Авиацией гордимся, авиацию гнобим

11
Авиацией гордимся, авиацию гнобим


14 августа работники авиапрома и им сочувствующие ждали с плохо скрытой надеждой – на совещании по проблемам гражданского авиастроения под председательством вице-премьера Д. Рогозина должны были определить, куда и на чём мы летим. Редчайший случай – для участия в нём пригласили не только функционеров и «эффективных» менеджеров, но и реальных специалистов. Но у Минпромторга и Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) было время подготовиться. Соратники по развалу авиапрома – министр Д. Мантуров вместе с президентом ОАК М. Погосяном – своего не упустили.
Вначале было слово


– Российские авиакомпании с 2008 года приобрели почти 600 иностранных и только 59 отечественных самолётов, то есть в 10 раз меньше, – задал тон, открывая совещание, вице-премьер Дмитрий Рогозин. И продолжил:

– Совершенно нетерпимая ситуация сложилась в парке среднемагистральных воздушных судов, где доля зарубежных самолётов составляет около 80%. На долю современных российских самолётов приходится около 7% численности авиапарка РФ, их вклад в общий объём пассажироперевозок ещё меньше – 4%. Это говорит о фактической потере отечественным авиапромом внутреннего рынка магистральных перевозок.

Присутствующие специалисты приосанились – ой, что-то будет. Но дальше констатации этого и других всем известных фактов дело не пошло. Ждали – вдруг Погосяна от «оаковской» кормушки отлучат. Но нет, не случилось. Непотопляемость регулярно проваливающих всё и вся дельцов, присосавшихся к авиации, поражает. Пользуются, видимо, искренней любовью президента страны к авиации. По его инициативе в авиапром вбухивают огромные деньги. В том числе и налогоплательщиков, то есть наши с вами. Напрямую из госбюджета или через фактически государственные финансовые инструменты – банки. А где результат, где вселенский триумф российского авиастроения?

Что интересно, заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь на этом совещании в правительстве грозно заявил – на Сухой Суперджет NG (Next Generation), растянутый с 98 до 130 мест, денег не дадим аж до 2016 года. Пусть дорабатывают тот, что есть. Смело, на самого Погосяна накатил? Да нет, всё согласовано, Погосян доволен – он получит очередные 4 с лишним миллиарда рублей на долечивание «детских болезней» Суперджета. Погосяну это и надо, он не патриот, он – коммерсант. Какая разница, на какой самолёт прольётся очередной золотой ручеёк? Программа строительства Суперджетов давно стала благотворительной миссией со стороны государства, она не окупится и через полвека.

Ту-204-300 летает и в соседний китайский Муданьцзян (38 минут), и в далёкую Москву

Сразу пять человек готовились к докладу по организации производства Ту-334, в том числе участники фонда «Народный самолёт Ту-334-100». Прорыв? Но и здесь явно сработала всем известная лютая ненависть (или зависть?) Погосяна к этой удачной машине. Какую «работу» и с кем он её провёл – неизвестно, но за два часа до начала совещания всех участников обзвонили представители аппарата вице-премьера, и спустили директиву: дискуссии по Ту-334 не будет, этот пункт из повестки изъят.

А у нас было


Ту-154 – исламский фактор

Оказывается, самым популярным самолётом у мусульман-паломников был Ту-154. Болгарские авиаторы зарабатывали на них колоссальные деньги, возили на хадж народ со всего мира. Наработка на борт достигала 20 часов в сутки. Наш «Ту» обладал избыточной, с точки зрения коммерсантов, мощностью и соответственно потреблял лишние тонны топлива, но был единственным лайнером, который без проблем взлетал в Саудовской Аравии и Эмиратах в дневные часы. А все остальные пассажирские лайнеры ждали для вылета вечернего снижения температуры воздуха – горячее дыхание пустыни заметно отнимает силу у турбореактивных двигателей.

Дальневосточный бунт – убрать Савельева

Разгорается ещё один скандал с отечественными лайнерами – ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» в приказном порядке ставит на прикол не какой-то там авиахлам, а новенькие по авиационным меркам Ту-204-300. К тому же самые дальнобойные в линейке 204-х. 9 августа состоялась конференция трудового коллектива ОАО «Владивосток Авиа», крупнейшей авиакомпании Дальнего Востока. Редчайший случай в отечественной практике – взбунтовалась целая авиакомпания. Приняли постановление и обращаются во все возможные инстанции – от Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) до международных профсоюзов транспортников и в первую очередь к президенту России.

Два года назад контрольный пакет акций авиакомпании передали «Аэрофлоту». Начались интеграция и реорганизация. План интеграции предусматривал вывод из эксплуатации широкофюзеляжных самолётов А330, Як-40 и всех вертолётов. При этом самолёты А330 были выведены из эксплуатации по решению ОАО «Аэрофлот – РА» досрочно, с начала летнего расписания 2012 года, а не в зиму, как предполагал план интеграции.

В результате предприятие потеряло доходы и понесло огромные дополнительные расходы за досрочное расторжение договоров лизинга в виде штрафных санкций. К ним добавились расходы по оплате за ремонт и подготовку самолётов к сдаче лизингодателю. Общие затраты на это мероприятие составили 3,8 млрд. рублей. Только в течение 2012 года были уволены 800 авиационных специалистов. Прибыльный цех бортового питания, по команде аэрофлотовских менеджеров, был выведен из состава авиакомпании и зарегистрирован как отдельное юридическое лицо. В результате по итогам 2012 года и под руководством менеджеров «Аэрофлота» авиакомпания стала убыточной. С сентября прошлого года ОАО «Владивосток Авиа» работает в новой структуре, эксплуатирует парк воздушных судов – по шесть А320 и Ту-204-300. В этом году вышли на прибыль, причём основная шла от эксплуатации не «Эрбасов», а «Туполей». И вот новый удар «под дых» – с 27 октября «красный свет» включили Ту-204-300. Это ещё около 500 человек «на выход», пишут авиаторы В. Путину:

«В 2010 году, находясь на посту Председателя правительства РФ, Вы на официальной, публичной встрече с генеральным директором ОАО «Аэрофлот – РА», в ходе обсуждения оптимизации региональных компаний, ставили ему задачу – прежде всего думать о людях, не забывать о социальных обязательствах перед трудовыми коллективами, а также ориентировали руководителя ОАО «Аэрофлот – РА» при обновлении парка воздушных судов присоединяемых региональных компаний ориентироваться на отечественные самолёты».

Похоже, правительство и президент задачи ставят, а коммерсанты во главе подконтрольных государству компаний на них, попросту говоря, плюют. У них своя извращённая логика – нечего делать в авиапарке «национального перевозчика» всяким там «Тушкам» и «Якам»:


«Такое решение для компании сегодня означает потерю не только половины парка воздушных судов, которые предприятие успешно эксплуатирует с 2005 года, но и потерю высококлассных специалистов: лётного и инженерно-технического состава, кабинных экипажей, работников наземных служб. Трудовым коллективом это решение воспринято как потеря рабочих мест и продолжение уже прошедшей оптимизации в виде последующих действий по сокращению нескольких сотен человек, что противоречит политике государства по закреплению и привлечению населения на Дальний Восток России».

Авиаторы напоминают президенту страны:

«Инженерно-авиационный состав ОАО «Владивосток Авиа» является ведущим среди эксплуатантов воздушных судов типа Ту‑204. Обращаем Ваше внимание, что в составе специального лётного правительственного отряда выполняются полёты на воздушных судах Ту-204-300А, доработанных с учётом нашего опыта эксплуатации данного типа воздушного судна».


А потом в обращении к В. Путину замахнулись на святое:

«В связи с этим конференция трудового коллектива ОАО «Владивосток Авиа» выражает недоверие генеральному директору ОАО «Аэрофлот – РА» В. Савельеву и просит Вас инициировать досрочное прекращение им полномочий генерального директора ОАО «Аэрофлот – РА»;
– считает своим гражданским долгом дать неудовлетворительную оценку руководству Минтранса РФ, по вине которого до сих пор отсутствует понятная всем государственная программа развития гражданской авиации Дальнего Востока России. Отсутствие её порождает адекватные действия некоторых авиационных руководителей в пользу развития бизнеса в отдельно взятом «Обществе», мытарства сокращённых авиаторов, тревогу и волнение в ещё работающих коллективах».


Мне удалось связаться с Сергеем Сёминым, капитаном одного из владивостокских Ту‑204‑300:

– Самолёты вылизаны «до звона», отказов меньше, чем на А320. Добиваем на них до Бангкока, Москвы. Сейчас, например, готовлюсь к вылету в Санкт-Петербург.

– Может быть, к двигателям ПС-90 есть нарекания?

– Что вы, это всё в далёком прошлом. Очень редко бывает ложное срабатывание какого-либо датчика, что на безопасность полёта не влияет.
Он отечественные самолёты не идеализирует, если коротко, за запчасти приходится переплачивать: слишком мало этих машин строится и летает:
– Но мы не допускаем никаких «полётов с отложенными дефектами», записываем в бортовой журнал все замечания и поддерживаем технику в идеальном состоянии. Сегодня это не машина, а конфетка. Бывало, по 11 часов в воздухе висели.

И вот эти конфетки убирают из парка. Может быть, у гендиректора «Аэрофлота» Савельева и его предшественников действительно есть обязательства перед производителями зарубежной авиатехники?
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. serge-68-68
    0
    22 августа 2013 07:01
    Российский гражданский авиапром - не смешите меня. Время ОЧЕНЬ упущено. По Ту-204: в 1996-1998 г.г. работал во "Внуковских авиалиниях" в учебном центре. Наши эксплуатировали первые серийные 204-е. Обплевались. Особенно ругали двигатели.
    1. +4
      22 августа 2013 07:42
      У меня хранятся подшивки журнала "Техника-молодёжи" за 90-е годы.Уже тогда жаловались-"государство не уделяет должного внимания на авиапром","отстаём от ведущих стран". Вывод- воз и ныне там,если не хуже.
    2. +1
      24 августа 2013 13:40
      Цитата: xetai9977
      в 1996-1998 г.г. работал во "Внуковских авиалиниях" в учебном центре.

      А в 1986, или ранее, Вы не работали в учебном центре? wink
      Не допускаете что за 15 лет ситуация с Пс-90 могла измениться в лучшую сторону?
      Тут проблема одна (вернее даже две)
      1. Малые серии отечественных самолетов и всё отсюда вытекающее связанное с ценой, сервисом и т.п.
      2. Кадры. Слабый спрос с "генералов" промышленности.
      В условиях нашей огромной страны необходимо организовать гос. транспортно пассажирскую авиакомпанию, выполняющую регулярные грузовые и пассажирские рейсы из центра на окраины по регулируемым ценам, снабдить её отечественными самолетами.
      Пусть остальные конкурируют с ней.
      Но, чтобы это не было пустой затеей, поставить во главе этой компании и ОАК людей, не подобных Сердюкову-фельдмебелю, а способных наладить дело. И результат будет!
      А при таком подходе как, например, с ил-96-400, когда сделали три штуки (ни движка запасного, ни сервиса путевого), засунули их в, мягко говоря, проблемную компанию "Полет", далеко не "топового" уровня, и, теперь, неплохие машины стоят на приколе, наоборот, один негатив. crying
  2. +1
    22 августа 2013 07:03
    Да,не мешало бы г-ну Рогозину от слов,на которые он скор,перейти к делу - вот реальный фронт работ, тем более что суть проблемы он знает. Пора уже понять,что не красивыми словами,а конкретными делами заслуживают авторитет
    1. 0
      22 августа 2013 07:24
      Цитата: svp67
      Пора уже понять,что не красивыми словами,а конкретными делами заслуживают авторитет


      Доброе утро! Согласен. Ведь авиапром - один из ключевых проблемных факторов. Почему ВЕЛИКАЯ СТРАНА должна летать на боенгаг, если у нее самой, есть прекрасные самолеты - только делай. Все дело в чиновниках, которые сидят, и ничего не предпринимают для развития нашего с вами авиапрома! Это грустно. Летный ресурс, скоро на, и так стареньких Ту-шках - заканчивается. Кроме SuperJet100 и Ту-204 - ничего =(
      Обидно.
  3. 0
    22 августа 2013 07:04
    Куда смотрит ФСБ? Деньги - деньгами, но это ведь не всё.
    1. ПВОшник
      +1
      22 августа 2013 09:29
      Цитата: tarks
      Куда смотрит ФСБ? Деньги - деньгами, но это ведь не всё.

      ФСБ подконтрольно власти, куда смотрит власть, туда и ФСБ. Без команды "фас" никто даже ухом не поведет.
  4. 6восход9
    -1
    22 августа 2013 08:24
    Чё за бред? Статья явно концетрирет внимание только на Ту-204-300. А как же Ту-204СМ ОАО Туполева получило заказов на него уже 42штуки, первый полёт был в 2010г. В 2013г. начнётся строительство, в 2014г. будут первые сирийные поставки.

    Насчёт парка Ту-204 будут убраны, но это незначит что это относится ко всем самолётам класа Ту-204. Ненадо путать Ту-204 и например Ту-204-300/Ту-204-100Е/Ту-204-120 и тд.
  5. ПВОшник
    0
    22 августа 2013 09:26
    Слюсарь,Савельев, Погосян - это марионетки, отрабатывающие деньги западных "партнеров". Ведь если в серию пойдут ТУ, Илы, то закупки эрбасов и боингов сократятся. Суперждет- что это такое? Джет - частный реактивный самолет, это в переводе с английского. Суперджет - большой частный (Погосяна) реактивный самолет.
  6. +1
    22 августа 2013 10:05
    Все потому что авиа-отраслью руководят барыги и манагеры, которые заточены под навар и подачки, а не специалисты и знатоки своего дела!
  7. Constantine
    +1
    22 августа 2013 11:41
    Сразу пять человек готовились к докладу по организации производства Ту-334, в том числе участники фонда «Народный самолёт Ту-334-100»


    Интересно, а автор действительно считает, что фонд по Ту-334 собирается поднимать самолет, а не пиарить своих членов? Их ролики явно отдают антигосударственностью и другими мотивчиками, а Ту-334 служит только предлогом для того, чтобы это делать.

    Ту-204СМ - да, хорошая машина,
    Суперджет - тоже хорошая. Сам лично ни раз летал и мне понравилось.
    Ту-334 - забудьте наконец. Он устарел и не конкурентоспособен. Пора двигаться дальше, что-ли. Или вам деятели "Народного самолета Ту-334-100" настолько пропесочили мозг, что вы не понимаете очевидных вещей. Он не будет востребован по ряду очень важных причин. Начиная от устаревшей авионики, двигателей, прожорливости и заканчивая экономической нецелесообразностью для потенциальных клиентов - авиакомпаний по этим и ряду других причин.

    Уверен, что сейчас прибежит ряд знакомых лиц и люто начнет меня минусовать доказывая, что я не прав, но факты то являются фактами. Что ни говори, любой, кто захочет разобраться в вопросе поймет это и сам. smile
  8. злойхомяк
    +2
    22 августа 2013 11:48
    Сразу пять человек готовились к докладу по организации производства Ту-334, в том числе участники фонда «Народный самолёт Ту-334-100». Прорыв? Но и здесь явно сработала всем известная лютая ненависть (или зависть?) Погосяна к этой удачной машине. Какую «работу» и с кем он её провёл – неизвестно, но за два часа до начала совещания всех участников обзвонили представители аппарата вице-премьера, и спустили директиву: дискуссии по Ту-334 не будет, этот пункт из повестки изъят.

    Ну и правильно. Смысл обсуждать? Производство Ту334-100 - в том виде что он есть бред сивой кобылы, не говоря уже о том, что уже никакая модернизация и обновление борта его не спасет. Время не умолимо и не имеет обратного хода.