Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Россия претендует на значительную долю мирового рынка УБС уже в ближнесрочной перспективе, помешать могут США

Россия претендует на значительную долю мирового рынка УБС уже в ближнесрочной перспективе, помешать могут США

Если обнародованные намерения ряда традиционных импортеров российских вооружений по закупке реактивных УБС будут реализованы, Як-130 уже в ближнесрочной перспективе может занять лидирующие позиции на мировом рынке в данном сегменте.

Помешать этим планам может военная агрессия стран Запада (США, Великобритания, Франция) против Сирии, которая является крупнейшим заказчиком Як-130УБС (36 ед., сумма заказа около 550 млн дол) на ближнесрочную перспективу (сейчас ВВС Сирии проводят обучение пилотов на чешских самолетах L-39 «Альбатрос»).

Примечательно, что одной из ключевых тем на авиасалоне МАКС-2013, по сообщению пресс-службы «Рособоронэкспорта», является маркетинговая кампания по продвижению Як-130УБС. По оценке российского спецэкспортера, «потенциальными заказчиками Як-130 могут стать Украина и Казахстан. С казахстанскими партнерами также прорабатывается вопрос привлечения местных предприятий для сервисного обслуживания этих самолетов».


Россия очень своевременно выходит на динамично растущий мировой рынок реактивных УБС. Рост объемов мировых продаж связан с тем, что многие «небогатые» страны отдают предпочтение закупкам УБС вместо дорогостоящих многофункциональных истребителей.

По оценке ЦАМТО, в прошедший 4-летний период (2009-2012 гг.) было поставлено на экспорт или произведено по лицензии не менее 245 новых самолетов в данной категории на сумму 3,587 млрд дол.

В предстоящий четырехлетний период (2013-2016 гг.) объем продаж новых реактивных УБС составит 292 ед. на сумму 7,964 млрд дол в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам.

В процентном выражении рост поставок новых УБС в данном сегменте в 2013-2016 гг. по сравнению с 2009-2012 гг. составит 19,18% в количественном выражении и 122% – в стоимостном.

В 2009-2012 гг. средняя потребность в новых реактивных учебно-боевых самолетах на международном рынке составила 61 ед. в год. В 2013-2016 гг. ежегодный спрос возрастет до 73 ед.

На текущий момент, по оценке ЦАМТО, по периоду 2009-2016 гг. с УБС Як-130 Россия с планами продаж около 80 машин на сумму 1,65 млрд дол занимает по количественному параметру 3 место в рейтинге крупнейших экспортеров в данном сегменте рынка.

В 2009-2012 гг. на экспорт было поставлено 16 Як-130УБС (Алжир) стоимостью около 200 млн дол. В 2013-2016 гг. объем продаж может составить до 64 ед. на сумму 1,45 млрд дол (здесь учтены как поставки по заключенным контрактам, так и заявленные намерения с расчетным сроком поставки в рассматриваемый период). Причем из этого объема более половины (36 ед.) приходится на Сирию.

В «зачет» России по периоду 2013-2016 гг. включены поставки по заключенным контрактам с Сирией и Беларусью. В случае развития ситуации вокруг Сирии по наихудшему сценарию, крупный контракт с Сирией по Як-130УБС (как и по МиГ-29М/М2) может не состояться. Причем потери по России по этим двум контрактам будут очень существенные. Представленный расчет сделан, исходя из того, что контракт с Сирией по Як-130УБС будет реализован.

Кроме того, учтены намерения по поставке в расчетный период Як-130УБС для Бангладеш (контракт пока не заключен), а также, возможно, Вьетнаму (Ханой должен определиться с закупками в ближайшее время, поскольку парк истребителей Су-30МК2В в составе ВВС Вьетнама в последние годы значительно вырос). В ближнесрочной перспективе возможен дополнительный заказ Беларуси на поставку Як-130УБС. В среднесрочной перспективе потенциальными заказчиками могут стать Украина и Казахстан. Определенные шансы Россия имеет также в Уругвае.

В более отдаленной перспективе в перечень стран, которые могут проявить интерес к закупке Як-130УБС (при этом речь не идет о том, что перечисленные ниже страны в обязательном порядке станут заказчиками российских самолетов, а о том, что с этими странами «можно работать»), ЦАМТО включил Алжир (вторая партия для замены L-39), Бразилию, Венесуэлу (здесь будет жесткое соперничество с Китаем), Вьетнам (вторая партия, если первая будет заказана в ближнесрочной перспективе), Гану, Иорданию, Иран (в случае отмены эмбарго), Йемен (в случае нормализации ситуации в стране), Ливию (в случае нормализации ситуации в стране и отмены эмбарго), Малайзию, Судан, Перу, Таиланд.

В этот перечень не включен ряд перспективных стран, где шансы у Як-130УБС есть, однако они не внесены в рассмотрение, исходя из финансовых ограничений бюджетов (это ряд стран Африки, Латинской Америки и региона ЮВА), либо по причине политической ориентации на производителей из других стран. То есть в целом, группа потенциальных заказчиков шире, чем это представлено выше.

Конкуренты России

Китай

По состоянию на текущий момент по периоду 2009-2016 гг. Китай занимает первое место по количеству поставленных и планируемых к поставке реактивных УБС (170 машин на сумму 1,85 млрд дол). В 2009-2012 гг. было поставлено на экспорт и произведено по лицензии 146 самолетов стоимостью 1,57 млрд дол. Портфель заказов на период 2013-2016 гг. пока составляет 24 новые машины на сумму 280 млн дол. Такая существенная разница по двум 4-летним периодам для Китая – временное явление, что связано с переходом к активной маркетинговой политике по продвижению на мировой рынок нового УБС L-15.

УБС К-8 «Каракорум» является достаточно устаревшей машиной, поэтому дальнейшие перспективы удержания своего положения на мировом рынке Пекин связывает со своей новой разработкой L-15.

В рассматриваемый период поставки УБС К-8 были реализованы в Боливию, Венесуэлу, Египет (лицензионное производство), Замбию, Мьянму (как поставка готовых машин, так и организация лицензионного производства), Пакистан и Танзанию.

В ноябре 2012 года компания «AVIC Хунду» заключила с Китайской национальной авиационной импортно-экспортной корпорацией (CATIC) контракт на поставку 12 УБС L-15 в рамках первого экспортного заказа. Официально первого заказчика планируется объявить в этом году.

Потенциальными заказчиками L-15 рассматриваются, прежде всего, те страны, которые являются эксплуатантами K-8 «Каракорум».

Предварительные переговоры по поставке L-15 проведены с ВВС нескольких африканских стран, включая Намибию и ДРК. Правительство Венесуэлы также проводило оценку возможности приобретения L-15.

Сравнение потенциальных заказчиков Китая и России говорит о том, что во многих странах Як-130УБС будет конкурировать, в первую очередь, с L-15.

Великобритания

Великобритания по количественному параметру по периоду 2009-2016 гг. с УБС «Хоук» различных версий занимает второе место (157 самолетов на сумму 4,284 млрд дол). В 2009-2012 гг. на экспорт было поставлено 73 машины стоимостью 1,636 млрд дол). В 2013-2016 гг. прогнозируемый объем продаж составит 84 самолета на сумму 2,648 млрд дол.

Основными заказчиками УБС «Хоук» различных версий на текущий момент являются Австралия, Индия, Оман, Саудовская Аравия, ЮАР.

Южная Корея

Очень сильным конкурентом уже в ближайшей перспективе может стать Южная Корея с УБС Т-50 «Голден игл».

Первый экспортный контракт с Индонезией на поставку УБС Т-50 «Голден игл» уже заключен (16 ед.). Следующими заказчиками, как ожидается, станут Филиппины (12 ед.) и ОАЭ (20 ед.).

Другие страны

Традиционно очень сильным конкурентом в данном сегменте рынка является Италия, на отдельных региональных рынках конкуренцию может составить Чехия.
Первоисточник: http://www.armstrade.org/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. svp67 31 августа 2013 11:14
    Честно,так и не понял,чем возможный конфликт в Сирии может помешать продажам Як130. Сирия,что единственный покупатель? Или она на них воевать собралась?
    1. Banshee 31 августа 2013 16:04
      Сирия - не единственный покупатель. Но если там начнется очередная бойня, то станет не до покупок самолетов. А если еще к власти придут поборники западных демократий, то покупать точно станут где угодно, только не у России. Это все просто.

      Цитата: svp67
      Или она на них воевать собралась?


      Не силен, но кажется, что учебный самолет переделывается в боевой не за такое уж и большое количество времени, если есть в этом необходимость.
      1. С_мирнов 31 августа 2013 16:23
        Нда, раньше наша авиапромышленность настолько была загружена производством боевых самолетов, что учебно тренировочные мы закупали в Чехии. Некогда было мелочевкой заниматься, своих учебных самолетов не хватало.
        Теперь вот подиж-ты, гордимся.
        Цитата: Banshee
        Сирия - не единственный покупатель.

        Раньше летных школ было много и УБС были востребованы, после Сердюкова Летные школы сократили и УБС много не надо, не до того. сейчас и Сирия крупный покупатель!
        С_мирнов
        1. Макс 31 августа 2013 16:45
          Як-130 уже в ближнесрочной перспективе может занять лидирующие позиции на мировом рынке в данном сегменте. Помешать этим планам может военная агрессия стран Запада (США, Великобритания, Франция) против Сирии, которая является крупнейшим заказчиком Як-130УБС (36 ед., сумма заказа около 550 млн дол)
          Какой вообще Сирия покупатель и какие это мы интересно лидирующие позиции займем? Если по правде посмотреть, Сирия проплачивает 10% от суммы сделки, остальной долг мы обычно списываем. Так что это далеко не выглядит как продажа техники.
          1. Sergh 31 августа 2013 17:04
            Цитата: Макс
            Какой вообще Сирия покупатель


            Да вот как раз с Сирией и можно поторговаться, если живы останутся, это на счёт порта в Тартусе и его аренда и на сколько лет. Т.е., вполне можно лет пятьдесят не платить за аренду!!! Ну и ещё очень много вариантов после войны. Вы, уважаемый, просто не в курсе, какой это жирный кусок. Я Вам привёл только один разумный пример, остальное сами догадаетесь.
            Sergh
            1. 2vladim2 31 августа 2013 18:03
              А ваша мысль мне понравилась.Только успеем ли поторговаться?
              2vladim2
          2. 2vladim2 31 августа 2013 17:58
            Больше это походит на дар.Так что-ли? Так сколько же мы уже подарили.А сколько списали.Вот говорят, что к 2020 году у нас появится новый самолет,который сможет заменить сразу 3 самолета. Если бы эти деньги ,которые списываем, пошли на нашу оборону, то мы бы уже и 2015 году имели такую технику!
            2vladim2
          3. Устин 1 сентября 2013 09:58
            Вынужден с Вами не согласится по поводу Сирии,претензий по оплате Заказа к ней нет.
      2. Su-9 1 сентября 2013 06:45
        Ну так, если честно, то сирийцы купят тот самолёт с которого будет больше откат им лично. Тут в общем-то приверженность власти Сирии к России или к западу мало роли играет.
        Su-9
        1. ДимычДВ 2 сентября 2013 14:49
          "с которого будет больше откат им лично"
          А вы не копируйте на сирийцев нынешний "россиянский" менталитет!!. Амеры им технику не продадут. У китайцев, может, они и предпочтут взять технику. Им, сирийцам, не в свой карман сейчас доход нужен - а реальный политический вес и степень потенциальной защиты, который заимеет каждая монета в этой сделке.
          ДимычДВ
      3. ДимычДВ 2 сентября 2013 14:44
        Видел сюжет об этом самолёте. Не помню точного веса, но внешняя подвеска боевого варианта этого самолёта включать может и бомбы, и НУРСы, и ракеты, и пушки. Причём учебный в боевой переформатируется в считанные часы. Думаю, он значительно по боевой мощи и навесам превосходит, например, МИГ-21...
        ДимычДВ
    2. Sergh 31 августа 2013 16:39
      Цитата: svp67
      Или она на них воевать собралась?

      Да вы долго "спите" уважаемый! Они на нах (L-39) воюют, да и очень не плохо. А на Як-130 будут ещё лучше, этот самоль как-раз для бородатых недоносков предназначен!

      Sergh
      1. Avenger711 31 августа 2013 16:43
        Ваша наивность поражает.
        Avenger711
        1. Sergh 31 августа 2013 17:10
          Цитата: Avenger711
          Ваша наивность поражает

          Прошу пардона! Вы сейчас с кем разговариваете?
          Sergh
          1. Avenger711 31 августа 2013 20:33
            С вами, вы же слабо представляете себе степень бестолковости УТС вроде L-39 в бою.
            Avenger711
            1. Дядя Сережа 31 августа 2013 21:34
              Цитата: Avenger711
              С вами, вы же слабо представляете себе степень бестолковости УТС вроде L-39 в бою.

              Речь не о воздушном бое, а об использовании УТС в качестве легких штурмовиков с бомбами, пушечными контейнерами, или блоками НАР (ну или НУРС если по старому). В этом качестве L-39 не раз использовался и продолжает использоваться. В советское время первой "штурмовой" модификацией стал L-39ZA. Чехи до сих пор продают их в таких "смешанных" комплектациях или дорабатывают "чистые" УТС по требованию заказчика.
              Западные УТС - тот же Hawk также используются в этом качестве в вооруженных силах многих стран.
              Дядя Сережа
              1. Sergh 1 сентября 2013 04:58
                Цитата: Avenger711
                вы же слабо представляете себе степень бестолковости УТС вроде L-39 в бою.

                Да Вы батенька совсем... user! Я же Вам ясно сказал: "для бородатых папуасов", в добавок показал на видео, примеров масса по всему миру. Для таких стран как Сирия, прочих африканских, южно-американских и пр. мелких Кампучий, этот самоль незаменим, т.к. денег на рис и бананы нехватает. В-пятых, на Максе-2013 неспроста зарубежные делигации интересовались боевым преминением Як-130.
                Показываю ещё раз:
                УБС L-39 ВВС Абхазии. Август 2008 г. готовится к вылету на грузинские позиции в Кадорском ущелье:



                Так-что, мне представлять не надо, я наглядно Вам показал, а бестолковость в себе поковыряйте, это я на счёт правописания "УБС".
                Sergh
                1. алекс 241 1 сентября 2013 05:10
                  Первый борт,с р-60,готовили явно не для работы по земле.
                  алекс 241
    3. Ток 72 1 сентября 2013 01:17
      На сколько я помню,были сообщения,что ЯК-130, не только учебный, но и боевой.
      Ток 72
      1. ДимычДВ 2 сентября 2013 14:52
        Поищите в архивах то ли Полигона, то ли Звёздочки - фильм о Як-130. Там всё и хорошо рассказано, я просто сам не вспомню, врать не буду.
        ДимычДВ
  2. andrei332809 31 августа 2013 15:58
    политика и бизнес в такой клубок переплелись,что и не распутаешь. и первыми,как обычно,бритты стали продвигать бизнес с помощью силы.
  3. иваныч47 31 августа 2013 16:49
    Нелегко завоевать свою нишу на рынке учебно-боевых самолетов. Но как видно из статьи, отечественный Як-130 настойчиво, в конкурентной борьбе, находит своих покупателей. Способствует этому его многофункциональность, возможность обучения пилотов на современные истребители (5 поколение). Правда, хочется, что бы таких машин было больше и в ВВС России.
  4. Корсар 1 сентября 2013 00:15
    Ввиду того что автор "зажал" фото осмелюсь дополнить материал конкурентами Як-130:

    L-15
    1. Корсар 1 сентября 2013 00:19
      Цитата: Корсар
      Ввиду того что автор "зажал" фото осмелюсь дополнить материал конкурентами Як-130:


      Т-50
      1. Корсар 1 сентября 2013 00:24
        Цитата: Корсар
        Ввиду того что автор "зажал" фото осмелюсь дополнить материал конкурентами Як-130:


        Hawk
        1. Корсар 1 сентября 2013 00:36
          Цитата: Корсар
          Ввиду того что автор "зажал" фото осмелюсь дополнить материал конкурентами Як-130:


          И не" вошедший" в статью "родственник" Як-130 - Aermacchi M.346
          1. алекс 241 1 сентября 2013 00:40
            Самолет PZL-130 Orlik
            алекс 241
            1. jan 1 сентября 2013 02:05
              Это все таки из другой сферы самолет
              jan
              1. алекс 241 1 сентября 2013 02:09
                Из какой другой?Поясните.
                алекс 241
                1. Кацап Москалев 1 сентября 2013 16:20
                  У Орлика есть винт, а на ЯК-130 его пока не ставят.
                  Кацап Москалев
          2. 0255 1 сентября 2013 10:08
            хорошо, что итальянцы помнят, что создавали свой УБС М.346 вместе с КБ Яковлева, о чём свидетельствует надпись "Як" на киле)))
  5. jan 1 сентября 2013 02:05
    Очень плохо, что своими руками вырастили себе конкурента из итальянцев. Не могли деньгами что ли отдать - копейки же.
    jan
  6. 0255 1 сентября 2013 10:06
    В случае развития ситуации вокруг Сирии по наихудшему сценарию, крупный контракт с Сирией по Як-130УБС (как и по МиГ-29М/М2) может не состояться. Причем потери по России по этим двум контрактам будут очень существенные. Представленный расчет сделан, исходя из того, что контракт с Сирией по Як-130УБС будет реализован.

    На Сирию НАТО может напасть в любую минуту, а им не могут поставить даже Як-130. Тут сирийцам надо поставлять в срочном порядке и Су-35, и Су-34, и МиГ-29М, и МиГ-35, и Т-90 с "Арматой", и вертолеты Ми-28, Ми-35 с Ка-52 впридачу. А то сирийцам помогает только Иран, которому самому нечем отбиваться от врагов.
    1. пацантрэ 1 сентября 2013 13:00
      Всё вами перечисленное - очень сложная техника,и чтобы ее успешно эксплуатировать,им понадобились бы годы обучения.У них нет на все это денег,а наша промышленность все равно не смогла бы поставить достаточное количество техники в короткий срок,не говоря уже о том,что это было бы сделано в ущерб нашей армии.И вообще,некоторой из вами перечисленной техники пока банально не существует в готовом виде.
  7. К-36 1 сентября 2013 11:24
    Цитата: 0255
    В случае развития ситуации вокруг Сирии по наихудшему сценарию, крупный контракт с Сирией по Як-130УБС (как и по МиГ-29М/М2) может не состояться. Причем потери по России по этим двум контрактам будут очень существенные. Представленный расчет сделан, исходя из того, что контракт с Сирией по Як-130УБС будет реализован.

    На Сирию НАТО может напасть в любую минуту, а им не могут поставить даже Як-130. Тут сирийцам надо поставлять в срочном порядке и Су-35, и Су-34, и МиГ-29М, и МиГ-35, и Т-90 с "Арматой", и вертолеты Ми-28, Ми-35 с Ка-52 впридачу. А то сирийцам помогает только Иран, которому самому нечем отбиваться от врагов.

    Полагаете, что такие поставки могут как " по щучьему велению" резко поменять обороноспособность Сирии? Чтобы использовать перечисленный Вами арсенал оружия по серьёзному, необходим высокопрофессиональный персонал. Это не считая наличия поверочной аппаратуры, складов вооружения навесных ракет и бомб. А во-вторых внимательно прочтите вот это ( http://odnoy-strokoy.ru/?p=26602 ), чтобы более реалистично воспринимать обстановку с поставкой вооружений Сирии. Не скрою, что я и сам удручён сложившейся ситуацией. Однако обстановка заставляет вести диалог с учётом вот таких поганых реалий. С уважением
  8. Сергей Медведев 1 сентября 2013 11:38
    В более отдаленной перспективе в перечень стран, которые могут проявить интерес к закупке Як-130УБС

    Иран (в случае отмены эмбарго),

    А может плюнуть на это эмбарго, раз штаты плюют на ООН? Нормальный повод.
  9. 0255 1 сентября 2013 13:16
    Цитата: К-36
    Цитата: 0255
    В случае развития ситуации вокруг Сирии по наихудшему сценарию, крупный контракт с Сирией по Як-130УБС (как и по МиГ-29М/М2) может не состояться. Причем потери по России по этим двум контрактам будут очень существенные. Представленный расчет сделан, исходя из того, что контракт с Сирией по Як-130УБС будет реализован.

    На Сирию НАТО может напасть в любую минуту, а им не могут поставить даже Як-130. Тут сирийцам надо поставлять в срочном порядке и Су-35, и Су-34, и МиГ-29М, и МиГ-35, и Т-90 с "Арматой", и вертолеты Ми-28, Ми-35 с Ка-52 впридачу. А то сирийцам помогает только Иран, которому самому нечем отбиваться от врагов.

    Полагаете, что такие поставки могут как " по щучьему велению" резко поменять обороноспособность Сирии? Чтобы использовать перечисленный Вами арсенал оружия по серьёзному, необходим высокопрофессиональный персонал. Это не считая наличия поверочной аппаратуры, складов вооружения навесных ракет и бомб. А во-вторых внимательно прочтите вот это ( http://odnoy-strokoy.ru/?p=26602 ), чтобы более реалистично воспринимать обстановку с поставкой вооружений Сирии. Не скрою, что я и сам удручён сложившейся ситуацией. Однако обстановка заставляет вести диалог с учётом вот таких поганых реалий. С уважением

    Печально. Американцы в 1991 г. разнесли, наверное, половину Ирака, когда Хусейн вторгся в Кувейт, который является их союзником. СССР помогал Вьетнаму, Сирии в 1982 г., когда на втором этапе сирийцы всё-таки победили Израиль. Почитайте:
    http://www.airbase.ru/hangar/planes/russia/mig/mig-23/livan-1.htm
    (сейчас израильские пользователи Военного обозрения меня заминусуют).
    Кстати, в 1982 г. сирийцы были подготовлены к войне хуже чем израильтяне. Наберите в поисковике "Т-72 в Ливане", "Миг-23 в Ливане".
    Плохо, что Россия так относится к своим союзникам. Тогда пусть хотя бы китайцы им помогли.
    1. ДимычДВ 2 сентября 2013 15:01
      М-дяа... При отсутствии политического решения... Согласен, душком от этого всего тянет... Ну, а раз такого решения нет, то и нЕ фиг дарить бесплатно. Хватит, полмира при Советской власти одаривали уже, вместо своих крестьян обеспечить нормальной техникой. В итоге у нас своих крестьян ПРОСТО НЕ ОСТАЛОСЬ...
      ДимычДВ
  10. К-36 1 сентября 2013 13:48
    0255 SU Плохо, что Россия так относится к своим союзникам
    А ведь разблокирование ситуации с переносом поставок в Сирию из-за финансовых неувязок лежит на поверхности! Стоит лишь пересчитать сумму контракта поставок и перезачесть эту сумму в оплату аренды ВМФ базы Тартус. А саму эту сумму ( выделяемую из военного бюджета на аренду Сирийской базы ) перевести предприятиям-поставщикам каждого из видов вооружений. И вот тут вопрос из вопросов российского капитализьмУ : Хто возьмётся за это, казалось бы, очевидное мероприятие?? ( ведь у каждого из кандидатов на "золотые парашюты" свой карман, и этот карман ему гораздо ближе к телу, чем даже здравый смысл) what С уважением.
  11. Наемник 1 сентября 2013 14:40
    В общем ничего не изменилось. кто раньше не платил у нас берут в долг (потом мы долги спишем)а у кого деньги есть тот выбирает. оценивать все эти контракты нужно по конкретным деньгам.
  12. individ 1 сентября 2013 16:24
    Цитата Наемник:
    ...оценивать все эти контракты нужно по конкретным деньгам.
    И по будущей привязке контракта к обслуживанию техники и поставкам запчастей к изделию.
  13. sergey158-29 1 сентября 2013 16:43
    Конечно же возможность применения оружия на УБС - большой плюс при его продаже good

    Но на сегодня мало ПРОДАТЬ, надо обеспечить полный СЕРВИС по его обслуживанию/ремонту, а это всегда игнорировали... wassat
  14. Akim 2 сентября 2013 07:59
    К сожалению о покупке Украиной УБС Як-130 всегда попахивало политическим душком. То что украинского генерала прокатили на нем и он по достоинству оценил самолет это правильно. Самолет действительно хороший. Но эта история тянется уже 10 лет, с тех пор как шли переговоры о его сборке на Одесском АРЗ. Потом вмешалась политика. Потом вышли с подобным предложением китайцы ( речь о сборке), а недавно сербы предложили совместно возродит программу Супер Галеб. И у этого предложения неплохие шансы. Он конечно хуже ЯК-130, даже хуже "китайца" но он почти в полтора раза дешевле последнего и позволяет подготавливать летчиков для истребителей поколения 4,4+
    Akim
  15. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня