Military Review

EW: yesterday, today, tomorrow

7
Berg Institute defines the appearance of modern electronic warfare


EW in the context of global informatization of armed confrontation is one of the main success factors. This fully applies also to the confrontation of the means of aerospace attack and aerospace defense, in which the state of the electronic warfare of the parties at the beginning of the conflict determines the winner. About stories and the actual tasks of the institute were told by the general director of CNIRTI, doctor of technical sciences, professor Boris Lobanov.

Federal State Unitary Enterprise “TsNIRTI named after Academician A.I. Berg”, which is today part of the Federal Space Agency and is at the origin of the electronic warfare in our country as a science, offers technologies that not only allow to solve current problems in this field, but and lay the foundation for its future development.

In the beginning was the radar

EW: yesterday, today, tomorrowThe Central Research Institute of Radio Engineering named after Academician A.I. Berg (the original name is the All-Union Radiolocation Research Institute, later the famous Scientific Research Institute-108) began its work in the harsh years of the Great Patriotic War and this year celebrated its 70 anniversary. The initiator and the first head of the institute was one of the greatest scientists of his time, engineer and rear admiral Axel Ivanovich Berg, later academician of the USSR Academy of Sciences, admiral engineer, Hero of Socialist Labor. The institute now bears the name of A.I. Berg, and in 2013, the institute celebrates the anniversary date - 120, since the birth of its founder. The purpose of the scientific research institute was the need for a unified scientific and technical center on radiolocation problems, which by that time showed high efficiency in conducting combat operations in various conditions.

In accordance with the tasks entrusted to the institute, since the beginning of 1944, work has begun on various types of radar equipment, radar protection from interference, electronic reconnaissance and radio countermeasures, television equipment, radio wave propagation, electrovacuum and semiconductor devices and other areas.

Electronic warfare

Since the end of the 50-ies, the Central Research Institute of Radio Engineering has been transformed from a radiolocation institute into an institute for combating it. In the 60-ies, in connection with the emergence of the Ministries of the Communications Facilities Industry (IPCC) and the radio engineering industry (MCI), the tasks in the field of EW between these departments were clarified. For enterprises MCI left the task of dealing with radio systems and facilities. This became the main activity of the institute. In 1966, the duties of the head organization of the ministry in the direction of EW are assigned to it and it is called the Central Radio Engineering Research Institute (TsNIRTI).

The idea of ​​creating an electronic warfare in the form of a multi-sensor integrated electronic protection system was formulated at a conceptual level. Along with traditional EW radio equipment, it uses towed detachable traps, spurious targets, and optoelectronic devices integrated into a system controlled by single processor devices. This gave a new impetus to the development of EW facilities at the institute. The creation of basic elements of the electronic protection system began, such as:

  • digital radio frequency memory (DRFM);
  • carriers (converters) frequency;
  • high-speed synthesizers;
  • active towed traps and detachable spurious targets.

    When creating basic elements, complex microminiaturization is widely used. A striking example is the development of the DRFM itself. The basis of its development of FSUE “SRITI named after Academician A.I. Berg” became the VLSI 1879ВМ3, which provides the operating frequency band over 500 MHz and incorporates ADC, DAC, arithmetic logic devices (ALU), interfaces. VLSI was created together with the Scientific and Technical Center “Module”.

    Perspectives and Innovations

    One of the promising trends is the integration of EW air, land, sea and space assets into a single network, which will ensure protection even for a small unit or facility. The concept of integration is based mainly on the development of digital areas of radio intelligence technology and active EW. It is possible to instantly identify the sources of radiation of the enemy and, if necessary, create interference in various ways. This may be the point setting of low-power active interference, the use of objects of false information, such as false targets or messages, the introduction of packages of algorithms that can take command of the enemy’s networks, and possibly the control of their sensors.

    The development of a coherent digital transceiver with the functions of a radiating signal direction finder and the formation of interfering signals will provide the possibility of combining the functions of electronic reconnaissance, radio countermeasures and location in one element and thus solve the problem of detecting and analyzing threats while simultaneously jamming several targets. suppressions and locations. The capabilities of a coherent digital receiver based on digital memory and frequency reproduction technology allow you to simulate target phantoms for an adversary's radar with all the necessary characteristics, features of the “portrait” of the target in terms of reflectivity, motion dynamics, length (geometric dimensions), and spectral characteristics of the object.

    The introduction of digital methods for processing radio-electronic signals allows us to solve the problem of radio-electronic protection of virtually any object of space, air, land or sea-based. An example was the creation of a unified active jamming station MSP-418K for MiG-29 type aircraft and the Omul radio-resistance system for Su-25CM (UBM) and Su-30МК2 aircraft designed for individual and individual mutual protection of aircraft by creating deliberate active interference electronic controls weapons, included in the anti-aircraft missile, anti-aircraft artillery and air defense missile systems. In both stations, the basis for the development is a digital channel coherent transceiver based on the DRFM technology. At operation of stations the specialized testing equipment is not required. The structure of the construction and technical characteristics of the MSP-418K station, implemented on the basis of unified base modules, in particular DRFM, already today ensure their use in other systems, complexes and directions, for example, for solving problems with state recognition, radar systems, for creating simulators and simulators, measuring equipment and systems, telecommunications systems.

    Along with the traditional, new directions of activity, including technologies for reducing visibility and masking, have recently been developed at the institute. These include, for example, the development of new types of radio absorbing materials, including sandwich laminated panels. This dielectric radio absorbing material allows you to effectively absorb electromagnetic waves in a wide range of frequencies and angles of incidence. On its basis, anechoic chambers are created. Upon completion of the construction of the anechoic chamber, the institute's employees, together with the staff of the Main Metrological Scientific Center of the Ministry of Defense of the Russian Federation, develop a program and methodology for the primary certification of the anechoic shielded chamber, carry out the certification itself, check the characteristics of the chamber. After the checks are completed, metrological certificates are issued and the camera is included in the registry of the Ministry of Defense of the Russian Federation. At the request of the customer, voluntary certification in Rostest is possible with the subsequent inclusion of the product into the register of anechoic chambers of federal significance.

    The second type of radio absorbing materials is space-distributed spatial formations (ORPO) based on aerosol mixtures with nanotubular hydrocarbon fillers. This technology was developed within the framework of the Federal Program for Basic Technologies and protects the object from electromagnetic radiation, including that created on new physical principles. The purpose is to reduce the visibility of marine, terrestrial, airborne and space technology using a cloud or a coating of micro and nanoscale threadlike structures that absorb electromagnetic radiation in a wide frequency range.

    At present, a large cooperation of well-known in the country enterprises specializing both in the field of electronic warfare and other technical areas of industry has been involved in the work of our institute. We invite everyone to get acquainted with the exposition of the Federal State Unitary Enterprise “Scientific Research Engineering Institute named after Academician A.I. Berg” at the 11-th International Aviation and Space Salon “MAKS-2013”.
  • Author:
    Originator:
    http://vpk-news.ru/
    7 comments
    Information
    Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

    I have an account? Sign in

    1. xetai9977
      xetai9977 28 August 2013 10: 10 New
      10
      Unfortunately, less is written about electronic warfare than about tanks, planes and missiles. But they are no less important. In modern wars, those who have more and more advanced electronic warfare equipment will win.
    2. Egor.nic
      Egor.nic 28 August 2013 11: 59 New
      +6
      EW was almost completely buried after the collapse of the union. The best and most promising developments available in the 90s were never realized, because interest in them disappeared from the MO. Unfortunately, the current state of Russian electronic warfare is at the level of the 80s of the last century. The development of high-power active jammers is the level of the Stone Age. To put powerful obstacles when using means of communication with frequency hopping and ShPS, it is like shooting sparrows from a gun.
      The principles and technologies of radio fighting should be reviewed in the near future or we will endlessly lag behind, as in the development industry of REA, PC, space, etc.
      In the field of radio-absorbing materials, there are good competitive developments, but without state support, technologies may be lost.
    3. Lech from ZATULINKI
      Lech from ZATULINKI 28 August 2013 12: 13 New
      +6
      EW, as I see it, is of little interest to members of the forum, but in the event of an armed conflict with the United States and NATO, it will play a very important role and can save many lives of our soldiers and officers.
      1. Hemi cuda
        Hemi cuda 28 August 2013 13: 03 New
        +2
        Yes, activity is low, the article probably does not give a reason to leave each other in cateches. I would like more material on the topic of REB.
    4. p-159
      p-159 28 August 2013 12: 53 New
      +3
      it’s very bad that the EW and RTR institutes combined, before there was even competition. Without EW, the military will have nowhere to hide and, in fact, without left goals, Pts will quickly end
      1. gazebo
        gazebo 19 February 2015 22: 08 New
        0
        RTR and EW are inseparable
    5. Colonel
      Colonel 28 August 2013 14: 34 New
      0
      Interesting, but somewhat one-sided and too academic.

РЭБ: вчера, сегодня, завтра

Институт Берга определяет облик современной радиоэлектронной борьбы

РЭБ в условиях глобальной информатизации вооруженного противоборства является одним из основных факторов успеха. Это в полной мере относится также к противостоянию средств воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны, в котором состояние РЭБ сторон уже в начале конфликта определяет победителя. Об истории и актуальных задачах института рассказал генеральный директор ЦНИРТИ, доктор технических наук, профессор Борис Лобанов.

ФГУП «ЦНИРТИ имени академика А. И. Берга», входящее сегодня в состав Федерального космического агентства и стоящее у истоков зарождения в нашей стране радиоэлектронной борьбы (РЭБ) как науки, предлагает технологии, которые не только позволяют решать текущие задачи в данной области, но и закладывают базу будущего ее развития.


В начале была радиолокация

РЭБ: вчера, сегодня, завтраЦентральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А. И. Берга (первоначальное название – Всесоюзный НИИ радиолокации, впоследствии знаменитый НИИ-108) начал свою работу в суровые годы Великой Отечественной войны и в нынешнем году отметил свое 70-летие. Инициатором создания и первым руководителем института стал один из крупнейших ученых своего времени инженер-контр-адмирал Аксель Иванович Берг, впоследствии академик Академии наук СССР, адмирал-инженер, Герой Социалистического Труда. Имя А. И. Берга институт носит в настоящее время, а в 2013 году институт отмечает юбилейную дату – 120 лет со дня рождения своего основателя. Целью создания НИИ явилась необходимость в едином научно-техническом центре по проблемам радиолокации, которая показала к тому времени высокую эффективность при проведении боевых операций в различных условиях.

В соответствии с возложенными на институт задачами с начала 1944 года разворачиваются работы по радиолокационной технике различного назначения, защите РЛС от помех, радиотехнической разведке и радиопротиводействию, телевизионной технике, распространению радиоволн, электровакуумным и полупроводниковым приборам и по другим направлениям.

Радиоэлектронная борьба

С конца 50-х годов ЦНИРТИ из института по радиолокации превращается в институт по борьбе с ней. В 60-х годах в связи с возникновением Министерств промышленности средств связи (МПСС) и радиотехнической промышленности (МРП) произошло уточнение задач в области РЭБ между этими ведомствами. За предприятиями МРП оставили задачи борьбы с радиотехническими системами и средствами. Это стало главным направлением деятельности института. В 1966 году на него возлагаются обязанности головной организации министерства по направлению РЭБ и он получает название Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт (ЦНИРТИ).

Идея создания РЭБ в виде многодатчиковой интегрированной системы радиоэлектронной защиты была сформулирована на концептуальном уровне. В ней используются наряду с традиционными радиосредствами РЭБ буксируемые отделяемые ловушки, ложные цели и оптико-электронные устройства, объединенные в систему под управлением единых процессорных устройств. Этим был дан новый импульс развитию средств РЭБ в институте. Началось создание базовых элементов системы радиоэлектронной защиты, таких как:

  • цифровая радиочастотная память (DRFM);
  • переносчики (конверторы) частоты;
  • быстродействующие синтезаторы;
  • активные буксируемые ловушки и отделяемые ложные цели.

    При создании базовых элементов широко используется комплексная микроминиатюризация. Ярким примером может являться разработка самой DRFM. Основой ее разработки ФГУП «ЦНИРТИ имени академика А. И. Берга» стала СБИС 1879ВМ3, обеспечивающая рабочую полосу частот более 500 МГц и имеющая в своем составе АЦП, ЦАП, арифметические логические устройства (АЛУ), интерфейсы. СБИС создана совместно с НТЦ «Модуль».

    Перспективы и инновации

    Одной из перспективных тенденций является интегрирование воздушных, наземных, морских и космических средств РЭБ в единую сеть, что позволит обеспечить защиту даже для небольшого подразделения или объекта. Концепция интеграции базируется в основном на развитии цифровых направлений техники радиотехнической разведки и активной РЭБ. Предусматривается возможность мгновенного опознавания источников излучения противника и при необходимости создание им помех разными способами. Это может быть точечная постановка маломощных активных помех, использование объектов ложной информации, таких как ложные цели или сообщения, внедрение пакетов алгоритмов, которые могут брать на себя командование сетями противника, и, возможно, управление их датчиками.

    РЭБ: вчера, сегодня, завтраРазработка когерентного цифрового приемопередатчика с функциями пеленгатора излучающих средств и формирования помеховых сигналов обеспечит возможность совмещения функций радиотехнической разведки, радиопротиводействия и локации в одном элементе и тем самым позволит решить задачи обнаружения и анализа угрозы с одновременной постановкой помех нескольким целям, создавая предпосылки временного и пространственного управления ресурсами подавления и локации. Возможности когерентного цифрового приемника на базе технологии цифрового запоминания и воспроизведения частоты позволяют сымитировать для РЛС противника фантомы цели со всеми необходимыми характеристиками, особенностями «портрета» цели по отражательной способности, динамике движения, протяженности (геометрическим размерам), спектральным характеристикам объекта.

    Внедрение цифровых методов обработки радиоэлектронных сигналов позволяет решить задачу радиоэлектронной защиты практически любого объекта космического, воздушного, наземного или морского базирования. Примером стало создание унифицированной станции активных помех МСП-418К для самолетов типа МиГ-29 и системы радиопротиводействия «Омуль» для самолетов типа Су-25СМ(УБМ) и Су-30МК2, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-взаимной защиты самолетов путем создания преднамеренных активных помех радиоэлектронным средствам управления оружием, входящим в зенитные ракетные, зенитно-артиллерийские и авиационно-ракетные комплексы. В обеих станциях основой разработки является цифровой канал когерентного приемопередатчика на основе технологии DRFM. При эксплуатации станций не требуется специализированной контрольно-поверочной аппаратуры. Структура построения и технические характеристики станции МСП-418К, реализованной на основе унифицированных базовых модулей, в частности DRFM, уже сегодня обеспечивают их применение в других системах, комплексах и направлениях, например для решения задач системами госопознавания, радиолокации, для создания тренажеров и имитаторов, специальной измерительной техники и комплексов, систем телекоммуникаций.

    РЭБ: вчера, сегодня, завтраНаряду с традиционными в институте в последнее время развиваются и новые направления деятельности, включая технологии снижения заметности и маскировки. К ним относится, например, разработка радиопоглощающих материалов новых типов, в том числе «сэндвичевых» слоистых панелей. Этот диэлектрический радиопоглощающий материал позволяет эффективно поглощать электромагнитные волны в широком диапазоне частот и углов падения. На его основе производится создание безэховых камер. По завершении строительства безэховой камеры сотрудники института совместно с сотрудниками Главного метрологического научного центра МО РФ разрабатывают программу и методику первичной аттестации безэховой экранированной камеры, проводят саму аттестацию, проверяют характеристики камеры. После окончания проверок выдаются метрологические сертификаты и камера включается в реестр МО РФ. По желанию заказчика возможна добровольная сертификация в Ростесте с последующим включением изделия в реестр безэховых камер федерального значения.

    Второй тип радиопоглощающих материалов – объемно-распределенные пространственные образования (ОРПО) на основе аэрозольных смесей с нанотрубчатыми углеводородными наполнителями. Эта технология разработана в рамках Федеральной программы по базовым технологиям и обеспечивает защиту объекта от электромагнитного излучения, в том числе создаваемого на новых физических принципах. Назначение – снижение заметности морской, наземной, воздушной и космической техники с помощью облака или покрытия из микро- и наноразмерных нитевидных структур, поглощающих электромагнитное излучение в широком диапазоне частот.

    В настоящее время к работе нашего института привлечена большая кооперация известных в стране предприятий, специализирующихся как в области РЭБ, так и в других технических областях промышленности. Приглашаем всех желающих ознакомиться с экспозицией ФГУП «ЦНИРТИ имени академика А. И. Берга» на 11-м международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2013».
  • Автор: Борис Лобанов
    Первоисточник: http://vpk-news.ru/


    Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

    CtrlEnter
    Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
    Читайте также
    Загрузка...
    Комментарии 7
    1. xetai9977 28 августа 2013 10:10
      К сожалению,о средствах РЭБ пишут меньше,чем о танках,самолётах и ракетах. А ведь они не менее важны. В современных войнах у кого средств РЭБ больше и совершеннее,тот и одержит победу.
    2. Egor.nic 28 августа 2013 11:59
      РЭБ был практически полностью похоронен после развала союза. Лучшие и перспективные наработки имеющиеся в 90-х так и небыли реализованы, т.к. к ним пропал интерес у МО. Современное состояние РЭБ России к сожалению находится на уровне 80-х годов прошлого века. Развитие постановщиков активных помех повышенной мощности - это уровень каменного века. Ставить мощные помехи при использовании средств связи с ППРЧ и ШПС, это как стрелять по воробьям из пушки.
      Принципы и технологии радиоборьбы должны быть пересмотрены в ближайшее время или мы бесконечно отстанем, как и в отрасли разработок РЭА, ПЭВМ, космоса и т.д.
      В области радиопоглащающих материалов имеются хорошие конкурентоспособные наработки, но без поддержки государства технологии могут быть потеряны.
      Egor.nic
    3. Леха с ЗАТУЛИНКИ 28 августа 2013 12:13
      РЭБ как я гляжу мало интересует форумчан а между тем в случае вооруженного конфликта с США и НАТО оно будет играть очень важную роль и может спасти много жизней наших солдат и офицеров.
      Леха с ЗАТУЛИНКИ
      1. Hemi Cuda 28 августа 2013 13:03
        Да активность низковата, статья наверное не дает повод покидаться катехами друг в друга. Хотелось бы на тему РЕБ больше материала.
    4. р-159 28 августа 2013 12:53
      очень плохо что институты РЭБ и РТР объединили, раньше хоть соревновательность была.Без РЭБ воискам прятаться будет негде и собственно без левых целей придет конец оч быстро
      р-159
      1. gazebo 19 февраля 2015 22:08
        РТР и РЭБ неразделимы
    5. colonel 28 августа 2013 14:34
      Интересно, но несколько однобоко и черезчур академично.

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Картина дня