Сверхтяжелый российско-китайский вертолет: каким он будет и будет ли вообще?

В прошедший вторник в Харбине состоялась рабочая встреча российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. В состав российской делегации, возглавляемой вице-премьером Д. Рогозиным, вошли представители нескольких министерств. С китайской стороны на встрече так же присутствовали чиновники правительства, а возглавил делегацию КНР вице-премьер Ван Ян. В ходе встречи обсуждались некоторые вопросы международного сотрудничества в экономической и промышленной сферах.

Сверхтяжелый российско-китайский вертолет: каким он будет и будет ли вообще?
Ми-26


Уже после окончания заседания российский вице-премьер Д. Рогозин огласил несколько интересных фактов. По его словам, Китай активно интересуется российскими наработками в области тяжелого вертолетостроения и запрашивает некоторые сведения. При этом запрашиваемые данные значительно отличаются от характеристик крупнейшего в России и мире транспортного вертолета Ми-26. Из этого факта Рогозин делает соответствующие выводы. Как считает высокопоставленный чиновник, речь в данном случае идет о создании нового транспортного вертолета сверхтяжелого класса. Грузоподъемность этого вертолета, по словам вице-премьера, должна быть примерно вдвое больше чем у Ми-26.


Рогозин считает, что подобный перспективный проект имеет большое будущее и не согласен с мнением об отсутствии спроса на такую технику на современном авиационном рынке. В настоящее время идет лишь обсуждение самой возможности совместного проекта. Однако китайские специалисты-авиастроители, как утверждает вице-премьер, готовы начать первые консультации в рамках совместного проекта. Таким образом, в течение ближайшего времени может быть объявлено о подписании соответствующих соглашений и начале проекта по созданию сверхтяжелого транспортного вертолета.

По вполне понятным причинам на данный момент об этом возможном проекте известно крайне мало. Во-первых, еще нет точных данных о том, будет ли начат такой проект или нет, а во-вторых, технический облик будущего вертолета сейчас выглядит крайне туманно. Фактически кроме примерной грузоподъемности ничего не известно. Поэтому в обсуждениях новости чаще всего рассматривается вопрос необходимости подобной техники. Действительно, создание такого вертолета с рекордной грузоподъемностью является слишком сложной задачей, чтобы браться за нее, не имея достаточных на то оснований.

В контексте возможного совместного проекта сверхтяжелого вертолета стоит вспомнить советский проект В-12, также известный под названием Ми-12. Вертолет В-12, созданный в конструкторском бюро М.Л. Миля, совершил свой первый полет 45 лет назад – в июле 1968 года. В ходе испытаний уникальная двухвинтовая машина поперечной схемы установила несколько рекордов грузоподъемности. Максимальная нагрузка, которую смог поднять первый из прототипов В-12, равнялась 44205 килограммам. Этот рекорд, установленный 6 августа 1969 года, до сих пор никем не побит. Однако, несмотря на уникальные возможности, вертолет В-12 так и остался на стадии испытаний. Оба прототипа на данный момент служат музейными экспонатами; один из них стоит на территории Московского вертолетного завода им М.Л. Миля, другой – в Музее ВВС в Монино.

Сверхтяжелый российско-китайский вертолет: каким он будет и будет ли вообще?
В-12, также известный под названием Ми-12


Сейчас, в ходе обсуждения перспектив возможного российско-китайского проекта, вертолет В-12 интересен по двум причинам. Первая – принципиальная возможность создания работоспособного и пригодного к реальной эксплуатации вертолета с грузоподъемностью свыше 40 тонн, т.е. вдвое больше чем у Ми-26, как упоминал Рогозин. Второй повод для интереса к В-12 кроется в его печальной судьбе. Этот вертолет создавался для перевозки различных крупных грузов военного назначения, в том числе баллистических ракет. Предполагалось использовать его в связке с тяжелыми военно-транспортными самолетами Ан-22 «Антей». В таком случае самолет должен был доставлять груз до ближайшего аэродрома, где происходила перегрузка на вертолеты В-12. Последние, как предполагалось, должны были развозить технику в заданные районы. Однако к моменту окончания разработки и испытаний В-12 выяснилось, что ракетные войска более не нуждаются в столь сложных логистических схемах, а прочие транспортные задачи вооруженных сил можно решить при помощи более дешевых и более массовых вертолетов Ми-6 и Ми-8. В результате рекордный В-12 остался не у дел.

Безусловно, вертолет, подобный В-12, в настоящее время мог бы быть интересен не только военным, но и различным коммерческим структурам. Имея грузоподъемность на уровне 40 тонн и хорошие для своих размеров летные характеристики, такая машина способна выполнять различные задачи по доставке грузов, непосильные для других вертолетов. В то же время, такой винтокрылой машине предстоит побороться за место под солнцем. Несмотря на интересные и уникальные характеристики, подобный вертолет вряд ли сможет сразу вписаться в существующие системы грузоперевозок.

Развитие вертолетостроения в ходе предыдущих десятилетий определило нишу этого класса техники. Подавляющее большинство выпущенных винтокрылых машин имеет грузоподъемность не более 3-5 тонн, что достаточно ясно говорит о потребностях потенциальных заказчиков. В прочих секторах перевозок, где фигурирует большая масса грузов, обычно используются иные транспортные средства, от самолетов до автомобилей.

Также можно вспомнить коммерческие успехи крупнейшего на данный момент серийного вертолета Ми-26. С начала восьмидесятых годов построено более трех сотен таких машин, однако большая их часть эксплуатируется в России и на постсоветском пространстве. Заказы третьих стран также имеют место, но они почти всегда подразумевают поставку считанных единиц техники. Этот факт тоже можно считать подтверждением нужд рынка.

В результате вокруг еще даже не разработанного вертолета уже складывается неоднозначная ситуация. Высокие характеристики должны привлечь к нему внимание потенциальных заказчиков. Возможность перевозки грузов весом около 40 тонн в сочетании с чисто вертолетными взлетно-посадочными характеристиками – более чем интересное предложение. Оборотной стороной медали оказываются смутные реальные перспективы. При всех своих плюсах такой вертолет вряд ли понадобится большому количеству заказчиков, что соответствующим образом скажется на количестве построенных машин и, как следствие, на стоимости проекта.

Гипотетический сверхтяжелый вертолет, равно как и его предшественник В-12, уже на стадии самых первых обсуждений оказывается запертым в узкой и специфической нише. В складывающейся ситуации наиболее выгодным и удобным выглядит следующий вариант развития проекта. Стоит провести работы по предварительной проработке облика перспективного вертолета, после чего проанализировать проект и решить, можно ли его вписать в существующие логистические системы, прежде всего в вооруженных силах. Если сверхтяжелому вертолету найдутся место и работа в структуре отечественных военно-воздушных сил, то проект необходимо продолжать. Если же такая машина рискует оказаться невостребованной, то нашей стране следует минимизировать свое участие в проекте, не тратя силы, время и деньги на создание заведомо ненужной техники. Вполне вероятно, что в случае успешного завершения переговоров и начала совместного проекта Китай пойдет по тому же пути и тоже попытается определить, нужен ли ему подобный вертолет с высокими характеристиками и неоднозначным будущим. Что касается поставок третьим странам, то нужно учитывать заведомо низкие перспективы в этом отношении и ориентироваться в первую очередь на собственные нужды.

Однако, рассматривая перспективы гипотетического российско-китайского сверхтяжелого вертолета нельзя забывать еще один момент, связанный с военно-техническим сотрудничеством России и Китая. Уже несколько лет идут разговоры о создании двумя странами совместного проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера. Примечательно, что после международной рабочей встречи во вторник Д. Рогозин говорил и об этом проекте. Тем не менее, несмотря на давнее появление этой идеи и заявления чиновников самого высокого уровня, по сей день проект находится на стадии самых ранних обсуждений и консультаций. Никто не может дать гарантии, что совместный проект сверхтяжелого вертолета не повторит судьбу ожидаемой, но никак не начинаемой разработки дальнемагистрального авиалайнера. Таким образом, все обсуждения перспектив новой винтокрылой машины упираются в вопрос намерения сторон. Более того, из-за отсутствия реальных планов все подобные обсуждения могут и вовсе стать бесполезными.

Каким будет перспективный сверхтяжелый транспортный вертолет и будет ли он вообще, пока говорить рано. Пока лишь идут консультации о возможности начала совместного проекта и подробности еще не определены. Возможно, общие черты перспективной машины станут известны в самое ближайшее время. Однако не стоит удивляться, если гипотетический проект так и останется на стадии разговоров и обсуждений. На данный момент существует достаточное количество аргументов как за него, так и против. Поэтому чиновники России и Китая могут вынести любое решение, а интересующейся общественности остается лишь ждать соответствующие заявления и новости.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://itar-tass.com/
http://odnako.org/
http://airwar.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 50
  1. N.O.M.A.D.E. 23 августа 2013 08:32
    Ми - 12, уникальная машина. А Китайцы, видимо под предлогом "совместного" производство, просто опять хотят получить всю нужную информацию и технология для своего 3D Принтера.. am
    1. Greyfox 23 августа 2013 08:55
      Вообще-то в статье правильно указано,что ещё вопрос,нужен ли такой вертолет? Если он нужен китайцам,пусть оплачивают разработку и е...ся с доводкой сами. Критические технологии естественно передавать им нельзя.
      1. Constantine 23 августа 2013 10:20
        Цитата: Greyfox
        Критические технологии естественно передавать им нельзя.


        У китайцев, скорее всего, расчет именно на это. wink
        Constantine
    2. одинокий 23 августа 2013 11:20
      не понимаю,неужели чтобы развивать Российское вертолетостроение,обьязательно нужен кто-то!у вас столько возможностей для этого.скорее всего опять кому то захотелось заработать на откатах))))
      1. Артём 23 августа 2013 13:55
        по моему лучше уж дерижабль тяжёлого класса построили, с экономической точки зрения он выгоднее вертолёта и конкуренции никакой hi
        1. ramsi 23 августа 2013 15:54
          дирижабль грузоподъёмностью на 40т?!.
          ramsi
          1. Bersaglieri 23 августа 2013 22:27
            Можно и на 400. И на 4000. В принципе, для жесткой схемы при использовании современных конструкционных материалов проблем в масштабировании нет.
            1. ramsi 23 августа 2013 22:42
              забавно, про объёмы я молчу... А вот, интересно, что если сделать оболочку жёсткой (с внутренними распорками) и вообще выкачать воздух?
              ramsi
              1. alex86 25 августа 2013 19:32
                Про объемы несложно - 1 м3 при водороде (да и при гелии) имеет грузоподъемность 1 кг, т.е. 40 тн - 40 000 м3 , пусть еще 40 тн - собственный вес, т.о. 80 000 м3, это (условно) 30х30х100 м - для дирижабля скромные размеры. Ну а воздух выкачать - уверен, шутка.
                1. ramsi 26 августа 2013 09:03
                  Цитата: alex86
                  ... Ну а воздух выкачать - уверен, шутка.

                  Почему?!.
                  ramsi
            2. Басарев 27 июня 2014 11:53
              Говорят, особенно многообещающей в этом плане смотрится схема Циолковского с его цельнометаллическим дирижаблем. Такой даже летал, правда, в США. Звать ZMC-2. Он стал единственным дирижаблем схемы Циолковского. Более десяти лет успешных полётов. Лишь начало войны остановило его навсегда - был разобран на металл.
  2. svskor80 23 августа 2013 08:54
    Как то сомнительно выглядят такие СП с китайцами. Лучше уж самим придумать и построить вертолет, я почему то уверен что России это по силам, а китайцев и на пушечный выстрел не подпускать к новой технике, продавать только морально устаревшие технологии
  3. Iraclius 23 августа 2013 09:16
    Ми-12 оказался ненужен в огромном СССР. Зачем он нужен в нынешней России? what
    Грузоподъёмные функции легко выполняют Ми-8. Даже специализированные воздушные краны Ми-10к оказались ненужны. Зато есть модификации Ми-26 которые, вроде, выпускают до сих пор. 20 тонн он поднимает без проблем.
    Да и поднять, скажем, Чинук для него не проблема.
  4. solomon 23 августа 2013 09:55
    Из этого проекта Китаю нужны технологии, а что нужно России? Вертолет?
    solomon
    1. Апостроф 23 августа 2013 15:41
      Прибыль, кадры
      Апостроф
    2. rks5317 24 августа 2013 14:18
      Бабло на личные счета...Вонью от государственной измены несет отовсюду...
      rks5317
  5. Constantine 23 августа 2013 10:19
    Задумка конечно интересная, но я вижу данный вертолет только в двух областях: Военной логистике и в логистике для труднодоступных мест. Однако второе, скорее относится для освоения новых участков нашей необъятной страны т.к. для уже освоенных, вполне достаточно Ми-8 и Ми-26. smile
    Constantine
    1. abrakadabre 23 августа 2013 12:07
      Ответ лежит на поверхности - китайцы рвутся к технологиям, до которых они еще не добрались. Остальные "экономические" соображения и их доводы - от лукавого. Сейчас они могут себе позволить заявленную статьей разработку с результатом "в корзину". Зато получать технологии в данной области. И уж потом будут делать то, что действительно им надо.
      Проект послать к черту однозначно.
      Высокотехнологичную продукцию надо продавать, а не учить других ее делать.
      1. AVV 25 августа 2013 00:08
        Китайцы воруют все,а затем выставляют как свое,ничему наших не учат,опять хотят наступить на те же грабли!!!
        AVV
      2. Басарев 27 июня 2014 11:57
        Вот и я говорю - следует окружить Китай неким коконом, отсечь его от современных технологий. А затем планомерно, преднамеренно и расчётливо понижать его технический уровень. Опустим чуть ниже КНДР - и только тогда можно будет спокойно вздохнуть.
    2. rks5317 25 августа 2013 13:16
      Правильно-для освоения Китаем Сибири и Дальнего Востока...
      rks5317
  6. макс702 23 августа 2013 10:46
    Нужен и весьма ,сейчас не 60 годы и на северах полно таких грузов, а там кроме как вертолетом порой ничем не довезешь, вопрос в том какова стоимость продукта при перевозке. хотя бывают ситуации когда отдашь абсалютно любые деньги лишь бы работа была сделанна..
  7. _КМ_ 23 августа 2013 10:50
    Может быть китайцам нужен сверхтяжелый вертолет для целей, аналогичных советским? Т.е. для перевозки [ядерного] оружия. Или для возможной атаки на Тайвань?
    1. одинокий 23 августа 2013 11:23
      belay максим ,как вы себе представляете атаку на тайвань вертолетами ми-26 или ми-12?
      1. _КМ_ 23 августа 2013 16:12
        Не думаю, что такой вертолет нужен в качестве боевого. Но как тяжелый транспорт вполне возможно. Например, оперативная доставка боеприпасов и снаряжения.
  8. Pavel 23 августа 2013 11:30
    Цитата: _КМ_
    Может быть китайцам нужен сверхтяжелый вертолет для целей, аналогичных советским? Т.е. для перевозки [ядерного] оружия. Или для возможной атаки на Тайвань?

    может быть 40т - уже танк можно везти :)
    1. одинокий 23 августа 2013 12:33
      легче танк оснастить пропеллером)))и атаковать танколетами)))) wassat
  9. Dimka off 23 августа 2013 12:31
    неужели сами не может сделать такой вертолет? ведь русский человек все может. Эти сотрудничества совсем не нужны. Давать потенциальному врагу хорошую технику - это не понятно.
    1. одинокий 23 августа 2013 12:32
      а откат? кто же его даст чиновнику,если все будут делать сами?)))аполитично рассуждаете)))) wink
  10. Chicot 1 23 августа 2013 12:59
    Я не понял тонкого рогозинского юмора. Причем здесь Китай?.. Или мы уже без всякого рода индийце-китае-бразильцев не в состояниии самостоятельно осуществить разработку и строительство авиационной техники?..
    Мое твердое и неизменное мнение - нечего передавать ханьцам серьезные авиационные технологии, и тем более устраивать с ними совместные проекты. Если они действительно такие умные, как их хотят представить, то додумаются сами. А если нет, то их уровень - плавка чугуна в полисаднике и гонки за воробьями по рисовым полям...
    Да и не желаю я, чтобы бесценный научно-технический потенциал моей страны вот так запросто раздаривали всякой азиатской шушере, которая вдруг возомнила себя "великой державой"...
  11. Svetlana 23 августа 2013 14:08
    Цитата: Артём
    лучше уж дерижабль тяжёлого класса построили

    а может быть это и есть тепловой дирижабль? (см.http://www.itar-tass.com/c19/843884.html)
  12. пенсионер 23 августа 2013 14:37
    Вот всё смотрю, как на Северах с доставкой техники, материалов, оборудования и людей к месту производства работ мучаются...На мой непросвещенный взгляд такие вертолёты массу проблем бы сняли. Недавно у нашей организации проблема возникла: как доставить наше оборудование в Бавоненково. Диаметр 1400мм, вес порядка 7 тонн, общая длина 6 метров. До Салехарда - понятно. А вот дальше...
    1. Chicot 1 23 августа 2013 14:43
      Цитата: пенсионер
      Недавно у нашей организации проблема возникла: как доставить наше оборудование в Бавоненково. Диаметр 1400мм, вес порядка 7 тонн, общая длина 6 метров. До Салехарда - понятно. А вот дальше...

      При таких габаритах и весе справится и роспуск (а-ля трубовоз). При наличии дороги конечно. А если ее нет, то тогда...
      Ми-26 на внешней подвеске. Если уж он утянул полуразобранный Ту-134, то с вашей проблемой всенепременно справиться... wink
      1. пенсионер 23 августа 2013 16:21
        Цитата: Chicot 1
        Ми-26 на внешней подвеске.

        Ми -6 рассматривался. Вроде там шибко дорого получалось. Деталей точно не знаю - есть там кому этим делом заниматься. Как основной рассматривался вариант : на ДТ-30 оборудование, людей - на 8ке. Был ещё вариант: до Архангельска автотранспортом, а потом морем. На чем сейчас остановились скоро узнаю.
        1. Chicot 1 23 августа 2013 17:30
          Цитата: пенсионер
          Ми -6 рассматривался. Вроде там шибко дорого получалось

          Что поделать, авиатранспорт удовольствие не из дешевых...
      2. svp67 23 августа 2013 18:19
        Красиво,но с этого ракурса вообще...
      3. svp67 23 августа 2013 18:20
        Но вот ЭТОТ снимок - "+100500"
    2. desava 24 августа 2013 06:24
      Цитата: пенсионер
      Вот всё смотрю, как на Северах с доставкой техники, материалов, оборудования и людей к месту производства работ мучаются...

      Мне тоже на ум пришла подобная мысль. Ведь рано или поздно придётся осваивать сибирские и якутские труднодоступные районы. А грузов массой от 20 до 40 тонн в промышленности с избытком.
  13. makst83 23 августа 2013 14:39
    Если и будет сверхтяжелый вертолет у китайцев, то он будет хуже Ми-26!)
  14. denson06 23 августа 2013 15:20
    Видел Ми-12 в МО, г.Монино в Музее ВВС России - стоит у самого входа слева - он просто красавец.. и очень крупная "птица".. огромен просто. По впечатлениям он гораздо крупнее, чем на картинке в статье..
  15. spirit 23 августа 2013 17:36
    Американские инженеры испытали уникальный гибридный самолет-дирижабль Aeroscraft.
    Самолет-дирижабль "напичкан" самыми последними достижениями науки и техники. Он сделан из специального суперпрочного и легкого волокна, созданного на основе углерода. Длина испытанного аппарата 70 м, но серийный будет вдвое длинней. Он поднимет в воздух 66 тонн груза.
    Aeros надеется, что Aeroscraft будет перевозить глобальные транспортные грузы для коммерческих и военных секторов, с возможностью загрузки и выгрузки груза без повторной балластировки, более экономично, доставляя грузы к месту назначения с наименьшими выбросами.

    вот неплохие задумки.
    1. TIT 23 августа 2013 21:38
      тут вот тоже люди картинки рисуют
      TIT
    2. abrakadabre 26 августа 2013 08:33
      Может и испытали. Но почему компьютерная графика, а не фото испытанного образца?
  16. Freem2012 23 августа 2013 18:10
    Американцы проектируют тяжелый вертолет грузоподъемностью выше, чем у МИ-26. Опытная трансмиссия к нему уже есть.
  17. Vtel 23 августа 2013 20:18
    Все упирается в рентабельность данного проекта, окупится ли потом его производство + обслуживание + необходимость новых технологий, особенно больших лопастей. Китайцам уж точно надо поиметь всю технологию за здорово живешь им то он наверно нужен очень - народу уж больно много надо перевозить.
    Vtel
  18. xomaNN 23 августа 2013 21:01
    Ладно, в 90-е когда не было своих денег, готовы были продаться за бугор за три алтына. А сейчас, что? Знают же , что китайцы нормально хотят спереть технологию и наработки и под именем "большой китайский вертолёт TYU 32 " сами его строить.
  19. Svetlana 23 августа 2013 22:02
    Раз уж Китай заинтересован в совместной разработке сверхтяжёлого вертолёта, то надо бы договориться с Китаем чтоб он инвестировал в строительство на территории России нового завода для производства сверхтяжёлых вертолётов, который может быть например расположен в Арсеньеве Приморского края, благо спецы по вертолётам там уже есть и Китай рядом.
    Одним из вариантов облика сверхтяжёлого вертолёта мог бы быть тепловой дирижабль с вращающейся оболочкой в форме диска, по экваториальному периметру которой закреплены лопатки для создания дополнительной подъёмной силы.
  20. ДВС 24 августа 2013 06:34
    Лоббисты западных авиафирм, что окопались в нашем правительстве, против и широкофюзеляжного аэроплана и против вертолёта. Они вообще против всего нового в нашей авиации. Поэтому ничего не выйдет.
  21. Svetlana 24 августа 2013 08:53
    Цитата: ramsi
    что если сделать оболочку жёсткой (с внутренними распорками) и вообще выкачать воздух?

    К сожалению, тогда оболочку раздавит наружным атмосферным давлением: ещё не придумано достаточно прочных и лёгких материалов для создания лёгкой и прочной вакуумируемой оболочки.
    1. ramsi 24 августа 2013 20:15
      ну, не знаю... подводные лодки - не такие уж и толстые, а там разница давлений намного больше. Можно попробовать сотовую конструкцию и не в двух, а в трёх плоскостях; можно разделить на блоки по кубометру... Даже если выйдет на уровне водорода - игра стоит свеч
      ramsi
      1. Svetlana 25 августа 2013 12:39
        Поясните пожалуйста Вашу фразу "Даже если выйдет на уровне водорода " - что имеете в виду?
        1. ramsi 25 августа 2013 17:51
          вообще-то я имел в виду подъёмную силу, но в плане применения - не дирижабль, а скорее, грузовую платформу, если, конечно, получатся вменяемые размеры
          ramsi
  22. Djubal 25 августа 2013 12:49
    Китаю то зачем? грузоподъемность 40 тонн.. 30 на броню 10 на вооружение ..и на тайвань с полным трюмом китайского спецназа:)
  23. lisiy prapor 31 августа 2013 00:53
    при том, что у ми-26 какой-то процент мощности движки тратится на гашение реактивной силы - то при тех же движках(х2) можно тягать и 50 т., а это ужо т-80(47 т.) может поддержать воздушно-десантную операцию. А вертак сделать такой, что-бы в горизонтальном полёте он был "автожиром"(увеличение скорости и радиуса)
  24. lisiy prapor 31 августа 2013 01:01
    только делать его в России скоро будет некому. У кого из молодёжи есть хотя-бы один знакомый токарь, фрезеровщик и т.п.? Сплошные менеджеры, юристы и экономисты.
  25. michurinec 13 октября 2013 20:45
    У китайцев вообще нет вертолётной школы. К чему это всё?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня