МиГ-21 в Индии: проклятие "балалайки"? Еще раз о 21-ом

76
На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет - иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

МиГ-21 в Индии: проклятие "балалайки"? Еще раз о 21-ом


Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов.

При этом погибло более 130 пилотов. (Если учесть сколько им лет... да и вопросы по эксплуатации, мое прим.)

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них - с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали "летающим гробом".

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.

F-104 starfighter


"Балалайка"

МиГ-21 появился в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Это было второе поколение истребителей.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали "балалайкой".

Он прекрасно зарекомендовал себя во многих военных конфликтах и в результате стал самым массовым самолетом в истории авиации - всего было построено около 11,5 тыс. самолетов.

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии - истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

"Прекрасная леди"

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

"Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет", - сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии - Анил Типнис - опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название "Моя прекрасная леди - Ода МиГ-21".

"За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью", - писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф - неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, - больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: "Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико". Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении - он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

"Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать - если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения - в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 - американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

"Запчасти"

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема - запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

"За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять", - сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин - недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция - Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.
76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. DDW
    +23
    24 августа 2013 06:54
    Не нравится МИГ-21?
    Летайте на метлах. Пусть неудобно, зато дешево и полностью безопасно...
    1. +31
      24 августа 2013 06:59
      Давно бы утилизировали и дело с концом. Сами резину тянут соответственно и результат. Миг -21 хороший истрибитель но и он не вечен.
      1. +33
        24 августа 2013 13:55
        Самолёт очень хороший, надёжный и прекрасное оружие в руках опытного пилота. Я начал летать на нём с 75 года в ЧВВАУЛ и потом летал в строевых частях ВВС до 83 года. Потом переучились на МиГ-27. Так вот по сравнению с 21-м полёт на 27-м это борьба за жизнь. За всё время моей работы на 21-м у нас не было ни единого случая аварии и тем более катастрофы из-за отказа АТ. Сейчас в ВВС Индии эксплуатируются уже изношенные физически самолёты и только поэтому они там "сыпятся". Ну и конечно же на данный момент машина уже просто морально устарела. А так, повторю ещё раз, самолёт отличный во всех отношениях !!!
        1. stranik72
          +11
          24 августа 2013 16:50
          Со всем согласен, кроме некоторых и самых главных моментов, это машины постройки самих индийцев, они его делают (вернее делали по нашей лицензии), последние поставки по линии СССР были сделаны в начале 80-х. Потом в 90-х они начали массовую закупку 21 в основном БИС по всей территории СССР, (кроме России), как сэкэнд-хэнд в том числе и ЗЧ к нему, небольшой по объёму ремонт и модернизацию 21 сопровождали некоторые АРЗ в Украине. Вот и всё. Да ещё была предварительная договорённость с ОКБ МиГ по МиГ-21-93, но не срослось, на этом тема индийских 21 в ОКБ не поднималась
        2. +1
          27 августа 2013 22:46
          Где то читал что индусы с целью сэкономить денег на обучении пилотов убрали из цепочки подготовки курсантов легкие реактивные УТС. И на МиГ-21 сажали курсантов сразу после поршневых самолётов. Неужели правда можно было до такого додуматься? Тогда бы это многое объясняло, почему некоторые летчики боятся его как черт ладана.
      2. +6
        24 августа 2013 16:30
        Самая обыкновенная амортизация + китайские запчасти... неудивительно.. Самолетам более 40 лет.. Всё, что происходит далее - это результаты усиливающегося влияния запада.. это их схема работы.. пропаганда в СМИ и прочее..
      3. +10
        24 августа 2013 17:14
        Цитата: tronin.maxim
        Давно бы утилизировали и дело с концом. Сами резину тянут соответственно и результат. Миг -21 хороший истрибитель но и он не вечен.


        Совершенно верно. На месте МИГа надо подавать встречный иск о клевете и ущербе доловой репутации.
      4. +6
        24 августа 2013 17:29
        Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов.

        При этом погибло более 130 пилотов. (Если учесть сколько им лет... да и вопросы по эксплуатации, мое прим.)



        самолет не может плохим в таких количествах.почему во вьетнаме миги творили чудеса,а в индии разбиваются?потому что персонал слабоподготовленный+криворукость
      5. +4
        25 августа 2013 16:31
        Цитата: tronin.maxim
        Давно бы утилизировали и дело с концом. Сами резину тянут соответственно и результат. Миг -21 хороший истрибитель но и он не вечен.

        У индусов на эту тему есть замечательная пословица: "Лошадь сдохла - слезь!" Однако, не смотря на эту народную мудрость жаба всё равно побеждает чаще =)

        А по поводу отважного индийского авиатора, кстати, есть не менее замечательная русская пословица: "Плохому танцору и яйца мешают".
    2. Че
      +9
      24 августа 2013 07:02
      У нас вероятно 21 не осталось уже, а в Индии летают. Братцы техника имеет свойство стареть. Пора наверное менять на новую. В своё время на них евреев долбили в конфликте с арабами. Фантомы сбивали, как орешки амеров щёлкали. Было дело, прошу ребят из Израиля не возмущаться.
      1. berimor
        +18
        24 августа 2013 11:32
        Вообще-то все было совсем наоборот. В войне на истощение в 1970 г. израильская авиация сбила 4 МиГ-21 и не потеряли в воздушном бою с нашими ни одного своего (есть по этому поводу очень много материала). При этом погибло трое наших пилотов. Не надо путать потери израильской авиации от огня наших зенитно-ракетных комплексов С-125 с нашими ж расчетами! Я в это время воевал там в составе 18 зенитно-ракеиной дивизии особого назначения и знаю, что говорю! Надо говорить правду, а не закрывать глаза. И ракеты и прицелы на тех мигах были хуже чем на миражах и на фантомах. По некоторым летным характеристикам миги были лучше (вертикальный маневр и скоропдъемность), но главной причиной неудач наших летчиков была низкая подготовка к ведению жесткого, современного воздушного боя и очень слабая тактическая подготовка как летчиков, так и особенно управленческого звена.
        1. +11
          24 августа 2013 12:49
          Цитата: berimor
          В войне на истощение в 1970 г. израильская авиация сбила 4 МиГ-21 и не потеряли в воздушном бою с нашими ни одного своего

          Но при этом сами евреи были в восторге от захваченной советской техники и говорили: если бы нам поставлял оружие СССР а арабам США, результат всё равно был бы тем же.. Там далеко не в технике дело, а в раздолбайстве арабов.. А валить всё на технику можно только тогда, когда она будет полностью независима от человека. Например обычный человек с автоматом, вряд ли сможет победить спецназовца с пистолетом или даже с ножом..
        2. +6
          24 августа 2013 17:19
          Цитата: berimor
          Вообще-то все было совсем наоборот. В войне на истощение в 1970 г. израильская авиация сбила 4 МиГ-21 и не потеряли в воздушном бою с нашими ни одного своего (есть по этому поводу очень много материала). При этом погибло трое наших пилотов.


          В этом материале вроде как сказано, что ждали этих четверых и была это грамотно спланированная засада, рассчитанная специально на то чтоб именно этих летчиков подловить и уничтожиить. Там же была приведена мысль о том, что отсутсвие потерь со стороны израиля в воздушных схватках - миф, потери были примерно равные просто о них очень грамотно умолчали.
          1. Че
            +1
            25 августа 2013 13:45
            Гейзенберг. Вы правы. Не открою военной тайны, фантомы сбивались не только зенитчиками, но и лётчиками. Информация той эпохи говорит сама за себя. Откуда информация умолчу.
      2. berimor
        +1
        24 августа 2013 11:58
        Вообще-то все было совсем наоборот. В войне на истощение в 1970 г. израильская авиация сбила 4 МиГ-21 и не потеряли в воздушном бою с нашими ни одного своего (есть по этому поводу очень много материала). При этом погибло трое наших пилотов. Не надо путать потери израильской авиации от огня наших зенитно-ракетных комплексов С-125 с нашими ж расчетами! Тут наши ракетчик дали прочухону еврейским "соколам". Я в это время воевал там в составе 18 зенитно-ракеиной дивизии особого назначения и знаю, что говорю! Надо говорить правду, а не закрывать глаза. И ракеты и прицелы на тех мигах были хуже чем на миражах и на фантомах. По некоторым летным характеристикам миги были лучше (вертикальный маневр и скоропдъемность), но главной причиной неудач наших летчиков была низкая подготовка к ведению жесткого, современного воздушного боя и очень слабая тактическая подготовка как летчиков, так и особенно управленческого звена.А вообще-то МиГ-21 на то время был одним из лучших истребителей, предназначенных для завоевания превосходства в воздухе. А насчет умения, так арабыпро наши ЗРК тоже говорили "мушквайс" (плохие), пока в бой не вступили наши расчеты!
        1. +3
          24 августа 2013 22:38
          Berimor "А насчет умения, так арабыпро наши ЗРК тоже говорили "мушквайс" (плохие), пока в бой не вступили наши расчеты!"

          То же самое и про МиГи можно сказать. Вьетнамцы на МиГах сбивали фантомы, а арабы катапультировались.
          Насчет посадочного маневра могу привести факт посадки спарки МиГ21 в Феодосии в конце 80ых с выключеными двигателями по причине отсутствия топлива.
          Так что 21 планировать умеет.
        2. +2
          25 августа 2013 00:11
          Цитата: berimor
          Я в это время воевал там в составе 18 зенитно-ракеиной дивизии особого назначения и знаю, что говорю! Надо говорить правду, а не закрывать глаза.

          Трандеть тока не надо,"Мюнхаузен".
      3. ПВОшник
        +11
        24 августа 2013 12:18
        Цитата: Че
        У нас вероятно 21 не осталось уже, а в Индии летают..

        Реэкспортировать с десяток МиГ-21 в Россию и поставить на постаменты в городах России.
        1. +1
          24 августа 2013 15:47
          В Новочеркасске есть такой постамент!
          1. HAM
            +2
            24 августа 2013 16:30
            В Армавире тоже есть!
    3. +14
      24 августа 2013 08:49
      Цитата: DDW
      Не нравится МИГ-21?Летайте на метлах. Пусть неудобно, зато дешево и полностью безопасно...

      Тогда взлетную полосу придется увеличивать. А то разбега для взлета не хватит.
      1. +7
        24 августа 2013 10:59
        Цитата: andrejwz
        Тогда взлетную полосу придется увеличивать. А то разбега для взлета не хватит.

        Так и так по любому удлинять и модернизировать будут все аэродромы. Им же Rafalи принимать нужно будет.
        Останется в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат. Такой вот умственный пердиманокль.
        Цитата: Корсар5912
        Вот это верно.При чём тут Россия, если лётчики не умеют посадить самолёт в мирное время на полосу своей авиабазы?Пусть покупают западные самолёты, если им не жалко своих денег и своих лётчиков.Падать самолёты будут не реже, а платить за них индусы будут больше.

        Дюже люто в самый глазЗ.
    4. ed65b
      +5
      24 августа 2013 10:03
      Точно а гарри потный будет проводить инструктаж. laughing
    5. +8
      24 августа 2013 11:18
      Цитата: DDW
      зато дешево и полностью безопасно...

      Хорошая метла тоже стоит не мало,да и полёты не всегда безопасны...
    6. +8
      24 августа 2013 13:02
      Цитата: DDW
      Не нравится МИГ-21?

      Это общий тренд в индийском истеблишменте, он давно разделен на "английскую" и "индийскую" партии. Все нападки на наше оружие со стороны "англичан..."
    7. Разумный,2,3
      +2
      24 августа 2013 14:30
      В ходе переговоров по новому втс между Индией и сша,после аварии подлодки,я не удивлён подобному заявлению.Это был вопрос времени.Сколько баков получил этот "лётчик"?.
      1. ПВОшник
        +1
        24 августа 2013 17:46
        Цитата: Разумный,2,3
        В ходе переговоров по новому втс между Индией и сша,после аварии подлодки,я не удивлён подобному заявлению.Это был вопрос времени.Сколько баков получил этот "лётчик"?.

        А я не удивлюсь,что из за алчности "рособоронэкспорта" мы потеряем заказы от потенциальных покупателей, и Индия - это только "первая" ласточка. Авианосец,который уже сколько лет сдать не можем, подлодка, отказ от МиГ-35 ....сколько можно? Повысить качество техники и работ,но.....кем? Не гастарами же...
  2. serge-68-68
    +8
    24 августа 2013 06:54
    Для своего времени был хороший самолет. 40 лет службы и 65 стран мира - этот результат говорит сам за себя. Не думаю, что о МиГ-21 останется плохая память.
    А диверсификация поставок вооружений (и не только вооружений) в Индию неизбежна. Она уже происходит. Россия потеряет большую часть доходов. А чтобы очень большой не потерять - новое надо разрабатывать и старое качественно делать.
  3. +15
    24 августа 2013 07:02
    Здравствуйте всем.
    В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

    Поломка без причины - признак Made in Chinы ? request
    1. duke
      +9
      24 августа 2013 08:11
      почему то во Вьетнаме они не бьются

      В большинстве случаев авиакатастроф истребителей МиГ-21 ВВС Индии виноваты пилоты. С таким признанием, сообщает в воскресенье газета "Таймс оф Индиа", выступил главком индийских ВВС маршал Кришнасвами.

      По его словам, "ошибки пилотов создают проблемы, но они постоянно повышают свой уровень подготовки".

      По словам Кришнасвами, в настоящее время для тренировок летчиков активно используется самолет МиГ-21, который постоянно модернизируется, и в ВВС Индии уже существует учебная эскадрилья "Бизоны".

      Как отметил индийский маршал, "МиГ-21 - это как меч гладиатора: он иногда ранит, но без его помощи не обойтись".
      1. +5
        24 августа 2013 10:18
        Цитата: duke
        почему то во Вьетнаме они не бьются

        Читал как во Вьетнаме набирали пилотов для Миг-21.Их сперва откармливали 2 года и только потом приступали в обучению.Во Вьетнаме пилот военного самолета - это элита.А в Индии отношение похоже совсем другое.
        В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.
        1. +8
          24 августа 2013 10:28
          Население Индии - мильярд человек. Поэтому и отношение к ним такое же: плюс-минус сотня тысяч погоды не делают. Где-то читал статью "Страна небоевых потерь", там кратенький анализ аварийности в индийских ВВС, который доказывает, что три четверти аварий произошло из-за человеческого фактора. Раздолбаи, короче, поэтому и бьются, как мухи о лобовое стекло автомобиля.
          "В ноябре 2010 года ВВС Индии объявили, что в 45 процентов случаев падения самолетов причиной катастрофы является ошибка пилота. В 42 процентов случаев катастрофы происходят из-за технических неполадок, а остальные 13 процентов приходятся на непрогнозируемые происшествия, включая столкновение с птицами.

          Для ВВС Индии характерен высокий уровень аварийности. В частности, с 1970-го по 2000 год страна ежегодно теряла в среднем 22-23 самолета и вертолета, а начиная с 2000 года - по 10-15 летательных аппаратов в год. В настоящее время в ВВС Индии проходит масштабная модернизация авиапарка. На эти цели в ближайшие 12 лет планируется потратить около ста миллиардов долларов. В указанную сумму входит покупка учебных самолетов, истребителей, военно-транспортных самолетов, зенитных ракетных комплексов и бомбардировщиков."
          1. +16
            24 августа 2013 13:58
            Часто приходилось ездить по миру.
            Сделал такие наблюдения - Арабы как воины-неплохие, но крайне НЕдисциплинированные, по любому поводу "любят" собираться в кучу малу- здесь то их миной и можно накрыть))))
            Индийцы_это еще те индейцы))) при возникновении какой то "СЛОЖНОЙ" ситуации, не прописанной в мозгу))) они впадают в ступор.....

            Только Русские могут организоваться в ОТРЯД(не стадо или стаю)) распределив обязанности и действуют зачастую ИНТУИТИВНО, никто их до этого не обучал...
            ..но, для этого надо Экстремальная ситуация....
            пока пьем горькую.....
            но Мы это дело быстро бросим))))
        2. +9
          24 августа 2013 10:36
          Во Вьетнаме летчиков откармливали прежде всего не потому, что они элита, а потому что из-за дефицита веса они не могли переносить перегрузки , возникающие в ходе воздушного боя.. А летчики, в большинстве стран всегда были элитой и Индия в этом плане никогда не была исключением..
          1. +3
            25 августа 2013 11:30
            Цитата: ranger
            Во Вьетнаме летчиков откармливали прежде всего не потому, что они элита, а потому что из-за дефицита веса они не могли переносить перегрузки ,

            Да они теряли сознание,но их два года учили дисциплине и не только.Вы видели когда нибудь как работают в Индии?
            Вот я вам расскажу.
            У каждого докера в порту есть 5-6 помощников,сколько может платить столь и нанимает.Докера отличить просто - он в жилете,все остальное в лохмотьях.Так вот когда они разгружают судно,на палубе твориться .....ругаться не охота.Шум ,гам,крики, машут руками ,одни докеры кричат своим грузить ,другие таскают в противоположную сторону.В этом муравейнике все напоминает хаос.И кто нибудь из этого хаоса обязательно сопрет швартовый или ключи ,все что не прикручено к палубе или не прибито.И в принципе это их жизнь,их национальная особенность ,их менталитет.
            Вот и летчики у них подобные.Слишком эмоциональные и не дисциплинированные.
            1. +2
              25 августа 2013 19:21
              Я видел как работают в Индии, поскольку в свое время довелось быть в этой стране в годичной командировке, кстати, на заводе где собирались по лицензии МИГ-21 в г. Насик штат Махараштра. Так, судя по Вашему описанию ВЫ наблюдали как работают докеры в порту... Но ВВС это не порт и дисциплина там соответствующая, мне доводилось видеть самому как идет подготовка к полетам и организованы полеты в индийских ВВС. Все делалось по инструкция и наставлениям, подготовленным нашими специалистами и летали индийские летчики, по мнеию наших специалистов, совсем неплохо. А где ВЫ видели индийских военных летчиков чтобы выносить такие безапеляционные суждения?
              1. 0
                27 августа 2013 22:11
                Цитата: ranger
                А где ВЫ видели индийских военных летчиков чтобы выносить такие безапеляционные суждения?

                Я не видел индийских летчиков ,зато немного знаком с их менталитетом.
                Например у них отсутствует такое понятие как грузоподъемность.Сколько везет столько и накладывают и это относится ко всему,хоть осел,хоть автомобиль.
                Если на трапе написано (Не входить) ,то для них надо писать (Не влезай убьет)тоже самое касается кнопок на приборах.
                И я уже не говорю про их предрассудки и религиозные особенности.
                Я не сказал что они плохие ,просто для службы пилотами их надо готовить с детства,прививая пунктуальность и сдержанность.
  4. Belogor
    +5
    24 августа 2013 07:04
    А может просто танцоры плохие?
    1. +13
      24 августа 2013 08:49
      Вы не правы, танцуют они хорошо, правда СО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ - ЗАСАДА ПОЛНАЯ.
  5. Hudo
    +12
    24 августа 2013 07:06
    На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

    В раннем детстве, когда я залез на взрослый велосипед чтобы прокатиться "как большой" и упал вместе с ним, мне тоже очень хотелось признать велосипед объектом, нарушающим право человека на жизнь. Со временем, правда всё наладилось. А если серьёзно, то больше времени надо на тренажёрах проводить, а не по судам шаболдаться.
    1. +3
      24 августа 2013 16:45
      Всегда и везде найдутся жюпарукие, склонные к сутяжничеству!
  6. vitek1233
    +5
    24 августа 2013 07:08
    Учитесь летать господа Индийцы
  7. +3
    24 августа 2013 07:14
    Сколько заплатили, дядя?...
  8. +12
    24 августа 2013 07:14
    50 лет пользовались-пора и честь знать).МИГ21 не Дункан Маклауд) имет свой срок службы.
  9. Комментарий был удален.
    1. +7
      24 августа 2013 08:51
      good и Я ПРО ТОЖЕ Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
      У них и т-90 не стреляет, и лодки тонут.
  10. Яков31
    +6
    24 августа 2013 07:20
    Да индусы сами напароли косяков, а сами на самолёт сваливают под дудку америкосов!!! Руки бы из того места росли и самолёты отлично летали и танки красивыми были!!! Им только с копьями и носиться чтоб делов не натворили))))
    1. +7
      24 августа 2013 13:12
      Цитата: Яков31
      Да индусы сами напароли косяков, а сами на самолёт сваливают под дудку америкосов!!!

      Больше чем уверен, их новые дорогущие игрушки рафали будут падать не меньше.. Им бы лучше технику попроще и по надёжнее, 35-й Миг как раз учитывал особенности индусов, и ошибки бы прощал и лётчики бы не гибли.. зря не взяли, будут тепер на французских золотых слитках летать, или вообще побояться их даже в небо поднимать..
    2. 0
      24 августа 2013 22:00
      дайте им су-35,все равно будут разбиватся.подготовка летнего состава это не кино снимать)))
  11. pinecone
    +8
    24 августа 2013 07:34
    Прослеживается связь с недавней аварией на подводной лодке российского производства. Вне всякого сомнения, инициатива подачи иска исходила от командования индийских вооруженных сил с целью уклонения от ответственности за слабый уровень подготовки личного состава.
    Между прочим, опыт боевого применения МиГ-21 в ВВС Северного Вьетнама наглядно продемонстрировал на что способна эта машина в руках хорошо подготовленных пилотов.
  12. +6
    24 августа 2013 07:51
    На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.
    Сдвиг по фазе у летуна произошёл wassat .А скорее всего полная америконизация у них, хотя (это тоже самое что сдвиг по фазе). Подать иск, хоть на дохлого таракана, лижь бы бабло срубить.
    1. +2
      24 августа 2013 14:33
      Цитата: Сибиряк
      Сдвиг по фазе у летуна произошёл

      С такими "симптомами" лётчика однозначно нужно списывать, не может пилот боящийся своей машины качественно выполнять полётные задания...
  13. +10
    24 августа 2013 07:57
    не устану повторять-ТЕХНИКА В РУКАХ ДИКАРЯ ЭТО ГРУДА МЕТАЛЛОЛОМА...
  14. +9
    24 августа 2013 08:04
    Никак Санджит Сингх Кайла у нас зарегистрировался , а ? Всех в минуса загнал.
  15. +5
    24 августа 2013 08:55
    Да нормальная машина 21-й,тут немалое значение имеет "Человеческий фактор",как говорится при при неумелом обращении и грабли могут стать "Оружием массового поражения". Тут может иметь место начало компании избавления лётного парка от 21-х,потому как с одной стороны машина хорошая,но с другой стороны этих машин много и они уже в наше время не отвечают требованиям современного боя,вот и подготавливается почва. Кстати ...слегка не в тему-кто это у нас на сайте с ночной смены так активно всех минусует?,эту бы энергию...да на пользу Родине.
  16. +5
    24 августа 2013 09:57
    МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.
    В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

    Вот это верно.
    При чём тут Россия, если лётчики не умеют посадить самолёт в мирное время на полосу своей авиабазы?
    Пусть покупают западные самолёты, если им не жалко своих денег и своих лётчиков.
    Падать самолёты будут не реже, а платить за них индусы будут больше.
  17. Vlad_Mir
    +7
    24 августа 2013 10:01
    Плохо быть по пояс деревянным!
  18. ed65b
    +9
    24 августа 2013 10:07
    Мда дожили индусы за такими пилотами скоро потянутся танкисты, с заявами на танки, а потом и пехота с исками против гранат, взрываются видишь ли, ложится приходится, а так убивает. laughing
  19. +5
    24 августа 2013 10:14
    Хреноваму танцору калокольчики мешают .
  20. +4
    24 августа 2013 10:53
    сначала надо научиться эксплуатировать машины, а затем уже подавать какие-либо иски
  21. +7
    24 августа 2013 11:02
    Заставь дypaкa молится, он и лоб расшибет...

    Пожалуй, что именно эти слова более всего характерезуют господ индусов и их взаимотношение с военной техникой советского и российского производства...
    То превозносят до седьмых небес собственный "Арджун" и ругают Т-90, но продолжают его покупать и поставлять в войска... То из-за раздолбайства экипажа сгорела подлодка. И в версию терракта лично мне верится очень и очень плохо... То теперь вот "эксперт" индийских ВВС подает в суд на "двадцать первый мигарь". Но его психическое состояние и обсуждать не охота. И так все видно...
    Одним словом - господа индусы начинают потихоньку хаметь. В советское время они бы до такого просто не додумались. А если бы и додумались, то их бы очень быстро и качественно привели во вменяемое состояние. Для чего было достаточно пару-тройку слов по дипломатическим каналам...
  22. кузнецов 1977
    +8
    24 августа 2013 11:30
    Одной из самых удачных страниц боевого применения МиГ-21 является его служба в ВВС Индии. Приобретение ею истребителей МиГ-21 открыло новую эпоху для ее ВВС. Это был первый боевой самолёт незападного происхождения в арсенале Индии. Первая его встреча с пакистанскими истребителями состоялась 4 декабря 1965 года. Тогда индийский пилот ракетами сумел повредить пакистанский «Сейбр».

    В декабре 1971 года вновь начались военные действия между Индией и Пакистаном.

    4 декабря, в первый день войны, индийский МиГ-21 сбил пакистанский «Сейбр». 6 декабря перед полуднем МиГ-21ФЛ эскортировали самолеты HF-24 «Марут» на низкой высоте. После штурмовки командир «Марутов» решил отклониться к западу в поисках возможной цели. В тот момент, когда "Маруты" пошли в атаку пилот одного из МиГ-21 капитан Самар Бмкрам Шах увидел самолет, который он принял за Cessna O-1. Сделав резкий разворот вниз, чтобы определить тип машины, Шах одновременно посмотрел инстинктивно назад чтобы убедиться что на хвосте никого нет. Он увидел два F-6 на расстоянии примерно 1500 метров, а третий F-6 - выше, Шах, находившийся на высоте около 200 метров немедленно включил форсаж и поднял нос самолёта. Оба F-6, приближавшиеся к самолёту не предприняли попытки последовать за МиГ-21. Шах решил атаковать пакистанский самолёт, стараясь не проскочить мимо него. Первый F-6 направился в сторону куда ушли «Маруты». Шах пристроился за пакистанским истребителем и дал залп из своих 23-мм пушек с расстояния около 600 метров. F-6 перевернулся и упал на землю. Также в этот день, по заявлениям индийцев, МиГ-21 сбил пакистанский C-130.

    В 14 часов 12 декабря находившиеся на боевом дежурстве на авиабазе в Джамнагаре два МиГ-21ФЛ, были подняты в воздух: два пакистанских истребителя F-104 «Старфайтер» пересекли береговую линию на низкой высоте. Пакистанцы атаковали стоящие самолёты на аэродроме. Один из МиГов сел на хвост «Старфайтеру». Индийский пилот с расстояния 900 метров дал длинный залп из спаренной пушки. «Старфайтер» загорелся и рухнул в море, пилот едва успел катапультироваться. 16 декабря Шах сбил свой второй F-6.

    17 декабря диспетчер предупредил патрулирующие МиГи, что низколетящий самолёт на большой скорости приближается к аэродрому. «Старфайтер» по непонятным причинам не стал атаковать аэродром и индиец сел ему на хвост. Индиец выпустил две ракеты К-13А, вторая ракета поразила цель, но пакистанец смог продолжить полёт. Тогда индиец дополнил ракетную атаку залпом из пушек. После этого он стал возвращаться на аэродром, а повреждённый F-104 взорвался среди песчаных холмов. По индийским данным, позже в этот день индийские МиГ-21 сбили ещё два «Старфайтера» уже над пакистанской территорией, а индийский пилот Шах смог подбить один F-104. По данным пакистанцев, 17 декабря был потерян только один «Старфайтер».

    Помимо применения в качестве перехватчика, индийские ВВС также использовали МиГ-21 на восточной границе для завоевания господства в воздухе и штурмовых действий. Наиболее впечатляющим был налёт 14 декабря на резиденцию губернатора Восточного Пакистана. Шесть МиГ-21ФЛ, дали по резиденции несколько залпов 57-мм ракет, после чего губернатор бросился в ближайшую траншею и на клочке бумаги написал заявление об отставке.

    В общей сумме индийские МиГ-21 сбили 7-8 пакистанских самолётов и повредили 1. Единственной потерей в воздушных боях составил «миг» сбитый «Сейбром» 17 декабря.

    Следующей встречей индийских МиГов с пакистанскими самолётами стали 90-ые. В 1997 году индийский МиГ-21бис, ракетой R.550 Magic, подбил пакистанский самолёт AV. 10 августа 1999 года, после окончания Каргильскиой войны, МиГ-21бис сбил пакистанский разведовательный самолёт Br.1150 Atlantique.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%C3-21
    Так. что как то так. С уважением!
  23. Высокооборотный
    +5
    24 августа 2013 12:15
    Лет 5-6 назад телевизор озвучивал индийскую статистику по надёжности своего авиационного парка за лет так 30-40, точно не помню.
    И что было сказано?
    Самый надёжный - МиГ-21. Был приятно удивлён ...
  24. +6
    24 августа 2013 12:44
    Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.


    Лётчики НАТОвского " Luftwaffe " дали F-104 starfighter прозвище "Вдоводел" из-за огромного количества катастроф.
    А в случае с МиГ-21,дело скорее в "прокладке между штурвалом и креслом"...
    И в частности о МиГе немцы так не отзывались. request
    1. кузнецов 1977
      +2
      24 августа 2013 14:48
      Немцы так отзывались о МиГ-19,
      Как и восточногерманские летчики , которые называли МиГ-19 "убийцей" (10 из 24 состоявших на вооружении ВВС ГДР были потеряны в авариях), кубинцы тоже были недовольны этой машиной. Они называли его эксплуатацию "весьма проблематичной" и старались при первом удобном случае перейти на МиГ-17 или МиГ-21.

      http://www.airwar.ru/history/locwar/lamerica/cuba19/cuba19.html
      МиГ-19С 3-го иап ВВС ГДР
      1. +1
        24 августа 2013 16:47
        Цитата: кузнецов 1977
        Немцы так отзывались о МиГ-19

        Несмотря на большое количество доработок, внедренных на МиГ-19С, истребитель по-прежнему продолжал преподносить неприятные сюрпризы. Многочисленные катастрофы не способствовали росту популярности машины. На серийных самолетах вновь проявлялся дефект, связанный с автоматом регулировки управления (АРУ) и гидроагрегатами системы управления. Немало было и случаев отказа гидроусилителей. Происходило это не только в процессе сдаточных испытаний, но и при эксплуатации ╚девятнадцатых╩ в строевых частях. Лишь после проведенных изменений в конструкции самих гидроусислителей, удалось избавиться от этого дефекта.

        Из-за неотработанной технологии сборки самолета в трубопроводах оставалась мельчайшая металлическая стружка, которая засоряла жиклеры, вызывая отказы. Иногда это приводило к внезапной перестановке стабилизатора, и самолет, выходя из-под контроля пилота, неожиданно переходил в кабрирование или в пикирование. На малых высотах это часто заканчивалось катастрофой. Случалось, что располагавшиеся в крыле снарядные ленты обрывались при энергичных маневрах. Имели место пожары из-за утечки гидросмеси из системы управления и попадания ее на двигатели. При длительной эксплуатации каучуковый протектор фюзеляжного бака ╧3 разрушался, и горючее подтекало в отсек под двигателями. Если технический состав вовремя не обнаруживал это, то при работе ТРД на форсаже топливо испарялось и газовоздушная смесь взрывалась. В одном из полетов летчика-испытателя А.Ф.Николаева оборвавшиеся лопатки компрессора двигателя пробили в нескольких местах фюзеляж, нанеся фатальные повреждения конструкции самолета, после чего пилоту пришлось катапультироваться.

        Внедрение в серийное производство МиГ-19С потребовало кардинального улучшения штопорных характеристик нового истребителя, поскольку было очевидно, что основная масса строевых пилотов значительно уступает по уровню летной подготовки летчикам-испытателям. Причем, эту проблему нужно было решать быстро. После завершения Государственных испытаний СМ-9/2 и СМ-9/3, испытания на штопор серийной машины продолжили в 1958 г. в ЛИИ (их проводил летчик-испытатель А.А.Щербаков) и в ГК НИИ ВВС (летчик-испытатель В.С.Котлов). Пилоты заставляли ╚девятнадцатый╩ ╚сваливаться╩ даже с высот порядка 18000-19000 м, что превосходило практический потолок МиГ-19С. Эти полеты показали, что увеличение высоты срыва приводит лишь к некоторой задержке при выходе из штопора. Поведение истребителя нз этом режиме было исследовано до нюансов. Порой останавливался один из двигателей, и пилоту после вывода приходилось его запускать. Нередко самолет в штопоре менял вращение на противоположное, а при определенном положении рулей сильно запаздывал с выходом или демонстрировал "суицидальную" тенденцию вообще из него не выходить. В ходе полетов впервые провели исследования поведения истребителя на сверхзвуковых штопорных режимах. По результатам испытаний была разработана методика вывода самолета из штопора, которую стали осваивать строевые летчики.

        http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig19s.html#LTH
  25. кузнецов 1977
    +6
    24 августа 2013 12:51
    Так сколько же самолетов типа МиГ-21 потеряно в ВВС Индии? Вопрос в чем-то даже банальный. Учитывая год принятия на вооружение и количество поставок, ответ получается такой - много. Но сколько именно? Каждый год, многие СМИ, ссылаясь на какие-то, только им известные и особо засекреченные источники (как правило, это или генералы индийских ВВС или другие облеченные высоким доверием товарищи из спецслужб) публикуют цифры. Каждый год разные. Читаем последние данные агентства АРМС-ТАСС (опять же ссылаются на какие-то непроверенные индийские СМИ): "По данным местных СМИ, из парка МиГ-21 ВВС Индии в 900 машин, первая из которых поступила на вооружение в середине 70-х годов, к настоящему времени потеряна примерно половина. Высокие потери МиГ-21 привели к тому, что командование ВВС приняло решение о допуске к полетам на этих истребителях с 2013 года только опытных летчиков". Или вот еще сообщение ЦАМТО: "Как заявил в августе этого года (2011г.) государственный министр оборонной промышленности Паллам Раджу, в целом за последние 45 лет из 946 закупленных истребителей МиГ-21 в авариях и катастрофах были потеряны 476 машин".

    Кроме как полным и законченным бредом все эти измышления не назовешь. Во-первых, первые машины типа МиГ-21Ф появились в 1963 г., а первые машины типа МиГ-21ФЛ появились в 1964 г. Во-вторых, самолетов МиГ-21 было не 900, и не 946. А, может, их было меньше? Приводятся различные цифры- тут и 767, и 976 и примерно 800. С этим надо разбираться отдельно. В-третьих, откуда вообще взялась эта пугающая цифра в половину потерянных машин типа МиГ-21?

    Скажу сразу, пришлось перерыть и переработать множество официальных и неофициальных источников. Среди которых имеются и одни из самых авторитетных и информированных Warbirds of india, FlightGlobal.com, журнал "Scramble", Aviation-safety network, Ejection-history.org.uk, журнал "Зарубежное военное обозрение", ежегодные отчеты МО Индии, PakDef форум и т.д. и т.п.

    Получилось, что ВВС Индии потеряли 193 машины типа МиГ-21 различных модификаций. Учтено все, включая потери в боевых действиях.
    1. кузнецов 1977
      +5
      24 августа 2013 12:53
      Год Количество Даты потерь и примечания
      2011 5 4/2, 1/8, 6/9, 7/10, 2/12.
      2010 3 19/2, 15/6, 7/8.
      2009 4 30/4, 27/5, 18/6, 10/9.
      2008 3 15/2, 23/5, 12/11.
      2007 2 1/3, 22/5.
      2006 2 17/1, 21/3.
      2005 4 4/1, 8/3, 26/10, 13/12.
      2004 2 20/2, 1/11.
      2003 4 7/4, 4/6, 14/7, 28/11.
      2002 12 4/4, 20/4, 26/4, 3/5, 27/6, 15/7, 9/9, 9/9, 11/10, 21/10, 14/11, 26/12.
      2001 11 10/2, 23/2, 27/3, 10/4, 6/5, 8/6, 28/8, 17/9, 26/9, 13/12, 27/12.
      2000 12 4/1, 13/4, 6/5, 13/5, 23/5, 13/7, 5/8, 13/10, 16/10, 16/10, 6/11, 18/12.
      1999 17 15/3, 16/3, 26/3, 7/4, 13/4, 13/5, 27/5, 17/6, 19/6, 23/6, 18/8, 18/8, 13/9, 14/9, 3/12, 15/12, 21/12.
      1998 9 21/1, 21/3, 12/5, 4/6, 24/6, 27/7, 14/8, 7/10, 17/10.
      1997 6 29/1, 9/6, 21/6, 21/6, 2/9, 17/9.
      1996 7 11/2, 13/3, 28/3, 4/4, 18/7, 9/10, 17/10.
      1995 2 6/1, 9/6.
      1994 11 14/2, 21/2, 1/3, 10/3, 15/3, 29/3, 11/8, 25/8, 17/9, 18/10, 12/12.
      1993 6 17/2, 15/4, 27/4, 26/6, 25/8, 30/9.





      По сообщениям многих СМИ 30 сентября 1993 г. индийские ВВС потеряли два истребителя типа МиГ-21, однако эта информация не нашла подтверждения. Официально индийцы признали потерю только одной машины, разбившейся вблизи АВБ Налия.


      1992 5 26/4, 4/6, 25/9, 3/12, 15/12.
      1991 3 1/3, 19/7, 7/8.
      1990 3 25/6, 14/11, 28/12.
      1989 4 23/1, 14/4, 20/7, 10/11.
      1988 8 11/1, 18/3, 21/5, 11/7, 24/9, 8/11, 10/11, 17/11.





      Во многих СМИ сообщалось о столкновении в воздухе над АВБ Чабуа в Гаухати 2 декабря 1988 г. двух истребителей типа МиГ-21, причем при этом погиб скадрон-лидер Х.Н.Манерикар. На самом же деле это были истребители Хантер.


      1987 3 8/6, 21/7, 3/9.
      1986 3 14/6, 17/6, 27/8.
      1985 5 9/4, 27/4, 24/5, 1/6, 3/10.
      1984 -
      1983 1 2/11.
      1982 4 1/6, 7/10, 8/10, 29/10.
      1981 -
      1980 1 1/2.
      1979 - Зарегистрирована только одна авария. 26 марта произошло возгорание двигателя на истребителе с б/н С761. Впоследствии эта машина была потеряна в аварии 25 августа 1994 г.




      1978 1 28/7.
      1977 -
      1976 -
      1975 4 25/2, 1/4, 21/4, 21/4.
      1974 1 1/6.
      1973 4 16/3, 30/5, 1/6, 1/8.
      1972 4 4/4, 25/11, 1/12, 1/12.
      1971 7 5/12, 6/12, 8/12, 11/12, 12/12, 12/12, 13/12, 17/12.
      1970 1 25/2.
      1969 1 1/7.
      1968 2 29/1, 29/3.
      1967 -
      1966 1 9/11.
      1965 3 6/9, 6/9, 6/9.
      1964 -
      1963 2 21/12, 21/12.
      1. кузнецов 1977
        +6
        24 августа 2013 12:55
        С 16 июня 1971 г. по 7 сентября 1995 г. ВВС Индии также потеряли в авариях и катастрофах 27 истребителей неидентифицированного типа. Есть вероятность того, что среди этих машин, возможно, были и МиГ-21.

        P.S. ВВС Пакистана с 1983 г. потеряли 54 машины F-7/FT-7 (28,1%) из 192 поставленных, а ВВС Болгарии с 1963 г. потеряли 37 самолетов МиГ-21 (16,5%) из 224 поставленных. Так что потери в индийских ВВС (19,8% от максимальных 976) не являются чем-то уж запредельным (или 25,1% от минимальных 767).

        Можно и по-другому сравнить. ВВС Франции потеряли 30% своих "Ягуаров" (60 из 200). ВВС Великобритании потеряли 33,5% своих "Ягуаров" (68 из 203). ВВС Австралии потеряли 35,3% своих "Миражей-3" (41 из 116). ВВС Бельгии потеряли 37,7% своих "Миражей-3" (40 из 106). ВВС Бразилии потеряли 50% своих "Миражей-3" (14 из 28). ВВС Турции потеряли 25,7% своих "Фантомов" (61 из 237). ВВС Италии потеряли 38% своих "Старфайтеров" (138 из 360). ВВС Канады потеряли 46,2% своих "Старфайтеров" (110 из 238).

        В общем и в целом, резюмируя, можно сделать определенные выводы. Командование ВВС Индии прекрасно знает реальное положение дел с аварийностью своих МиГ-21, и, учитывая все факторы (в т.ч. пол-века эксплуатации, уровень обслуживания, количество часов налета), почему-то не торопится снимать эти МиГи с вооружения.
        http://www.airwar.ru/history/locwar/asia/poteri/poterimig21.html

        МиГ-21ФЛ ВВС Индии
  26. +3
    24 августа 2013 14:48
    Одна из проблем аварий МиГ-21 в Индии, просто деньги. Еще три года назад после очередной аварии,там побывали наши спецы. Говорили же наши им , нехрен искать запчасти по дешевки по всему миру.
  27. solomon
    +5
    24 августа 2013 14:58
    На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

    Чем-то европейским попахивает.
  28. +1
    24 августа 2013 15:55
    В статье отмечены два фактора.. квалификация пилотов, требуется постоянно быть в форме,но не все к этому стремятся.И проблемы с запчастями, с развалом СССР была создана ситуация в их отсутствии, дело конечно было временное, но с поставками по замещению дефицита явно преуспели китайские товарищи.За то после МИГ-21 пилот сможет без проблем освоить любую современную машиную
  29. +2
    24 августа 2013 16:13
    Цитата: solomon
    На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

    Чем-то европейским попахивает.

    идиотизмом попахивает
  30. +2
    24 августа 2013 16:29
    Лично меня в данной статье больше озаботил факт того, что индийцы все больше отходит от нашей техники. Мы любим хвалить нашу технику и ругать не нашу, в других странах делают так же, объективно оценит бывает сложно. Обвинять в предвзятости индийцев конечно можно, но сложно, они просто выбирают технику, которую считают лучшей, стоит задуматься.
  31. +1
    24 августа 2013 16:43
    Цитата: gerafak
    Лично меня в данной статье больше озаботил факт того, что индийцы все больше отходит от нашей техники. Мы любим хвалить нашу технику и ругать не нашу, в других странах делают так же, объективно оценит бывает сложно. Обвинять в предвзятости индийцев конечно можно, но сложно, они просто выбирают технику, которую считают лучшей, стоит задуматься.

    куда уходят вместо миг-21 берут су-30 мки 50-ю разработку на новую меняют smile
  32. biglow
    0
    24 августа 2013 17:21
    похоже что у индусов денег как у дурака махорки , и сейчас они перевооружатся западными самолетами , потом выяснят то они хуже российских и более требовательные к обслуживанию и затем опять станут покупать русские самолеты и прочие вооружения .
  33. +3
    24 августа 2013 19:22
    Вот ,только недавно были сняты с вооружения МИГ-21,стоящие на вооружении ВВС Чехии,в связи с переходом на стандарты НАТО. Чешские летчики чуть не плакали,прощаясь с этим самолетом.
  34. землемер
    0
    24 августа 2013 19:37
    Может онис как летуны не очень!!!
  35. -2
    24 августа 2013 22:05
    Летать ... научитесь! Что тайцы, что индусы ни... на земле рулить не могут, а еще удивляются что на самолете не получается. Седня в ауди влетел - индус на изошелся пока менты не приехали со страховщиками. Грозился что меня их священая корова покарает (как я не понял). В итоге заключение - индус мне ремонт платит.

    По поводу количества - увы - на малой серии летают тока про. на большой - так и чайников допускают, а те летать не умеют вот и ущерб самолету. Да и взлет и посдка - ВВСники не дадут соврать самое сложное.
  36. +3
    25 августа 2013 00:23
    Под большим вопросом существование легендарной фирмы «МиГ». Разговоры ведутся о том, что российской армии нужны лишь тяжелые истребители Сухого. На этом фоне МИГовские легкие самолеты-истребители «гасятся». В результате получается, что во всем мире, в том числе в США, соотношение легких и тяжелых истребителей составляет ориентировочно 70 к 30, а у нас – наоборот: тяжелых истребителей будет достаточно, но истребителей для нашей оборонительной доктрины, для завоевания господства в воздухе, прикрытия войск не будет.

    А вот и самый свежий пример. Есть у нас такой Государственный научно-исследовательский институт химии и технологий элементов органических соединений. Это уникальнейшее предприятие, где проводятся разработки ради обеспечения нашего «Тополя» для повышения его эффективности, для усиления наших ракетных двигателей, для усиления эффективности обычных средств поражения, для прикрытия кораблей через определенные завесы и так далее. По этой части ведутся мощнейшие разработки. Между тем в конце прошлого года американцы потребовали, чтобы эти разработки были им переданы за очень хорошие деньги. В результате руководством Ростехнологий был издан указ, согласно которому генеральный директор института был снят с должности, а на его место поставлен выпускник МГИМО, кандидат политических наук. То есть, по сути, из США в адрес нашей страны поступил сверху приказ, наши взяли под козырек и исполняют. (Из статьи Л.Г. Ивашева)
  37. 0
    25 августа 2013 09:29
    К сожалению, автор статьи не анализирует, кто поставлял эти самолеты ВВС Индии. Ведь сама Индия, по лицензии производила Миг-21. Кстати, кроме СССР эти самолеты строили Чехословакия и Китай. Поэтому нужно разобраться, в истории постройки индийских Миг-21. Легче всего бросить тень на легендарный истребитель, который доказал в войнах и конфликтах свое преимущество перед истребителями США и ввести в заблуждение читателей. Это несправедливо по отношению к нашей авиационной технике.
  38. ГЕО
    0
    25 августа 2013 11:12
    Цитата: berimor
    Вообще-то все было совсем наоборот. В войне на истощение в 1970 г. израильская авиация сбила 4 МиГ-21 и не потеряли в воздушном бою с нашими ни одного своего ....

    Еврей-бендеровец... Прикольно...
    1. кузнецов 1977
      0
      25 августа 2013 13:55
      Цитата: ГЕО
      Цитата: berimorВообще-то все было совсем наоборот. В войне на истощение в 1970 г. израильская авиация сбила 4 МиГ-21 и не потеряли в воздушном бою с нашими ни одного своего ....

      К сожалению он прав, подобный факт имел место:
      Первый случай боевого контакта зафиксирован 25 июня 1970 года. Пара МиГ-21 (лётчики Крапивин и Сальник), используя малую высоту, скрытно подошла к группе «Скайхоков», шедшей на Исмаилию, и поразила один из них ракетой Р-3С, но подбитый штурмовик сумел уйти на свою авиабазу. Другой источник утверждает, что в этом бою израильский штурмовик был сбит и лётчик погиб

      "30 июля после обнаружения КП четвёрки «Миражей» было поднято звено Камнева с аэродрома Ком-Аушим, а затем с аэродрома Бени-Суэйф звено Юрченко (Юрченко, Макара, Яковлев, Сыркин). После размыкания «Миражей», не смотря на большое превосходство противника (не менее 12-ти самолётов), четверка Каменева была введена в бой. Бой происходил на вертикальном маневре на высотах 2000-6000м. Журавлев – крайний ведомый был сбит и катапультировался.

      Четверка Юрченко подтягивалась к месту боя для наращивания сил, но незамеченные на предельно малой высоте «Фантомы» (по нашим данным больше 12-ти самолётов) при подлете к месту боя (на расстоянии 10 км от боя) произвели ракетную атаку звена в наборе высоты, в результате чего ведущий Юрченко взорвался в воздухе, а Яковлев и Сыркин катапультировались из подбитых самолётов. Макара вступил в бой с «Миражом», который уклонился от атаки, и он произвел посадку на ближайшем аэродроме. Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта, он оказался спекшимся, видимо, форсажной струей пролетавшего самолёта.

      http://www.hubara-rus.ru/kavkaz3.html#30.07.70
      МиГ-21МФ (борт 8697) в стандартной для экспортных машин песчано-зеленой окраске, наносившейся на Горьковском авиазаводе
  39. Башкаус
    +1
    25 августа 2013 13:30
    Не вопрос, предлагаю отозвать из Индии всю поставленню партию МиГ-21, если кому то не нравится, закупайте Ф22 раптер. А если серьезно, я бы такого летчика расстрелял из принципа. Ты служишь своему государству, ты работаешь на той технике, которую твое государство создает или закупает. Будь любезен, а то завтра начнется "профессия военного самая опасная, знаете ли, иногда в "кабинете" постреливают" Либо служи добросовестно, либо пшел нах...
  40. labendik
    0
    25 августа 2013 14:46
    С какого момента су-7 стал тяжелым истребителем?
  41. 0
    25 августа 2013 16:29
    пусть на тракториста переучивается и пашет, 40 лет летали и не жужжали а тут на тебе право на жизнь
  42. Комментарий был удален.
  43. 0
    25 августа 2013 20:36
    Пусть в ПАК ФА больше денег вкладывают! А то летают на самолётах 1960-х годов выпуска и удивляются, что они падают. А пока ПАК ФА до конца не испытан - пусть покупают МиГ-29 и 35, Су-30 и 35. Что, им мало самолётов предлагают?