Повышенная боеготовность, быстрое реагирование

АВТОРЫ ДОКЛАДА, как подчёркивают в своём обращении к читателям президент Франко-российской торгово-промышленной палаты Эммануэль Киде и директор франко-российского аналитического центра «Обсерво», рассматривают ежегодник как вклад в преодоление Францией и Россией существующих негативных стереотипов и дефицита информации друг о друге, чтобы «сломались барьеры, сдерживающие сближение между нашими странами и людьми».
Для российских читателей книга интересна прежде всего тем, что даёт представление о том, как видится Российская Федерация и её политика французским аналитикам. Примечательно, что в ежегоднике отдельный раздел посвящён военной политике РФ и её Вооружённым Силам. Его автор – Изабель Факон, старший научный сотрудник Фонда стратегических исследований (FRS), конечно, «не открывает Америки», но, судя по манере изложения материала, она и не ставит этой амбициозной задачи. Её материал благожелателен по тону и содержит достаточно взвешенные оценки.
В ЕЖЕГОДНИКЕ высказывается мнение, что реформа Вооружённых Сил должна обеспечить Россию «менее многочисленной, но более гибкой и мобильной армией, которая будет отличаться повышенной боеготовностью и быстрым реагированием, необходимым для участия в региональных конфликтах и подавлении беспорядков». Под подавлением беспорядков, надо полагать, эксперт понимает миротворческие операции.
По её оценке, «Российская армия, похоже, встаёт на путь, избранный западными вооружёнными силами более десяти лет назад в ответ на растущее число операций с участием различных родов войск и нередко нескольких стран».
Автор обращает внимание на то, что в Сухопутных войсках «основной единицей стала бригада, заменившая дивизии и полки, хорошо укомплектованная (артиллерийскими, противовоздушными, разведывательными, связными, противотанковыми средствами и т.д.)». После завершения реформы новые бригады, оснащённые современной военной техникой, подчёркивает Факон, будут находиться практически в постоянной боевой готовности (постоянная укомплектованность на 95 – 100 процентов).

В докладе обращается также внимание на реформирование системы управления. Реформа, констатирует Факон, предполагает «введение облегчённой и децентрализованной системы управления и командования войсками, а именно переход от четырёхзвенной системы (военный округ – армия – дивизия – полк) к трёхзвенной (военный округ – оперативное командование – бригада)».
Один из ключевых аспектов реформы, с точки зрения французского эксперта, «восстановление равновесия внутри офицерского состава, где численность полковников и подполковников превышала численность младших офицеров». В связи с сокращением офицерского состава, указывает она, была рационализирована система обучения и подготовки военнослужащих, число институтов военной подготовки было уменьшено с 65 до 10.
Аналитик считает, что многие функции, ранее выполнявшиеся армией («сбор урожая, обеспечение продовольствием, строительство, логистика, медицина»), были переданы на подряд гражданским организациям с целью улучшения качества боевой подготовки призывников в течение одного года военной службы.
ВНЕ ВНИМАНИЯ Факон не осталось и то, что за прошедшее десятилетие цели найма контрактных военнослужащих несколько раз менялись – «по мере того как власти сталкивались с неудовлетворительными результатами и были вынуждены снова увеличить призыв».
В ежегоднике затронута и проблема влияния демографической ситуации в России на численность армии. Отмечается, что «число российских граждан призывного возраста сегодня сокращается, а потенциальные призывники имеют многочисленные возможности отсрочить службу в армии или же непригодны к военной службе по состоянию здоровья». Факон приводит мнение западных экспертов о том, что в РФ будет затруднительно обеспечить реальную численность Вооружённых Сил в один миллион человек к 2020 году с учётом финансовых и демографических возможностей страны.
Кроме того, считает аналитик, «годичная служба не позволяет дать призывникам адекватную подготовку, которая повысила бы общую эффективность вооружённых сил». Из-за нынешнего короткого срока службы «опыт, полученный призывниками в течение первого года службы, не идёт в дальнейшем на пользу армии».
Приводится мнение военного эксперта Ричарда Макдермотта, считающего, что «сокращение офицерского состава было ошибкой». По его мнению, «было бы странно ожидать высокого уровня боевой подготовки от бригад, состоящих преимущественно из призывников, которые отслужили 12 месяцев». В таких условиях, пишет Макдермотт, становится проблематичной «попытка поставить на вооружение новое оборудование или использовать сетецентрические принципы ведения боевых действий».
По сути, в докладе «Россия-2013» обращается внимание на давно известную и западным, и отечественным экспертам зависимость боеготовности армии от качества «человеческого материала». Ещё забытый ныне Фридрих Энгельс писал в «Анти-Дюринге», что «вся организация армий и применяемый ими способ ведения боя, а вместе с этим победы и поражения оказываются зависящими от материальных, т. е. экономических, условий: от человеческого материала и от оружия, следовательно - от качества и количества населения и от техники».
Развивая классика, надо заметить, что в XXI веке особое значение приобрело именно качество «человеческого материала», ущербность которого на нынешнем уровне военно-технического развития нельзя компенсировать ни увеличением демографических ресурсов, ни деньгами, ни приобретением новых технологий (даже попытками роботизации военного дела, по крайней мере, в ближайшем десятилетии).
В РОССИИ, отмечает Изабель Факон, с учётом сложившихся условий предприняты значительные усилия по «обновлению военного оборудования», то есть по оснащению армии новыми вооружениями и военной техникой. Приоритеты, поставленные программой вооружения (помимо стратегического), по мнению французского эксперта, вполне соответствуют общим целям военной реформы, которая направлена на создание «более децентрализованной и более мобильной армии». Упор сделан на многофункциональные информационно-управляющие системы (C4ISR), по которым, по словам Факон, «Россия постоянно отстаёт», и на приобретение «большого количества грузовых самолётов и вертолётов».
C4ISR – в англоязычной терминологии: Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance - это, если коротко, системы разведки, связи и управления.
АВТОР военного раздела ежегодника подчёркивает, что до сих пор военная реформа опиралась на стабильное финансирование со стороны государства, несмотря на то что она совпала с периодом экономического кризиса, вынудившего Россию наравне с другими странами прибегнуть к мерам бюджетной экономии.
Но, несмотря на значительный рост расходов на приобретение вооружений за последние десять лет, по оценке французского эксперта, «обновление военного оборудования продвигается медленно». Причина, на её взгляд, – состояние оборонной промышленности, которое «вызывает беспокойство: старшее поколение уходит на пенсию, оборудование устаревает, процветает коррупция, нарушается производственный цикл, отсутствует адекватная проверка качества».
Отчасти это, к сожалению, действительно так, и по этому поводу не раз били тревогу авторитетные российские эксперты. Однако нельзя не отметить, что в последнее время принимаются энергичные меры по улучшению ситуации в оборонно-промышленном комплексе России и повышению качества производимого вооружения. Так, по решению нового руководства Минобороны России восстанавливается система военной приёмки; при Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ образован специальный штаб по контролю законности действий должностных лиц при исполнении гособоронзаказа, он будет разбираться по каждому конкретному предприятию, которое использует контрафактные изделия.
В ЗАВЕРШЕНИЕ своего анализа Изабель Факон, фактически оппонируя критикам реформы в России, констатирует, что преждевременно делать окончательные выводы о результатах проведённых преобразований в военной сфере. Реформа ориентирована на 2020 год, указывает она. Поэтому «нет ничего удивительного в том, что на первых этапах реформы не все новые бригады отвечают поставленным требованиям».
Французский эксперт, по существу, солидаризируется с мнением тех экспертов, кто считает вполне логичным, что стремительная и основательная реструктуризация Вооружённых Сил «на первых порах приводит к сбоям и снижению оперативных возможностей». Констатируется, что проводимые преобразования, несмотря ни на что, являются «базой для постепенного наращивания в течение четырёх-пяти лет обычных вооружённых сил, в особенности сил быстрого развёртывания».
Для успеха намеченных преобразований, по мнению Изабель Факон, нужно создать соответствующие условия: «Взятые ранее финансовые обязательства должны быть соблюдены. Бюджет Министерства обороны должен увеличиваться и далее, чтобы обеспечить запланированное повышение личного довольствия и пенсий военнослужащих, улучшение условий службы (что в итоге должно привести к увеличению числа контрактников) и окончательное решение жилищного вопроса. Это, в свою очередь, связано с проблемой экономического роста, стабильностью цены на нефть, а также с эволюцией политической конъюнктуры, которая может выдвинуть на первый план другие экономические и социальные приоритеты правительства».
В докладе «Россия-2013» в качестве итоговой оценки российской военной реформы высказывается мнение, что она может обеспечить Вооружённым Силам «возможность быстрее и эффективнее реагировать на кризисные ситуации, возникающие в пограничных зонах. В случае улучшения взаимоотношений с Западом некоторые «элитные» части российской армии под российским командованием, возможно, смогут принимать более активное участие в международных миротворческих миссиях…»
Таковы выводы, к которым пришла старший научный сотрудник французского Фонда стратегических исследований.
Информация