«Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

Известный российский тележурналист Михаил Леонтьев был гостем этого престижного авиафорума, призванного продемонстрировать достижения отечественной промышленности в сфере авиационных и космических технологий, и мы обратились к нему с просьбой поделиться своим мнением о завершившемся мероприятии.
О «МАКСе» только ленивый не сказал гадость
Мне удалось полетать на Як-130 (учебно-боевой самолет. – Прим. KM.RU). Это совершенно потрясающая машина с точки зрения выстраивания всей линейки обучения пилотов от начального до боевого применения. Это очень пластичный самолет!
О «МАКСе» только ленивый не сказал гадость, и какие-то основания у многих были: и президент не приехал, хотя раньше все время приезжал, а сейчас послал премьер-министра; и дождь пошел, и практически не было серьезных новинок. Да, летали два прототипа Т-50, но все к этому привыкли и никого это не удивляет. Это не законченный самолет, а продвинутый прототип. Делаем мы его сами, это перспективная машина для наших ВВС на следующее поколение. После Соединенных Штатов мы – единственная страна, которая разрабатывает пятое поколение в авиации. Из этого можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе в мире останется не более двух великих авиационных держав.
У нас с военной авиацией практически нет проблем. Да, есть моменты технического характера, но они преодолимы. А в «гражданке» проблемы есть, но уже делается первый опытный экземпляр магистрального самолета МС-21. Это самая массовая категория самолетов, замена Ту-154 и аналог А-320.
Говорят, что все плохо, что мало иностранцев, и организаторы оказались не готовы к дождю. Хотя как к нему можно подготовиться, когда народ тысячами попер вон с площадки и никакое количество автобусов не сможет вывезти людей?.. Но, тем не менее, выставка очень показательная и симптоматичная.
Десять лет назад, пять лет назад об этом и мечтать не могли
На этой выставке активно летали и демонстрировались серийные самолеты, закупаемые отечественной авиацией. Это не только Як-130, но и Су-30СМ, который поступает в количествах, практически предельных для возможностей российского авиапрома. Есть у нас и экспорт, который сокращается, но, тем не менее, он весьма существенен. То, что это никто не замечает, то, что за брюзжанием это осталось непроговоренным, – это и есть самое приятное и самое лучшее. Если это есть, то все остальное будет.
При всех проблемах и противоречиях, притом, что очень тяжело идет реанимация гражданского авиапрома, несмотря на огромные препятствия и издержки, все это живо! Главный смысл «МАКСа» – это демонстрация того, что сейчас наша авиация гораздо живее, чем на прошлом «МАКСе», и на порядке живее, чем на первом «МАКСе». Тогда он выглядел прорывом, невиданным авиационным праздником. То был пир во время чумы, а сейчас это будни в более-менее налаживающейся жизни. Когда еще мы могли спокойно продемонстрировать серийные самолеты, закупаемые собственной армией?!
Десять лет назад, пять лет назад об этом и мечтать не могли, а сейчас они летают, поступают в части эскадрильями, осваиваются. Производство увеличивается с каждым годом. Приведу примеры. Показанный Су-30СМ – это тяжелый истребитель поколения «четыре плюс», который будет основным до того, как появится пятое поколение. Як-130 – это учебно-боевой самолет, модернизированный Ил-76 – практически новая машина.
Информация