Строительство МиГ-35 снова отложено

Самые старые новости, касающиеся грядущего заказа истребителей МиГ-35, относятся к 2009 году. В то время, когда Минобороны и компания «Сухой» подписали контракт на поставку 48 самолетов Су-35С, было объявлено, что в течение ближайших лет в военно-воздушных силах появится не менее двух десятков истребителей МиГ-35. Как видно по истечении четырех лет, такой контракт так и не был подписан. Однако, начиная с 2009 года, чиновники министерства обороны неоднократно упоминали возможное скорое подписание соответствующего соглашения и начало строительства серийных самолетов.
Лишь в июне 2013 года появились обнадеживающие сведения. Генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» С. Коротков рассказал, что через несколько недель будет подписан первый контракт на поставку 37 истребителей МиГ-35 по цене около одного миллиарда рублей за каждый. Кроме того, тогда же появились сведения, согласно которым до 2020 года Минобороны намеревалось приобрести в общей сложности 72 истребителя этого типа. Подписание первого контракта на поставку МиГ-35 должно было повлечь за собой ряд позитивных событий: ВВС после долгого перерыва получили бы современный легкий истребитель, а компания «МиГ» смогла бы поправить свое финансовое положение.
Стоит отметить, за пару лет до последних событий РСК «МиГ» со своей новейшей разработкой приняла участие в индийском тендере MMRCA. По условиям конкурса, фирма-победитель должна поставить индийским ВВС 126 истребителей. К сожалению, российский самолет МиГ-35 выбыл из тендера, не дойдя до финала. В связи с этим Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» не смогла избавиться от своих финансовых проблем ранее. В результате ожидаемый контракт с Минобороны России в настоящее время остается главной надеждой для авиастроителей.
Последняя на данный момент информация о контракте на поставку МиГ-35 появилась в середине августа. Сперва средства массовой информации распространили сведения, согласно которым поставка легких истребителей откладывается на несколько лет по финансовым причинам. Некоторые издания со ссылкой на источники в военном ведомстве писали, что министерство финансов надавило на военных и те были вынуждены отказаться от своих последних планов. Одновременно с этим стало известно, что военно-воздушные силы до 2016 года получат 16 новых самолетов типа МиГ-29СМТ, цена которых незначительно отличается от стоимости МиГ-35. Как сообщается, соглашение о поставках МиГ-29СМТ подпишут в самое ближайшее время.
21 августа, во время выставки «День инноваций министерства обороны» заместитель главы военного ведомства Ю. Борисов уточнил подробности о неподписанном контракте на поставку МиГ-35. Он подтвердил перенос сроков начала поставки серийных истребителей, но при этом опроверг участие в этом министерства финансов. Главной причиной сдвига сроков оказалась неготовность промышленности. Предприятия, участвующие в строительстве МиГ-35, на данный момент не могут выполнить столь крупный заказ. Поэтому Минобороны и промышленность решили повременить с началом производства. Для поддержки авиастроителей и обновления парка техники ВВС будет заказана сравнительно небольшая партия самолетов МиГ-29СМТ.
Вскоре после Борисова тему поставок затронул вице-премьер Д. Рогозин. Он рассказал, что в соответствии с президентским решением, теперь единственным поводом для внесения корректив в текущую Госпрограмму перевооружения является неготовность промышленности выполнить то или иное задание. Сама программа, в том числе и ее финансовые аспекты, останутся без изменений. Поэтому единственной причиной сдвига сроков начала строительства и поставки истребителей МиГ-35 являются проблемы авиастроительных предприятий.
В существующей ситуации в некоторой мере странным выглядит выбор техники, строительство которой начнется в ближайшее время. МиГ-29СМТ и МиГ-35 имеют ряд отличий, но в некоторых основных чертах почти одинаковы. Кроме того, оба самолета имеют примерно одинаковую стоимость. В таком случае выбор «временной меры» в ожидании готовности промышленности к строительству МиГ-35 может вызывать соответствующие вопросы. Официальных пояснений на этот счет пока не было и поэтому остается строить различные предположения.
Возможно, дело в том, что пока не налажено производство некоторых компонентов бортового радиоэлектронного оборудования, без которого строительство МиГ-35 не сможет набрать необходимые темпы или же невозможно вовсе. Кроме того, причиной скорого заказа истребителей МиГ-29СМТ может являться тот факт, что в российских военно-воздушных силах уже служат 28 таких самолетов (были построены для Алжира, но заказчик отказался от них).
Вне зависимости от конкретных причин история с истребителями МиГ-35 получает продолжение, причем не то, какое хотелось бы видеть. Из-за состояния некоторых авиастроительных предприятий ВВС России пока не смогут получить новейший легкий истребитель. Поставки первых серийных МиГ-35 теперь стоит ждать лишь в 2016 году. Учитывая предыдущие события вокруг этого самолета, нельзя утверждать, что в дальнейшем не произойдут новые сдвиги сроков или другие не менее неприятные события. В результате перспективный самолет вновь оказывается в подвешенном состоянии и его дальнейшая судьба вызывает массу вопросов.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://kommersant.ru/
http://interfax.ru/
Информация