Самоходная артиллерийская установка ShKH Himalaya

В артиллерии индийских сухопутных войск наблюдается заметный перекос в сторону буксируемых орудий. В частях эксплуатируется несколько тысяч пушек, гаубиц и минометов различных моделей. При этом общее число самоходных артиллерийских установок FV433 Abbot английского производства, советских 2С1 «Гвоздика» и индийских M-46 Catapult не превышает двух сотен. Таким образом, индийскую самоходную артиллерию можно признать не только малочисленной, но и отсталой от аналогичных вооружений соседних государств. В оправдание Индии нужно сказать, что предпринимаются регулярно попытки исправить эту ситуацию. К примеру, в конце девяностых годов было решено пойти на сотрудничество с зарубежными государствами и таким способом избавиться от имеющейся проблемы.

Самоходная артиллерийская установка ShKH Himalaya


Стоит отметить, различные зарубежные предложения регулярно поступают в индийское министерство обороны. Видя сомнительное состояние самоходной артиллерии Индии, зарубежные компании пытаются воспользоваться этой ситуацией и продать свою продукцию. Однако далеко не всегда индийские военные готовы рассматривать зарубежные проекты в оригинальном виде. Так произошло и со словацкой самоходной гаубицей SpGH Zuzana. Минобороны Индии сразу отвергло эту боевую машину из-за примененного в ней колесного шасси. Рельеф индийской территории не позволяет широко использовать колесную технику и в связи с этим требуются гусеничные машины.


Не желая терять выгодный контракт, словацкие оружейники учли пожелания заказчика и совместно с индийскими военными разработали проект ShKH Himalaya («Гималаи»). Для упрощения и удешевления, а также для выполнения индийских требований по подвижности и проходимости боевые машины этого проекта должны были базироваться на шасси советского/российского танка Т-72. Для улучшения ходовых качеств исходного танка словацко-индийская инженерная группа оборудовала шасси новым двигателем мощностью 1000 л.с. и трансмиссией, приспособленной для работы с ним. Несмотря на применение новой силовой установки, самоходная гаубица «Гималаи» имела примерно такие же ходовые характеристики, как исходный Т-72. Она могла разгоняться на шоссе лишь до 60 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 480-500 километров.

Самоходная артиллерийская установка ShKH Himalaya


На доработанное шасси танка Т-72 установили башню, почти без изменений заимствованную с САУ SpGH Zuzana. Внутри крупного бронированного агрегата были размещены орудие и рабочие места его расчета – командира, наводчика и заряжающего. Главное вооружение самоходки Himalaya – орудие калибра 155 миллиметров со стволом длинной 45 калибров. Башня вращалась вокруг своей оси, чем обеспечивала круговую горизонтальную наводку. Системы установки орудия позволяли поднимать и опускать его в пределах от -3° до +70°. При оптимальном угле возвышения и использовании активно-реактивных снарядов максимальная дальность стрельбы достигала 39,6 километра.

С орудием в башне установили обновленный автомат заряжания. Его доработка была проведена ввиду использования нового шасси, которое позволило немного увеличить возимый боезапас. САУ ShKH Himalaya могла перевозить в укладках до 40 раздельно-гильзовых выстрела калибра 155 мм. Автомат заряжания позволял вести огонь с темпом до 5-6 выстрелов в минуту. Заявленное время полного отстрела боекомплекта не превышало шести минут. Также была возможна стрельба с подачей выстрелов с грунта. Как утверждается, самоходка «Гималаи» могла использовать все производимые типы 155-мм снарядов.

Система управления огнем, построенная на основе европейских приборов, позволяла вести огонь как с закрытых позиций, так и прямой наводкой. Кроме того, сообщалось, что артустановка Himalaya, равно как и ее предшественница Zuzana, была способна стрелять в соответствии с алгоритмом MRSI (соответствует русскоязычному понятию «шквал огня»). Это значит, что САУ может сделать серию выстрелов с различным возвышением, в результате которой несколько снарядов лягут в районе одной цели с минимальным расхождением по времени.

Самоходная артиллерийская установка ShKH Himalaya


В целом, самоходная артиллерийская установка HsKH Himalaya представляла собой современную боевую машину, имеющую достаточно высокие характеристики и вместе с тем приемлемую для заказчика стоимость. По сообщениям словацкой оборонной промышленности, первый прототип «Гималаев» успешно прошел испытания на местных полигонах и был предложен Индии. На этом успехи перспективной машины подошли к концу. Вскоре после радостных заявлений об успешных испытаниях индийская сторона сперва заморозила переговоры о возможной поставке новых САУ, а затем и вовсе отказалась от такой сделки.

В результате этих событий проект Himalaya остался на стадии испытаний прототипа, а Индия до сих пор не имеет современных самоходных артиллерийских установок. Время от времени появляются слухи, согласно которым индийское военное ведомство собирается испытать или даже купить ту или иную САУ зарубежного производства. Тем не менее, на протяжении последних лет ни один такой слух не получил подтверждения, а самыми новыми самоходками в Индии продолжают оставаться порядком устаревшие M-46 Catapult в количестве около ста единиц.

Самоходная артиллерийская установка ShKH Himalaya


По материалам сайтов:
http://military.cz/
http://valka.cz/
http://vestnik-rm.ru/
http://army-guide.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Akim 27 августа 2013 08:22

    Самоходки в Индии плохо развиваются, потому что первичное использование артиллерии высокогорье и горы. Поэтому там до сих пор закупают буксируемые гаубицы
    Akim
    1. Лопатов 27 августа 2013 10:01
      Скорее тут вопрос в цене. Потому как действительно пригодными для применения в горах из всего, что есть у Индии, являются только "титановые гаубицы" М777. Только их можно перебросить вертолётами.
      1. Akim 27 августа 2013 10:20
        Цитата: Лопатов
        Только их можно перебросить вертолётами.


        Речь не идет только о вертолетах. Там много горных аэродромов. Вот выгружают FH77.
        Akim
        1. Лопатов 27 августа 2013 10:32
          А дальше? Правильно- буксировка автомобилем. И потому в горах гусеничные САУ намного более тактически мобильны, чем буксируемые. Даже в хорошую погоду.
          При этом вероятные противники Индии- Китай и Пакистан, обладают очень продвинутыми комплексами контрбатарейной борьбы. Что делает буксируемые орудия практически одноразовыми.
          1. Akim 27 августа 2013 10:38
            Цитата: Лопатов
            А дальше? Правильно- буксировка автомобилем. И потому в горах гусеничные САУ намного более тактически мобильны, чем буксируемые. Даже в хорошую погоду.

            Что Вы мне пытаетесь доказать?. Есть индийский сайт - милости просим туда. Их военные решили, что буксируемая артиллерия крупного калибра лучше - вот им и доказывайте, что они не правы. Для усиления пехоты в горах они приспособили 105-мм гаубицу на шасси БМП-2.
            Akim
            1. Лопатов 27 августа 2013 10:54
              Я пытаюсь доказать, что индийцы вынуждены экономить, и потому сделали ставку на буксируемые и САУ на базе грузовых автомобилей. Слишком много им менять надо. На артиллерию они давно уже внимания не обращали, а теперь спохватились.
  2. Basileus 27 августа 2013 08:27
    Зато словаки неплохой опыт получили)
  3. AK-47 27 августа 2013 09:24
    артустановка Himalaya, равно как и ее предшественница Zuzana, была способна стрелять в соответствии с алгоритмом MRSI (соответствует русскоязычному понятию «шквал огня»). Это значит, что САУ может сделать серию выстрелов с различным возвышением, в результате которой несколько снарядов лягут в районе одной цели с минимальным расхождением по времени.

    Это, наверное сделано для того, что бы выпустить больше снарядов прежде, чем противник засечет огневую позицию.
    AK-47
  4. Лопатов 27 августа 2013 09:56
    Ящик над стволом это похоже аппаратура АБС (Артиллерийской Баллистической Станции). У них что, места в башне не хватило? Или индийцы потребовали её установки уже на конечном этапе разработки.

    Полное отсутствие возможности стрельбы с грунта это модно, но не думаю, что тактически оправдано.
    1. stannifer 27 августа 2013 11:03
      Возможность ведения огня с подачей с грунта предусмотрена. (Это у "Даны" она отсуствовала, а "Зузану" доработали.)
      1. Лопатов 27 августа 2013 11:54
        Приветствую. А есть нормальное видео с работой автомата заряжания "Зузаны"?

        Что касается этой индийской- там просто вряд ли получится дотянуться до кормы башни. Так что не похоже, что там есть приспособления для стрельбы с грунта.
  5. solomon 27 августа 2013 10:02
    Цитата: Basileus
    Зато словаки неплохой опыт получили)

    И корманам "легче" стало.
    solomon
  6. Akim 27 августа 2013 10:32
    Продолжение но на шасси Арджуна
    Akim
  7. кузнецов 1977 27 августа 2013 10:46
    Ну а, что нормальная такая версия башня "Даны" со 155-мм пушкой на базе Т-72, у индусов на вооружении по данным Вики 1950 Т-72 по состоянию на 2012 год, да и артиллерийские орудия калибра 155-мм у них имеется (те же FH-77 и М-777). Да и у самих опыт подобного конструирования имеется: та же 130-мм самоходная пушка "Катапульта": М 46 на шасси "Виджаянты". Впрочем это нормальная практика использовать устаревшие танковый шасси в качестве платформ для артиллерийских орудий (наши СУ-76 на шасси Т-70; СУ-152 на шасси КВ, немецкие "Хетцер" и "Мардер",ШТУГ-3; английский "Арчер" на шасси "Валентайна"); после войны этим активно "грешили" израильтяне, построившие целую гамму самоходных установок на шасси "Шермана".
    Отличались и арабы: египтяне ставили БС-3 на шасси Т-34,
    а сирийцы Д-30 на том же шасси, сейчас подобным балуются кубинцы.

    Впрочем сейчас снова "отличились" сирийцы на шасси грузовика Mercedes 4140.

    Впрочем те же финны создали свою ЗСУ на шасси Т-55.
    С уважением! hi
    кузнецов 1977
  8. вася 27 августа 2013 12:50
    В артиллерии индийских сухопутных войск наблюдается заметный перекос в сторону буксируемых орудий
    А как у нас?
    Есть местности где САУ не пройдут, но туда можно протащить буксируемые орудия (возможно частично разобрав). Из-за "очень продвинутых комплексов контрбатарейной борьбы" их может и обнаружат быстро и уничтожат (на что требуется время: переместить технику на ранее "неопасное" направление вызвать авиацию и т.д.), но они нанесут не маленький ущерб. К тому же вся самоходная техника (из-за теплового излучения двигателей) обнаруживается и уничтожается быстрее.
    1. кузнецов 1977 27 августа 2013 13:05
      А у нас снимают с вооружения Д-30, о чем Шойгу в феврале этого года подписано соответствующее распоряжение (впрочем и на Украине тоже).
      Однако в войсках считают, что Д-30 рано списывать, так как у нее есть ряд неоспоримых преимущество — высокая транспортабельность, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-8. Гаубицу легко десантировать с парашютом, а вот «Мсту» невозможно. Д-30 весит 3,2 т, «Мста-Б» — более семи. Грузоподъемность Ми-8 на внешней подвеске до 3,5 т. Подцепил гаубицу, и вперед, — пояснил «Известиям» офицер ВДВ. Этим в первую очередь и объясняется сохранение Д-30 в десантных частях.

      Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко пояснил изданию, что кучность боя у Д-30 одна из самых высоких в истории Вооруженных сил. «Снаряды 122 мм, конечно, слабее 152 мм, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре 152-мм. Лучше, конечно, выбрать первое», — пояснил Цулуйко.

      http://warsonline.info/raketi-i-artilleriya/gaubitsa-d-30-snyata-s-vooruzheniya-

      suchoputnich-voysk.html

      Д-30 подготовленная к десантированию

      Д-30 на прицепе десантного бронетранспортера БТР-Д

      С уважением! hi
      кузнецов 1977
      1. Лопатов 27 августа 2013 13:18
        Цитата: кузнецов 1977
        А у нас снимают с вооружения Д-30

        Только в СВ, у ВДВ они пока остаются. Да вот только их ни разобрать, ни перетащить вручную невозможно.

        Цитата: кузнецов 1977
        Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко пояснил изданию, что кучность боя у Д-30 одна из самых высоких в истории Вооруженных сил.

        Дичь. Достаточно посмотреть ТС, их "кучность" не особо отличается от других гаубиц
    2. Лопатов 27 августа 2013 13:15
      Цитата: вася
      Есть местности где САУ не пройдут, но туда можно протащить буксируемые орудия (возможно частично разобрав)
      .
      ???.
      Вообще-то единственными нашими образцами арт.вооружения, допускающими частичную разборку являются миномёты. 82-мм "Поднос", 120-мм "Сани" и 120(122)-мм "Нона-М1"

      Что и куда Вы таскать собрались?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня