«Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

45
На днях в Жуковском завершился Международный авиакосмический салон «МАКС-2013». Это один из самых известных в мире авиасалонов. Одним из свидетельств высокого статуса «МАКСа» является то, что он находится под патронажем президента нашей страны.

Известный российский тележурналист Михаил Леонтьев был гостем этого престижного авиафорума, призванного продемонстрировать достижения отечественной промышленности в сфере авиационных и космических технологий, и мы обратились к нему с просьбой поделиться своим мнением о завершившемся мероприятии.

О «МАКСе» только ленивый не сказал гадость

Мне удалось полетать на Як-130 (учебно-боевой самолет. – Прим. KM.RU). Это совершенно потрясающая машина с точки зрения выстраивания всей линейки обучения пилотов от начального до боевого применения. Это очень пластичный самолет!

О «МАКСе» только ленивый не сказал гадость, и какие-то основания у многих были: и президент не приехал, хотя раньше все время приезжал, а сейчас послал премьер-министра; и дождь пошел, и практически не было серьезных новинок. Да, летали два прототипа Т-50, но все к этому привыкли и никого это не удивляет. Это не законченный самолет, а продвинутый прототип. Делаем мы его сами, это перспективная машина для наших ВВС на следующее поколение. После Соединенных Штатов мы – единственная страна, которая разрабатывает пятое поколение в авиации. Из этого можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе в мире останется не более двух великих авиационных держав.

У нас с военной авиацией практически нет проблем. Да, есть моменты технического характера, но они преодолимы. А в «гражданке» проблемы есть, но уже делается первый опытный экземпляр магистрального самолета МС-21. Это самая массовая категория самолетов, замена Ту-154 и аналог А-320.

Говорят, что все плохо, что мало иностранцев, и организаторы оказались не готовы к дождю. Хотя как к нему можно подготовиться, когда народ тысячами попер вон с площадки и никакое количество автобусов не сможет вывезти людей?.. Но, тем не менее, выставка очень показательная и симптоматичная.

Десять лет назад, пять лет назад об этом и мечтать не могли

На этой выставке активно летали и демонстрировались серийные самолеты, закупаемые отечественной авиацией. Это не только Як-130, но и Су-30СМ, который поступает в количествах, практически предельных для возможностей российского авиапрома. Есть у нас и экспорт, который сокращается, но, тем не менее, он весьма существенен. То, что это никто не замечает, то, что за брюзжанием это осталось непроговоренным, – это и есть самое приятное и самое лучшее. Если это есть, то все остальное будет.

При всех проблемах и противоречиях, притом, что очень тяжело идет реанимация гражданского авиапрома, несмотря на огромные препятствия и издержки, все это живо! Главный смысл «МАКСа» – это демонстрация того, что сейчас наша авиация гораздо живее, чем на прошлом «МАКСе», и на порядке живее, чем на первом «МАКСе». Тогда он выглядел прорывом, невиданным авиационным праздником. То был пир во время чумы, а сейчас это будни в более-менее налаживающейся жизни. Когда еще мы могли спокойно продемонстрировать серийные самолеты, закупаемые собственной армией?!

Десять лет назад, пять лет назад об этом и мечтать не могли, а сейчас они летают, поступают в части эскадрильями, осваиваются. Производство увеличивается с каждым годом. Приведу примеры. Показанный Су-30СМ – это тяжелый истребитель поколения «четыре плюс», который будет основным до того, как появится пятое поколение. Як-130 – это учебно-боевой самолет, модернизированный Ил-76 – практически новая машина.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Тихий
    -16
    5 сентября 2013 07:31
    «Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

    Всё верно ! Остальные выбирают что получше и закупают . Выгоднее купить чем разработать !!!!
    1. +16
      5 сентября 2013 07:33
      Цитата: Тихий
      Дешевле купить чем разработать !!!!

      Ну это как сказать если вспомнить f-35!
      1. -1
        5 сентября 2013 14:33
        Цитата: tronin.maxim
        Цитата: Тихий
        Дешевле купить чем разработать !!!!

        Ну это как сказать если вспомнить f-35!


        Лет через 10 его доведут до летающего образца laughing
    2. Орда
      +13
      5 сентября 2013 07:40
      Цитата: Тихий
      Всё верно ! Остальные выбирают что получше и закупают . Выгоднее купить чем разработать !!!!

      ну почему же выгоднее разработать,потом создать ,потом продавать...
    3. +6
      5 сентября 2013 07:51
      У китайцев аж 2 варианта летающих прототипов..
    4. 0
      5 сентября 2013 08:07
      Почему же? У китайцев самолёт 5-го поколения уже проходит испытания.Также индусы собираются начать работы.
      1. eplewke
        +21
        5 сентября 2013 08:50
        Индусы покупают у нас Т-50, а именно FGFA маркированный. Они уже деньги вложили в наш проект. У китая нет двигателей! Фюзеляж можно и доморощенно состряпать, а двигло - штука наукоёмкая. таково у них нет, и вближайщие лет 10 не придумается, поэтому они и ждут наши СУ-35 на закупку,штоб разобрать до винтика. Так-что тезис правильный. 5-ое поколение пока в силу только 2-ум державам.
        1. +6
          5 сентября 2013 14:32
          Цитата: eplewke
          Так-что тезис правильный. 5-ое поколение пока в силу только 2-ум державам.

          И это, однако, правильно! Поэтому и сами строим...ибо нам никто не продаст авиановинки завтрашнего дня...разве что сырой и не "доваренный" американский "летающий топор"... типа Ф-35!
          Пусть позже получается, но не поздно! И никому кланяться в ножки не надо...
          1. +1
            5 сентября 2013 16:42
            Поэтому и сами строим...ибо нам никто не продаст авиановинки завтрашнего дня...разве что сырой и не "доваренный" американский "летающий топор"... типа Ф-35!

            Американцы не продадут нам Ф-35! А если и продадут, то в ухудшенном варианте, да таком, чтобы они падали каждый день. И по диким ценам. США нам ничего хорошего не предложат, хотя сами купили технологию Як-141 за 500 000 $.
      2. +7
        5 сентября 2013 09:44
        Думаю, что у китайцев он только на бумаге пятого поколения. Движков то у них точно соответствующих еще долго не будет.
        1. 0
          5 сентября 2013 14:40
          Цитата: fzr1000
          Думаю, что у китайцев он только на бумаге пятого поколения. Движков то у них точно соответствующих еще долго не будет.


          Надо им идею продать - сделать наоборот, чисто по китайски - спроектировать самолет под двигатель, спроектировать его так чтоб он подходил под требования 5-го поколения laughing
      3. +4
        5 сентября 2013 10:48
        У китайцев самолёт 5-го поколения уже проходит испытания.
        Летающий черный самолет вовсе не означает 5-е поколение. Ихние J-20 и J-21 - это скорее наш С-37/Су-47 «Беркут», демонстратор технологий, точнее опытовый экземпляр. Им до пятого поколения, как нам до них пешком.
    5. +5
      5 сентября 2013 09:06
      «Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

      Что значит - "после США?"? Такая формулировка -минимум не патриотична...
      1. +12
        5 сентября 2013 09:16
        потому что США уже разработало ,построело и успело свернуть производство Ф-22 ,мы же тут в роли нагоняющих ,фраза вполне себе отражающая реальность.
        1. +2
          5 сентября 2013 10:08
          это не так уж и плохо, такая ситуация уже была, когда Су-27 создавали как ответ на Ф-15 и при проектировании уже заложили превосходство над американцем в 10-15%
        2. 0
          5 сентября 2013 17:05
          потому что США уже разработало ,построело и успело свернуть производство Ф-22 ,мы же тут в роли нагоняющих ,фраза вполне себе отражающая реальность

          В СССР одновременно с США разрабатывали МиГ МФИ 5 поколения. Если бы не Горбачёв и Ельцин, МФИ поступил бы в войска как минимум одновременно с "Раптором". А потом в 1990-е из КБ Микояна ушли многие конструктора, и проект загнулся в 2000 г. после двух полётов. Хотя в 1990-х годах писали, что новый МиГ скоро выйдет и всех порвёт.
          США тоже были в роли нагоняющих - когда МиГи-15 сбивали Ф-86 Сейбры в Корее, МиГи-21 "Фантомы" во Вьетнаме, после появления в 1980-х годах Су-27 и МиГ-29. Су-35 превосходит Ф-22 и Ф-35, так что американцы отстают от России и сегодня. И МФИ превосходил Ф-22, если РСК "МиГ" не врёт. Если бы не развал Союза, то сегодня бы летало много хороших самолётов.
          1. алекс 241
            +2
            5 сентября 2013 17:15
            В начале 1994 г. МФИ был доставлен в Жуковский. В декабре того же года МФИ, управляемый летчиком-испытателем Романом Таскаевым, совершил скоростную рулежку по взлетно-посадочной полосе летно-исследовательского центра в Жуковском с отрывом передней стойки шасси. Однако ввиду отсутствия финансовых средств дальнейшие работы по проекту 1.42 были заморожены. Не помогли даже многочисленные обращения во всевозможные инстанции. МФИ — это тяжелый одноместный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), среднерасположенным треугольным крылом и V-образным хвостовым оперением. В нашей стране такая аэродинамическая схема при проектировании реактивных машин реализована впервые.
          2. +3
            5 сентября 2013 21:29
            по факту сколько у нас в строю истребителей пятого поколения и сколько у американцев??? Нам догнять в количестве примерно 200 шт надо ,что тут еще не понятного? сколь замечательным не был бы проэкт МиГ1.42 ,и каким бы великолепным не был бы ПаК ФА ,их нужно еще построить в нужном количестве и довести до боевой готовности , а разговоры о первенстве разработок это все пустое.
      2. +1
        5 сентября 2013 09:20
        я вот подумал, продавая су-35, наши ведь вполне могут китаёзам сделать финт, например без потери мощности применить какой то более простой механизм, скопировав который далее не протолкнешься при разработках, так и же и сплавы, состав металла определить можно, с технологией конечно сложней на порядок, но и сплавы для китайцев ведь наверняка тоже делают совсем из других комбинаций металлов, чтоб пустить по ложному следу так сказать...
      3. 0
        5 сентября 2013 14:43
        Цитата: Stiletto
        «Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

        Что значит - "после США?"? Такая формулировка -минимум не патриотична...


        Банальная скромность. Человек, который так сказал просто так воспитан - не выпендриваться.
    6. +2
      5 сентября 2013 14:33
      Цитата: Тихий
      «Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

      Всё верно ! Остальные выбирают что получше и закупают . Выгоднее купить чем разработать !!!!


      В один прекрасный момент приходиш в магазин купить самолет а тебе сообщают, что папусу высокоточное оружие продавать не будут, просто потому что папуас. В общем я согласен правильно - пусть покупают ...

      Опять таки страны которые не создадут свой самолет пятого поколения гарантировано не создаду самолет следующего, и послеюдующих. Нам это только на руку.
      1. 0
        5 сентября 2013 19:57
        вообщето-то так
        "Мы – единственная Страна кроме США
    7. luka095
      0
      5 сентября 2013 21:36
      Цитата: Тихий
      Остальные выбирают что получше и закупают . Выгоднее купить чем разработать !!!!

      Если продадут! Покупатель - всегда отстающий от производителя!
  2. +2
    5 сентября 2013 07:42
    А китайский самолёт 5-го поколения? также можно сказать что индусы будут на нашей платформе Т-50 по сути лепить свой самолёт 5-го поколения. Имхо. Но я думаю наши не додумаются продать индусам двигатели следующих поколений по лицензии которые разрабатываются для Т-50.
    1. Trofimov174
      +2
      5 сентября 2013 10:28
      У китайцев вообще странная история с их самолетами, они вроде бы есть и в то же время их нет, говорят, что это скорее демонстраторы технологий или ранние прототипы, а не готовые самолеты на испытаниях.
      Индия в этом плане вообще за бортом, разработки своего самолета они не ведут, собираются летать на экспортной двухместной модификации Т-50 с заменой некоторой аппаратуры локального производства ради удешевления.
  3. ed65b
    +7
    5 сентября 2013 08:21
    Я согласен с автором, только мы и сша, китай не может сделать 5 поколение, нет у него технологий двигателестроения. Планер слепить не есть 5 поколение.
    1. +2
      5 сентября 2013 08:24
      Цитата: ed65b
      Планер слепить не есть 5 поколение.


      - солидарен!
      1. +4
        5 сентября 2013 09:14
        да и как-бэ авионику и вооружения надобно подтянуть. А то китайцы иронизируют по поводу российской РЛС с АФАР Жук, с китайскими микросхемами.
        1. +5
          5 сентября 2013 09:59
          Как признались сами американцы у них тоже проблемы из-за использования китайских электронных компонентов. А микропроцессоры у нас свои. И ракеты ничем не уступают американским, а по дальности некоторые превосходят.
      2. +3
        5 сентября 2013 09:18
        начнем с того что в начале 90х первым взлетевшим истребителем 5го поколения считался шведский Гриппен . Рафали и Еврофайтеры тоже туда зачислялись ,а вот теперь оказалось что они все не у дел.
  4. 0
    5 сентября 2013 09:00
    Цитата: LaGlobal
    «Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

    Китайцы вообще-то говорят, что уже сделали 5е поколение и испытывают. Турки обещали самостоятельно сделать истребитель 5-го поколения и при этом били себя ятаганом по голове (у нас обычно в таких случаях принято стучать прической об паркет или пяткой в грудь). Иранцы тоже говорили, что сделают сами. Они уже невидимку сделали. Правда там какой-то "голубь мира" получился. Но стремление сделать обозначили. И ещё проходила информация, что японцы собираются собственный самолёт 5го поколения разрабатывать, причём уже чуть ли не начали. Правда им сейчас не до авиации...
    1. ed65b
      +2
      5 сентября 2013 10:06
      Цитата: пенсионер
      Цитата: LaGlobal
      «Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

      Китайцы вообще-то говорят, что уже сделали 5е поколение и испытывают. Турки обещали самостоятельно сделать истребитель 5-го поколения и при этом били себя ятаганом по голове (у нас обычно в таких случаях принято стучать прической об паркет или пяткой в грудь). Иранцы тоже говорили, что сделают сами. Они уже невидимку сделали. Правда там какой-то "голубь мира" получился. Но стремление сделать обозначили. И ещё проходила информация, что японцы собираются собственный самолёт 5го поколения разрабатывать, причём уже чуть ли не начали. Правда им сейчас не до авиации...

      Как сейчас принято говорить, тренд. Слово модное и загадочное 5 поколение.ВАХ.
    2. +1
      5 сентября 2013 12:06
      Цитата: пенсионер
      И ещё проходила информация, что японцы собираются собственный самолёт 5го поколения разрабатывать, причём уже чуть ли не начали.

      Хотят, это точно...
      Министерство обороны Японии запросило у правительства финансирование в размере 5,5 миллиарда иен (55,1 миллиона долларов), которое планируется направить на сборку и испытание первого летного образца перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin.
      Как сообщает Jane's, первый полет самолета запланирован на 2014 финансовый год, который в Японии начнется 1 апреля будущего года.
    3. 0
      5 сентября 2013 14:39
      Цитата: пенсионер
      японцы собираются собственный самолёт 5го поколения разрабатывать

      ...и выделили на это "ну просто очень" большие деньги -- 4,5 млрд йен на создание прототипа, что означает примерно 45,0-45,5 млн долл...как раз построить есть возможность прототип самолета 5-го поколения... из бумаги...
  5. +2
    5 сентября 2013 09:08
    Говорить можно многое, но факты остаются фактами, у нас действительно строится истребитель 5-го поколения, а у китайцев еще не пойми что им еще лет 15-20 работать в этом направлении для достижения цели.
  6. Vtel
    +2
    5 сентября 2013 09:29
    Не смотря на все палки в шасси - мы летали - летаем и будем летать и сбивать. Наща фанера круче, что доказал еще - У2. Если бы еще не мешала 5-я колонна, Чубайс их побери.
  7. Alexander Borey
    +12
    5 сентября 2013 09:47
    "О «МАКСе» только ленивый не сказал гадость".
    Я о МАКСЕ не сказал гадость. laughing
    Российская боевая авиация без преувеличений лучшая бв мире,и если сейчас мы на таких высоких позициях,то в будущем нас ждут еще бОльшие успехи и достижения.Создать с нуля боевой самолет,к тому же не имеющий аналогов по многим параметрам,может далеко не каждое государство.Таких стран единицы и их можно на пальцах пересчитать.Даже амеры свой F-35 делали в кооперации со многими странами.Короче,российской авиации быть ! И быть лучшей ! soldier
  8. +3
    5 сентября 2013 09:50
    А почему мы после америки? Ну начали они первые выпускать 5 поколение, но на сколько мне известно они и в цене дороговаты и по качеству есть проблемы, а наш полтинник на стадии завершения может обойти его очень сильно, да и поколенте 4+ не уступает рапторам!
  9. ed65b
    +1
    5 сентября 2013 10:04
    Цитата: пенсионер
    Правда им сейчас не до авиации...

    Это верно у них там фукусима жжет на 10е поколение.
  10. +3
    5 сентября 2013 10:19
    У нас с военной авиацией практически нет проблем

    Ну вот. Дождались, наконец. Появился еще один специалист по авиации - Михаил Леонтьев, тележурналист. "Да, летали два прототипа Т-50" Я почему-то три насчитал. Или это галлюцинация была?
    1. СтарыйСкептик
      +1
      5 сентября 2013 10:46
      Третий он не заметил.
      1. 0
        5 сентября 2013 12:37
        "Основным элементом летной программы стали групповые полеты истребителей пятого поколения Т-50. Данную машину трудно назвать новинкой, но при этом ранее она демонстрировалась в единственном экземпляре и без исполнения пилотажных номеров. На сей раз на салоне был продемонстрирован проход уже "тройки" Т-50, после чего летчик-испытатель герой РФ Сергей Богдан продемонстрировал программу высшего пилотажа." (lenty.ru)
    2. -2
      5 сентября 2013 16:54
      развелось этих горе-спецов,ох развелось.а главное,каким умным видом говорят.
  11. Капитан
    +2
    5 сентября 2013 15:17
    Цитата: fzr1000
    Движков то у них точно соответствующих еще долго не будет.

    Уверены?
    Могли ли мы еще лет пять назад предположить, что Китай вообще сможет создать нечто подобное J-20? Или испытать свою собственную противоспутниковую ракету с кинетическим перехватом?

    Не стоит забывать, что скоро КНР вероятно получит Су-35, а умения копировать китайцам не занимать.
    Но я вам больше скажу... Китай уже не первый год ведет разработку своего собственного двигателя с отклоняемым вектором тяги. Более того, J-20 уже появлялся с новыми движками.
    1. avg
      0
      5 сентября 2013 16:29
      Разработка и копирование оч. разные вещи. Очень много зависит от используемых материалов, а с этим у них туговато. Недаром они наши движки сотнями покупают.
  12. Druid
    0
    5 сентября 2013 17:59
    Минус статье.

    5-ое поколение разрабатывает еще и Япония(ATD-X), причем их проект довольно интересный, понятно я не спец, но по озвученному в различных изданиях, он мне нравится больше российского Т-50 и Ф-22/-35 по многим критериям. Кроме того, во-первых там нет больше заимствования технологий США, предполагается большая независимость, во-вторых изначально предполагается отработать на нем технологии для будущего японского истребителя 6-го поколения.
    1. алекс 241
      +1
      5 сентября 2013 18:08
      Министерство обороны Японии направило запрос в правительства страны на выделение финансирования в размере 5,5 млрд. иен ($55,1 млн.) на производство и испытание летного образца ATD-X Shinshin.

      Перспективный истребитель пятого поколения ATD-X Shinshin готовится взлететь в 2014 году. Средства, запрошенные японскими военными, планируется направить на проведение испытаний двигателей прототипа истребителя, включая их работу на больших высотах, прочностные испытания конструкции ATF-X и непосредственно первый полет.

      В 2014 году испытания будет проводить японская компания Mitsubishi Heavy Industries, которая занимается разработкой самолета. В 2015 финансовом году прототип истребителя планируется передать для проверок Воздушным силам самообороны Японии и управлению научно-исследовательских разработок министерства обороны. Ранее сообщалось, что окончание разработки самолета запланировано на 2017 год.
    2. Arabist
      0
      5 сентября 2013 18:12
      Помимо Японии еще Индия и Южная Корея.
  13. -9
    5 сентября 2013 18:51
    Узнаю Леонтьева -путинский мопсик. Хозяин не успеет рта открыть, как этот уже на задних лапках уже всех облаивает брызжа желчной слюной.
    1. +5
      5 сентября 2013 21:36
      А как же нам тогда про весь Израиль с Нитаньяху думать??? Обама еще подумать не успел а евреии уже как стая шелудивых псов лай поднимают в правильном направлении , знают где настоящие хозяева живут
  14. akreworpa
    0
    5 сентября 2013 20:33
    А почему Леонтьев пупсик, по моему вполне нормальный мужик. ведь возникали у него споры с Путиным по поводу сланцевых технологий. просто Витольд очередной тролль.
  15. 0
    5 сентября 2013 22:42
    ЦИТАТА: «Мы – единственная страна после США, разрабатывающая пятое поколение в авиации»

    Хотелось бы поправить Леонтьева! РФ, ДА разрабатывает - это КЛАСС!! good

    Но штаты не только разрабатывают F-35, но и уже ОТСТРОИЛИ и ЭКСПЛУАТИРУЮТ около 180 СЕРИЙНЫХ F-22, кстати, серия пошла с 2001 года и последний ПОСТРОЕН в 2011 году!!! hi

    Так, что хвастаться тут НЕЧЕМ... crying
    1. ВЕЛИКАЯ РОССИЯ
      0
      5 сентября 2013 22:46
      Я тоже хочу поправить, самолет пятого поколения не только РОССИЯ и США разрабатывают, есть еще и Китай товарищи.
    2. 0
      5 сентября 2013 22:58
      Цитата: sergey158-29
      ОТСТРОИЛИ и ЭКСПЛУАТИРУЮТ около 180 СЕРИЙНЫХ F-22

      Эта лажа, которую называют пятым поколением исключительно за авторитет государства производителя?