Как и чем кормят в российской армии?

105
Кто служил, тот понимает: скромные радости солдата, проходящего «срочку» - весточки из дома, нечастые увольнительные, команда «отбой» и, конечно же, приём пищи. Правда, проблема в том, что далеко не все могут с гордостью заявить: кормили нас в армии хорошо. Сегодня же военные чиновники делают многое для того, чтобы современный российский солдат был доволен своим рационом. Нужно признать, что недовольных армейскими завтраками, обедами и ужинами среди солдат, проходящих службу по призыву, становится всё меньше.

Как и чем кормят в российской армии?
Однодневный рацион российского солдата


Главная причина заключается в том, что армейский рацион за последние 2-3 года претерпел существенные изменения, причём изменения явно в лучшую сторону. В сотнях солдатских столовых войсковых частей солдатам предлагается не просто качественная пища, но также и возможность выбора. Старшее и среднее поколения, рассуждая о своём «выборе», могут, вздохнув, припомнить лишь выбор в формате: есть или не есть… Сегодня же повара предлагают целый ассортимент блюд, выбор каждого из которых – право солдата. Кроме того, в целом ряде войсковых частей солдатам предоставляется возможность анонимно заполнить анкету, в которой боец вправе не только оценить качество и полноту рациона в столовой, но и внести свои предложения. Очевидно, что предложения дополнить солдатские обеды трюфелями или чёрной икрой превращаются в хохму, но в целом такая практика (причём массовая) для отечественной армии – что-то беспрецедентное.

Пока вариант «шведского стола» реализован не во всех солдатских столовых, однако количество таких столовых ежегодно растёт. Российский военнослужащий-«срочник» получает возможность выбора из пары первых блюд, двух или трёх вторых, а также из 4-5 салатов и других «закусок». Помимо всего прочего – чай, кофейный напиток, сок или компот со сдобной булочкой или другим кондитерским изделием. Общая энергетическая ценность суточного рациона российского солдата сегодня составляет 4300 ккал. Представители Министерства обороны заявляют, что по этому показателю российская армия сегодня впереди планеты всей. В большинстве армий мира суточный рацион солдата составляет не более 3700 ккал.

Расчёты специалистов по здоровому питанию, как и мнения высоких военных чинов, говорят о том, что такое количество калорий может идеально подойти для солдата только в том случае, если солдат будет полученную с пищей энергию эффективно расходовать. Если же солдат, получающий в день большое число калорий, будет систематически прозябать в казарме или неспешным ходом перемещаться от одного объекта к другому, не участвуя в реальной военной подготовке, учениях и прочих отнимающих должное количество калорий занятиях, то можно ожидать, что из армии выйдет человек с лишними подбородками…

Для расчёта суточного рациона современного солдата сегодня используется формула Харриса-Бенедикта. Вывели её в США, и в оборот взяли в 2005-м году. В России она стала использоваться совсем недавно. Результаты расчёта требуемой суточной энергии, получаемой с пищей, по этой формуле для 18-летнего солдата ростом 175 см и массой тела в 70 кг выглядят следующим образом:

при учёте ежедневных физических нагрузок и интенсивных занятий по различным видам армейской подготовки солдат должен получать в сутки около 3400-3500 ккал. Эта энергия будет расходоваться на поддержание веса бойца и на то, чтобы физическое утомление не сказалось на его здоровье.

Если возвращаться к тем 4300 ккал, которые, по словам, представителей Минобороны, получает солдат РА, то выходит, что 900 ккал остаются лишними и идут на увеличение массы тела. Это замечательно для солдат с низкой массой тела при высоком росте, но для других…

Калории не будут лишними только в тех случаях, когда солдаты в буквальном смысле не сидят на месте, и когда интенсивность занятий доведена до предела. 4300 ккал в сутки расходует 18-летний молодой человек, занимающийся интенсивной физической деятельностью в течение рабочего дня, при этом его рост и масса тела этого солдата должны составлять 195 см и 95 кг соответственно… Более пяти тысяч калорий в сутки расходуется в случае многокилометровых маршей в полном снаряжении с форсированием всевозможных преград, стрельбами и прочими соответствующими атрибутами. Но не каждый же день бойцов отправляют на эти марши и учения.

Да и не все бойцы, проходящие службу по призыву в РА, могут похвастать богатырскими параметрами. Это приводит к серьёзным опасениям: не ударились ли наши высокие военные чины в очередную крайность – то солдаты мечтали о куске мягкого хлеба, теперь – командиры мечтают о том, как бы заставить солдат сжигать накапливаемые калории. Золотую середину снова проскочили?

Итак, если вернуться к результатам использования механизма расчётов Харриса-Бенедикта, то получается, что даже при чрезмерно интенсивных армейских занятиях подавляющее большинство солдат будут набирать вес.

Но, рассматривая этот вопрос, всё же не нужно сгущать краски. Дело в том, что 4300 ккал – это максимальная пищевая энергия, которую может получить современный российский солдат. Далеко не каждый боец будет, что называется, упираться за столом до последнего с целью проглотить всё то, что находится в его тарелке. Уже через несколько приёмов пищи, по словам самих солдат, они понимают, готовы ли они осилить предлагаемые порции целиком или нет. То есть солдат, имеющий голову на плечах и в этой голове – мысли по оценке объёмов принимаемой пищи, способен сам выбрать от вариант, который ему подходит. Правда, здесь тоже не обходится без дополнительных подводных камней: во-первых, не все солдаты готовы разумно оценить потребности своего организма, а потому не все готовы себя в пище ограничивать (как говорится, дают – бери); во-вторых, массовое ограничение приводит к появлению массовых остатков, а ведь это – бюджетные средства.

В общем, пока следует констатировать, что система питания в российской армии всё ещё находится в режиме подхода к оптимальным вариантам. Очевидно, что лишние калории, а потому и лишний вес солдата – совершенно ни к чему (не говорим про тех, кому набрать вес не помешает). Если сравнивать рационы по числу калорий с другими армиями мира, то российский, действительно, в лидерах. К примеру, в США и Германии, где интенсивность армейской подготовки солдат, по меньшей мере, не ниже российской, решили несколько сократить энергетическую ценность рациона, подведя её к верхней планке в 3800-3900 ккал. США сегодня удерживают планку первенства по числу военнослужащих, страдающих ожирением. На их лечение американский бюджет ежегодно тратит более 1 миллиарда долларов! Будем догонять?..

Только вот пока вагоны с ожиревшими "дембелями" в России не встречались...
105 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    9 сентября 2013 08:19
    Бигус и сечка - наше всё. smile
    1. +5
      9 сентября 2013 08:49
      Цитата: Владимирец
      Бигус и сечка - наше всё.

      Прекрасный рецепт от ожирения, а главное бесплатно, армия слихвой ЭТИМ обеспечит! laughing
    2. +6
      9 сентября 2013 10:10
      Цитата: Владимирец
      Бигус и сечка - наше всё. smile

      а еще помню начавшие тухнуть консервированные помидорки))) но это было всего один раз. и вообще для начала 90х нас кормили еще ничего... но мы были военным училищем как-никак) Правда кашу до сих пор не ем))))))) Наелся!)
    3. +5
      9 сентября 2013 10:27
      А у нас рожками с жуками и бубями кормили и сало с хранения 1943 синие от химиката и волосатое. Пил только чай с хлебом а сейчас рай для желудка не зря солдаты жиреют))
      1. +3
        9 сентября 2013 15:28
        МАГ жуки и буби еще ни чего! Более всего комби жир доставал, я и сейчас с содроганием вспоминаю изжогу - блин ощущения, что кислоту хлебал.
      2. +2
        9 сентября 2013 19:08
        Цитата: МАГ
        А у нас рожками с жуками и бубями кормили и сало с хранения 1943 синие от химиката и волосатое. Пил только чай с хлебом а сейчас рай для желудка не зря солдаты жиреют))

        Да! Точно! Было волосатое сало. Простите мой французский, мы его называли 3.14здятина))) А еще комбижир)) Штык-ножами кололи и черный хлеб на нем жарили))
        1. +5
          9 сентября 2013 19:25
          У меня изжогу дикую вызывал спиртовой хлеб. Год назад знакомый буханку спиртовухи подогнал дал жене попробовать ее вывод-русский солдат непобедим раз может есть такую каку)))))
          1. +1
            9 сентября 2013 19:50
            Цитата: МАГ
            спиртовой хлеб

            Ага, есть такая буква.
            Много его не съешь. У нас были в виде батонов в целлофане.
            yes
            1. алекс 241
              +4
              9 сентября 2013 19:55
              А это вообще убойная вещь! laughing
              1. алекс 241
                0
                9 сентября 2013 19:56
                ...................................
                1. алекс 241
                  +1
                  9 сентября 2013 19:57
                  .........................................
              2. +1
                9 сентября 2013 20:05
                Цитата: алекс 241
                А это вообще убойная вещь!

                Как увидел эту пачку, тут же вспомнил вкус ячменя...
                Бр...
                laughing

                Мне как-то недавно с упоением рассказывали о пользе такого пойла.
                Ну-ну. Значит мы, в свое время, изрядно набили свой "организьм" "пользой".

                А вообще, мне в курсантскую юность, без проблем "ходилось" в наряды по столовой.
                Корнегрызка только утомляла малёхо, а "варка", "дискотека" и "раздача" - вполне прикольно, когда освоишься.
                Хаваешь зато от пуза и... все самое-самое.
                Кисель, в котором ложка стоит, видел только там.
                Одно время продуктов не было в начале 90-х и открыли запасы. Тушняк древний и... абалденно вкусный. Вскрывали банки широким ножом как у хлебореза, банку просто на пополам рубили. Нет сейчас такой тушенки.
                winked
                1. алекс 241
                  +5
                  9 сентября 2013 20:10
                  Цитата: Aleks тв
                  Как увидел эту пачку, тут же вспомнил вкус ячменя...
                  Бр...
                  А как гуща скрипела на зубах laughing А ломоть белого хлеба с кусочками сахара в кармане laughing С вечным чувством голода но готовые завоевать весь мир laughing
                  1. +1
                    9 сентября 2013 20:15
                    Цитата: алекс 241
                    С вечным чувством голода но готовые завоевать весь мир

                    Саня, у меня до сих пор любимая присказка:
                    Я - ЗА любой кипишь... кроме голодовки.
                    winked
                    laughing
                    1. алекс 241
                      +5
                      9 сентября 2013 20:25
                      Супруга до сих пор не поймет в чем кайф есть тушенку из банки ножом и огромным ломтем черного хлеба. laughing
                      1. +3
                        9 сентября 2013 20:33
                        Цитата: алекс 241
                        в чем кайф есть тушенку из банки ножом и огромным ломтем черного хлеба.

                        good good good
                        Лукавка с солью при этом - чудненький салат.

                        Еще были банки: перловка с говядиной.
                        Вот незнамо почему, но "шрапнель" а-ля "дробь/16" была там просто суперская. Особенно после костерочка.
                        Беру её иногда, когда в лес или на рыбалку, если "гост", то вроде похоже, а "ту" - совсем хрень. А Советская была просто отпад.
                      2. алекс 241
                        +1
                        9 сентября 2013 20:35
                        Леш а баранина с гречкой,с голодухи можно съесть прямо с банкой laughing
                      3. bask
                        +2
                        9 сентября 2013 20:42
                        Цитата: алекс 241
                        Леш а баранина с гречкой,с голодухи можно съесть прямо с банкой

                        Главное фляжка с С2Н5ОН.
                        А уталить голод можно и ржаным хлебом с солью.
                        Главное вода.
                      4. алекс 241
                        +2
                        9 сентября 2013 20:45
                        Непременный атрибут,есть практически в каждой семье!
                2. +2
                  10 сентября 2013 00:00
                  Если мучает ностальгия по вкусу советской тушёнки то попробуйте белорусскую тушенку от Березовского мясоконсервного комбината,приготовленной по ГОСТу, не путать с продукцией Оршанского мясо комбината, Грод Фуд и тд.
                  1. алекс 241
                    +1
                    10 сентября 2013 00:02
                    А фото есть?
          2. Misantrop
            +2
            9 сентября 2013 20:00
            Цитата: МАГ
            изжогу дикую вызывал спиртовой хлеб.
            Значит, повар не умел его правильно готовить к подаче на стол (не выдерживал технологию). Что черный "кирпич", что белый батон шли "на ура". А вот порошковый картофель и в самом деле мог завязать желудок в узел...
            1. +1
              9 сентября 2013 20:12
              Цитата: Misantrop
              А вот порошковый картофель и в самом деле мог завязать желудок в узел...

              Ага.
              Вроде все ел в армии, даже бигус.
              Но переработанный картофель и сушеный лук... ну никак, даже если жрать хотелось неимоверно, ну не лезет и все тут.
              yes
              Спасение одно - чипок.
              wink
              1. алекс 241
                +4
                9 сентября 2013 20:21
                О ЧИПОК величайшее и секретное оружие!Тебе надо памятник поставить!
                1. +3
                  9 сентября 2013 20:26
                  Цитата: алекс 241
                  О ЧИПОК величайшее и секретное оружие!

                  Эхех...
                  Вот этот ассортимент + 2 стакана лимонада + 1 стакан сметанки с сахаром и... Мир снова улыбается тебе !!!
                  fellow
                  1. алекс 241
                    +3
                    9 сентября 2013 20:29
                    Леш открываю военную тайну:Твороженицу разрезаешь вдоль,намазываешь два твороженных сырка накрываешь второй половинкой...........мы ласково называли это "дирижаблик" laughing
                    1. bask
                      +2
                      9 сентября 2013 20:33
                      Цитата: алекс 241
                      еш открываю военную тайну:Твороженицу разре

                      Вечер добрый мужики.
                      Сань ты ещё про еду говоришь. Меня мутит после вчерашнего целый день.
                      Лёш,ну ,что к зубному сходил?
                      1. алекс 241
                        +2
                        9 сентября 2013 20:38
                        Андрюх привет,это я к зубному ходил.Все в норме.Ты бы не мучался,полечился бы.Соточку "покушай"
                      2. +3
                        9 сентября 2013 20:39
                        Цитата: bask
                        Вечер добрый мужики.

                        Цитата: bask
                        Меня мутит после вчерашнего целый день.

                        Приветствую, Андрей !
                        Я вроде к обеду оклемался...
                        winked
                        До утра "своих" угомонить не мог, разбуянились... "старперы" уже а все туда же - даешь завтра в Сирию ! Надерем басмачам задницу !...
                        Некоторые только сейчас проснулись, вояки...
                        laughing
                      3. алекс 241
                        +2
                        9 сентября 2013 20:42
                        Ну в штыковую на Вашингтон после поллитры стало доброй военной традицией laughing
                      4. bask
                        +2
                        9 сентября 2013 20:49
                        Цитата: Aleks тв
                        ы бы не мучался,полечился бы.Соточку "покушай"

                        Сань,все не грамма внутрь,не сантиметра влево.Жене пообещал.
                        Цитата: Aleks тв
                        До утра "своих" угомонить не мог, разбуянились... "старперы" уже а все туда же - даешь завтра в Сирию !

                        Наши вчера тоже разошлись от Валериана,за полночь,еле по домам расползлись.Звонил-говорит праздник удался!!! good drinks
                      5. алекс 241
                        +1
                        9 сентября 2013 20:51
                        Цитата: bask
                        .Жене пообещал.

                        Андрюх-это святое.
                      6. +2
                        9 сентября 2013 20:54
                        Цитата: bask
                        Цитата: Aleks тв
                        ы бы не мучался,полечился бы.Соточку "покушай"
                        Сань,все не грамма внутрь,не сантиметра влево.Жене пообещал.

                        Андюх, это не моя цитата, а Санина.
                        Похоже что ты действительно еще "не отошел" от вчера...
                        laughing
                        Шутка, дружище.
                      7. алекс 241
                        +1
                        9 сентября 2013 20:57
                        Да ладно Леш бывает.Главное отпраздновали хорошо!
                      8. bask
                        +1
                        9 сентября 2013 21:01
                        Цитата: Aleks тв
                        Похоже что ты действительно еще "не отошел" от вчера...

                        Точно Лёш, ещё не отошёл. Да ещё целый день ,на работе был.Штормит.
                        Пойду однако ,прилягу(виннипуха посмотрю laughing ).
                        Отдыхайте. hi
                      9. алекс 241
                        +1
                        9 сентября 2013 21:10
                        Береги себя брат.Увидимся!
              2. Misantrop
                +3
                9 сентября 2013 21:23
                Цитата: Aleks тв
                Спасение одно - чипок.
                Недавно, бродя по старым районам Симферополя, обнаружил маленький продуктовый магазин с этим названием. Явно хозяин этого магазинчика был из наших... lol

                Чипок - великое дело, вот только в автономке его оставалось только вспоминать. Бойцы обходились "подножным кормом" - заныканная при погрузке продуктов килограммовая банка "сырого картофеля в собственном соку" (с проделанной дыркой, чтобы не взорвалась) варилась на паропроводе в турбинных отсеках. Потом его оставалось только посолить. И с сухарями (черные в мешках были ощутимо вкуснее, чем белые в жестяных банках). Иногда банку забывали протыкать, тогда вареная картошка разлеталась по всему отсеку... lol
                1. +1
                  10 сентября 2013 02:59
                  Цитата: Misantrop
                  Бойцы обходились "подножным кормом" - заныканная при погрузке продуктов килограммовая банка "сырого картофеля в собственном соку" (с проделанной дыркой, чтобы не взорвалась) варилась на паропроводе в турбинных отсеках.


                  Есть более "отработаная" и "прогрессивная" laughing "технология":
                  Таже "дырка" в банке, только вода сливается практически полностью(оставив совсем чут-чуть,чтобы картофан не был слишком сухим) и...
                  в дырку вставляется резиновый шланг,закреплённый на вентиле паропровода(допустим ПТГ ТМВ 3-2-2 или турбины ГТЗА,у кого какое заведывание...),поворот "штурвальчика" и пожалуйста - через 30 сек катофан готов.И самое ГЛАВНОЕ,чуть не забыл,чутко нужно следить за концом шланга ,иначе вылетит,беды не оберёшся.
                  Вот такая флотская "пароварка" fellow

                  И уверен,у амеров,"куку" на ЭТО бы не хватило laughing
                  1. алекс 241
                    +2
                    10 сентября 2013 03:13
                    Армейская табуретка на боку,между ножками утюг подошвой вверх,на утюге сковородка в которой мирно жарится картошечка laughing
            2. +2
              9 сентября 2013 20:23
              Цитата: Misantrop
              Значит, повар не умел его правильно готовить к подаче на стол (не выдерживал технологию). Что черный "кирпич", что белый батон шли "на ура".

              Мы спиртовой хлеб получали только при переходе на паёк (советского образца).
              В столовых, даже при учебных центрах, я его не помню...
              Может по разному было в разных частях...
              1. Misantrop
                +2
                9 сентября 2013 21:26
                Цитата: Aleks тв
                В столовых, даже при учебных центрах, я его не помню...
                Естественно. Этот хлеб изначально шел в составе автономного пайка ПЛ. Его перед употреблением требовалось хорошенько прогреть в духовке. Тогда у него даже корочка хрустела

                А те компоты и консервированные фрукты, что были в составе нашего пайка, встретил только однажды. На ВДНХ, в павильоне фруктово-консервной промышленности. Подружка, что меня туда затащила, была в шоке, когда я шел мимо баррикады этого изобилия и комментировал: "Вот этот - вкусный, этот - кисловат, а в этом червяки иногда попадаются..." lol
                1. +1
                  9 сентября 2013 21:35
                  Цитата: Misantrop
                  Подружка, что меня туда затащила, была в шоке, когда я шел мимо баррикады этого изобилия и комментировал: "Вот этот - вкусный, этот - кисловат, а в этом червяки иногда попадаются..."

                  laughing
                  Misantrop, а насчет вина в автономке ПЛ, поясните, плиз: когда, сколько и как часто.
                  Просто любопытно.
                  1. Misantrop
                    +6
                    9 сентября 2013 21:59
                    50 г сухого (чаще всего - красного) вина в сутки во время обеда на человека, независимо от звания, возраста и срока выслуги. Матросы иногда договаривались вшестером, пили друг за друга. Но основная масса народа выпивала поодиночке ежедневно. Не для пьянки, а чтобы нормально работал желудок. Требуется либо 50 г вина, либо 3 л сока. НО его столько выпить проблематично, да и где его хранить столько (на 150 человек на 3 месяца)? Это танкер с соком за собой таскать надо lol

                    Тут другое интересно. Где-то на второй неделе под водой с организмом происходит интересное "переключение" - для опьянения достаточно довольно небольшой дозы. На берегу у каждого - своя "норма". Одному надо стакан, другому и пары бутылок маловато. На второй неделе автономки доза одинакова - 40 г коньяка или водки для серьезного опьянения. Если больше - то уже на 2 суток в хлам, не поднять. Сколько на этом народа "попалилось"... На 8 человек бутылка водки в день рождения на берегу - даже не смешно. А вот в море эти 8 лыка не вяжущих тушек по каютам... а ведь всем - на вахту, не спрячешь...

                    В пайке в море давали тараньку - по рыбе через день, по маленькой шоколадке ежедневно. Икра периодически (но ее обычно экономили офицеры и мичманы, чтобы после морей забрать домой, так что ели то, что по целой банке на человека не делилось). Балык, шпроты и т.п. А вот манной крупы почему-то не было, так что закупали сами. Иногда очень хотелось манной каши...

                    Вообще, автономный паек №1 АПЛ считался лучшим в СССР, даже после его сокращения в конце 70-х. Пробовал как-то продукты из пайка космонавтов, не впечатлило. Хотя некоторые вещи довольно вкусные
                    1. +3
                      9 сентября 2013 22:23
                      Цитата: Misantrop
                      Где-то на второй неделе под водой с организмом происходит интересное "переключение"

                      Спасибо за весь комент.
                      Очень интересно.
                      smile
                      1. алекс 241
                        +2
                        9 сентября 2013 22:32
                        В Хотилово в 89году в столовой вечером можно было на листочке написать что хотел бы на завтрак обед ,ужин,в разумных пределах,на 23 февраля каждому на стол поставили по две бутылки пива.
                    2. +2
                      10 сентября 2013 03:01
                      Цитата: Misantrop
                      либо 3 л сока.

                      "Гидравлики" wink
            3. +2
              10 сентября 2013 02:35
              Цитата: Misantrop
              Значит, повар не умел его правильно готовить к подаче на стол (не выдерживал технологию).

              Вот именно,нормально"пропареный" "спиртовой хлеб" совершенно ничем не отличается от свежевыпеченого.
      3. 2vladim2
        +3
        9 сентября 2013 20:43
        А мы шли целый месяц выполнять правительственное задание в Бангладеш.Нас затарили продуктами во Владивостоке.Хранить их было абсалютно негде.Это был тральщик, а шли мы в дальний поход в 1972 году.Вот и ели хлеб с мушками и пили компот с белыми червями. Вначале не ел.А потом пришлось.А что делать? А сейчас вон как кормят!
      4. +2
        9 сентября 2013 21:41
        Цитата: МАГ
        А у нас рожками с жуками и бубями кормили и сало с хранения 1943 синие от химиката и волосатое

        Служил 83-85, погранвойска.Питание было прекрасное.Готовили тоже хорошо.Хлеб нормальный,мясо каждый день,рыба раз в неделю,масло сливочное натуральное,не то что сейчас,яйца,на ужин салат или винигрет делали.Плюс ко всему доппаёк после ночной службы,это печенье,пряники,жестковаты правда были,консервы мясные или рыбные,сгущёнка иногда,не постоянно.Машину в тыл начальник выделял,закупали кто чего хотел.Как сейчас помню,сигареты,конфеты,сметану и т.д.
    4. +4
      9 сентября 2013 12:48
      Цитата: Владимирец
      Бигус и сечка - наше всё.

      good
      Протухшая капуста с "мясом белого медведя". Никогда её не забуду.
      Наедались в основном хлебом с пайкой масла, по вечерам минтай.
      Ну и, соответственно, в чипке подзаправлялись...
      wink

      Сослуживец тянет лямку в 20-й бригаде, рассказывал, что современный "золдат" спросил у раздатчицы, морщась показывая на наваристые щи:
      - А там лук есть?
      -Да, пассированный лук с морковкой.
      - Неее, это я не ем... А можно (!!!) мне два пюре...
      Тьфу.
      Опять крайности.
      1. +3
        9 сентября 2013 12:49
        Вот он, "диликатес"...что-то похожее на бигус.
        fellow

        До сих пормню в наряде по столовой:
        Заходишь в подвал, стараясь не дышать, снимаешь совковой лопатой верхнюю плесень и наваливаешь ЭТО в 40 литровый бак, затем двоем тащищь в варочный цех и ... в котел.
        Хех.
        laughing
        1. +2
          9 сентября 2013 16:03
          да!синяя тарелочка, с сечкой или бикусом!!!
        2. +1
          9 сентября 2013 17:57
          Когда то было так
          Цитата: Aleks тв
          До сих пормню в наряде по столовой:
          1. +4
            9 сентября 2013 18:44
            Цитата: svp67
            Когда то было так

            yes
            Данное дивное помещение почти во всех армейских столовых носит гордое название: КОРНЕГРЫЗКА.
            Уж сколько лет прошло...
            Неприятный сюрпрайз делал лук, кохда его много чистишь (бачок 40 литров к примеру), то через некоторое время глаза перестает щипать, за то когда прибегаешь в располагу "подавить массу" минут 120... хрень эти глаза закроешь без слез.
            Ну а квадратную картошку все помнят, кто руками всю ночь до кровавых мозолей чистил...
            А так же традиционную ночную жаренную картошку для всего наряда по столовой.
            Чудное было время, Сергей...
            wink
            1. алекс 241
              +4
              9 сентября 2013 18:54
              Леш привет,тут вспомнилось,у однокурсника отец служил в Елизово,и раз в месяц присылал посылочку с красной икрой и разными деликатесами,ну и по понедельникам как обычно генеральский день в столовке,заходит наш генерал со словами :Ну как кормят......и обрывается на полуслове,четыре бравых молодца трамбуют икру ложками из литровой банки. laughing
              1. +1
                9 сентября 2013 19:03
                Цитата: алекс 241
                четыре бравых молодца трамбуют икру ложками из литровой банки.

                laughing
                good
                Привет, Саня !
                Живой после вчерашнего ?
                wink

                http://topwar.ru/18478-posylka-ili-novye-priklyucheniya-bulbulyatora-v-narodnom-
                kotelke.html
                Эт моя реальная история про посылку и неуставной хавчик.
                Больше года назад её выкладывал тут на сайте.
                Нас тогда так и не попалили за все года с "чайником".
                wink
                1. алекс 241
                  +1
                  9 сентября 2013 19:20
                  Леха-шедеврально!Как в курсантскую пору вернулся laughing
                  1. +1
                    9 сентября 2013 19:24
                    Цитата: алекс 241
                    Как в курсантскую пору вернулся

                    Люблю то время...
                    Самое беззаботное.
                    Эхех.
                    1. алекс 241
                      +3
                      9 сентября 2013 19:27
                      Чистые портянки,кашка зае..сь,на х.й нам "гражданка"в рот она е..сь laughing
                      1. +2
                        9 сентября 2013 19:50
                        Цитата: алекс 241
                        на х.й нам "гражданка"

                        yes
            2. 0
              12 сентября 2013 01:54
              Цитата: Aleks тв
              Неприятный сюрпрайз делал лук, кохда его много чистишь (бачок 40 литров к примеру)

              у нас в училище его шинковали с помощью машинки - это была работа для "залетчиков", так как во время работы вокруг этого агрегата образовывалось аэрозольное луковое облако, от которого ничего не спасало, кроме противогазной маски с "хоботом" заброшенным за спину - вне облака, иначе не более 2 секунд хватало, что бы вывести "бойца" минут на 30...
    5. +2
      9 сентября 2013 20:51
      Я могу засвидетельствовать , что за три года службы на корабле я ни разу не был не доволен тем , что нам давали есть . Кормили просто замечательно ! На завтрак : какао с свежеиспеченным хлебом , маслом , если мы сами наловим рыбы ( у нас была сеть и разрешение на разнорыбицу , за исключением лососевых ) , то рыбка жареная , по выходным и праздникам яйца . Была такая традиция - сидящий за баком годок ( дед ) отдавал свою пайку масла салаге . Во как ! ; на обед - холодная закуска ( винегрет , салат из квашеной капусты , селедочку или соленую горбушу ) , щи , борщ , рассольник с мясом , на второе плов , жаркое , колтлету с гарниров , или что - то подобное и полкружки компота ; на ужин - полевой суп ( суп из какой - нибудь крупы с мясом ) , какая - нибудь каша с мясом и полкружки компота ; и вечерний чай - чай с сахаром , печенье ( не часто ) хлеб с джемом , и что - нибудь на что расщедрится начальник камбуза . Рыбкой мы обделены не были . На Камчатке и рыбы , и крабов много . Креветок ловили . Короче всего много было . Рыбаки иной раз в море подкидывали чего - нибудь . однажды палтуса подарили шесть лагунов ( большие такие баки , в которых первое готовили ) . Раз к нам на корабль попали солдаты из танковой дивизии , которая стояла рядом с Петропавловском . Так они наесться не могли . На праздники пекли пирожки с повидлом и капустой . Вкуснык !!! Часа в четыре ночи кончали печь . Оставались лишние , исходя из всех членов экипажа , и эти лишние приносили в кубрик , и в четыре ночи все налетали и ели , а потом опять спать ! А какой хлеб пекли ! Такого на гражданке не попробуешь ! За завтраком масло мажешь , а оно тает . Хлеб горячий !
      1. +2
        9 сентября 2013 21:08
        Цитата: starshina78
        Я могу засвидетельствовать , что за три года службы на корабле я ни разу не был не доволен тем , что нам давали есть .

        Охотно верю.
        И даже в СВ были исключения.
        На дальних "точках", если командир толковый и "чм.шник" не зажравшийся просто на убой кормили небольшой (вот главная фишка: "небольшой") гарнизон почти домашней пищей:
        Нормальное собственное подсобное хозяйство с курами-свиньями, огород, брусника и грибы, мед.
        И что самое интересно - ПРАВИЛЬНО организованное подсобное хозяйство ни сколько не отрывает личный состав от повседневной службы.
        Самолично такое видел.
        А старший прапор, отвечавший за это "дело", мечтал о корове, о как-...
        wink
        1. алекс 241
          +1
          9 сентября 2013 21:27
          Были конечно придавленные регионы в плане харчей,но все зависело от командования.
    6. gdv
      gdv
      0
      2 августа 2014 21:19
      неа))))) кисель с бромом -вешь на века)))
  2. ReifA
    +7
    9 сентября 2013 08:30
    Имхо остатки со столовой можно потом бедным/неимущим/бомжам раздать, так что это не проблема. А улучшение и увеличение еды - это хорошо. Ещё лучше, в итоге связать калорийность с родом войск/деятельности, ясно же, что десантнику нужно калорийнее, чем штабисту.
  3. +6
    9 сентября 2013 08:31
    судя по своему опыту,честно говоря не вижу проблемы в принципе.с теми нагрузками и занятиями что были у нас,18-ти летний боец не может растолстеть.пусть будет хоть 10 000 ккал,всё сжигается.да и как написано в статье-он просто не будет есть лишнее.
    и больше витаминов-соки обязательно каждый день
    1. StolzSS
      0
      10 сентября 2013 20:36
      Полностью с вами согласен. С чего они там жиреть то будут??? Да и когда наш солдатик в пехоте шибко набирал ??? На флоте али при кухне ещё поверю, что набирали лишний кило или два, а так в основном всегда немного жрать охота....
  4. +2
    9 сентября 2013 08:37
    да, и болты!
  5. +12
    9 сентября 2013 08:42
    Масса призывников из семей ниже или около черты бедности с недостаточной массой тела, их сначала откормить надо, потом уж давать нагрузки.
    1. 0
      10 сентября 2013 13:49
      Цитата: Анатоль Клим
      Масса призывников из семей ниже или около черты бедности с недостаточной массой тела, их сначала откормить надо, потом уж давать нагрузки.

      Действительно, Вы правы, у своих "красноармейцев" не раз наблюдал такое, еще в 90-х, как только первые пол года на кашах отъедятся так и мужиками становятся, а домой возвращаются - вообще весь "гардероб" менять приходится)
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. +12
    9 сентября 2013 08:52
    Климат Германии и США несколько отличается от российского. Поэтому не стоит сравнивать рационы, а тем более брать их ориентиры.
    Диетологией следует заниматься служащим медсанчасти. Они обязаны определять какой стол должен получать конкретный солдат и проводить воспитаельную работу с жёнами офицеров на предмет влияния лишнего веса продвижению по службе.
    А образово-показательные кормёжки бойцов перед телекамерой напоминают мне, как граф Орлов лошадей в парадной зале потчевал.
  9. +7
    9 сентября 2013 09:04
    В 80 х служил в ТурКВО,по праздникам давали плов ,а так кормили нормально
    1. +1
      9 сентября 2013 11:16
      В 90 тоже , давали по праздникам плов good
  10. pahom54
    +8
    9 сентября 2013 09:24
    Опять пытаются изобретать велосипед... Какие-то формулы каких-то Харрисов... Что, уже своих военных врачей - диетологов и эргономиков не имеем??? В мое время (1971-1973 гг) тем, кто имел несоответствие роста с массой тела, давали так называемое дополнительное питание... И в общем-то, кто приходил хилым - уходил на дембель крепким, кто приходил жирным - уходил поджарым. То есть в общем-то норма питания была разработана довольно здраво. Ну, не было изысков (как яйца, молоко, тем более соки и булочки...), но ничего, нормально все было. Стоит только согласиться с тем, что норма килокалорий для военнослужащих должна рассчитываться из специфики их деятельности (ну не зря ведь морякам и особенно подводникам ее ВСЕГДА предлагали усиленную). А по большому счету опять какая-то пропагандистская компания, не хрен бойца приучать к тепличным условиям, он, как по присяге, должен "стойко и мужественно преодолевать все тяготы и лишения воинской службы"... За год - полтора службы ничего с ним не случится.
    А насчет "откормить" так это уж давно делается, в Тульском десантном полку новобранцев 3 месяца сначала при госпитале откармливают, а потом уж в учебно-боевую обстановку вводят..
  11. Асан Ата
    +9
    9 сентября 2013 09:27
    Только вот пока вагоны с ожиревшими "дембелями" в России не встречались...

    У нас в части прапор, отвечающий за еду съедал 2/3 мяса, предназначенного 300-м военнослужащим за раз!
    Я к тому, что дойдут ли каллории до солдатика. no
  12. +4
    9 сентября 2013 09:34
    Верно, я служил с1972-74 гг, пришел в армию худым "хлыщем", а на дембель уходил вполне развитым мужиком, сын отслужил год в Президентском полку 2011-12гг. уходил при весе 92 кг, рост 1м.87см вернулся с весом 78 кг, хоть кормили хорошо.
  13. +2
    9 сентября 2013 10:00
    Приказ генерал-поручика Суворова по войскам Крымского и Кубанского корпусов от 16 мая 1778 года значится:
    «Полковым, баталионным и их команд лекарям и подлекарям иметь ежевремянное попечение о соблюдении паче здоровья здоровых, всегдашними обзорами в касающемся до них содержания каждого вообще, до их пищи и питья. Последнему принадлежит, где лучшая вода, таковая отварная и отстоянная, а слабым сухарная или с уксусом; к пище ж выпеченной хлеб, исправные сухари, теплое варево и крепко полуженные котлы. Застоянную охладелую пищу отнюдь не употреблять, но надлежаще варить, а по употреблении вымывать и вытирать котлы сухо».


    В 21 веке пищевая ценность измеряется уже не только и не столько калориями.
    Хотя их значение для молодого бойца переоценить трудно.
    Но всё же хотелось бы увидеть цифры по содержанию в рационе белка и его разбивке по происхождению (животный, растительный, молочный, яичный), витаминов и минералов.
    Ведь речь идёт о молодых парнях, получающих приличную физическую нагрузку, растущих организмах и будущих отцах.
    А за количеством калорий и джоулей очень просто спрятать самое главное - качество питания.
  14. serg_uhp
    -1
    9 сентября 2013 10:07
    Успокойтесь, все равно не доходят до солдат эти 4300 ккал. Воруют...
    1. Алексей Приказчиков
      0
      9 сентября 2013 14:00
      У вас в яндии само собой.
  15. +2
    9 сентября 2013 10:14
    Каким же дерьмом нас кормили в 85
    1. +2
      9 сентября 2013 10:43
      Каким же дерьмом нас кормили в 2008))
      1. +2
        9 сентября 2013 16:04
        каким же дерьмом кормили и по срочке и по контракту))))))))))
        1. +2
          10 сентября 2013 00:34
          У нас в части в уборной в 92 году была надпись - "И я здесь был и громко плакал,что мало ел и много к.а.к.а.л."
  16. +4
    9 сентября 2013 10:35
    Во первых воруют, так что не всё доходит до солдат. Во вторых, по началу очень серьёзные психологические нагрузки, стресс, сколько не ешь всё равно голодный, только к концу службы начинаешь отъедаться. В третьих, если гонять и давать физ. нагрузку у молодых всё идёт в мышцу а не в жир. Писарей и кладовщиков тех жалко да. ))
  17. 0
    9 сентября 2013 10:53
    В детстве(70-е) всегда удивлялся: у всех солдат во-от такие ряхи и во-от такие задницы почему-то были.
  18. +3
    9 сентября 2013 10:58
    Зажрались.Вас не кормили гороховой кашей и борщём из банок,а пирожок с рисом и какаву на присягу.
  19. +6
    9 сентября 2013 11:07
    Все от командира части зависит.Будет контроль-будет питание и не будет дедовщины.Мне с 1976 по 78 с командиром не повезло.
  20. +2
    9 сентября 2013 11:26
    Нас кормили хорошо...сначала, а потом пошла полевая кухня....супы с бензиновой пленкой, что то похожее на макароны, каучуковое мясо, просроченные консервы, галеты, которыми только можно было буржуйку топить......и ничего! ели и даже вес набирали!
  21. laurbalaur
    +4
    9 сентября 2013 11:28
    Цитата: МАГ
    сало с хранения 1943

    Ну и что ? Нас кормили (до декабря 88 года,потом отправили в Спитак) тушенкой амерской 44 года выпуска,так вот,доложу я вам,вкуснее этой тушенки ни до ,ни после армии мне есть не приходилось. Службу проходил на объекте РТО на аэродроме,поэтому получали все продукты в виде сухпая. Рацион питания два раза в месяц,хлеб-два раза в неделю. Из того что мы получали,мы умудрялись готовить вполне качественные блюда да еще и молодых ,которые стояли на довольствии в городке, кормили,чтобы старшина их в наряд не припаахал мы их в роту не гоняли и кормили от своего рациона. Вывод -нормы питания всегда были достойные,если они поступают в желудок солдата ,а не в карман начпрода или армянскоко хлебореза !
  22. +3
    9 сентября 2013 11:40
    Ха ха, какая прелестная бредовая статья, был недавно на огромной авиационной базе в г.Йошкар-ола, кормят как из помойки, что солдат, что офицеров (лётчиков чуть получше). Подскажите в какую такую часть сьездить, чтобы отведать блюда пресловутого шведского стола?
    1. 0
      9 сентября 2013 13:31
      Тогда и я позволю себе сказать: какой прелестный бредовый комментарий... Во-первых, нигде в статье не указано, что все поголовно в/ч перешли на шведский стол, а, во-вторых, одна база в Йошкар-Оле, в которой, как вы выразились, кормят как из помойки, такое же исключение как и части, где в столовой - шведские столы (если интересует, могу привести, минимум полсотни примеров в/ч, где в столовой солдат имеет возможность выбора, но опять-таки, это ещё не вся армия).
      1. -1
        9 сентября 2013 16:29
        Ну так, всё логично, у нас как раз где то полсотни показушных частей. Этим всё и ограничилось.
        1. 0
          9 сентября 2013 20:07
          Да, а ещё "Прос...ли полимеры!"
  23. +2
    9 сентября 2013 11:40
    Цитата: Mitek
    вообще для начала 90х нас кормили еще ничего... но мы были военным училищем как-никак)

    Да уж...как вспомню начало 90х...Наших курсантов в ЕВАКУ кормили обильно, конечно, но ужасно! Перловка, квашеная капуста, рыбные консервы...Картошка и т о редко. Как приедут ко мне домой-сразу на кухню картошку жарить! А уж солёные грибы, да заготовки домашние улетали с космической скоростью. Слава Богу пережили те времена!
  24. Аликово
    +1
    9 сентября 2013 11:41
    после прочтения даже каким вернется мой брат ушел тощим и высоким гдето 175см на 60-65 кг.
  25. +3
    9 сентября 2013 11:53
    Когда служил (2002-2003) питание было обильным, но не сытным (кушать всегда хотелось :)). По итогу после армии похудел на 5 кг. Но проблемы в этом не видел и не вижу, в армии же был , не на курорте.
    1. 0
      9 сентября 2013 21:57
      Вы не в то время Помню полигон,помню армейскую кухню Помню Министра Обороны
  26. +1
    9 сентября 2013 11:58
    В 1966-69 кормили "ОТ ПУЗА". У нас все прибавляли. За 3 года наЖирали ряшки
  27. +1
    9 сентября 2013 12:07
    Сравнивая свою службу конца 80-х и сейчас, небо и земля.
  28. +2
    9 сентября 2013 12:13
    Камбуз наряд охреневает поди от такого разнообразия laughing
  29. gych
    +1
    9 сентября 2013 12:36
    почему в нашей аримии не бегают генералы?!да потому в мирное время это вызывает смех,а в военое панику!
    1. 0
      9 сентября 2013 18:09
      Не знаю как генералы, но бегающих адмиралов наблюдал.
  30. +2
    9 сентября 2013 13:12
    Как-то в начале 2000-х с друзьями, только что отслужившими в российской армии, сравнивали рацион с израильской. После "надоели за три года эти яичницы" и "видов йогурта могло быть и побольше" меня очень хотели прибить. Рад, что в российской армии более менее налаживается сейчас ситуация с питанием.
  31. GUR
    +3
    9 сентября 2013 14:21
    Не знаю что и сказать, время наверное лечит или стирает из памяти негатив.В армию уходил с техноря, жил в общаге, до техноря работал в поле, так что пища армейская меня сильно конечно не смутила, хотя мне из Казахстана, было сначала дико смотреть на "мармелад" сало отварное наваленное в миску.( русский я русский))) которое потом приходилось разминать в перловке для улучшения вкуса, жаренная скумбрия тоже не вызывала по началу восторга, потом втянулись и не чего, пошло, даже у узбеков))) Это было в учебке Переславль Залесский, потом служил в Одинцово там было с едой по лучше, причем даже очень,то что не успевали продавать в универмагах уходило к нам на стол))( ну конечно не прям все))На выезды по тревоге о которой было как правило известно заранее, в поход с собой всегда набирался хлеб, майонез, ну а далее кому на что везло. Не за жирел, к концу службы бросил курить, пришел здоровый себе парень. Правда дистрофиком тоже не когда не был))) Служба 88-90г
  32. +1
    9 сентября 2013 14:46
    пусть питаются получше, чтобы выполнять все боевые упражнения на "отлично"
  33. +1
    9 сентября 2013 17:45
    Да нормально все с солдатами будет. Сужу на основе личного опыта, и видел тенденцию, что кто пришел худым - поправлялся килограмм на 10, а кто приходил толстым - быстро расставался с еще большим количеством килограмм. Вот у меня приятель был, паваренок наш(понятное дело, есть у себя на объекте он мог сколько хотел), на фотках до армии был настоящим толстяком, со здоровенной ряхой. Пробежать и пятисот метров не мог. Ну за год, к концу службы, он научился пробегать 3км и похудел так, что однажды мне признался, что ему придется после армии всю одежду заново покупать, ведь старую гражданскую одежду он носить уже не сможет в принципе.
  34. +1
    9 сентября 2013 18:42
    Надеюсь сейчас червями не кормят как нас в 2000 м
  35. iur4ik39
    0
    9 сентября 2013 19:26
    Бикус почти каждый день(((
  36. +3
    9 сентября 2013 19:36
    Насколько я понял из статьи, питание в пунктах постоянной дислокации более-менее налажено. Аутсорсинг там, вольнонаёмный персонал, блюда на выбор и всё такое. Меня другое интересует. Как решена проблема горячего питания в поле, на учениях, во время передислокации частей? Гражданских поваров с собой везут или сами как-то выкручиваются? А война начнись, кто солдат кормить будет? Коммерсанту-то под бомбами дохнуть нет никакого резона. Что вообще у нас с тылом Вооружённых Сил происходит?
  37. gollandec
    +5
    9 сентября 2013 19:41
    кислая капуста.мясо белого медведя и комбижир- такое ощущение.что мы все служили в одной части)
    1. +1
      9 сентября 2013 19:52
      Цитата: gollandec
      такое ощущение.что мы все служили в одной части)

      laughing
      Одна страна, одни "закидоны".
      1. алекс 241
        +1
        9 сентября 2013 20:02
        Леш,а ведь так и есть!Все мы родом из СССР.
  38. bpk681
    +7
    9 сентября 2013 19:47
    Беседуют российский и натовский генералы
    натовский хвастается "мои солдаты потребляют 2000 килокалорий в сутки"
    российский генерал в ответ "врёшь натовская рожа, не может нормальный
    солдат съесть два мешка брюквы в сутки"
  39. Shumer
    +4
    9 сентября 2013 19:56
    Прочитал статью и почему то вспомнил анекдот.
    Встречаются три начпрода армий - США, Англии и Украины.
    Начпрод США говорит - солдат моей армии в сутки получает 3000 калорий.
    Начпрод Англии говорит, а наш солдат в сутки получает 3500 калорий.
    Украинский начпрод что-то долго считал на калькуляторе и говорит - да вы что мужики, это же солдату нужно мешок перловки сожрать!
  40. 0
    9 сентября 2013 22:55
    Здоровое питание должно быть таким, чтобы солдат мог подтягиваться 20 раз. ИМХО
  41. 0
    9 сентября 2013 23:00
    Добротная и качественная пища, а самое важное, её наличие, является залогом боевого духа и значит успеха любой кампании! Сто грамм не помеха.
  42. Ofellon
    +1
    9 сентября 2013 23:32
    нормальная еда..полно клетчатки,молочки бы ещё для кальция и белка.и каши нормальной.
  43. +1
    10 сентября 2013 02:12
    Если сравнивать рационы по числу калорий с другими армиями мира, то российский, действительно, в лидерах. К примеру, в США и Германии, где интенсивность армейской подготовки солдат, по меньшей мере, не ниже российской, решили несколько сократить энергетическую ценность рациона, подведя её к верхней планке в 3800-3900 ккал.

    Взгляните на карту, вспомните хотя бы школьные уроки географии. Как у нас с климатом в среднем, по сравнению с Германией и США? То то же.
  44. sven27
    +1
    10 сентября 2013 12:04
    А я в армии на бигусе и кирзухе гастрит вылечил)
  45. +2
    10 сентября 2013 19:59
    А Я до сих пор вспоминаю советскую тушенку. Одно мясо+ немножко жира. Ням. Это о сухпае. Повседневное питание завист от многих факторов. начиная с поваров и заканчивая командиром. Где то и грибы с ягодами(свежую рыбу и т.п.) между делом в рацион добавят, а где то будут воровать начиная с зав.складом и заканчивая зампотылом.
  46. 0
    17 июля 2015 17:52
    Я когда узнал, как кормят в армии, то сначала не поверил. Брата отправили недавно в Ульяновск. Ну, естественно, что мама попросила его прислать видеоотчет о том, как там кормят. В общем, как говорят так и сделали. Изобилию продуктов нет предела!
  47. Topolem
    0
    20 июля 2015 12:56
    Нормальная статья! согласен. Собственно, как на фотографии показано, так и кормят. Сытые все, кто много ест, тот забивает живот овощами. Считай вкусно и полезно. Поделюсь фоткой из личного архива.