.

Патриоты и помощники

– Кто сейчас занимается стратегическим планированием в авиации?

– Никто. В Минпромторге Мантурова есть департамент авиации – 16 человек. Они ни за что не отвечают. В космосе у нас есть российское космическое агентство. В авиации есть? Нет. ОАК – это чистая коммерция. Хотя Путин ещё весной распорядился – к 1 июля Медведеву подготовить доклад о ситуации. Тишина. Нет конкретного ответственного исполнителя.

Нет государственного проекта, который потянет за собой всё остальное. В прошлом веке после полёта Юрия Гагарина президент США Джон Кеннеди пообещал, что через 10 лет Америка будет на Луне. И он сдержал обещание. Лунная программа осталась приоритетной даже после убийства Кеннеди. Вот что такое воля человека и государства. А у нас даже президент не может стукнуть кулаком по столу…

– Почему?

– Не знаю. Деньги, которые выделяются, – просто жрут. Не могут запретить вывозить ворованное. Всё тащат. Мой родной «Анжи» проигрывает. Сулейман Керимов вложил в него безумные деньги. Лучше вложил бы эти деньги в развитие всего спорта Дагестана, прежде всего детского. Нет, вкладывают в игрушки. Никто в стране ни за что не отвечает.

– Но у высших чинов есть помощники даже по инновационным технологиям…

– Помощников много. Патриотов нет.
Автор: «Аргументы Недели», Владимир ЛЕОНОВ, Александр ЧУЙКОВ ]
Первоисточник: http://argumenti.ru/society/n402/277670


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. serge-68-68 22 августа 2013 06:41
    Ни отнять, ни прибавить:
    "Никто в стране ни за что не отвечает" - +100500.
    P.S. "Не отвечает" - в смысле не несет ответственности за результаты своей работы.
    serge-68-68
  2. Garrin 22 августа 2013 06:43
    Толбоев - настоящий МУЖИК. Респект и Уважуха!
  3. svp67 22 августа 2013 06:50
    Интернационалист, Мужик, настоящий РУССКИЙ Офицер - золотой фонд. hi
  4. albai 22 августа 2013 06:54
    У России не два, три союзника Армия, Флот и Воздушный Флот. ВВС в наше время очень весомый, прям железобетонный, аргумент в международных делах. Имея отличную авиацию можно в каменный век вбомбить амеров.
  5. Мой адрес 22 августа 2013 07:00
    И так везде. В высших чиновниках немного болеющих за Россию. Мне кажется, у них уже неприлично не воровать и неприлично делать дело.
  6. Комментарий был удален.
  7. GrBear 22 августа 2013 08:21
    Статья хорошая, и летчик Толбоев не единственный человек, болеющий за Родину. Немало таких людей и в РЖД, Газпроме, Энергосетях и других госкомпаниях. Другое дело, что чиновники, обязанные просто блюсти закон, не делают этого.

    На мой взгляд, надо заставить депутатов принимать законы о личной ответственности Госчиновника. Чиновник, начиная с уровня города, должен нести личную ответственность за состояние дел своего департамента. В принципе, сейчас все есть, но надо принять закон "Об инициации отстранения чиновника от должности", на основании которого проводится проверка всех его (и его близких) доходов. Госслужба — всегда синекура, но мы должны быть уверены, что наши деньги работают на нас, хотя бы на 70%.
  8. nemec55 22 августа 2013 08:27
    Отказались от таких призывов. В Парке Горького стоит всего лишь модель «Бурана». Настоящий «Буран» демонстрируется в Мюнхенском политехническом университете. Они уважают историю. А у нас? В России не осталось ни одного летающего экземпляра фронтовых Як-3, Ла-5, Миг-15 и Миг-17 и десятков других легендарных машин. Что осталось – всё брошено, ржавеет, разворовывается. Плюём в историю. Есть энтузиасты. Например, в Самаре Владимир Пташинский с товарищами восстановили знаменитый «ночной бомбардировщик» У-2, сейчас собирают по крупицам штурмовик Ил-2. Но это индивидуальный подход к истории России

    Это не у нас а у них ,я живущий в деревне не каким боком не касаюсь к этому безприделу и большая часть жителей РОССИИ живет за такой гранью которая не позволяет каким либо боком этому препятствовать. что горбатый нам принес своей перестройкой то и хлебаем по сей день.
  9. ЗУ-23 22 августа 2013 08:47
    Так то нормальный мужик Толбоев, но не со всеми его словами согласен, всё так плохо и тут же авиация подымается, Погосян конечно комерс, но тем не менее суперджет летает и т-50 тоже, ну а от крыс ещё ни где не избавились.
  10. makst83 22 августа 2013 09:36
    «Слава России! Смерть Америке! Честь имею!» - Браво, супер!))) Магомед Толбоев, кто бы, что ни говорил - РУССКИЙ человек, дагестанской национальности!
  11. avt 22 августа 2013 10:15
    good Отличное интервью . Толбоев - Красавец ! Как всегда по военному - четко ,аргументировано ,ну и по кавказски - эмоционально ,подчас резко и зло . Можно не соглашаться ,но только приводя конкретные аргументы ,но игнорировать его мнение нельзя . Уважаю hi ,он все всем делом доказал и право так говорить имеет.
    avt
  12. kris 22 августа 2013 10:23
    вопрос по теме Мужики.
    на МАКС кто - нибудь собирается ?
  13. Wedmak 22 августа 2013 10:30
    Чтобы шёл Ту-144, рядом истребители, за ними вертолётная группа с флагами. И с воздуха: «Олимпиада открыта!»

    А я и не знал что есть почти летный экземпляр Ту-144. А ведь идея хорошая. Выкрасить тушку в цвета российского флага. Фуррор обеспечен! Такое долго будут помнить.
  14. avt 22 августа 2013 14:23
    Цитата: Wedmak
    А я и не знал что есть почти летный экземпляр Ту-144.

    Наверное это то на который деньги в 90е амеры дали и гоняли его ,хотели посмотреть как это -пассажирский и на сверхзвуке .
    avt
    1. Wedmak 22 августа 2013 14:29
      Так, а что им гонять-то? У их союзников, французов, Конкорд был. Тоже самое, только в профиль.
      1. avt 22 августа 2013 16:03
        Цитата: Wedmak
        Так, а что им гонять-то? У их союзников, французов, Конкорд был. Тоже самое, только в профиль.

        А вот не поленились ,приехали и бабла дали на переделку в летающую лабораторию .Я подробностей не знаю ,официально аргументировали исследованиями для создания пассажирского сверхзвукового ,но врут наверное .
        avt
    2. алекс 241 22 августа 2013 14:34
      .....................................
      алекс 241
      1. алекс 241 22 августа 2013 14:35
        ..............................
        алекс 241
        1. алекс 241 22 августа 2013 14:38
          Последний, способный к восстановлению до летного состояния, ТУ-144ЛЛ № 77114, который использовался для тестов НАСА, хранится на аэродроме в Жуковском. Имеется информация об организации сообщества по его восстановлению к 2013 году: www.maks2007.com/2010-16-12-e.html.
          Другая чудом уцелевшая машина №77115, благодаря усилиям любителей авиации России, восстановлена как музейный образец и также находится в подмосковном Жуковском.
          алекс 241
  15. coserg 2012 22 августа 2013 19:33
    Вот и надо из таких людей как Толбоев вертикаль выстраивать,чтобы не накрывалось все медным тазом.
    coserg 2012

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня