Леди за штурвалом палубного истребителя. Жизнь и смерть Кары Халтгрин

Женщина рождается и остается свободной и имеет равные с мужчиной права. Женщина имеет право взойти на гильотину; она также должна иметь право взойти на трибуну. («Декларация прав женщины и гражданки»)
- Олимпия де Гуг, 1791 год
Мечтам свойственно сбываться. Американка Кара Халтгрин с детства грезила космосом и мечтала повторить подвиги героев своего детства – Гагарина, Армстронга, Салли Райд… Скорость и предельная высота – что может быть прекраснее?
Но в отряд астронавтов NASA просто так, «с улицы» не берут – нужно иметь пилотскую лицензию или, как минимум, быть кандидатом наук. Перспектива зубрения скучных формул пришлась Каре не по душе – девочка сделала выбор в пользу карьеры пилота. Стать военным летчиком? А почему бы и нет? Эмансипация дает женщинам равные права.
Окончив старшую школу, Кара попыталась с ходу поступить в Академию ВМС США в Аннаполисе – элитное учебное заведение, перед выпускниками которого открываются любые горизонты: флот, авиация, морская пехота, NASA, научные исследования или работа в интересах ЦРУ и АНБ – самые интересные проекты на любой вкус.
«…Провалены экзамены в летный институт, мечта мечтой, а в космонавты не берут…»
Пришлось ограничить свою фантазию и поступить в обычный Университет штата Техас. Получив инженерную степень в авиакосмической отрасли, Кара пошла на «второй заход» - на этот раз, она безо всяких проволочек была зачислена в Офицерскую школу морской авиации ВМС США в Пенсаколе (шт. Флорида).
Что ж, морская авиация – звучит неплохо. Пилотская лицензия, репутация и служба в эскадрилье VAQ-33 – вспомогательной группе РЭБ берегового базирования авиации Военно-морских сил США. Может быть, её устроит должность штурмана-навигатора или оператора бортовых радиоэлектронных систем… Нет! Кара желала самостоятельно сесть за штурвал самолета.
Девушка прилагала немалые усилия. Помимо поддержания прекрасной физической формы – рост метр восемьдесят, жим от груди – 100 кг, она продолжала прилежно изучать авиационные науки, и вот он, настал её черед – на полосе натужно ревел моторами EA-6B «Праулер».
Четырехместный дозвуковой самолет радиоэлектронной борьбы - неказистая с виду машина, напоминающая жирного тюленя. Разве о таком «принце» мечтала она с детства?
Служба в VAQ-33 оказалась недолгой – в 1993 году Кара Халтгрин добилась перевода на настоящую работу: Кара захотела острых ощущений – стать первой в мире женщиной-пилотом авианосного самолета!
Теперь все её мечты были связаны со штурвалом «Томкэта» - тяжелого палубного перехватчика, супер-машины стоимостью более 40 млн. долларов.
Grumman F-14 Tomcat – двухместный истребитель-перехватчик с крылом изменяемой геометрии. Самый тяжелый из серийных самолетов авианосного базирования с нормальной взлетной массой более 30 тонн!
Первый истребитель четвертого поколения, поступивший на вооружение ВМС США в 1972 году. Максимальная скорость «Томкэта» превышает две скорости звука. Крыло с изменяемой геометрией обеспечивает эффективный и экономичный полет в любом выбранном диапазоне высот и скоростей. Серьезный комплекс бортовой радиоэлектроники, объединивший в себе РЛС AN/AWG-9 , инфракрасную систему AN/ALR-23, способную засекать контрастные тепловые цели на дальности более 200 км, а также ноу-хау – бортовой компьютер CADC для автоматического управления всеми системами самолета. Но главной «изюминкой» F-14 были дальнобойные ракеты AIM-54 «Феникс» класса «воздух-воздух», способные поражать цели на дальности в 180 км.
Несмотря на свой исполинский вид и репутацию грозного истребителя, F-14 оказался слишком громоздок и тяжел для базирования на тесной палубе авианосца, кроме того, он жестоко страдал от низкой надежности своих двигателей – известно, что четверть из 633 «Томкэтов» ВМС США разбились в авиационных авариях и катастрофах.
Вот такого партнера по жизни выбрала себе лейтенант Халтгрин. Выбор оказался не из легких - освоение своенравного «Томкэта» шло со скрипом и в страшных мучениях; первый квалификационный тест Кара провалила, не сумев посадить «Котяру» на палубу корабля.
И все же, целеустремленная лейтенант Халтгрин своего добилась – летом 1994 года она, наконец, получила допуск к самостоятельному управлению F-14 и была зачислена в истребительную эскадрилью VF-213 «Черные львы», расквартированную на борту атомного авианосца «Авраам Линкольн».

Впрочем, злые языки утверждают, что лейтенант Халтгрин была допущена к управлению F-14 в обход всех правил – командование ВМС стремилось замять шумиху вокруг скандала с сексуальными домогательствами на симпозиуме «Тейлхук»*, и спешило продемонстрировать противникам службы женщин на флоте, что «слабый пол» не настолько слаб, как это утверждают грязные шовинисты.
* Скандал «Тэйлхук» – события, произошедшие на праздновании 35-ой годовщины Ассоциации летчиков палубной авиации Tailhook (буквально - «хвостовой крюк») в сентябре 1991 года. После окончания симпозиума в отеле «Хилтон» (Лас-Вегас) около 100 пилотов и ветеранов ВМС США подверглись уголовному преследованию и дисциплинарным взысканиям за домогательства к их коллегам по службе (всего заявления подали 83 женщины (в том числе Кара Халтгрин), и, что удивительно, 7 мужчин – впрочем, тут рано делать какие-либо выводы, американские дамочки сами способны на многое).
В общем, как бы там ни было, лейтенант Халтгрин получила заветную лицензию пилота F-14 и начала интенсивную подготовку к предстоящему походу в Персидский залив. Вместе с допуском на управление авианосным самолетом пришла слава – первая женщина-пилот палубного истребителя стала желанным гостем на различных телевизионных ток-шоу и съемках документальных сюжетов о службе на американском флоте.
Командование ВМС США смотрело «сквозь пальцы» на шумиху вокруг нового лейтенанта – даже её экзотический радиопозывной «Revlon» (марка косметики) был воспринят как должное. В конце концов, отчаянная Кара стала символом и любимицей нации – так пусть же весь мир смотрит, как в Америке соблюдаются права женщин!
... Гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта!
25 октября 1994 года, всего через 3 месяца после получения допуска к управлению F-14, лейтенант Кара Спирс Халтгрин разбилась насмерть.
Самолет F-14A «Томкэт» (серийный номер 160390, хвостовой код NH), пилотируемый Карой Халтгрин, упал в воду при заходе на посадку на авианосец «Авраам Линкольн». На сохранившихся кадрах кинохроники видно, как заглох один из двигателей «Кота», после чего самолет окончательно потерял скорость, перевернулся и рухнул в воду прямо за кормой авианосца.
Второй член экипажа - оператор радиоэлектронных систем Мэттью Клемиш сумел благополучно покинуть аварийную машину; Кара замешкалась всего на долю секунды – в тот момент, когда сработало её катапультное кресло, самолет уже находился в перевернутом положении. Сильный удар о воду не оставил ей шансов на спасение. Поисковому вертолету удалось поднять из воды лишь покореженный летный шлем.

Командование ВМС США инициировало операцию по подъему обломков самолета со дна океана – спустя 19 дней искореженный самолет, бортовые самописцы и тело лейтенанта Халтгрин, все еще пристегнутое ремнями к катапультному креслу, были подняты с глубины 1100 метров. Кара Халтгрин была захоронена с воинскими почестями на Арлингтонском национальном кладбище.


Резонансная авиакатастрофа вызвала новый круг ожесточенных споров на предмет службы женщин на флоте и в авиации. Страсти кипели не шуточные – авария класса «А», с потерей дорогущего самолета и гибелью женщины-пилота, только что получившей допуск на его управление. Какие выводы следовали из всей этой скверной истории? Неполиткорректный вопрос – есть ли место женщинам в палубной авиации?
Результаты расследования инцидента были представлены в открытом виде – официальная версия связывала катастрофу с техническими неисправностями на борту самолета, с лейтенанта Халтгрин полностью снималась вина.
Вице-адмирал Роберт Спэн, командующий ВМС США на Тихом океане, заявил, что отработка подобного сценария на авиасимуляторе (помпаж и остановка двигателя на посадочной глиссаде) показала, что 8 из 9 мужчин пилотов не смогли удержать F-14 в воздухе и потерпели катастрофу.
Новый виток скандала разразился после того, как в прессу просочилась информация о результатах внутреннего расследования ВМС США – эксперты сошлись во мнении, что причиной авиакатастрофы стала ошибка летчицы: осознав, что самолет заходит на посадку под неверным углом, Кара попыталась скорректировать направление полета – критическая ситуация для двигателей самолета F-14 «Томкэт». При определенных режимах полета, на скорости, близкой к скорости сваливания, подобный маневр уменьшает плотность воздушного потока, идущего через компрессор двигателя, ниже предельного уровня – происходит помпаж и остановка двигателя.
Инструкция пилота F-14 строго запрещает «рыскание» при посадке, увы, Кара нарушила данное условие. Левый двигатель заглох. Что произошло далее – вопросов не вызывает: самолет окончательно потерял скорость и упал в воду.
Разочаровавшись в женщинах-пилотах, командование ВМС США отстранило от полетов коллегу Кары Халтгрин – другую отчаянную девицу Кэрри Лоренц.
Лейтенант Лоренц также проходила службу на авианосец «Линкольн» в качестве пилота перехватчика F-14 «Томкэт», но, увы, гибель коллеги поставила крест на её дальнейшей карьере пилота палубной авиации. Кэрри попросили «с вещами на выход». Лейтенант Лоренц не растерялась, и обратилась в суд, обвинив руководство флота в дискриминации и сексизме. Дело закончилось мировым соглашением – Кэрри выплатили компенсацию в 150 тыс. долларов, с условием, что она забудет, как смотреть в сторону авианосцев и самолетов «Томкэт».
В 1997 году «отчаянная домохозяйка» вновь вернулась к летной работе, но увы, скользкие палубы кораблей осталась в прошлом – теперь ей разрешено пилотировать только самолеты наземного базирования.
Эпилог
В то время, когда американки целыми эскадрильями осваивают «Страйк Иглы» и «Рэпторы», палубная авиация ВМС США полностью отказалась от летных услуг «прекрасной половины человечества». С чего бы это? Неужели всему виной нелепая гибель лейтенанта Халтгрин?

Если отбросить мысль о том, что эскадрильи F-14 изначально специализировались на уничтожении советских и российских ракетоносцев, Кару Халтгрин чисто по-человечески жаль. Сильная и целеустремленная леди. Упрямо шла к своей мечте. Погибла при исполнении в возрасте 29 лет.
Откровенно говоря, девушка не виновата. Как не виноват и её «стальной котяра». Летчица и самолет действовали на пределе своих сил и возможностей, увы, специфика палубной авиации такова, что посадка «Томкэта» на авианосец подобна бегу по лезвию бритвы – Интернет изобилует сюжетами о гибели палубных самолетов.
Ущербна сама концепция – в условиях, когда массы реактивных истребителей исчисляются десятками тонн, а посадочные скорости заметно превышают 200 км/ч (при этом машина балансирует на грани скорости сваливания) – в таких условиях даже 300-метровой палубы авианосцев «Нимиц» недостаточно для безопасной и эффективной эксплуатации современных самолетов.
Что касается прецедента – женщины за штурвалом палубного истребителя… Ну чтож, феминистки добились равенства с мужчинами. Пусть теперь геи борются за равенство с женщинами.

Информация