Проблемы с поставками украинской бронетехники

Сложное политико-экономическое положение Украины требует от его руководства принятия мер по восстановлению промышленного потенциала страны, включая оборонный сектор.
В 2012 году Украина официально заняла четвертое место в мире, как продавец оружия. Вместе с тем, по информации отдельных экспертов, украинским экспортерам вооружения и боевой техники особенно интересен рынок третьих стран, при этом некоторые из них являются мировыми "изгоями": Судан, Тайланд, Грузия, Ливия, Шри-Ланка, Эфиопия, Ирак и т.д. С их слов, от мирового сообщества тщательно скрывается факт продажи Украиной оружия и техники "двойного назначения" странам с непростой политической и военной ситуацией. Так, по информации ряда информагенств, Украина поставляла военную технику и вооружение в Южный Судан во время противостояния между Освободительной армией Южного Судана и Народно-освободительной армией Судана. Поводом конфликта стал раздел нефтяных месторождений в одном из районов Судана. Гражданской войной охвачен весь Судан. Правозащитники утверждают, что именно поставки Украиной военной техники сторонам конфликта провоцируют его обострение.
Судан является одним из крупнейших покупателей украинского оружия. Премьер-министр Украины Н. Азаров неоднократно на переговорах с руководством Судана говорил, о том, что потенциал двух стран делает возможным увеличить товарооборот между ними в десятки раз. Политический диалог делает реальным расширение экономического сотрудничества во многих областях: например, энергетике, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, добыче полезных ископаемых.
Уже в октябре 2009 года между государственной компанией Украины "Спецтехноэкспорт" и Военно-промышленной корпорацией министерства обороны Судана (Military Industrial Corporation - MIC) был заключен контракт на поставку значительной партии наземного вооружения: 110 танков Т-72М1, 60 танков Т-55М и сто двадцать бронетранспортеров БТР-3Е1. Партия танков поступила в Судан со складов украинского министерства обороны. Эти танки были уже на месте отремонтированы. Что касается БТР, то они, согласно условиям контракта, должны быть нового производства и поставляться с установленным в контракте комплектом ЗИП, боевым модулем "Штурм-3МС" и дополнительной защитой. Общая стоимость контракта составила около €70 млн. и на €7 млн. были закуплены запчасти к технике.
Предполагалось, что данный контракт станет частью более значительной поставки Украиной вооружения Судану, финансовая составляющая которой равна сумме в несколько сотен миллионов евро. К 2012 году условия контракта, относительно поставки танков, Украиной выполнены полностью. Кроме того, Судану поставлено 30 БМП-1, 30 машин РСЗО БМ-21 "Град", БТР-70Д (командно-штабная машина), 41 самоходная гаубица. Но в отношении обязательств по поставке ста двадцати БТР-3Е1 украинская сторона столкнулась с огромными трудностями. К 2012 году Судану передано только десять машин, но и к ним у суданских военных большие претензии в связи с неудовлетворительным качеством боевых машин. Срыв сроков поставок и низкое качество техники привели к тому, что суданская сторона вынуждена была отказаться от поставок 110 БТР-3Е1. Надо отметить, что после получения небольших партий от украинских производителей БТР-3Е1 заказчики из Азербайджана, Казахстана, ОАЭ и Мьянме также отказались от получения этих бронетранспортеров.
Возможно, неправильно было бы возлагать на украинских машиностроителей всю ответственность за производство некачественной военной техники. Ведь в создании БТР-3Е1 участвовали члены международного консорциума - АДКОМ МАНЮФЕКТЧЕРИНГ Компани Лимитед ВЛЛ (ОАЭ), Дойц АГ (Германия), Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова (Украина), Государственный Научно-технический Центр Артиллерии и Стрелкового Вооружения (Украина), Аллисон Трансмишэн (США) и другие соисполнители.
Координатором и движущей силой всего проекта являлась АДКОМ МАНЬЮФЕКТЧЕРИНГ Компани. Каждый член консорциума вносил посильный вклад в создание новой боевой машины сухопутных войск. Например, Харьковские машиностроители были ответственными за разработку шасси и интеграцию всех систем машины и вооружения на шасси. Двигатель изготавливали в Германии. Силовая установка и трансмиссия устанавливалась в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению им. А.А. Морозова совместно с компаний Дойц АГ и Аллисон Трансмишэн. Вооружение бронетранспортера было сконструировано Государственным научно-техническим центром артиллерии и стрелкового вооружения Украины. И хотя внешне новый БТР очень похож на советский БТР-80, создатели утверждают, что боевая машина полностью новая, а не модернизированная советская модель.
Украина принимает меры по налаживанию экспорта военной техники и вооружения и начала эффективного и скорейшего перевооружения собственной армии. Но в стране недостаточно финансовых ресурсов для выполнения столь грандиозных планов. Учитывая, что некоторые предприятия находятся в частных руках, а оборонные предприятия подчиняются различным ведомствам - решение задачи по перевооружению намного усложняется. Неизвестно, как долго в такой ситуации Украина сможет удержать свои лидирующие позиции мирового поставщика оружия. К тому же украинские власти не сформулировали никакой реальной стратегии по развитию своего оборонно-промышленного комплекса. Вряд ли участие в международных консорциумах по созданию вооружения и техники позволит Украине укрепить свои политические и экономические позиции в мире.
Использованы материалы:
http://bmpd.livejournal.com/594362.html
http://vz.ru/news/2013/8/16/645931.html
http://ak-inzt.net/world/1123-29-06-2012
http://econo.com.ua/2010/09/tailand-zakupit-100-ukrainskix-btr-3e1/
http://www.morozov.com.ua/rus/body/btr3u.php
Информация