Military Review

Dark history of the USA: CIA admitted that it was involved in the Iranian coup 1953 of the year

6
Dark history of the USA: CIA admitted that it was involved in the Iranian coup 1953 of the year The Central Intelligence Agency for the first time recognized the fact that they were involved in the Iranian coup 1953 of the year, when the Prime Minister of Iran, Mohammed Mossadeq, was overthrown on August 19. This is evidenced by the documents that were made public on Monday by the non-governmental organization “Archives of National Security”. Publicists talked about the participation of the United States and Britain in the overthrow of the democratically elected prime minister Mossadek for a long time. But this publication is the first formal recognition of the American special services that the CIA helped plan and carry out a coup d'état. Up to this point, Secretary of State Madeleine Albright in 2000 and President Barack Obama referred to 2009 in the public speeches to the role of the United States in the Iranian coup in XNUMX, but the special services preferred to keep silent. According to the National Security Archive, this information could have been declassified long ago without risk to the national security of the United States.


The research work “Battle for Iran”, prepared back in 1970, was published, which was written for internal use by the intelligence directorate. In the 1981 year against the backdrop of a revolution in Iran, when the American hostages were taken in Tehran, the American Civil Liberties Union (ACLU) demanded the declassification of this document. But then the Central Intelligence Agency withdrew from the declassified document any information relating to the coup of 1953 of the year. From the documents it follows that the British intelligence MI-6 worked in close cooperation with the American intelligence services.

prehistory

In August - September 1941, after the outbreak of World War II, British and Soviet troops were brought into Iran. This was due to the fact that Reza Shah Pahlavi (ruled Iran from 1925 of the year) led pro-German policy, and the process of rapprochement between the Third Reich and Persia was underway. Shah refused to provide Iranian territory of Great Britain and the USSR for the deployment of their troops. As a result of September 16, the Shah’s 1941 was forced to abdicate, his son Mohammed Reza Pahlavi took his place. Reza Pahlavi was exiled to the Union of South Africa under the control of the British authorities. One of the consequences of this event was the decline in the authority of the Shah’s authority and the growing influence of the Majlis, the Iranian parliament, which became an independent source of power. The government was accountable to the Majlis.

In 1949, the National Front of Iran was formed, which united the patriotic circles of the local bourgeoisie. They wanted to nationalize the Anglo-Iranian Oil Company (AIC) so that the oil revenues belong to the Iranian people. The leader of the National Front was the former Minister of Finance and deputy of the Majlis Mohammed Mosaddyk. Due to his uncompromising position in relation to hereditary privileges and for liberating the country from foreign influence, Mossadegh became the idol of the Iranian intelligentsia. One of the main demands of the front was the cancellation of the unequal British-Iranian 1933 agreement of the year. According to him, the Iranian oil fields were handed over to the concession for the 60 years of the Anglo-Iranian oil company, which belonged to the British. The people of Iran were deprived of the lion’s share of oil production revenues. AINK was actually a state in the state. It had its own airfields, railways, ports, tankers, radio stations, oil refineries, oil wells, and even its own police.

15 March 1951, the Iranian parliament almost unanimously approved the law on the nationalization of the Iranian oil industry. 28 April 1951, Mohammed Mossadegh was approved for the post of prime minister. Iran to 1951-1953 embraced a massive social movement. The national front in the fight against the shah and external forces relied on broad layers of the urban and rural population, educated youth, workers, artisans, merchants, clergy, etc.

It should be noted that the entire Iranian economy in those decades was built around “black gold”. The nationalization of the oil industry had to substantially replenish the state budget and more effectively solve numerous social problems. However, simply the nationalization of the oil industry could not solve the problems of Iran. During nationalization, oil production dropped significantly - from 241,4 million barrels to 10,6 million barrels in 1952. All British experts and advisers were expelled from the country. October 22 1952 between Great Britain and Iran was broken diplomatic. The volume of Iranian oil exports has seriously declined, as sanctions were taken against Britain at the initiative of Britain against Iran. World oil corporations strictly observed the conditions of sanctions against Iran’s oil. In addition, the situation was exacerbated by a military blockade of the Iranian state by the UK. Revenues to the country's budget from foreign trade have been seriously reduced. The Iranian government was forced to pursue its policy without oil revenues. The government abolished the old feudal system in the village. In general, the government of Mohammed Mosaddyk was able to rebuild the economy - the country's budget was balanced, and the economic policy of 1952-1953. was successful. Iran has increased domestic production, reduced imports and at the same time increased exports of other goods that did not fall under the oil embargo (fish, Caspian caviar, carpets, rice, tobacco, cotton, etc.).

It was difficult for the government to industrialize the country, not having significant revenues from the sale of oil and Western investment. However, Tehran was able to organize the production of many goods within the country, developing its industry. The production of building materials grew rapidly, houses and large shopping centers were built, the production of sugar and cement plants, textile and mining and processing enterprises increased. Workers were able to put forward their demands. Volumes of craft production increased. Due to the fall in imports of foreign goods, artisans increased production and earned significant profits. A slight increase was observed in agriculture. In general, the crowding out of foreign capital from the country improved the economy of the Iranian state.

Import cuts hit customs. The government was forced to increase indirect taxation, especially on tobacco and tobacco products. At the initiative of London, Iranian foreign exchange reserves, 26 million pounds, were frozen. The government, in order to stabilize the financial situation in February, 1952 issued a national loan in the amount of 25 million USD. What is interesting is that these bonds were mainly acquired by representatives of middle and lower social groups; wealthy people did not acquire them, as the government was unhappy with the policy, fearing that Iran could turn into a “communist” country. However, despite unfavorable external circumstances, the state budget of Iran in 1951 — 1954. increased 6 times. The state was able to maintain the fulfillment of obligations regarding the payment of salaries to the workers of the oil industry.

Thus, although the economic situation of the country under the government of Mossadegh was unstable, it showed quite good indicators and tendencies to further growth. The downturn in foreign trade stimulated the growth of domestic goods production. The standard of living of the urban and rural population remained at the same level. It should also be borne in mind that the Mosaddyk government inherited many socio-economic problems from its predecessors. In particular, citizens suffered from high inflation, workers had low wages, and unemployment remained high.

However, the main reason for the coup were not economic difficulties, but the political situation. Mossadek embarked on liberal-democratic reforms and the restriction of the Shah’s government. The press received more freedom; the People’s Party of Iran acted more freely and conducted an amnesty for political prisoners. The identity of Mohammed Mossadegh himself was popular. This elderly man - 1882 year of birth, led a modest lifestyle, did not like luxury, was irreconcilable to corruption. The government began to reform the judicial, electoral and educational fields.

In January 1952, a political crisis erupted. Because of disagreements with the Shah on the issue of control over the armed forces, Mosaddyk was dismissed in July. The National Front protested to the monarch and promised to launch a general strike and uprising in Tehran. 22 July 1952, Mohammed Reza Pahlavi, was forced to reappoint Mossadeh as head of government. Mosaddyk received a vote of confidence in the Majlis and began a struggle to strengthen its influence and achieve full control over the activities of state bodies. In February, 1953, M. Mosaddyk proposed that the Shah leave Iran, saying that the monarch should reign, and not rule the state. Mohammed Reza Pahlavi left for Baghdad and then Rome.

Foreign policy situation and coup

It is quite natural that such a sharp turn of events did not suit Britain at all. Nationalization of AINK was a dangerous precedent that could shake the position of the British in the Middle East. London organized an international boycott of Iranian oil. And the British Secret Intelligence Service (UIC) began planning a coup d'état in Iran. Fortunately, it was possible to rely on the Shah and the military elite. However, the UK could not alone solve so many important world issues. After the end of the Second World War, two superpowers, the USSR and the USA, were leading in the international arena. Therefore, to implement their plans, the British had to ask for help from the Americans. The British tried to cover up their vested interests with arguments about the struggle against the "communist threat", allegedly Mossadegh wants to enter the socialist camp. The Americans agreed to support the British, forcing England to accept the sharing of oil profits with them.

The Mosaddyk government could not stand alone against the predatory interests of the United States, it had to rely on the Soviet Union. However, Mosaddyk proclaimed its intention to adhere to a policy of neutrality and non-alignment in the Cold War. His main goal was to strengthen national independence. At the same time, Mosaddyk tried to play on US interest in Iran. Initially, Washington supported the Iranian government in its struggle against the British, planning to replace the British presence with their own. The US administration even promised assistance to Iran and a loan of 25 million dollars. In November, 1952 Mr. Mosaddyk asked Harry Truman for a loan. Later, Mosaddyk and Kashani approached Dwight Eisenhower with a request for a loan of 100 million dollars and suggested that the Americans buy Iranian oil. The US administration said that the United States currently does not have the opportunity to assist Tehran and buy Iranian oil. Eisenhower informed Mossadegh that the United States can provide assistance only on the development of the Iranian army and police. But Mosaddyk refused to accept such assistance, since the Iranian military elite were already under the strong influence of the West.

At the same time, contacts with the United States delayed the coup. In October 1951, Mossadegh visited the United States on an official visit and personally convinced Truman that he was a "staunch anti-Marxist." As a result, American intelligence director Walter Bedell Smith and his 1 alternate Allen Dulles were forced to inform their British colleagues that nothing could be done until Truman was the head of the United States. Thus, the joint Anglo-American operation against Iran was postponed.

The fate of the Mossaddyk government was sealed when Eisenhower replaced Truman in 1953. In addition, Stalin’s death in March 1953 radically changed the political situation in the world. Moscow’s policy has become less decisive. The policy of non-alignment, which was supported by Iran, was evaluated by Washington as pro-Soviet. Washington did not arrange a neutral Iran; it had to firmly enter the sphere of US influence. The situation on the planet was too complicated to allow such an important power as Iran to be neutral. Equally significant was the establishment of United States control over Iranian oil. 23 June 1953, the new US Secretary of State John Foster Dulles held a meeting. It was attended by his brother Allen Dulles - Director of the CIA, Deputy Secretary of State, General Walter Bedell Smith, as well as other government and military leaders. The meeting concluded that in the interests of the United States it is necessary to organize a coup in Iran and restore the authority of the Shah.

The operation was assigned the code name "Ajax" (TP-AJAX, Operation Boot). In England, the operation was called easier - "Kick". The resident of American intelligence in Iran, J. Cuvier, doubted the feasibility of the upcoming coup, so he was replaced by Kermit Roosevelt, grandson of US President Theodore Roosevelt. Kermit acted in Iran under the guise of a teacher stories and the head of the Association of Friends of America in the Middle East, an organization established by the CIA as a “roof” for its employees. His assistant was a professor at Yale University R. Black, sent to Tehran to "teach history." Black had contacts with the Iranian secret services, ensuring the involvement of a number of their members in cooperation with the CIA. Roosevelt also focused on building contacts with the military, from among the aristocratic elements, in collaboration with Shah Reza Pahlavi. Roosevelt held a meeting with the Shah in July, assuring him of the full support of the United States and Great Britain. The shah and armed forces of Iran acted according to a plan that was developed by foreigners. From the UK acted scout "Monty" Woodhouse. He provided the delivery weapons and financing of the Rashidian brothers, who at the right time should have brought crowds of declassed elements to the streets of the capital.

In August 1953, Shah Pahlavi announced the removal of Mossadegh from his post as head of government and the appointment of Fazlollah Zahedi in his place. Zahedi went a long way - he served in the Persian Cossack brigade, in the gendarmerie, for taking a pro-German position during World War II, was arrested by the British and expelled to Palestine, and lived in France. In 1949, he became the head of the Iranian police, in 1951, he became Minister of the Interior. Mosaddyk refused to resign. Unrest began on the streets of the capital, a massacre of leftist and democratic forces was committed in Tehran. "Popular demonstrations" in support of the Shah were paid for by the Americans and the British. The case came the military, which 19 August 1953, the year removed from power the government Mossadegh.

Mosaddyk was arrested and until the end of his life he was in exile under the supervision of the authorities. Shah Mohammed Reza Pahlavi returned to the country the sovereign ruler. He remained loyal to the West until the end of his life. He paid for the help with "black gold". 19 September 1954, the new Iranian government has signed an agreement with the International Oil Consortium. According to it, 95% of MNK's shares belonged to 8 to foreign companies: British Petroleum (former AINK) owned 40%; 14% from the British-Dutch Royal Dutch Shell; 35% of the shares belonged to the “Big Five” - Standard Oil of New Jersey, Socone Mobil Oil, Standard Oil of California, Texaco, Gulf Oil Corporation and 6% from the French Company Française de petrol. In addition, the Iranian government was forced to pay the British 25 million pounds in compensation for the damage done by AINC by the nationalization of the 1951 of the year. With the help of the CIA and the Mossad, the infamous secret political police SAVAK was established in 1957. Iran remained an ally of the United States until the Islamic revolution 1979.
Author:
6 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. xetai9977
    xetai9977 22 August 2013 07: 48 New
    +2
    Well, this is far from news. We talked about and wrote a lot about this in the 70s and 80s. Young people will be interested in this. For the first time we have touched on this topic for many years.
  2. Iraclius
    Iraclius 22 August 2013 07: 57 New
    +4
    I, too, Newton's bin! lol But I would really, really like to get hold of the book "Battle for Iran".
    The most piquant thing in this story is that overthrowing the secular leadership of the US country themselves paved the way for the Islamic revolution in the country. Byzantine machinations sometimes hit Byzantium itself. winked
    1. Ka-52
      Ka-52 22 August 2013 17: 22 New
      +2
      I would also highlight this moment:
      In addition, the death of Stalin in March 1953 radically changed the political situation in the world. Moscow’s policy has become less decisive.
  3. Panikovsky
    Panikovsky 22 August 2013 09: 37 New
    +2
    Who would doubt that.
  4. The comment was deleted.
  5. Standard Oil
    Standard Oil 22 August 2013 13: 06 New
    +1
    Is the CIA involved in the overthrow of Mossadyk? And then there’s the grandson of T. Roosevelt?
  6. Alfonso
    Alfonso 24 August 2013 17: 46 New
    +1
    Starting and polishing the technologies of the current color revolutions. Introduce spies into the country "who were supposed to bring crowds of declassed elements onto the streets of the capital at the right time."

Тёмная история США: ЦРУ призналось, что замешано в иранском перевороте 1953 года

Тёмная история США: ЦРУ призналось, что замешано в иранском перевороте 1953 года Центральное разведывательное управление впервые признало тот факт, что замешано в иранском перевороте 1953 года, когда 19 августа был свергнут премьер-министр Ирана Мохаммед Мосаддык. Об этом свидетельствуют документы, которые были обнародованы в понедельник неправительственной организацией «Архив национальной безопасности». Публицисты говорили об участии США и Великобритании в свержении демократически избранного премьера Моссадыка уже давно. Но эта публикация – первое формальное признание американской спецслужбы о том, что ЦРУ помогло спланировать и осуществить государственный переворот. До этого момента на роль США в иранском перевороте ссылались в своих публичных выступлениях государственный секретарь Мадлен Олбрайт в 2000 году и президент Барак Обама в 2009 году, но спецслужбы предпочитали отмалчиваться. По мнению «Архива национальной безопасности, эту информацию можно было рассекретить уже давно без риска для национальной безопасности Соединенных Штатов.

Оглашена подготовленная еще в 1970-е годы исследовательская работа «Битва за Иран», которую написали для внутреннего пользования разведывательного управления. В 1981 году на фоне революции в Иране, когда произошёл захват американских заложников в Тегеране, американский союз гражданских свобод (ACLU) потребовал рассекречивания этого документа. Но тогда Центральное разведывательное управление изъяло из рассекреченного документа любые сведения, касавшиеся государственного переворота 1953 года. Из документов следует, что в тесном взаимодействии с американскими спецслужбами работала британская разведка MИ-6.

Предыстория


В августе - сентябре 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, в Иран были введены британские и советские войска. Это было связано с тем, что Реза Шах Пехлеви (правил Ираном с 1925 года) вел прогерманскую политику, шел процесс сближения Третьего рейха и Персии. Шах отказался предоставить иранскую территорию Великобритании и СССР для размещения их войск. В результате 16 сентября 1941 года шаха принудили отречься от престола, его место занял сын - Мохаммед Реза Пехлеви. Реза Пехлеви был отправлен в ссылку в Южно-Африканский Союз под контроль английских властей. Одним из следствий этого события стало снижение авторитета власти шаха и усиление влияния меджлиса – иранского парламента, который стал самостоятельным источником власти. Правительство было подотчётно меджлису.

В 1949 году был сформирован Национальный фронт Ирана, который объединил патриотически настроенные круги местной буржуазии. Они хотели национализировать Англо-Иранскую нефтяную компанию (АИНК), чтобы доходы от нефти принадлежали иранскому народу. Лидером Национального фронта был бывший министр финансов и депутат меджлиса Мохаммед Мосаддык. Благодаря своей бескомпромиссной позиции по отношению к наследственным привилегиям и за освобождение страны от иностранного влияния Мосаддык стал кумиром иранской интеллигенции. Одним из главных требований фронта была отмена неравноправного британо-иранского договора 1933 года. Согласно нему иранские нефтяные месторождения были сданы в концессию сроком на 60 лет Англо-иранской нефтяной компании, которая принадлежала британцам. Народ Ирана был лишен львиной доли доходов от нефтедобычи. АИНК фактически была государством в государстве. Она имела свои аэродромы, железные дороги, порты, танкеры, радиостанции, нефтеперерабатывающие предприятия, нефтяные скважины и даже свою полицию.

15 марта 1951 года иранский парламент практически единогласно утвердил закон о национализации нефтяной отрасли Ирана. 28 апреля 1951 года Мохаммед Мосаддык был утверждён на пост премьер-министра. Иран в 1951-1953 гг. охватило массовое социальное движение. Национальный фронт в борьбе с шахом и внешними силами опирался на широкие слои городского и сельского населения, образованную молодежь, рабочих, ремесленников, торговцев, духовенство и т. д.

Необходимо отметить, что вся экономика Ирана в те десятилетия была построена вокруг «черного золота». Национализация нефтяной отрасли должна была существенно пополнить бюджет государства и более эффективно решать многочисленные социальные проблемы. Однако просто национализация нефтяной отрасли не могла решить проблем Ирана. В ходе национализации производство нефти значительно сократилось - с 241,4 млн. баррелей до 10,6 млн. баррелей в 1952 г. Из страны были высланы все британские специалисты и советники. 22 октября 1952 года между Великобританией и Ираном были разорваны дипломатические. Объемы экспорта нефти Ирана серьёзно сократились, так как по инициативе Англии против Ирана были приняты санкции. Мировые нефтяные корпорации четко соблюдали условия санкций против нефти Ирана. Кроме того, положение усугублялось военной блокадой иранского государства со стороны Великобритании. Поступления в бюджет страны от внешней торговли серьёзно сократились. Иранское правительство было вынуждено осуществлять свою политику без доходов от продажи нефти. Правительство упразднило старую феодальную систему в деревне. В целом правительство Мохаммеда Мосаддыка смогло перестроить экономику - бюджет страны был сбалансированным, и экономическая политика 1952-1953 гг. была успешной. Иран увеличил внутреннее производство, сократил импорт и одновременно увеличил экспорт других товаров, которые не попали под нефтяное эмбарго (рыбы, каспийской икры, ковров, риса, табачных изделий, хлопка и т. д.).

Правительству было трудно проводить индустриализацию страны, не имея значительных поступлений от продажи нефти и западных капиталовложений. Однако Тегеран смог наладить производство многих товаров внутри страны, развивая свою промышленность. Быстрыми темпами росло производство строительных материалов, строились дома, крупные торговые центры, увеличилось производство сахарных и цементных заводов, текстильных и горно-обогатительных предприятий. Рабочие получили возможность выдвигать свои требования. Росли объёмы ремесленного производства. Из-за падения ввоза зарубежных товаров, ремесленники нарастили производство и получали значительные прибыли. Незначительный рост наблюдался и в сельском хозяйстве. В целом вытеснение иностранного капитала из страны, оздоровило экономику иранского государства.

Сокращение импорта ударило по таможенным сборам. Правительство было вынуждено усилить непрямое налогообложение, особенно на табак и табачные изделия. По инициативе Лондона были заморожены иранские валютные резервы – 26 млн. фунтов стерлингов. Правительство, чтобы стабилизировать финансовую ситуацию в феврале 1952 г. выпустило облигации национального займа на сумму в 25 млн. долларов США. Что интересно эти облигации преимущественно приобретали представители средних и низших социальных групп, состоятельные люди не приобретали их, так как были недовольны политикой правительство, опасаясь, что Иран может превратиться в «коммунистическую» страну. Однако, несмотря на неблагоприятные вешние обстоятельства государственный бюджет Ирана в 1951—1954 гг. увеличился в 6 раз. Государство смогло сохранить в силе выполнение обязательств по вопросам выплаты зарплат перед рабочими нефтяной отрасли.

Таким образом, хоть экономическое положение страны при правительстве Мосаддыка было нестабильным, но демонстрировало неплохие показатели и тенденции к дальнейшему росту. Спад во внешней торговле стимулировал рост производства отечественных товаров. Уровень жизни городского и сельского населения остался на прежнем уровне. Необходимо также учесть, что правительство Мосаддыка унаследовало многие социально-экономические проблемы от предшественников. В частности, горожане страдали от высокой инфляции, у рабочих была низкая зарплата, сохранялся высокий уровень безработицы.

Однако главной предпосылкой переворота стали не экономические трудности, а политическая ситуация. Моссадык взял курс на проведение либерально-демократических реформ и ограничение шахской власти. Большую свободу получила пресса, Народная партия Ирана действовала более свободно, провели амнистию политических заключенных. Личность самого Мохаммеда Мосаддыка была популярной. Этот пожилой человек – 1882 года рождения, вел скромный образ жизни, не любил роскошь, был непримирим к коррупции. Правительство начало проводить реформы судебной, избирательной и образовательной сфер.

В январе 1952 года разразился политический кризис. Мосаддык из-за разногласий с шахом по проблеме контроля над вооруженными силами был в июле отправлен в отставку. Национальный фронт выразил протест монарху и пообещал начать всеобщую забастовку и восстание в Тегеране. 22 июля 1952 года Мохаммед Реза Пехлеви был вынужден снова назначить Мосаддыка главой правительства. Мосаддык получил вотум доверия в меджлисе и начал борьбу за усиление своего влияния и достижения полного контроля над деятельностью органов государственной власти. В феврале 1953 года М. Мосаддык предложил шаху уехать из Ирана, заявив, что монарх должен царствовать, а не управлять государством. Мохаммед Реза Пехлеви уехал в Багдад, а затем Рим.

Внешнеполитическая ситуация и переворот

Вполне естественно, что Великобританию такой резкий поворот событий совершенно не устраивал. Национализация АИНК была опасным прецедентом, который мог поколебать положение британцев на Ближнем Востоке. Лондон организовал международный бойкот иранской нефти. А британская «Сикрет Интеллидженс Сервис» (СИС) стала планировать государственный переворот в Иране. Благо можно было опереться на шаха и военную верхушку. Однако Великобритания уже не могла одна решать столько важные мировые вопросы. После завершения Второй Мировой войны, на международной арене лидировали две сверхдержавы – СССР и США. Поэтому, чтобы осуществить свои планы, британцам пришлось обратиться за помощью к американцам. Свои корыстные интересы британцы постарались прикрыть рассуждениями о борьбе с «коммунистической угрозой», якобы Мосаддык хочет войти в социалистический лагерь. Американцы согласились поддержать британцев, вынудив Англию согласиться на раздел нефтяных прибылей с ними.

Правительство Мосаддыка не могло в одиночку противостоять хищническим интересам США, ему надо было опереться на Советский Союз. Однако Мосаддык провозгласил намерение придерживаться политики нейтралитета и неприсоединения в «холодной войне». Его главной целью было укрепление национальной независимости. Одновременно Мосаддык попытался сыграть на интересе США к Ирану. Первоначально Вашингтон поддержал иранское правительство в его борьбе против британцев, планируя заменить английское присутствие своим. Американская администрация даже пообещала помощь Ирану и кредит в 25 млн. долларов. В ноябре 1952 г. Мосаддык попросил у Гарри Трумэна кредит. Позже Мосаддык и Кашани обратились к Дуайту Эйзенхауэру с просьбой о предоставлении кредита в 100 млн. долларов и предложили американцам покупать иранскую нефть. Американская администрация заявила, что Соединенные Штаты в настоящее время не имеют возможность оказать помощь Тегерану и покупать иранскую нефть. Эйзенхауэр проинформировал Мосаддыка о том, что США могут оказать помощь только по вопросу развития армии и полиции Ирана. Но Мосаддык отказался принять такую помощь, так как военная элита Ирана и так была под сильным влиянием Запада.

В то же время контакты с США отсрочили переворот. В октябре 1951 года Мосаддык посетил США с официальным визитом и лично убедил Трумэна в том, что является «убежденным антимарксистом». В результате директор американской разведки Уолтер Беделл Смит и его 1-й заместитель Аллен Даллес были вынуждены сообщить своим британским коллегам, что до тех пор, пока Трумэн глава США, ничего сделать нельзя. Таким образом, совместная англо-американская операция против Ирана была отложена.

Участь правительства Мосаддыка была предрешена, когда в 1953 году Трумэна сменил Эйзенхауэр. Кроме того, смерть Сталина в марте 1953 года коренным образом изменила политическую ситуацию в мире. Политика Москвы стала уже не столь решительной. Политика неприсоединения, которую поддерживал Иран, была оценена Вашингтоном как просоветская. Нейтральный Иран Вашингтон не устраивал, он должен был прочно войти в сферу влияния США. Слишком сложной была ситуация на планете, чтобы позволить столь важной державе как Иран, быть нейтральной. Не менее существенным было и установление контроля Соединенных Штатов за иранской нефтью. 23 июня 1953 года новый государственный секретарь США Джон Фостер Даллес провел совещание. В нём участвовали его брат Аллен Даллес – директор ЦРУ, заместитель госсекретаря, генерал Уолтер Беделл Смит, а также другие государственные и военные деятели. Участники совещания сделали вывод, что в интересах США необходимо организовать переворот в Иране и восстановить власть шаха.

Операции было присвоено кодовое название «Аякс» (TP-AJAX, Operation Boot). В Англии операцию назвали проще – «Пинком». Резидент американской разведки в Иране Дж. Кювье сомневался в целесообразности предстоящего переворота, поэтому его заменили на Кермита Рузвельта, внука американского президента Теодора Рузвельта. Кермит действовал в Иране под видом преподавателя истории и руководителя Ассоциации друзей Америки на Ближнем Востоке, организации учрежденной ЦРУ в качестве «крыши» для своих сотрудников. Его помощником был профессор Йельского университета Р. Блэк, присланный в Тегеран для «преподавания истории». Блэк имел контакты с иранскими спецслужбами, обеспечив привлечение ряда их членов к сотрудничеству с ЦРУ. Рузвельт же сосредоточил внимание на налаживание контактов с военными, из числа аристократических элементов, во взаимодействии с шахом Реза Пехлеви. Рузвельт в июле провел встречу с шахом, заверив его в полной поддержке со стороны США и Великобритании. Шах и вооруженные силы Ирана действовали по плану, который был разработан иностранцами. Со стороны Великобритании действовал разведчик «Монти» Вудхаус. Он обеспечил поставку оружия и финансирование братьев Рашидиан, которые должны были в нужный момент вывести на улицы столицы толпы деклассированных элементов.

В августе 1953 года шах Пехлеви объявил о смещении Мосаддыка с поста главы правительства и назначении на его место Фазлоллы Захеди. Захеди прошел длинный путь – служил в персидской казачьей бригаде, в жандармерии, за пронемецкую позицию во время Второй мировой войны был арестован британцами и выслан в Палестину, жил во Франции. В 1949 году возглавил полицию Ирана, в 1951 году стал министром внутренних дел. Мосаддык отказался сложить полномочия. На улицах столицы начались волнения, в Тегеране был учинен погром левых и демократических сил. «Народные демонстрации» в поддержку шаха были проплачены американцами и британцами. В дело вступили военные, которые 19 августа 1953 года отстранили от власти правительство Мосаддыка.

Мосаддык был арестован и до конца жизни находился в ссылке под надзором властей. Шах Мохаммед Реза Пехлеви вернулся в страну полновластным правителем. Он до конца жизни сохранял верность Западу. За помощь он расплатился «чёрным золотом». 19 сентября 1954 года новое иранское правительство подписало договор с Международным нефтяным консорциумом. По нему 95 % акций МНК принадлежало 8 зарубежным компаниям: 40 % у «British Petroleum» (бывшей АИНК); 14 % у британо-голландской «Royal Dutch Shell»; 35 % акций принадлежало американской «большой пятёрке» - «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», «Сокони мобил ойл», «Стандарт ойл оф Калифорниа», «Тексако», «Галф ойл корпорейшн» и 6 % — у французской «Компани франсез де петроль». Кроме того, иранское правительство было вынуждено выплатить англичанам 25 млн. фунтов стерлингов в возмещение ущерба, нанесенного АИНК национализацией 1951 года. При помощи ЦРУ и Моссада в 1957 году была учреждена печально знаменитая тайная политическая полиция САВАК. Иран оставался союзником США до Исламской революции 1979 года.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. xetai9977 22 августа 2013 07:48
    Ну это же далеко не новость.Об этом ещё много говорили и писали и в 70-е, и в 80-е.Молодёжи это будет интересно.Впервые коснулись этой темы за много лет.
  2. Iraclius 22 августа 2013 07:57
    Тоже мне, бином Ньютона! lol Но книгу "Битва за Иран" я бы очень-очень хотел заполучить.
    Самое пикантное в этой истории то, что свергнув светское руководство страны США сами подготовили почву для Исламской революции в стране. Византийские козни иногда бьют по самой Византии. winked
    1. Ka-52 22 августа 2013 17:22
      Я бы выделил еще вот этот момент:
      Кроме того, смерть Сталина в марте 1953 года коренным образом изменила политическую ситуацию в мире. Политика Москвы стала уже не столь решительной.
  3. паниковский 22 августа 2013 09:37
    кто бы сомневался.
  4. Комментарий был удален.
  5. Standard Oil 22 августа 2013 13:06
    ЦРУ замешано в свержении Моссадыка?А тут еще и внук Т.Рузвельта замешан?Вот это поворот!
  6. AlFonso 24 августа 2013 17:46
    Начало и шлифовка технологий нынешних цветных революций. Завезти в страну шпионов, "которые должны были в нужный момент вывести на улицы столицы толпы деклассированных элементов".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня