Кратко о задачах и перспективах Тихоокеанского флота

19
В былые годы Тихоокеанский флот (ТОФ) был крупнейшим оперативно-стратегическим объединением отечественного военно-морского флота. Огромная зона ответственности заставляла государство активно развивать его и обеспечивать всем необходимым. После распада Советского Союза экономические и, как следствие, промышленные или логистические возможности страны резко сократились, что среди прочего привело к ухудшению состояния ВМФ в целом и Тихоокеанского флота в частности.

Кратко о задачах и перспективах Тихоокеанского флота


Не так давно была опубликована статья А. Храмчихина, в которой сравнивалось состояние военно-морских сил разных стран на Тихом океане. В результате сравнения ТОФ оказался лишь на пятом месте, уступив флотам Китая, США и других государств. Несмотря на все споры вокруг этого рейтинга, состояние Тихоокеанского флота действительно заметно хуже, чем несколько десятилетий назад. На восстановление былого потенциала потребуется потратить очень много времени, сил и средств. При этом необходимо определиться с ответами на несколько важных вопросов.

В первую очередь требуется найти основные задачи для ТОФ, которые он сможет полноценно выполнять даже при текущем состоянии кораблей и вспомогательных объектов. Одна из основных задач Тихоокеанского флота – присутствие в регионе. К сожалению, в нынешнем состоянии ТОФ не может постоянно дежурить в важных районах Тихого океана и его морей. В связи с этим нередко высказывается предложение ограничить зону ответственности Тихоокеанского флота прибрежной полосой шириной в несколько сотен миль. Дальние походы в таком случае будут редким событием.

Вторая задача ТОФ – охрана восточных рубежей России. Одним из самых активно обсуждаемых в этом контексте вопросов является потенциальное нападение Японии с целью захвата Курильских островов. Стоит отметить, подобный вооруженный конфликт является не только предметом обсуждений, но и одной из легенд учений Тихоокеанского флота. Во время маневров регулярно проводятся соответствующие мероприятия, целью которых является отработка противодействия десанту или высадки на неподготовленное побережье островов.

Из охраны Курильских островов прямо следует вопрос экономического характера. Воды вокруг островов и проливы между Курильской грядой и материком более чем интересны с промысловой точки зрения – в этих районах ведется добыча рыбы, в том числе и ценных пород. Рыболовный промысел является одной из важных статей доходов дальневосточных регионов России, в связи с чем требуется соответствующий подход к защите своих экономических интересов.

В середине августа корабли Тихоокеанского флота и береговой охраны пограничной службы ФСБ участвовали в совместных учениях, в ходе которых отрабатывались задачи охраны государственной границы и противодействия террористам. Стоит отметить, самой частой проблемой береговой охраны ФСБ оказываются различные нарушители границы, которые подавляющем большинстве случаев разрешения входят в российские территориальные воды именно с браконьерскими целями.

Объемы незаконного лова рыбы в настоящее время таковы, что береговой охране приходится инициировать сотрудничество с военно-морским флотом в области защиты территориальных вод. По разным оценкам, зарубежные браконьеры ежегодно вылавливают рыбы и прочих «даров моря» на сумму не менее полумиллиарда американских долларов. Более того, встречаются оценки около 600-700 миллионов. Таким образом, активные совместные действия пограничников и военных моряков позволят сохранять немалую долю запасов природных ресурсов, не давая зарубежным рыбакам вылавливать их безо всякого разрешения на то.

Тем не менее, Тихоокеанский флот, выполняя различные учебные и боевые задачи на небольшом удалении от баз, не должен забывать и о дальних походах. Кроме того, необходимо учитывать возможность взаимодействия кораблей ТОФ с кораблями других российских флотов. Северный, Балтийский и Черноморский флоты регулярно имеют возможность отрабатывать такое взаимодействие в ходе походов в Средиземное море или Аденский залив. Тихоокеанский флот, ввиду географического положения его баз, значительно ограничен в таких возможностях. Однако, как показали события недавнего времени, ТОФ при необходимости может получить помощь от других оперативно-стратегических объединений ВМФ.

В середине августа флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва», выйдя из Черного моря, достиг Кубы, а затем совершил переход к городу Коринто (Никарагуа) на тихоокеанском побережье Центральной Америки. Этот поход черноморских моряков наглядно показывает мобильность соединений, которая может пригодиться при соответствующем развитии событий.

Вне зависимости от конкретных учебных или боевых задач, стоящих перед Тихоокеанским флотом, главной и основной проблемой остается обновление материальной части и вспомогательных объектов. Годы недостаточного финансирования плохо сказались на состоянии всех составляющих флота и необходимо в минимальные сроки восстановить потерянное и наверстать упущенное. Только после этого удастся не только эффективно защищать прибрежную зону, но и совершать походы в удаленные районы Тихого океана, неся в них постоянное дежурство.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://rus.ruvr.ru/
http://vpk-news.ru/
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    4 сентября 2013 08:15
    В былые годы Тихоокеанский флот (ТОФ) был крупнейшим оперативно-стратегическим объединением отечественного военно-морского флота.


    Как то даже обидно за КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ТОФ, за незаслуженное снятие ордена Красного Знамени, автором, со знамени Флота.
    Сам служил и не дадим Флот в обиду!
    1. +3
      4 сентября 2013 08:24
      Одними лозунгами и патриотическими комментами дела не исправить.А реальность такова, что ТФ сегодня не сможет противостоять не только американскому флоту,но и китайскому,японскому и какому-то еще. Надо от разговоров перейти к делу.
      1. +4
        4 сентября 2013 12:18
        Так что теперь, можно и в го.но затаптывать КТОФ?
        Или Вы какие то "дела" делаете, для поднятия на мировой или хотя бы на прежний уровень состояние КТОФа?
        Я помню его в середине 70-х.
        А почему не без патриотизма? Или Вам, судя по флагу, все пофигу?
        Болтать и писать красиво это еще не дела!
        Так-то вот, г-н xetai9977.
    2. +2
      4 сентября 2013 13:38
      Это не он орден снял, а они ...
  2. +17
    4 сентября 2013 09:21
    В первую очередь требуется найти основные задачи для ТОФ, которые он сможет полноценно выполнять даже при текущем состоянии кораблей и вспомогательных объектов.


    Вот эта фраза является ключевой при определении перспектив развития не только ТОФ, но и всего ВМФ. Я уволился из ВМФ (морской авиации) 4 года назад. В последние годы службы, как представитель "Арбатского военного округа", часто принимал участие в учениях оперативно-стратегического уровня, и, естественно, владел информацией о текущем состоянии и перспективах развития флота. Если в двух словах, то скажу так: при нынешней власти перспектив вернуть флот хотя бы до 30%-ного уровня от СССР нет! И все задачи на каждый последующий год формируются именно исходя из ТЕКУЩЕГО состояния группировок. А так как "текущее состояние" регулярно ухудшается, то и новые задачи "затачиваются" именно под это состояние. Получается парадокс: задачи и возможности постоянно снижаются, но они СООТВЕТСТВУЮТ возможностям флота! Несколько раз слышал доклад Путину командующих флотами по результатам инспекционных проверок, там была такая "замечательная" фраза: "В целом вверенный мне флот СПОСОБЕН выполнить задачи по предназначению". Вот так! Скоро он будет "способен" потопить 2-3 джонки и выставить десяток мин в бухте Золотой Рог... А что? Других-то задач скоро и не будет! Я, конечно, немного утрирую, но тенденция именно такова! Тем более, что если командующие докладывают, что флот "способен" (!), то у властей и голова не болит: если способны, то и служите, родимые!
    1. DDA
      DDA
      +8
      4 сентября 2013 09:34
      Согласен с Вами, еще учась в ТОВМУ им СО Макарова видел как ТОФ мельчал в 90е-2000е, по поводу морской авиации ТОФ, ну более менее дела обстояли у противолодочников, хотя ресурс ИЛ-38 постоянно продлялся уже после его окончания, что до ракетоносной авиации можно сказать ей довно каюк судите сами в "монгохто" могли летать только 3 ТУ-22М3. А что касаеть задачь флота то они однозначны тут нечего придумывать "присутствие на АТТВД, способность отразить огрессию любого соседа с целью обеспечения территориальных и экономических интересов РФ" да для етого нужны корабли и не какието "Мистрали", а для этого их строить надо.
      1. avg
        0
        6 сентября 2013 12:37
        Извините, но чем вам Мистраль не нравится? Эти два хоть строятся и в обозримом будущем придут на флот. Вы посмотрите, сколько времени, и с каким качеством ремонтируются сейчас корабли. А компанию против Мистралей раздули судостроительные олигархи, действующие по принципу: "сам не гам и другому не дам", а тут такой кусок мимо рта пролетает. А то, что не одного вертолетоносца нет, и имеющиеся БДК загибаются им плевать.
  3. AVV
    +1
    4 сентября 2013 09:38
    Горбачев и Ельцин приложили усилия для развала ТОФ,но несмотря ни на что флот живет и развивается,может не так быстро как хотелось бы!Будем надеяться на лучшее,и государство восстановлению ТОФ поможет!!!
    1. Nick_1972
      +6
      4 сентября 2013 10:35
      Еще года три-четыре такого "восстановления" и флот придется создавать заново. Из кораблей первого ранга на ходу крейсер, три БПК и де-юре один эсминец. Надолго их хватит?
    2. 0
      4 сентября 2013 11:04
      Что с миром творится, развалил великую страну Нобеля тебе, воины на право и налево развязываешь Нобеля мира тебе.
  4. Alex-z84
    0
    4 сентября 2013 12:05
    Неужели все так плохо разве нет планов пополнения ТОФ новыми короблями!?
  5. кузнецов 1977
    +3
    4 сентября 2013 12:58
    КФЛ будет уже в обозримом будущем в шоколаде и обновлено (Дагестан + Татарстан + 4 МАК (3 проекта 21630 и МАК-160 «Гомель» проекта 1241.1Т переделали недавно) + 6 МРК 21631 с УКСК ( 2 "Углич" и Град Свияжск" уже на ходовых испытаниях, еще 4 заложены)+ Серны + Дюгони + вспомогательный флот, все новье, впридачу к уже имеющимся 3 МРК проекта 1241, 3 РКА проекта 206, 5 АКА (4 проекта 1204, 1 проекта 1400М)и 7 тральщикам.
    ЧФ существенно планируют обновить к 17 году, т.е. 5 фрегатов 11356, заложены и строятся, шестой планируется заложить в этом году, плюс 6 ДЭПЛ проекта 636.6, вступление первых трех которых ожидается в 2014 году, плюс заложенный 25.07.2013 года 2 корабль проекта 20385 "Проворный", сдача флоту которого ожидается 2016 году, в придачу к еще бодрым "старичкам" РКР "Москва", СКР "Сметливый" с "Москитами", 2 СКР проекта 1135 ("Ладный" и "Пытливый"), ДЭПЛ проекта 877 "Алроса", 2 МРК проекта 1239 ("Бора и Самум"), 2 МРК проекта 1234-1, 5 МРК проекта 1241, 6 МПК проекта 1241М, 1 МПК проекта 1145.1, 11 тральщикам, и в целом ситуация с возрастным старым флотом будет терпимой.
    БФ уже сейчас неплох – СКР " Ярослав Мудрый" и "Неустрашимый" держат океанскую вахту, ядро корветов 20380 (уже 3, а скоро 4-сдача флоту "Стойкого" ожидается в ноябре этого года) Балтику и начали ходить по Европе. Плюс планируется постройка для БФ еще 3 фрегатов проекта 11356. Кроме того на Балтике базируется единственная новейшая ДЭПЛ проекта 677 ("Санкт-Петербург"), правда поговаривают о ее переходе на СФ. И все это к одному ЭМ проекта 956 ("Настойчивый"), 2 ДЭПЛ проекта 877, 4 МРК проекта 1234-1, 7 МПК проекта 1331М, 7 МРК проекта 1241 и 20 тральщикам. Ситуация уже терпима.
    СФ – туда строят те же 22350, первый из которых "Адмирал Горшков", планируют ввести в состав флота в конце этого года, 20385 и прочее, да и это самый сильный флот сегодня, более того, возраст довольно невелик, тот же "Петр Великий"-1996 года; "Чабан"- 1999 года, Кулаков вообще считайте 2010, ибо там машины меняли. Недавно прошла модернизацию ДЭПЛ проекта 877 "Калуга". К этому учитывайте 2 ПЛАРБ "Юрий Долгорукий" и "Владимир Мономах" и ПЛА проекта 885 "Северодвинск", проблемы с которой надеюсь утрясут и она вступит в состав флота.
    Остается только ТОФ с "Варягом" и 4 БПК, которые из океана не выходят, да ЭМ проекта 956 "Быстрым", который далеко пускать опасно, 4 МРК проекта 1234-1, 8 МПК проекта 1241М, 11 РКа проекта 1241. И если другие флота активно обновляют или планируют обновлять, то для ТОФ строят лишь корветы (УДК пока вынесем за скобки) и те со скрипом на местном ССЗ. 22350 первые на СФ заявляются и темп такой, что к ТОФу подойдут после 20 года. Сам же ТОФ для себя с горем пополам строит корветы 20380, срывая все возможные сроки, так "Совершенный" строящийся на АСЗ, который должен был вступить в строй в этом году будет введен только в конце следующего, та же ситуация со строящимся "Гремящим" что и неудивительно. Правда на ТОФ планируют одну ПЛАРБ проекта 955 "Владимир Мономах", и 2 УДК ("Владивосток" в 2014 году и "Севастополь" в 2015 году), во что видя темпы строительства французов веришь. Но чем их прикрывать? Правда после окончания модернизации планируют перевести РКР "Маршал Усинов", но ее окончание ожидается аж в 2018 году. Впрочем я забыл ТОФ еще собираются усилить одним ПРДКа проекта 21980 "Грачонок". Вот как то так. С уважением! hi
    1. +2
      4 сентября 2013 14:11
      Цитата: кузнецов 1977
      тот же "Петр Великий"-1996 года;

      Ошибка. Он введён в БС в 1988 году.
      Цитата: кузнецов 1977
      Кулаков вообще считайте 2010, ибо там машины меняли

      Ошибка. Он введён в БС в 1982 году. Замена двигателя не делает ваш автомобиль "моложе" на 28 лет!
      1. кузнецов 1977
        0
        4 сентября 2013 14:26
        Похоже мы с Вами ошиблись или описались оба
        Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался Куйбышев, потом — Юрий Андропов). 25 апреля 1989 года спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом президента РФ 22 апреля (1 октября) 1992 года. В 1998 году вступил в состав флота.

        http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D
        0%BA%D0%B8%D0%B9_%28%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B
        5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%29

        Что же касается "Кулакова", снова:
        19 марта 1991 корабль встал на ремонт в Североморске, но затем был переведён в Кронштадт. Из-за серьёзных финансовых трудностей его ремонт затягивался и в 1996 году вообще прекратился. Только в 2000 году корабль был переведён на завод «Северная верфь» с Кронштадтского морского завода и начал де-факто ремонтироваться. В течение 10 лет корабль оснащался новейшим оборудованием и вооружением. В апреле 2010 года после долгой замены комплексов вооружения и системы жизнеобеспечения ремонт завершился, в сентябре 2010 года корабль покинул Санкт Петербург и прибыл в Балтийск, а 7 декабря 2010 корабль прибыл в Североморск и снова вошёл в состав Северного флота ВМФ России.

        http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D
        1%80%D0%B0%D0%BB_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%28%D0%B1%D0%BE%D0%B
        B%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE
        %D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C%
        29

        С уважением! hi
    2. 0
      4 сентября 2013 14:37
      Цитата: кузнецов 1977
      Правда после окончания модернизации планируют перевести РКР "Маршал Усинов",

      "Нахимов", тоже вроде на ТОФ планируют в 2018.
  6. Кавторанг
    +2
    4 сентября 2013 14:42
    Цитата: кузнецов 1977
    и 4 БПК, которые из океана не выходят

    Только вот одновременно они там не находятся. Максимум, на краткосрочный выход могут быть два - как на совместных с КНР учениях этого года. Куда-то далеко - один, остальные отдают ему все, вплоть до плат электроники. А ЗИП и еще кое-что, без чего ИБМ корабль в море не выпустит, тут ,по неизвестным причинам, принято возить военно-транспортными самолетами МА ТОФ из Центральной России fool
    Цитата: полковник
    Ошибка. Он введён в БС в 1982 году. Замена двигателя не делает ваш автомобиль "моложе" на 28 лет!

    У нас тут еще один кандидат в чемпионы бесконечного ремонта есть - эсминец "Бурный". Восемь лет в заводе, к ГЭУ еще только планируют приступать. Может и побить антирекорд БПК "Кулаков" по срокам ремонта.
    1. кузнецов 1977
      +1
      4 сентября 2013 15:09
      Уважаемый кавторанг, Я с Вами полностью согласен. По сути дела БПК проекта 1155 выполняют функции эскадренных миноносцев. И все это на фоне бурно растущих флотов Китая. Южной Кореи, Японии, не надо забывать и наших старых американских "друзей". Вообще на ТОФе сорваны все сроки сдачи и введения кораблей в строй. С уважением! hi
  7. Кавторанг
    +4
    4 сентября 2013 15:28
    Цитата: кузнецов 1977
    Вообще на ТОФе сорваны все сроки сдачи и введения кораблей в строй.

    К сожалению - да. Причем никто из должностных лиц отвечающих за эти сроки в части касающейся (и Ваш покорный слуга, в том числе)ничего не скрывали,обстановку по срывам сроков не приукрашивали и лапшу на уши высшему командованию не вешали, а наоборот звонили во все колокола каждый божий день.
    Вот еще парочка призраков: дизельная Б-187 и атомная "Иркутск".
  8. +1
    4 сентября 2013 18:25
    В заглавии такой актуальный замах! А содержание куцее и суконно написанное .:( Жаль.
  9. +1
    4 сентября 2013 21:28
    Согласен, заявленная тема не раскрыта даже кратко.
  10. 0
    5 сентября 2013 01:57
    высказывается предложение ограничить зону ответственности Тихоокеанского флота прибрежной полосой шириной в несколько сотен миль. Дальние походы в таком случае будут редким событием
    Такого высказывателя за его предложения на один с сердюковым и чубайсом сук!
    Стоит отметить, самой частой проблемой береговой охраны ФСБ оказываются различные нарушители границы, которые подавляющем большинстве случаев разрешения входят в российские территориальные воды именно с браконьерскими целями.
    А вот тут автор в духе самых демократических веяний передёргивает.Нарушители вылавливают каплю,большей частью свои,работая на иностранцев.Само собой что не от хорошей жизни
    Рыболовный промысел является одной из важных статей доходов дальневосточных регионов России, в связи с чем требуется соответствующий подход к защите своих экономических интересов.
    Тоже пустые слова,доход приносит в основном лишь взятками чиновникам,этот промысел и развалившим.
  11. 0
    5 сентября 2013 06:18
    Тихоокеанский флот РФ - это лишь призрак КТОФ СССР. А на Камчатке так надводных кораблей и вообще практически не осталось. Некоторое время назад в Авачинскую губу заходил крейсер США, так обеспечивать его рядом МРК поставили, больше нечего было.
    Хочется надеяться, что и про КТОФ в Москве тоже не забудут
  12. Ruslandeth
    0
    5 сентября 2013 06:35
    Сатья ни о чем, а ржавого Шапошникова (564) давно покрасили! Я в начале двухтысячных с батей на него ходил, батя с капитаном водку пил, а я обед с матросами наяривал (школьником был).

    Подбирайте фото правильно, пожалуйста. Еще кстати на Улиссе 4ре "Варшавянки" стоит, одна из них даже в параде участвует ко дню ВМФ. Не все еще развалили.
    1. +1
      5 сентября 2013 09:08
      Цитата: Ruslandeth
      батя с капитаном водку пил,


      Капитаны бывают на гражданских судах, а военными кораблями командуют командиры!