Military Review

From strong soldier breed

6
People like retired Colonel Timofey Ivanovich Uzhegov are spoken of with special respect. Seventy years of his life, he gave the army, military journalism and educational activities in military schools.


For some reason, his war is remembered only once a year - 2 of September - on the Victory Day over militarist Japan. And this is a special injustice. Now, for some reason, you rarely hear on radio and television or read in the newspapers that the Great Patriotic War did not end on May 9 of the year 1945, but on September 2. Tens of thousands of Soviet soldiers laid down their heads in the Far East. August 9 00 10 minutes of fighting began against the troops of militaristic Japan, and just ten days later, on August 19, over the headquarters of the million Kwantung Army, the Japanese flag was lowered and the Soviet flag was raised. And it was not the nuclear bombings by the American Air Force of the peaceful Japanese cities of Hiroshima and Nagasaki, but the courage of the Soviet soldiers played a decisive role in the end of World War II. Among them was the 20-year-old Komsomol battalion sergeant Timofei Uzhegov. He was drafted into the ranks of the Red Army in 1943 from the working village of Ulba-Stroy, which was located in East Kazakhstan. Timofey was brought up in a large family. Father was a teacher, mother - a housewife. Before serving in the army, he managed to unlearn two years in the mining and metallurgical technical school. Timofey could never have been in a war like some of his classmates. The fact is that they were booked. After graduating from the technical school, all of them were sent to work in the mines, so none of them got to the front. Did not get on him immediately and Timothy Uzhegov. He had the opportunity to serve in the Trans-Baikal Military District as a commander of a rifle squad. His war was still to come ...

Almost on the same day as the war with Japan began, Timofey Ivanovich Uzhegov was appointed to the position of battalion commissar. He had the opportunity to participate in August - September 1945 of the year in the liberation of Manchuria. For his courage he was awarded the rank of junior lieutenant. He was also awarded three medals, including the Medal for Military Merit. And later the veteran was awarded the Order of the Patriotic War, I degree and Honor, other state awards.

The rifle regiment, in which the young Komsomol served, advanced to the border on foot from the Olovyannaya station in the Chita Region. It was a 30-degree heat. With surprise and some envy, the Transbaikal arrows looked at tankers, self-propelled gunners, and artillerymen who were carrying their engine-driven guns. They have not yet seen so many military equipment. And these were formations and units of the 2nd Baltic Front deployed from Europe. Seeing such a formidable combat power, the soldiers tried not to think about the difficulties of endless foot marches. Of course, he had conversations with the soldiers and the battalion's Komsomol. Uzhegov was the first of the Komsomol leaders to tell the fighters how to observe the water-drinking regime on the march, how to organize halts in order to prevent emergency situations. And they happen all the time in the war. A soldier fell asleep during a halt at night in a bush by the road, and then a convoy went tanks or cars ... And a gray official paper flew off somewhere to Ryazan or Kursk with the official phrase: "The brave death died in battle ..." Fortunately, not a single such incident happened in the battalion. And this was the merit of the Komsomol Uzhegov.

At the border, the regiment was stopped for several days. The commanders organized combat training. The Komsomol Uzhegov actively assisted them in this, after all, quite recently he himself commanded the branch, so that he had no experience. One of the main tasks was to overcome the fear of tanks among the fighters. It was necessary to run in their personnel. Since they had to act on rugged terrain, the commanders came up with a special way of training: huge empty metal barrels rolled into the mound, filled them with stones to the top, tightly closed and pushed down into trenches and trenches. Barrels with a crash and howling rapidly rushed to the fighters. Even experienced veterans felt uneasy. And unstripped fighters - and even more. At the same time it was necessary to hide in time in a trench, evading barrels and stones, and then throwing a grenade after. After several trainings, the fear of the warriors vanished. They even began to compete with each other - whoever gets a grenade into the very barrel, although it was far from easy to do that.

And then crossed the border. The fighting began. Opponent initially offered violent resistance. One night, on the orders of the battalion commander Major Polkovnikov, a group of soldiers went on reconnaissance.

“Allow me to go with them, too,” commander Komsorg Uzhegov asked.

“No intelligence services,” the political officer captain Slobodchikov, who was present during the conversation, suddenly intervened, “let him conduct a conversation with the personnel about our heroes.” Look how many fighters have distinguished these days.

However, Uzhegov insisted on his own.

“A personal example will not replace any conversation,” the Komsomol ventured to disagree with his superior.

- Let it go, - the battalion commander allowed. - Well done. Fighting we Komsomol.

Together with the scouts of Uzhegov, he performed the task all night. The warriors were able to reveal the location of fire weapons and enemy positions. The next morning, when the battalion went on the attack, these data, obtained by the scouts and the Komsomol, made it possible to break the resistance of the enemy without large losses.

The war with Japan was transient. But from this she did not become less fierce. The Kwantung Army was defeated, but many enemy soldiers hid in the woods, attacking Soviet officers and small groups of our fighters. It was here that, according to Timofey Ivanovich, it was necessary to “uproot” the Japanese from shelters. In this case, we suffered considerable losses. And again, Junior Lieutenant Uzhegov not only teaches the fighters to act skillfully in the prevailing situation, but also himself, risking his life, participates in the “cleansing” of forests and settlements. Komsomol becomes a witness of a case that occurred near the city of Qiqihar. The Japanese were attacking those who were riding in the morning in a cart of several officers and a sergeant. Having jumped out of the forest, they wanted to deal with ours without a single shot - to cut them down with their samurai swords. But before they could reach the wagon, the sergeant pulled the machine gun from his shoulder and literally squinted the attackers in several bursts. He saved not only his life, but also his commanders. About this case, the Komsomol told the battalion soldiers, and the sergeant was presented to the award.

The junior lieutenant saw a lot in the war. I remember the arrogant, scornful attitude of the captured Japanese officers. They flatly refused to receive medical care from Soviet military doctors, considering them to be representatives of a “lower” race. They asked their Japanese doctors. Not every soldier stood nerves. Sometimes, one wanted to move at least once the butt of a submachine gun to one of these representatives of the “higher” race. The fighters and commanders could not forget the brazen and often unpunished provocations that the Japanese organized on our borders all those years, while there was a fierce struggle on the fronts of the Great Patriotic War. Here, in Manchuria, they saw enough what the conquerors did to the civilians. Moreover, it has already become known about the atrocities of the classified "Detachment-731", in which terrible experiments were conducted on people.

The Chinese - locals greeted the Soviet soldiers enthusiastically. They went out to the roads, treated the liberators with fruits, raised their hands to greet them and shouted: “Shango, captain!” Our soldiers and officers were amazed at the appalling poverty of the local population. In poor shacks, large families of Chinese people slept right on the ground on mats, there was no furniture at all. Local residents said that the Japanese forced the Chinese to build roads around the borders of the USSR, which were then classified, and those who built were destroyed all. Invaders took away rice, chumizu, and kaolians from the population, creating huge warehouses for their troops, and condemning the enslaved people to extinction from hunger and infections.

The regiment, in which Junior Lieutenant Uzhegov served, conducted military operations not only against the Japanese, but also against the Hunghuz. Their Chinese called simply armed bandits. Hunhuzes were attacked on the Japanese, on the soldiers of the People’s Liberation Army of China, on the Kuomintang people, and on our fighters and commanders. In the city of Qiqihar, where the regiment stayed, a whole cemetery appeared. For all my life Timofey Ivanovich remembered the rows of graves with red stars of dead friends and comrades.

In 1946, demobilization began in the army. The young officer was faced with a choice - to continue the service or retire to the reserve. The armed forces, of course, needed front-line soldiers, who received officer ranks thanks to their courage and military merit. But now one of the main criteria for appointing commanders and political workers to the posts has become their level of education. And Junior Lieutenant Timothy Uzhegov decided to go to study. In 1946, he graduated from the 6-month political composition courses. The officer was immediately given the rank of lieutenant. Someone else might have stopped there. Quietly peacefully served to the captain or major. If you are very lucky, perhaps, to the lieutenant colonel. But not so was Timofey Ivanovich. The six-month courses were only a small step on the way to the further education of the officer. Being appointed responsible secretary of the editorial office of the large circulation newspaper of the 1948 mechanized division in December 14, Timofey Ivanovich is studying by correspondence at the teacher’s institute in Chita. In 1950, the officer graduated from it and immediately entered the editorial faculty of the Military-Political Academy named after VI. Lenin. Then among the audience there were many front-line soldiers.

After the academy, new perspectives in the service do not immediately open up for Uzhegov. For eight long years he has been the correspondent-organizer of the Soviet Army newspaper of the Group of Soviet Forces in Germany.

Over the years, experience and professional skill have come. Therefore, it was no coincidence that Major Uzhegov in 1962 was offered the position of a teacher in the journalism department of the Lviv Military-Political School of the Soviet Army and Naval Fleet. From this moment, a new stage in the officer’s biography began. He became a mentor to future war journalists. At that time, however, as in the subsequent one, they were graduated from the only faculty of the only military university, which could only be entered after an urgent service in the Armed Forces with the recommendation of a print organ. Therefore, the selection of candidates for school took place in the most thorough manner. And what can we say about teachers! The best of the best should have taught future military journalists. That was exactly what Timofey Ivanovich was. From the first days of service at the Department of Journalism, Uzhegov fell in love with both cadets and teachers. He has such wonderful character traits as modesty and exceptional decency.

Over time, these qualities have become even clearer and more prominent. Only in September last year, Timofey Ivanovich went on vacation from the post of associate professor of journalism at the Military University of the Ministry of Defense. All those who worked with him, as well as those whom he taught, will not recall a single incident, so that Timofey Ivanovich allowed himself to break loose, shout at someone, dismiss someone's problems. He could be completely disinterested for months to conduct classes for his colleagues, if the need arose. And she appeared. And quite often.

Timofey Ivanovich was transferred to Moscow as a senior lecturer in the department of journalism at the Military-Political Academy named after V.I. Lenin summer 1975 year. The academy opened an editorial department, and among those who formed it was Colonel Uzhegov.

Timofey Ivanovich left the school, and our attitude towards the department began to change. Only now we realized how much depended on her boss.

I met with Timofey Ivanovich only nine years later, when already in the rank of major, having passed through Afghanistan, I became a student of the editorial department of the Military-Political Academy named after V.I. Lenin.

The fate of Timofey Ivanovich is beautiful and amazing. 70 years it was associated with our Armed Forces, 64 of the year of them given to work in the military press, and 50 years - teaching. Over these more than five decades, Timofey Ivanovich has trained about two and a half thousand military journalists not only for the armed forces of our country and the CIS, but also for the armies of many other states.

Successfully developed and the personal life of a veteran. For many years the spouses Timofey Ivanovich and Valentina Innokentievna Uzhegova have lived in peace and harmony. By the way, Valentina Innokentievna also worked as a teacher at the Russian Language and Literature Department at the Lviv Higher Military-Political School.

The eldest son of the Uzhegovs, Valery, works as a leading engineer at one of the enterprises in Moscow. The younger, Alexander, is already a reserve colonel. Just like his father, he was awarded the honorary title of Honored Worker of Culture of the Russian Federation. Alexander Timofeevich edited the border magazine. And now he works in one of the reputable publications.

I would like to finish the story about Timofey Ivanovich with lines from S. Ostrovogo's “Living Memory”:

We are less and less
But there were a lot of us.
But there were so many of us
Already the road was bursting ...
We are less and less
Years are approaching.
We are one of the two-core,
From the soldier breed.


More accurately and capaciously than the poet, probably, you will not tell. An ordinary soldier began serving in the army Timofey Ivanovich Uzhegov in 1943 year. And even though he finished it as a honored colonel, he, like a real officer, is still in the ranks, because he has always been and remains of that, of a strong, soldier’s breed.
Author:
Originator:
http://redstar.ru/
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Egoza
    Egoza 11 September 2013 09: 19 New
    +2
    Long life and health to a veteran!
    And it's good that he managed to move from Lviv to Russia. Nowadays, seeing that chaos, he could not stand it!
  2. erased
    erased 11 September 2013 09: 55 New
    +1
    Eternal glory to the heroes who gave us life! And the eternal memory of the fallen!
    As for the dates and events - so soon and on May 9, the authorities will stop celebrating, they say, is not tolerant and not politically correct towards the Germans. The trend however ...
  3. Rider
    Rider 11 September 2013 14: 43 New
    +1
    In the Soviet (and now Russian) army there were three colonel ranks.
    just a colonel.
    hey colonel.
    and - Comrade Colonel.

    Good health to you COMRADE COLONEL!
  4. George
    George 11 September 2013 19: 50 New
    +1
    I join the wishes of the very best.
  5. alone
    alone 11 September 2013 22: 02 New
    +1
    to those who died Eternal Memory, those who are alive Good Health !! We are all proud of YOU !!
  6. nnz226
    nnz226 15 September 2013 00: 14 New
    0
    the irretrievable losses of the Soviet army in the "education" of the Japanese amounted to 17000-18000 people. What does it mean "tens of thousands of Soviet soldiers who gave their lives" ... ??? Even for two dozen falls short ... ETERNAL GLORY TO HEROES Fallen FOR THE FREEDOM AND INDEPENDENCE OF OUR MOTHERLAND! But in the estimates, the author needs to be more careful .... The cries about "filling up with corpses" are already tired ...

Из двужильной солдатской породы

Из двужильной солдатской породыО таких людях, как полковник в отставке Тимофей Иванович Ужегов, говорят с особым уважением. Семьдесят лет своей жизни он отдал армии, военной журналистике и педагогической деятельности в военных вузах.

О его войне почему-то вспоминают всего лишь один раз в году – 2 сентября, – в день Победы над милитаристской Японией. И в этом какая-то особая несправедливость. Теперь почему-то редко услышишь по радио и телевидению или прочитаешь в газетах, что Великая Отечественная война закончилась не 9 мая 1945 года, а 2 сентября. Десятки тысяч советских воинов сложили головы на Дальнем Востоке. 9 августа в 00 часов 10 минут начались боевые действия против войск милитаристской Японии, а уже буквально через десять дней, 19 августа, над зданием штаба миллионной Квантунской армии был спущен японский флаг и поднят советский. И не ядерные бомбардировки американскими ВВС мирных японских городов Хиросимы и Нагасаки, а мужество советских воинов сыграло решающую роль в завершении Второй мировой войны. Среди них был и 20-летний комсорг батальона сержант Тимофей Ужегов. В ряды Красной Армии он был призван в 1943 году из рабочего поселка Ульба-строй, который находился в Восточном Казахстане. Воспитывался Тимофей в многодетной семье. Отец был учителем, мать – домохозяйкой. До службы в армии он успел отучиться два года в горно-металлургическом техникуме. Тимофей мог так и не побывать на войне, как некоторые его однокашники. Дело в том, что им была положена бронь. После окончания техникума всех их направили на работы в шахты, поэтому на фронт никто из них так и не попал. Не попал на него сразу и Тимофей Ужегов. Довелось ему служить в Забайкальском военном округе командиром стрелкового отделения. Его война была ещё впереди…

Из двужильной солдатской породыПрактически в тот же день, как началась война с Японией, Тимофей Иванович Ужегов был назначен на должность комсорга батальона. Ему довелось участвовать в августе – сентябре 1945 года в освобождении Маньчжурии. За проявленное мужество ему было присвоено воинское звание младшего лейтенанта. Он также был награждён тремя медалями, в том числе и медалью «За боевые заслуги». А позже ветерану вручили ордена Отечественной войны I степени и Почёта, другие государственные награды.


Стрелковый полк, в котором служил молодой комсорг, выдвигался к границе в пешем порядке от станции Оловянная Читинской области. Стояла 30-градусная жара. С удивлением и некоторой завистью смотрели стрелки-забайкальцы на танкистов, самоходчиков, на артиллеристов, которые везли свои орудия на машинной тяге. Столько боевой техники они ещё не видели. А это были переброшенные из Европы соединения и части 2-го Прибалтийского фронта. Видя такую грозную боевую мощь, бойцы старались не думать о трудностях нескончаемых пеших маршей. Конечно же, проводил беседы с воинами и комсорг батальона. Ужегов первым из комсомольских вожаков рассказал бойцам, как соблюдать водно-питьевой режим на марше, как правильно организовывать привалы, чтобы предотвратить чрезвычайные происшествия. А они на войне случаются сплошь и рядом. Уснул во время привала ночью солдат в кустарнике у дороги, а тут пошла колонна танков или автомашин… И полетела куда-нибудь в Рязань или Курск серая официальная бумага с казённой фразой: «Пал в бою смертью храбрых…» К счастью, в батальоне не произошло ни одного подобного случая. И в этом была заслуга комсорга Ужегова.

У границы полк остановили на несколько дней. Командиры организовали занятия по боевой подготовке. Активно помогал им в этом и комсорг Ужегов, ведь он совсем ещё недавно сам командовал отделением, так что опыта ему было не занимать. Одной из главных задач было побороть у бойцов боязнь танков. Необходимо было произвести обкатку ими личного состава. Так как приходилось действовать на сильнопересечённой местности, командиры придумали особенный способ тренировки: на сопку вкатывали огромные пустые металлические бочки, доверху наполняли их камнями, плотно закрывали и сталкивали вниз, на окопы и траншеи. Бочки с грохотом и воем стремительно неслись на бойцов. Даже опытным фронтовикам становилось не по себе. А необстрелянным бойцам – и того больше. При этом надо было вовремя спрятаться в окоп, уклонившись от бочек и камней, а потом метнуть вслед гранату. После нескольких тренировок страх у воинов как рукой сняло. Даже стали соревноваться между собой – кто попадёт гранатой в самую бочку, хотя сделать это было далеко не просто.

А потом перешли границу. Начались боевые действия. Противник поначалу оказывал яростное сопротивление. В одну из ночей по приказу командира батальона майора Полковникова группа воинов отправилась в разведку.

- Разрешите и мне пойти вместе с ними, - попросил командира комсорг Ужегов.

- Никаких разведок, - неожиданно вмешался присутствовавший при разговоре замполит капитан Слободчиков, - пусть проводит беседу с личным составом о наших героях. Вон сколько бойцов отличилось в эти дни.

Однако Ужегов настоял на своем.

- Личный пример не заменит никакую беседу, - отважился комсорг не согласиться со старшим по званию.

- Пусть идёт, - разрешил комбат. - Молодец. Боевой у нас комсорг.

Вместе с разведчиками Ужегов всю ночь выполнял задание. Воины сумели вскрыть расположение огневых средств и позиций противника. Наутро, когда батальон пошёл в атаку, эти данные, добытые разведчиками и комсоргом, позволили сломить сопротивление врага без больших потерь.

Война с Японией была скоротечной. Но от этого она не стала менее ожесточённой. Квантунская армия была разбита, но много солдат противника укрылось в лесах, совершая нападения на советских офицеров и небольшие группы наших бойцов. Вот тут и пришлось, по словам Тимофея Ивановича, «выкорчёвывать» японцев из укрытий. При этом наши несли немалые потери. И вновь младший лейтенант Ужегов не только учит бойцов умело действовать в сложившейся обстановке, но и сам, рискуя жизнью, участвует в «зачистках» лесов и населённых пунктов. Комсорг становится свидетелем случая, произошедшего близ города Цицикар. На ехавших утром на повозке нескольких офицеров и сержанта напали японцы. Выскочив из леса, они хотели расправиться с нашими без единого выстрела – изрубить их своими самурайскими мечами. Но не успели они добежать до повозки, как сержант сдернул с плеча автомат и несколькими очередями буквально скосил нападавших. Он спас не только свою жизнь, но и своих командиров. Об этом случае комсорг рассказал солдатам батальона, а сержант был представлен к награде.

Много повидал на войне младший лейтенант. Запомнилось надменное, пренебрежительное отношение пленных японских офицеров. Они наотрез отказывались получать медицинскую помощь от советских военных врачей, считая их представителями «низшей» расы. Просили своих врачей-японцев. Не у каждого солдата выдерживали нервы. Порой так и хотелось двинуть хотя бы разок прикладом автомата кого-нибудь из этих представителей «высшей» расы. Бойцы и командиры не могли забыть о наглых и зачастую безнаказанных провокациях, которые японцы устраивали на наших границах все те годы, пока шла ожесточённая борьба на фронтах Великой Отечественной. Здесь же, в Маньчжурии, они насмотрелись на то, что делали завоеватели с мирным населением. Тем более уже стало известно о зверствах засекреченного «Отряда-731», в котором проводились ужасные опыты над людьми.

Китайцы – местные жители встречали советских воинов восторженно. Они выходили к дорогам, угощали освободителей фруктами, высоко поднимали руки для приветствия и кричали: «Шанго, капитана!» Наши солдаты и офицеры поражались ужасающей бедности местного населения. В убогих лачугах многодетные семьи китайцев спали прямо на земле на циновках, никакой мебели не было вообще. Местные жители рассказывали, что японцы заставляли китайцев строить рокадные дороги у границ СССР, которые потом засекречивали, а тех, кто строил, всех уничтожали. Захватчики отбирали у населения рис, чумизу и гаолян, создавая для своих войск огромные склады, а порабощённый народ обрекая на вымирание от голода и инфекций.

Полк, в котором служил младший лейтенант Ужегов, вёл боевые действия не только против японцев, но и против хунхузов. Их китайцы называли попросту вооружёнными бандитами. Нападали хунхузы и на японцев, и на воинов Народно-освободительной армии Китая, и на гоминьдановцев, и на наших бойцов и командиров. В городе Цицикар, где останавливался полк, появилось целое кладбище. На всю жизнь запомнились Тимофею Ивановичу ряды могил с красными звездочками погибших друзей и товарищей.

В 1946 году в армии началась демобилизация. Молодой офицер оказался перед выбором – продолжить службу или уволиться в запас. Вооружённым силам, конечно же, нужны были фронтовики, получившие офицерские звания благодаря своему мужеству и боевым заслугам. Но теперь одним из главных критериев при назначении на должности командиров и политработников стал их уровень образования. И младший лейтенант Тимофей Ужегов решил пойти учиться. В 1946 году он окончил 6-месячные курсы политсостава. Офицеру сразу же было присвоено воинское звание лейтенанта. Кто-то другой, возможно, на этом бы и остановился. Тихо-мирно дослужился бы до капитана или майора. Если очень повезло бы, может быть, и до подполковника. Но не таким был Тимофей Иванович. Шестимесячные курсы стали только маленькой ступенькой на пути к дальнейшему образованию офицера. Будучи назначенным в декабре 1948 года ответственным секретарем редакции многотиражной газеты 14-й механизированной дивизии, Тимофей Иванович заочно учится в учительском институте в Чите. В 1950 году офицер оканчивает его и сразу же поступает на редакторский факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Тогда среди слушателей было много фронтовиков.

После академии перед Ужеговым не сразу открываются новые перспективы в службе. Долгие восемь лет он является корреспондентом-организатором газеты «Советская Армия» Группы советских войск в Германии.

С годами пришли опыт и профессиональное мастерство. Поэтому не случайно майору Ужегову в 1962 году была предложена должность преподавателя кафедры журналистики Львовского военно-политического училища Советской Армии и Военно-Морского Флота. С этого момента начался новый этап в биографии офицера. Он стал наставником будущих военных журналистов. В то время, впрочем, как и в последующем, их выпускал единственный факультет единственного военного вуза, поступить в который можно было только после срочной службы в рядах Вооружённых Сил при наличии рекомендации из какого-либо печатного органа. Поэтому отбор кандидатов в училище происходил самым тщательным образом. А что уж тогда говорить о преподавателях! Учить будущих военных журналистов должны были лучшие из лучших. Именно таким и был Тимофей Иванович. С первых дней службы на кафедре журналистики Ужегова полюбили и курсанты, и преподаватели. Есть у него такие прекрасные черты характера, как скромность и исключительная порядочность.

Со временем эти качества обозначились ещё чётче и рельефнее. Только в сентябре прошлого года Тимофей Иванович ушёл на отдых с должности доцента кафедры журналистики Военного университета Министерства обороны. Все, кто работал с ним, а также те, кого он учил, не припомнят ни одного случая, чтобы Тимофей Иванович позволил себе сорваться, накричать на кого-то, отмахнуться от чьих-то проблем. Он мог совершенно бескорыстно месяцами проводить занятия за своих сослуживцев, если возникала в этом необходимость. А она возникала. И довольно часто.

Тимофея Ивановича перевели в Москву на должность старшего преподавателя кафедры журналистики в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина летом 1975 года. В академии открывалось редакторское отделение, и среди тех, кто его формировал, был полковник Ужегов.

Ушёл из училища Тимофей Иванович, и стало меняться наше отношение к кафедре. Только теперь мы поняли, как много зависело от её начальника.

Встретился я с Тимофеем Ивановичем только через девять лет, когда уже в звании майора, пройдя Афганистан, стал слушателем редакторского отделения Военно-политической академии имени В.И. Ленина.

Прекрасна и удивительна судьба Тимофея Ивановича. 70 лет она была связана с нашими Вооружёнными силами, 64 года из них отданы работе в военной печати, а 50 лет – преподавательской деятельности. За эти более чем пять десятилетий Тимофей Иванович подготовил около двух с половиной тысяч военных журналистов не только для вооруженных сил нашей страны и СНГ, но и для армий многих других государств.

Удачно сложилась и личная жизнь ветерана. Уже долгие годы живут в мире и согласии супруги Тимофей Иванович и Валентина Иннокентьевна Ужеговы. Кстати, Валентина Иннокентьевна также в своё время работала преподавателем на кафедре русского языка и литературы в Львовском высшем военно-политическом училище.

Старший сын Ужеговых Валерий работает ведущим инженером на одном из предприятий Москвы. Младший, Александр, – уже полковник запаса. Так же, как и отец, он удостоен почётного звания заслуженного работника культуры Российской Федерации. Александр Тимофеевич редактировал пограничный журнал. И сейчас он трудится в одном из солидных изданий.

Закончить рассказ о Тимофее Ивановиче хотелось бы строками из стихотворения С. Острового «Живая память»:

Нас всё меньше и меньше,
А ведь было нас много.
А ведь было нас столько,
Аж ломилась дорога…
Нас всё меньше и меньше,
Надвигаются годы.
Мы из той, из двужильной,
Из солдатской породы.


Более точно и ёмко, чем поэт, наверное, и не скажешь. Рядовым солдатом начал службу в армии Тимофей Иванович Ужегов в 1943 году. И хоть закончил её заслуженным полковником, он, как настоящий офицер, до сих пор в строю, потому что всегда был и остаётся из той, из двужильной, из солдатской породы.
Автор: Александр Колотило
Первоисточник: http://redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Егоза 11 сентября 2013 09:19
    Долгих лет жизни и здоровья ветерану!
    И как хорошо, что успел он переехать из Львова в Россию. В наше время, видя тот беспредел, он бы не выдержал!
  2. стер 11 сентября 2013 09:55
    Вечная слава героям, подарившим нам жизнь! И вечная память павшим!
    Что до дат и событий - так скоро и 9 мая власти перестанут отмечать, мол не толерантно и по отношению к немцам не поликорректно. Тенденция однако...
  3. Rider 11 сентября 2013 14:43
    В Советской (а ныне Российской) армии было три полковничьих звания.
    просто Полковник.
    "эй" полковник.
    и - Товарищ Полковник.

    крепкого здоровья вам ТОВАРИЩ ПОЛКОВНИК !
  4. ЖОРЖ 11 сентября 2013 19:50
    Присоединяюсь к пожеланиям самого наилучшего .
  5. одинокий 11 сентября 2013 22:02
    тем кто погиб Вечная Память,те кто живы Крепкого Здоровья!! Мы все гордимся ВАМИ!!
  6. nnz226 15 сентября 2013 00:14
    невозвратные потери Советской армии в "воспитании" японцев составили 17000-18000 человек. При чём тут "десятки тысяч советских солдат, отдавших жизни"...??? Даже на два десятка не дотягивает... ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ! Но в оценках -автору надо быть аккуратнее.... Вопли про "заваливание трупами" уже надоели...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня