Military Review

Hague illusions, or Nicholas II - the ideologue of disarmament

20
Hague illusions, or Nicholas II - the ideologue of disarmamentThe global arms control idea marks 115 years. 24 August (12 August old style) 1898 was the Minister of Foreign Affairs of the Russian Empire, Count Muravyov, with a circular note to the representatives of the powers accredited to the Russian government. Russia offered to convene a world conference with the aim of "putting a limit to continuous weapons and finding means to prevent the misfortunes threatening the whole world."


The initiator of the World Conference on Disarmament was the Russian Emperor Nicholas II. Diplomatic correspondence with partners, begun by Petersburg, lasted until the end of 1898, in the end it was decided to convene a forum in The Hague. Preparation for it took a few more months. The first Hague Conference opened on May 18, the emperor's birthday, and took place on July 29.

Why, then, did the idea of ​​arms control, the creation of certain “humane” frameworks for military action emerged at this particular time? Some historians have noted several reasons. The first is political: creating a stable and favorable for Russia international situation in Europe.

The second is ideological: the formation of the image of a great empire as the bearer of the idea of ​​peace and justice. And the third is financial: the “freezing” of military budgets, which for Russia, which was experiencing economic difficulties, played a significant role. On the whole, Nicholas II decided to continue the policy of his father, Alexander the Third, who entered history as a peacemaker.

This is perhaps the only Russian emperor, in which Russia did not wage a single war, says Yaroslav Vishnyakov, assistant professor of the department of world and national history of MGIMO:

"At the same time, it was under Alexander the Third and in the first years of the reign of Nicholas the Second that a new configuration of European policy was outlined, related to the design of, for example, the Russian-French alliance 92 of the year (then it all turned into the Entente). In 1882, the The Triple Alliance of Germany, Austria-Hungary and Italy. In this case, the Hague Conferences - the first and the second following - were seen as a tool to contain the arms race that had already begun then. "

It must be said that in more than two months of the Hague debate, many of the declared conference goals were forgotten. Nevertheless, the participants adopted the 3 convention: on the peaceful resolution of international clashes; on the laws and customs of land warfare; on the application to the naval war began the Geneva Convention 10 August 1864 (this applies to the sick and wounded). In addition, the parties agreed to ban for five years throwing projectiles from aircraft, not to use projectiles with chemical fillings and bullets that can be easily deployed or flattened in a human body.

Despite the modest - in comparison with the stated - results of the conference in The Hague, it is difficult to overestimate its importance, the Russian historian Konstantin Zalessky believes:

“Basically, it was a turning point. Before 1899, no one tried at the international level to somehow streamline the customs and laws of war. We can say that it was then that all this talk about arms reduction began. And these were not agreements between two or three States, and very representative conferences. The first Hague conference was attended by 26 states, and in the second, in 1907, the number of states increased to 44, that is, it can be called not just world conferences, but conferences that have practically no analogues even nowadays. "


The Hague Convention was the first international document on the laws and customs of war, restricting the use of certain weapons. It can be said that it laid the foundation for the world security system. The international legal norms of war developed at the 1899 and 1907 Hague Conferences were developed in the Geneva Conventions of 1949.

These conventions remain in force today, mainly because they contain the principles and norms of international law relating to war that are recognized by most states. Their observance is mandatory, and the violation is regarded as a war crime subject to punishment. Note that the Soviet Union, even during the Second World War, stated that it intended to abide by the provisions of the conventions, but on the basis of reciprocity. At the same time, some points, in particular concerning the humane treatment of prisoners of war, were observed by the USSR unconditionally, despite the atrocities of the German fascists against the captured Soviet servicemen.

And yet the norms reflected in the Conventions are somewhat divorced from reality. If they were carried out literally, there would be no war for a long time. But, unfortunately, the phrase “to the world - the world”, popular in its time, still remains just a slogan, says military historian, Lieutenant Colonel Yuri Veremeev:

"These rules did not take into account and do not take into account the realities of war. Therefore, in fact, they were never implemented by anyone - at least in full measure. States, based on their interests and tasks, could apply them selectively. At the same time, this convention served as an instrument of propaganda against the enemy. The generally accepted methods are to accuse your opponent of all mortal sins, especially since any convention provides for sanctions against states whose armies do not comply with these norms. And there are always losers and winners in a war And no one ever judged a winner for anything. "

Yes, again this expression of dirty teeth is “double standards”. A good example of the modern interpretation of the Hague Conventions by the West is the activities of the Hague Tribunal for the Former Yugoslavia. The actions of some Balkan generals and former leaders are recognized as war crimes, others (read - allies) - self-defense and the struggle for independence.

According to Yuri Veremeyev, international conventions are not to ensure that they are strictly observed. The limits of the execution of any agreements are limited to the country's own interests - the whole "civilized world" understood them from time immemorial. And only Russia believed: "After giving the word, hold on to it."
Author:
Originator:
http://rus.ruvr.ru/
20 comments
Ad

Our projects are looking for authors in the news and analytical departments. Requirements for applicants: literacy, responsibility, efficiency, inexhaustible creative energy, experience in copywriting or journalism, the ability to quickly analyze text and check facts, write concisely and interestingly on political and economic topics. The work is paid. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. xetai9977
    xetai9977 31 August 2013 08: 28 New
    +7
    Nicholas II, by virtue of his character, was out of place. He was a humane person, and to lead the state, all the more so huge as the Russian Empire should have been a strong-willed person. The result is first a lost war with Japan, and then drawing into a war for the interests of others and the collapse of the country.
    1. Valery Neonov
      Valery Neonov 31 August 2013 13: 04 New
      -1
      First, the lost war with the amers (albeit cold), ... then the collapse of the UNION OF SOVIET .. does not resemble the type of hunchback, but ...
      1. vlad.svargin
        vlad.svargin 31 August 2013 14: 04 New
        +6
        Do not confuse a weak and weak-willed politician with a traitor!
    2. Aryan
      Aryan 31 August 2013 23: 33 New
      +4
      such a Great Power
      SHAME AND SHAME
      and remember when the remaining Romanovs helped the Germans during the invasion of the USSR ...
  2. UrraletZ
    UrraletZ 31 August 2013 09: 41 New
    +6
    one to one Dmitry Medvedev ...
  3. Standard Oil
    Standard Oil 31 August 2013 09: 58 New
    +2
    Lord, why didn’t the Japanese city officer finish the job, he would have to have put a monument in gold on Red Square, for which Russia is punished time after time by mediocrity in power?
    1. Marat
      Marat 1 September 2013 00: 48 New
      +1
      Well then, Mikhail Alexandrovich would have been in power. Horseradish is not sweeter.
      1. Standard Oil
        Standard Oil 2 September 2013 08: 43 New
        0
        Hope dies last.
  4. Rescuer
    Rescuer 31 August 2013 10: 49 New
    -3
    It is not for us to judge the Kings, or I will say this - but who are the judges?
    1. fartfraer
      fartfraer 31 August 2013 11: 29 New
      0
      rescuer, well, judging by your nickname, only rescue. urgently in the Far East, there is an emergency.
      but in fact, why can’t you give your opinion about the king?
    2. Valery Neonov
      Valery Neonov 31 August 2013 13: 05 New
      +4
      History and the RUSSIAN PEOPLE! hi
    3. Hon
      Hon 2 September 2013 11: 44 New
      0
      Well then, it’s not for us to judge Gorbach with EBN, they also, like, were driving the country
  5. sird64
    sird64 31 August 2013 12: 07 New
    +2
    it is not for us to judge the sovereign, but in fact not only he ruled the country. we also had ministers, generals. they also played a crucial role. and the fact that the power broke up is also their merit. therefore, blaming one person for everything is wrong.
  6. Enot-poloskun
    Enot-poloskun 31 August 2013 12: 29 New
    +1
    And we (Russia) are still accused of aggression!

    Who, it turns out, stood at the origins of peacekeeping?
  7. Shadowcat
    Shadowcat 31 August 2013 12: 45 New
    0
    This is perhaps the only Russian emperor, in which Russia did not wage a single war, says Yaroslav Vishnyakov, assistant professor of the department of world and national history of MGIMO:

    Amba! take the diploma from the assistant professor. Three ... wars were - Japanese, World War I, Civil.

    And for everything else - good should be with fists, IMHA. if one says oh sorry we won’t apply the rest will devour him and don’t frown. Alas, we are far from a brightly humane future.
    1. vlad.svargin
      vlad.svargin 31 August 2013 14: 33 New
      +3
      Yaroslav Vishnyakov speaks of Alexander the Third. You did not quite read the article by Andrei Smirnov.
    2. Marat
      Marat 1 September 2013 00: 52 New
      0
      The author is referring to Alexander the Third, father of Nicholas. But with him there was a war with Turkey at least.
  8. left-wing
    left-wing 31 August 2013 13: 56 New
    0
    Russia centuries has always been the guarantor of the world against the perverted predatory views of the Anglo-Saxons
  9. Bosk
    Bosk 31 August 2013 14: 34 New
    +1
    In a circular (that is, addressed to all countries) note by the Russian minister, "The preservation of universal peace and the possible reduction of the excessive arms that gravitate over all nations are, in the present state of things, the goal to which the efforts of all governments should strive. The ever-increasing burden of financial burdens It is fundamentally shaking public welfare. Hundreds of millions are spent on the acquisition of terrible means of extermination, which today, being the last word of science, must lose all value tomorrow due to new inventions. Enlightenment of the people and the development of their well-being and wealth intersect or go on the wrong path ... Put "the limit to continuous armaments and to find means to prevent misfortune threatening the whole world — such is the supreme duty of all states today.
  10. Bosk
    Bosk 31 August 2013 14: 38 New
    0
    By the way ... England did not sign the declaration of "throwing shells and explosives from balloons," and England and the United States did not sign the declaration of "shells spreading asphyxiating gases."
  11. Deadmen
    Deadmen 1 September 2013 03: 55 New
    +2
    very much like Medvedev if you remove your beard and mustache.

Гаагские иллюзии, или Николай Второй - идеолог разоружения

Гаагские иллюзии, или Николай Второй - идеолог разоруженияИдее о глобальном контроле за вооружениями исполняется 115 лет. 24 августа (12 августа по старому стилю) 1898 года министр иностранных дел Российской империи граф Муравьев обратился с циркулярной нотой к представителям держав, аккредитованным при русском правительстве. Россия предлагала созвать всемирную конференцию с целью "положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастья".

Инициатором всемирной конференции по разоружению был российский император Николай Второй. Дипломатическая переписка с партнерами, начатая Петербургом, длилась до конца 1898 года, в итоге было решено созвать форум в Гааге. Подготовка к нему заняла еще несколько месяцев. Первая Гаагская конференция открылась 18 мая, в день рождения императора, и проходила по 29 июля.

Почему же идея контроля над вооружениями, создания неких "гуманных" рамок для военных действий появилась именно в это время? Некоторые историки отмечают несколько поводов. Первый – политический: создание стабильной и благоприятной для России международной обстановки в Европе.


Второй – идеологический: формирование образа великой империи как носительницы идеи мира и справедливости. И третий – финансовый: "замораживание" военных бюджетов, что для России, испытывавшей экономические затруднения, играло не последнюю роль. А в целом Николай Второй решил продолжить политику своего отца, Александра Третьего, который вошел в историю как миротворец.

Это, пожалуй, единственный российский император, при котором Россия не вела ни одной войны, рассказывает доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО Ярослав Вишняков:

"В то же время именно при Александре Третьем и в первые годы правления Николая Второго намечалась новая конфигурация европейской политики, связанной с оформлением, например, русско-французкого союза 92-го года (затем это все переросло в Антанту). В 1882 году был оформлен Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии. В данном случае Гаагские конференции - первая и последовавшая вторая - рассматривались как инструмент сдерживания начавшейся уже тогда гонки вооружений".

Надо сказать, что за два с лишним месяца гаагских дебатов многие задекларированные цели конференции были забыты. Тем не менее участники приняли 3 конвенции: о мирном решении международных столкновений; о законах и обычаях сухопутной войны; о применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 (это касалось больных и раненых). Кроме того, стороны договорились запретить на пять лет метание снарядов с воздушных судов, не употреблять снаряды с химической начинкой и пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле.

Несмотря на скромные - по сравнению с заявленными - итоги конференции в Гааге, переоценить ее значение трудно, считает российский историк Константин Залесский:

"В принципе, это было переломом. До 1899 года никто не пытался на международном уровне хоть как-то упорядочить обычаи и законы войны. Можно сказать, что именно тогда начались все эти разговоры о сокращении вооружений. И это были не договоры между двумя-тремя государствами, а очень представительные конференции. В первой гаагской конференции участвовало 26 государств, а во второй, в 1907 году, количество государств возросло до 44. То есть это можно назвать не просто всемирными конференциями, а конференциями, которые практически не имеют аналогов даже и в наши дни".


Гаагская конвенция стала первым международным документом о законах и обычаях войны, ограничивающим применение некоторых вооружений. Можно сказать, что она заложила основу для мировой системы безопасности. Международно-правовые нормы войны, разработанные на Гаагских конференциях 1899 и 1907 годов, получили развитие в Женевских конвенциях 1949 года.

Конвенции эти сохраняют свою силу и сегодня - главным образом потому, что в них сформулированы признанные большинством государств принципы и нормы международного права, относящиеся к войне. Их соблюдение обязательно, а нарушение расценивается как военное преступление, подлежащее наказанию. Отметим, что Советский Союз даже во время Второй мировой войны заявил, что намерен соблюдать положения конвенций, но на началах взаимности. При этом некоторые пункты, в частности касающиеся гуманного обращения с военнопленными, СССР соблюдал безоговорочно, несмотря на злодеяния германских фашистов по отношению к плененным советским военнослужащим.

И все же нормы, отраженные в Конвенциях, несколько оторваны от реальности. Если бы они выполнялись буквально, войн бы давно не было. Но, к сожалению, популярное в свое время выражение "миру - мир" до сих пор остается всего лишь лозунгом, говорит военный историк, подполковник Юрий Веремеев:

"Эти правила не учитывали и не учитывают реалий войны. Поэтому фактически они никем никогда не выполнялись - во всяком случае в полной мере. Государства, исходя из своих интересов и решаемых задач, могли их применять выборочно. В то же время эта конвенция послужила орудием пропаганды в отношении противника. Общепринятые приемы – обвинять своего противника во всех смертных грехах. Тем более что любая конвенция предусматривает санкции в отношении государств, армии которых не выполняют эти нормы. А в войне всегда есть побежденные и победители. И никто никогда победителя ни за что не судил".

Да, опять это набившее оскомину выражение – "двойные стандарты". Наглядный пример современной трактовки Западом гаагских конвенций – деятельность Гаагского же трибунала по бывшей Югославии. Действия одних балканских генералов и бывших лидеров признаются военными преступлениями, других (читай - союзников) – самозащитой и борьбой за независимость.

По словам Юрия Веремеева, международные конвенции заключаются отнюдь не для того, чтобы они неукоснительно соблюдались. Пределы исполнения любых соглашений ограничиваются собственными интересами страны - так испокон веков их понимал весь "цивилизованный мир". И лишь Россия полагала: "Давши слово - держись его".
Автор: Андрей Смирнов
Первоисточник: http://rus.ruvr.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. xetai9977 31 августа 2013 08:28
    Николай Второй в силу своего характера оказался не на своем месте. Он был гуманный человек,а руководить государством,тем более таким огромным,какой была Российская Империя должен был волевой человек.Результат-сначала проигранная война с Японией, а потом и втягивание в войну за чужие интересы и развал страны.
    1. Валерий Неонов 31 августа 2013 13:04
      Сначала проигранная война с амерами(пусть и холодная),...затем развал СОЮЗА СОВЕТСКИХ.. не напоминает типа горбатого,а...
      Валерий Неонов
      1. vlad.svargin 31 августа 2013 14:04
        Не надо путать слабого и безвольного политика с предателем!
    2. Ариец 31 августа 2013 23:33
      такую Великую Державу просрать...
      СТЫДНО И ПОЗОРНО
      и вспомните когда ещё оставшиеся романовы немцам помогали при вторжении в СССР...
  2. UrraletZ 31 августа 2013 09:41
    один в один дмитрий медведев...
  3. Standard Oil 31 августа 2013 09:58
    Господи,ну почему японский городовой не доделал дело до конца,ему бы памятник в золоте тогда на Красной площади поставить бы стоило.За что Россия раз за разом наказывается бездарями во власти?
    1. Марат 1 сентября 2013 00:48
      Ну тогда у власти бы был Михаил Александрович.хрен редьки не слаще.
      1. Standard Oil 2 сентября 2013 08:43
        Надежда умирает последней.
  4. Спасатель 31 августа 2013 10:49
    Не нам Царей судить, или скажу так - а судьи кто?
    Спасатель
    1. fartfraer 31 августа 2013 11:29
      спасатель,ну так вам судя по нику только спасать.срочно на ДВ,там ЧС.
      а по сути-почему же нельзя высказать свое мнение в отношении царя ?
      fartfraer
    2. Валерий Неонов 31 августа 2013 13:05
      История и НАРОД РОССИЙСКИЙ! hi
      Валерий Неонов
    3. Hon 2 сентября 2013 11:44
      Ну тогда не нам Горбача с ЕБН судить, они типа тоже страной рулили
      Hon
  5. sird64 31 августа 2013 12:07
    не нам государя судить но ведь и не только он страной правил. были у нас еще и министры, генералы. они также играли решающюю роль. и то что держава распалась это и их тоже заслуга. поэтому венить во всем одного человека это неправельно.
    sird64
  6. Enot-poloskun 31 августа 2013 12:29
    А нас (Россию) еще в агрессивности обвиняют!

    Кто, получается, у истоков миротворчества стоял?
  7. ShadowCat 31 августа 2013 12:45
    Это, пожалуй, единственный российский император, при котором Россия не вела ни одной войны, рассказывает доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО Ярослав Вишняков:

    амба! отберите у доцента покупной диплом. Три ... войны было - Японская, Первая Мировая, Гражданская.

    А по всему остальному - добро должно быть с кулаками, ИМХА. если один скажет ой извините мы не будем применять остальные его сожрут и не поморщаться. Увы, мы пока далеки от светлоко гуманного будущего.
    1. vlad.svargin 31 августа 2013 14:33
      Ярослав Вишняков говорит о Александре третьем. Вы не совсем внимательно прочитали статью Андрея Смирнова.
    2. Марат 1 сентября 2013 00:52
      Автор имеет виду Александра Третьего,отца Николая.Но при нем была война с Турцией ка минимум.
  8. links 31 августа 2013 13:56
    Россия вв все времена была гарантом мира против извращенных хищных взглядов англо-саксов
  9. Bosk 31 августа 2013 14:34
    В циркулярной(т.е. обращённой ко всем странам)ноте российского министра говорилось"Охранение всеобщего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами черезмерных вооружений являются при настоящем положении вещей целью, к которой должны бы стремится усилия всех правительств. Все возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену, ввиду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пересекаются или направляются на ложные пути... Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающее всему миру несчастье-таков ныне высший долг всех государств."
  10. Bosk 31 августа 2013 14:38
    Кстати...декларацию "метании снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров"-Англия не подписала,а декларацию о "снарядах распространяющих удушающие газы"-не подписала Англия и США.
  11. Deadmen 1 сентября 2013 03:55
    очень сильно на медведева похож если убрать бороду и усы.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня