Китайская космическая программа и международное беспокойство

24
В настоящее время около полусотни государств мира имеют свою космическую программу и эксплуатируют собственные космические аппараты различного назначения. 37 государств, как минимум, единожды отправляли на орбиту своего космонавта, но только дюжина из них имеет возможность самостоятельно запускать космические аппараты, не обращаясь за помощью к третьим странам. При этом безоговорочными лидерами в космической отрасли по-прежнему остаются ее основатели – Россия и США. Тем не менее, активные действия других государств в обозримом будущем могут привести к появлению новых крупных «игроков» на космической «арене». В первую очередь список лидеров космонавтики может пополнить Китай, более чем активно развивающий свои ракетно-космические технологии.



Китай в последние десятилетия стремится получить титул сверхдержавы, а одним из критериев такого государства является развитая космическая программа. Кроме того, развивающаяся экономика вынуждает китайское правительство вкладывать большие средства в спутниковую связь и другие аспекты гражданского освоения космоса. В результате повышенного внимания со стороны официального Пекина в китайской космической промышленности в настоящее время работает около 200 тыс. человек, а годовой бюджет отрасли эквивалентен 15 миллиардам американских долларов.

Отдельно стоит отметить тот факт, что помимо реальных результатов, связанных с вооруженными силами, экономикой или технологией, Китай возлагает на освоение космоса и идеологическую роль. Ввиду прекращения Холодной войны Россия и США уже давно не используют космические достижения в качестве идеологического инструмента или повода для соревнования друг с другом. Китай же, в свою очередь, еще не прошел стадию конкуренции с другими государствами и поэтому делает ставку в том числе и на идеологические вопросы. Этим также можно объяснить последние китайские успехи в космической отрасли.

Появление в мировой космической отрасли новых игроков с большим потенциалом не может не оказать влияния на общее состояние соответствующей части экономики и промышленности. Появление многочисленных европейских и китайских проектов уже привело к изменению структуры рынка услуг, связанных с космосом, как то запуск коммерческих космических аппаратов, создание подобной техники и т.п. Если Китай сможет полноценно выйти на этот рынок, то стоит ожидать новых значительных изменений. Однако пока китайская космонавтика не спешит делать предложения зарубежным организациям, ограничиваясь лишь работой по развитию своей космической инфраструктуры.

Активные работы Китая в рамках собственной космической программы нередко становятся поводом для опасений. К примеру, уже несколько лет регулярно начинаются обсуждения возможности неприятных инцидентов, вызванных действиями Китая. К примеру, согласно одной из версий, Китай может разместить в космосе некие ядерные вооружения. США, Великобритания и СССР еще в конце шестидесятых годов подписали соглашение, исключающее такое использование космического пространства. Позже к этому договору присоединились несколько третьих стран, в том числе и Китай. Таким образом, с юридической точки зрения китайские военные не могут использовать орбиту Земли в качестве места размещения какого-либо оружия массового поражения. В то же время, опасения относительно возможного нарушения условий договора сохраняются и остаются причиной споров.

Примечательно, что различные мнения, связанные с военными проектами Китая в космосе, появляются с завидной регулярностью. В этом контексте можно вспомнить обсуждения инцидента 2007 года, когда китайская ракета сбила неисправный метеорологический спутник FY-1C. Во время успешной атаки аппарат находился на высоте более 860 километров, что стало причиной для соответствующих выводов. Мир узнал, что Китай располагает, как минимум, рабочим прототипом перспективного противоспутникового оружия. В течение предыдущих десятилетий ведущие космические державы неоднократно пытались создать аналогичные системы, но в итоге все подобные проекты были закрыты. Ориентировочно в конце девяностых или начале двухтысячных к США и СССР как авторам проекта противоспутникового оружия присоединился Китай. Современное состояние китайского проекта противоспутниковой ракеты остается неизвестным и поэтому является поводом для опасений.

Китай, начиная новые проекты в той или иной сфере, постоянно демонстрирует свою решительность и готовность идти до конца. Эта особенность китайских проектов, в сочетании с идеологическими мотивами и общими намерениями страны стать сверхдержавой, приводит немалое количество экспертов к не слишком радостным и позитивным выводам. Одним из последствий, в том числе и китайской, активности в космосе стали европейские работы по созданию «Кодекса поведения в космическом пространстве». В ноябре-декабре под эгидой Евросоюза состоится очередная встреча специалистов из нескольких стран, которые обсудят имеющийся вариант проекта Кодекса и внесут в него необходимые коррективы.

Новый международный договор должен стать инструментом регулирования некоторых аспектов использования космического пространства. Прежде всего, он коснется проектов военного назначения. Кроме того, предполагается урегулировать ситуацию с космическим мусором и создать общие рекомендации по утилизации космических аппаратов, выработавших свой ресурс. Счет последним давно идет на сотни, а количество различных мелких обломков и фрагментов почти не поддается точному подсчету. «Кодекс поведения в космическом пространстве» не поможет сразу избавиться от имеющихся проблем, но, как ожидается, позволит сократить прирост количества космического мусора, а потом и поспособствует очистке орбит.

Станет ли Китай присоединяться к новому соглашению и соблюдать его условия – пока говорить рано. Новый Кодекс на данный момент существует лишь в виде проекта и на его подготовку понадобятся, как минимум, месяцы, если не годы. За это время китайские ученые и инженеры могут завершить несколько новых программ, связанных с освоением космоса. В их числе могут быть и такие, которые придется закрыть после подписания договора, что при определенном стечение обстоятельств повлияет на саму возможность вступления в международный договор.

Однако условия и особенности применения Кодекса, равно как и список стран-участниц этого соглашения, пока под вопросом. В связи с этим остается оперировать лишь имеющейся информацией. Не обращая внимания на зарубежное беспокойство, Китай продолжает претворять в жизнь свои планы в космической отрасли. Вероятно, уже сейчас он занимается проектами военного назначения, и эти проекты касаются не только спутниковой разведки и т.п. задач.

К настоящему времени Китай борется за третье место в общемировой космической «иерархии». Главный его конкурент в этом деле – Евросоюз. При этом, как следует из некоторых особенностей китайской космической программы, официальный Пекин не намерен соревноваться с европейской космонавтикой. Его цель – догнать и перегнать ведущие страны в лице США и России. Поэтому в обозримом будущем Китай продолжит публиковать сообщения о своих новых успехах и сокращать отставание от лидеров отрасли, попутно заставляя нервничать зарубежных специалистов.


По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://ria.ru/
http://rus.ruvr.ru/
http://vz.ru/
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. GUR
    +9
    5 сентября 2013 08:03
    На фоне того что наша космическая программа последних лет в большой опе, такое сообщение напрягает. Одна отрасль из не многих не сырьевых которая что то зарабатывала мозгами может просто сдуться с такими запусками, и инициативу может перехватить Китай, и будет шлепать ракеты вагонами, хочешь в космос летай хочешь фейерверки запускай.И как то уже слова типа -" что у нас украли"" старая разработка, а свою мозгов не хватит сделать" тоже уже не канают. России надо подымать свой зад, брать за зад проворовавшихся чинуш, подымать национальную идею,образование и двигаться вперед, догонять и перегонять потенциальных друзей причем это уже надо было делать даже не вчера.
    1. 0
      5 сентября 2013 15:32
      Высший писк по намполнению мозгами, это создание многоканальных спутников связи. Здесь мы уже отстали и от Европы и от Японии, а Китаю как до Луны пешком. Создание средств выведения уже не показатель.
  2. +5
    5 сентября 2013 08:03
    Уже к середине века при нынешних темпах развития Китай будет не только державой номер1 в экономической области,но и в военной и в космической отраслях.Пока другие изматывают себя в разных политических играх, они методично накапливают силу без "шуму и пыли"
    1. Trofimov174
      +2
      5 сентября 2013 19:30
      Ключевое слово "при нынешних темпах", никто не дает гарантии, что Китай будет и прежде развиваться столь быстро и столь продолжительно, в конце концов проблем в стране достаточно много, от сохраняющегося, пусть и сокращающегося, технологического отставания до сепаратизма. Более того, его рост обязательно приостановится в момент, когда страна начнет переход от экономики дешевой рабочей силы и стимулировать внутренний спрос. А сделать это в стране, где 500 миллионов живут в бедности будет ой как не легко.
    2. 0
      6 сентября 2013 10:30
      Что верно то верно! Китай втихаря догоняет и не только в космосе и в военной технике а везде помню в прошлом или позапрошлом году писали типа они батискаф сделали и поставили рекорд по погружению наш побили, так что китайцы если так дальше пойдет уже в 2020 станут супер державой №1. А мы в опе будем сидеть со своими трубами. Типа у нас супер крутые программисты ага и где наша IT отрасль? Где наше программное обеспечение наша операционная система, наш офис, наши крутые игры - на играх офигенное бабло зарабатывают америкосы и все остальные где наше железо компьютерное? У нас в Стране остались только 2 трубы одна это газ а вторая это нефть>>>уже почти не нужная. Так что как то так вот.
      1. 0
        6 сентября 2013 10:52
        ага успокоил своим монологом "вновь догнать китайцев" sad
  3. serge-68-68
    +6
    5 сентября 2013 08:09
    Любители посмеяться над КНР! Где вы? Ау! Сравните бюджет китайского и российского космоса?
  4. +5
    5 сентября 2013 08:59
    Да,тут есть над чем поразмыслить!Хотя ничего другого от Китая ждать не приходится:хочешь быть первым - будь ! А наши руководители видимо только и занимаются распилом бабла!
    1. 0
      6 сентября 2013 10:55
      Ага распилил сердючка теперь урезать хотят расходы на боронку типа не хватает посадили бы его и всех причастных прижизненно с полной 100% конфискацией имущества.
  5. +7
    5 сентября 2013 09:06
    Что не говори, но китайцы медленно, но верно делают своё дело. Если у вдруг них упадёт ракета,
    то "выговор" будет длиться лет 25 наверное...
    1. +2
      5 сентября 2013 11:28
      Цитата: Ivan79
      Что не говори, но китайцы медленно, но верно делают своё дело. Если у вдруг них упадёт ракета,
      то "выговор" будет длиться лет 25 наверное...

      И без права переписки...
  6. 0
    5 сентября 2013 09:19
    Да, как то, это, всё грустно, остается, наедятся, что возьмётся за голову наше правительство и ВВП.
  7. +3
    5 сентября 2013 10:25
    Китайцы все делают продуманно.
    У них даже капитализм развивается под чутким руководством Коммунистической Партии Китая.
    Причем сумели взять и совместить все лучшее от двух систем.
    Отсюда и успехи.
    yes
    Мы тоже попробовали повторить их опыт, но почему то взяли и совместили только худшее от двух систем.
    В результате:
    У нашего капитализма постоянно присутствует звериный оскал.
    А наш социализм так же регулярно зверски лыбится.
    sad
    1. Trofimov174
      +3
      5 сентября 2013 19:49
      Цитата: Сухов
      Причем сумели взять и совместить все лучшее от двух систем.

      Скорее они совершили переход от социализма к капитализму намного мягче чем мы, от марксистско-ленинской системы в Китае осталось лишь одно название.
  8. smprofi
    0
    5 сентября 2013 11:18
    хм... а что в статье не упомянуты "странные маневры" спутников хунхузов?
    The satellite, Shiyan 7 (SY-7, Experiment 7), already had completed a series of orbital changes that put it close to one of the companion satellites with which it was launched -- Chuangxin 3 (CX-3). Suddenly, however, it made a surprise rendezvous with a completely different satellite, Shijian 7 (SJ-7, Practice 7), launched in 2005.

    полностью здесь:
    http://www.spacepolicyonline.com/news/surprise-chinese-satelllite-maneuvers-myst
    ify-western-experts
  9. serge-68-68
    +3
    5 сентября 2013 11:18
    Ну, поскоку наши шутники молчат, не считают, помогу им немного:
    В В 2013 году российским федеральным бюджетом по статье "космическая деятельность" предусмотрено выделение 180,552 миллиарда рублей. Что по курсу будет... Ой! 5,5 млрд. долл...
    Сравним с китайскими 15-млрд, прибавим к ним недорогую и, судя по отсутствию ЧП, квалифицированную рабочую силу... Получаем... Как-то не смешно...
    1. loisop
      +1
      5 сентября 2013 12:20
      Нормально получается.
      Нам, в отличие от КНР, не надо строить заводы для производства всякого околокосмического, центры подготовки и проч инфраструктуру. У нас это все уже есть, причем давно. От СССР досталось. А на развитие имеющегося(!!!) надо ощутимо меньше, чем для подъема с "около нуля"..
    2. +1
      5 сентября 2013 13:36
      Низкооплачиваемая квалифицированная рабочая сила в Китае это байки. Они конечно не европейские и не американские зарплаты получают, но тоже не копейки и работают 5 дней в неделю по 8 часов, так что рассказы о дешёвой китайской рабочей силе правомерны только для низкоквалифицированной рабочей силы. Как-то начальник возил людей в Китай показать как надо работа, приезжает молчаливый такой, те кого он с собой брал потом говорили, что как будто и не в китайцев видели были, пришли на работу в 9:00 ушли в 18:00 и по фиг, начальство под них подстраивается, но это инженеры. Как остальные работают не видели, так сказать у начальства и менеджеров своя атмосфера.
      Кроме того китайцы пытаются очень быстро практически с нуля создать полноценную космическую отрасль и желательно без пролётов и ошибок, ну так 15 млдр. $ это даже как-то маловато.
  10. +1
    5 сентября 2013 11:35
    Цитата: Ivan79
    Что не говори, но китайцы медленно, но верно делают своё дело.


    в том то и дело что не медленно,
    идут по протоптанной дороге. и за 20-25 лет прошли столько сколько "пионеры" за 40-50... и такими темпами лет за 5- 10 нас могут перегнать по количеству запусков, ну и как следстивие и количеству аппаратов на орбите, а там и рынок из под ног выбить, ну или пошатнуть серьезно
    1. loisop
      -6
      5 сентября 2013 12:26
      Ну, то есть, разницы между разработкой технологий и копированием чужих разработок ты не видишь.
      Ну и перегнать нас все же не смогут - надорвутся. Окромя технологий надо еще и ресурс иметь, а у них главный наличный ресурс - дешевая рабочая сила. И все.
  11. +2
    5 сентября 2013 12:48
    Цитата: loisop
    Ну и перегнать нас все же не смогут - надорвутся. Окромя технологий надо еще и ресурс иметь, а у них главный наличный ресурс - дешевая рабочая сила. И все.


    Во- первых, не такая уж и дешевая. Собирать ракеты будут не крестьяне с рисовых полей. Во-вторых, ресурс у них есть - мощные унивеситетские центры, обучение студентов на Западе и их непременное возвращение на работу
    домой, сопоставимые зарплаты специалистам, бесплатное предоставление квартир государством (и каких квартир), постоянное и неуклонное развитие отрасли, наработка собственного опыта в этом деле и переосмысление чужого. Не надо их считать недоумками с палочками.
    1. loisop
      0
      6 сентября 2013 12:26
      Ну, то есть для построения дохулиона ракет (чтобы догнать и перегнать) совсем не нужны черные металлы (с добывающей, обогатительной и тд частями). Не нужны цветные металлы (так же со своими частями). Не нужна нефть. Вообще ничего не нужно. Это всё - не ресурсы. Правильные ресурсы - это китайцы, да. Надо просто взять побольше китайцев обучить на Западе и и выдать каждому из них по квартире. И вот тогда ракеты сами собой появятся, ага. Из воздуха.
  12. +3
    5 сентября 2013 14:10
    Китаю радикально нового в ближайшие лет 10 ничего создавать и не надо, для захвата мирового лидерства в космической сфере, достаточно использовать уже существующие наработки, а их хватает, вот лет эдак через 8-10 им уже что-то действительно серьёзную самостоятельную разработку выдвинуть придётся, причём желательно в практически готовом виде, а до этого достаточно того, что из "совместного" и "учёбы" сотрудничества получат.
    Есть правда один историко -генетический нюанс, если обратиться к историческим реалиям как 500-летней давности так и новейшей истории, то создаётся странное ощущение, что азиаты (китайцы, японцы), может, из-за особенностей менталитета, не знаю, но их мышление не особо приспособлено к изобретению чего-либо нового, надеюсь это не прозвучало как оголтелый расизм. Просто если посмотреть на научные достижения и изобретения, то заметно в чём китайцы с японцами всех обскакивают это в отработке технологий и поиске новых сфер применения тех или иных технологий. Посмотрите сами изобретений множество роботы, информационные технологии и т.д. изобретаются не в Японии, но зато Япония их дорабатывает, обкатывает и находит кучу сфер применения и пока во всём мире чешутся, там это уже обыденность.
    Так что, как будет развиваться китайская космическая программа, это ещё вопрос и любопытный вопрос, может хоть они не утратят интерес к звёздам, как мы в своё время.
  13. +1
    5 сентября 2013 18:59
    Прорыв в космосе будет когда будет выведен ядерный буксир, китай кстати может до этого додуматься, точнее спереть, купить, скопировать РД-0410, который в свое время испытывали на семипалатинском полигоне, был там стенд специальный
  14. biglow
    0
    5 сентября 2013 19:32
    Пока китай живет на копировании советских образцов .Ничего нового нет ,Даже скафандры копия советских ...
  15. 0
    6 сентября 2013 10:04
    Цитата: biglow
    но только дюжина из них имеет возможность самостоятельно запускать космические аппараты, не обращаясь за помощью к третьим странам


    Как то многовато выходит, поискал - оказалось и Иран спутники запускает, о как...
    Но мочь теоретически и практически разные вещи.

    http://www.russianelectronics.ru/leader-r/review/doc/60076/