Революции социальных сетей
Одним из главных преимуществ данной информационной среды явилось то, что она устраняет многие недостатки неорганизованных сообществ и ведет к уменьшению затрат на координацию действий практически до нуля. Именно поэтому социальные сети были выбраны для координации всех протестных политических движений в современно мире. Однако стоит признать, что это вовсе не изобретение арабских революций, данные методы, возможно не в таких масштабах, уже применялись на практике.
Так 17 января 2001 года это новое социальное явление было продемонстрировано жителями Филиппин, которые спустя всего 2 часа после блокирования парламентом процедуры импичмента в адрес президента страны Джозефа Эстрады отправили друг другу более 7 млн. электронных писем с призывом выйти на улицы. В итоге в акциях протеста на улицах столицы собрались миллионы протестующих, и Джозеф Эстрада все же не удержался в своем президентском кресле.
Вслед за этим ряд подобных случаев прокатился по планете. В Испании в 2004 году демонстрации, которые были организованы посредством электронной почты, лишили своего поста премьер-министра страны Хосе Марию Аснара. В Молдавии в 2009 году коммунисты лишились большинства мест в парламенте, когда в стране начались беспорядки, организованные молодежью посредствам Twitter-а и Facebook-а. Тогда протестующая молодежь вышла на улицы с призывом отменить результаты нечестных, по их мнению, выборов.
Но не всегда такие акции означали победу протестующих. Так ничем закончились беспорядки в 2006 году в Белоруссии, в 2009 в Иране и в 2010 в Таиланде. Для воплощения своих требований в жизнь одних социальных сетей бывает недостаточно, победа требует соблюдения вполне определенных условий. Народное недовольство должно достигнуть некоего взрывоопасного предела, а люди должны быть готовы пойти на жертвы и отстаивать свои взгляды даже в условиях жесткого противодействия со стороны властей. Также огромное значение имеет факт ухудшения отношений между армией и спецслужбами, что послужило залогом успешной революции в Тунисе, армия выступила на стороне протестующих.
Революции нового времени характеризует спонтанность и молниеносность их «экспорта». Стоило полыхнуть в Тунисе и тут же последовала цепная реакция, волнения начались в Египте, а ряд других арабских стран, сыграв на опережение, тут же объявил о проведение различных реформ. Ситуация в Египте отличалась от тунисской довольно сильно: менее образованный народ, гораздо более сильные спецслужбы и полиция, чрезвычайно низкие цены на хлеб (1 американский цент за лепешку), но даже не смотря на это народ вышел на улицы именно благодаря наследию современного интернета. Египетские Facebook и Twitter в конце января просто бурлили от призывов выйти на митинги. Пользователи сети сами по себе без какого-либо руководства и оппозиционных лидеров организовали стихийные беспорядки в стране, нарушив нормальное функционирование государства на десятки дней.
Естественно подобные выступления вызвали реакцию противодействия со стороны власти. В Египте впервые в современной мировой истории провели массовое отключение от интернета. До этого случаев, когда целое государство отключалось от всемирной паутины, не было. Данные меры носили запоздалый характер, поэтому и не смогли как-то повлиять на уже вышедший из-под контроля процесс. Но в этом и прелесть интернета – средства, которое в максимально короткие сроки способно разжечь в массах огонь. Контролировать такую гражданскую активность нельзя, для нее, как показывают события в Египте, даже не нужны лидеры, поэтому власть не может адекватно противодействовать такому явлению. В привычном случае можно было бы надавить на нужных людей, применить к ним карательные санкции, как это произошло в декабре в Белоруссии, где оперативно задержали почти всех оппозиционных кандидатов в президенты, здесь же надавить на кого-то было просто невозможно, толпа была неуправляемой.
Основной плюс подобных выступлений в том, что даже, если они заканчиваются ничем, у людей все равно остается средство, которое достаточно эффективно способно заменить неповоротливые и неэффективные политические партии, которые стали неспособны оказывать давление на власть для инициирования тех или иных реформ.
Информация