Корея – неизвестная война СССР

Советский Союз до середины 70-х годов официально не признавал своего участия в Корейской войне 1950-1953 годов. В наградных листах и извещениях о гибели говорилось об «особо важном задании партии и правительства». И сегодня мало кто знает об этой странице отечественной истории. А ведь в небе Кореи в течение 3 лет советские и американские пилоты вели настоящую войну за обладание небом, выясняя «who is who». Небо осталось за советскими асами. Памяти советских летчиков, сражавшихся и погибших в Корее, посвящается эта статья.

«Горячие» эпизоды «Холодной войны»

После того, как представители Японии 2 сентября 1945 года подписали акт о капитуляции, СССР и США снова стали соперниками. Противостояние двух мировых сверхдержав и возглавляемых ими экономических и военных блоков осталось в истории как «Холодная война». Но не всегда война была «холодной». Часто противоборство переходило в «горячую» фазу. Многочисленные военные конфликты в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке имели в своей подоплеке стремление СССР или США установить свой контроль, свою гегемонию в определенной точке мира. Территории многих стран становились полигонами, где СССР и США испытывали свою военную технику, проверяли на практике новые методы ведения боевых действий, где офицеры приобретали и совершенствовали свой боевой опыт.


Корейская «заварушка»

25 июня 1950 года северокорейская армия перешла 38-ю параллель, бывшей границей между двумя Кореями, и стала быстро продвигаться на юг. К середине августа около 90% территории Южной Кореи оказалось под контролем войсками КНДР. Американские военные решили, что это весьма подходящий повод для проведения масштабных военно-полевых учений в условиях, максимально приближенных к боевым. С целью обеспечения политического прикрытия США «продавило» через ООН резолюцию о введении в Корею миротворческих сил, и уже 1 июля на корейском полуострове высадились первые американские воинские части. К огромному удивлению американских военных, северокорейские войска прорвали оборону их 24-й пехотной дивизии и взяли штурмом обороняемый ею г. Чхонан. Не успевшая отойти дивизия была окружена и вскоре перестала существовать, ее командующий генерал-майор Дин сдался в плен.

Корея – неизвестная война СССР


«Миротворцы»

США стали срочно наращивать численный состав миротворцев в Корее. Вскоре к американским военным присоединились боевые подразделения Канады, Австралии, Великобритании и др. стран. 15 государств отправили свои воинские контингенты в Корею. К 1 сентября численность «голубых касок» в Корее превысила 180 тыс., половина их них были американцы. 15 сентября вся эта махина, вдвое превосходившая по численности армию КНДР, перешла в наступление и буквально стерла в порошок армию Северной Кореи. Решающую роль в успехе наступления сыграли превосходство «миротворцев» в вооружении, боевой технике и, в первую очередь, в авиации.

Корея – неизвестная война СССР
B-29


Войска ООН против армии КНДР

Ударной силой «миротворцев ООН» стали стратегические бомбардировщики B-29 – «Летающие крепости», недосягаемые для зенитной артиллерии, способные нести до 9 тонн бомбовой нагрузки. Прикрывали их реактивные истребители F-80 «Шутинг Стар». 835 самолетам 5-й воздушной армии ВВС США противостояли 200 поршневых ЛА-9, ЛА-11 и штурмовики ИЛ-10. Северокорейские ВВС были обречены. К 20 сентября от них остались 20 штурмовиков и 1 истребитель, уцелевшие просто чудом. В этой обстановке американские пилоты, «проявляя мужество и беззаветную отвагу», начали методичное уничтожение с воздуха северокорейских вооруженных сил, сбрасывая на них тонны бомб, обеспечивая, тем самым, успех наземных тактических операций. К октябрю 1950 года войска ООН уже подходили к китайской границе.
Руководители Северной Кореи обратились за помощью к Китаю и СССР. Китай направил на помощь южному соседу 270 тысяч «добровольцев», а СССР взял на себя воздушное прикрытие войск.

Корея – неизвестная война СССР


Китайские летчики Ли Си Цин и Ван Ю Шин

В конце октября 1950 года в Корею из СССР прибыли первые летчики. Их одели в китайскую военную форму и выдали документы с новыми именами, без фотографий. Именно здесь истоки анекдотов о китайских летчиках с фамилиями Ли Си Цин и Ван Ю Шин (Лисицын, Ванюшин). Вместе с летчиками прибыли реактивные истребители МИГ-15. Самолеты носили северокорейские или китайские опознавательные знаки. В воздухе предписывалось вести переговоры только на китайском языке. Тексты основных команд летчики записывали русскими буквами и крепили эти листочки на коленях, но в первом же бою перешли на русский язык, широко применяя при этом ненормативную лексику. Руководство очень скоро осознало абсурдность приказа и отменило его. Группа именовалась «64-й истребительный авиакорпус».
Командовал авиагруппой Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. 8 ноября летчики впервые «попробовали на зуб» американских пилотов, гордо именовавших себя «рыцари неба». Встреча окончилась потерей янки одного истребителя F-80. ВВС «миротворцев» стали нести серьезные потери. Для установления паритета США направило в Корею новейшие истребители F-86 «Сэйбр».

Корея – неизвестная война СССР


«Черный четверг» ВВС США

Но настоящей проверкой, кто чего стоит, стал бой 12 апреля 1951 года, вошедший в историю ВВС США как «черный четверг». В этот день на бомбардировку железнодорожного моста через реку Ялуцзян, по которому из Китая в Корею шел весь поток военных поставок, вылетели 48 бомбардировщиков B-29 в сопровождении 80 истребителей F-86. На перехват вылетели 44 советских МИГ-15. Истребители встретила плотная огневая завеса B-29 и F-86. Советские пилоты, многие из которых еще сбивали летчиков Люфтваффе, пошли прямо на огонь. Впоследствии на каждом из этих истребителей насчитали до нескольких десятков пробоин. Прорвавшись сквозь стену огня, МИГи атаковали B-29. За неполные 20 минут ВВС США потеряли 10 бомбардировщиков и 4 истребителя. 64-й истребительный авиакорпус в тот день вернулся на аэродром без потерь. Американские ВВС объявили недельный траур по погибшим. Три месяца бомбардировщики «миротворцев ООН» не поднимались в небо. Все последующее время бесстрашные янки предпочитали вылетать на бомбардировки по ночам. Советские же пилоты после 12 апреля перекрестили «летающие крепости» в «летающие сараи».

Правда по-американски

Стремясь «сохранить лицо», американская пресса писала о «превосходящих силах противника», в 2-3 раза увеличивая численность МИГов, участвовавших в боях, приводила непомерно завышенные данные о потерях среди советских летчиков. Еще тогда это вызывало бурное возмущение у советских пилотов, непосредственных участников боев. Так что, если вы захотите узнать правду о тех событиях, не стоит искать ее, опираясь на американские источники – ее там нет.

Корея – неизвестная война СССР


Итоги

За почти три года летчики 64-го истребительного авиакорпуса сбили 1525 самолетов, из них 170 - B-29. 52 советских летчика вернулись из Кореи асами. Асом №1 считается Е. Пепеляев, сбивший в небе Кореи 23 самолета, следом за ним идет Н. Сутягин, на счету которого 21 победа. Многие вернулись домой с орденами и медалями, а грудь 35 пилотов украсила Золотая Звезда Героя Советского Союза. Всего испытание корейской войной прошли около 1200 летчиков.

Как на всякой войне, не обошлось без потерь. Американские летчики отнюдь не были трусами, и не боялись вступать в бой. 319 самолетов потерял авиакорпус за три года боев, 120 летчиков погибли в боях. Почти все они похоронены в китайском городе Далянь (бывш. Дальний), на русском кладбище, рядом с защитниками Порт-Артура.
Вечная им память!

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. xetai9977 6 сентября 2013 09:24
    Название статьи не очень удачная. Например я с детства (70-е)знал,что СССР участвовал в войне на Корейском полуострове силами авиации. И китайцев было в несколько раз больше указанного. Но остальное верно.Корея окончательно разделила мир на два противоположных лагеря.
    1. Дальневосточник 6 сентября 2013 16:08
      Цитата: xetai9977
      Например я с детства (70-е)знал,что СССР участвовал в войне на Корейском полуострове силами авиации.
      уважаемый! мге интересно с какого вы года? вы шо принимали в этом конфликте боевые действия? с уважением! hi
    2. Vovka Levka 6 сентября 2013 16:37
      Цитата: xetai9977
      Корея окончательно разделила мир на два противоположных лагеря.

      И теперь посмотреть как живет Северная и Южная Корея.
      И ради чего, было гробить людей и ресурсы?
      За то, что бы в КНДР правила династия коммунистических тиранов?
      Vovka Levka
      1. carbofo 7 сентября 2013 01:21
        Цитата: Vovka Levka
        И теперь посмотреть как живет Северная и Южная Корея.
        И ради чего, было гробить людей и ресурсы?
        За то, что бы в КНДР правила династия коммунистических тиранов?

        Че ерничаешь , у вас та-же фигня !.
        1. Vovka Levka 7 сентября 2013 20:42
          Цитата: carbofo

          Че ерничаешь , у вас та-же фигня !.

          Слава Богу не такая.
          Vovka Levka
  2. pinecone 6 сентября 2013 09:39
    На первом снимке американские самолёты Б-29 сбрасывают бомбы на территорию Японии. Впрочем, разница невелика.
    pinecone
    1. Su-9 6 сентября 2013 09:49
      да и вообще все фото кроме последнего из другого времени.
      Su-9
  3. кузнецов 1977 6 сентября 2013 09:54
    Военно-воздушными силами КНДР командовал генерал Ван Лен и его советник полковник Петрачев. Официально под их управлением находилась к середине 1950 г. одна смешанная авиадивизия, по численности значительно превосходившая советскую. В состав 55-ой САД ВВС КНДР входил один штурмовой полк (57-й ШАП) - 93 Ил-10, один истребительный (56-й ИАП) - 79 Як-9, один учебный (58-й УчАП) - 67 учебных самолетов и самолетов связи, два авиатехнических батальона. Численность личного состава ВВС КНДР достигала 2 829 человек. Самолеты базировались на аэродромах, расположенных вокруг Пхеньяна. В каждом полку было по три, четыре эскадрильи, в учебном была эскадрилья двухместных Як-11. 56-м ИАП командовал известный северокорейский летчик Ли Дон Гю, ставший во время войны асом. Транспортная авиация, скорее всего, состояла из одной эскадрильи Ли-2 и С-47.
    За июль 1950г. по различным причинам авиация ООН потеряла в Корее 55 летательных аппаратов, в том числе: 14 "Мустангов", 10 "Шутинг Старов", 5 "Инвейдеров", 5 палубных штурмовиков, 5 "Суперфортрессов", 4 "Корсара", 3 "Тексана" из группы оперативного управления "Москито", 2 армейских "Сентинела", 2 "Твинмустанга", 2 "Пантеры", один транспортный самолет, и два вертолета. Кроме того, Британская легкая авианосная бригада (авианосец "Трайэмф") потеряла за месяц 8 истребителей "Сифайер" Mk.47.
    Даже официальная американская статистика говорит о примерно равных уровнях потерь в воздушных боях в июле 1950г. Официально от действий северокорейских ВВС американцы признали потерю восьми самолетов. Американские асы в свою очередь, заявили в июле о 11-12 воздушных победах (официально засчитано 10) и о более 40 самолетах, уничтоженных на земле. Общий анализ потерь ВВС союзников в июле позволяет предположить, что на самом деле, в воздушных боях погибло от 23 до 25 самолетов союзников, т.е. более 40% от общего количества потерянных машин. Но силы были заведомо неравными. После 10 августа самолеты КНДР практически не летали, хотя однажды, 22 августа, совершили успешную штурмовку вражеских кораблей.
    Пополнившись прибывшими из СССР новыми самолетами, с 1 сентября корейцы возобновили свою активность в воздухе. Однако высаженный 15 сентября в тылу КНА крупный десант морской пехоты сил ООН при мощной поддержке палубной авиации привел к тому, что в сентябре-октябре 1950 г. ВВС КНДР лишились почти всех своих авиационных баз и были просто деморализованы. Фактически произошел полный разгром авиации КНДР.
    http://artofwar.ru/f/foreign/text_0680.shtml

    Як-9П ВВС Северной Кореи
    кузнецов 1977
  4. кузнецов 1977 6 сентября 2013 10:06
    На 25 июня 1950 г., когда началась война в Корее, северяне имели 93 Ил-10 и УИл-10. В первый же день боевых действий штурмовики поддержали атаки пе­хоты и танков. Кроме того, они наносили удары по опорным пунктам и сосредоточениям войск противника. Северокорейская авиация полностью господствовала в воздухе. Южане истребителей не имели, ближайшие американские части дислоцировались в Японии. Отсутствовала и сколько-нибудь организованная противовоздушная оборона. В этих условиях действия штурмовиков были весьма эффективны.
    Утром 26 июня пара Ил-10 в сопровождении истребителей бомбила и обстреливала товарную станцию в Сеуле. Им удалось взорвать состав с боеприпасами и уничтожить много живой силы противника. Американцы сообщают также об участии штурмовиков в налетах на аэродром Кимпо, где была сожжена большая часть самолетов весьма немногочисленных тогда южнокорейских ВВС.
    Утром 27 июня недалеко от Сувона они перехватили восьмерку Ил-10 и сбили (по американским данным) четыре машины. Корейцы в ответ попытались нанести удар по аэродрому Сувон, но лишились еще пары штурмовиков. Другие источники говорят, что 27 июня корейцы потеряли всего четыре Ил-10, а ответным огнем воздушного стрелка был уничтожен истребитель «Мустанг».
    Но далее господство в воздухе перешло к противнику. Почти каждый вылет штурмовиков сопровождался потерями. Американцы также регулярно бомбили и обстреливали аэродромы северян. Через две недели боев в 57-м полку осталось около двух десятков исправных Ил-10. Их рассредоточили на различных площадках. Летали группами не более четырех - шести самолетов. В конце лета Советский Союз передал корейцам некоторое количество штурмовиков, но это не возместило потерь техники. Помимо всего прочего, северокорейская авиация лишилась резервов летного состава. Штурмовики непрерывно атаковали оборону врага. Действовали они и над морем. 22 августа у о. Мунчан в Желтом море пара Ил-10 якобы потопила вражеский корабль: то ли эсминец, то ли тральщик. Во всяком случае, американцы официально эту потерю не признали. Наиболее результативным летчиком-штурмовиком корейские источники называют АН Хон Зуна, сообщая об уничтожении им эсминца и двух самолетов. К концу августа северокорейская авиация располагала 20 исправными штурмовиками, на которые приходилось 17 летчиков. 15 сентября "силы ООН" высадили десант под Инчхоном и начали наступление на север. При отступлении войска КНДР бросили в Кимпо два неисправных Ил-10. Еще до этого в руки американцев попало несколько подбитых машин. Оба самолета вывезли в США. Там их передали в Корнелльскую лабораторию (г. Итака). Из двух штурмовиков собрали один. 20 июня - 15 августа 1951 г. он прошел испытания на авиабазе Райт-Филд. Летал на нем капитан Р. Стивене. В дальнейшем Ил-10 ВВС КНДР не сыграли большой роли в боевых действиях, хотя и продолжали применяться в ограниченном количестве до конца войны в составе китайско-корейской Объединенной воздушной армии генерала Лю Чженя. О том, когда корейцы сняли с вооружения последние Ил-10, сведений нет.
    http://army.lv/?s=565&id=245&v=9

    кузнецов 1977
    1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 10:16
      Зимой 1950-51 гг. активно действовали только широко описываемый в литературе полк ночных бомбардировщиков, летавший сначала на По-2, затем на Як-11 и Як-18. Но, как это не покажется странным, реальная ценность от их боевой работы была. Недаром янки серьезно обсуждали "проблему По-2". Кроме того, что "чокнутые китайские будильники", как называли их американцы, постоянно давили ни психику противника, они наносили и ощутимый урон. Впоследствии к ночной работе подключили пару эскадрилий из 56-го истребительного авиаполка и некоторые китайские авиачасти - те и другие в основном летали на Ла-9/11!. В ноябре-декабре 1950 г. началось формирование китайско-корейской Объединенной воздушной армии (ОВА). Доминировали в ней китайцы, командовал ОВА также китайский генерал Лю Чжень. На 10 июня 1951 г. в ВВС КНА имелось 136 самолетов и 60 хорошо подготовленных летчиков. В декабре к боевым действиям приступили две китайские истребительные дивизии на МиГ-15. Позже, к ним присоединилась авидивизия КНА (к концу 1952г. их число было доведено до трех). Однако активность корейской авиации оставляла желать лучшего. Основную тяжесть борьбы с авиацией противника несли ИА и ЗА 64ИАК, так что основой ПВО КНДР были советские части, а корейцы и китайцы играли на протяжении большей части войны вспомогательную роль. И их ПВО хоть и была, но была в соответствующем состоянии. Чуть ли не единственными подразделениями ПВО оставались группы "стрелков-охотников за самолетами", созданные по приказу Ким Ир Сена от 2.12.1950 г. Смысл этого "великого почина" сводился к тому, что в каждом стрелковом полку выделялся взвод, начинавший борьбу с вражескими самолетами при помощи подручных средств - от станковых и ручных пулеметов до тросов, натягиваемых между вершинами близлежащих сопок. По утверждениям северокорейской пропаганды, некоторые группы (например, расчет Героя КНДР Ю Ги Хо) ухитрились таким образом насбивать по 3-5 вражеских самолетов! Даже если считать эти сведения преувеличенными, то остается фактом, что "стрелки-охотники" стали на фронте массовым явлением и попортили ооновским летчикам немало крови. В день подписания перемирия 27 июня 1953 г. северокорейская авиация была еще малобоеспособной, но количественно уже превышала довоенную. Разные эксперты оценивают ее численность в этот период в 350-400 самолетов, в том числе не менее 200 МиГ-15. Все они базировались на китайской территории, поскольку довоенные аэродромы в Северной Корее были разрушены и в ходе войны не восстанавливались.
      http://airwar.ru/history/af/kndr/kndr.html

      Ла-11 ВВС КНДР, 1953 год
      кузнецов 1977
      1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 10:29
        Несколько биографий северокорейских асов:
        Кан Йон Дук- начал войну на Яках, именно в начальный период одержал пять побед. Потом пересел на МиГ-15. Особо отличился в боях за Вонсан в период с 4.10. по 12.10.1952 г.Удостоен звания Герой КНДР в 1953 году, на тот момент командовал иап. Всего к концу войны на его счету было 10 сбитых самолетов противника. О послевоенной судьбе информации нет.

        Ким Гин Ок-к началу войны в 1950 году был командиром эскадрильи Як-9 в 56 иап ВВС КНДР. В 1952-53 гг воевал на МиГ-15 в качестве комэска, комполка и комдива. В 1951 году удостоен звания Героя КНДР. По северокорейским данным был лучшим асом, сбил 11 американских самолета (из них 3 В-29, летая на Як-9П с 11.07 по 3.12.50). После войны продолжил службу в ВВС. В апреле 1969 году спланировал операцию ПВО КНДР, в ходе которой был сбит американский разведчик ЕС-121. Умер в ноябре 2001 года в возрасте 76 лет.

        Ли Дон Гю-на момент начала войны командовал 56 иап ВВС КНДР. В период с 11.07. по 14.07.1950, летая на Як-9П, по северокорейским данным сбил пять самолетов ВВС США. В том числе один В-29 над Сеулом. Согласно непроверенным данным погиб в воздушном бою осенью 1950 года. Звание Героя КНДР присвоено посмертно.

        Пэк Ги Рак-в 1950-51 гг сбил пять самолетов ВВС США. Большинство побед одержал в районе Синичжу и Пхеньяна в январе 1951 года, летая на Як-9П и Ла-11. Погиб в июне 1951 года, таранив своим самолетом корабль ВМФ США в Желтом море. На момент гибели командовал иап. Посмертно представлен к званию Героя КНДР.

        http://airwar.ru/history/aces/acepostwar/skyknight.html

        Ла-9 ВВС КНДР
        кузнецов 1977
        1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 10:59
          Участие советских летчиков в Корейской войне достаточно изучено, однако кроме наших пилотов в боевых действиях участвовали и китайские летчики:
          4 декабря 1950 г. после окончания подготовки командование приказало 28-й аэ перелететь на аэродром Цяньянь для участия в воздушных боях на «линии боевого соприкосновения». Ведущим в перелете был командир 4-й иад ВВС НОАК Фан Цзыи, опытный летчик, окончивший летную школу в 1942 г. в Урумчи.
          О том, какое значение придавало высшее китайское руководство боевым действиям своих летчиков, свидетельствует то, что накануне 4-ю иад и 28-ю аэ проинспектировали министр обороны КНР Чжу Дэ и Главком ВВС Лю Ялоу. 21 декабря 1950 г. командир дивизии Фан Цзыи возглавил 28-ю аэ в перелете на аэродром Лянтоу в Аньдуне. В тот же день 28-я аэ под прикрытием советских летчиков из 29-го гиап вступила в бой. Китайцы противника не обнаружили, а советские летчики в тот день одержали первую победу над «Сейбрами». Во время вылета в район Сингису шестерка МиГов из 3-й аэ 29-го гиап, ведомая комэском капитаном Юркевичем, на встречных курсах неожиданно столкнулась с группой F-86. Только ведущий, единственный из группы, успел дать короткую очередь (всего три снаряда) по вражеским самолетам, другие даже не успели среагировать. Тем не менее один из снарядов 37-мм пушки попал в стык крыла с фюзеляжем, крыло отвалилось, «Сейбр» врезался в землю. Остальные F-86, не вступая в бой, развернулись и со снижением ушли за линию фронта. Впоследствии наши летчики о первом боевом вылете китайцев не вспоминали. Сколько еще боевых вылетов сделали китайцы до конца года, точно неизвестно, в ряде наших источниках есть упоминания о вылетах 28 и 29 декабря. Сами китайцы утверждают, что «в декабре 1950 г. китайско-корейские войска одержали две победы», вероятнее всего, речь шла о боевых успехах корейских летчиков.
          Мечты китайцев о встрече с врагом сбылись 21 января 1951 г., когда в районе Анею произошло крупное воздушное сражение. Против многочисленных групп штурмовиков несколько раз вылетали группы всех трех полков 50-й иад - около 30 МиГ-15. Рано утром 20 F-84 нанесли бомбо-штурмовые удары по железной дороге в районе Пхеньян - Синьичжоу (новый Аньчжоу). По сигналу двух зеленых ракет на перехват в 7-34 в воздух поднялись шестерка МиГ-15 из 3-й аэ 29-го гиап и китайские МиГ-15, ведомые комэском Ли Ханем (по другим данным, китайцы поднялись в воздух около 9 часов, из всей 28-й аэ двое - Вэй Мэнюнь и Чу Футянь, в полет не планировались).
          Когда группа была над Сюаньчуанем, ведомый второй пары Чжан Хунцин справа обнаружил два F-84, с высоты 1000 м пикировавшие на мост Циньчуаньцзян. К этому моменту группа штурмовиков рассеялась из-за атак советских летчиков, но китайцы пишут, что «из-за внезапной атаки группы Ли Ханя строй американцев смешался. Ли Хань атаковал слева четверку и подбил ведущего.» Вторая пара (Ли Сяньган и Чжан Хунцин) обстреляла оставшуюся тройку, но безрезультатно. По другим китайским источникам, «Ли Хань увидел противника и сразу бросился в атаку, но сразу попал в гущу вражеского строя. Видимо, по нему огня не открывали, вывернувшись, он вскоре оказался в 400 м от левой четверки и открыл огонь по ведущему, повредив его самолет. Этим воздушный бой и закончился. Ли Хань был и обрадован и опечален одновременно. Такие результаты его не устраивали. Он хотел не подбивать, а сбивать, и не одного. Но командование было очень обрадовано этой победой, его поздравляли». В наших публикациях всегда утверждалось, что 21 января Ли Хань атаковал и сбил F-84.
          Комэск Ли Хань, открывший боевой счет ВВС НОАК в небе Кореи
          кузнецов 1977
          1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 11:07
            23 января в небе Кореи в районе Аньдуня произошло самое крупное в январских боях сражение, в нем в нескольких группах сошлись более 80 самолетов с обеих сторон (по другим данным - 28 МиГ-15 против 32-33 «Тандерджетов»). Китайцы подробности этих схваток не сообщают, хотя по нашим источникам летчики 28-й аэ вместе с группами 29-го гиап совершили, по крайней мере, два боевых вылета. Американцы из 522-й и 523-й аэ 27-й аг заявили о четырех сбитых МиГах (два - лейтенант Е.Крэгг и по одному - капитаны А.Мак-Гуайр и У.У.Слоутер), и предположительно, еще о трех сбитых МиГах. По утверждению А.Германа и И.Сеидова, китайские летчики в тот день побед не имели (восемь F-84 сбили наши летчики), но из-за отсутствия боевого опыта потеряли два МиГа и одного пилота. По-видимому, речь шла о других летчиках 10-го иап ВВС НОАК, так как в эти дни «на подмогу» 28-й аэ прибыли 29-я и 30-я аэ 10-го иап, а по китайским данным в январских боях летчики Ли Ханя потерь не имели.День 29 января стал для китайцев настоящим праздником, летчики 28-й аэ провели самый удачный бой за короткий боевой стаж в небе Кореи. День 29 января стал для китайцев настоящим праздником, летчики 28-й аэ провели самый удачный бой за короткий боевой стаж в небе Кореи.
            К февралю 1951 г. в бой готовы были вступить две китайских дивизии на МиГ-15 с РД-45А. Перед их вводом в бой 15 марта 1951 г. для взаимодействия с корейскими ВВС в Аньдуне создали штаб китайских ВВС во главе с Лю Чжэнем. Вскоре на его основе создали китайско-корейский штаб Объединенной воздушной армии (ОВА), его возглавил тот же Лю Чжэнь. Его заместителями были кореец и китаец Чан Ганькунь, каждый из них возглавлял работников штаба своей национальности, для паритета на каждую должность также назначили двоих офицеров - китайца и корейца. Китайские авиачасти находились в двойном подчинении - штаба ОВА и ВВС НОАК. Руководство боевыми действиями авиачастей ВВС КНДР и КНР, действовавших на Корейских фронтах с территории Китая, штаб ОВА начал с 25 апреля.

            Первоначально в состав ОВА вошли пять дивизий, в том числе две на МиГ-15 (3-я и 4-я иад) и 2-я иад на Ла-11 (реально был подготовлен лишь один полк - 30 боеготовых Ла-11 и 6 неисправных). По состоянию на 1 апреля 1951 г. численный состав истребительной авиации ОВА насчитывал 120 боеготовых самолетов и 22 неисправных (6 Ла-9, 11 МиГ-15 в 3-й иад и 5 в 4-й иад). Большинство из них в боях не участвовало. Кроме того, в ОВА входили еще 8-я бомбардировочная на Ту-2 и штурмовая дивизия на Ил-10. Вероятно, это была дивизия ВВС КНДР (или, возможно, смешанная), так как никаких сведений об участии своей 5-й шад в Корейской войне китайцы не сообщают.
            кузнецов 1977
            1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 11:09
              В китайских источниках отсутствуют и какие-либо подробности весенних воздушных боев частей ВВС НОАК, кроме первой победы будущего аса Лю Юйди, одержанной «вскоре» после 29 января. Когда он впервые поднялся на перехват, то обнаружил ниже себя четыре вражеских самолета. Он спикировал с 8 до 7 км, на выводе от перегрузки у него потемнело в глазах, затем он вновь увидел американцев на достаточно большом расстоянии. Он бросился за ними в погоню и внезапно атаковал, сбив один самолет. Накопив боевой опыт, Лю Юйди возглавил эскадрилью. Во время крупного воздушного боя 24 МиГов с более чем 40 самолетами противника комэск Лю Юйди первым обнаружил и по радио предупредил группу о противнике. В начавшемся бою китайцы сбили два самолета и подбили еще один. О своих потерях не сообщают. По нашим источникам, подразделения 4-й иад в апреле-мае 1951 г. участвовали в боях в составе 64-го советского истребительного авиакорпуса. Командный пункт ОВА и КП 64-го иак в Аньдуне находились по соседству, в 50 м друг от друга. В первых боевых вылетах летчики 64-го иак прикрывали китайцев, затем они действовали самостоятельно. Как правило, китайские летчики вылетали намного реже советских, действуя в основном мелкими группами во втором эшелоне под прикрытием летчиков 324-й иад.
              Подтверждением неутешительной оценки действий китайских летчиков может служить бой группы летчиков 4-й иад с группой «сверхкрепостей» В-29. Огнем стрелков был сбит и погиб один из самых опытных летчиков командир 12-го полка Чжоу Дахай, в 1949 г. на В-25 перелетевший к коммунистам из ВВС Гоминьдана. Гибель в бою лучшего летчика и командира очень негативно повлияла на моральный дух летного состава дивизии, вскоре ее отвели на отдых и пополнение в Ляоян. В Аньдуне их сменили летчики 3-й иад ОВА.
              12-му полку и дальше не везло с командирами. Позже в бою погиб новый командир полка Чэнь Лян, а сбитого и катапультировавшегося зам. комэска американцы расстреляли в воздухе. Как сами китайцы оценивали свои успехи в боях против «сверхкрепостей», можно судить по мемуарам летчика Чжао Баотуна:
              «Сначала нам никак не удавалось добиться серьезных успехов в борьбе с тяжелыми бомбардировщиками. Многие из летчиков не могли освоиться с определением дистанции открытия огня. Столь большая машина, как В-29, как-то сразу укладывалась в прицеле, появлялись трассы огня, который вели ее воздушные стрелки, и пальцы летчика невольно нажимали на гашетку. Фактически же расстояние было слишком большим, наш огонь был мало действенным, а огонь «Летающих крепостей» почти безвредным...»
              Как вспоминал участник реального боя Б.С.Абакумов, читая эти заметки, они просто улыбались, «так как мы-то хорошо знали боевые возможности китайцев. Потери у них, по сравнению с американцами, были один к одному. А один раз восьмерке китайцев зашла в хвост восьмерка «Сейбров». Пристроились и по команде открыли огонь - семь китайских самолетов были сбиты. Китайцы вели плохую осмотрительность и из-за этого они несли большие потери. В азарте боя, когда сбивали самолет противника, они продолжали его атаковать по всей траектории падения к земле и не оглядывались».
              кузнецов 1977
              1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 11:14
                По первоначальному замыслу И.В.Сталина, Мао Цзэдуна и Ким Ир Сена, китайские дивизии, надежно освоив под руководством советских летчиков-инструкторов МиГ-15 и МиГ-15бис, к середине 1951 г. должны будут полностью заменить в Корейской войне советские авиачасти. В мае 1951 г. в ВВС НОАК насчитывалось уже 18 авиадивизий - 12 истребительных, две штурмовых, три бомбардировочных и транспортная. По состоянию на 10 июня 1951 г. в Китае находились 358 МиГ-15, еще 372 МиГ-15 подготовили к срочной отправке из истребительной авиации ПВО и 24-й ВА. Помимо этого, в группе (корпусе) генерала Белова насчитывались 179 МиГ-15бис и 62 МиГ-15. К концу 1951 г. в Китае находились около 800 МиГ-15 и 200 МиГ-15бис. Но как выяснилось, даже наличие такой «воздушной армады» не могло обеспечить реализацию советского плана хода Корейской войны. Без опеки «сталинских соколов» их «младшие братья» - «орлы» Мао Цзэдуна, не были в состоянии противостоять американским «ястребам». Поэтому советским летчикам пришлось воевать в небе Кореи до самого конца войны.
                Вылет каждой китайской эскадрильи прикрывался, как правило, звеном или эскадрильей наших самолетов, задачей которых было отбивать атаки «Сейбров» по китайским самолетам. Американцы сразу в воздухе видели, что перед ними летят слабые летчики и буквально набрасывались на них. Советским пилотам приходилось довольно трудно одновременно отбивать атаки и смотреть, чтобы тебя не сбили.
                При встречах со штурмовиками - «Тандерджетами» и «Шутинг Старами» - китайцы на «МиГах», по мнению Крамаренко, имели полное преимущество., обращали американцев в бегство и, преследуя их, часто добивались убедительных побед.
                Особенно ожесточенным стал первый воздушный бой 25 сентября в районе Аньчжоу. В воздух поднялись 16 МиГ-15 12-го иап, ведомые зам. комполка Ли Вэньмо. В воздухе над Аньчжоу они внезапно на удалении около 1000 м столкнулись с более чем 20 американцами и всей группой атаковали противника. Командир 1-й аэ Ли Юнтай бросился на летевшую слева восьмерку F-84, те рассеялись. В это время восьмерка F-86, разделившись двумя четверками, попыталась атаковать их сзади с двух сторон. Ли Юнтай набрал высоту, чтобы выйти из-под удара, но был подбит. Его ведомый Цюань Тайвань отогнал атаковавших «Сейбров», сам Ли Юнтай на подбитом самолете попытался атаковать еще одного американца, но из-за повреждений не смог открыть огонь. В это время 4 F-86 окружили его, и он смело вступил с ними в «рукопашный» бой, сумел уйти от них и вернуться на свой аэродром. На земле в его МиГе насчитали 56 пробоин, и хотя он никого не сбил, летчика поздравляли с успехом и прозвали «воздушным танком».

                В той схватке ведущую пару прикрывала пара МиГов (борт. №№ 5 и 6, ведущий Чэнь Хэн, ведомый - Лю Юнсинь). Увидев, что американцы атаковали Ли Юнтая, они попытались его прикрыть. Лю Юнсинь в одиночку бросился на шестерку «Сейбров» и одного сбил, но затем остальные пять атаковали его и сбили, летчик погиб. Лю Юнсинь первым в полку сбил F-86.
                кузнецов 1977
                1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 11:18
                  В конце сентября начались крупные воздушные бои, в которых 10 октября комэск Хуа Лун'и сбил двоих американцев. 16 октября его подбили и ранили, но он продолжал вести бой и сбил одного и подбил еще одного противника. Герман и Сеидов описывают воздушные схватки 16 октября несколько иначе и утверждают, что «в отместку» за предыдущие неудачи американцы из 4-й иаг в тот день одержали 9 побед, в том числе 334-я аэ уничтожила 4 МиГ-15, два из них за два боя сбил майор Ф.Л.Фишер. Наши летчики в тот день потерь не имели, но ветераны 303-й иад вспоминали о разгроме одной китайской эскадрильи при возвращении на аэродром. По их словам, вместо боя произошло настоящее «избиение младенцев», у которых не осталось ни боеприпасов, ни горючего, да и маневрировать на малой скорости перед посадкой они еще не умели. В итоге «сейбры» легко сбили 7-8 МиГов и безнаказанно ушли в сторону Желтого моря.
                  Насколько успешно воевали в конце октября китайские летчики 3-й иад, в итоге ставшей самой результативной в ВВС НОАК, точных данных нет. Сами китайцы утверждают, что ее боевой счет будущий ас Чжао Баотун открыл лишь 4 ноября 1951 г. В то же время советские летчики свидетельствовали об успехах китайцев в октябрьских боях. Так, заместитель командира 18-го гиап А.П. Сморчков, 21 октября возглавивший боевой вылет полка и с первой же атаки огнем своих 37-мм пушек «разваливший» один В-29, вспоминал, как вернувшийся с боевого задания китаец бегал по аэродрому и радостно кричал, что сбил одну «крепость». Проявленная пленка фотокинопулемета подтвердила его победу. В те дни комэск 523-го иап В.П.Попов водил в бой «сборную» из советских и китайских летчиков. По его словам, пока наши асы в том бою прикрывали китайских «орлов», один из них сбил В-29, но и сам тут же был сбит.
                  2 декабря 1951 г. американцы в составе шести групп направили более 120 F-84 и F-86 для налета на железные дороги в районе Тайчуань, Бочуань и Шуньчуань. 3-я иад подняла 42 МиГ-15. В небе над устьем реки Циньчуаныдзян и Сучуань МиГи вступили в бой с 20-ю американцами, сбили три и подбили один самолет.

                  5 декабря 3-я иад вновь участвовала в крупном воздушном бою. 9-й иап был «ядром атаки», 7-й иап его прикрывал. В бою с истребителями F-86 и бомбардировщиками F-84 сбили 4 самолета.

                  8 декабря летчики 3-й иад совершили два боевых вылета, сбив и подбив 3 F-86. В этих воздушных боях с обеих сторон участвовало около 300 самолетов. Историки в КНР пишут, что «в воздушном бою, где участвовали F-86 с превосходными летными данными, китайские летчики, проявляя героизм, сбили и подбили 9 самолетов и приобрели опыт боев с F-86...»
                  МиГ-15 в Пекинском авиационном музее. Но врезке — самый результативный китайский ас летчик Чжао Баотун
                  кузнецов 1977
                  1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 11:23
                    Ночью 29 ноября 1952 года 10 Ту-2 28-го полка 10-й дивизии бомбили военные корабли около Большого и Малого островов, готовя благоприятные условия для высадки десанта. Во второй половине дня 30 ноября для того, чтобы поддержать высадку десанта, 9 Ту-2 24-го полка 8-й бад под прикрытием 16 Ла-11 4-го иап 2-й иад (ведущий - комполка полетели бомбить Хэдао. По другим источникам, их сверху должна была прикрывать китайская эскадрилья МиГ-15 3-й иад. Судя по всему, они просто опоздали и были еще достаточно далеко от бомбардировщиков, когда над морем на них неожиданно напали более 30 F-86.
                    Пока бомбардировщики сражались на пути к цели, 16 Ла-11 вели тяжелый бой с «Сейбрами», стараясь не допускать F-86 к Ту-2 ближе чем на 1000 м. Китайцы утверждают, что «Лавочкины» сбили 4 F-86 и подбили три: «Это послужило прецедентом побед поршневых истребителей над реактивными». На личный счет зам. комэска Ван Теньбао они относят сбитый «Сейбр» и два подбитых. Гораздо позднее американцы признали в том бою потерю двух F-86, а майор Маршалл, действительно попавший под пушки Ла-11, вернулся на аэродром с полностью разбитой кабиной. Самое любопытное, что «поршневую» победу Вань Теньбао над реактивным «Сейбром» признали даже заклятые враги китайских коммунистов - гоминьдановцы.
                    После того, как Ту-2 и Ла-11, «зализывая раны», потянулись в сторону Китая, на помощь по тревоге пришли летчики 523-го иап. Они прилетели «к шапочному разбору», но комполка майор Оськин все же успел сбить один F-86. Также два «Сейбра» были записаны на счет 3-й иад.
                    Потери китайцев в тот день, по разным источникам, оценивают в 4-8 Ту-2, 3 Ла-11 и МиГ-15, погибли 15 членов экипажей.
                    Летчик Ван Теньбао, сбивший на поршневом "Лавочкине" реактивный "Сейбр" в бою 30 ноября 1951 г.
                    кузнецов 1977
                    1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 11:29
                      20 июня 1952 г. во время тренировочного полета в зоне аэродрома пару Ла-9 атаковала десятка «Сейбров». Согласно заявлению командования КНА, используя лучшую маневренность и завязав бой на виражах, корейцы сбили два F-86, но на базу вернулся только ведущий Герой КНДР майор Пак Ки Рак. Ведомого отнесли на счет капитана Ф.Близе из 334-й аэ. В тот же день в таком же полете вторая пара корейцев вновь была атакована эскадрильей «Сейбров». Корейцы опять заявили, что их летчики сбили по одному F-86, при этом ведомый был сбит и погиб, а ведущий сумел сесть в поле на горящем самолете. Суммировав результаты двух боев, командование КНА заявило о трех сбитых «Сейбрах» и попавшем в плен американце Фарлере, сами потеряли три «Лавочкина» и двух летчиков. Американцы, естественно, о своих потерях в тот день не сообщают.
                      В сентябре китайские летчики отразили шесть массированных налетов на ГЭС в Лагушао и мост на реке Ялуцзян. Китайцы, уничтожая «крупные» бомбардировщики (по-видимому, речь идет о В-26 или В-29), регулярно направляли по 4-8 самолетов из 3-й, 12-й, 17-й, 18-й дивизий в районы к югу от Пхеньяна, нападая на американские самолеты и рассеивая их. Таким образом они сбили 30 самолетов и подбили 6. Этими активными боевыми действиями они сковывали действия американских ВВС к северу от реки Циньчуаньцзян, обеспечивая движение на двух главных железнодорожных магистралях в северной части Кореи.
                      У китайцев воевали 10 истребительных дивизий, 21 полк (672 летчика) и 28 экипажей в трех эскадрильях из состава двух бомбардировочных дивизий. К концу войны в ОВА входило семь дивизий, имевших почти 900 самолетов, в том числе 635 МиГ-15 и МиГ-15бис. В боевых действиях также принимали участие 59733 солдат из наземного персонала ВВС, не считая авиационных частей и органов управления, непосредственно не принимавших участия в боях - тыловой персонал, руководящие и летные кадры авиашкол. Всего, по китайским данным, совершено 26.491 боевых самолето-вылетов, на задания вылетали 2457 групп. Они провели 366 групповых воздушных боев, в них участвовало 4872 самолета.

                      Китайские данные о количестве побед и потерь ВВС НОАК за прошедшие десятилетия не изменились: еще в 1960 г. лучший китайский ас Ван Хай, дослужившийся до звания генерал-лейтенанта и должности начальника политуправления ВВС НОАК, заявил, что китайцы за всю войну сбили и повредили 425 вражеских самолетов. В последние годы в КНР пишут, что китайские летчики из 12 дивизий ВВС НОАК, воевавших в Корее, сбили 330 самолетов и подбили 95. По нашим данным всего летчики ОВА (китайцы и корейцы) сбили 271 самолет. Собственные потери: по китайским источникам - 231 сбитый и 151 подбитый самолет, при этом погибли 116 летчиков (по нашим данным - 126 летчиков). По мнению Героя Советского Союза С.М.Крамаренко, летчики ОВА, сбив 271 самолет противника и потеряв 231 свой, показали «хороший результат».
                      кузнецов 1977
                      1. кузнецов 1977 6 сентября 2013 11:30
                        По типам сбитых самолетов сил ООН статистика выглядит следующим образом: F-86 - 181 (из них F-86F-30 - 5), F-84 - 27, F-80 - 30, F-94 - 1, F-51 - 12, F-82 - 1, F4Y5 - 15, Мк.8 - 2, В-26 - 1 и еще один неопознанный. (Странно, что сюда не попали сбитые В-29). Зенитчики сухопутных войск КНДР и КНР общими усилиями сбили еще 1284 самолета.

                        В комментариях побед и потерь о китайских летчиках можно прочесть: «Продолжая славные традиции НОАК, они вели героическую борьбу против американских ВВС и добились блестящих результатов... Учитывая, что китайские ВВС воевали в тяжелых условиях и победы давались им нелегко, они заплатили за них большой ценой. С ожесточением воздушных боев увеличивались и потери. Они оставили след в сердцах близких. Каждый раз, когда самолеты разбегались по ВПП, им всегда желали счастья, так как все понимали, что многим из них вернуться уже не суждено. Когда самолеты возвращались, все техники бежали им навстречу, чтобы приветствовать. Когда техник видел, что его самолет не вернулся, то с тоской смотрел на небо.»
                        Все данные о действиях китайских ВВС взяты
                        http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/KorCh/KorCh033.htm

                        МиГ-15 в окраске ОВА в музее китайских ВВС
                        кузнецов 1977
  5. MajorDok 6 сентября 2013 10:24
    Очень даже известная, Крамаренко почитайте!
    MajorDok
  6. Fitter65 6 сентября 2013 10:26
    Такое ощущение что автор где-то,впервые в своей жизни прочитал про войну в Корее и решил быстренько выложить "свежую инфу".Причем сама статья напоминает рассказ из журнала "Мурзилка".В комментариях и то на порядок больше информации чем в этой заметке на полях папиросной пачки.
  7. Standard Oil 6 сентября 2013 10:44
    Зачем СССР бойкотировал заседания совбеза ООН,где решалась судьба участия сил "ООН" в Корейском конфликте?
  8. вася 6 сентября 2013 12:01
    Мне вообще не понятно, почему в 60, 70, 80 - е замалчивалось наше участие в конфликтах? Кому мешало величие наших военных и нашего оружия?
    При Сталине все знали наших героев Испании, Монголии. Военный был - уважаемый человек. Дети ВСЕХ членов правительства служили.
    Жалко, что у ВВП сыновей нет.
    1. ranger 6 сентября 2013 16:21
      Участие наших военнослужащих в ряде случаев не только замалчивалось, но и отрицалась. Участие советских военнослужащих в арабо израилькой войне газета "Правда" объявила "измышлениями западной пропаганды и клеветой". Поскольку боевых действий не было, то не было и людей, которые в них участвовали и не надо было решать проблемы которых у участников боевых действий хватало... отсюда и идет подлое выражение:"Какая война? Мы вас туда не посылали".
  9. НИКТО КРОМЕ НАС 6 сентября 2013 12:23
    Статья очередная пропаганда для поднятия духа ,мало имеющая отношение к реальности,я учась в школе об этой войне знал много ,хотя официально об этом не говорили.Хорошо изложил материал (Кузнецов 1977)спасибо ему за это,здесь хорошо подмечено что многие лётчики имели боевой опыт ВОВ,сейчас такого опыта у нас нет ,как ни крути янки воюют постоянно с сильным противником или нет они постоянно в тонусе,например с удивлением узнал что после последнего похода Кузнецова лётчиков награждали медалями ,вопрос за что ? за то что не промахнулись мимо полосы?Для любого лётчика амера взлёт-посадка на авианосец это рутина ,я представляю если бы им за это медальки вешали то авиаматка утонула бы нахрет от их веса через пару месяцев......
    НИКТО КРОМЕ НАС
  10. Центавр 6 сентября 2013 12:40
    "бой 12 апреля 1951 года, вошедший в историю ВВС США как «черный четверг»."
    4его то мы протупили. Надо эту дату вместе с 9 мая отме4ать!
    Центавр
  11. Mairos 6 сентября 2013 12:48
    Лучше всего прочтите книгу Пепеляева - Пепеляев Е.Г., "Миги" против "Сейбров"
  12. Лужский 6 сентября 2013 13:38
    Воздушная война в Корее в первую очередь показала штатникам, что воздушный блицгриг против СССР не пройдет. Собственно, если бы наша истребительная авиация (причем 64 ИАК не был обычной строевой, а не элитной частью) не показала себя настолько эффективной, амеры могли бы начать ядерную войну против нас уже тогда. Проба сил показала, что про ядерные бомбардировки Урала, Москвы, Киева и др. можно забыть надолго. Не факт еще, что и до Ленинграда бы долетели. Если уж не смогли разбомбить мосты через Ялу, о более удаленных и защищенных целях мечтать не приходилось, а русским танкам в Европе противопоставить им было фактически нечего.
    Тогда, имхо, решался вопрос о том быть или не быть ядерному удару по СССР. Решили - себе дороже. Критического ущерба на раз не нанести, а Европу потерять было вполне реально.
    Считаю, что не будет преувеличением сказать, что тогда в начале 1950-х наши летчики спасли мир от третьей мировой.
    1. kush62 6 сентября 2013 18:44
      цитата: Тогда, имхо, решался вопрос о том быть или не быть ядерному удару по СССР.

      В 1949 году амеры уже знали про нашу атомную бомбу
      1. Лужский 6 сентября 2013 19:54
        Сама по себе бомба без средств доставки опасна только для того, у кого она есть. А средств доставки этой бомбы у нас не было ни в 1949, ни в 1953, да и следующие лет десять. Так что амеры нашей бомбы не боялись. Первый их реальный страх за свою шкуру - когда наши ракеты в 1962 г. на Кубу приехали - вылился в Карибский кризис. А до этого они вообще об обороне не думали и ничего не боялись. Их через океан было просто не достать.
  13. Лужский 6 сентября 2013 13:39
    Прошу прощения, очяпятка. 64 ИАК БЫЛ обычной строевой частью.
  14. рядомпробегал 6 сентября 2013 14:23
    Закончилась воздушная война в Корее "убедительной" победой америкосов. Сбит военный транспортник с тремя десятками наших летчиков, возвращавшихся домой. Есессно транспортник был безоружен и без авиаприкрытия
    рядомпробегал
  15. ramsay 6 сентября 2013 18:49
    Мой отец, по документам, сбил 1 Сейбр. По его рассказам, еще 2 лично и 2 в группе. Но они не были подтверждены.
    ramsay
  16. митридат 6 сентября 2013 18:54
    эту тему надо шоре освещать. Подрастающее поколение должно учиться на таких героических примерах
  17. corn 6 сентября 2013 22:45
    Кроме лётчиков в Корее воевали артиллеристы.
    Мой отец участвовал в этой войне в должности командира огневого взвода ( он зенитчик).Я видел фотографии его и сослуживцев в китайской форме и его китайские награды с документами на китайском и русском языках.
    На мои вопросы об этой войне только отшучивался, но был очень высокого мнения о работоспособноси и дисциплинированности китайцев.
    Вероятно в Корее воевали и другие рода войск, поэтому считаю статью однобокой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня