CombatBoat 90 по-русски. Патрульный катер «Раптор»
Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» предназначен для выполнения нескольких задач. В зависимости от необходимости он может перевозить более 20 человек, в том числе с вооружением и снаряжением; дежурить в заданном районе; перехватывать и задерживать легкие плавсредства; а также осуществлять поисково-спасательную работу. Катера проекта «Раптор» способны работать в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек. Оборудование позволяет им выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от базы.

Головной катер проекта имеет наибольшую длину около 17 метров, ширину – порядка 4 метров. Силовая установка общей мощностью 2000 лошадиных сил позволяет «Раптору» разгоняться до 50 узлов. Собственный экипаж катера – два человека. Кроме того, имеется помещение с местами для 22 человек – десанта, медиков и т.п., в зависимости от текущей задачи.
Внешне новый катер, построенный на заводе «Пелла», очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H (также известен под названием CombatBoat 90 или CB90), о которых мы не так давно писали. Причина этого очень проста – по имеющимся данным, проект 03160 разрабатывался на основе шведского Strb 90H/CB90 при участии компании Dockstavarvet, создавшей и строящей оригинальные катера. Таким образом, российский «Раптор» фактически представляет собой лицензионную версию шведского катера, пополняющую список многочисленных вариантов, модификаций и версий оригинального Strb 90H.
Исходя из «происхождения» проекта 03160, можно сделать соответствующие выводы о его возможностях. Катера семейства Strb 90H/CB90 активно эксплуатируются военно-морскими силами и силовыми структурами Швеции, Норвегии, Соединенных Штатов, Греции и других стран. Во всех этих государствах шведские катера используются для патрулирования акваторий, высадки десантов и выполнения поисково-спасательных работ. Судя по виду головного российского «Раптора», он также будет выполнять эти задачи. В пользу этого говорит сохранение носовой аппарели десанта и почти полное отсутствие каких-либо серьезных изменений в конструкции катера.
Как видно из имеющихся материалов, катера проекта 03160, как и их шведские «предшественники», в носовой части имеют аппарель и проход для высадки десанта на берег. Сразу за проходом находится рубка с рабочими местами двух членов экипажа. За рубкой размещено десантное отделение с местами для перевозимой группы. При высадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Также возможна высадка через верхние и задние люки десантного отсека.

На фотографиях головного «Раптора» отсутствует какое-либо вооружение. Тем не менее, зарубежный опыт и предназначения катера говорят о том, что оно будет установлено в будущем. Точный его состав пока неизвестен, но можно предположить, что на катерах проекта 03160 будут устанавливаться пулеметы различных моделей, в том числе и крупнокалиберные. Как показывает зарубежная практика, на подобных катерах можно установить почти любое необходимое вооружение, вплоть до управляемых ракет (Норвегия проводила эксперимент с установкой ракет Hellfire, но эти работы так и остались на стадии тестовых стрельб).
Конкретное предназначение нового катера и подразделение, в котором он будет служить, на данный момент не оглашались. Однако из камуфляжа, нанесенного на него, были сделаны соответствующие выводы. Похожую окраску с характерными «рубленными» цветными пятнами получают скоростные проекта 12150А «Мангуст», предназначенные для сил специального назначения военно-морского флота. Таким образом, катера «Раптор» в ближайшем будущем могут отправиться служить именно в таких подразделениях.
Тот факт, что российское предприятие «Пелла» создало новый катер для отечественного флота на основе шведской разработки, выглядит достаточно интересно. Ранее Россия и Швеция не занимались совместной разработкой или строительством военной техники, в том числе и для флота. В то же время, головной катер проекта 03160 не является первым легким многоцелевым судном семейства Strb 90H/CB90, поступившим в эксплуатацию в нашей стране. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны купила 11 катеров типа IC16MII, построенных шведской компанией Dockstavarvet. Катера IC16MII представляют собой переработанную версию боевых Strb 90H/CB90, предназначенную для использования силовыми структурами и гражданскими организациями.
Таким образом, российский военно-морской флот в самое ближайшее время воспользуется лучшими наработками зарубежных судостроителей в деле строительства легких многоцелевых катеров. Работники российского судостроения, в свою очередь, получили доступ к технологической части зарубежного проекта. В течение ближайших лет на основе проекта 03160 может быть создан новый многоцелевой катер, имеющий более высокие характеристики и лучшие в сравнении с «Раптором» возможности. Пока же ВМФ получит некоторое количество катеров, построенных в рамках международного сотрудничества.
По материалам сайтов:
http://arms-expo.ru/
http://pellaship.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://navyrecognition.com/
Информация