Military Review

For the best interests of the United Kingdom

33
Western historians, listing the largest naval battles of World War II, the battle of Mers-el-Kebir shyly bypass. And there are reasons for this: 3 July 1940, off the coast of North Africa, the British and French squadrons met in a fierce battle. What happened, for whatever reason, yesterday's allies in the fight against Nazi Germany became mortal enemies?




Prelude

10 May 1940, the Wehrmacht troops set foot on the territory of Belgium and Holland, thus violating the neutral status of these powers. May 13 Wehrmacht troops crossed the Franco-Belgian border. The French army was overturned for several days and by the end of May ceased to exist. Paris surrendered to the mercy of the winner. 14 June, German troops entered the capital of France and marched victoriously along the Champs Elysees. Hitler forced France to drink a full cup of shame. The carriage which was carefully kept by the French, in which General Foch accepted German surrender in 1918, was reanimated to life. The museum exhibit was again filled by people in military uniforms, only this time France signed the capitulation. 1 / 3 of the country, including the heart of France - Paris, was occupied. On the remaining territory was organized so-called. “Vichy regime” (according to the name of the resort town where the government of the “free zone” is located).

The French fleet must not become German!

At the disposal of the Vichy regime, formally considered independent, but in practice controlled by the Nazis, remained the colonial troops and the fourth in the world in its power navy. Vessels were stationed in various ports of North and West Africa, some - in Toulon, about 200 ships stood in various ports of Great Britain. In London they seriously feared that these ships could at any time become part of Kriegsmarine. If this happens, the combined Italian-German fleet will become the full owner of the Atlantic, not to mention the Mediterranean. British Prime Minister Churchill believed that French ships needed to be interned and disarmed, and in the event of resistance, to sink. The operation received the name "Catapult."



Throw "Catapult"

To carry out operations from the composition of the British Navy, a group was designated that received the name "Compound H", which included 2 battleship, 1 linear and 2 light cruisers, 11 destroyers and 1 aircraft carrier. The British intended to fight with their ally seriously: the ships went to sea with full ammunition. The operation was scheduled for July 3.

On the night of July 3, the commandos arrived in the English ports where the French ships were stationed. Under cover of darkness, they seized ships and handed over to the captains ultimatums demanding that the ships be handed over to the protection of the British authorities. The captains protested, but this did not solve anything. The French team of the captured ship landed on the beach, the British flag was raised on the mast. This phase of the operation took place without incident, only in Portsmouth, on a submarine, "Surkuf" had time to raise the alarm and resisted. A French officer and a British 3 died in a shootout. Within a day, about 200 ships changed their nationality. The British Navy is replenished with 2 battleships, 10 destroyers, 7 submarines.

In the port of Alexandria, everything was resolved by mutual agreement: the battleship Lorian, four cruisers and several destroyers leaked fuel, removed the locks from the guns and transferred them to the British. In the Senegalese Dakar, where the newest battleship Richelieu, the 3 cruisers, the 3 destroyers and several submarines were stationed, everything did not go so peacefully. The French refused the ultimatum. Then torpedo bombers took off from the British aircraft carrier, the main caliber guns began to speak. "Richelieu" got a hole, the keel bent over 25, one of the propellers failed. Having found their mission accomplished, the British ships withdrew. The battleship was disabled and henceforth was used only as a floating battery.
But the most tragic events unfolded in the naval base of Mers-el-Kebir, where the real naval battle took place.

One of the largest naval battles of World War II

At the naval base of Mers el-Kebir were the most significant forces of the French fleet: the latest high-speed battleships “Dunkirk” and “Strasbourg”, 2 old battleships “Brittany” and “Provence”, 1 aircraft carrier, 6 destroyers, minesweepers and other vessels. They were the main goal of Compound H. Around 9:30 a.m. on July 3, British ships approached the base of the French Navy. The British were clearly not expected. French ships were locked in a tight bay. To the battleship Dunkirk, on the mast of which the flag of the squadron commander Admiral Zhansuh fluttered, a boat went with an officer who was instructed to deliver an ultimatum. The French were offered a choice of:
1. Join the British fleet and join the fight against Germany.
2. Get under the escort of British ships to England and interned there.
3.With small crews under an English escort, go to the French West Indies or to the ports of the United States and intern there.
4. Fire the ships.
The term of the ultimatum is 6 hours.

While awaiting a response, Vice-Admiral Somerville, commander of Connection H, raised his binoculars to his eyes and saw how the French sailors were uncovering their guns. No longer waiting for the boat with the officer to return to the battleship, the admiral ordered me to play alarm.

Bombers took off from an aircraft carrier. The British ships attacked the French with all the power of their naval guns. French ships, coastal artillery fired back. The battleship "Provence", having received a hole, nuzzled the shore. The “Brittany” caught fire and exploded; in black clouds of smoke the souls of French sailors 977 ascended to heaven. Serious damage received "Dunkirk." The destroyer "Mogador" received a projectile in the stern, which detonated depth charges. The crew was able to throw the destroyer practically left without stern aground. The French ships (those who still remained afloat) went for a breakthrough. At the head went with the burning stern "Strasbourg", on the move firing from all guns. Somerville ordered to put up a smoke screen and move away from the bay. Burning battleship attacked torpedo. The first wave of attack, the second. Strasbourg snapped anti-aircraft fire and shot down an 3 aircraft. Together with the leader, 5 destroyers were able to break through the barrier and leave the harbor. July 4 black from soot, crippled, but proud "Strasbourg" at the head of its small squadron entered the port of Toulon, where the remnants of the French fleet converged.



Repeat visit

On July 6, Compound H arrived again in Mers al-Kebir. This time the main striking force was the British aviation. 12 torpedo bombers attacked the Dunkirk. One of the torpedoes hit a standing guard with a load of depth charges. The bombs detonated, the consequences were terrible. "Dunkirk" received damage that practically put him out of order. At this point, French fighters took off from coastal airfields. Just yesterday, brothers armsThe British and French pilots now looked at each other through the reticle. One by one, burning English and French aircraft fell into the sea. Dunkirk was on fire. In 1942, he will still be able to leave the harbor, but his battleship has lost its value forever.

For the best interests of the United Kingdom


Results

In general, the results of the operation "Catapult" in London were satisfied: the UK secured indisputable domination of the sea. 7 French battleships, 4 cruisers, 8 submarines, not counting other ships, were in any way removed from the game. The Royal Navy has replenished with new combat ships. And all this - without losing a single vessel! When Churchill reported on the results of the operation in parliament, the deputies gave him a standing ovation.

Vichy regime after the events of 3-6 in July broke off diplomatic relations with London and intensified anti-British propaganda. General de Gaulle condemned the attack of the British on the French fleet, but he could not afford more, in his struggle for the liberation of the motherland he was entirely dependent on the support of Britain. Ordinary French 3-6 July events perceived as a betrayal by yesterday's allies. The number of collaborators and volunteers who want to serve in the Wehrmacht has increased.

In his memoirs, Churchill wrote: “It was a cruel but necessary blow to yesterday’s allies.” History did not confirm the fears of the British. November 26, 1942, when the German entered Toulon Tanks, French sailors flooded the vessels in the harbor. 3 battleships, 7 cruisers, 32 destroyers, 16 submarines, 18 patrol boats and other vessels went to the bottom — about 77 ships in total. Not a single French ship went to the Nazis.

But the British never questioned the feasibility of Operation Catapult, and the death of more than 1300 French sailors, British and French pilots attributed to the inevitable costs for the triumph of the highest interests of Britain.


The harbor of Toulon after being liberated by its allies. The remains of the port buildings and the hull of the submerged ships are visible. Shot on August 30 1944.


Toulon, France, during the flooding of the French fleet 27 on November 1942, before the German occupation. Ships from left to right are Chamois, L'Impetueuse, La Curieuse, Dedaigneuse, Yser, and auxiliary mine-sweeper Roche Bleue. Most ships were saved and served the Germans or Italians.


Commandant Teste seaplane carrier during the flooding of 27 on November 1942 of the year. Raised only in the 1946 year and was not used for its intended purpose.


Naval shipyard in Toulon after the sinking of the French fleet.
Ships in foreground (left to right): Tartu, Cassard and L'Indomptable. (Sank, but vertically), Vautour (completely sank) Aigle (capsize). In the far distance, the OBB Condorcet is partially dismantled. Notice the guns on the beach. Filmed at the end of 1944.


Destroyer Tartu after flooding. Picture taken in December 1942.


Light cruiser Marseillaise after flooding.


Stern light cruiser Marseillaise after flooding. In the background are visible pipes and superstructures of the heavy cruiser Algerie.


The remains of the battleship "Dunkirk". Damaged by the British during Operation Catapult, he ended his days in the harbor of Toulon.


Destroyer "Love". 27 of the year flooded on November 1942. Raised by Italians in 1943, renamed to FR-21. Flooded in the port of La Spezia 9 September 1943 of the year.


In the foreground the leader of the destroyers "Gerfo" is flooded, in the background is "La Galisonier" and "Jean de Vienne".


The remains of the battleship "Dunkirk" exploded and submerged in the dry dock of Toulon.


The heavy cruiser Algiers was blown up and set on fire by its crew on November 27, sat on the ground and burned until December 16. Attempts by the Italians to raise the cruiser did not bring success. It was raised only in 1949 year and in 1956 it is cut into metal.


The remains of the heavy cruiser "Algeria"


Heavy cruiser "Colbert".


Half-submerged cruiser "Marseillaise".


Burning and sunken French ships at the quay walls in Toulon. Picture taken from a British aircraft.
From left to right:
- line cruiser "Strasbourg" class "Dunkirk" - flooded by the crew, lay on the ground on an even keel.
- Suffren-class heavy cruiser "Colbert" - scuttled, despite the presence of German officers. Subsequently, it detonated the cellar.
- the Algeri heavy cruiser, built in the singular in response to the appearance of the Italian heavy cruisers of the Zara class, was blown up, and the 20 days were burning.
- light cruiser "La Marseillaise" class "La Galisson" - Kingston on the orders of the captain were opened by the crew on the one hand, the cruiser rolled over and exploded, burned 7 days.


Nasal towers heavy cruiser "Algeria" after the end of the fire.


German soldiers rest on the coast near Toulon against the backdrop of a picturesque view in the form of the destroyed French destroyer "L'Adroit"


Operation "Catapult". 3 July 1940 of the year. Oran. The death of the battleship "Brittany".


The battleship "Brittany" collapses to the side.


Fire at the stern of the battleship "Brittany". Well visible trim aft.


Destroyer "Mogador" leaving Mars El Kabir 3 July 1940 received a direct hit by the British 381-mm projectile in the stern, which led to the detonation of depth charges. The destroyer completely tore off the stern and he ran aground.


Burning battleship "Provence" in Mars al-Kabir. 3 July 1940 of the year.


A strong fire is clearly visible in the vicinity of the aft superstructure of “Provence”.
Author:

Во имя высших интересов Великобритании

Западные историки, перечисляя крупнейшие военно-морские сражения II Мировой войны, битву у Мерс-эль-Кебира стыдливо обходят стороной. И этому есть причины: 3 июля 1940 года у побережья Северной Африки в жестоком бою сошлись британская и французская эскадры. Что же произошло, по какой причине вчерашние союзники в борьбе против гитлеровской Германии стали смертельными врагами?

Во имя высших интересов Великобритании


Прелюдия


10 мая 1940 года войска вермахта ступили на территории Бельгии и Голландии, нарушив, тем самым, нейтральный статус этих держав. 13 мая войска вермахта пересекли франко-бельгийскую границу. Французская армия была опрокинута в течение нескольких дней и уже к концу мая перестала существовать. Париж сдался на милость победителя. 14 июня немецкие войска вступили в столицу Франции и победным маршем прошли по Елисейским полям. Гитлер заставил испить Францию полную чашу позора. Был реанимирован к жизни заботливо хранимый французами вагончик, в котором в 1918 году генерал Фош принимал капитуляцию Германии. Музейный экспонат вновь заполнили люди в военных мундирах, только в этот раз капитуляцию подписывала Франция. 1/3 страны, включая сердце Франции – Париж, была оккупирована. На оставшейся территории был организован т.н. «режим Виши» (по названию курортного городка, где разместилось правительство «свободной зоны»).

Французский флот не должен стать немецким!

В распоряжении режима Виши, формально считавшегося независимым, а на практике подконтрольного гитлеровцам, оставались колониальные войска и четвертый в мире по своей мощи военно-морской флот. Дислоцировались суда в различных портах Северной и Западной Африки, часть – в Тулоне, около 200 судов стояли в различных портах Великобритании. В Лондоне всерьез опасались, что эти корабли в любой момент могут стать частью Кригсмарине. Если такое случится, объединенный итало-германский флот станет полноправным хозяином Атлантики, не говоря уже о Средиземном море. Премьер-министр Великобритании Черчилль считал, что французские корабли необходимо интернировать и разоружить, а в случае оказания сопротивления – потопить. Операция получила наименование «Катапульта».

Во имя высших интересов Великобритании


Бросок «Катапульты»

Для осуществления операции из состава ВМС Великобритании была выделена группа, получившая наименование «Соединение Н», куда вошли 2 линкора, 1 линейный и 2 легких крейсера, 11 эсминцев и 1 авианосец. Британцы намеревались воевать со своим союзником всерьез: суда вышли в море с полным боекомплектом. Операция была назначена на 3 июля.

В ночь на 3 июля в английские порты, где стояли французские корабли, прибыли отряды коммандос. Под покровом темноты они захватывали суда и вручали капитанам ультиматумы с требованием сдать суда под охрану британских властей. Капитаны заявляли протесты, но это уже ничего не решало. Французская команда захваченного корабля ссаживалась на берег, на мачте подымался британский флаг. Эта фаза операции прошла без эксцессов, только в Портсмуте на подводной лодке «Сюркуф» успели поднять тревогу и оказали сопротивление. В перестрелке погибли французский офицер и 3 британца. В течение суток около 200 судов поменяли свою государственную принадлежность. Британский ВМФ пополнился 2 линкорами, 10 эсминцами, 7 подводными лодками.

В александрийском порту все разрешилось по обоюдному согласию: линкор «Лориан», четыре крейсера и несколько эсминцев слили топливо, сняли с орудий замки и передали их англичанам. В сенегальском Дакаре, где стояли новейший линкор «Ришелье», 3 крейсера, 3 эсминца и несколько подлодок, все прошло не столь мирно. На ультиматум французы ответили отказом. Тогда с британского авианосца взлетели торпедоносцы, заговорили орудия главного калибра. «Ришелье» получил пробоину, киль погнуло на протяжении 25м, вышел из строя один из гребных винтов. Сочтя свою миссию выполненной, британские корабли удалились. Линкор был выведен из строя и впредь использовался всего лишь как плавучая батарея.
Но самые трагические события развернулись в военно-морской базе Мерс-эль-Кебир, где разыгралось настоящее морское сражение.

Одно из крупнейших военно-морских сражений II Мировой войны

На военно-морской базе Мерс-эль-Кебир находились самые значительные силы французского флота: новейшие быстроходные линкоры «Дюнкерк» и «Страсбург», 2 старых линкора «Бретань» и «Прованс», 1 авианосец, 6 эсминцев, тральщики и др. суда. Именно они были главной целью «Соединения Н». Около 9:30 утра 3 июля британские корабли подошли к базе французских ВМС. Британцев тут явно не ждали. Французские корабли оказались запертыми в тесной бухте. К линкору «Дюнкерк», на мачте которого развевался флаг командующего эскадрой адмирала Жансуля, отправился катер с офицером, которому было поручено вручить ультиматум. Французам предлагалось на выбор:
1.Присоединиться к британскому флоту и вступить в борьбу с Германией.
2.Уйти под конвоем британских судов в Англию и там интернироваться.
3.С уменьшенными экипажами под английским эскортом уйти во французскую Вест-Индию или в порты США и интернироваться там.
4.Затопить корабли.
Срок ультиматума – 6 часов.

В ожидании ответа командующий «Соединения Н» вице-адмирал Сомервилл поднял к глазам бинокль и разглядел, как французские моряки расчехляют пушки. Уже не дожидаясь, пока катер с офицером вернется на линкор, адмирал приказал играть боевую тревогу.

С авианосца взлетели бомбардировщики. Британские корабли обрушили на французов всю мощь своих корабельных орудий. Французские корабли, береговая артиллерия вели ответный огонь. Линкор «Прованс», получив пробоину, ткнулся носом в берег. Загорелась и взорвалась «Бретань», в черных клубах дыма вознеслись к небу души 977 французских моряков. Серьезные повреждения получил «Дюнкерк». Эсминец «Могадор» получил снаряд в корму, от которого сдетонировали глубинные бомбы. Экипаж сумел выбросить практически оставшийся без кормы эсминец на мель. Французские корабли (те, кто еще остался на плаву) пошли на прорыв. Во главе шел с пылающей кормой «Страсбург», на ходу ведя огонь из всех орудий. Сомервилл приказал поставить дымовую завесу и отойти от бухты. Горящий линкор атаковали торпедоносцы. Первая волна атаки, вторая. «Страсбург» огрызался зенитным огнем и сбил 3 самолета. Вместе с лидером пробиться сквозь заслон и уйти из гавани смогли 5 эсминцев. 4 июля черный от копоти, покалеченный, но гордый «Страсбург» во главе своей маленькой эскадры вошел в порт Тулона, куда сходились остатки французского флота.



Повторный визит

6 июля «Соединение Н» вновь прибыло в Мерс-эль-Кебир. В этот раз главной ударной силой стала британская авиация. 12 торпедоносцев атаковали «Дюнкерк». Одна из торпед попала в стоявший рядом сторожевик с грузом глубинных бомб. Бомбы сдетонировали, последствия были ужасны. «Дюнкерк» получил повреждения, практически выведшие его из строя. К этому моменту взлетели с береговых аэродромов французские истребители. Еще вчера братья по оружию, английские и французские пилоты теперь смотрели друг на друга сквозь сетку прицела. Один за другим падали в море горящие английские и французские самолеты. «Дюнкерк» горел. В 1942 году он еще сможет покинуть гавань, но свою ценность, как боевой корабль, линкор потерял навсегда.

Во имя высших интересов Великобритании


Итоги

В целом итогами операции «Катапульта» в Лондоне были довольны: Великобритания обеспечила себе бесспорное господство на морских просторах. 7 французских линкоров, 4 крейсера, 8 подводных лодок, не считая других судов, тем или иным способом были выведены из игры. Королевский военно-морской флот пополнился новыми боевыми судами. И все это – не потеряв ни одного судна! Когда Черчилль докладывал о результатах операции в парламенте, депутаты устроили ему овацию.

Режим Виши после событий 3-6 июля разорвал дипломатические отношения с Лондоном и усилил антибританскую пропаганду. Генерал де Голль осудил нападение британцев на французский флот, но большего он позволить себе не мог, в своей борьбе за освобождение родины он всецело зависел от поддержки Великобритании. Рядовые французы события 3-6 июля восприняли как предательство со стороны вчерашних союзников. Возросло число коллаборационистов и добровольцев, желающих служить в войсках вермахта.

В своих мемуарах Черчилль писал: «Это был жестокий, но необходимый удар по вчерашним союзникам». История не подтвердила опасений англичан. 26 ноября 1942 года, когда в Тулон вошли немецкие танки, французские моряки затопили стоявшие в гавани суда. На дно ушли 3 линкора, 7 крейсеров, 32 эсминца, 16 подводных лодок, 18 сторожевиков и прочие суда – всего около 77 кораблей. Ни один французский корабль не достался гитлеровцам.

Но англичане никогда не подвергали сомнению целесообразность операции «Катапульта», а гибель более 1300 французских моряков, британских и французских летчиков относили к неизбежным издержкам за торжество высших интересов Великобритании.

Во имя высших интересов Великобритании

Гавань Тулона после освобождения его союзниками. Видны остатки портовых построек и корпуса полузатопленных кораблей. Снято 30 августа 1944 года.

Во имя высших интересов Великобритании

Тулон, Франция, во время затопления французского флота 27 ноября 1942 года до немецкой оккупации.Корабли слева направо Chamois, L'Impetueuse, La Curieuse, Dedaigneuse, Yser, и вспомогательный минный тральщик Roche Bleue. Большинство судов были спасены и служили немцам или итальянцам.

Во имя высших интересов Великобритании

Носитель гидросамолетов Commandant Teste во время затопления 27 ноября 1942 года. Поднят только в 1946 году и по назначению уже не использовался.

Во имя высших интересов Великобритании

Военно-морская верфь в Тулоне после затопления французского флота.
Корабли в переднем плане (слева направо): Tartu, Cassard и L'Indomptable. (Затонул, но вертикально), Vautour (полностью затонул) Aigle (опрокидывание). В далеком расстоянии частично демонтирован OBB Condorcet. Обратите внимание, оружие на пляже. Снято в конце 1944 года.

Во имя высших интересов Великобритании

Эсминец Tartu после затопления. Фото сделано в декабре 1942.

Во имя высших интересов Великобритании

Легкий крейсер Marseillaise после затопления.

Во имя высших интересов Великобритании

Корма легкого крейсера Marseillaise после затопления. На заднем плане видны трубы и надстройки тяжелого крейсера Algerie

Во имя высших интересов Великобритании

Остатки линкора "Дюнкерк". Поврежденный англичанами во время операции "Катапульта", он окончил свои дни в гавани Тулона.

Во имя высших интересов Великобритании

Эсминец "Лав". Затоплен 27 ноября 1942 года. Поднят итальянцами в 1943 году, переименован в FR-21. Затоплен в порту Ла-Специя 9 сентября 1943 года.

Во имя высших интересов Великобритании

На переднем плане затоплен лидер эсминцев "Жерфо", на заднем плане "Ла Галисонье" и "Жан де Вьен".

Во имя высших интересов Великобритании

Останки линкора "Дюнкерк" взорванного и затопленного в сухом доке Тулона.

Во имя высших интересов Великобритании

Тяжелый крейсер "Алжир" был подорван и подожжен своей командой 27 ноября, сел на грунт и горел до 16 декабря. Попытки итальянцев поднять крейсер успеха не принесли. Поднят он был лишь в 1949 году и в 1956 разделан на металл.

Во имя высших интересов Великобритании

Останки тяжелого крейсера "Алжир"

Во имя высших интересов Великобритании

Тяжелый крейсер "Кольбер".

Во имя высших интересов Великобритании

Полузатопленный крейсер "Марсельез".

Во имя высших интересов Великобритании

Горящие и затонувшие французские корабли у причальных стенок в Тулоне. Фото сделано с британского самолета.
Слева направо:
— линейный крейсер «Страсбург» класса «Дюнкерк» — затоплен экипажем, лёг на грунт на ровном киле.
— тяжёлый крейсер «Кольбер» класса «Суффрен» — затоплен, несмотря на присутствие немецких офицеров. Впоследствии на нём сдетонировали погреба.
— тяжёлый крейсер «Альжери», построен в единственном числе в ответ на появление итальянских тяжёлых крейсеров класса «Зара» — был взорван, горел 20 дней.
— лёгкий крейсер «Марсельеза» класса «Ла Галиссонье» — кингстоны по приказу капитана были открыты экипажем с одной стороны, крейсер перевернулся и взорвался, горел 7 дней.

Во имя высших интересов Великобритании

Носовые башни тяжелого крейсера "Алжир" после окончания пожара.

Во имя высших интересов Великобритании

Немецкие солдаты отдыхают на побережье близ Тулона на фоне живописного вида в виде уничтоженного французского эсминца "L'Adroit"

Во имя высших интересов Великобритании

Операция "Катапульта". 3 июля 1940 года. Оран. Гибель линкора "Бретань".

Во имя высших интересов Великобритании

Линкор "Бретань" заваливается набок.

Во имя высших интересов Великобритании

Пожар на корме линкора "Бретань". Хорошо виден дифферент на корму.

Во имя высших интересов Великобритании

Эсминец "Могадор" выходя из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.

Во имя высших интересов Великобритании

Горящий линкор "Прованс" в Марс-эль-Кабире. 3 июля 1940 года.

Во имя высших интересов Великобритании

Хорошо виден сильный пожар в районе кормовой надстройки "Прованса".
Автор: Klim Podkova


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
Картина дня