KTO Rosomak (часть 2)

4


Спор


Тендер на колесный бронетранспортер вызывал множество споров. Прежде чем анализировать их целесообразность или требования к выбору, стоит обратить внимание на то, колесные бронетранспортеры, можно разделить на несколько классов с точки зрения уровня защиты, который она предоставляет для транспортного средства, и, следовательно, каждый класс имеет разный вес своей собственной базы.

Сухопутные войска заказывали себе плавающее транспортное средство 8×8 с массой ок. 20 т. Это типичные требования, поставленные перед транспортным средством этого класса, - другими представителями этой категории являются Steyr Pandur или MOWAG Piranha/LMV/Stryker. Стоит подчеркнуть, что на рынке существуют также транспортные средства, предлагающие более высокий уровень защиты, но за счет увеличения массы (она приближается до 30 т), что делает невозможным способность к плаванию и авиатранспортабельности средними самолетами.. Самые популярные транспортные средства этого типа это немецкий GTK Boxer а также французский VBCI.

Требования тендера




Базовый AMV во время въезда в грузовой отсек Lockheed L - 100 (гражданская версия C - 130 Hercules)


Требование авиатранспортировки C – 130, скорее всего, вдохновлены требованиями из американской программы БТР Striker. Практика показала что это требование было оторвано от действительности - самолет Hercules с БТР на борту находится на грани грузоподъемности. Для начала можно взять, всего лишь запас топлива транспортника, что значительно сокращает дальность самолета, настолько что эксплуатация воздушного транспорта может потерять смысл. В случае Польши, это требование кажется еще меньше принципиальный, взвесив на факт, что в момент начала тендера Польша не имела самолетов Hercules, и очевидным было, что она их не будет иметь в большем количестве.

Теперь к авиатранспортировке самолетом C - 130 должны быть приспособлены сами боевые машины в версии «национальный» (такие требования могли быть выставлены перед этой версией), а также другие версии с соответствующей массой и размерами, способные к авиатранспортировке самолетом C - 130 напр. машины версии WEM. Очевидно все Росомахи могут транспортироваться такими самолетами как Ил - 76, C - 17 или Aн - 124.

Требование к способности по преодолению водных преград, является составляющей военной тактики Варшавского Договора, где большинство бронированных транспортных средств имели такую способность. В западных государствах не выставлено такое требование, или на него не обращают принципиального внимания. Принимая во внимание что оснащенные Росомахами бригады, должны быть более легкими и обладать большой тактической мобильностью, постановка такого требования может быть принципиальной необходимостью. Вероятнее всего, будущий БМП (приемник плавающего BWP - 1) не будет иметь такой способности (как, например. BWP - 2000, что разрабатывался одно время), потому оставление такой возможности в случае колесного бронетранспортеру может смотреться нужной необходимостью.

Много не соглашается с этой мыслью, аргументируя, что основной средой действия БТР будут заграничные миссии, где полезность к способности плавания исчезает, поэтому БТР может иметь более высокой уровень защиты, а также, что даже во время боевых действий способность транспортного средства к плаванию не так уж важна.

Таки возможности, как "плавучесть" нужны только группам, которые используют эту машину в широком спектре действий.

Уровень защиты






Росомаха после положительно законченного тест-обстрела 14,5-мм КПВТ; дополнительная пластина брони (применяемая в "Афганских машинах") после детонации гранаты ПГ – 7В (самый популярный тип гранат к РПГ- 7).


Транспортное средство основной версии имеет баллистическую защиту 60 градусов башни на уровне 4, и остальные на уровне 3 согласно STANAG 4569 против осколков артснарядов, пуль, и противопехотных наземных мин на уровне 3 и против безоболочных мин на уровне 3a.

Транспортное средство в "Афганской (с дополнительным бронированием) версии" имеет баллистическую защиту, усиленную до полного уровня 4 (во всех направлений), передняя броня который в основной версии которая обеспечивает уровень защиты 4+ была усиленна. В "жизненной зоне" транспортного средства она обеспечивает защиту от гранат гранатометов РПГ - 7.

Уровень защиты основной Росомахи перед обстрелом 14,5-мм пулями спереди и 7,62-мм из боковых направлений, типичный и не отличается от защиты используемой армией США на транспортных средств типа Striker или других похожих транспортных средствах. Стоит подчеркнуть то, что с начала планировалось оснащение Росомах дополнительным бронированием, увеличивающее уровень защиты (не было оно однако частью начального контракта, и должно было быть закуплено отдельно).

Вопрос об в усилении уровня бронирования Росомахи, набрала актуальности, перед отправлением Польского Военного Контингента в Афганистан, многие масс-медиа представляли Росомаху как БТР опасный для экипажа, а также не пригодный к использованию в боевых условиях . Эти обвинения были безосновательны, и даже вредны. Альтернативой для КТО Росомаха было использование бронированных автомобилей HMMWV а также БРДМ - 2 «Шакал». Оба эти транспортные средства имеют ниже уровень баллистической защиты, чем Росомаха (даже по сравнению с основной версии), но что более важное эти транспортные средства практически не обеспечивают защиту перед наибольшей угрозы в Афганистане - взрывов мин-ловушек, тогда как Росомаха защищает от взрыва под колесом безоболочной мины весом 6 кг TNT. Начатая медийная кампания довела до отправления за счет налогоплательщика к Aфганистан 10 транспортных средств БРДМ - 2 «Шакал», которые так и не были использованы, так как БРДМ-2 не обеспечивает достаточного уровня защиты (хоть часть автомобилей, была покрыта бронепластинами HESCO, которые представляли дополнительный элемент защиты корпуса).

Необходимость отправки Росомах в Афганистан (а также, по-видимому агрессивная медийная кампания) довели до оснащения дополнительного закупочного бронирования для Росомах (закуплено бронирование израильской фирмы Rafael), а также закупки нескольких других дополнительных элементов оборудования специально для миссий БТР в Афганистане.

Плавает ли Росомаха?




Росомаха во время поднятия волноотражающего щитка, а также во время преодоления водного препятствия.


Обстоятельства отправления КТО в Афганистан не были единственным моментом, когда БТР стал объектом агрессивной медийной кампании. Похожая ситуация имела место раньше.



Гребной винт, который обеспечивает движение по воде


Требование к плавучести это дежурный спор, так вот оригинальной версии все Росомахи оснащены волноотражающим щитком, раскладываемым вручную с помощью члена экипажа, - который, чтобы произвести этой действие должен был покинуть транспортное средство. Форма корпуса имеет достаточно интересный вид - напоминала нос лодки. Было это решение, утверждено с требованиями польского пользователя, - однако медиа использовали этот факт для анти-пропаганды (много преувеличений), что может быть опасным поднятие щитка транспортного средства в разных обстоятельствах, подчеркивая что конкурент (КТО «Рысь») имеет волнолом, разложение которого выполняется автоматически. Производитель обязался, бесплатно по принятию решения комиссией, дооборудовать как на новых так уже поставленных ранее, автоматический привод поднятия.

Тендеры на дистанционно управляемые модули




Росомахи, оборудованные дистанционно управляемыми модулями: OTO Melara Hitrole; Kobuz


В соответствии с начальным заданием 230 Росомах (в том числе 135 Росомах - 1 в версии транспортера пехоты) должно было быть оборудованных дистанционно управляемыми модулями вооружение, оснащенное пулеметами UKM, - 2000 (7,62 мм) или WKM - B (12,7 мм).

Победителем первого тендера, которой закончился 24 октября в 2005 г. объявлено предложение израильской Rafael - RCWS - 127 Mini Samson, но контракт не был однако подписан по неизвестным причинам. Было решено провести повторение последней фазы тендера.

В феврале в 2006 г. В казначейство МО обратились о представлении тендерных заявок с немного измененными требованиями. Самое дешевое предложение предложил OBR SM (с модулем ZSMU - 127), однако по двум неделями позже он отозвал свое предложение, скорее всего всего производитель побаивался, что не будет в состоянии выполнить контракт (из-за временных сроков), что закончится бы уплатой для него неустоек.

В начале апреля в 2006 г. вернулись к переговорам с Rafael, однако появились протесты итальянцев из ОTO Mellаrа, чтобы вернуться к переговорам со всеми участниками торгов.
В дело включился Уполномоченный министерства обороны по делам. Антикоррупционных процедур. Предложения были составлены 11 мая и этого самого дня определили победителя - ОTO Mellаrа (модуль Hitrole). Контракт на 249 готовых модулей был подписал 31 июля 2006 г. (пришлось отказаться от требования оборудования модулей пулеметами польского производства, модули должны были быть вооружены FN MAG и FN M2HB) однако настоящий контракт был аннулирован учитывая подписание контракта с производителем в в срокк 60 дней без компенсационных соглашений.
В первой половине в 2007 г. перевесила мысль, что специализированные версии не нуждаются в дистанционно управляемых модулях такого дорогого и усложненно в этом случае полезными будут неообитаемые башни, такие как на Rosomak - S – ПТРК(с) с ПТУР "Спайк" Это показал пример отправленных БТР, с польском военным контингентом (ПВК) в Афганистан и Чад.

Сколько стоит Росомаха?


Транспортер Росомаха в базовой версии стоит около 5 млн злотых (1,58 млн.$). Полностью укомплектован БТР в основной версии стоит около 9,8 млн злотых.
Модернизированные автомобили в "афганской версии" имеют комплект дополнительного бронирования за 1,56 млн злотых а также экранов РПГ-защиты стоимостью 180 тысяч злотых. Вместе с несколькими другими элементами они поднимают цену этой версии приблизительно до 12,1 млн злотых (3,8 млн.$).

Продолжение следует...
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Kir
    +1
    28 августа 2013 15:41
    Жду с нетерпением продолжения, а касаемо массмедиа и их истерий, так и против немецких производителей то-же вонь поднимали, в какой-то мере это радует -что не Мы одни находимся на линии обстрела со стороны "непредвзятых экспертов-правдорубов" единственной явной целью атак которых является про- движение определённых "брендов" из всемирно известных "супер технологичнопродвинутых" центров.
    Но это так лирика, более интересно насколько эффективен движетель по воде такой конструкции, сколько помню для "Синей птицы" специально разрабатывали винт с эффектом от "наматывания" всяко разно, интересно как здесь у Росомахи обстоит дело? Плюс к тому что видно под "носом" вроде как приличная "мёртвая зона" обзора.
  2. кузнецов 1977
    +1
    28 августа 2013 16:41
    Мне больше нравятся сербские БТР семейства Lazar. Экипаж восьмиколесного БТРа составляют командир, водитель и оператор систем вооружения, внутри «Лазаря» может разместиться пехотное отделение из десяти вооруженных солдат, размещенных таким образом, чтобы осматривать окрестности через окна, прикрытые пуленепробиваемым стеклом и стрелять по противнику из личного оружия через бойницы. «Лазар» оборудован частично бронированной башней, в которой располагается 20 мм пушка и 7,62 пулемет, а также четыре устройства для отстреливания дымовых гранат. Проект предполагает возможность установки различных оптоэлектронных систем для управления огнем, а также 30 мм пушки, 12,7 мм пулемета, автоматического гранатомета и двух ПТУР «Малютка». Опыт боевых действий в Афганистане и Ираке подтолкнул к тому, что днище БТРа выполнено виде латинской буквы V , что, в комбинации с высоким клиренсом, обеспечивает лучшую защиту от взрывов мин под колесами и днищем. Бронетранспортер, в зависимости от пожеланий заказчика может быть оснащен двигателем в 400 – 440 лошадиных сил и развивать максимальную скорость до 90 километров в час, преодолевать водную преграду до 130 сантиметров и ров шириной до двух метров.

    Развитием бронетранспортера Lazar BVT (Lazar 1), представляющего собой достаточно инновационный гибрид многоосного бронетранспортера и машины категории MRAP, и вызвавшего большой интерес в мире стал бронетранспортер Lazar 2. Lazar 2 имеет обводы бронекорпуса, более приближенные к современным колесным бронетранспортерам. Представленный прототип был оснащен разработанной предприятием Zastava Arms бронированной необитаемо-обитаемой (опционально) башней с новой 30-мм автоматической пушкой разработки того же предприятия и с пусковыми установками ПТУР. Декларируется баллистическая и противоминная защита машины, соответствующая уровню стандарта НАТО STANAG 4269 Level 4.Боевая масса Lazar 2 указана в 24,3 тонны, машина вмещает трех членов экипажа и десять десантников. Длина машины 7,4 метра, ширина 2,75 метра, высота по крыше корпуса 2,4 метра. Дизельный двигатель мощностью 480 л.с. позволяет развивать скорость по шоссе до 100 км/ч, запас хода до 800 км.
    По известным сведениям, фактическим стартовым заказчиком машины выступает Пакистан, возможно частично финансировавший разработку Lazar 2. На выставке Partner 2013 министр обороны Сербии Александр Вучич заявил, что с Пакистаном уже заключено соглашение о поставке ему трех машин Lazar 2. По данным югославских СМИ интерес к приобретению нового БТР проявляют еще ряд стран, включая Бангладеш и Кению.

    С уважением! hi
    1. Kir
      +2
      28 августа 2013 16:47
      Остаётся только подождать что в реалии будет, так как янки и иже с ними наврядли будут спокойно созерцать за сделкой Сербии и Пакистана, так что.....
  3. кузнецов 1977
    0
    28 августа 2013 16:54
    Ну Югославия, а затем Сербия всегда имели развитую промышленность по производству бронетехники.
    Первым стал бронетраспортер М-60Р, созданный в конце 60-х гг. и впервые продемонстрирована на параде в 1965 г.

    Для его замены в начале 80-х годов была создана БМП М-80

    В конце 1970-х годов фирмой TAM из Марибора было разработано семейство бронетранспортеров BOV. Все варианты бронеавтомобиля имеют одинаковую компоновку: в передней части располагается отделение управления, затем боевое отделение, а за ним — моторно-трансмиссиооное. Впереди находятся места водителя и командира. Над их сиденьями в крыше корпуса имеются люки. Бронеавтомобили оснащались шестицилиндровыми дизельныи двигателями с воздушным охдаждением F 6L 413F мощностью 148 л. с., позволяющими развивать скорость до 95 км/ч. Двигатели производились по лицензии из ФРГ. Коробка передач ручная, пять скоростей для движения вперед и одна — назад. Броневая защита состояла из стальных пластин толщиной 8 мм.
    Бронетранспортер BOV-VP

    ЗСУ BOV-3

    Самоходный ПТРК BOV-1

    Последняя модификация БТР BOV М11
    1. Kir
      +2
      28 августа 2013 16:59
      Простите иметь и уметь производить это одно, Но как со "сбытом" в этом вся загвоздка, что-то не вериться что кто-то добровольно откажется от своего куска пирога если конечно что-то не получит взамен -торг и ни чего личного!
      1. кузнецов 1977
        +2
        28 августа 2013 17:44
        Ну начнем с того, что бывшая Югославия была весьма активным игроком на международном рынке вооружения, продавая ежегодно вооружения на 1 млрд. "вечно-зеленых" в год. В список поставок входили: корабли (Индонезия, Ирак); боевые и учебные самолеты (Ливия, Бирма, Замбия), бронетранспортеры (Ирак), артиллерийские орудия и РСЗО, стрелковое вооружение. После развала СФРЮ на конфедерацию Сербии и Черногории были наложены международные санкции, в т. ч. запрещавщие продажу оружия за рубеж, плюс развал единого ВПК, так завод, производивший те же бронемашины семейства BOV стался в Словении, завод по производству танков М-84 (югославская версия Т-72) в Хорватии и т.д. Тем не менее Сербия в настоящее время вышла на международные рынки вооружения:тот же Lazar 2 создан по заказу Пакистана, с которым уже заключено соглашение о поставке ему трех машин. По данным югославских СМИ интерес к приобретению нового БТР проявляют еще ряд стран, включая Бангладеш и Кению. Поставка учебных самолетов и стрелкового вооружения в Ирак, самоходных орудий в Кению и Мьянму.
  4. bask
    0
    28 августа 2013 20:57
    Akim,спасибо за очередной перевод.
    Всё отлично в БТР ,,Patria AMV,,.
    Но ,в боевом модуле множество приборов,торчащих с острыми углами.Мешающих свободным движениям.
    Пора распологать приборную панель ,как на самолётах и вертолетах.Блочно и не чего не выступает и не мешает лётчику.
    У БТРа повысится ремонтнопригодность,цифровой аппаратуры и боевая эффективность.