В Японии спустили на воду самый крупный боевой корабль со времен войны

6 августа 2013 года в годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, в Иокогаме широкой публике был представлен крупнейший со времен Второй мировой войны боевой корабль японского флота. Речь идет об «эскадренном миноносце-вертолетоносце» типа 22DDH, бортовой номер корабля DDH-183. За этой довольно пространной и обусловленной местной спецификой классификацией скрывается полноценный вертолетоносец, который по своим размерам и всем своим внешним видом и вовсе напоминает небольшой авианосец. Полное водоизмещение корабля составляет 27 тысяч тонн, а длина 248 метров. Корабль должен войти в строй Сил Самообороны Японии в 2015 году и является первым в серии. Второй корабль по этому проекту будет заложен в январе 2014 года, он войдет в состав флота в 2017 году.

Корабль получил свое название по древней японской провинции, а также в честь крейсера времен Русско-японской войны. Фактически и по своей конструкции, и по водоизмещению – это крупный современный вертолетоносец, который всего за несколько месяцев можно при незначительных переделках превратить в легкий авианосец. Для этого у корабля есть плоская полетная палуба по всему корпусу длиной практически в 250 метров, а командная надстройка смещена к правому борту судна.


По своим характеристикам новый японский вертолетоносец можно сравнить с французским проектом «Мистраль», вертолетоносцы-доки данного проекта в скором времени должны войти в состав российского флота. Предполагается, что появятся они как раз на Тихоокеанском флоте. Японский «Идзумо» длиннее французского «Мистраля» практически на полсотни метров и обладает большим полным водоизмещение (27 тысяч тонн против 21 тысячи тонн), при этом он несет на своем борту значительно меньше вертолетов (лишь 14 против 35 на вертолетоносце французского проекта).

В Японии спустили на воду самый крупный боевой корабль со времен войны

Стоит отметить, что «Идзумо» это уже 3-й по счету вертолетоносец в составе японских ВМС. При этом спуск на воду нового корабля данного класса не стал для соседей Японии неожиданностью, как об этом пишут в некоторых СМИ. В отношении публикации бюджетов на постройку кораблей Япония довольно открытая страна. Также здесь публикуются основные характеристики обо всех вновь заложенных судах. В печати в частности сообщалось о том, что в мае 2006 года был заложен первый из них – 16DDH. Уже в августе 2007 года корабль был спущен на воду и получил имя «Хюга», в апреле 2009 года он официально вступил в состав флота.

Уже тогда экспертами отмечалось расхождение в маркировке класса «Хюга» и его фактическим обликом. По своему водоизмещению «эскадренный миноносец» «Хюга» был в 3 раза больше обычных эсминцев. Обладал сплошной палубой от носа до кормы и смещенной на правый борт надстройкой, точно также, как у всех авианосцев. Поэтому «Хюга» многими экспертами сразу рассматривался как универсальный десантный корабль, а некоторыми даже как легкий авианосец. Полетная палуба длиной почти в 200 метров и полное водоизмещение в 18 тысяч тонн выступали в пользу таких предположений. Вертолетоносец мог взять на борт 11 вертолетов различного назначения. При этом задачи по высадке десанта с борта «Хюга» уже отрабатывались на учениях, в том числе с привлечением американских морских пехотинцев. Второй однотипный с «Хюга» корабль заложили в Японии в мае 2008 года, он был спущен на воду в марте 2011 года и получил имя «Исэ».

Новый вертолетоносец «Идзумо» в состоянии обеспечить одновременный взлет и посадку 5 вертолетов, на его борту может находиться до 14 винтокрылых машин различного назначения. «Идзумо» может использоваться в роли корабля снабжения, в частности проводить дозаправку других действующих совместно боевых кораблей. Установленное на нем оборудование позволяет использовать его в роли плавучего штаба во время спасательных операций как за рубежом, так и в самой Японии. На борту корабля имеется собственный госпиталь, рассчитанный на прием 35 пациентов.


Авиагруппа корабля может состоять из 14 различных вертолетов, типовой ее состав – 7 противолодочных вертолетов и 2 поисково-спасательных. В обозримом будущем основой задачей корабля должна стать борьба с подлодками вероятного противника. При этом он обладает возможностями и для транспортировки войск. На его борту может разместиться до 400 десантников, а также до 50 грузовых автомобилей массой в 3,5 тонны. Возможности по высадке десанта с борта «Идзумо», разумеется, достаточно ограничены, но тут стоит вспомнить недавние совместные японо-американские учения, в ходе которых на палубу предшественника «Идзумо», эсминца-вертолетоносца типа «Хюга», совершали посадку конвертопланы V-22 «Оспри».

Практически во всех статьях и заметках о новом японском корабле обсуждается возможность использования с его палубы самолетов вертикального взлета и посадки F-35B «Лайтнинг 2». Сухопутную модификацию данного новейшего американского истребителя с обычным взлетом и посадкой Япония заказала еще в декабре 2011 года. Несмотря на тот факт, что длина полетной палубы «Идзумо» позволяет использовать F-35B даже без установки трамплина, кораблю все равно потребовалась бы существенная доработка – вероятно усиление лифтов самолетоподъемников, покрытие палубы термостойкими материалами, установка систем для автоматизации посадки. При этом данные проблемы не являются технически непреодолимыми, так что вопрос возвращения в состав японского флота вертолетоносцев лежит в первую очередь в области политики.

Реакция соседей

Габариты корабля и его внешний вид дали повод многим экспертам говорить о том, что под видом противолодочного вертолетоносца в Японии создается полноценный авианосец, на котором в перспективе можно будет разместить истребители пятого поколения – американские F-35 с системой вертикального взлета и посадки. В то же время в Силах самообороны Японии пока что утверждают, что не собираются переоборудовать корабль. Тем более, что обладание собственными авианосцами не допускается пацифистской конституцией послевоенной Японии.


Японские военные моряки планируют использовать новый корабль не только для охраны своих границ, но и для проведения крупномасштабных спасательных операций в случае повторения природных катаклизмов, наподобие землетрясения в регионе Тохоку в 2011 году. При этом, именно спуск на воду «Идзумо» в виде нового аргумента в вопросе о границах особенно остро стоит во взаимоотношениях между Японией и Китаем. В настоящее время два этих государства оспаривают право на острова Сэнкаку (Дяоюйдао). Фактически ответом на спуск на воду нового японского вертолетоносца, стало появление в районе спорных островов кораблей из состава морской полиции КНР.

В настоящее время Япония уже обладает военно-морским флотом, который экспертами признается один из лучших как по техническому оснащению, так и по подготовке личного состава среди флотов всех стран данного региона. При этом у Японии не было сил и средств для осуществления полноценных десантных операций. Данный недостаток частично можно устранить введением в состав флота новых «эскадренных миноносцев-вертолетоносцев». Однако проведению десантных операций в настоящее время «мешает» Конституция Японии, которая ограничивает деятельность японских вооруженных сил лишь оборонительными функциями, а это в свою очередь не позволяет стране восходящего солнца строить авианосцы. По этой же причине многие полагают, что Япония строит авианосцы под видом вертолетоносцев.

Правящие круги Японии официально заявляют о том, что страна не вынашивает планов применения «Идзумо» в наступательных целях. Несмотря на это по сообщениям японских корреспондентов, соседние страны, в частности Южная Корея и Китай, очень негативно отнеслись к новости о спуске на воду в Японии очередного вертолетоносца. Об этом свидетельствуют публикации корреспондентов газеты «Асахи» из Сеула и Пекина. В них в частности говорится о жесткой отрицательной реакции СМИ двух этих стран на рост боевой мощи японского флота. В этих государствах это расценивают, как «поворот на милитаристский курс развития».



Корреспондент японской газеты «Асахи» в Пекине пишет, что китайские журналисты выносят фотографии с церемонии спуска на воду нового вертолетоносца на первые полосы газет и называют «Идзумо» «фактически авианосцем». Японский корреспондент процитировал китайского эксперта, который на центральном государственном канале говорил о том, что вертолетоносец «Идзумо» может действовать как стандартный авианосец всего лишь после двухмесячной модернизации. В китайских газетах, сообщает корреспондент, говорится о том, что «наступательные возможности «Идзумо» будут значительно выше после размещения на его палубе истребителей вертикального взлета и посадки F-35B.

Источники информации:
-http://nvo.ng.ru/concepts/2013-08-30/1_avianoscy.html
-http://newsradio.com.ua/rus/2013_08_07/JAponija-obespokoila-Kitaj-odnoklassnikom-Mistralja-VIDEO
-http://thewaran.livejournal.com/27211.html
-http://supercoolpics.com
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти