Military Review

All-knowing aircraft

2

Intelligent cladding can be used not only in aviation. The American company TARDEC is conducting experiments to create a protective material for tanks, armored vehicles and even bulletproof vests, which itself will signal possible damage.



The English word smart, which is usually translated into Russian as “smart”, was so much liked by advertisers and marketers that everything around was “smart”, including wall paneling and siding. However, if we are talking about smart skin - “intellectual skin” for airplanes, UAVs, vehicles, military equipment, we can say with certainty: in this area of ​​the mind you will have to apply a lot. Engineers and mathematicians have things to do for years to come.

Aviation Intelligent Pane (IO), as we see it in the future, is a distributed, multifunctional robotic system of miniature transceiver modules of radar and optical-location purposes, as well as modules for conducting cyberwarfare. Modules in a certain topological order are implanted into the IO material, which exactly repeats the contours of the aircraft body.

The cladding material is also a “smart” substance capable of self-healing, and most importantly, it is able to independently respond to external influences. Such materials are able to diagnose themselves, they "feel" where trouble may arise, and adapt to them. " Such materials are obtained on the basis of artificial nanostructured composites and metamaterials with an internal nanometer-scale structure. In these structures, nanoparticles of various chemical elements are used: metals, silicon, etc.

Polyethylene, polypropylene, polyethylene glycol, Teflon, etc. can be used as the polymer base of the composite. Thus, smart skin is a serious program for creating an aggregate of breakthrough technologies in which many organizations and firms of developed countries are involved.

When analogies are appropriate

It is believed that the Oncological Institute will use many properties of the skin of humans and animals, and not only in terms of protection from the external environment. This “skin” will ensure awareness of everything that exists around the aircraft, will provide it with the necessary information to accomplish the target task — in particular, to detect and identify the target, aiming and launching weapons.

It will also be used to take counter measures in case of danger and direct threats to the aircraft. In the IO, as in the skin, there will be sensors (receptors) that are configured to perform specific functions. Of course, artificial intelligence will be used to control the EUT, a high level of robotization will be provided, the “behavior” of the skin material will be taken into account.

Another interesting analogy can be made with the phenomenon of the so-called galvanic skin response. The meaning of this phenomenon is to change the electrical resistance of human skin, depending on various kinds of emotional outbursts. Since the last century, this topic was mainly interested not in engineers, but in psychologists who tried to link changes in the electrical properties of the skin with specific reactions of the nervous system. But the very idea of ​​continuously monitoring the properties of the skin / skin for the sake of early detection of problems can be productive in the technical field.

This was recently demonstrated by the American company TARDEC. She tested a new type of armor tank, which not only captures the readings, but also assesses the degree of destruction, the size of the hole and even the type of ammunition flown. This effect is provided by vibration sensors built into the armor, which form related information pairs that react to the nature of the destruction of the armor.

The sensor-emitter generates vibrosignals, and those spread in armor and arrive at the sensor-receiver. If the parameters of the received vibration signal are not different from the norm, then all is well: there are no holes yet. If there is no reception or the signal is weakened, the armor most likely got a hole. The on-board computer analyzes the sensor data and reports the results of the analysis to the crew, who must take the necessary measures.

The year before last, it was reported that engineers at Stanford University were working on an upholstery for the aircraft, penetrated by a network of interconnected sensors that could collect information from the entire surface of the aircraft, starting from aerodynamic data and ending with the location data of the surrounding space - to prevent collisions.

At the heart of this project, it is not difficult to notice, biomimetics, or bionics, that is, imitation of nature, which created the skin dotted with receptors.

Another analogy suggests itself - with involuntary, at the level of a reflex, reactions of a living organism. In bright light, the eyes reflexively close, the hand spontaneously withdraws from the hot. Such reflexes can be instilled in “smart materials (for example, with shape memory) and also used in intellectual casing.

Antenna conformism

History The EUT began with conformal antennas, which are so named because they repeat the contours of the aircraft body. The initial task was to prevent these elements from projecting outward, increasing the frontal resistance of the aircraft. The transition to the technology of conformal antenna arrays containing a large number of transceiver modules of many airborne radio systems (there are more than a dozen of them on modern aircraft) allows creating a single antenna unit of a multifunctional integrated radio system (MIRS) covering different operating frequency ranges.

The antenna arrays turned out to be very high-tech for the conformal layout in the aircraft body, since the small dimensions of the transceiver modules made it possible to better track the curvature of the surface of the side plating.

Initially, the antennas were attached to the body using mechanical threaded or riveted joints, which, generally speaking, is not very technological. At the end of the last century, conformal antenna arrays with a flexible substrate made of a special polymer material appeared in which transceiver modules were implanted.

The thickness of the antenna was thus small, and it simply “stuck” to the body like a decal. And this has already been a very serious step towards future full-size IOs that can not only solve standard targets detection tasks, but also determine what damage should be done to them. For example, in the case of missile defense, this could be a blinding of a homing head, a cyber attack in order to disable onboard systems, or simply the destruction of an intercepted enemy missile.

How many levels left?

In the West and in our country, very similar assessments have been made of the level of readiness of technologies for use in military technology. There are nine such levels in total, and the state of technology development is determined by them and the probability of its receipt at each level is estimated. There is also an idea of ​​the onset of a critical level at which a cardinal decision should be made to stop the work or continue it.

For example, the Pentagon’s “brain trust” - the DARPA agency - considers the level of 6 critical, at which the probability of success is 0,55 – 0,65. It is at this level of 6 that today's IO developments are. By 2020, the year is expected to reach the level of 8 (the probability of success of 0,75 – 0,85), and by 2025, the output to the last level of 9 with the completion of development. DARPA believes that a full-size IO will be able to appear in 2030 on 6 generation fighters. To move from abstract figures to specifics, it is worth explaining what exactly is meant by the levels of 6 – 9.

The 6 level implies the creation of a prototype - a technology demonstrator. Since this level is critical, the fate of the project as a whole depends on the success of the demonstrator tests. At the 7 level, a successful demonstration of the working capacity of the prototype in real conditions or when simulating them is required. The 8 level implies a demonstration of a pre-production sample, and, finally, the 9 level will be marked by the adoption of a new technology for use in combat and in real conditions.

With the opinion of Americans as a whole, our specialists agree. According to representatives of the NIIP them. V.V. Tikhomirova, the developer of MIRS for the PAK FA T-50, IO in full-size version will appear on the domestic aircraft generation 6. The IO complex will contain transceiver radar modules, optical sensors, as well as modules for conducting cyber attacks. It will contain software for controlling the EUT as a decentralized robotic distributed system.

It was stated that a number of IO elements had already been developed and specifically for T-50, and their use would increase the field of view around the aircraft. On the surface of the T-50 body, the order of the 1500 miniature transceiver modules of the phased array antenna can be distributed. Modules will be installed in stages.

The developers believe that the IO technology requires it to be laid in the design of the aircraft already at the design stage and implementation, together with the manufacture of the aircraft body. For this reason, the EUT cannot be used as a new development for the modernization of mass-produced aircraft, since it is fundamentally impossible to integrate into their body.

Other Mathematics

Now conventional airborne radar stations are working on algorithms for space-time adaptive signal processing, taking into account the influence of wave interference. Such a technology can also be tied to one-dimensional flat antenna arrays, the resulting signal from which will be a simple superposition of point emitter signals without taking into account their mutual influence.

For radar radars with conformal antenna arrays, many assumptions used in models of adaptive information processing from flat antenna arrays simply do not work: they lack the equations for the surface of a conformal lattice, and it often has a very complex spatial architecture.

Complicated architecture is also a problem of antenna layout on an aircraft body, especially when it comes to intelligent casing, which should act as a unified on-board locator. We have to deal with a large number of transceiver modules embedded in the casing (they can be 10 ** 3 - 10 ** 4 pieces), forming a distributed system with a specific topology. Otherwise, it will not solve the problem of matching radiation patterns and electromagnetic compatibility.

And all this should be incorporated into the algorithmic support of the skin. Traditional mathematics with the representation of signals in the space of integer dimension and smooth functions are not suitable for such conformal antenna systems. A completely different mathematics is needed, but it will not be necessary to invent it: its foundations have already been created by Leibniz, Riemann, Abel, Lagrange, Letnikov, Heaviside.

It is used in calculations of the processes of heat exchange, diffusion, viscous elasticity, in cosmogony, nuclear physics, where we have to deal with complex spatial fluctuations of phase transitions, with instability at critical points, with regions of existence on "cut-through" surface structures.
Author:
Originator:
http://www.popmech.ru/
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. strange and pretty meaningless
    strange and pretty meaningless 23 August 2013 14: 12 New
    +1
    Well. Arrived. Smart self-healing skin-lining. Add adaptive camouflage, AI - and that’s it, 3.14zdets came from nowhere. T-1000 is resting. Although - why is resting ...

    This is what bothers me (personally). But aren’t all these miracles created by our own developers under the strict guidance of a rusty tolyan ... And then they do something, and what is silence ...
  2. 311ove
    311ove 23 August 2013 22: 38 New
    +1
    NOT And Tolyan ??! wassat Not his clearing .... There are Poghosyan and Manturov .... Tolyan nervously smokes! am

Самолет всезнающий

Самолет всезнающий

«Интеллектуальная обшивка» может найти применение не только в авиации. Американская компания TARDEC ведет эксперименты по созданию защитного материала для танков, бронемашин и даже бронежилетов, который сам просигнализирует о возможных повреждениях.


Английское словечко smart, которое на русский принято переводить как «умный», настолько понравилось рекламистам и маркетологам, что «умным» стало все вокруг, включая вагонку и сайдинг. Однако если речь идет о smart skin – «интеллектуальной обшивке» для самолетов, БПЛА, транспортных средств, боевой техники, можно с уверенностью сказать: в этой-то сфере ума придется приложить немало. У инженеров и математиков есть чем заняться на годы вперед.

Авиационная интеллектуальная обшивка (ИО), какой мы видим ее в будущем, – это распределенная многофункциональная роботизированная система миниатюрных приемопередающих модулей радиолокационного и оптико-локационного назначения, а также модулей для ведения кибервойны. Модули в определенном топологическом порядке вживляются в материал ИО, которая точно повторяет обводы корпуса летательного аппарата.


Материал обшивки – это тоже «умная» субстанция, способная к самовосстановлению, а главное, она в состоянии самостоятельно реагировать на внешнее воздействие. Подобные материалы умеют диагностировать себя, они «чувствуют», где могут возникнуть неприятности, и адаптируются к ним». Такие материалы получаются на основе искусственных наноструктурированных композитов и метаматериалов, имеющих внутреннюю структуру нанометрового масштаба. В этих структурах используются наночастицы разных химических элементов: металлов, кремния и др.

В качестве полимерной основы композита можно применить полиэтилен, полипропилен, полиэтиленгликоль, тефлон и др. Таким образом, smart skin – это серьезная программа создания совокупности прорывных технологий, в которую вовлечены многие организации и фирмы развитых стран мира.

Когда уместны аналогии

Считается, что ИО будет использовать многие свойства кожного покрова человека и животных, и не только в плане защиты от внешней среды. Эта «кожа» обеспечит осведомленность обо всем, что есть вокруг ЛА, снабдит его необходимой информацией для выполнения целевой задачи – в частности, для обнаружения и идентификации цели, прицеливания и пуска оружия.

Она также будет использована для принятия мер противодействия при возникновении опасности и прямых угроз ЛА. В ИО, как и в коже, будут сенсоры (рецепторы), настроенные на выполнение специфических функций. Конечно, для управления ИО будет применен искусственный интеллект, обеспечен высокий уровень роботизации, будет учитываться «поведение» материала обшивки.

Еще одну интересную аналогию можно провести с феноменом так называемой кожно-гальванической реакции. Смысл этого феномена в изменении электрического сопротивления кожи человека в зависимости от разного рода эмоциональных всплесков. Этой темой еще с позапрошлого века интересовались в основном не инженеры, а психологи, которые пытались увязать изменения электрических свойств кожного покрова с конкретными реакциями нервной системы. Но сама идея постоянного мониторинга свойств кожи/обшивки ради своевременного обнаружения проблем может оказаться продуктивной и в области техники.

Это не так давно продемонстрировала американская компания TARDEC. Она провела испытания нового типа брони танка, которая не только фиксирует показания, но и оценивает степень разрушения, размер пробоины и даже тип прилетевшего боеприпаса. Такой эффект обеспечивается встроенными в броню вибродатчиками, образующими связанные информационные пары, которые реагируют на характер разрушения брони.

Датчик-излучатель генерирует вибросигналы, а те распространяются в броне и поступают на датчик-приемник. Если параметры принимаемого вибросигнала не отличаются от нормы, то все хорошо: пробоин пока нет. Если же приема нет или сигнал ослаблен, скорее всего, броня получила дырку. Бортовой компьютер анализирует данные сенсоров и сообщает результаты анализа экипажу, который должен принять необходимые меры.

В позапрошлом году появилось сообщение о том, что инженеры Стэнфордского университета работают над обшивкой для самолета, пронизанной сетью связанных между собой сенсоров, которые могли бы собирать информацию со всей поверхности летательного аппарата, начиная с аэродинамических данных и кончая данными локации окружающего пространства – с целью предупреждения столкновений.

В основе этого проекта, как нетрудно заметить, биомиметика, или бионика, то есть подражание природе, создавшей усеянный рецепторами кожный покров.

Напрашивается и еще одна аналогия – с непроизвольными, на уровне рефлекса, реакциями живого организма. При ярком свете рефлекторно закрываются глаза, рука самопроизвольно отдергивается от горячего. Подобные рефлексы можно привить «умным материалам (например, с памятью формы) и также использовать их в интеллектуальной обшивке.

Антенный конформизм

История ИО началась с конформных антенн, которые названы так потому, что повторяют обводы корпуса самолета. Первоначальная задача состояла в том, чтобы эти элементы не выступали наружу, увеличивая лобовое сопротивление ЛА. Переход на технологии конформных антенных решеток, содержащих большое количество приемопередающих модулей многих бортовых радиосистем (их на современном ЛА уже не один десяток), позволяет создать единый антенный блок многофункциональной интегрированной радиосистемы (МИРС), охватывающей разные рабочие частотные диапазоны.

Антенные решетки оказались весьма технологичными для конформной компоновки в корпусе самолета, так как небольшие габариты приемопередающих модулей позволяли лучше отследить кривизну поверхности бортовой обшивки.

Первоначально антенны крепились к корпусу с помощью механических резьбовых или заклепочных соединений, что, вообще говоря, не очень технологично. В конце прошлого века появились конформные антенные решетки с гибкой подложкой из специального полимерного материала, в который вживлялись приемопередающие модули.

Толщина антенны оказывалась, таким образом, небольшой, и она достаточно просто «приклеивалась» к корпусу наподобие переводной картинки. А это уже было очень серьезным шагом на пути к будущим полноразмерным ИО, которые смогут не только решать стандартные задачи обнаружения целей, но и определять, какой конкретно ущерб должен быть им нанесен. Например, в случае противоракетной обороны это может быть ослепление головки самонаведения, кибератака с целью вывода из строя бортовых систем или просто уничтожение перехваченной ракеты противника.

Сколько осталось уровней?

На Западе и в нашей стране приняты очень похожие оценки уровня готовности технологий для применения в военной технике. Всего таких уровней девять, и по ним определяется состояние разработки технологий и оценивается вероятность ее получения на каждом уровне. Также имеется представление о наступлении критического уровня, на котором должно быть принято кардинальное решение об остановке работы или ее продолжении.

Например, «мозговой трест» Пентагона – агентство DARPA – считает критическим уровень 6, на котором вероятность успеха составляет 0,55–0,65. Именно на этом уровне 6 и находятся сегодняшние разработки ИО. К 2020 году ожидается выход на уровень 8 (вероятность успеха 0,75–0,85), а к 2025-му выход на последний уровень 9 с завершением разработок. DARPA считает, что полноразмерная ИО сможет появиться в 2030 году на истребителях 6-го поколения. Чтобы перейти от абстрактных цифр к конкретике, стоит пояснить, что именно подразумевается под уровнями 6–9.

6-й уровень предполагает создание прототипа – демонстратора технологии. Поскольку этот уровень является критическим, от успеха испытаний демонстратора зависит судьба проекта в целом. На 7-м уровне требуется успешный показ работоспособности прототипа в реальных условиях или при их имитации. 8-й уровень предполагает демонстрацию предсерийного образца, и, наконец, 9-й уровень ознаменуется принятием на вооружение и боевым применением новой техники в реальных условиях.

С мнением американцев в целом солидарны и наши специалисты. По оценкам представителей НИИП им. В.В. Тихомирова – разработчика МИРС для ПАК ФА Т-50, ИО в полноразмерном варианте появится на отечественных самолетах поколения 6. Комплекс ИО будет содержать приемопередающие модули радиолокации, оптические сенсоры, а также модули для ведения кибератак. В нем будет присутствовать программное обеспечение для управления ИО в качестве децентрализованной роботизированной распределенной системы.

Было заявлено, что ряд элементов ИО уже разработан и конкретно для Т-50, а их применение позволит увеличить зону обзора вокруг самолета. На поверхности корпуса Т-50 может быть распределено порядка 1500 миниатюрных приемопередающих модулей антенны с фазированной решеткой. Модули будут устанавливаться поэтапно.

Разработчики считают, что технологии ИО требуют ее закладки в конструкцию самолета уже на этапе проектирования и реализации совместно с изготовлением корпуса ЛА. По этой причине ИО не может быть использована в качестве новой разработки для модернизации серийных самолетов, так как ее принципиально невозможно встроить в их корпус.

Другая математика

Сейчас обычные бортовые радиолокационные станции работают по алгоритмам пространственно-временной адаптивной обработки сигналов с учетом влияния интерференции волн. Такая технология может быть привязана и к одномерным плоским антенным решеткам, результирующий сигнал с которых будет простой суперпозицией сигналов точечных излучателей без учета их взаимовлияния.

Для БРЛС с конформными антенными решетками многие допущения, используемые в моделях адаптивной обработки информации с плоских антенных решеток, попросту не работают: в них отсутствуют уравнения поверхности конформной решетки, а она нередко имеет очень сложную пространственную архитектуру.

Сложная архитектура – это также и проблема компоновки антенны на корпусе ЛА, особенно, если речь идет об интеллектуальной обшивке, которая должна выступать в роли объединенного бортового локатора. Приходится иметь дело с большим числом встроенных в обшивку приемопередающих модулей (их может быть 10**3 - 10**4 штук), образующих распределенную систему со специфической топологией. Иначе не решить проблему согласования диаграмм направленности и электромагнитной совместимости.

И все это должно быть заложено в алгоритмическое обеспечение работы обшивки. Для подобных конформных антенных систем не годится традиционная математика с представлением сигналов в пространстве целочисленной размерности и гладких функций. Нужна совсем другая математика, но изобретать ее не придется: ее основы уже созданы Лейбницем, Риманом, Абелем, Лагранжем, Летниковым, Хевисайдом.

Она применяется в расчетах процессов теплообмена, диффузии, вязкой упругости, в космогонии, ядерной физике, где приходится иметь дело со сложными пространственными флуктуациями фазовых переходов, с неустойчивостью в критических точках, с областями существования на «изрезанных» поверхностных структурах.
Автор: Олег Титков
Первоисточник: http://www.popmech.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. абырвалг 23 августа 2013 14:12
    Ну вот. Приехали. Умная самовосстанавливающаяся кожа-обшивка. Добавим сюда адаптивный камуфляж, ИИ - и всё, 3.14здец пришел из ниоткуда. Т-1000 отдыхает. Хотя - почему отдыхает...

    Меня (лично) вот что смущает. А не создаются ли все эти чудеса нашими же разрабами под чутким руководством ржавого толяна... А то чего-то делают, а что - тишина...
    абырвалг
  2. 311овэ 23 августа 2013 22:38
    НЕ Причем Толян??! wassat Не его поляна.... Есть Погосян и Мантуров.... Толян нервно курит! am

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня