Американская 155-мм самоходная гаубица M109

М109 является американской самоходной артиллерийской установкой, класса самоходных гаубиц, ставшей самой распространенной в мире. М109 создана в 1953—1960 гг. для замены малоудачной САУ M44, параллельно с M108 калибра 105 мм. Серийно производилась в Соединенных Штатах. В период с 1962 по 2003 годы неоднократно модернизируясь. В 1990-х годах выпускалась по лицензии в Южной Корее. Всего за время было выпущено 9205 самоходок всех модификаций. Довольно быстро стала стандартной самоходной артиллерийской установкой войск США, вытеснив не только более старые образцы, но и M108. Первое боевое применение M109 во время Вьетнамской войны и впоследствии применялась практически во всех военных конфликтах с участием Соединенных Штатов. Помимо США, стала стандартной самоходкой стран НАТО.

Американская 155-мм самоходная гаубица M109


В середине 1950-х годов самоходные артиллерийские системы в полевой артиллерии США заняли прочное место. Однако участие США в многочисленных развязанных по всему миру военных конфликтах и появление ядерного оружия у соцстран послужили причиной выдвижения новых требований к САУ. Для быстрой переброски самоходки в любую точку мира по воздуху они должны были обладать небольшой массой и габаритами. Для защиты экипажа САУ от поражающих факторов ядерного оружия бронирование машин должно было быть полным. Кроме этого они оборудовались фильтровентиляционными установками. В списке требований не последнее место занимали хорошая проходимость за счет использования спец. шасси, преодоление вплавь водных преград и увеличение сектора горизонтального обстрела путем использования вращающейся башни. В данный период на вооружении армии США стояли 105-миллиметровая САУ M52 и 155-миллиметровая САУ M44, созданные на базе танка M41. Самоходные артиллерийские установки не соответствовали новым требованиям и имели некоторые недостатки, главными из которых были: ограниченный угол обстрела, большой вес и незначительный запас хода.


Чтобы исключить недостатки, свойственные M44 и M52, в 1952 году приступили к созданию самоходной гаубицы Т195 калибра 110 мм. Было принято решение использовать орудийную башню и корпус Т195 в качестве основы самоходки оснащенной 156-миллиметровой гаубицей. Проект новой гаубицы представили в августе 1954 года однако, он не получил одобрения заказчика. В 1956 году, для унификации в рамках НАТО было решено придерживаться калибра 155 миллиметров, и в 1959 году завершили первый прототип, которому присвоили обозначение Т196. САУ Т196 для прохождения войсковых испытаний направили в Форт-Нокс.

Американская 155-мм самоходная гаубица M109


По результатам данных испытаний было решено, что для увеличения рабочего диапазона все американские бронемашины будут оснащаться дизельными двигателями. Кроме этого в конструкцию корпуса, башни и ходовой части внесли ряд изменений. С учетом нового оснащения модели присвоили обозначение Т196Е1. В 1961 году ее приняли на вооружение в качестве гаубицы М109 SP. Первые серийные машины были произведены в конце 1962 года на танковом заводе в Кливленде (Cleveland Army Tank Plant) под руководством Cadillac Motor Car Division, впоследствии Chrysler. Всего на заводе Chrysler построили около 2500 орудий. В 1970-х годах производство семейства М109 было передано Bowen McLaughlin-York (на сегодняшний день United Defense).

Корпус и башня САУ М109 выполнены из алюминиевой катаной брони, обеспечивающей защиту от осколков снарядов полевой артиллерии, огня стрелкового оружия и светового излучения ядерного взрыва. Корма и борта корпуса устанавливались вертикально, а верхний лобовой лист под значительным углом. Крыша корпуса – горизонтальная. На корме самоходки устанавливалась закрытая башня кругового вращения, имеющая почти полукруглый лобовой лист. В бортах башни выполнены открывающиеся назад прямоугольные люки.

Американская 155-мм самоходная гаубица M109


В самоходной гаубице M109 приняли компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. В кормовой части корпуса размещалась башня кругового вращения со 155-миллиметровой гаубицей. Место водителя располагается в передней части самоходки слева, моторное отделение – справа. Башня размещается сзади. Подвеска самоходной гаубицы М109 стержневая. С каждой стороны имеется 7 катков, направляющий барабан - в задней части и транспортирующий – в передней. Валки обратного хода отсутствуют. В состав стандартного оснащения входят инфракрасные ведущие огни, а также земноводное оборудование, дающее возможность самостоятельно передвигаться САУ через медленно текущие реки. В корме имелся двухстворчатый люк, служащий для загрузки боеприпасов. Вход/выход экипажа осуществлялся через люки в корме башни и боковых стенках, а также через люки в крыше башни.

Дизельный двигатель 8V-T71 компании «Детройт дизель».

Экипаж самоходной гаубицы М109 состоит из шести человек: механика-водителя, командира орудия, наводчика и его помощника, а также двух номеров расчета.

В качестве основного орудия служит 155-миллиметровая гаубица M126 с длиной ствола 23 калибра. Орудие установлено на станок M127, оснащенное дульным тормозом и эжектором. Угол вертикального наведения составляет -3…+75 градусов, горизонтального – 360 градусов. Гаубица оснащается гидропневматическими противооткатными устройствами. Основной привод наведения — гидравлический, вспомогательный – ручной. Орудие имеет большое выхлопное устройство, дульный тормоз и резьбовой Welm затвор. Подача метательных зарядов и капсюльных трубок осуществляется вручную. Последние в затвор вкладываются после того, как в зарядную камеру уже помещены снаряд с метательным зарядом. Максимальная скорострельность составляет 6 выстрелов в /минуту. Вспомогательное вооружение – 12,7-миллиметровый пулемет M2HB установленный над командирским люком в башне справа. Боекомплект пулемета — 500 патронов.

Американская 155-мм самоходная гаубица M109


Для самоходной гаубицы М109 применяются следующие боеприпасы: M712 «Копперхед» (управляемый снаряд), M107 и M795 (осколочно-фугасные снаряды), M718/M741, M692, M483A1 и M449A1 (кассетные снаряды), M549 (осколочно-фугасный активно-реактивный снаряд), M485 и M818 (осветительные снаряды), M825 (дымовой снаряд), M804 (практический снаряд). Возимый боекомплект – 28 выстрелов.

САУ М109 оснащается тремя перископами М45, перископом М27, оптическим прицелом М118С с увеличением х4, панорамным оптическим прицелом М117 с увеличением х4 и артиллерийскими квадрантами М1А1 и М15. Также для вождения в ночное время имеются приборы ночного видения. Некоторые машины оснащены системой защиты от оружия массового поражения.

Самоходная гаубица M109 может преодолевать водные преграды вплавь: на воде самоходка удерживается при помощи специального комплекта плавсредств, который состоит из 3 волноотражающих щитков и 6 надувных прорезиненных контейнеров. Движение на воде осуществляется перемоткой гусениц. САУ M109 способна вести огонь с воды, однако только для произведения «шумового эффекта» поскольку горизонтальное наведение не удается, а наведение поворотом на ходу приводит к потере меткости.

Американская 155-мм самоходная гаубица M109


Одной из причин долговечности самоходной гаубицы М109 заключается в том, что базовое шасси машины поддается модернизации и легко «принимает» длинноствольную артиллерию с большей дальностью стрельбы.

В семейство САУ M109 входят следующие модификации:
M109A1 — принята на вооружение в 1973 году. Главное отличие от базовой модели заключается в увеличенной длине ствола, усиленной подвеской и усовершенствованными приводами наведения. Возможно использование M864 кассетных снарядов с донным газогенератором.

M109A2 — принята в 1979 году. Изменена конструкция противооткатных устройств и досылателя. Боекомплект возрос на 22 выстрела.

M109A3 является модернизированным вариантом M109A1. Орудийный станок заменен. Имеет усовершенствованную приборную панель механика-водителя, систему удаления из топливной системы воздуха, систему контроля состояния боеукладки, тормоза отката, накатника и торсионных валов. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом увеличена до 24 км, осколочно-фугасным – до 18 км.
На модификации M109A4 оборудована система защиты от оружия массового поражения. В силовую установку внесены некоторые изменения, механизмы горизонтального наведения усовершенствованы.

M109A5 — оснащается орудием M284 с длиной ствола 39 калибров на станке M182. Максимальная дальность ведения огня составляет 30 км. По требованию заказчика возможна установка автоматизированной системы управления огнем и система GPS.
M109A6 «Paladin» (Паладин) — модификацию разработали в рамках программы HIP. На вооружение принята в 1992 году. Установлена новая башня, имеющая улучшенную броневую защиту и внутреннюю обшивку из кевлара. Орудие M284 устанавливается на станке M182A1. Заменена радиостанция.

САУ M109A6 оснащается системой управления огнем, навигационной системой и бортовым баллистическим вычислителем обеспечивающими автоматическое наведение орудия. имеется приемник космической радионавигационной системой NAVSTAR.

В 1983 году в ФРГ разработан модернизированный вариант M109A3G. Производство наладили в 1985 году. Имеет новое орудие со стволом от гаубицы FH70 «Rheinmetall». Отличается более совершенными противооткатными устройствами, клиновым затвором и усиленным боевым зарядом, введенным в боекомплект (что дало возможность увеличить дальность стрельбы до 18 км, а скорострельность — до 6 выстрелов). За счет изменения укладки боеприпасов количество выстрелов увеличилось до 34 шт. Также на машине установили новые, западногерманские приборы наблюдения, прицелы, гусеницы, средства связи, дымовые гранатометы и зенитный пулемёт MG.3 калибра 7,62 мм.
Модернизация M109A3GN была разработана в 1988 году и производилась для армии Норвегии в 1988—1990 годах. Установлены новые стволы компании «Рейнметалл», позволившие увеличить дальность ведения огня.

M109L — производившийся в Италии модернизированный вариант самоходной гаубицы.

M109A6 PIM — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Главной целью модернизации стало продление на 30-40 лет срока эксплуатации САУ

M109A6 и повышение их боевых характеристик. Модернизированная самоходная гаубица имеет цифровую систему управления огнем и усовершенствованную полуавтоматическую систему заряжания. Кроме того гидравлические системы управления орудием заменили электрическими приводами. Базовое шасси заменило улучшенное с трансмиссией и элементами подвески БМП M2 «Брэдли». 440-сильный дизельный двигатель «Детройт Дизель» заменен двигателем БМП M2 «Брэдли» (600-сильный «Камминс» V903). Американские вооруженные силы планируют модернизировать до модификации PIM 580 M109A6 из 975.

Американская 155-мм самоходная гаубица M109


В армию США самоходная гаубица M109 поступает в количестве 54 шт. в расчете на одну механизированную или танковую дивизию (3 дивизиона по 18 САУ, в дивизионе — 3 батареи по 6 машин). Кроме Морской пехоты и армии США самоходки M109 поставлялись в Австрию (189 машин модификаций M109A2, M109A3, M109A5Ö – по состоянию на 2007 год), Бельгию (24 САУ M109), Бразилию (37 M109A3), Германию (499 M109A3G), Грецию (197 M109A1B, M109A2, M109A3GEA1, M109A5), Данию (76 M109A3DK), Египет (367 M109A2, M109A2, M109A3), Израиль (350 M109A1), Иорданию (253 M109A1, M109A2), Иран (180 M109), Испанию (112 M109A2, M109A5), Италию (260 M109G, M109L), Республику Корея (1040 M109A2), Кувейт (23 M109), Ливию (14 M109), Марокко (44 M109A1, M109A1B), Нидерланды (120 M109A3), Норвегию (126 M109A3GN), ОАЭ (85 M109A3), Пакистан (200 M109A2), Перу (12 M109A2), Португалию (20 M109A2, M109A5), Саудовскую Аравию (110 M109A1B, M109A2), Таиланд (20 M109A2), Китайскую Республику (225 M109A2, M109A5), Швейцарию (224 M109U).

Самоходная гаубица M109 применялась во многих конфликтах на Ближнем Востоке (использовалась Израилем и Ираном) и Дальнем Востоке (Соединенными Штатами — в Кампучии и Вьетнаме).

Тактико-технические характеристики:
Боевая масса – 23,8 тонн;
Длина корпуса – 6114 мм;
Длина с пушкой вперед – 6614 мм;
Ширина корпуса – 3150 мм;
Высота – 3279 мм;
Клиренс – 450 мм;
Экипаж – 4-6 человек (в зависимости от модификации);
Тип брони - алюминиевая катаная
Лоб корпуса (верх) – 32 мм/75°;
Лоб корпуса (середина) – 32 мм/19°;
Лоб корпуса (низ) – 32 мм/60°;
Борт и корма корпуса – 32 мм/0°;
Днище – 32 мм;
Крыша корпуса – 32 мм;
Лоб и борт башни – 32 мм/22°;
Корма башни – 32 мм/0°;
Крыша башни – 32 мм;
Тип пушки – гаубица;
Марка и калибр пушки – M126, 155 мм;
Длина ствола – 23,4 калибров;
Боекомплект пушки – 28 выстрелов;
Углы вертикального наведения – от −3 до +75 град.;
Дальность стрельбы – 19,3 км (с активно-реактивным снарядом);
Прицелы – M42 (перископический), M118C (телескопический), M117 (панорамный перископический);
Пулемет – M2HB калибра 12,7 мм;
Двигатель – дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 405 л. с.;
Скорость по шоссе – 56 км/ч;
Запас хода по шоссе – 350 км;
Удельная мощность – 15,5 л. с./т;
Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см²;
Преодолеваемый подъем – 30 град.;
Преодолеваемая стенка – 0,55 м;
Преодолеваемый ров – 1,85 м;
Преодолеваемый брод – 1,05 м, с дополнительным оборудованием плавает.

Американская 155-мм самоходная гаубица M109
Американская 155-мм самоходная гаубица M109
Американская 155-мм самоходная гаубица M109


Подготовлено по материалам:
http://zonawar.ru
http://www.thetankmaster.com
http://detavlad.ru
http://voenteh.com
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 18
  1. Милафон 2 сентября 2013 09:14
    Полвека используют и не парятся.
    Милафон
    1. Nayhas 2 сентября 2013 09:31
      Ну как бы парились, был проект XM2001 Crusader который закрыли по причине дороговизны разработки и недостаточным характеристикам, машина выходила аж 21 млн. долларов, при характеристиках хуже немецкой PzH 2000 по скорострельности, при этом PzH 2000 стоил 10 млн. долларов...
    2. Лопатов 2 сентября 2013 11:39
      Они сделали ставку на буксируемые. Войны на другой стороне шарика требуют таких решений. САУ у них только в "тяжёлых" бригадах.
      1. Akim 2 сентября 2013 12:19
        Цитата: Лопатов
        САУ у них только в "тяжёлых" бригадах.

        А турков они всо всех бригадах.( ну или планируется). Кроме горной бригады (Hakkari Mountain and Commando Brigade). Или я не прав?
        Akim
        1. Лопатов 2 сентября 2013 12:46
          Цитата: Akim
          А турков они всо всех бригадах.

          Точно. И потому турки "парятся", создавая новую САУ. Слышали про Т-155 "Firtina"?
          1. Akim 2 сентября 2013 13:19
            Цитата: Лопатов
            Слышали про Т-155 "Firtina"?

            Да, так еще наша инженерная машина называется (Т-155). Только они его спроектировали как дополнение к тем М109, что есть, а не к программе перевооружения. Точно так же как и танк Алтай и БМП и БТРы.
            Akim
            1. Лопатов 2 сентября 2013 13:26
              А что значит "в дополнение"? Турки решили предельно осложнить себе жизнь? Именно, что замена.
      2. Пупырчатый 2 сентября 2013 12:34
        На фотках, кстати, 109-ки Цахаля. Цахаль полностью перешел на САУ
        1. Лопатов 2 сентября 2013 12:47
          И ваши тоже "парились", но денег на новую машину, как и американцам, не хватило.
          1. Пупырчатый 3 сентября 2013 01:05
            Парились, не спорю. «Шолеф». В серию не пошел. Модернезировать 109-ку оказалось проще.
      3. Андрей77 6 сентября 2013 19:11
        Перечисли "их" "тяжелые" бригады. Можно по номерам.
  2. krot00f 2 сентября 2013 13:37
    Я так понимаю Аналог нашей МСты, Ну с резьбовым затвором конечно дали маху прям как на наших пушках-гаубицах в 1938г.)
    krot00f
    1. Лопатов 2 сентября 2013 13:46
      Аналог нашей 2С3. Затвор поршневой.
  3. Добрый 2 сентября 2013 15:48
    На нижнем среднем фото, у орудия ржавчина на торце казенной части. В Советской армии, командир орудия за это, как минимум получил бы воспитательный пендаль.
    1. Пупырчатый 3 сентября 2013 01:12
      Высокая влажность. Ржа появляется как бы железяку не защищал.
      1. Завтрак Туриста 3 сентября 2013 12:25
        Высокая влажность. Ржа появляется как бы железяку не защищал.

        Там же указанно, что это не цахалевская 109. Может фото из музея какого-нибудь.
  4. Eksgayster 2 сентября 2013 17:25
    На "Акации" затвор клиновой, полуавтоматический, а здесь ,смотри ка, поршневой. По идее у орудий с такими затворами, как на наших САУ, исключение "Пион", скорострельность должна быть выше, по крайней мере теоретически. Или приводятся данные для базовой версии с коротким стволом?
    Eksgayster
    1. Андрей77 6 сентября 2013 19:27
      Гуру Лопатов застеснялся. Может пригласить его в Питер? Сходим в Бар, потом в артмузей.
  5. hiukoko 4 сентября 2013 14:20
    Цитата: Милафон
    Полвека используют и не парятся.

    Про АК слышали? Казалось бы - век нанотехнологий, ан нет, всё равно в строю. :)
    1. Андрей77 6 сентября 2013 19:22
      С АК вам в индивидуальное.
  6. komsomolets 7 сентября 2013 01:37
    Я так понял что без спецплавсредств она по воде не ходит?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня