«Это будет максимально бесшумный самолет»

75

«Для создания самолета шестого поколения нужно провести большое количество фундаментальных исследований. Уже на пятом поколении столько всего нового появилось», – рассказал газете ВЗГЛЯД бывший замглавкома ВВС по вооружениям, заслуженный военный летчик Юрий Клишин, комментируя новости о разработке отечественного беспилотного истребителя шестого поколения.

Российские авиаконструкторы уже приступили к разработке беспилотного истребителя шестого поколения, сообщил в преддверии авиасалона МАКС-2013 бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал армии Петр Дейнекин.

В России сейчас завершаются испытания истребителя пятого поколения Т-50. Между тем ведущие европейские страны, по мнению аналитиков, создавать пятое поколение боевой авиации вообще не будут, а сразу перейдут к шестому беспилотному.

«Дополнительного изучения требует тема беспилотных летательных аппаратов большого радиуса действия, тем более что шестое поколение боевой авиации, скорее всего, будет беспилотным. Естественно, над этой темой у нас активно работают», – сказал в интервью РИА «Новости» Дейнекин.

Он подчеркнул, что нельзя сравнивать, например, Францию как члена НАТО, которая может истребители пятого поколения покупать в США, и Россию. «Мы должны заниматься этим важным делом самостоятельно, поэтому прыгать через поколение у нас вряд ли получится», – сказал бывший главком ВВС РФ.

Газета ВЗГЛЯД попросила бывшего заместителя главкома ВВС по вооружениям, заслуженного военного летчика России Юрия Клишина подробнее рассказать об особенностях отечественного истребителя нового поколения и о том, насколько он будет конкурентоспособен по сравнению с мировыми моделями.

ВЗГЛЯД: Юрий Петрович, чем принципиально будет отличаться истребитель шестого поколения от пятого?

Юрий Клишин: Во-первых, уровнем искусственного интеллекта. Во-вторых, более высоким уровнем роботизации и автоматизации. Также для новых моделей характерны повышенный уровень надежности работы техники и автономия. К этому добавьте и повышенный уровень всех средств технического зрения, куда входят локация, оптика, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое. И, конечно, можно говорить о более высоком уровне помехозащищенности. То есть конструкторы работают над тем, чтобы какая-либо помеха не выводила самолет из строя, позволяя ему выполнять боевую задачу.

ВЗГЛЯД: Расскажите подробнее, как новые истребители будут выглядеть внешне.

Ю. К.: По-разному. И сейчас можно увидеть много самых разных самолетов пятого поколения. Одни из них более незаметны для локации, другие менее, они делают ставку на высокоточное оружие и т. д. Конечно, это будет максимально бесшумный самолет. И в нем будет разумное сочетание стоимости, эффективности и доступности. Потому что если сделать его «одноразовым», то такой проект, наверное, ни один бюджет не потянет. Словом, в зависимости от тех задач, которые будут стоять, самолеты будут иметь и разную конфигурацию, и разные размеры. Если это будет ударный самолет, то у него массогабаритные характеристики будут выше, чем, допустим, если это чисто разведывательный вариант.

ВЗГЛЯД: Периодически появляется информация, что разработчики истребителя пятого поколения сталкиваются с разными проблемами, на устранение которых уходит много времени. Кто-то говорит, что к разработке истребителя шестого поколения приступили сейчас именно потому, что, когда пятый поступит на вооружение, он уже устареет?

Ю. К.: При создании любой авиационной техники существуют проблемы. Возьмите абсолютно любой самолет. К примеру, А380 задержали на полтора года с лишним. А когда создавался Ту-144, тогда вообще новейшие технологии были применены, разработчики тоже столкнулись с очень большими проблемами. Однако все стоящие задачи выполнили. И потом эти наработки нашли воплощение даже не только в гражданской авиации, но и в военной – в самолете Ту-160.

Дело не в том, устареет истребитель пятого поколения или не устареет. Должен быть переходный период от пилотируемого аппарата к беспилотному. Да, сейчас моральное старение происходит быстрее. Поэтому нужно создавать технику, которая не имеет больших сроков службы календарных, но обладает большим ресурсом. У нас раньше был подход на 20, на 30 лет службы самолета. Су-27, например, уже 30 лет в строю. Так уже не получится.

Скорее надо говорить о концепции учебно-тренировочных самолетов, у которых большой ресурс и малый срок службы. Он должен отлетать в три смены, выработать свой выходной ресурс, а потом его должны выбросить и взять новый. Но говорить об устаревании нельзя. Пилотируемые аппараты сами по себе не устареют, они еще долго будут применяться, так как это надежная, эффективная и многоразовая техника.

ВЗГЛЯД: Если сравнивать новый истребитель с мировыми аналогами, насколько отечественный вариант конкурентоспособен?

«Это будет максимально бесшумный самолет»Юрий Клишин рассказал о достоинствах и недостатках новой техники

Ю. К.: По всем параметрам конкурентоспособен. Если раньше мы еще как-то отставали по уровню развития БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование – прим. ВЗГЛЯД), то сейчас уже сравнялись. Здесь очень трудно уйти вперед, даже тем же американцам или кому-то еще. При этом у нас есть разработки, которые по некоторым параметрам превосходят уровень других стран.

ВЗГЛЯД: То, что истребители новых поколений хотят делать беспилотными, – это современная общемировая тенденция? Как вы думаете, беспилотников со временем станет больше, чем пилотируемых моделей?

Ю. К.: Все будет зависеть от доктрины и концепции развития вооруженных сил. Если там заложено, что ставка делается на роботизацию, тогда беспилотники будут превалировать. Все зависит от политиков всех стран мира. Но, действительно, по всему земному шару ширится движение против участия человека в боевых действиях. Вспомните массовые выступления против войны во Вьетнаме, наш опыт войны в Афганистане, откуда мы постоянно привозили груз-200... Человеческая жизнь становится все дороже. К тому же на подготовку высококлассного летчика нужно очень много денег.

ВЗГЛЯД: Как беспилотный истребитель будет интегрирован в существующую систему управления в российской армии? Ожидаются ли с этим проблемы?

Ю. К.: Возьмем для примера ракеты систем ПВО С-300 или С-400. Уровень интеграции там таков, что дал им точное целеуказание, они вылетели, поразили цели, вопрос закрыли. Если мы научились интегрировать в систему управления ракеты, почему проблемы должны быть с беспилотниками? Думаю, этот этап мы пройдем быстро. Сейчас есть очень много наработок, которые параллельно существуют и для ударной авиации, и для армейской, и для беспилотья.

ВЗГЛЯД: Для каких именно целей разрабатывается истребитель шестого поколения?

Ю. К.: Это многофункциональный самолет для поражения различных целей: и наземных, и морских, и воздушных, и подвижных и т. д.

ВЗГЛЯД: А какие технологии малозаметности в нем будут применены?

Ю. К.: Тут есть целый спектр технологий, каждая имеет свои плюсы и минусы, от всевозможных вариантов покрытий различными материалами до разной конфигурации.

Но мы с вами помним и опыт боевых действий в Югославии, когда нашим зенитно-ракетным комплексом был сбит хваленый американский F-117. То есть существуют технологии, позволяющие определить эти «незаметные объекты». Много сейчас таких вариантов, и каждый конструктор выбирает то, что подходит для воплощения его замысла.

ВЗГЛЯД: Ведущие европейские страны хотят перешагнуть один этап и вместо создания истребителей пятого поколения планируют перейти сразу к шестому, беспилотному. Что вы думаете об этом?

Ю. К.: Тут лидером является Франция – она первая заявила об этом. Но я считаю, что для создания самолета шестого поколения нужно провести большое количество глубоких фундаментальных исследований. Уже на пятом поколении столько всего нового появилось – тот же искусственный интеллект, которым надо еще научиться правильно пользоваться. Поэтому я думаю, что этим странам еще не хватает готовности для того, чтобы определить, что же представляет собой шестое поколение.
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    30 августа 2013 15:55
    Шестое поколение это очень интересно. Но все же нам бы поскорей Т-50 на вооружение принять, да не в единичных экземплярах, а массово. А то что ученые над шестым поколением работают это здорово, значит будут вносится улучшения в уже действующие боевые платформы, и значит наше небо будет на замке, жопоблудливых поборников дерьмократии и прочих мерзостей.
    1. +9
      30 августа 2013 16:03
      Может не надо бы распыляться и сосредоточится на ПАК ФА? А то так можно и на 9-е поколение "замахнуться" с выходом в космос и лазерами и гравицапой, но толку... Такое впечатление, что доступность бюджетных денег и возможность их "освоить" начинают туманить мозг и руки чешутся winked
      Сегодня вон уже инфа, что ПАК ДА заменит три типа самолетов и будет вооружен гиперзвуковыми ракетами... Может пора начать делать и меньше болтать?
      1. +16
        30 августа 2013 16:09
        Цитата: бывалый
        Может не надо бы распыляться и сосредоточится на ПАК ФА


        Тут одно другому не мешает, 6-е поколение это только научные разработки... а они как известно лишними не бывают. Пятое поколение уже свершившийся факт, а шестое это пока работа на перспективу...т.е благодаря этой работе будет идти развитие как научного потенциала, так и совершенствоваться технология у принятых образцов вооружения.
      2. +3
        30 августа 2013 16:10
        Цитата: бывалый
        Может не надо бы распыляться и сосредоточится на ПАК ФА?

        Можно сосредоточиться и на Як-1, это ещё проще и быстрее. wink
        1. +6
          30 августа 2013 16:25
          Цитата: Владимирец
          Тут одно другому не мешает, 6-е поколение это только научные разработки... а они как известно лишними не бывают. Пятое поколение уже свершившийся факт

          Какие разработки и где Вы увидели свершившийся факт самолета 5-го поколения в России? Они уже массово производятся и в войска идут? Вооружением и электроникой оснащены? Зачем самим себе лгать?
          Если раньше мы еще как-то отставали по уровню развития БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование – прим. ВЗГЛЯД), то сейчас уже сравнялись. Здесь очень трудно уйти вперед, даже тем же американцам или кому-то еще. При этом у нас есть разработки, которые по некоторым параметрам превосходят уровень других стран.

          Опять "не имеющее аналогов", а в войсках на чем сейчас летают и чем бомбят? По старинке, как во времена ВОВ? Да есть разработки и неплохие, но как встает вопрос модернизации парка, тут же сразу начинается, это слишком дорого и так все не плохо, ограничимся вот этим и по старинке не плохо. Все как всегда "дешево и сердито". Ну а пилоты они чего, они же обязаны стойко переносить тяготы и лишения. А потом поражаемся потерям самолетов во время 080808 request

          Цитата: Владимирец
          Можно сосредоточиться и на Як-1, это ещё проще и быстрее.

          Конечно, лучше разрабатывать суперпупервундервафлю и отмахиваться в случае агрессии ее чертежами, типа вот что мы придумали, мы вам еще покажем...
          Посмотрите количественный состав авиации НАТО и российский recourse
          1. Нитуп
            +13
            30 августа 2013 16:33
            Уважаемый бывалый, скорее всего имеется ввиду то, что фундаментальные исследования по проекту ПАК ФА уже завершены, осталась прикладная часть, ею занимаются уже другие люди. Ученные, занимающиеся фундаменталкой, не могут останавливаться на достигнутом, поэтому перешли к исследованиям по созданию самолета следующего поколения. Обычная практика. Кстати, у нас уже так же создаются и подлодки пятого поколения, хотя субмарины четвертого еще не приняты на вооружение.
            1. APOCALIPTIC
              -1
              31 августа 2013 00:27
              [quote=Нитуп]Уважаемый бывалый, скорее всего имеется ввиду то, что фундаментальные исследования по проекту ПАК ФА уже завершены,

              а что и движки 5 поколения уже готовы или так в году 2015?Скажыте прямо-двигла нет
          2. +7
            30 августа 2013 16:36
            Цитата: бывалый
            Посмотрите количественный состав авиации НАТО и российский


            Уважаемый Алексей!
            В блок НАТО входит 26 государств. Вы хотите что бы Россия имела сопоставимые Вооруженные Силы с силами такого количества стран?
            Боюсь всей нефти всего мира не хватит для этого.
            А по авиации, по крайней мере, по количеству мы ни сколько не уступаем тем же США.

            С уважением.
            1. +14
              30 августа 2013 16:41
              Цитата: JIaIIoTb
              В блок НАТО входит 26 государств. Вы хотите что бы Россия имела сопоставимые Вооруженные Силы с силами такого количества стран?

              Владимир hi , у России должны быть силы достаточные для отражения агрессии. История показывает, что как только в мире находился урoд, который шел на нас войной, то под его рукой собиралась вся Европа и всегда наши предки эту шантрапу добивали в ее логове. Сейчас у нас тоже союзников не особо, а вот алчных соседей хватает. Понимаю, что ЯО сильный действующий фактор, но хотелось бы и другие козыри в рукаве иметь.
              С уважением
              1. +4
                30 августа 2013 19:41
                Цитата: бывалый
                у России должны быть силы достаточные для отражения агрессии


                Да кто ж спорит с истиной?!

                Но ставить под ружье всех в мирное время, ну не совсем разумно.

                С уважением.
                1. +1
                  30 августа 2013 19:45
                  Цитата: JIaIIoTb
                  Но ставить под ружье всех в мирное время, ну не совсем разумно.

                  На то и Армия, что должны быть в постоянной готовности, на подготовку и мобилизацию сейчас никто времени не даст. Изминились методы ведения БД, техника, так что тут без вариантов. Думаете американцы из-за "тупости" (по Задорнову) такое количество самолетов в войска поставляют? Считать они умеют
                  С уважением
            2. +1
              30 августа 2013 20:24
              Цитата: JIaIIoTb
              А по авиации, по крайней мере, по количеству мы ни сколько не уступаем тем же США.

              Посмеяяяяялся.Вы прежде чем написать,хоть как-то эту информацию проверяли?У США,к примеру,2400 истребителей,у нас 800,и хорошо,если хотя бы половина из них летает.Палубных истребителей (которые в вышеупомянутые 2400 не входят) у них чуть ли не больше,чем у нас истребителей ВВС.А по самолётам ДРЛО,танкерам и БПЛА разрыв еще больший.
              1. +2
                30 августа 2013 21:14
                Извините конечно, но можете смеяться дальше.
                Я писал про ВВС в целом а не про истребители. Или Вы видите исключительно то, что хотите видеть?
                Почитайте для начала http://samlib.ru/s/shabalin_a_p/rossia-ssha.shtml
                В дальнейшем рекомендую, прежде чем что то писать, сначала внимательно ознакомьтесь с текстом оппонента, потом подумайте над тем, что оппонент хотел довести до читателей и конкретно до Вас. И если не поняли, сделайте уточняющий вопрос.
                Так поступают умные и вежливые люди.
                С уважением.
                1. +1
                  30 августа 2013 23:05
                  Цитата: JIaIIoTb
                  А по авиации, по крайней мере, по количеству мы ни сколько не уступаем тем же США.

                  Вы написали вот что.
                  Как-то глупо вывернуться что ли пытаетесь,я не пойму?Не вижу смысла утруждать себя лишним чтением,всем и так известно,что количественный состав ВВС США в разы превосходит наш.Но,если я таки упускаю что-то важное,и в вашей статье действительно написано что-то стоящее,можете попытаться описать это в двух словах.
          3. +4
            30 августа 2013 16:52
            Цитата: бывалый
            Цитата: Владимирец
            Тут одно другому не мешает, 6-е поколение это только научные разработки... а они как известно лишними не бывают. Пятое поколение уже свершившийся факт

            Прикольно, это моя цитата?
            Цитата: бывалый
            Конечно, лучше разрабатывать суперпупервундервафлю и отмахиваться в случае агрессии ее чертежами, типа вот что мы придумали, мы вам еще покажем...

            Просто делая один самолет, надо в голове держать следующий. Иначе в одно прекрасное время можно оказаться в одном не очень прекрасном месте.
            1. +7
              30 августа 2013 17:19
              Просто делая один самолет, надо в голове держать следующий.

              Прекрасно, надо, никто не спорит. Но вот откуда все эти говорилки взяли, что 6-е поколение будет беспилотным? Есть какие то исследования? Есть опыт применения 5-го поколения? Есть ИИ? Есть новые материалы или оружие?
              Если шаг от винтовой авиации к реактивной был действительно сменой поколений и это было видно, то какое будет 6-е поколение?
              Обычные ТРД уже приблизились к своему максимуму в тяге и функциональности. Отсутствие пилота не является однозначным признаком 6-го поколения - гражданские борты вовсю уже летают под автоматикой. Пилоты там, фактически, для успокоения пассажиров и критических ситуаций.
              1. S-200
                0
                30 августа 2013 18:19
                Цитата: Wedmak
                то какое будет 6-е поколение?

                Предполагается, что истребители шестого поколения будут представлять собой автоматизированные беспилотные комплексы, не ограниченные в манёвренности и скорости "человеческим фактором", включённые в общую компьютерную систему управления боевыми действиями.
                Первое. Самолет 6-го поколения будет иметь "сверхнизкий профиль" с плавными обводами фюзеляжа и крыла.
                Второе. Все истребители шестого поколения будут иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.
                Третье. Будет дальше развиваться маневренность машин.
                Четвертое. Возможность нанесения дальнего удара.
                Пятое. Истребитель нового поколения будет интегрирован со всеми системами боевого управления и поражения - наземными, воздушными, морскими, подводными и космическими.
                Шестое. Самолеты будут использоваться как в пилотируемом, так и беспилотном режимах (F/A-XX).
                P.S. И я задаюсь вопросом:
                - Что нужно,чтобы Т-50 стал самолётом 6-го поколения ?
                а). Двигатели с отклоняемым в разных плоскостях вектором тяги - на подходе...
                б). авионика для автономного управления и анализа воздушной, наземной и надводной обстановки ? - ...
                в общем, уже есть платформа на которой можно отрабатывать различные прототипы авионики 6-го поколения
                1. +1
                  30 августа 2013 18:59
                  Все истребители шестого поколения будут иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.
                  Будет дальше развиваться маневренность машин.

                  Трудно уживающиеся вместе факторы.
                  Возможность нанесения дальнего удара.

                  Дальний, высокоманевренный, сверхзвуковой, пилотируемый и беспилотный одновременно... не слишком много условий? Губу-то закатать надо, против физики не попрешь.
                  1. 0
                    30 августа 2013 20:12
                    Цитата: Wedmak
                    Все истребители шестого поколения будут иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.
                    Будет дальше развиваться маневренность машин.

                    Трудно уживающиеся вместе факторы.
                    Возможность нанесения дальнего удара.

                    Дальний, высокоманевренный, сверхзвуковой, пилотируемый и беспилотный одновременно... не слишком много условий? Губу-то закатать надо, против физики не попрешь.

                    Если не секрет, что у Вас по физике?
                    1. +1
                      30 августа 2013 20:55
                      Было 4. А что, есть возражения?
                2. 0
                  31 августа 2013 06:52
                  Цитата: S-200
                  Второе. Все истребители шестого поколения будут иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.
                  Третье. Будет дальше развиваться маневренность машин.

                  К сожалению, всё Вами перечисленное невозможно без нахождения новых принципов связи, или создания ИИ превосходящего или хотя бы на одном уровне с человеческим. Пока всё это есть только в фантастических произведениях и будет там в ближайшие сто лет как минимум request
              2. 0
                30 августа 2013 20:10
                Цитата: Wedmak
                Прекрасно, надо, никто не спорит. Но вот откуда все эти говорилки взяли, что 6-е поколение будет беспилотным? Есть какие то исследования? Есть опыт применения 5-го поколения? Есть ИИ? Есть новые материалы или оружие?
                Вам то откуда знать?!
                Вот ответе!
                1. 0
                  30 августа 2013 21:00
                  Да я как бы учился по технической специальности.
                  И могу вас заверить, что если технически создать беспилотник можно довольно легко(сверхзвуковой сложнее), то с управлением им еще большие проблемы. Я говорю о ИИ-автопилоте. Если на гражданских бортах он уже вовсю применяется(там все по программе, все заложено, наземные маяки, радары, системы оповещения и т.д.), то говорить о боевых действиях под управлением ИИ, пока преждевременно.
                  А опыта применения самолетов 5-го поколения вообще ни у кого нет!
              3. 0
                31 августа 2013 15:34
                Цитата: Wedmak
                Но вот откуда все эти говорилки взяли, что 6-е поколение будет беспилотным? Есть какие то исследования?

                Исследования проводятся на нынешних беспилотниках и гиперзвуковиках.Увеличте их предейтор в 2-3 раза,поставьте гипердвижок и вот вам 6 поколение.Функция 6 поколения сведется к быстрому пролету на нескольких g,обнаружению и сбросу ракет или каб
                1. Cyber7
                  0
                  31 августа 2013 16:25
                  Цитата: Pilat2009
                  Функция 6 поколения сведется к быстрому пролету на нескольких g,обнаружению и сбросу ракет или каб

                  Дыкъ, это какбэ и не самолёт уже вовсе. Многоразовая возвращаемая ракета с возможностью смены БЧ и перепрограммируемой траекторией полёта. Тогда бомбы наиболее эффективное средство использования. Тратится только взрывчатка и топливо. Остальное всё многоразовое.
                  1. 0
                    31 августа 2013 19:10
                    Цитата: Cyber7
                    Дыкъ, это какбэ и не самолёт уже вовсе.

                    Я не имел ввиду полет в стратосфере-имел ввиду истребитель-бомбардировщик,носитель противосамолетных и воздух-земля ракет
                    ,способный на форсаже в десяток G слинять от ракет
          4. 0
            30 августа 2013 22:13
            Цитата: бывалый
            Посмотрите количественный состав авиации НАТО и российский recourse

            Вот это и сгубило СССР - он один пытался тягаться с блоком НАТО, а это 26 государств, притом что промышленность США,Англии,Франции или Германии сопоставима с Российской/СССРской. Нельзя победить полмира в одиночку только мускулами, тут нужно головой работать - нужен осуществимый АСИММЕТРИЧНЫЙ ответ, и таким у нас стали комплексы С300,400,500 - гляньте сколько их у нас на вооружении и сколько будет к 2020, good
        2. Тихий
          +3
          30 августа 2013 17:46
          Можно сосредоточиться и на Як-1, это ещё проще и быстрее

          А чем плох " Илья Муромец " ?? wink Никакие ПВО не страшны !!!! laughing
          1. S-200
            +1
            30 августа 2013 18:16
            Цитата: Тихий
            А чем плох " Илья Муромец " ?? Никакие ПВО не страшны !!!!

            перечислите чем его только нельзя сбить ?
            1. +2
              30 августа 2013 18:19
              Цитата: S-200
              перечислите чем его только нельзя сбить ?

              рогаткой wink
              А вообще смотрю "тихий" опять появился wassat Сегодня под видом брата зарегился пытался "наехать", получил отпор "слился втихую". Сейчас меня в ЧС занес радуется laughing Аника-воин пустопонтовый negative
              1. S-200
                +1
                30 августа 2013 18:37
                Цитата: бывалый
                рогаткой

                Вы , только евреям про рогатку "Пращу Давида " не намекайте ...могут обидеться ! wassat
                1. 0
                  30 августа 2013 18:58
                  Цитата: S-200
                  Вы , только евреям про рогатку "Пращу Давида " не намекайте ...могут обидеться !

                  Да, как то они на тему обсуждения результативности своей ПВО стали неадекватно реагировать. recourse Пока было более менее спокойно были такие бравые реляции, типа ни одна зараза не пролетит, а как жареным запахло, тут и начались обидки, когда им цифры перехвата "жестяных водопроводных труб" стали говорить, видимо понимают, что не так все и просто, как в газетах пишут
            2. Тихий
              +1
              30 августа 2013 18:54
              перечислите чем его только нельзя сбить ?

              И пытаться сбивать не будут.... спутают ночью по звуку с беспилотником на который и ПЗРК тратить жалко... belay laughing
            3. 0
              30 августа 2013 19:00
              С-300. Просто не наведется по радару... Он поди по ЭПР, как голубь.
      3. +2
        30 августа 2013 17:12
        Конструкторский задел наперед дело просто необходимое, такой задел был во времена СССР и посмотрте что вышло, даже с развалом страны мы и сейчас используем его наследство.
      4. +2
        30 августа 2013 17:59
        Цитата: бывалый
        Такое впечатление, что доступность бюджетных денег и возможность их "освоить" начинают туманить мозг и руки чешутся

        А это выражение:
        Поэтому нужно создавать технику, которая не имеет больших сроков службы календарных, но обладает большим ресурсом. У нас раньше был подход на 20, на 30 лет службы самолета. Су-27, например, уже 30 лет в строю.

        Ничто не напоминает, уважаемый коллега?
        Тот же подход "много одноразовых неремонтопригодных изделий", принятый международными маркетологами и уже осваиваемых во всех отраслях, что автопром, что другой ширпотреб... Теперь уже до авиации добрались...
      5. 0
        30 августа 2013 18:11
        "Самолет- харашо..., параход - харашо....
        А олени - лучше!!!"
        (в кино (?), чукча в самолёте)
      6. 0
        31 августа 2013 05:19
        а деньги вообще играть слишком большую роль стали в современном самолётостроении - нашим чиновникам сунули и авиакомпании тарятся бонгами и арбасами а тушки илы яки им просто так нах...рен не нужны
    2. +1
      30 августа 2013 17:02
      Надо долго работать над концепцией, а потом быстро провести идею в жизнь.
    3. +5
      30 августа 2013 17:19
      Цитата: ..
      ведущие европейские страны, по мнению аналитиков, создавать пятое поколение боевой авиации вообще не будут, а сразу перейдут к шестому беспилотному.



      Не лечите доктора. Чтобы появилось шестое нужно довести до ума пятое, ну примерно как 4++
    4. +4
      30 августа 2013 17:19
      Это нормальная практика над МиГ-23 начали работать еще до запуска в серию МиГ-21. Некий задел на 4 поколение также делался фактически одновременно с разработкой самолетов третьего поколения.
      1. +5
        30 августа 2013 17:25
        Цитата: donavi49
        Некий задел на 4 поколение также делался фактически одновременно с разработкой самолетов третьего поколения.


        Так ведь Европа закидывает мысль что можно сразу минуя пятое прыгнуть в шестое, а ну как русские проглотят? И в результате ни пятого ни шестого
        1. +2
          30 августа 2013 17:32
          Цитата: Vadivak
          Так ведь Европа закидывает мысль что можно сразу минуя пятое прыгнуть в шестое, а ну как русские проглотят? И в результате ни пятого ни шестого

          Привет, Вадим hi Помнится один раз Рейган нас на СОИ развел... recourse
          Тут и с пятым то поколением каждый свои требования выдвигает, американцы на малозаметности сконцентрировались и электронике (в результате утюг), наши на сверхманевренности и мощи, китайцы вообще на 5-е не претендуют (у них 4-е по своим методам). На этих "поколениях" все свихнулись уже и самолеты и танки и ПЛ по поколениям разбивают и спорят до хрипоты. Забывают, что только война (БД) покажет кто сильнее и кто был прав при разработке. Можно кукурузник оснастить каким нибудь "девайсом" какого ни у кого нет и назвать ЛА 7-го поколения, гордыню будет тешить, а толку?
        2. foxhound
          0
          30 августа 2013 19:42
          так ведь русские как ответят? создадут ответные меры против того, чего ещё не скоро появится.русские-то создадут своё 5,6 поколение, а другие опять своё пропиарят, что у них вроде лучше.
    5. S-200
      0
      30 августа 2013 18:04
      Если мне не изменяет историческая память, то ещё лет 10-15 назад говорили что уже 5-е поколение будет безпилотным... А теперь у них нет твёрдой уверенности в "безпилотности" 6-го
      request
      1. 0
        30 августа 2013 20:17
        Цитата: S-200
        Если мне не изменяет историческая память, то ещё лет 10-15 назад говорили что уже 5-е поколение будет безпилотным... А теперь у них нет твёрдой уверенности в "безпилотности" 6-го
        \
        Извините конечно товарищ иксперд, но пишется БЕСПИЛОТНЫЙ.
        Вы хочь на подчеркивания смотрите.
        Не стыдно?
        1. S-200
          0
          31 августа 2013 15:00
          г-н Атата, мне принципиально не нравится приставка "бес" в русском языке,не надобно нам бесов разводить...
          К тому же, ЛА может работать в автоматическом режиме БЕЗ пилота, но никак не БЕС пилота...
          Хотя - БЕС его знает ! wassat
          Считайте это моим недалёким орфографическим капризом...
          Заранее прошу прощения за свою БЕСграмотность ... hi
  2. Комментарий был удален.
  3. +2
    30 августа 2013 15:59
    надо всетаки усилить работу с пятым поколением.конкуренты тоже усиленно работают.
    1. +4
      30 августа 2013 18:09
      wassat ладно,уговорили!! не надо усиливать работу с пятым поколением!!а конкуренты вообще заснули как сурки. wassat
  4. +3
    30 августа 2013 16:14
    Гонка "поколений" это здорово, но главное это иметь ВВС готовые в каждый данный момент мастерски применять то что имеется в наличии и обеспечить имеющееся, тех кто его эксплуатирует и их семьи всем необходимым.
    И тогда даже имеющиеся "леталки" будут вполне способны прикладывать о зенлю любое поколение "леталок супостата.
  5. +2
    30 августа 2013 16:15
    При всей любви к отечественной авиации сей сказ зело напомнил про то, как "Космические корабли Большого театра бороздят просторы Вселенной".
    Прежде, чем столь задушевно тереть за шестое поколение, ответьте, почему:
    - в строевых частях до сих пор летают на самолетах четвертого поколения (в лучшем случае)?
    - самолетов семейства СУ в Китай и Индию экспортируется больше, чем поступает на вооружение российских ВВС, и почему те, что все-таки поступают, собраны так ужасно, что наши летчики презрительно зовут это "леталками"?
    - почему мы, с умным видом, рассуждая о шестом поколении, переносим сроки принятия Т-50 на вооружение с 2014 на 2017 год (и это пока, что будет в 17, пока доподлинно неизвестно, возможно, вновь сроки сдвинут).
    1. 0
      30 августа 2013 16:44
      Цитата: Stiletto
      и почему те, что все-таки поступают, собраны так ужасно, что наши летчики презрительно зовут это "леталками"?

      Пруф в студию.
      Цитата: Stiletto
      Прежде, чем столь задушевно тереть за шестое поколение, ответьте, почему:
      - в строевых частях до сих пор летают на самолетах четвертого поколения (в лучшем случае)?

      Знаете, мне не хочется вас ни обижать резким комментарием, ни минусовать, но сами подумайте.
      1. 0
        2 сентября 2013 09:27
        Цитата: ATATA
        Знаете, мне не хочется вас ни обижать резким комментарием, ни минусовать, но сами подумайте.


        Аналогичная ситуация, именно поэтому кем-то поставленный Вам минус исправляю на ноль. Ваше право иметь собственное мнение не обсуждаю.
    2. +1
      30 августа 2013 18:42
      Цитата: Stiletto
      почему те, что все-таки поступают, собраны так ужасно, что наши летчики презрительно зовут это "леталками"?

      А вы свою жену, в кругу друзей, как называете?
      Человеку всегда мало, всегда недоволен. Могли-бы назвать и "говно-возами", но тут самокритичность срабатывает.
      1. 0
        2 сентября 2013 09:28
        Цитата: Genry
        А вы свою жену, в кругу друзей, как называете?


        Точно не "леталкой" laughing
        А Вы с какой целью интересуетесь? winked
  6. +5
    30 августа 2013 16:20
    В России сейчас завершаются испытания истребителя пятого поколения Т-50.

    Тут еще до завершения, как до... МКС пешком. Цель видно, но идти далеко. Поставьте в серию Т-50, поставьте на вооружение тяжелые беспилотники,тогда, с опытом их применения, можно будет говорить о 6-м беспилотном поколении.
    А то с гонкой за супер истребителем, морскую и транспортную авиацию совсем забросили.
    1. +3
      30 августа 2013 16:31
      Цитата: Wedmak
      А то с гонкой за супер истребителем, морскую и транспортную авиацию совсем забросили.

      Приветствую Денис hi Зато Рогозин в Твиттере с генконструктором КБ Антонова "рамсит" и все так этому рады angry
      «Сейчас в России практически заморозили программу «Ан-70». Я слышал интервью Рогозина (вице-премьер России Дмитрий Рогозин), который назвал его «виртуальным» самолетом и конкурентом Ил-76. Это может говорить только некомпетентный в авиации человек», - сказал Кива, слова которого приводит «Интерфакс».

      В ответ на высказывания Кивы Рогозин написал в своем микроблоге в Twitter: «Нечего на зеркало КИВАть, коли...».


      Блин, Россия в этот самолет вкладывала деньги, есть же Договора, наверняка предусмотрены штрафные санкции. Тебя поставили "ослоумничать" или интересы страны защищать в своем ведомстве? am
    2. +2
      30 августа 2013 16:46
      Цитата: Wedmak
      Тут еще до завершения, как до... МКС пешком. Цель видно, но идти далеко. Поставьте в серию Т-50, поставьте на вооружение тяжелые беспилотники,тогда, с опытом их применения, можно будет говорить о 6-м беспилотном поколении.
      А то с гонкой за супер истребителем, морскую и транспортную авиацию совсем забросили.

      Вы когда идете вперед, смотрите только себе под нос, или все таки дальше?
      1. +4
        30 августа 2013 16:53
        Цитата: ATATA
        Вы когда идете вперед, смотрите только себе под нос, или все таки дальше?

        Подловлю на слове wassat
        Вам как удобнее ходить, как нормальные люди ходят или с биноклем? Не сделав одного, браться за другое... У нас все нормально с ДА, с транспортниками, с топливозаправщиками с АВАКСами... Может заняться тем, что необходимо сейчас, а не космическими прожектами? Как нам впаривают про будущий авианосец с несвойственными функциями
        1. -1
          30 августа 2013 18:52
          Вы, случайно, не родственник маршала Будённого. Говорят, из-за него расстреляли Тухачевского, которому нужны были ракеты а не лошади.
      2. +4
        30 августа 2013 16:53
        Я когда работаю над одним, сложным проектом, сморю туда, дабы он шел как надо. А дальше я сморю только после того, как заработает предыдущий. Я не спорю, фундаментальные исследования важны. Но вот так разбрасываться фразами, мол мы уже работаем и знаем как и каким будет 6-е поколение... болтовня.
        1. +1
          30 августа 2013 20:08
          Цитата: Wedmak
          Я когда работаю над одним, сложным проектом, сморю туда, дабы он шел как надо. А дальше я сморю только после того, как заработает предыдущий. Я не спорю, фундаментальные исследования важны. Но вот так разбрасываться фразами, мол мы уже работаем и знаем как и каким будет 6-е поколение... болтовня.

          Не путайте себя и государство.
          Над каким сложным проектом, Вы сейчас работаете, если не секрет?
          1. 0
            30 августа 2013 21:04
            А какая разница?
            Предпочитаете чтобы государство бежало сломя голову вперед,к 6-му, 7-му поколению, выбрасывая на это громадные ресурсы и не известно когда ожидая результата? Не в золотом веке живем... не будешь иметь армии здесь и сейчас - сгрызут.
  7. 0
    30 августа 2013 16:52
    С электроникой доработают еще... и двигатель не готов родной.. но уже совсем скоро!
    Небо должно быть на замке - это факт!
    Снимаю шляпу перед создателями hi
  8. +5
    30 августа 2013 16:57
    Ладно мужики не бурдите..))) Наши конструктора уже думают о будущем ..Это ведь здорово!!То что сейчас производят это еще в лихих 90-х (когда з\п не платили и в магазинах пусто было) а конструктора на голодный желудок скрипя зубами работали над созданием этих красавцев которые сейчас поражают весь мир своими техническими и летными параметрами..Спасибо им огромное что не сбежали как многие в то время..и сохранили воплотив все это в эти машины !!Им памятники нужно ставить при жизни..
  9. +3
    30 августа 2013 17:06
    Ну хоть вовремя спохватились,а то как с раптером ...я так думаю,что эти вопросы стали задавать не после секретного просмотра военными фильма "Стелс".
  10. +1
    30 августа 2013 17:44
    4,4+,4++.Так и будем к Советской технике крестики пририсовывать?
    Те конструкторы которые работали за продпаек и отаварку технику делали.
    Сейчас Мистраль,Ивеко и т.д и т.п.
  11. +1
    30 августа 2013 17:59
    Насколько понимаю, Коллеги, основное отличие 6-го от 5-го - беспилотность. Так наверное вначале надо ПО и элементную базу создать для искусственного интеллекта, заставить его работать как следует, а примотать сей приблуд можно наверное даже на АН-2. Если элементная база будет соответствующей, то алгоритмы в ПО всегда можно поменять под особенности определенного фюзеляжа и вооружения. Тогда и Миг 21 можно в строй вернуть. winked
    1. 0
      30 августа 2013 18:30
      Шатл "Буран" давно(!) летал в беспилотном режиме и при посадке здорово попугал разработчиков (лишний круг захода на посадку).
      Автопилоты давно(!) используются и в гражданских самолётах.
      ПАК-ФА умеет и то и другое (пилоту можно и поспать ;-).

      Тут в викторины играть не надо (IBM Watson).
      Тут нужна ориентация и выбор стратегии боя с расчётом на несколько ходов.
      1. НИКТО КРОМЕ НАС
        +2
        30 августа 2013 22:49
        Читайте коменты....и Буран и гражданка летают по заданной программе...а военный самолёт должен будет думать сам ведь цель может изменить координаты,а думать может только мозг и ИИ ,а ИИ пока никто не создал в мире....только элементы его...
  12. +3
    30 августа 2013 18:00
    Шестое поколение тоже ,наверное, сначала будет 5+ и 5++. Мы ещё 5 поколение не поставили на вооружение , так ещё необходимо научить машины выполнять всё то ,что дадут им конструкторы. Затем только начнём понимать, а что нужно и можно сделать до 5+, а уж потом выкатывать прототип 6. Лет так 15 минимум.Научные исследования - это не блины печь, за пару лет ждать результат-утопия. И на внедрение пару лет- тоже утопия. А пока красиво помечтаем.И помолимся на ПАК-ФА Т-50 и ПАК-ДА в проекте.А СибНИА на МАКСе представил переделку Ан-2 в коже и роже. Да вчерашний день это. Вперёд пора двигаться.
    1. Cyber7
      +1
      30 августа 2013 23:25
      Зря вы так, уважаемый. Круче АН-2 в труднопроходимых широтах был и есть только МИ-8. А поскольку сейчас такая авиация в полном загоне, то хотелось бы только помечтать о как можно большем количестве АН-2 на зауральском пространстве. Там они ой как нужны.
  13. shpuntik
    +4
    30 августа 2013 18:07
    Российские авиаконструкторы уже приступили к разработке беспилотного истребителя шестого поколения, сообщил в преддверии авиасалона МАКС-2013 бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал армии Петр Дейнекин.

    В Союзе молча строили, без понтов и "поколений". Да и ещё секретили нещадно. И толк был.
    Сейчас 5-е поколение на крыло не поставили, уже появились бравурные заявления. К чему это бахвальство? Лучше бы молчал. Моё мнение: не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
    Или может это маркетинг такой? request
    1. +3
      30 августа 2013 20:34
      Цитата: shpuntik
      Сейчас 5-е поколение на крыло не поставили, уже появились бравурные заявления. К чему это бахвальство? Лучше бы молчал. Моё мнение: не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

      От начала разработки, до первого образца путь длительный. Так нафига время терять.
      1. shpuntik
        +2
        30 августа 2013 20:53
        русс69 SU Сегодня, 20:34 ↑ Новый
        От начала разработки, до первого образца путь длительный. Так нафига время терять.

        Понятно длительный, я не говорю не начинать. Каждый пуск ракеты, каждый выпущенный самолёт обсуждается всенародно. Похоже на пиар. Нас подвели к тому, что один выпущенный самолёт становится событием. Вместо того, что бы снизить стоимость килловата, бензина, энергии например. Не говорю про налоги, не выгодно в России работать. Если энергоресурсы не гнать в виде сырой нефти в Китай, а перерабатывать, то можно сделать производство в России рентабельным, несмотря на холодный климат.
  14. 0
    30 августа 2013 18:09
    Шестое поколение по сути уже есть, американцы на всю уже используют беспилотные ударные аппараты....нам надо скорее осваивать эти направления и сокращать отставание, хорошо что работы в этом направлении есть, но у нас в армии до 6го поколения далеко, быстрее бы на 4++ перейти и довести до ума и пустить в серию т-50
    1. teleset
      0
      30 августа 2013 21:32
      А вот тут должны не только ученные работать, но и ФСБ подключать. Секретные технологии беспилотных у сша надо тоже тыбрить, как они в свое время делали и продолжают у нас красть, тот же шквал например.
    2. +1
      30 августа 2013 21:49
      Шестое поколение по сути уже есть, американцы на всю уже используют беспилотные ударные аппараты

      Это не шестое поколение. Это управляемые удаленно самолетики и все. Притом с отвратительной маневренностью и низкой боевой нагрузкой.
      1. Cyber7
        +1
        30 августа 2013 23:28
        БПЛА 6-го поколения должны уметь махать крыльями и нырять в воду. :)
        1. 0
          30 августа 2013 23:33
          Цитата: Cyber7
          БПЛА 6-го поколения должны уметь махать крыльями и нырять в воду. :)


          Мысль интересная, но для 21 века недостижимая.
          1. Cyber7
            0
            31 августа 2013 01:39
            Не факт. 21-й век только начался. Сто лет назад в воздухе летали только фанерные самолёты.
            1. 0
              31 августа 2013 01:44
              Цитата: Cyber7
              Не факт. 21-й век только начался. Сто лет назад в воздухе летали только фанерные самолёты.
              и имели скорость движения такую,на которой сейчас двигаются современные автомашины...то ли будет через век...
  15. злойхомяк
    +4
    30 августа 2013 18:11
    "В России сейчас завершаются испытания истребителя пятого поколения Т-50. Между тем ведущие европейские страны, по мнению аналитиков, создавать пятое поколение боевой авиации вообще не будут, а сразу перейдут к шестому беспилотному."
    Это какие то слишком восторженные аналитики. ЕЕС еврофайтер 30 лет мучала. Нет у европы потребности в истребителях ни 5 ни 6 поколения, у них другие приорететы, борьба за права ЛГБТ сообщества например и все такое. Судя по всему за создание 6 колена не факт, что и США то возьмутся в просматриваемом будущем. Скорее всего количество нулей в сумме, которую на это дело попросят Локхид или Боинг, порвет шаблон даже самому республиканскому сенату.

    Юрий Клишин: Во-первых, уровнем искусственного интеллекта. Во-вторых, более высоким уровнем роботизации и автоматизации. Также для новых моделей характерны повышенный уровень надежности работы техники и автономия. К этому добавьте и повышенный уровень всех средств технического зрения, куда входят локация, оптика, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое. И, конечно, можно говорить о более высоком уровне помехозащищенности. То есть конструкторы работают над тем, чтобы какая-либо помеха не выводила самолет из строя, позволяя ему выполнять боевую задачу.
    При всем уважении непонятно что мешает все это реализовать на машинах 5 поколения? Вообще это все пока просто теории, в мире по хорошему только 1 машина 5 поколения в строю, нет ни статистики, ни практики боевого применения потому, что мир то на 4-ках плотно сидит. А пока нет реального понимания что же с 5 поколением не так, невозможно серьезно говорить о 6-м, почвы для анализа нету.
    Да, сейчас моральное старение происходит быстрее. Поэтому нужно создавать технику, которая не имеет больших сроков службы календарных, но обладает большим ресурсом. У нас раньше был подход на 20, на 30 лет службы самолета. Су-27, например, уже 30 лет в строю. Так уже не получится.
    Не согласен(не эт понятно, что мое мнение в этом вопросе не авторитет, но всеже):) Вся практика показывает, что не смотря на повсеместное внедрение КАД технологий использование специальных вычислительных комплексов, количество человекочасов на создание 1 машины нифига не уменьшается, сроки разработки растут у всех и все успешно срывают сроки проектирования, испытаний и тд. Просто машины стали гораздо сложнее, те же Су-27 и Су-35, козалось бы кровь от крови - однако за счет борта 35 более сложный и трудоемкий. Так что сроки "жизни" типа ЛА не то что не уменьшаются а только растут и расти будут пока не произойдет качественный рывок - подобный переходу с поршневого на реактивный двигатель.
  16. +1
    30 августа 2013 18:29
    За каждый плюс, особенно к цифре 4,здесь всем выдадут МИНУС ...
    1. +2
      30 августа 2013 20:23
      Цитата: sergey158-29
      За каждый плюс, особенно к цифре 4,здесь всем выдадут МИНУС ...

      Я сам в шоке!
      Начали разработку 6-ого.
      "НЕТ ЭТО ПЛОХО!!!! ДОВЕДИТЕ ДО УМА МИГ-21!!!"
      Клавиатурные патриоты .
      1. +2
        30 августа 2013 20:33
        Цитата: ATATA
        Я сам в шоке!Начали разработку 6-ого."НЕТ ЭТО ПЛОХО!!!! ДОВЕДИТЕ ДО УМА МИГ-21!!!"Клавиатурные патриоты .

        Алексей hi немного убавьте эмоций drinks
        Давайте посмотрим на то, что творится в последнее время (после выделения ВПК 20 триллионов) сплошные мегапрожекты по "освоению" средств практически во всех видах вооружений:
        -стрелковое (новый автомат)
        -бронетехника (Армата, Курганец)
        - авиация
        -корабли
        А что на выходе? пластиковые модели, срыв сроков, попытка перевалить на другого и т.д.
        То что разрабатывается идет с задержкой сроков, но зато с бравурными лозунгами:"Армату покажем!!! Нет, Армату не покажем это секрет!!!" Курганец так же. Ивеки то покупают, то сокращают...
        Корабли и АПЛ даже говорить не хочется, ОСК самый наверно "отмывочно-осваивательный" орган
        Автомат смех один, планку присобачили и все довольны...
        Обмундирование и снаряжение показывают и показывают, а сколько в войска купили?
        С чего радоваться? ИМХО
        1. +2
          30 августа 2013 21:21
          Давайте посмотрим на то, что творится в последнее время (после выделения ВПК 20 триллионов) сплошные мегапрожекты по "освоению" средств практически во всех видах вооружений:
          -стрелковое (новый автомат)
          -бронетехника (Армата, Курганец)
          - авиация
          -корабли

          А вы думали, новейшая техника сама по себе появляется? Или бесплатно дарится кем-то?
          Да - модели, да - срыв сроков, да - тяжелые испытания. Но ведь испытывают, дорабатывают и принимают на вооружение!
          1. +1
            30 августа 2013 22:55
            Цитата: Wedmak
            А вы думали, новейшая техника сама по себе появляется? Или бесплатно дарится кем-то?

            Денис, я сказал свои мысли hi Я патриот своей страны, но наверное оптимист нагруженный знаниями winked Ну а Вам от ВАФа + wink
            1. 0
              30 августа 2013 22:57
              Так ведь никто не говорил, что будет легко. hi
      2. 0
        30 августа 2013 21:18
        "НЕТ ЭТО ПЛОХО!!!! ДОВЕДИТЕ ДО УМА МИГ-21!!!"
        Клавиатурные патриоты .

        Зря передергиваете. О МиГ-21 речи не шло. Мы еще Т-50 на крыло толком не поставили, а уже о 6-м поколении размечтались.
  17. +1
    30 августа 2013 18:39
    Глупо даже спорить на тему- надо ли нам работать над 6, 7 поколением. Без сомнения надо. Франция начинает, прошла инфа, что в ближайшие 3-5 лет к вопросу приступает Япония. Они то съинтегрируются, а нам не с кем, надо самим до всего доходить, потому фундаментальные разработки начинать за 10-15 лет до практики- это самое мало.
    1. 0
      30 августа 2013 20:24
      Цитата: Чёный
      Глупо даже спорить на тему- надо ли нам работать над 6, 7 поколением. Без сомнения надо. Франция начинает, прошла инфа, что в ближайшие 3-5 лет к вопросу приступает Япония. Они то съинтегрируются, а нам не с кем, надо самим до всего доходить, потому фундаментальные разработки начинать за 10-15 лет до практики- это самое мало.

      Спасибо!
      Как мало здесь мудрых людей.
      Сайт одетсадился.
  18. 0
    30 августа 2013 18:46
    Человек(учёный-инженер-конструктор)Творческий просто обязан мечтать, фантазировать, как Мечту, Идею, воплотить в готовое изделие, но при этом должен доводить до полной готовности по максимуму то, что он уже изобрёл и воспроизвёл в действительность. И поменьше разглагольствовать о своих планах на публике.
  19. 0
    30 августа 2013 19:09
    Ничуть не удивлись если он на первых " парах" любого супостата " шестипоколейного " на " атомы умножит " .
  20. 0
    30 августа 2013 19:32
    Научная мысль не должна стоять на месте, тем более, что на первых порах будет разрабатываться ТЗ на проект и т.д. Так что вперёд.
  21. +2
    30 августа 2013 20:17
    Я горняк и в самолетостроение не въезжаю, но имея здравый смысл и логику, а на фига все это? Ученые могут работать хоть над 10 поколением, а для войны? Оказывается, судя из статье, возможны разные варианты покрытий различными материалами для невидимости самолета. Что мешает покрасить самолет 2 поколения. Новый интеллект - обычный надо полагать компьютер - установите. Самую современную -"10" поколения радарную установку поставьте, ну и ракетное вооружение. Ну и летит ихний, как там раптер, а на встречу десяток наших, видят друг друга за "сотню" км., стреляют, если ракеты хороши, то миллиардам конец, ну а если наши еще и маневренные, то от встречных ракет еще и удерут. Где прокол в логике?
    1. 0
      30 августа 2013 21:55
      Прокол в логике в том, что вы можете покрасить стол, приделать к нему крылья и привязать шнурками от ботинок движок, далее по вашему тексту.
      1. +2
        30 августа 2013 22:07
        А вот им нет. Вполне логично. Что мешает сейчас поставить на тот же Су-35 последние модели радаров, ракет, движков? Воткнуть туда ИИ? Заменить обшивку, дабы выдерживала долгий сверхзвуковой полет? Явно не лень конструкторов. Но что мы получим? 5-е или 6-е поколение?
        Т-50 испытывается уже больше 2 лет, включая статические и стендовые испытания, так? И до сих пор возникают вопросы, как он поведет себя в той или иной ситуации. F-22 еще больше летает, тоже детские болезни иногда мучают. А тут 6-е поколение, да еще и с ИИ.
        Как испытывать то, о чем даже представление имеешь слабое? Спрашивать у ИИ здоров ли он? Не болит ли левое колесо после вчерашнего жесткого приземления? Не мучает ли изжога от нового топлива?
  22. Комментарий был удален.
  23. 0
    30 августа 2013 20:59
    «Это будет максимально бесшумный самолет»

    Для меня странный критерий оценки эффективности???
  24. +1
    30 августа 2013 21:01
    Я всё не верил в технологию без пилотного управления, считал её чем-то вычурным и придуманным, пока не увидел как стреляются Мастера в танках (World of Tanks) а затем в самолетах - мальчишки и взрослые дядьки серьезно так, спокойно, уверенно сражаются - зная, что проиграв не погибнут, думаю именно это определило мою позицию ЗА беспилотное (консольное) управление. Лучше терять железки - чем людей.
    ЗЫ Реальные ПИЛОТЫ не обязательно должны сидеть в своих железках. Подумайте, над этим.
    1. +1
      30 августа 2013 21:25
      ЗЫ Реальные ПИЛОТЫ не обязательно должны сидеть в своих железках. Подумайте, над этим.

      Никто с этим не спорит. Проблема в том, что очень тяжело управлять танком или самолетом в бою посредством экрана. Это не игры. Спросите у любого пилота или водителя - он предпочтет "чувствовать машину", чем смотреть на экран с циферками.
  25. Avenger711
    0
    31 августа 2013 03:29
    Какой-то словесный понос.
    Вопросы дистанционного управления и искуственного интеллекта для создания подлинного БПЛА имеют мало отношения к поколениям самолетов, при условии решения этих задач сама по себе разработка самолета упростится в разы, т. к. упростится и сам самолет. Скорее всего он упростится до крылатой ракеты.

    Гиперзвук требует принципиально новых технологий и для самолетов тактической авиации бесполезен. Впрочем современное 4-ое поколение по факту в основном дозвуковое с возможностью кратковременного выхода на сверхзвук.

    И только абсолютно некомпетентный человек может сказать, что срок службы самолетов уменьшился. Наоборот он вырос, как по причине сокращения армий в постсоветское время и увеличения времени разработки замещающих моделей, так и по причине упора в технологические потолки, когда постройка машины на несколько процентов эффективнее удорожает ее в разы и лишена смысла.
  26. Дебрянск
    0
    31 августа 2013 03:42
    Нельзя останавливать новейшие разработки если мы хотим чтобы вооруженные силы получали новуйшие боевые машин
  27. 0
    31 августа 2013 04:24
    Прочитал все коменты laughing я шо попал в КБ а где спонсоры? Особ.,Нац.,Рыб. ну вы блин даёте! hi good
  28. +1
    31 августа 2013 04:49
    Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом.Форумчане,которые недовольны тем что разработчики взялись за 6 поколение,по всей вероятности слабо представляют себе как происходит разработка новых изделий.В разработке существует много этапов,начиная от выдачи ТЗ на разработку.Затем проводятся НИОКР,и только после этого начинается собственно проектирование.Это очень длительный процесс.Наше отставание по истребителю 5 поколения это результат застоя в 90 годы.Поэтому сейчас наоборот все идет как надо.Только языком трепать по этому поводу некоторым ответственным товарищам нужно поменьше.
  29. 0
    31 августа 2013 08:55
    Можем,когда захотим.
  30. 0
    31 августа 2013 12:48
    Цитата: Wedmak
    Проблема в том, что очень тяжело управлять танком или самолетом в бою посредством экрана. Это не игры. Спросите у любого пилота или водителя - он предпочтет "чувствовать машину", чем смотреть на экран с циферками.

    Ну скажем так - дело в интерфейсе, с экрана да тяжело управлять, к примеру есть в интернете ролики снятые с камеры, установленной на авиамодели и транслирующие изображение на очки типа FatShark (полет по камере), эффект присутствия такой как будто ты в кабине
    1. Cyber7
      0
      1 сентября 2013 17:13
      Низкие частоты, как известно, человек "слышит" не ушами, а всей поверхностью тела. Сидеть в танке, к примеру, и чувствовать "задницей" - это одно. Никакие микрофоны и динамики не смогут мне по звуку рассказать, что у меня в двигателе потекло масло. А вот "задница" отчётливо об этом скажет. И приборы слегка это подтвердят.
      В танке два масла. А давление меряется только по одному.
      Как-то так.
  31. Комментарий был удален.