Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Уничтожить коррупцию в зародыше

«Откаты» возникают уже на этапе формирования государственного заказа

Возникновение коррупционных отношений в ОПК возможно на всех этапах закупочного цикла, и начинать борьбу с этим злом надо уже на этапе формирования гособоронзаказа. В настоящее время основные коррупционные составляющие возникают именно в ходе планирования закупок товаров, работ, услуг при экономическом обосновании потребностей государства и расчетах начальной цены контрактов.

На этапе планирования госзакупок, как правило, собственно коррупционные деяния, то есть противоправные корыстные действия (бездействие), еще не происходят, а создаются лишь необходимые условия для их совершения. Исключение могут составить случаи подкупа должностных лиц, причастных к планированию госзакупок, за предоставление инсайдерской (от англ. Inside – внутри) информации. Взятки могут предлагаться за возможность заблаговременно ознакомиться с планами и планами-графиками закупок, особенно в той их части, которая не подлежит обнародованию, а также с содержанием готовящейся конкурсной (аукционной) документации, с техническими характеристиками планируемой к закупке продукции, с техзаданиями на выполнение работ, оказание услуг. Потенциальные участники государственных закупок всегда заинтересованы в том, чтобы как можно раньше получить сведения о планируемых закупках с тем, чтобы до официального опубликования извещений о торгах заблаговременно к ним подготовиться, получив тем самым конкурентные преимущества перед иными участниками закупок. Информация такого рода дорого стоит и многие представители бизнеса готовы за нее платить немалые деньги. Отсюда и проистекает коррупция.


Приценяясь к ценообразованию в госзакупках

По мнению начальника Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации Александра Аникина, отсутствие четкой нормативной регламентации определения порядка установления начальной (максимальной) цены контракта приводит к установлению такой цены не на основе изучения рыночной конъюнктуры, а исходя из выделенных лимитов бюджетного финансирования, что влечет за собой заключение контрактов по завышенным ценам, на крайне невыгодных для государства условиях и создает предпосылки для так называемых откатов.

Отсутствие нормативного урегулирования вопросов ценообразования на продукцию ОПК формирует коррупционные риски в деятельности должностных лиц государственных заказчиков. Речь идет прежде всего о формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта. Распространены нарушения, связанные с подписанием должностными лицами дополнительных соглашений к государственным контрактам об изменении их условий и стоимости. В результате, по данным Счетной палаты Российской Федерации, сохраняется низкая эффективность проводимых торгов по закупкам ВВСТ. С 2007 года уровень снижения начальной цены контракта не превышает трех процентов, в то время как в мировой практике эта величина находится в пределах 15–20 процентов.

Следует отметить, что противоречивость рассматриваемой сферы предопределена самим характером и сущностью рыночных отношений – производитель (поставщик) товаров, исполнитель работ всегда стремятся продать свою продукцию, результаты труда подороже, а покупатель – приобрести эти товары, работы, услуги по возможно низкой цене (безусловно, с учетом их качества).

В соответствии со статьей 22 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) предусмотрено пять основных методов определения цены государственного контракта. Анализ этих методов и изучение правоприменительной деятельности в сфере государственных закупок, в том числе судебной практики, позволяют сформулировать прогноз возникновения коррупционных рисков при их применении.

Согласно Закону о контрактной системе приоритетным для определения и обоснования цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Однако при практическом его применении может возникнуть ряд серьезных проблем. Так, законодательством не предусмотрено, цены скольких потенциальных участников размещения заказа необходимо учитывать при расчете начальной (максимальной) стоимости контракта, какую из них нужно использовать при определении начальной (максимальной) цены контракта: среднее значение всех собранных заказчиком цен, минимальную/максимальную из всех или иную, какие именно сведения необходимо указывать в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок в качестве источников информации о ценах.

Уничтожить коррупцию в зародыше

Явный коррупциогенный характер носит норма, предусмотренная ч. 12 ст. 12 Закона о контрактной системе, согласно которой в случае невозможности применения перечисленных выше методов заказчику предоставляется право применить иные методы. В этом случае заказчик обязан обосновать невозможность их применения.

Данные нормы предоставляют заказчику широкое поле для действий по своему усмотрению, поскольку закон не уточняет, что понимается под «иными методами определения начальной (максимальной) цены контракта», а также не конкретизирует, каким образом заказчик должен «обосновать невозможность» применения методов, установленных законом. В связи с этим вполне реальны ситуации, когда недобросовестный заказчик, пользуясь указанными весьма неопределенными нормами, будет самостоятельно, в угоду личным корыстным интересам определять начальные цены закупаемых товаров, работ и услуг, включая в них расходы на ожидаемый «откат».

В научной литературе отмечается еще одна серьезная проблема ценообразования, вытекающая из практики проведения аукционов, предполагающей изменение цены закупки в сторону ее снижения. Обычно аукционы ориентированы на рыночную продукцию с рыночной ценой, то есть заказчик вынужден назначить такую начальную цену, при которой аукцион должен состояться. Возможным это становится лишь в случае завышенной первоначальной цены, так как при назначении справедливой цены аукцион не состоится – не будет игры на понижение, а при заниженной цене не поступит заявок на участие. В итоге состоявшийся аукцион приводит к перерасходу государственных средств, а завышенная цена контракта в свою очередь создает условия для формирования «откатов».

Искусство формирования конкурсной документации

Коррупционные риски этапа формирования конкурсной (аукционной) документации заключаются в том, что заказчик, реализуя противоправный умысел для то, чтобы победителем конкурса (аукциона) стала конкретная организация, может изложить требования конкурсной документации таким образом, чтобы «нужная» организация на фоне иных участников закупки выглядела наиболее выгодно. Здесь могут использоваться как формулирование конкретных требований к участникам закупки, так и установление требований к предмету закупки. Не исключено и использование банального подкупа: с помощью взятки можно вынудить чиновника таким образом определить условия тендера, чтобы компания-взяткодатель оказалась единственным кандидатом, полностью удовлетворяющим всем требованиям.

Уничтожить коррупцию в зародыше«Заточенность» конкурсной (аукционной) документации под конкретного участника закупки может проявляться в следующем.

Во-первых, в форме прямого отступления от требований статьи 31 Закона о контрактной системе, содержащей требования к участникам закупки. Например, в нарушение ч. 7 указанной статьи, определяющей, что такие требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок, заказчик может установить необоснованные исключения из общих правил для определенной категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Нарушение норм закона заказчиком может также выразиться в установлении непредусмотренных законодательством требований к участникам закупок (например обязательное наличие у участника закупки опыта исполнения государственных контрактов, заключенных именно с этим заказчиком). Недопустимы также случаи установления требования о наличии лицензии на ремонт ВВСТ при размещении заказов на их поставку, предъявления требования о наличии лицензии по нелицензируемым видам деятельности.

Во-вторых, путем субъективного толкования заказчиком правил описания объекта закупки, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, тем более что в данной статье имеют место формулировки, имеющие расширительное, неоднозначное толкование (например «при необходимости», «если это возможно», «описание объекта закупки может включать» и др.). Используя указанные неоднозначные формулировки, заказчик на внешне законных основаниях может сформулировать описание предмета закупки таким образом, что оно будет полностью совпадать с товаром, который имеется только у «нужного» поставщика. Это в свою очередь позволит ему в представленной заявке снизить сроки поставки и цену и тем самым претендовать на признание его победителем конкурентных процедур.

В-третьих, путем установления нереальных или трудновыполнимых сроков исполнения обязательств по государственному контракту. Подобного рода извещения о размещении заказов с нереальными сроками исполнения чаще всего имеют место в конце календарного года, когда заказчик пытается объяснить сжатые сроки необходимостью «закрыть» государственные контракты и освоить выделенные бюджетные средства в текущем финансовом году. Как указывает известный специалист в области госзакупок Андрей Храмкин, размещение заказа аврально в конце года предполагает и авральную приемку некачественной продукции под большой «откат».

Другим вариантом коррупциогенности конкурсной документации, связанной с установлением явно нереальных сроков исполнения государственного контракта, может быть ситуация, когда заказчик рассчитывает навязать победителю конкурса свою «помощь» путем предоставления ему результатов уже выполненной работы, которую исполнитель должен выдать за якобы выполненную им.

Немалое поле для коррупции создает умышленное искажение содержания конкурсной (аукционной) документации, в том числе и сугубо технического свойства. Так, на состоявшемся 30 мая этого года «круглом столе» рабочей группы Открытого правительства по совершенствованию процесса закупок отмечалось, что для злоупотреблений при размещении заказов чаще всего применяются такие хитрости, как использование латинских букв, опечатки и ошибки, отсутствие ключевых слов, замена букв на похожие цифры, использование тире в корне слова, разделение букв пробелами. Из 3,9 миллиона проанализированных извещений о закупках в 12 500 случаях выявлены искажения. Результатом подобного рода технических недочетов конкурсной документации вкупе с иными нарушениями стало то, что, по подсчетам экспертов, потенциальный ущерб от нарушений в сфере госзакупок, проведенных в 2012 году, составил 874 миллиона рублей.

Таким образом, на этапе формирования государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны и военной безопасности существует немало предпосылок как нормативно-правового, так и организационного характера для возникновения коррупционных отношений. Минимизация этих предпосылок позволит в значительной степени предупредить возникновение коррупции на последующих этапах осуществления закупок.
Автор: Виктор Корякин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36
  1. rks5317 4 сентября 2013 21:09
    Для этого надо начинать известно с кого...
    rks5317
    1. Смелый 4 сентября 2013 21:36
      Начинать надо с себя, быть честным и порядочным человеком, и приносить пользу государству на том участке деятельности, которое поручено.
    2. Apollon 4 сентября 2013 21:44
      цитата-Таким образом, на этапе формирования государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны и военной безопасности существует немало предпосылок как нормативно-правового, так и организационного характера для возникновения коррупционных отношений.

      Вопрос почему,да потому что в госдуме квалифицированных специалистов (депутатов) на мой взгляд очень мало.А должно быть больше.Спрашивается зачем столько спортсменов и артистов прошмыгнуло в депутатский корпус?!пару депутатов из их числа вполне хватило бы.Вообще то лишних в законодательном органе страны очень много.Чем занимаются-спят,жуют,читают прессу а то и через телефоны в интернете гуляют,когда происходит такое то и некоторые выходят с абсурдными законодательными инициативами-вроде тех которые представлены мною на картинке.
      1. neri73-r 4 сентября 2013 22:16
        Спрашивается зачем столько спортсменов и артистов прошмыгнуло в депутатский корпус?!


        Для того, что бы голосовали как надо верхушке и не задумывались (потому что не разбираются, нет образования)в принципе! То есть, аналог управляемой толпы!
    3. Ингвар 72 4 сентября 2013 21:58
      Цитата: rks5317
      Для этого надо начинать известно с кого...

      А что, я бы с Чубайса начал.
      1. sergaivenski 5 сентября 2013 05:01
        Доброе утро !!!Господина АБЧ никто никогда не сдаст!!!В своё время лидер ЛДПР орал с трибуны Государственной Думы:"Уберите Чубайса,он раздражает всю страну!"Подошли очередные выборы в Государственную Думу(говорильню),нашлась масса недочётов,позволявших снять ЛДПР с выборов.В пожарном порядке был создан(ненадолго!)
        блок Жириновского!И минюст выдал свидетельство о регистрации.И пришлось господину Вешнякову,председателю ЦИКа,уступить.Господин Жириновский урок усвоил и больше с трибуны Государственной Думы в адрес АБЧ ничего не орёт!!!Кстати,при Советской власти АБЧ цветами торговал!!!
        sergaivenski
  2. лесовозник 4 сентября 2013 21:36
    ничего нового автор не открыл никто не будет рубить сук на котором сидит
    1. Ингвар 72 4 сентября 2013 22:00
      Цитата: лесовозник
      ничего нового автор не открыл никто не будет рубить сук на котором сидит

      Нужно рубить тех сук которые на нем сидят.
      1. лесовозник 4 сентября 2013 23:29
        соглас
        Цитата: Ингвар 72
        Цитата: лесовозник
        ничего нового автор не открыл никто не будет рубить сук на котором сидит

        Нужно рубить тех сук которые на нем сидят.

        согласен на все 100%
  3. Герасим 4 сентября 2013 21:37
    Сегодня,на встрече с журналистами Путин,касаясь вопроса о Навальном,и его борьбе с коррупцией заявил:" Прежде чем заявлять о борьбе с коррупцией,или бороться с ней,нужно самому быть кристально чистым!"
    Теперь мне понятно,почему наша власть не может побороть коррупцию!
    1. Зрелый натуралист 4 сентября 2013 22:16
      Цитата: Герасим
      Прежде чем заявлять о борьбе с коррупцией или бороться с ней, нужно самому быть кристально чистым!

      Эту фразу можно поставить на второе место после бессмертной: "Хотели, как лучше, получилось, как всегда".
      Зрелый натуралист
  4. Shumka 4 сентября 2013 21:46
    как закупка скажу, продавцов бить надо первыми.
    Поясняя, пример, новый продукт надо закупить, ищем, находим, цена в рамках ''разумного'', говорим давай! сроки...
    проходит время, вам говорят спасибо! - но в цену был заложен ваш интерес, получите...... слабые ломаются.... и привыкают.
    выступают как поставщик. цена просто конфетка.... заказчик.... цена супер! прикрути столько... разницу мне.
    вот этот дятел один из ''продуктов'' прикорма.
    конечно не все такие, но обидно народу как кость кидают а они потом хоть маму про дадут.
    пс.
    я такие компании вычеркиваю на всегда.
    Shumka
  5. Мой адрес 4 сентября 2013 21:47
    Для начала надо начать бороться. И прекратить болтать о сложности борьбы, о достижениях в борьбе. Наш тандем и не начинал бороться.

    ВВП не раз отстаивал высокую оплату высоким чиновникам как метод отвращения этих чиновников от коррупции. И как? Отвратил? Или они только чуть-чуть подворовывают, но живот положили на алтарь отечества и экономика прет вперед?

    ВВП не раз отстаивал плоскую шкалу налога на физические лица. 13% для слесаря и для олигарха. Зато, мол, олигарх не будет обманывать государство, не будет воровать сокрытием прибыли и прочими фокусами. И как? Может хоть перестали выводить деньги из страны легально и нелегально?

    Смотрю на наш тандем и не пойму, они что: а) ничего не понимают; б) не хотят понять; в) все понимают?
    1. Мой адрес 4 сентября 2013 22:18
      Дополнение.

      В 90-х начали воровать цветные металлы и лазить по шкафам в раздевалке. Выпустил распоряжение с предложением сообщать мне о посягательстве на любую личную мелочь; на ценную запчасть, инструмент и проч. За дело - премия от 25 до 50% от сделки. За сокрытие, если узнаю, неприятность. Ввел дополнительные обходы раздевалок, контроль и изоляцию ценного. Руководителям объяснил, что выгоню с позором за мелочь, за которую рабочего только лишу премии. И все! Никто не подходил ко мне! Воровство как обрезало. Конечно, у меня за спиной была хорошая служба безопасности предприятия и детство в хулиганском районе. Да и в цехе неплохо зарабатывали, правда часто задерживали оплату. Но ведь никаких чудес я не сделал, а воровать перестали.
    2. sergaivenski 5 сентября 2013 05:08
      "Окупировавший" Кремль тандем всё прекрасно понимает,только прикидываются непонимающими !!!Так легше!!!Так спокойнее для них !!!"Маршал Табуреткин"на тёплое кресло министра обороны почему сел?Своя рука посодействовала!!!А запахло жаренным,своя рука тут же ,как пешку в шахматной игре,посодействовала уходу "маршала Табуреткина"!!!
      sergaivenski
  6. NIKAVIZ 4 сентября 2013 21:58
    Пока ПРАГОВ государства не поставят к стенке - Рыжего и Тубореткина с его гаремом...так и будет ЛАПШОЙ обрастать народ дальше
    1. Герасим 4 сентября 2013 22:15
      При Петре-I один Меньшиков столько украл,что на эти деньги можно было бы купить верёвку длинной от земли до Марса!!!
      1. sergaivenski 5 сентября 2013 05:15
        Да уж!!!Но стоит заметить:царь Пётр Первый поручал князю Меньшикову самые щекотливые,самые опасные задания!!!И меньшиков ни разу царя Петра не подводил!!!"
        "Наши"же коррупционеры о стране,РОССИИ,о людях,населяющих страну ,вообще не думают!!!Урвать побольше,свалить из страны подальше-вот и все их думы!!!
        sergaivenski
  7. serge-68-68 4 сентября 2013 21:59
    А в КНР при допросе коррупционер утонул... Ох, беда-беда-огорчение...
    serge-68-68
    1. Ингвар 72 4 сентября 2013 22:06
      В Китае вице мэра Пекина расстреляли. Тоже жаль однако.
  8. Зрелый натуралист 4 сентября 2013 22:12
    Возможно снизить уровень коррупции только при условии конфискации. Но наши депутаты это никогда не примут, поэтому всё останется по-прежнему.
    Зрелый натуралист
    1. sergaivenski 5 сентября 2013 05:20
      Господа ,"окупировавшие Государственную Думу,сами по уши в дерьме,поэтому они,"народные избранники",институт конфискации имущества и отменили!!!Зачем рубить сук,на котором сидишь???
      sergaivenski
    2. Garrin 5 сентября 2013 06:49
      Цитата: Зрелый натуралист
      Возможно снизить уровень коррупции только при условии конфискации. Но наши депутаты это никогда не примут, поэтому всё останется по-прежнему.

      Пока ВВП с ДАМом отмашку не дадут, не примут ни за что. А они не дадут.
  9. Сибиряк 4 сентября 2013 22:20
    Уничтожить коррупцию в зародыше

    Даа! Если борцы с коррупцией начнут с этим бороться, в первую очередь они должны перестрелять и пересожать друг дружку. Это даже ребёнку понятно.
  10. Сибиряк 4 сентября 2013 22:35
    Цитата: Ингвар 72
    В Китае вице мэра Пекина расстреляли. Тоже жаль однако.
    Ну это в Китае... у них население + - МИЛЛИОН расстрелянных, значения не имеет, только дышать легче. А нам шахты и новые буровые разрабатывать надо. Вот бы куда эти коррупционеры пригодились (за лапшу "дошерак"), во благо Родины. good
  11. chehywed 4 сентября 2013 23:07
    Этого - не должно быть,этого - не должно быть и этого - не должно быть, а должно быть это,это и это. Чего "не должно быть" знают все,"что должно быть" знает каждый. Как перевести "этого не должно быть" в "это должно быть" - не знает никто.

    Михаил Жванецкий,80-е...а может и раньше.
  12. Яросвет 4 сентября 2013 23:31
    Ага - в зародыше уничтожить laughing
    Яросвет
  13. александр 2 5 сентября 2013 00:21
    Не понял,как они будут бороться сами с собой?
  14. александр 2 5 сентября 2013 00:21
    Не понял,как они будут бороться сами с собой?
  15. ОРЕХ 5 сентября 2013 01:15
    И всё таки нам на много проще: Если взять любого нашего чиновника и посадить его на 10 лет с формулировкой: «Сам знаешь за что», то каждый из них будет знать за что…
    ОРЕХ
  16. ОРЕХ 5 сентября 2013 01:46
    "А Васька слушает да ест..."
    И. А. Крылов. Басни. Кот и Повар

    ОРЕХ
  17. Russkiy_Prapor 5 сентября 2013 02:22
    Вся борьба с коррупцией, на самом деле не что иное, как межклановые войны за влияние и за самые жирные куски. А народу показывают показательные процессы над проигравшими. В сущности нас кормят дерьмом, причём нагло и в весьма примитивной форме.
  18. studentmati 5 сентября 2013 02:59
    Возникновение коррупционных отношений в ОПК возможно на всех этапах закупочного цикла, и начинать борьбу с этим злом надо уже на этапе формирования гособоронзаказа.

    Начинать работу необходимо с детских яслей, и в первую очередь с себя.
  19. maxiban 5 сентября 2013 03:09
    Странное название статьи. Это не зародыш, это полностью сформировавшийся организм в полном расцвете сил.
  20. maxiban 5 сентября 2013 03:09
    Странное название статьи. Это не зародыш, это полностью сформировавшийся организм в полном расцвете сил.
  21. horoh 5 сентября 2013 05:25
    Без жёстких действий коррупцию не уничтожить, это касается не только законов, но и отношения людей к своим прямым обязанастям.
  22. Oskar 5 сентября 2013 05:48
    Людей прошедших в 90-е и последующие годы "коридоры власти" нужно выметать из Кремля поганой метлой! И на пушечный выстрел к власти не допускать. Пусть лес рубят, ЧЕРВИ! Они все "прокаженные" коррупцией!
    Oskar
  23. andrei332809 5 сентября 2013 06:07
    когда коррупционер борется с коррупцией- это звучит по крайней мере странно
  24. michajlo 5 сентября 2013 13:15
    Цитата: Смелый
    Начинать надо с себя, быть честным и порядочным человеком, и приносить пользу государству на том участке деятельности, которое поручено.

    Цитата: Мой адрес
    Для начала надо начать бороться. И прекратить болтать о сложности борьбы, о достижениях в борьбе. Наш тандем и не начинал бороться.

    ВВП не раз отстаивал высокую оплату высоким чиновникам как метод отвращения этих чиновников от коррупции. И как? Отвратил? Или они только чуть-чуть подворовывают, но живот положили на алтарь отечества и экономика прет вперед?

    ВВП не раз отстаивал плоскую шкалу налога на физические лица. 13% для слесаря и для олигарха. Зато, мол, олигарх не будет обманывать государство, не будет воровать сокрытием прибыли и прочими фокусами. И как? Может хоть перестали выводить деньги из страны легально и нелегально?

    Смотрю на наш тандем и не пойму, они что: а) ничего не понимают; б) не хотят понять; в) все понимают?

    Цитата: Зрелый натуралист
    Возможно снизить уровень коррупции только при условии конфискации. Но наши депутаты это никогда не примут, поэтому всё останется по-прежнему.

    Цитата: Сибиряк
    Уничтожить коррупцию в зародыше

    Даа! Если борцы с коррупцией начнут с этим бороться, в первую очередь они должны перестрелять и пересожать друг дружку. Это даже ребёнку понятно.

    Цитата: andrei332809
    когда коррупционер борется с коррупцией- это звучит по крайней мере странно

    Добрый день всем!
  25. митридат 10 сентября 2013 15:53
    с коррупцией бороться бесполезно. Страна погрязла в этом болоте. Дело Сердюкова весьма показательно - видно, что ворон ворону глаз не выклюет. Нужна политическая воля, а ее нет

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня