Military Review

Fight at Ugodsky Plant

8
The initial period of the Great Patriotic War was especially difficult for the Soviet people. Hitler's Germany, having conquered the whole of Europe, used its military potential to destroy the Soviet state. The Red Army retreated, causing damage to the enemy in bloody battles.


27 June 1941, the Politburo of the CPSU (b) and the Council of People's Commissars of the USSR decide on the creation of a Special Group of Forces under the People’s Commissariat of Internal Affairs, designed to carry out special tasks of the High Command at the front and rear of the enemy. In October 1941 of the year on the basis of the Special Group was formed a separate motorized rifle special purpose brigade (OMSBON) of the NKVD of the USSR consisting of two regiments.

The place of formation of the brigade was the Central Stadium "Dynamo", located in the old Petrovsky Park. In addition to the chekists, 800 athletes joined the brigade, among whom there were many honored masters of sports, famous coaches, champions and champions of the USSR, Europe and the world. Among them: the famous athletes Znamensky brothers, USSR boxing champion Nikolai Korolev, a group of Minsk-based Dynamo footballers and many other famous athletes. The total number of the brigade in this period was 10,5 thousand people. In the first years of the war, not every rifle division could compare with it in terms of numbers and training.

At the Dynamo Moscow shooting range in Mytishchi, the newly created special-purpose task forces studied the mine case, the enemy’s subversive techniques, mastered the tactics of actions in small groups, night reconnaissance techniques, topography, radio business, made marches, parachute jumps - in short, learned everything. that is necessary in war.

OPERATIONAL TEAMS

In January, 1942 was established as part of the NKVD to manage the front-line work of the state security organs and OMSBON. 4-e Management was created. His chief, Lieutenant-General Sudoplatov, was simultaneously the deputy head of the Soviet foreign intelligence service. The backbone of the management were personnel officers of foreign intelligence.

In total, during the war years, 2200 operational detachments and groups acted in the enemy's rear. The sabotage and reconnaissance units of the NKVD destroyed 230 thousand Nazi soldiers and officers, undermined 2,8 thousand enemy echelons with manpower and equipment, obtained important military, strategic and political information, which was of great importance for the Soviet military command.

As part of the special forces fought representatives of all the republics of the Soviet Union.

Before the formed Separate motorized rifle brigade of special purpose, the Supreme military command of the country was assigned the following main tasks:
- rendering assistance to the Red Army by means of reconnaissance, sabotage and combat actions;
- promoting the development of the partisan movement;
- disorganization of the enemy rear;
- the implementation of agent intelligence in the temporarily occupied territories;
- conducting counterintelligence operations.

Intelligence and sabotage detachments of special purpose OMSBON received baptism of fire during the battle of Moscow. Acting on the main operational directions, blocking the approaches to the capital, destroying communications and disorganizing enemy rear, they actively contributed to the fact that German troops in November 1941 lost their offensive capabilities.

Often, the fighters of these units, formed primarily for sabotage and reconnaissance work in the rear of the enemy in the German-occupied Soviet territory, in the most difficult days of the battle for Moscow threw themselves into open battle with the enemy. And the words of political instructor Klochkov: “Russia is great, and there is nowhere to retreat — Moscow is behind!” Became a call to action for the KGB warriors.

One striking example of the active participation of state security officers in the defense of Moscow was the operation to destroy the headquarters of the Wehrmacht 12 Army Corps located in the small district center of the Moscow region Ugodsky Plant (the birthplace of Hero of the Soviet Union Georgy Zhukov four times - now the village of Zhukovo). And it is not by chance that this operation is dedicated to the exhibits presented in the exposition of the Hall. stories foreign intelligence, telling about the activities of security officers during the Great Patriotic War, as well as in the Central Historical Museum.

The difficult situation at the approaches to Moscow began to take shape, as is well known, already at the beginning of October 1941. On October 12, the State Defense Committee (GKO) decided to build a defensive line directly in the capital’s area. In the city, it passed along the district railway. Events took on an increasingly intense character. On October 14, Kalinin fell; on October 18, our troops left Mozhaysk and Tarusa. On October 19, a state of siege was introduced by decree of T-bills in Moscow and the surrounding areas of the city. The Chekist warriors began mining all the highways leading from the west to the capital. Many were blown up on landmines Tanks and vehicles with enemy manpower, which seriously affected the pace of the German offensive.

From 15 in November, the leadership of the NKVD began to bombard the sabotage detachments into the enemy-occupied areas of the Moscow Region. Their tasks were as follows: the destruction of manpower and the destruction of the material and technical means of the enemy; sabotage actions on enemy communications and bases; destruction of telephone and telegraph lines; active reconnaissance.

EXPLOIT THREE

Soon, the leadership of the NKVD learned from one of the reconnaissance and sabotage groups operating in the Ugodsk-Zavodsky district that the headquarters of the 12 German Army Corps and about 4 thousands of German soldiers and officers with weapons and equipment were located in the regional center. It was decided to defeat this headquarters with the forces of the combined detachment as part of the 300 fighters. Intelligence and sabotage groups led by senior state security lieutenants Nikolai Arkhipov, Dmitry Kaverznev and Vadim Babakin were involved in the operation. The captain of the state security Viktor Karasev led the consolidated detachment.

19 November 1941, a detachment concentrated in 2 kilometers from the Yasnaya Polyana farm and began active reconnaissance. The operation was scheduled for November 23. In 23.00, the groups returned to their original position - the edge of the forest in 500 meters from the city. Babakin's group was to seize and destroy the telephone exchange, radio center and mail. The Kaverznev group was entrusted with the destruction of officers stationed in the building of the former district committee of the CPSU (b), turned into an officer’s hostel. Groups of Arkhipov and the commander of the consolidated detachment Karasev were tasked with smashing the central office of the corps headquarters and the soldiers' dormitories. The fighters were armed with machine guns, machine guns, rifles, RGD grenades and anti-tank grenades, as well as incendiary bottles. The assault on all the targeted objects began simultaneously.

The suddenness of the raid stunned the Germans. During the operation, the headquarters was completely destroyed, important documents were captured, the fuel depot, vehicle repair base, 80 trucks and 25 cars, 4 tank, armored vehicle, ammunition train and several machine guns were destroyed. Opponent lost killed about 600 people, among them - a lot of officers.

The losses of the consolidated commando unit amounted to 16 people killed and 8 - wounded.

When they left the area of ​​the operation, the units of the consolidated detachment defeated the punitive Gestapo detachment, whose losses amounted to more than 40 people killed and wounded.

Information about the successful actions of the joint sabotage detachment 29 November entered the evening message from the Soviet Information Bureau, and the next day was published in all the central Soviet newspapers.

And there was a war

The commander of the consolidated detachment, Viktor Karasev, in February 1943, headed the special reconnaissance and sabotage detachment "Olympus", which operated on the territory of Belarus, Ukraine, Poland, Czechoslovakia and Hungary. The Olimp fighters conducted more than 130 successful operations against the fascist invaders.

5 November 1944 was awarded the title Hero of the Soviet Union to Viktor Karasev. After the war, after graduating from the Frunze Military Academy, he worked in the system of the MGB-KGB of the USSR. His comrades, commanders of the sabotage groups participating in the operation at the Ugodsky Plant, Nikolay Arkhipov, Dmitry Kaverznev and Vadim Babakin, who were part of the operation in the Ugodsky Plant, also actively fought the enemy before the Great Victory, and after the war they successfully worked in various departments of state security agencies.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Kovrovsky
    Kovrovsky 5 September 2013 09: 43 New
    +7
    Another page of the war is open, an interesting article, thanks to the author!
  2. Dimych
    Dimych 5 September 2013 10: 17 New
    16
    It’s a pity that a film about this will not be shot, because it cannot be that 300 Stalinists defeated 4000 supermen, so much so that the enemy’s losses doubled the number of attackers. Oh, there’s such a film at the Kansk Film Festival, and not Mikhalkov’s ... but. Someone's memory needs to be refreshed there.
    1. carbofo
      carbofo 6 September 2013 12: 37 New
      0
      Yes, there would be a good movie, so about the war, we still have not completely forgotten how to shoot it.
  3. Yun Klob
    Yun Klob 5 September 2013 11: 30 New
    +2
    Well done! A true example for young people.
  4. zulu_1
    zulu_1 5 September 2013 23: 09 New
    0
    2,8 thousand enemy echelons ...

    And did the Germans get to the front after that?
  5. Russ69
    Russ69 6 September 2013 00: 14 New
    0
    Quote: zulu_1
    2,8 thousand enemy echelons ...

    And did the Germans get to the front after that?

    Probably a typo ...
  6. Ferocious Bambra
    Ferocious Bambra 6 September 2013 08: 21 New
    +1
    About such episodes, unfinished German generals preferred not to mention in their memoirs
  7. Vladimir73
    Vladimir73 10 September 2013 19: 58 New
    0
    Thanks to the author of the article. To this shame, I did not know about this episode of the Second World War. Thank.

Бой на Угодском Заводе

Бой на Угодском ЗаводеНачальный период Великой Отечественной войны был особенно трудным для советского народа. Гитлеровская Германия, покорившая всю Европу, использовала ее военный потенциал для того, чтобы уничтожить советское государство. Красная Армия отступала, нанося урон врагу в кровопролитных сражениях.

27 июня 1941 года Политбюро ВКП (б) и СНК СССР принимают решение о создании Особой группы войск при Народном комиссариате внутренних дел, предназначенной для выполнения особых заданий Верховного командования на фронте и в тылу врага. В октябре 1941 года на базе Особой группы была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР в составе двух полков.

Местом формирования бригады стал Центральный стадион «Динамо», расположенный в старинном Петровском парке. Помимо чекистов, в бригаду влились свыше 800 спортсменов, среди которых было немало заслуженных мастеров спорта, известных тренеров, чемпионов и рекордсменов СССР, Европы и мира. Среди них: знаменитые легкоатлеты братья Знаменские, чемпион СССР по боксу Николай Королев, группа футболистов минского «Динамо» и многие другие известные спортсмены. Общая численность бригады составляла в тот период 10,5 тыс. человек. В первые годы войны не каждая стрелковая дивизия могла сравниться с ней по численности и по обученности.


На подмосковном стрельбище «Динамо» в Мытищах вновь созданные оперативные группы особого назначения изучали минное дело, подрывную технику противника, овладевали тактикой действий небольшими группами, приемами ведения ночной разведки, топографией, радиоделом, совершали марш-броски, прыжки с парашютом – короче, учились всему, что необходимо на войне.

ОПЕРАТИВНЫЕ ОТРЯДЫ

В январе 1942 года в составе НКВД для руководства зафронтовой работой органов госбезопасности и ОМСБОН было создано 4-е Управление. Его начальник генерал-лейтенант Судоплатов одновременно являлся заместителем руководителя советской внешней разведки. Костяк управления составили кадровые сотрудники внешней разведки.

Всего в годы войны в тылу противника действовало 2200 оперативных отрядов и групп. Диверсионно-разведывательные подразделения НКВД уничтожили 230 тыс. гитлеровских солдат и офицеров, подорвали 2,8 тыс. вражеских эшелонов с живой силой и техникой, добывали важную военную, стратегическую и политическую информацию, которая имела большое значение для советского военного командования.

В составе отрядов специального назначения воевали представители всех республик Советского Союза.

Перед сформированной Отдельной мотострелковой бригадой особого назначения Верховным военным командованием страны были поставлены следующие основные задачи:
– оказание помощи Красной Армии средствами разведывательно-диверсионных и боевых действий;
– содействие развитию партизанского движения;
– дезорганизация тыла противника;
– осуществление агентурной разведки на временно оккупированных территориях;
– проведение контрразведывательных операций.

Разведывательно-диверсионные отряды специального назначения ОМСБОН получили боевое крещение в ходе битвы под Москвой. Действуя на основных оперативных направлениях, перекрывавших подходы к столице, разрушая коммуникации и дезорганизуя вражеский тыл, они активно способствовали тому, чтобы немецкие войска уже в ноябре 1941 года утратили свои наступательные возможности.

Нередко бойцы этих отрядов, сформированных в первую очередь для ведения диверсионно-разведывательной работы в тылу врага на оккупированной немцами советской территории, в самые тяжелые дни битвы за Москву бросались в открытый бой с противником. И слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!», – стали призывом к действию и для воинов-чекистов.

Одним из ярких примеров активного участия сотрудников госбезопасности в обороне Москвы явилась операция по уничтожению штаба 12-го армейского корпуса вермахта, расположившегося в небольшом районном центре Московской области Угодский Завод (родина четырежды Героя Советского Союза Георгия Жукова, ныне – поселок Жуково). И не случайно этой операции посвящены экспонаты, представленные в экспозиции Зала истории внешней разведки, рассказывающей о деятельности чекистов в период Великой Отечественной войны, а также в Центральном историческом музее.

Тяжелая ситуация на подступах к Москве начала складываться, как известно, уже в начале октября 1941 года. 12 октября Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о строительстве непосредственно в районе столицы оборонительной линии. В городе она проходила по окружной железной дороге. События принимали все более напряженный характер. 14 октября пал Калинин, 18 октября наши войска оставили Можайск и Тарусу. 19 октября постановлением ГКО в Москве и прилегающих к городу районах было введено осадное положение. Воины-чекисты приступили к минированию всех магистралей, ведущих с запада к столице. На заложенных минах подорвались многие танки и автомашины с живой силой противника, что серьезно сказалось на темпах наступления немецких войск.

С 15 ноября руководство НКВД начало забрасывать в оккупированные противником районы Московской области диверсионные отряды. Их задачи сводились к следующему: истребление живой силы и уничтожение материально-технических средств врага; диверсионные действия на коммуникациях и базах противника; разрушение телефонных и телеграфных линий связи; активное ведение разведки.

ПОДВИГ ТРЕХСОТ

Вскоре руководству НКВД стало известно от одной из разведывательно-диверсионных групп, действовавших в Угодско-Заводском районе, что в райцентре разместились штаб 12-го немецкого армейского корпуса и около 4 тыс. немецких солдат и офицеров с вооружением и техникой. Было принято решение разгромить этот штаб силами сводного отряда в составе 300 бойцов. К реализации операции были привлечены разведывательно-диверсионные группы во главе со старшими лейтенантами госбезопасности Николаем Архиповым, Дмитрием Каверзневым и Вадимом Бабакиным. Руководил сводным отрядом капитан госбезопасности Виктор Карасев.

19 ноября 1941 года отряд сосредоточился в 2 километрах от хутора Ясная Поляна и приступил к активной разведке. Операция была назначена на 23 ноября. В 23.00 группы вышли на исходную позицию – опушку леса в 500 метрах от города. Группа Бабакина должна была захватить и разрушить телефонную станцию, радиоузел и почту. Группе Каверзнева поручалось уничтожение офицеров, размещенных в здании бывшего райкома ВКП(б), превращенного в офицерское общежитие. Перед группами Архипова и командира сводного отряда Карасева стояла задача разгромить центральное отделение штаба корпуса и солдатские общежития. Бойцы были вооружены пулеметами, автоматами, винтовками, гранатами РГД и противотанковыми гранатами, а также бутылками с зажигательной смесью. Штурм всех намеченных объектов начался одновременно.

Внезапность налета ошеломила немцев. В ходе операции был полностью уничтожен штаб, захвачены важные документы, уничтожены склад с горючим, авторемонтная база, 80 грузовых и 25 легковых автомобилей, 4 танка, бронемашина, обоз с боеприпасами и несколько пулеметных точек. Противник потерял убитыми около 600 человек, среди которых – много офицеров.

Потери сводного диверсионного отряда составили 16 человек убитыми и 8 – ранеными.

При выходе из района проведения операции подразделениями сводного отряда был разгромлен карательный отряд гестапо, потери которого составили более 40 человек убитыми и ранеными.

Информация об успешных действиях сводного диверсионного отряда 29 ноября вошла в вечернее сообщение от Советского информбюро, а на другой день была напечатана во всех центральных советских газетах.

А ДАЛЬШЕ БЫЛА ВОЙНА

Командир сводного отряда Виктор Карасев в феврале 1943 года возглавил разведывательно-диверсионный отряд специального назначения «Олимп», который действовал на территории Белоруссии, Украины, в Польше, Чехословакии и Венгрии. Бойцы «Олимпа» провели более 130 успешных операций против фашистских захватчиков.

5 ноября 1944 года Виктору Карасеву было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны, окончив Военную академию имени Фрунзе, он работал в системе МГБ-КГБ СССР. Его товарищи, командиры входивших в сводный отряд диверсионных групп, участвовавших в операции в Угодском Заводе, Николай Архипов, Дмитрий Каверзнев и Вадим Бабакин, также активно сражались с врагом до Великой Победы, а после войны успешно работали в различных подразделениях органов государственной безопасности.
Автор: Владимир Антонов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Kovrovsky 5 сентября 2013 09:43
    Открыта ещё одна страница войны, интересная статья, спасибо автору!
    Kovrovsky
  2. Димыч 5 сентября 2013 10:17
    Жаль, что фильм об этом не снимут, ибо не может такого быть, чтобы 300 сталинистов разгромили 4000 сверхчеловеков, да так, что потери противника превысили вдвое число нападавших. Эх, вот такой бы фильм на Канский кинофестиваль, а не михалковское г...но. Надо там кое-кому память освежить.
    1. carbofo 6 сентября 2013 12:37
      Да уж был бы неплохой фильм , уж про войну то мы снимать пока еще не совсем разучились.
  3. Юн Клоб 5 сентября 2013 11:30
    Молодцы! Настоящий пример для молодежи.
  4. zulu_1 5 сентября 2013 23:09
    2,8 тыс. вражеских эшелонов...

    А до фронта после этого у немцев хоть что доехало?
    zulu_1
  5. русс69 6 сентября 2013 00:14
    Цитата: zulu_1
    2,8 тыс. вражеских эшелонов...

    А до фронта после этого у немцев хоть что доехало?

    Наверно опечатка...
  6. Свирепый Бамбр 6 сентября 2013 08:21
    О таких эпизодах, недобитые немецкие генералы в своих мемуарах предпочитали не упоминать
    Свирепый Бамбр
  7. Vladimir73 10 сентября 2013 19:58
    Спасибо автору статьи. Про этот эпизод ВОВ к своему стыду не знал. Спасибо.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня