Свет «Звезды»

Разговоры о необходимости развития Дальнего Востока как одного из стратегических регионов страны в последнее время приняли систематический характер. О том, что Дальний Восток нуждается в поддержке, что его нужно сделать привлекательным для инвесторов, что пора строить крупные предприятия и инфраструктурные объекты, говорят все – от рядовых жителей самого Дальнего Востока до федеральных чиновников. Однако говорить и делать – всё-таки не одно и то же, и для перехода от слов к реальной деятельности порой приходится изрядно потеть.

Свет «Звезды»


Одно из таких усилий предпринимается в данный момент российским правительством. Речь идёт о полномасштабном строительстве завода «Звезда» в Дальневосточном федеральном округе. Сегодня «Звезда» - это крупный судоремонтный завод, который специализируется на ремонте подводных лодок различных модификаций вплоть до атомных подводных крейсеров. Кстати, «Звезда» на Дальнем Востоке – сегодня это вообще единственное предприятие, которое занимается ремонтными работами на подводных ракетоносцах.


На нынешнем этапе есть планы по превращению судоремонтного завода «Звезда» ещё и в крупную гражданскую судоверфь, на которой будут создаваться суда, необходимые для освоения арктического шельфа. В планах также значится одновременное превращение этой судоверфи в самый крупный гражданский судостроительный завод в России.

При этом все прекрасно понимают, что строительство судов для отечественной нефтянки – занятие, которое в конечном итоге станет, безусловно, прибыльным, да ещё и стратегически важным в условиях всё более обостряющихся споров вокруг природных ресурсов Арктики. Но, несмотря на такое всестороннее понимание, строительство судоверфи «Звезда» никак не может начаться в полном масштабе. Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин заявил о 14-месячной задержке, и дал понять, что затягивание сроков может привести к потере конкурентоспособности на рынке крупнотоннажных судов и добывающих платформ.

Примечательно то, что ещё совсем недавно правительство не собиралось финансировать строительство гражданской судоверфи «Звезда». Ставка делалась на иностранных инвесторов. При этом надежда на финансирование проекта со стороны зарубежных партнёров отдавала определённой странностью. Странность заключается в том, что ожидания российского правительства касались Южной Кореи, в то время как сами южнокорейцы практически вскользь обмолвились о том, что не против принятия участия в строительстве новой «Звезды». За эти сказанные корейцами «между прочим» слова правительство почему-то ухватилось, заранее объявив о том, что финансирование проекта из государственного бюджета предусматриваться не будет. Мол, корейцы весь проект на себе вытащат.

Но всё обернулось по-другому. Корейцы по какой-то причине решили взять свои слова обратно и заявили, что участие в строительстве в том виде, в котором им предложили, принимать не будут. Конечно! – кто же захочет тащить на себе многомиллиардный проект, экономическая выгода от которого пойдёт не в его карман… Возможно, Сеул просчитал наперёд то, что помощь в строительстве гражданских судов для нефтяной отрасли позволит лишь на первом этапе получить прибыль, а, в конечном счёте, ударит по конкурентоспособности самой Кореи на судостроительном рынке. Как бы там ни было, но российскому правительству снова пришлось обращаться к непопулярной сегодня теме финансирования из госбюджета крупных строек.

Стали считать. И после проведения подсчётов пришли к выводу, что для реализации проекта по строительству крупнейшей в России судоверфи потребуется не менее 560 миллиардов рублей, из которых государству в случае участие придётся выкладывать около 100-110 млрд. Ещё 150 мрлд. планируется взять в Фонде национального благосостояния.

Суммы немалые. Но такие затраты должны стать более чем оправданными. Причина в том, что российские нефте- и газодобывающие компании планируют заказать платформ для добычи и судов для транспортировки углеводородов на общую сумму в 6,5 триллионов рублей за ближайшие 7 лет. Если учесть ещё и те доходы, которые будет получать государственная казна после начала использования этих судов, транспортирующих нефть и газ потребителям (в том числе и зарубежным), то перспективность «Звезды» для государства и Дальневосточного региона становится очевидной.
Но ведь деньги-то в бюджет от начала работы гражданской «Звезды» будут приходить, по самым смелым прогнозам, не ранее чем через 3-4 года. А немалую долю из 100 миллиардов нужно вкладывать уже сейчас. Это и беспокоит правительство, причём обеспокоенность связывается главным образом с низким ростом российской экономики.

Чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, было принято решение, что государство всё же начнёт вкладываться в крупный строительный проект, но после определённых пертурбаций. Как же без них… Дмитрий Рогозин заявил, что в правительстве есть планы создания корпорации крупных судостроителей, в которой ОСК (Объединённая судостроительная корпорация) будет лишь частью. Часть для ОСК определяется на уровне так называемого блокирующего пакета – 25% акций одна акция. Остальные акции распределяться между частными инвесторами, которыми могут стать «Газпромбанк» и даже, возможно, General Electric. Главное, чтобы все эти частные инвесторы не оказались на деле такими же инвесторами как упомянутые выше южнокорейцы…

Ряд экспертов выразили сомнение по поводу необходимости городить огород в виде создания очередной судостроительной корпорации в виде целого консорциума, но эти сомнения постарался развеять сам Рогозин. По его заявлениям, такой вариант непременно пойдёт на пользу гражданскому кораблестроению, которое у нас испытывает большие трудности и не выдерживает конкуренции с зарубежными «партнёрами». Польза, по словам вице-премьера, для гражданских кораблестроителей будет заключаться в том, что благодаря новой мощной корпорации можно будет использовать оборонный заказ для реализации стратегически важных гражданских проектов. Одним из таких проектов может стать та самая судоверфь «Звезда», строительство которой должно быть завершено до 2020 года.

В качестве главных заказчиков продукции новой судоверфи называются такие крупные компании как «Газпром» и «Роснефть». Заинтересованы в покупке новых судов «Совкомфлот», Приморское морское пароходство и ряд других компаний. Наибольший интерес заказчиков вызывают танкеры, нефте- и газодобывающие платформы, суда для транспортировки сжиженного газа, строительство которых пока только в планах.

Если обновлённое предприятие «Звезда» на Дальнем Востоке начнёт свою работу, то это позволит открыть около 10 тысяч рабочих мест. Причём многие из этих рабочих мест, как сейчас модно говорить, относятся к высокотехнологичным. Очевидно, что и уровень заработных плат на этом предприятии должен стать немалым, учитывая то, какого рода технику здесь планируется создавать. Единственное, что пока огорчает людей, ответственных за реализацию проекта, так это то, что продукция «Звезды» на первом этапе вряд ли составит конкуренцию аналогичной продукции японского и южнокорейского производства по качеству и китайской по цене на мировом рынке.

Но чтобы всё же составила, нужно, во-первых, начать реализацию проекта, а, во-вторых, придётся приложить дополнительные усилия и найти золотое сочетание качества и цены при учёте интересов как производителей, так и покупателей. Сложно? Ну, так в любом деле не без сложностей.
Автор: Володин Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. Sirs 5 сентября 2013 07:59
    Только за))) Самим надо делать большие корабли, а там и до супер танкеров дойдем. Ещё пару таких производственных центров на дальнем востоке и может люди не будут бежать от туда. Очень рад за такую новость.
    1. ben gun 5 сентября 2013 08:36
      А там глядишь к 20му году будет уже где строить свои крупные корабли теже Мистрали и перспективные авианосцы будущие)
      1. Фин 5 сентября 2013 22:41
        Я всеми руками и ногами за такой проект. Но давайте реально смотреть на вещи. Пытаются строить крупный завод для выпуска платформ, танкеров и газовозов, которые еще неизвестно потребуются или нет. Единственный реальный проект Штокман закрыли. О новых ничего не слышно. С Сахалина-1,2 возят и справляются имеющимися судами. В Китай, Европу сухопутные нефте и газопроводы. Резкого увеличения потребления энергоресурсов не предвидится.
        Опять-же где взять квалифицированных специалистов для стройки и в дальнейшем на завод. "Приразломную" СМП строил 20 лет. К тому же ниша занята Ю.Кореей, Китаем, Японией..., потеснить их очень сложно.
        ВВП сказал, чтобы угодить быстро разработали и представили план, о целесообразности как всегда не подумали.
        По-моему все закончится техническим переоснащением "Звезды", что не может не радовать.
        Если что не так поправьте.
        1. igor.borov775 6 сентября 2013 06:40
          Нужно было смотреть совещание тогда и не надо писать эти вещи они пока головняк для нас,Там рассматривался весь комплекс проблем и докладывалось по существу, И решения принимались не только по востоку но и по северу по югу и по Каспию и по Волге зря вы так,Там столько решений принято сколько ни разу не принималось,
          1. Фин 6 сентября 2013 09:54
            Цитата: igor.borov775
            Там рассматривался весь комплекс проблем и докладывалось по существу, И решения принимались не только по востоку но и по северу по югу и по Каспию и по Волге зря вы так,Там столько решений принято сколько ни разу не принималось,

            Это хорошо, что проблемы в целом по всему судостроению подняты. Что возить-то будем? Арктика не бурится и не добывается. Дефицита энергоносителей нет.
    2. igor.borov775 6 сентября 2013 06:31
      Привет очень долго пробивался новый проект,Почти год стоял без движения, А корейцев понять можно такой пирог уходит,Да и китайцы насторожились тоже теряют не слабые доходы,На Совете во Владивостока выскочила еще одна проблема и очень серьезная,Там много решили, Даже будущие потребители продукции выразили одобрение и даже оказать финансовую помощь,Но при этом четко заявили что если тарифы и цены постоянно будут меняться то не стоит городить огород,И объяснили Президенту рынок есть рынок насильно мил не будешь,А вопрос очень назрел,Вокруг много судоверфей нужна конкуренция,Заказчик оплачивает контракт полностью и некоторое время получает продукт под ключ, И все,Нет никаких доплат на удорожание и рост тарифов,Это его не касается, А у нас это постоянно,Но сейчас все считают денежки и никто этого не хочет о чем было заявлено Президенту,Он выслушал и сказал да это проблема и очень серьезная будем думать и должны решить,А насчет конкуренции продукции Вы не правы там сразу на совете определились что выпускать и какие изделия,Там сразу пойдут те изделия что не только мировому уровню но и кроме нас пока никто не строил, Другое дело что построили только по единичному экземпляру,Строить негде,Мощности малые,Главное разгребли всю эту неприглядную проблему там куча министерств завязано и никак не могли все по нормальному решить,И Рогозин там по настоящему отметился он действительно нашел решение, Но принять его могут в стране только два человека,Президент или премьер, А утряски и согласования отнимают очень много времени,В 18г Звездочка начнет настоящую жизнь удачи этому по настоящему уникальному для России производству учитывая что Россия никогда не строила таких гигантов,А самое главное строить будут крупно блочно Применяя мировой опыт так сразу задумывалось,
  2. Ivan79 5 сентября 2013 08:08
    Конечно пусть строят. Больше судов хороших и разных.
    1. Genady1976 5 сентября 2013 18:51
      да-да чем больше тем лучше good
      Genady1976
  3. slavik_gross 5 сентября 2013 08:58
    Будем надеяться на поднятие "Звезды" да и всего дальнего востока. И чтоб не получилась по Черномырдину: "Хотели как лучше, а получилась как всегда". Будем ждать развитее "Звезды"!!!
    1. igor.borov775 6 сентября 2013 06:59
      Господа да а как-же решения что были приняты по северу и Балтики я имею ввиду о судостроении и судовому ремонту,Обижаете там во Владике прошли по всем задействованным предприятиям там определились кто что делает,Там четко решено кто и что делает на Черном море,Названы предприятия куда пойдут заказы и деньги на переоборудование и кто отвечает и срок выполнения поручения,По Каспию и Волге два крупных предприятия Нижний Новгород строит а Астрахань ремонт,По Балтике решают и ближайшее время определятся кто останется кто на вольные хлеба,Решено укрупнить то что будет выполнять заказы и обновить,Так-же было решено и по северу с заводами, Там приняты решения по всей отрасли и определились что есть и что будет,Примерно с 15года многое должно уже по настоящему работать,Так что это касается многих коллективов,
  4. Smac111 5 сентября 2013 09:14
    Будет крупная судоверфь будет привязанная к ней инфраструктура,школы,детские сады,магазины,поликлиники,глядишь и народ уезжать перестанет,а в последствии начнётся и рост населения на данной территории
    1. igor.borov775 6 сентября 2013 07:09
      Разговор там шел не только одной судоверфи там по настоящему шел разбор полетов ведь требование Президента никто не отменил, Там все затронуто намного серьезнее там рассматривались варианты о локализации производства то есть все или многое производить в нашей стране разговор шел о поставщиках оборудования,Та все намного серьезнее и требование к поставщикам только отвечающее мировому уровню изделие,
  5. Мой адрес 5 сентября 2013 09:29
    Лучше тратить на олимпиады, спартакиады, ЭКСПО, саммиты. На новом предприятии можно покрасоваться один раз (нажать пипочку в 200 мм, якобы кнопку пуска). А на ЭКСПО аж два раза. Господи! Как надоела болтовня тандема по развитию страны!
  6. Бакланов 5 сентября 2013 09:30
    Путин когда был на Дальнем Востоке сказал чиновникам "..-Но и заказчики российские должны иметь в виду, что при всех равных составляющих заказывать надо на отечественных верфях, а не обеспечивать налогооблагаемой базой заграницу, - сказал Владимир Путин. - Не забывайте, где вы работает"
    Дальний Восток надо поднимать. Удачи всем, только бы побыстрее, надо делать, а то в первый год заикнулись, на второй набросали на бумагу, на третий утвердило правительство и т.д.(((
  7. Rash 5 сентября 2013 09:47
    Надо всемерно вкладывать деньги в ДВ. Да,разворуют энную часть, без этого никуда. Но хоть будут производства, рабочие места. Сам не бывал на ДВ, но товарищи рассказывали, к примеру,на одной АТС КНА главный инженер - китаец! С российском паспортом...
  8. Мареман Василич 5 сентября 2013 09:57
    Дай то бог всему этому свершиться.
  9. Дебрянск 5 сентября 2013 10:53
    Данный проект безусловно нужно осуществить в кратчайшие сроки,но без участия иностранцев.Новые технологии они не принесут,но зато зделают все возможное чтобы у нас не смогли строить современные корабли, будут втюхивать свои устаревшие технологии за не малые деньги- откаты ведь никто не отменял.
    Дебрянск
  10. Стас 5 сентября 2013 12:39
    Что-то давненько эту тему муссируют, если мне не изменяет память, года три или более. Тогда ещё в Приморье под "Большим Камнем" (закрытый городок) жил и надеялся на чудо. Когда завязал с морем, думал пойду по своему профилю электро-инженером со знанием англицкого на судоверфь работать, отдам посильный вклад стране. Да воз и поныне там, только треплются, что надо да спецов нет. Создавайте, платите достойные зарплаты, а языками трепаться - это последнее дело.
  11. chunga-changa 5 сентября 2013 13:17
    Капитализм на дворе, все хотят прежде всего набить свой карман.
    Например получить деньги от "зарубежных партнёров" за срыв строительства конкурента, потом выдоить деньги с государства на постройку,
    потом присвоить самые лакомые кусочки, спокойно жить, сладко спать.
  12. rugor 5 сентября 2013 18:16
    Давайте ввяжемся в драку, а там уж финансирование найдем. Кажется так у нас принято.
  13. pinecone 5 сентября 2013 21:16
    Акции, блокирующие пакеты, а тут ещё американскую фирму General Electric в партнёры зовут. Ну почему не полноценное, образцово-показательное казённое предприятие. А если частных инвесторов не найдут, тогда что? Того и гляди, что китайцам завод продадут.
    pinecone
  14. Симбиот 5 сентября 2013 21:17
    Целесообразно пригласить в проект, к софинансированию, Беларусь и Казахстан. Это будет выгодно белорусам участием в крупном высокотехнологичном проекте. А казахам. кроме этого и для увеличения рентабельности своих пректов связанных с логистикой(доставкой)энергоресурсв в восточной Азии. Даже при 5-10% участии, каждой из вышеназванных государств, обеспечит значительное снижеие нагрузки и рисков на российский бюджет, в т.ч. из-за снижения корупционных схем высасывания средств. При этом за расходование средств придется отчитыватся не менее строго чем перед южнокорейцами)). Белорусский госконтроль обеспечит более строгое и рациональное расходование средств(совсем без откатов навряд ли обойдется...)
    1. hiocraib 5 сентября 2013 23:13
      Цитата: Симбиот
      Целесообразно пригласить в проект, к софинансированию, Беларусь и Казахстан.

      и взамен возить нефть и газ в РБ и Казахстан танкерами!
      good
      hiocraib
  15. ka5280 6 сентября 2013 03:56
    Южная Корея свое гражданское судостроение в начале 70-х вообше с нуля начинало. У них небыло ровним счетом ничего. Сейчас гражданское судостроение Южной Корее номер один в мире, там строят все: от портових буксиров до сверх наворочених самоходних бурових платформ. Била у страни заинтересовоность в развитии, била воля к созиданию. В этом то можно и нужно брать с них пример!
    ka5280

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня