TOG – британский тяжелый танк времен начала Второй Мировой

33
Острый финансовый кризис в Великобритании в начале ХХ века стал причиной того что в составе RTC (Royal Tank Corps, Королевский Танковый Корпус) отсутствовали танки тяжелого типа. Ситуация начала изменяться лишь в конце 1930-х годов. Наличие подобных машин, которые бы имели толстое бронирование и мощное вооружение, способное пробить любую оборону противника, обуславливалось опасениями новой «окопной войны», призрак которой будоражил штабистов Великобритании после окончания первой мировой. Естественно с учетом данных обстоятельств чиновники из военного ведомства выдвинули соответствующие требования конструкторам.

TOG – британский тяжелый танк времен начала Второй Мировой


Еще до начала Второй Мировой стало понятно, что многобашенная схема перестала быть актуальной. Танки вроде Т-35 или А1Е1 при наличии большого количества стволов имели тонкое бронирование, и потому играть роль «пехотных» не могли. При этом на создание принципиально новой машины выделять время и тратить средства совершенно не хотелось. Отсюда сделали вывод, что Танковый Корпус нуждается в аналоге Mk.VIII «Liberty», но выполненный на новом уровне.

Требования к новому танку для применения в боевых действиях на территории Европы обсуждались в июле 1939 года. В дискуссии непосредственное участие принимал министр снабжения Великобритании и сэр Альберт Стерн, который в годы Первой мировой возглавлял Департамент снабжения танками. Сер Альберта Стерна в британском танкостроении был легендой. Являясь секретарем Первого в Мире Комитета Сухопутных Кораблей, именно он во многом организовал в Великобритании серийное производство танков. Сэр Альберт имел не только чрезвычайно большой авторитет, но и еще больше самомнение, которое в данной работе сыграло отрицательную роль.

Вероятно, и министр снабжения и сэр Альберт предполагали, что удар немецкой армии будет нанесен непременно по «линии Мажино», которая даст возможность выдержать длительную осаду. А именно здесь пригодится опыт старших товарищей. В итоге сэру Альберту Стерну 5 сентября предложили сформировать комитет и разработать совместно с танковыми специалистами требования к тяжелому танку. В комитет вошли сэр Ю.Теннисон Д'Энкур, майор Уолтер Вильсон, мистер Рикардо и генерал Суинтона. Кроме того, Стерн сделал предложение сэру Уильяму Тритону из компании Foster посодействовать в разработке нового танка. В 1914-1918 годах эти люди непосредственно участвовали в проектировании и постройке «ромбов», ходовая часть которых наилучшим образом подходила для преодоления полевых заграждений и рвов. Учитывая, что в состав комитета вошли ветераны танкостроения ему дали неформальное прозвище The Old Gang (Старая Банда, TOG).

Вскоре комитет запросил Генштаб британской армии выдать на тяжелый танк требования в ответ на что ему предложили посетить Францию для ознакомления с конструкцией танков союзников. Кроме этого предполагалось узнать мнение офицеров штаба экспедиционного корпуса Великобритании. Очевидно, желание военных с мнением комитета о виде нового тяжелый танк не сильно отличались. В качестве примера мог послужить французский танк B1bis, который обладал всеми необходимыми качествами, за исключением сильного вооружения. Впрочем, компоновка B1bis повторяла тех. решения поздних «ромбов», в передней части корпуса которых планировалась установка мощного орудия. В результате ортодоксы танкостроения приняли решение совместить новое и старое, опередив, таким образом, своих союзников.

TOG 1 маневрирует во дворе завода Фостера в Линколне. На борту установлен инклинометр, определяющий угол наклона (фото http://vn-parabellum.com)


В октябре 1939 г. комитет, получивший официальное название «Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения», наконец получил полноценное техническое задание. Конструкция нового тяжелого танка предусматривала удлиненный корпус. В качестве движителя предполагалось использовать гусеницы, полностью охватывающий корпус по длине и высоте. Бронирование корпуса должно было выдерживать попадание с расстояния 91 метр (100 ярдов) снарядов противотанковых орудий калибра 37 мм и полевых гаубиц калибра 105 мм. Вооружение танка условно разделялось на два вида: пушка, установленная в лобовом листе корпуса и предназначавшаяся для разрушения полевых укреплений; две пушки калибра 40 мм и два пулемета BESA калибра 7,92 мм, установленные в бортовых спонсонах, предназначающиеся для «зачистки» вражеских окопов. Скорость танка ограничивалась 8 км\ч (5 миль\ч), с запасом хода не более 82 км (50 миль). Такие низкие ходовые качества были обусловлены концепцией «пехотного танка» – военные полагали, что машина данного типа не должна «убегать» от пехоты. Для доставки танков к переднему краю фронта хотели использовать железнодорожный транспорт.

Желая перестраховаться, военное ведомство выдало ТТЗ сразу двум компаниям – Foster и Harland & Wollf. Комитет работал на стороне Foster. Аббревиатуру TOG решили применить и к танку, хотя также использовали обозначение TOG1 (TOG №1). Кроме того, техническим заданием предусматривалось использование дизельного двигателя.


TOG 1 с башней от Матильды. Сзади на борту виден инклинометр


Таким образом, предъявленный в декабре 1939 г. эскизный проект тяжелого танка TOG объединял в себе передовые технические идеи и явные анахронизмы. «Старая банда» разработала многокатковую ходовую часть, имеющую жесткую подвеску без упругих элементов. Это упрощало конструкцию и снижало массу, но, несмотря на это, проектная масса танка без спонсонов, вооружения, боекомплекта составляла 50 тонн, а дизельного двигателя соответствующей мощности еще не создали. Вместо него предложили применить форсированный до 600 л.с 12-цилиндровый V-образный дизель Pacsman-Ricardo (мощность 450 л.с.). По проекту экипаж танка составляли 8 человек: командир машины, водитель, артиллерист и заряжающий переднего орудия, а также четыре танкиста в спонсонах.

Уже на данной стадии проектирования стали очевидны два просчета. В первую очередь это касалось вооружения. Примененная схема уже не соответствовала реалиям ведения войны. Бортовые спонсоны убрали, а на крыше корпуса рушили установить башню кругового вращения. Второй значительной проблемой стала трансмиссия. Предложенная Вильсоном схема с планетарным механизмом, учитывая массу танка, была неприемлема. Артур Стерн настоял на использовании в машине электромеханической трансмиссии. Он еще в 1916 г. безуспешно пытался внедрить данную схему на первые танки, однако реализовать данную идею удалось только теперь. К работе привлекли фирму English Electric Company, которая и разработала электрическую трансмиссию оригинальной схемы. На TOG двигатель вращал электрогенератор, служивший для питания двух бортовых двигателей. Штурвал управления связывался с изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях потенциометром. Поворот машины осуществлялся за счет разницы в скорости вращения гусениц.

В феврале 1940 года доработанный проект приняли к реализации. Был изготовлен деревянный макет и заказаны некоторые агрегаты и узлы. Дизайн с первого взгляда поражал архаичностью. Конструкция была узкой, высокой, длинной и неповоротливой. Она во многом повторяла концепцию ранних танков. Ромбовидная форма корпуса, траки из никелевой стали и пулеметные спонсонами по бокам лишь усугубляли архаичность. Сборку первого опытного образца фирма Foster завершила в октябре. Разработчики смогли уложиться в 50 «сухих» тонн, однако в корпусе по-прежнему сохранялись вырезы под спонсоны. На крыше смонтировали башню от пехотного танка «Matilda II». Вооружение TOG1 состояло из 75-миллиметрового орудия в лобовом листе корпуса и 40-миллиметровой пушки спаренной с 7,92-милиметровым пулеметом в башне. Для компенсации возросшей нагрузки на грунт ввели широкие гусеничные траки. Броня должна была выдержать попадание бронебойных снарядов калибра 47 мм, однако в последующем толщину постоянно пересматривали. Бортовая броня на прототипе имела толщину 65 мм.

Испытания прототипа танка TOG начавшиеся 27 сентября были трудными и продолжались довольно долго. 6 ноября танк показами представителям MoF (Ministry of Supply, Министерство Снабжения) и армии. Вес танка без спонсонов с башней от «Matilda II» составил 64555 кг. Во время испытаний силовая установка постоянно перегревалась, и устранить данную проблему не представлялось возможным. В конце концов, двигатель и трансмиссия вышли из строя. Ещё одной проблемой была низкая адаптированность конструкции трансмиссии. Во время работы трансмиссии деформировались направляющие колеса и гусеницы.

Вместе с тем, тяжелый танк TOG по основным ходовым качествам министерство вполне устраивал. Основной испытательный цикл завершили в июне 1941 г., однако MoF настояло на продолжении работ.

Чтобы исправить выявленные недостатки на прототип установили гидравлического трансмиссию, работы над которой продолжались в течение двух лет, после чего машине присвоили обозначение TOG 1А. Изготовлением нового оборудования занималась Hydraulic Coupling and Engineering Company. Управление данной модификацией было ненадежным из-за большой инерционности гидравлических пар. Несмотря на это, в мае 1943 г. приступили к тестам с гидравлическим приводом, но спустя месяц машину вернули для дальнейших доработок на завод. Последняя информация касательно TOG 1A датируется апрелем-маем 1944 г., когда прототип прошел еще одну серию тестов. После этого танк направили в Чобхэм на 100-тонном транспортере Пикфордз, где и теряются его следы.

TOG II с 76-мм орудием


Капитуляция Франции ознаменовала окончание позиционной войны на Западном фронте и необходимость в подобном танке отпала. Однако под влиянием некоторых чиновников, в числе которых был и У. Черчилль, работы по TOG продолжались. 6 мая 1940 г. был выдан заказ на доработанный прототип получивший обозначение TOG 2 (TOG №2). Точно не известно, для чего на ранней стадии разработки потребовался новый дизайн TOG, но вероятнее всего данное решение было связано с вооружением.

Для улучшения технических показателей требовались радикальные меры, в основном направленные на снижение массы танка TOG 2. Механика была идентична предшественнику, а явное отличие заключалось в гусеницах. Траки времен Первой Мировой остались неизменными, не появилась и подпружиненная подвеска. Корпус был переделан таким образом, что верхняя ветвь гусеницы опускалась в туннель, миновав заднее ведущее колесо, шла вперед и попадала на передний ленивец на выходе из туннеля. Гусеницу опустили в туннель для расширения корпуса под погон большей башни. Пушка в лобовом листе корпуса была демонтирована. Теперь основное вооружение – орудие калибра 57 мм – должно было монтироваться в башне новой конструкции. В спонсонах сохранялись пушки и пулеметы, однако сами спонсоны установлены не были. Впрочем, сразу получить башню не удалось, поэтому ее временно заменял деревянный макет, имеющий более простую форму с муляжом орудия. Дизель-электрическую трансмиссию, несмотря на ее перегревы, сохранили. Согласно сохранившимся записям на макет установили чугунные бортовые листы толщеной 63 мм.

TOG II с деревянным макетом башни и 57-мм пушкой


Приводом для двух основных генераторов служил дизельный двигатель, связанный с ними механически.

Генераторы питали электродвигатели каждого борта. Для изменения скорости движения танка служила педаль подачи топлива дизельного двигателя. Дополнительную регулировку скорости обеспечивал ручной рычаг изменения сопротивления тока, питающего генератор и электродвигатель. Поворотом связанного с потенциометром руля в обмотках возбуждения генераторов изменялось сопротивление тока. В результате поворота руля в одну из сторон увеличивалась выходная мощность расположенного с противоположного борта электродвигателя из-за увеличения напряжения в его обмотках. Другой электродвигатель, питающийся своим генератором, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помогая таким образом осуществлять поворот. Это было одним из способов независимого реверсирования одного из двигателей и осуществления разворота танка вокруг своей оси. Поворот машины с радиусом равным его ширине осуществлялся затормаживанием пневматическими тормозами одной из гусениц.

Первые заводские «пробежки» прототип танка TOG 2 совершил 16 марта 1941 г. Дальнейшие испытания не выявили особых замечаний, однако время было упущено. Максимальная скорость танка составляла 14 км\ч, а запас хода до 112 км. Ходовая часть TOG 2 позволяла преодолевать машине рвы шириной 6,4 м и вертикальные стенки высотой 2,1 м.

Башня от ТОГ2 на танке «Челленджер»


В сентябре 1941 в конструкцию танка внесли значительные изменения, самой машине присвоили индекс TOG 2*. Орудие в лобовом листе и бортовые споносоны убрали, а бронирование пересмотрели. Главную передачу также продолжили переделывать, но главное, на танке решили уставить торсионную подвеску, правда, до апреля 1943 г. это не реализовывали. Работы над TOG 2* затягивалась, а требования боя быстро менялись. В связи с этим конструкторы решили установить в башне 17-фунтовую пушку, разработанную Messrs Stothert and Pit. В 1944 году данную башню установили на А30 Челленджер.

Начавшиеся в апреле 1943 г. испытания подтвердили, что TOG 2* самый тяжелый (свыше 81 тонны) и самый мощный британским танком, однако использованная при его постройке концепция давно устарела. Даже несмотря на свое бронирование TOG уступал по вооружению и динамическим качествам немецкому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной пушкой калибра 75 мм, не говоря уже о «Tiger» и других более мощных танках. Маневренная война для TOG была губительна.

Несмотря на это, в 1942 году началось проектирование модификации TOG 2R (индекс R – revised, исправленный). Предполагалось, что на новой машине за счет отказа от спонсонов будет уменьшена длина ходовой части, при сохранении торсионной подвески, башни с электроприводом оснащенной орудием калибра 76,2 мм. Дальнейшим развитием тяжелого пехотного танка стал проект TOG 3. Однако, оба этих проекта так и не были реализованы. TOG изначально проектировался для войны, которая закончилась еще 20 лет тому назад. Старая Банда желая повторить свой триумф в TOG по сути создавала машину для Первой Мировой. То, что эпопея с TOG затянулась до 1944 года, говорит и о личном крахе Стерна и Старой Банды, и о том, что вместо разработки действительно нужных для Британии танков, очень многие инженеры на протяжении всей войны занимались изначальной ерундой.

Судьба тяжелого танка TOG 2* в отличие от TOG 1A оказалась более счастливой. После окончания войны он был отправлен на склад. В скором времени оттуда его извлекли, провели ремонтные работы и передали в танковый музей Бовингтона. Следует отметить, что на нем остался «родной» двигатель Paxman, хотя машина и не на ходу.

Тактико-технические характеристики тяжелых пехотных танков TOG/TOG 2*:
Боевая масса – 64555/81284 кг;
Экипаж 8 (по проекту)/6 человек;
Габаритные размеры:
Длина – 10130 мм;
Ширина – 3120 мм;
Высота – 3050 мм;
Вооружение: пушка в корпусе калибра 75 мм, две пушки калибра 40 мм в спонсонах, 2-4 пулемета BESA калибра 7,92 мм (по проекту)/пушка OQF 17pdr калибра 76,2 мм и пулемет BESA калибра 7,92 мм;
Приборы прицеливания – телескопические и оптические прицелы;
Бронирование:
Лоб и борт корпуса – 62 мм;
Днище – 12 мм;
Крыша – 25 мм;
борт башни – 62 мм/40 мм;
лоб башни – 62 мм/63 мм;
Двигатель – Packsman-Ricardo 12TP, 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 600 л.с.;
Трансмиссия – электрического типа;
Ходовая часть (один борт) – заднее ведущее и переднее направляющее колесо, 24 опорных катка;
Скорость среднетехническая – 6 км\ч;
Максимальная скорость – 12 км\ч\14 км\ч;
Запас хода по шоссе – 80\112 км;
Высота преодолеваемой стенки – 2,10 м;
Ширина преодолеваемого рва – 6,40 м.



Подготовлено по материалам:
http://vn-parabellum.com
http://alternathistory.org.ua
http://panzer-journal.ru
http://www.thetankmaster.com
http://warportal.ru
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    6 сентября 2013 09:35
    Обратите внимание! Длина танка - 10 метров! )))
    Тем временем в британских танках
    1. Su-9
      +7
      6 сентября 2013 09:55
      ладно хоть не целуются laughing
      1. Турик
        +6
        6 сентября 2013 10:25
        При массе в 81 тонну бронирование от 25 до 65 мм просто смехотворно. Тигр или даже панцер 3-4 его бы на консервные банки разбирали.
        1. RoadRunner
          0
          6 сентября 2013 11:17
          Танк,в общем-то,пережиток первой мировой войны.
          1. Турик
            +3
            6 сентября 2013 11:26
            Не столько танк, сколько британская конструкторская мысль пережиток 1-й мировой.
            1. +1
              6 сентября 2013 11:41
              Весьма характерная особенность - только подчёркивает отсталость самой концепции "Британская империя". Пережиток XIX века.

              На планете осталась только одна империя. У неё, как раз, нормальные танки. А британское танкостроение - зависло на уровне "Старой банды". В прошлом веке.
              1. +1
                6 сентября 2013 15:32
                hi
                Ну НЕ мог такой у.род быть хорошей машиной, одни понты, блин.
                Ни чего у пидрионцев не меняется...
              2. почтальон
                +1
                9 сентября 2013 22:55
                Цитата: Astrey
                А британское танкостроение - зависло на уровне "Старой банды". В прошлом веке.

                Серьёзно?
                1. Посетите:
                Bovington Tank Museum (бывший тренировочного лагеря для танкистов, созданный в 1916 году)
                http://www.tankmuseum.org/
                2. Просмотрите:

                3. "от куда" пошло TANKостроение и кто первым реально его применил?
                4. Challenger-2 в версии Dorchester со 120-миллиметровой нарезной пушкой ( единственный в мире танк, имеющий нарезной ствол такого калибра) 7-8 выстрелов в минуту

                Канонический случай был в 1991 году, когда из танка Challenger был подбит иракский танк «Т-55» с дальности 5100 метров. Я позволю себе утверждать, что ни одна гладкоствольная пушка с такой дистанции не попала бы./Михаил Барятински
                1. +1
                  11 сентября 2013 15:16
                  Почтальон, спасибо за втемные видеоролики. Bovington Tank Museum Очень впечатлил, и в Англию мне теперь ехать ни к чему, всё самое интересное я уже видел. :) Музычка, опять же, годная.)

                  Второй ролик, к сожалению не загрузился, поищу на других ресурсах. Хотя саму историю я слышал ещё в курсантском отрочестве.

                  Вы превратно поняли мой посыл. В коменте я обличаю консервативность мысли британского государственного руководства.
                  1. почтальон
                    0
                    13 сентября 2013 03:30
                    Цитата: Astrey
                    В коменте я обличаю консервативность мысли британского государственного руководства.

                    Ну консерваторы они..... чего с них взять то.
                    ДАЖЕ ЕЗДЯТ(на авто) в другую сторону.
          2. +2
            7 сентября 2013 05:02
            Цитата: RoadRunner
            Танк,в общем-то,пережиток первой мировой войны.
            так же как и самолет,пистолет-пулемет отравляющие газы и противогаз...
        2. +2
          6 сентября 2013 11:26
          Цитата: Турик
          При массе в 81 тонну бронирование от 25 до 65 мм просто смехотворно.


          wink

          На фото:

          Британские военные с надувным макетом американского танка M4 «Шерман» на юге Англии.
          1. Турик
            +1
            6 сентября 2013 11:31
            Черт с железом, танкистов жалко.

            Британские военные с надувным макетом американского танка

            Наши вообще не заморачивались с надувными макетами. Делали из досок за час-другой.

            Особенно пушки хорошо выходили,
            две жерди снизу - станина,
            одна поперек с фанерным щитом - орудие - вот и весь "технологический процесс".
            Дешево и сердито.
            1. +1
              6 сентября 2013 11:36
              Цитата: Турик
              Наши вообще не заморачивались с надувными макетами. Делали из досок за час-другой.


              Наши не имели возможности так изгаляться как британцы, вот и искали выход из положения.
      2. Комментарий был удален.
        1. Турик
          +1
          6 сентября 2013 11:49
          Это же солдаты армии могучего п%ндостана!

          Британцы еще как-то сопротивляются голубой заразе.
          Хотя в последнее время и они малость...прогибаются.
          1. +1
            6 сентября 2013 12:53
            Цитата: Турик
            Британцы еще как-то сопротивляются голубой заразе.
            Хотя в последнее время и они малость...прогибаются.


            Да не ужели? winked

            Для того чтобы «обрести себя» бывшему солдату британской армии Лоренсу Валлендеру пришлось поменять не только религию, но и пол. Теперь его зовут Люси, и он стал первым трансгендером-мусульманкой.... http://www.ridus.ru/news/106933/

        2. 0
          6 сентября 2013 12:57
          Аххаха полевые "братья" гомосеки блин
      3. +1
        6 сентября 2013 15:32
        hi
        Это у них семейное чаепитие...
        1. maxvet
          0
          6 сентября 2013 18:55
          во времена Курской дуги наши танкисты описывали попадания по немецким танкам-"разлетались в щепки",потом выяснилось что немцы за своими танками фанерные макеты на тросах тягали...а TOG-"сосиска"... wink
  2. +2
    6 сентября 2013 10:13
    Жосткий танчик))) Даже в WOT и то несуразен. Повезло английским танкистам, что их в таких длинных гробах в бой не отправили)))
  3. 0
    6 сентября 2013 10:52
    В европах всё через ж.., и очевидно уже давно)
    1. +2
      6 сентября 2013 11:29
      Цитата: chunga-changa
      В европах всё через ж.., и очевидно уже давно)


      Ну зачем же так безапелляционно? what

      На фото:

      Ликующие жители Софии приветствуют советских солдат, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн» (Valentine), поставлявшихся в СССР по ленд-лизу.
      1. +3
        6 сентября 2013 11:37
        На фото:

        Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Великобритании тогда все советское было очень модным и популярным, так что работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова.
        Первые 20 «Матильд» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 187 таких танков. Всего в СССР было отправлено 1084 «Матильд», из них 918 дошли до пункта назначения, а остальные были потеряны в пути при потоплении транспортов конвоев.
  4. knyazDmitriy
    +1
    6 сентября 2013 10:55
    очередное уродство, это просторная братская могила при таких характеристиках бронирования и габаритах. еще и не поворотливый!!!
  5. knyazDmitriy
    +3
    6 сентября 2013 10:56
    Двигатель – Packsman-Ricardo 12TP, 12-цилинжровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 600 л.с., рабочим объёмом 3579 см3;

    автор исправьте пожалуйста рабочий объем двигателя. таких характеристик даже сейчас не бывает на серийных образцах
    1. 0
      6 сентября 2013 13:01
      Да 35 литров более реалистично звучит для 600 лошадей
      1. +1
        6 сентября 2013 13:39
        Да 35 литров более реалистично звучит для 600 лошадей

        что то мне кажется и это не совсем верно

        Диаметр цилиндра и ход: 7 "х 7 ¾". Рабочий объем 298.3 cu in / 4,89 литра на цилиндр.
        Цилиндр, конфигурация: V12.
        Выходная мощность: 600 л.с. при 1500 оборотах в минуту.

        http://www.paxmanhistory.org.uk/paxeng34.htm#12tp

        выходит что двс был 58,68л, так?
  6. +1
    6 сентября 2013 11:52
    Британские танки всегда отличались удобством для экипажа и слабостью на поле боя.
    1. +4
      6 сентября 2013 12:56
      «Челленджер-2»
      Цитата: вася
      Британские танки всегда отличались удобством для экипажа и слабостью на поле боя.


      Этот тоже?
  7. Комментарий был удален.
  8. +2
    6 сентября 2013 15:36
    .
    Ух и уродище...
    .
  9. Komandir 1999
    0
    6 сентября 2013 16:54
    Классный танк
    1. TIT
      +1
      6 сентября 2013 19:57
      Цитата: Ivan_Ivanov
      Ух и уродище...

      Цитата: Komandir 1999
      Классный танк

      тем временем где то во франции
  10. внук солдата
    +1
    6 сентября 2013 23:02
    хороший дом
  11. Drosselmeyer
    +1
    6 сентября 2013 23:16
    Да, у бритов во Вторую мировую с танками не заладилось... Только "Матильда -2" как-то тянула в начале войны. ТОГ конечно полный смешной шлак. Но потом бриты наверстали.
  12. 0
    7 сентября 2013 09:19
    не понял почему удалили мое сообщение, не исправив второй ошибки?
    Packsman-Ricardo

    Paхman-Ricardo
    я же дал ссылку на сайт завода, можно проверить
  13. Крэнг
    0
    7 сентября 2013 13:42
    Tog-II такое ховно.
  14. 0
    7 сентября 2013 21:39
    С виду, даже не вдаваясь в подробные ТТХ и бронирование, примитивного вида машина (ИМХО) lol
  15. 0
    8 сентября 2013 18:23
    Да,вот уж точно-впечатление,что танк сделан "топором",Конечно,понятно,что он обвешан бронелистами,новсе равно.Слишком примитивно.