Леди за штурвалом палубного истребителя. Жизнь и смерть Кары Халтгрин

Леди за штурвалом палубного истребителя. Жизнь и смерть Кары Халтгрин


Женщина рождается и остается свободной и имеет равные с мужчиной права. Женщина имеет право взойти на гильотину; она также должна иметь право взойти на трибуну. («Декларация прав женщины и гражданки»)
- Олимпия де Гуг, 1791 год



Мечтам свойственно сбываться. Американка Кара Халтгрин с детства грезила космосом и мечтала повторить подвиги героев своего детства – Гагарина, Армстронга, Салли Райд… Скорость и предельная высота – что может быть прекраснее?

Но в отряд астронавтов NASA просто так, «с улицы» не берут – нужно иметь пилотскую лицензию или, как минимум, быть кандидатом наук. Перспектива зубрения скучных формул пришлась Каре не по душе – девочка сделала выбор в пользу карьеры пилота. Стать военным летчиком? А почему бы и нет? Эмансипация дает женщинам равные права.

Окончив старшую школу, Кара попыталась с ходу поступить в Академию ВМС США в Аннаполисе – элитное учебное заведение, перед выпускниками которого открываются любые горизонты: флот, авиация, морская пехота, NASA, научные исследования или работа в интересах ЦРУ и АНБ – самые интересные проекты на любой вкус.

«…Провалены экзамены в летный институт, мечта мечтой, а в космонавты не берут…»

Пришлось ограничить свою фантазию и поступить в обычный Университет штата Техас. Получив инженерную степень в авиакосмической отрасли, Кара пошла на «второй заход» - на этот раз, она безо всяких проволочек была зачислена в Офицерскую школу морской авиации ВМС США в Пенсаколе (шт. Флорида).

Что ж, морская авиация – звучит неплохо. Пилотская лицензия, репутация и служба в эскадрилье VAQ-33 – вспомогательной группе РЭБ берегового базирования авиации Военно-морских сил США. Может быть, её устроит должность штурмана-навигатора или оператора бортовых радиоэлектронных систем… Нет! Кара желала самостоятельно сесть за штурвал самолета.

Девушка прилагала немалые усилия. Помимо поддержания прекрасной физической формы – рост метр восемьдесят, жим от груди – 100 кг, она продолжала прилежно изучать авиационные науки, и вот он, настал её черед – на полосе натужно ревел моторами EA-6B «Праулер».



Четырехместный дозвуковой самолет радиоэлектронной борьбы - неказистая с виду машина, напоминающая жирного тюленя. Разве о таком «принце» мечтала она с детства?

Служба в VAQ-33 оказалась недолгой – в 1993 году Кара Халтгрин добилась перевода на настоящую работу: Кара захотела острых ощущений – стать первой в мире женщиной-пилотом авианосного самолета!
Теперь все её мечты были связаны со штурвалом «Томкэта» - тяжелого палубного перехватчика, супер-машины стоимостью более 40 млн. долларов.




Grumman F-14 Tomcat – двухместный истребитель-перехватчик с крылом изменяемой геометрии. Самый тяжелый из серийных самолетов авианосного базирования с нормальной взлетной массой более 30 тонн!
Первый истребитель четвертого поколения, поступивший на вооружение ВМС США в 1972 году. Максимальная скорость «Томкэта» превышает две скорости звука. Крыло с изменяемой геометрией обеспечивает эффективный и экономичный полет в любом выбранном диапазоне высот и скоростей. Серьезный комплекс бортовой радиоэлектроники, объединивший в себе РЛС AN/AWG-9 , инфракрасную систему AN/ALR-23, способную засекать контрастные тепловые цели на дальности более 200 км, а также ноу-хау – бортовой компьютер CADC для автоматического управления всеми системами самолета. Но главной «изюминкой» F-14 были дальнобойные ракеты AIM-54 «Феникс» класса «воздух-воздух», способные поражать цели на дальности в 180 км.

Несмотря на свой исполинский вид и репутацию грозного истребителя, F-14 оказался слишком громоздок и тяжел для базирования на тесной палубе авианосца, кроме того, он жестоко страдал от низкой надежности своих двигателей – известно, что четверть из 633 «Томкэтов» ВМС США разбились в авиационных авариях и катастрофах.


Вот такого партнера по жизни выбрала себе лейтенант Халтгрин. Выбор оказался не из легких - освоение своенравного «Томкэта» шло со скрипом и в страшных мучениях; первый квалификационный тест Кара провалила, не сумев посадить «Котяру» на палубу корабля.

И все же, целеустремленная лейтенант Халтгрин своего добилась – летом 1994 года она, наконец, получила допуск к самостоятельному управлению F-14 и была зачислена в истребительную эскадрилью VF-213 «Черные львы», расквартированную на борту атомного авианосца «Авраам Линкольн».



Впрочем, злые языки утверждают, что лейтенант Халтгрин была допущена к управлению F-14 в обход всех правил – командование ВМС стремилось замять шумиху вокруг скандала с сексуальными домогательствами на симпозиуме «Тейлхук»*, и спешило продемонстрировать противникам службы женщин на флоте, что «слабый пол» не настолько слаб, как это утверждают грязные шовинисты.

* Скандал «Тэйлхук» – события, произошедшие на праздновании 35-ой годовщины Ассоциации летчиков палубной авиации Tailhook (буквально - «хвостовой крюк») в сентябре 1991 года. После окончания симпозиума в отеле «Хилтон» (Лас-Вегас) около 100 пилотов и ветеранов ВМС США подверглись уголовному преследованию и дисциплинарным взысканиям за домогательства к их коллегам по службе (всего заявления подали 83 женщины (в том числе Кара Халтгрин), и, что удивительно, 7 мужчин – впрочем, тут рано делать какие-либо выводы, американские дамочки сами способны на многое).

В общем, как бы там ни было, лейтенант Халтгрин получила заветную лицензию пилота F-14 и начала интенсивную подготовку к предстоящему походу в Персидский залив. Вместе с допуском на управление авианосным самолетом пришла слава – первая женщина-пилот палубного истребителя стала желанным гостем на различных телевизионных ток-шоу и съемках документальных сюжетов о службе на американском флоте.
Командование ВМС США смотрело «сквозь пальцы» на шумиху вокруг нового лейтенанта – даже её экзотический радиопозывной «Revlon» (марка косметики) был воспринят как должное. В конце концов, отчаянная Кара стала символом и любимицей нации – так пусть же весь мир смотрит, как в Америке соблюдаются права женщин!

... Гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта!


25 октября 1994 года, всего через 3 месяца после получения допуска к управлению F-14, лейтенант Кара Спирс Халтгрин разбилась насмерть.

Самолет F-14A «Томкэт» (серийный номер 160390, хвостовой код NH), пилотируемый Карой Халтгрин, упал в воду при заходе на посадку на авианосец «Авраам Линкольн». На сохранившихся кадрах кинохроники видно, как заглох один из двигателей «Кота», после чего самолет окончательно потерял скорость, перевернулся и рухнул в воду прямо за кормой авианосца.

Второй член экипажа - оператор радиоэлектронных систем Мэттью Клемиш сумел благополучно покинуть аварийную машину; Кара замешкалась всего на долю секунды – в тот момент, когда сработало её катапультное кресло, самолет уже находился в перевернутом положении. Сильный удар о воду не оставил ей шансов на спасение. Поисковому вертолету удалось поднять из воды лишь покореженный летный шлем.


Гибель самолета Халтгрин


Командование ВМС США инициировало операцию по подъему обломков самолета со дна океана – спустя 19 дней искореженный самолет, бортовые самописцы и тело лейтенанта Халтгрин, все еще пристегнутое ремнями к катапультному креслу, были подняты с глубины 1100 метров. Кара Халтгрин была захоронена с воинскими почестями на Арлингтонском национальном кладбище.




Обломки самолета F-14D. Похожий случай, 2004 год


Резонансная авиакатастрофа вызвала новый круг ожесточенных споров на предмет службы женщин на флоте и в авиации. Страсти кипели не шуточные – авария класса «А», с потерей дорогущего самолета и гибелью женщины-пилота, только что получившей допуск на его управление. Какие выводы следовали из всей этой скверной истории? Неполиткорректный вопрос – есть ли место женщинам в палубной авиации?

Результаты расследования инцидента были представлены в открытом виде – официальная версия связывала катастрофу с техническими неисправностями на борту самолета, с лейтенанта Халтгрин полностью снималась вина.
Вице-адмирал Роберт Спэн, командующий ВМС США на Тихом океане, заявил, что отработка подобного сценария на авиасимуляторе (помпаж и остановка двигателя на посадочной глиссаде) показала, что 8 из 9 мужчин пилотов не смогли удержать F-14 в воздухе и потерпели катастрофу.

Новый виток скандала разразился после того, как в прессу просочилась информация о результатах внутреннего расследования ВМС США – эксперты сошлись во мнении, что причиной авиакатастрофы стала ошибка летчицы: осознав, что самолет заходит на посадку под неверным углом, Кара попыталась скорректировать направление полета – критическая ситуация для двигателей самолета F-14 «Томкэт». При определенных режимах полета, на скорости, близкой к скорости сваливания, подобный маневр уменьшает плотность воздушного потока, идущего через компрессор двигателя, ниже предельного уровня – происходит помпаж и остановка двигателя.

Инструкция пилота F-14 строго запрещает «рыскание» при посадке, увы, Кара нарушила данное условие. Левый двигатель заглох. Что произошло далее – вопросов не вызывает: самолет окончательно потерял скорость и упал в воду.



Разочаровавшись в женщинах-пилотах, командование ВМС США отстранило от полетов коллегу Кары Халтгрин – другую отчаянную девицу Кэрри Лоренц.

Лейтенант Лоренц также проходила службу на авианосец «Линкольн» в качестве пилота перехватчика F-14 «Томкэт», но, увы, гибель коллеги поставила крест на её дальнейшей карьере пилота палубной авиации. Кэрри попросили «с вещами на выход». Лейтенант Лоренц не растерялась, и обратилась в суд, обвинив руководство флота в дискриминации и сексизме. Дело закончилось мировым соглашением – Кэрри выплатили компенсацию в 150 тыс. долларов, с условием, что она забудет, как смотреть в сторону авианосцев и самолетов «Томкэт».
В 1997 году «отчаянная домохозяйка» вновь вернулась к летной работе, но увы, скользкие палубы кораблей осталась в прошлом – теперь ей разрешено пилотировать только самолеты наземного базирования.

Эпилог

В то время, когда американки целыми эскадрильями осваивают «Страйк Иглы» и «Рэпторы», палубная авиация ВМС США полностью отказалась от летных услуг «прекрасной половины человечества». С чего бы это? Неужели всему виной нелепая гибель лейтенанта Халтгрин?



Если отбросить мысль о том, что эскадрильи F-14 изначально специализировались на уничтожении советских и российских ракетоносцев, Кару Халтгрин чисто по-человечески жаль. Сильная и целеустремленная леди. Упрямо шла к своей мечте. Погибла при исполнении в возрасте 29 лет.

Откровенно говоря, девушка не виновата. Как не виноват и её «стальной котяра». Летчица и самолет действовали на пределе своих сил и возможностей, увы, специфика палубной авиации такова, что посадка «Томкэта» на авианосец подобна бегу по лезвию бритвы – Интернет изобилует сюжетами о гибели палубных самолетов.

Ущербна сама концепция – в условиях, когда массы реактивных истребителей исчисляются десятками тонн, а посадочные скорости заметно превышают 200 км/ч (при этом машина балансирует на грани скорости сваливания) – в таких условиях даже 300-метровой палубы авианосцев «Нимиц» недостаточно для безопасной и эффективной эксплуатации современных самолетов.

Что касается прецедента – женщины за штурвалом палубного истребителя… Ну чтож, феминистки добились равенства с мужчинами. Пусть теперь геи борются за равенство с женщинами.


Видео, на котором запечатлена служба и гибель Кары Халтгрин (2:20)
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти