Military Review

Space industry: on the verge of change

12
Space industry: on the verge of change

The decision on its restructuring has already been made and will soon be announced.


“Something seems to be going wrong,” the host said. News of the federal channel, watching as the Proton-M booster rocket streams flat to the ground. Spectacular shots of the catastrophe attracted the attention of the leadership and the public to the Russian space industry and urgently sought an answer to the question of what exactly was going “wrong” in it.

Although for specialists and analysts, he has long been known. “Systemic crisis” - this phrase is spoken by most of them when it comes to the state of affairs of the Russian cosmonautics. This is undoubtedly a fair definition, but still, in my opinion, emphasis should be placed.

People…

The crisis of the space industry is primarily a personnel one. Formally, there are no problems with personnel: officially, thousands of people are working at the space industry enterprises at present, 244 - more than anyone else in the world. However, firstly, among these employees there are extremely few people of middle, most productive age. The enterprises employ either old people or young people who have no experience. Secondly, such a large number of employees is primarily a result of the extremely low productivity of labor. The Russian economy as a whole and industry in particular are less efficient than in Europe and the USA. However, in no industry is there such a gap between Russia and the Western countries in working out per person employed, as in space. For reference: the number of personnel of the European leader in the production of space satellites of the company Thales Alenia Space is about 7.5 thousands. Its annual turnover in 2012 year - about 2.1 billion euros - the amount of almost half of the total turnover of all the enterprises of the space industry of Russia taken together, which, I recall, according to official data, generate a quarter of a million people. Another example is the American private company SpaceX. The entire cycle of work, including the development and construction of a family of Falcon launch vehicles and Dragon spacecraft, is carried out by personnel numbering around 1800. For comparison: the Russian FSUE “GKNPTs named after MV Khrunichev”, which performs approximately a comparable amount of work, has, according to the enterprise itself, 43.5 thousands of employees. Low labor productivity, in turn, is a key reason for the persistently low wages in the Russian space industry — it is too many consumers to divide the pie of government orders, and it is difficult to compete on the international market. The consequence of low wages naturally becomes the outcome of the industry's best cadres. Most of the representatives of foreign companies I know and collaborate with the enterprises of the space industry in Russia, without saying a word, call the most advanced and globally competitive Russian enterprise of the branch of OJSC Information Satellite Systems named after Academician M. F. Reshetnev. Why? Due to their remoteness from the center and the low average standard of living in their region, they simply retained most of their human resources. Of our other leading enterprises based in Moscow, Korolev, Moscow Region and St. Petersburg, the more rapidly developing sectors of the economy of the two capitals simply sucked the best shots. Only a few of the staunch cosmonautics fanatics remained, or people whose labor qualities do not allow them to find high-paying jobs.

... and structure

Solving the personnel problem is impossible without consolidating the space industry and seriously reducing both the number of enterprises and the number of their personnel. This is obviously the leadership of Roskosmos, and the federal agency defended the idea of ​​creating a state-owned corporation on its basis, similar to Rosatom, and transferring state-owned assets to its management. Such a step would make it possible to make the necessary reductions, to improve the manageability of the industry and, as a result, to increase both labor productivity and product quality. However, on the path of reform was the resistance of enterprises that did not want to part with independence. The current situation is very convenient for them - living on government orders, they exist in essentially non-competitive environment and the issue of production efficiency and product quality is secondary for them, and responsibility for the failure lies primarily with Roscosmos. In addition, local authorities are against cuts in enterprises, fearing the loss of a reliable electorate.

Coming reform

On the account of the current head of Roscosmos Vladimir Popovkin there are a number of bold and necessary decisions that his predecessors did not dare. Shortly after his appointment, he began a campaign to identify misuse of funds. To conduct unscheduled inspections, Roskosmos commissions were sent to many enterprises of the industry. Then followed a series of resignations of managers of the industry. By the decision of Popovkin in October 2011, the frankly “sawing” project of creating a family of launch vehicles “Rus-M” was stopped, which, it seemed, should have replaced the “Unions”. Opponents of the head of Roskosmos blame this decision, recalling that the state spent more than 1.5 a billion rubles on the development of Rus-M. At the same time, it is somehow forgotten that in this way the embezzlement of budget funds for designing a rocket with an uncertain future, which has no clear advantages over the modernized Soyuz, and which most likely would never fly, was stopped. Several more corruption troughs were covered. In response, the leaders of large enterprises in the space industry started a real information war against the head of Roscosmos, which, with a few interruptions, has been going on for two years now. They failed to achieve success - the country's political leadership has shown that Popovkin has a sufficient stock of trust. However, the head of Roscosmos lacked to launch a project for large-scale reform of the hardware industry. The hope for a change in the situation was introduced in April of this year by President Putin, who invited the government to consider the creation of a space ministry. That was how the space industry was organized in the USSR - its enterprises were subordinate to the Ministry of General Engineering. Apparently, the Proton-M catastrophe that followed in July, caused by industrial negligence, exacerbated by the missile’s constructive flaw in the absence of “fool protection”, strengthened the country's leadership in the need to restructure the industry. On the sidelines of the space department there are rumors that the decision has already been made and will be announced soon.

New Russian space

Restructuring of the industry will inevitably be accompanied by a revision of the Federal space program. Obviously, they will continue the trend begun by Roscosmos to make the program more pragmatic. A reduction in the share of expenditures on a manned space program, which has a near-zero economic effect, will be accompanied by an increase in the cost of launching satellites required by the Russian economy. This is quite consistent with global trends: the European Space Agency, for example, does not have its own manned programs at all - and nothing, they do not consider themselves to be detrimental. As part of this concept, a new Russian remote sensing satellite Resurs-P was launched in June 2013. By 2015, Roskosmos plans to bring the number of such devices to 16 and provide Russian companies in the cartographic industry with domestic 60 percent pictures (now less than 10 percent). Also in the coming years, it is planned to significantly increase the number of communication satellites, to complement the grouping of satellites of the global navigation system with modernized Glonass-K satellites. In addition, an important component of the Roscosmos strategy was the expansion of participation in international space programs. In March of this year, the heads of the Russian and European space agencies, Vladimir Popovkin and Jean-Jacques Dordain, signed an Agreement on cooperation in the study of Mars and other bodies of the Solar System using robotic means. Not forgotten military and research astronautics. The group continues to grow in the interests of the Armed Forces of the Russian Federation - in June of this year, new satellites of the Condor and Cosmos-2486 optical-electronic reconnaissance missions were launched. In the coming years, the Spectra radio telescope will be added to the already existing radio telescope Spectrum-R to study outer space in the X-ray and ultraviolet ranges. Finally, over the past couple of years, work on the construction of the Russian Vostochny cosmodrome and the creation of a new Angara launch vehicle has been significantly intensified, which should replace the ill-fated Protons. All the steps taken allow us to hope that the national space program will successfully survive the current difficult period and Russia will retain its position in the list of leading space powers.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. My address
    My address 23 August 2013 08: 20 New
    +4
    Popovkin courage manifested itself last year, in the struggle for the secretary. True, and he shablotal from an opponent. And Rogozin is still shy about cutting it in ... right between his legs in the face.
    Custom article.
    According to the article, Popovkin must be patient for ten years.
    1. Login_Off
      Login_Off 23 August 2013 11: 54 New
      +4
      For 10 years, forget about the piloted space and become not flawed as Europeans)))
      The author forgot to mention that no one in the European Union stopped the program for creating their manned ships.
  2. hohryakov066
    hohryakov066 23 August 2013 08: 23 New
    +6
    All this is wonderful, but it would not have happened as with Rosatom. Before, they were reformed to the point that some very successful enterprises left miserable bits and thousands of specialists thrown into the street. Moreover, it is specialists, not armless ones. Cities that were once specially built and organized for the work of such enterprises are now naturally convulsing! Although the reform of the space industry is clearly long overdue. Why don't we go back to the decisions made at a time when the entire industry was at its peak? It is clear that the USSR cannot be revived in the form in which it existed, but it is quite possible to use the structural and technological solutions of the time in our time.
  3. Volkhov
    Volkhov 23 August 2013 11: 19 New
    -3
    What does the problem look like in general? The Russian Federation is a province of the Zionism system and Roscosmos, in principle, cannot be better than NASA, as the Kolomna Kremlin cannot be better than Moscow.
    Zionism as a whole lags behind Nazism in technology for 50 ... 70 years and it’s not good to shag grandma — nothing will be born.
    It is necessary to suffer about six months before the failure of Zionism in Russia and a few more months before the “end of the world” - then with the fact that it will be possible to create “Russian Cosmos” with understandable applied goals - intercepting comets, the pre-signals of which are now going in series. On the whole, there will be fewer people, no money at all, but the mind will increase among the people.
    Look at the picture for now ...
    http://sinteh.info/?p=1960&lang=en
    1. z-exit
      z-exit 23 August 2013 13: 41 New
      +2
      Quote: Volkhov
      It is necessary to suffer about six months before the failure of Zionism in Russia and a few more months before the “end of the world” - then with the fact that it will be possible to create “Russian Cosmos” with understandable applied goals - intercepting comets, the pre-signals of which are now going in series. On the whole, there will be fewer people, no money at all, but the mind will increase among the people.
      Look at the picture for now ...

      To paraphrase a well-known joke: “the company’s management examined your picture and, having consulted, decided to purchase a certain amount of the grass that you consume”))))
      1. Volkhov
        Volkhov 23 August 2013 17: 21 New
        0
        Quote: z-exit
        purchase some grass

        Earlier in Russia, a machine gun was turned out of everything, but now everywhere the mafia and drug dealers ...
        Your offer was 101 on this military-patriotic site - take the forks to load the grass ... am
    2. Corsair
      Corsair 23 August 2013 23: 39 New
      0
      Quote: Volkhov
      What does the problem look like in general? The Russian Federation is a province of the Zionism system and Roscosmos, in principle, cannot be better than NASA, as the Kolomna Kremlin cannot be better than Moscow.


      What a pity that the "system" does not miss more than one MINUS request
      1. Volkhov
        Volkhov 24 August 2013 02: 38 New
        +1
        Quote: Corsair
        What a pity that the "system" does not miss more than one MINUS

        I sympathize - this is all from the Venusians who want to replace people (and their Zionist servants) with soulless machines ... I also have problems with the system - completely anti-human, if you look closely, fight it and gain fame ... in the next world, where money and career are not quoted.
  4. Ddhal
    Ddhal 23 August 2013 12: 18 New
    0
    The article is optimistic.
    And thieves - send for permanent residence in the Chechen Republic.
    1. ivshubarin
      ivshubarin 23 August 2013 14: 29 New
      0
      There are enough of their own
  5. ivshubarin
    ivshubarin 23 August 2013 13: 48 New
    +1
    Popovkin has already reformed MO, all the results are in person
  6. Yodda
    Yodda 23 August 2013 14: 58 New
    0
    unfortunately, but it is a fact - changes are needed, moreover, quick and radical.
  7. studentmati
    studentmati 23 August 2013 23: 09 New
    +2
    The stagnation and stagnation in the space industry is gaining momentum, unfortunately. Changes for the better are possible only when the projects are led by dedicated people, primarily the designer, and not “effective managers”.
  8. The comment was deleted.
  9. studentmati
    studentmati 23 August 2013 23: 47 New
    0
    Like it or not, I don’t see any changes for the better in the Russian Cosmonautics. Giant infusions into the industry had a return when Korolev, Glushko, Chelomei, ..., business people were at the helm! They were not interested in apartments, houses, villas and cottages. Maybe today it’s better to start with a search for talent, especially since the modern psycho-diagnosis has stepped far forward? And support this talent!
    1. Volkhov
      Volkhov 24 August 2013 00: 18 New
      0
      Quote: studentmati
      modern psychodiagnostics


      Quote: z-exit
      decided to purchase some grass,

      Everything is ready for support - both psychiatrists and drugs - well-camouflaged or quick talents will survive ...
      Talents on the tank will also break through ...
      1. studentmati
        studentmati 24 August 2013 00: 23 New
        0
        Quote: Volkhov
        Everything is ready for support - both psychiatrists and drugs - well-camouflaged or quick talents will survive ...


        ?? what
        1. Volkhov
          Volkhov 24 August 2013 05: 33 New
          0
          Why psychiatry to search for technical talents? Technical issues are theory and practice - if the model of a physical phenomenon corresponds to reality or the mechanism works, then this is a criterion, not test scores or an encephalogram.
  10. KononAV
    KononAV 7 September 2013 14: 44 New
    0
    Everything will be fine in the end. Do not worry.

Космическая отрасль: на пороге перемен

Космическая отрасль: на пороге перемен

Решение о ее реструктуризации уже принято и в ближайшее время будет озвучено

«Кажется, что-то идет не так», — произнес ведущий программы новостей федерального канала, глядя, как в прямом эфире ракета-носитель «Протон-М» плашмя несется к земле. Эффектные кадры катастрофы привлекли внимание руководства и общественности к российской космической отрасли и заставили срочно искать ответ на вопрос, что именно идет в ней «не так».

Хотя для специалистов и аналитиков он уже давно известен. «Системный кризис» — это словосочетание произносят большинство из них, когда речь заходит о состоянии дел российской космонавтики. Это, несомненно, справедливое определение, но все же, на мой взгляд, следует расставить акценты.


Люди…

Кризис космической отрасли прежде всего кадровый. Формально с кадрами проблем нет: официально на предприятиях космической промышленности в настоящее время работают 244 тысячи человек — больше, чем у кого-либо в мире. Однако, во-первых, среди этих сотрудников чрезвычайно мало людей среднего, наиболее производительного возраста. На предприятиях работают либо старики, либо молодежь, не имеющая опыта. Во-вторых, столь большое число сотрудников — следствие прежде всего чрезвычайно низкой производительности труда. Российская экономика в целом и промышленность в частности менее эффективны, чем в Европе и США. Однако ни в одной отрасли нет такого разрыва между Россией и странами Запада в выработке на одного занятого, как в космической. Для справки: численность персонала европейского лидера по производству космических спутников компании Thales Alenia Space — около 7.5 тысячи. Ее годовой оборот в 2012 году — около 2.1 миллиарда евро — сумма, составляющая почти половину совокупного оборота всех вместе взятых предприятий космической отрасли России, который, напомню, генерируют, по официальным данным, четверть миллиона человек. Другой пример — американская частная компания SpaceX. Весь цикл работ, включающий разработку и строительство семейства ракет-носителей Falcon и космических кораблей Dragon, осуществляет персонал численностью около 1800. Для сравнения: выполняющее примерно сопоставимый объем работ российское ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» имеет, по данным самого предприятия, 43.5 тысячи сотрудников. Низкая производительность труда в свою очередь является ключевой причиной сохраняющейся невысокой зарплаты в российской космической отрасли – делить пирог государственных заказов приходится на слишком большое число едоков, а на международном рынке сложно выдерживать конкуренцию. Следствием невысокой зарплаты закономерно становится исход из отрасли лучших кадров. Большинство знакомых мне представителей иностранных компаний, сотрудничающих с предприятиями космической промышленности в России, не сговариваясь, называют наиболее передовым и конкурентоспособным на мировом рынке российским предприятием отрасли ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». Почему? Просто железногорцы в силу удаленности от центра и невысокого среднего уровня жизни в своем регионе сохранили большую часть своего кадрового потенциала. Из других наших ведущих предприятий, базирующихся в Москве, подмосковном Королеве и Санкт-Петербурге, более быстро развивающиеся отрасли экономики двух столиц лучшие кадры просто высосали. Остались лишь либо немногие убежденные фанатики космонавтики, либо люди, чьи трудовые качества не позволяют найти высокооплачиваемую работу.

…и структура

Решение кадровой проблемы невозможно без консолидации космической отрасли и серьезного сокращения как количества предприятий, так и численности их персонала. Это очевидно руководству Роскосмоса, и федеральное агентство отстаивало идею создания на его базе госкорпорации по аналогии с Росатомом и передачи в его управление активов, принадлежащих государству. Такой шаг позволил бы провести необходимые сокращения, улучшить управляемость отрасли и в итоге повысить и производительность труда, и качество выпускаемой продукции. Однако на пути реформы стало сопротивление предприятий, не желающих расставаться с независимостью. Нынешняя ситуация для них очень удобна — живя на госзаказы, они существуют по сути в неконкурентной среде и вопрос эффективности производства и качества продукции для них вторичен, а ответственность за неудачи ложится прежде всего на Роскосмос. Кроме того, против сокращений на предприятиях выступают местные власти, опасающиеся потери надежного электората.

Грядущая реформа

На счету нынешнего руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина есть целый ряд смелых и необходимых решений, на которые не отважились его предшественники. Вскоре после своего назначения он начал кампанию по выявлению нецелевого расходования средств. Для проведения внеплановых проверок на многие предприятия отрасли были направлены комиссии Роскосмоса. После чего последовала серия отставок руководителей предприятий отрасли. Решением Поповкина в октябре 2011 года был остановлен откровенно «распилочный» проект создания семейства ракет-носителей «Русь-М», которые вроде как должны были прийти на смену «Союзам». Противники главы Роскосмоса ставят это решение ему в вину, напоминая, что государство потратило на разработку «Русь-М» свыше 1.5 миллиарда рублей. При этом как-то забывается, что таким образом была остановлена растрата бюджетных средств на проектирование ракеты с непонятным будущим, не имеющей никаких явных преимуществ перед модернизированными «Союзами» и которая скорее всего и так никогда и никуда не полетела бы. Были прикрыты еще несколько коррупционных кормушек. В ответ руководители крупных предприятий космической отрасли начали против главы Роскосмоса настоящую информационную войну, которая с небольшими перерывами продолжается уже два года. Успеха им добиться не удалось — политическое руководство страны продемонстрировало, что у Поповкина достаточный запас доверия. Однако для запуска проекта масштабной реформы отрасли аппаратного веса у главы Роскосмоса не хватало. Надежду на изменение ситуации внес в апреле этого года президент Путин, предложивший правительству рассмотреть вопрос о создании космического министерства. Так была организована космическая отрасль в СССР — ее предприятия подчинялись Министерству общего машиностроения. Судя по всему, последовавшая в июле катастрофа «Протона-М», причиной которой стала производственная халатность, усугубленная конструктивным недостатком ракеты в виде отсутствия «защиты от дурака», укрепила руководство страны в необходимости реструктуризации отрасли. В кулуарах космического ведомства ходят слухи, что решение уже принято и в ближайшее время будет озвучено.

Новый русский космос

Реструктуризация отрасли неизбежно будет сопровождаться пересмотром Федеральной космической программы. Очевидно, что продолжат начатый Роскосмосом тренд на придание программе большей прагматичности. Сокращение доли расходов на пилотируемую космонавтику, имеющую близкий к нулевому экономический эффект, станет сопровождаться расширением расходов на запуск спутников, необходимых российской экономике. Это вполне отвечает мировым тенденциям: у Европейского космического агентства, скажем, вообще нет собственных пилотируемых программ — и ничего, ущербными себя не считают. В рамках реализации этой концепции в июне 2013 года запущен новый российский спутник дистанционного зондирования «Ресурс-П». К 2015 году Роскосмос планирует довести количество таких аппаратов до 16 и обеспечить российские компании картографической отрасли отечественными снимками на 60 процентов (сейчас — менее 10 процентов). Также в ближайшие годы планируется значительно увеличить число спутников связи, дополнить группировку спутников глобальной навигационной системы модернизированными спутниками «Глонасс-К». Кроме того, важной составной частью стратегии Роскосмоса стало расширение участия в международных космических программах. В марте этого года главы российского и европейского космических агентств Владимир Поповкин и Жан-Жак Дорден подписали Соглашение о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами. Не забыты военная и исследовательская космонавтика. Продолжается наращивание группировки и в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации – в июне этого года были запущены новые спутники оптико-электронной разведки «Кондор» и «Космос-2486». К уже действующему радиотелескопу «Спектр-Р» в ближайшие годы добавятся «Спектры» для изучения космического пространства в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах. Наконец, за последние пару лет существенно активизировались работы по строительству российского космодрома Восточный и созданию новой ракеты-носителя «Ангара», которая должна прийти на смену злополучным «Протонам». Все предпринятые шаги позволяют надеяться, что отечественная космонавтика успешно переживет нынешний непростой период и Россия сохранит свои позиции в списке ведущих космических держав.
Автор: Сергей Денисенцев
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Мой адрес 23 августа 2013 08:20
    Смелость Поповкина проявилась в прошлом году, при борьбе за секретаршу. Правда и схлопотал он от соперника. А Рогозин все стесняется врезать этому ... прямо меж ног по морде.
    Заказная статья.
    По статье еще Поповкина надо потерпеть лет десять.
    1. Login_Off 23 августа 2013 11:54
      За 10 лет забыть о пилотированном космосе и стать не ущербными как Европейцы )))
      Автор забыл упомянуть, что никто в Евросоюзе не останавливал программу создания своих пилотированных кораблей.
  2. hohryakov066 23 августа 2013 08:23
    Все это замечательно, но только бы не вышло как с "Росатомом". До реформировались уже до того, что от некоторых весьма успешных предприятий остались жалкие огрызки и на улицу выброшены тысячи специалистов. Причем именно специалистов, а не безруких. Города , которые в свое время были специально построены и организованы для работы таких предприятий сейчас натурально в конвульсиях бьются! Хотя реформа космической отрасли явно давно назрела. Почему бы нам не вернуться к решениям, принимавшимся в то время, когда вся отрасль была на пике подъема? Понятно, что СССР не возродить в том виде, в котором он существовал, но использовать структурные и технологические тогдашние решения в наше время вполне можно.
  3. Волхов 23 августа 2013 11:19
    Как выглядит проблема в целом - РФ провинция системы сионизма и "Роскосмос" в принципе не может быть лучше НАСА как Коломенский кремль не может быть лучше Московского.
    Сионизм в целом отстаёт от нацизма в технике на 50...70 лет и бестолку лохматить бабушку - ничего не родится.
    Надо потерпеть примерно полгода до провала сионизма в России и ещё несколько месяцев до "конца света" - потом тем, что останется можно будет создавать "Русский космос" с понятными прикладными целями - перехватом комет, предсигналы которых сейчас идут серией. В целом народу будет меньше, денег не будет вообще, но ума в народе прибавится.
    Посмотрите пока картинку...
    http://sinteh.info/?p=1960&lang=en
    Волхов
    1. z-exit 23 августа 2013 13:41
      Цитата: Волхов
      Надо потерпеть примерно полгода до провала сионизма в России и ещё несколько месяцев до "конца света" - потом тем, что останется можно будет создавать "Русский космос" с понятными прикладными целями - перехватом комет, предсигналы которых сейчас идут серией. В целом народу будет меньше, денег не будет вообще, но ума в народе прибавится.
      Посмотрите пока картинку...

      Перефразируя известный анекдот: "руководство компании изучило вашу картинку и посовещавшись приняло решение закупить некоторое количество травы, которую вы употребляете"))))
      z-exit
      1. Волхов 23 августа 2013 17:21
        Цитата: z-exit
        закупить некоторое количество травы

        Раньше в России из всего получался пулемёт, а теперь везде мафия и наркоторговцы...
        Ваше предложение стало 101 на этом военно-патриотическом сайте - берите вилы грузить траву... am
        Волхов
    2. Корсар 23 августа 2013 23:39
      Цитата: Волхов
      Как выглядит проблема в целом - РФ провинция системы сионизма и "Роскосмос" в принципе не может быть лучше НАСА как Коломенский кремль не может быть лучше Московского.


      Как жаль,что "система" не пропускает больше одного МИНУСА request
      1. Волхов 24 августа 2013 02:38
        Цитата: Корсар
        Как жаль,что "система" не пропускает больше одного МИНУСА

        Сочувствую - это всё от Венерианцев, которые хотят заменить людей (и своих слуг сионистов) бездушными машинами... У меня тоже проблемы с системой - совершенно античеловеческая, если присмотреться повнимательней - боритесь с ней и обретёте славу... на том свете, где деньги и карьера не котируются.
        Волхов
  4. DDHAL 23 августа 2013 12:18
    Статья вызывает оптимизм.
    А воров - отправить на пмж в Чеченскую Республику.
    DDHAL
    1. ivshubarin 23 августа 2013 14:29
      Там своих хватает
  5. ivshubarin 23 августа 2013 13:48
    Поповкин уже реформировал МО, все результаты на лицо
  6. Yodda 23 августа 2013 14:58
    к сожалению, но это факт - нужны изменения, причем быстрые и радикальные.
    Yodda
  7. studentmati 23 августа 2013 23:09
    Застой и стагнация в космической отрасли набирают темп, к большому сожалению. Перемены в лучшую сторону возможны лишь в том случае, когда проектами руководят преданные делу люди, в первую очередь конструктора, а не "эффективные менеджеры".
  8. Комментарий был удален.
  9. studentmati 23 августа 2013 23:47
    Как не крути, а перемен в лучшую сторону в Российской Космонавтике я не вижу. Гигантские вливания в отрасль имели отдачу когда у руля были Королёв, Глушко, Челомей,..., люди дела! Их не интересовали квартиры, дома, виллы и коттеджи. Может сегодня лучше начать с поиска таланта, тем более современная психодиагностика шагнула далеко вперёд? И поддерживать этот талант!
    1. Волхов 24 августа 2013 00:18
      Цитата: studentmati
      современная психодиагностика


      Цитата: z-exit
      приняло решение закупить некоторое количество травы,

      Всё готово для поддержки - и психиатры и наркотики - выживут хорошо камуфлированные либо быстрые таланты...
      Таланты на танке тоже пробьются...
      Волхов
      1. studentmati 24 августа 2013 00:23
        Цитата: Волхов
        Всё готово для поддержки - и психиатры и наркотики - выживут хорошо камуфлированные либо быстрые таланты...


        ???? what
        1. Волхов 24 августа 2013 05:33
          Зачем для поиска технических талантов психиатрия? Технические вопросы это теория и практика - если модель физического явления соответствует реальности или механизм работает то это и есть критерий, а не баллы по тесту или энцефалограмма.
          Волхов
  10. KononAV 7 сентября 2013 14:44
    Все будет в итоге хорошо. Не переживайте.
    KononAV

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня