Японская авиационная пушка Ho-301

15
В 1944 году на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны появился новый тяжелый бомбардировщик. Характеристики самолета Boeing B-29 Superfortress позволяли ему эффективно наносить удары по наземным объектам противника. Характерной чертой B-29 также было мощное оборонительное вооружение. 12 пулеметов калибра 12,7 миллиметров делали попытку сбить бомбардировщик весьма сложной задачей. В связи с этим японские конструкторы предприняли попытку создать новое оружие для истребителей, способное эффективно бороться с новым американским бомбардировщиком.

Японская авиационная пушка Ho-301


Проект Ho-301 подразумевал создание автоматической пушки калибра 40 миллиметров, пригодной для использования на имеющихся истребителях. Для обеспечения всех требований, в первую очередь весовых, пришлось применить оригинальное и нестандартное для авиации того времени техническое решение. В соответствии с планами японских конструкторов, пушка Ho-301 должна была использовать новый снаряд оригинальной конструкции.

Внешне 40-мм снаряд был похож на цилиндр и имел коническую носовую часть. В ней размещался контактный взрыватель. Общая длина снаряда равнялась 129 мм, а вес – 585 г. Сразу за взрывателем в снаряде поместили крупный объем для взрывчатого вещества. В полость можно было поместить 65 граммов тротила или другого подходящего взрывчатого вещества. Взрыватель и объем с зарядом занимали примерно две трети от общей длины снаряда. За ними находилась камора метательного заряда. Метательный заряд массой 10 г в небольшом шелковом мешочке помещался внутрь этой полости и прикрывался тонкой алюминиевой пластинкой. Поверх последней в корпус снаряда ввинчивалось донце с 12 отверстиями, игравшими роль сопел. Между соплами, в центре донца, располагался капсюль.




Оригинальная конструкция 40-миллиметрового снаряда позволила ощутимо упростить конструкцию самой пушки. Примененные идеи дали возможность отказаться от нескольких механизмов и деталей, связанных с досыланием снаряда в ствол пушки и экстрацией стреляных гильз. При стрельбе ударник пушки бил по капсюлю, воспламенявшему метательный заряд. После того, как давление в каморе доходило до определенного значения, алюминиевая пластинка прорывалась, и пороховые газы вырывались наружу через сопла в донце. Метательный заряд был рассчитан таким образом, что успевал полностью сгореть до того, как снаряд покинет ствол орудия. Ввиду отсутствия отдельной гильзы с метательным зарядом, которую требуется извлекать и выбрасывать после выстрела, пушку Ho-301 можно отнести к классу безгильзового оружия.

Сама пушка имела сравнительно простую конструкцию. Снаряды подавались на линию досылания из коробчатого магазина на десять снарядов, находившегося над ствольной коробкой. Примечательно, что такая конструкция магазина позволяла располагать его с обеих сторон от пушки без дополнительных доработок каких-либо механизмов. Автоматика работала по принципу свободного затвора с опережающим воспламенением капсюля. Этим японская пушка Ho-301 напоминает некоторые разработки швейцарской компании Oerlikon. Пушка общей длиной 148 сантиметров (длина ствола – 78 см) весила 89 кг. Такие параметры позволяли устанавливать на истребителях сразу два подобных орудия.

Использование отработанного принципа работы автоматики с новым снарядом дало интересные, хотя и неоднозначные результаты. В первую очередь необходимо отметить достаточно высокий темп стрельбы – до 475 выстрелов в минуту. Автоматические пушки того времени, имевшие схожий калибр, ввиду применения «традиционных» боеприпасов с гильзой имели заметно меньшую скорострельность. К примеру, шведское 40-мм орудие Bofors L60 имело темп стрельбы около 120 выстрелов в минуту.



Высокая скорострельность новой японской пушки Ho-301 позволяла надеяться на большие ее перспективы, но использование оригинального безгильзового боеприпаса привело к сомнительным огневым характеристикам. Десятиграммовый метательный заряд разгонял снаряд массой 585 г до скорости всего 245 метров в секунду. Нетрудно догадаться, какой была баллистика такого боеприпаса. Характеристики пушки Ho-301 позволяли эффективно бороться лишь с тяжелыми бомбардировщиками, которые не могли активно маневрировать, уходя от атаки. При этом эффективная дальность стрельбы не превышала 150-180 метров.

Несмотря на явно низкие характеристики, пушка Ho-301 изготовлялась серийно. Горизонтальное размещение коробчатого магазина над ствольной коробкой позволило устанавливать новые орудия в крыльях истребителей. Пушки Ho-301 ограниченно использовались на истребителях Nakajima Ki-44 и Kawasaki Ki-45, по две на самолет. Результаты применения новых безгильзовых орудий на практике оказались неоднозначными. Для удачной атаки пилоту-истребителю приходилось подходить к цели на очень малое расстояние. На дистанциях не более 150-200 метров японский самолет подвергался большому риску быть сбитым или, как минимум, получить серьезные повреждения. Атаковать с больших дистанций не позволяли неудачные характеристики пушек и малый боезапас – всего 20 снарядов.

Тем не менее, удачно построенный заход на вражеский самолет и меткая стрельба приводили к ошеломляющим результатам. 65-граммовый заряд взрывчатого вещества и дробящийся на осколки корпус весом около 500 граммов буквально разрывали конструкцию вражеского самолета на части. Одного точного попадания было достаточно для выведения из строя двигателя или разрушения важных элементов конструкции. Но, как видно из характеристик пушки, столь удачные атаки были редкими. Чаще японским летчикам-истребителям приходилось отходить и начинать новую атаку, стараясь не попасть под ответный огонь.



Небольшое количество выпущенных пушек Ho-301 и специфические характеристики не позволили им оказать заметное влияние на воздушную войну над Тихим океаном. Более того, японские пилоты, оценив реальные возможности автоматической пушки с безгильзовым снарядом, со временем отказались от нее. Орудия Ho-301 постепенно демонтировались с истребителей, а на их место устанавливались крупнокалиберные пулеметы. При гораздо меньшем могуществе пуль такое оружие имело большую скорострельность и значительный боезапас, на практике компенсировавшие недостаточное поражающее действие.

Некоторое количество автоматических пушек Ho-301 почти до самого конца войны использовалось японскими летчиками в Бирме. Самолеты, вооруженные 40-миллиметровыми пушками, применялись в качестве штурмовиков. Особенности атаки наземных целей позволяли вести огонь из пушек Ho-301 с заметно большей эффективностью в сравнении с воздушным боем, а могущество снарядов хорошо влияло на результаты ударов с воздуха.

Тем не менее, никакие пушки с оригинальными боеприпасами и другие интересные технические или тактические решения не смогли повлиять на ход войны. Превосходство американских, а затем и советских вооруженных сил сделали свое дело. В начале сентября 1945 года Япония капитулировала и все разработки собственного вооружения, в том числе и авиационных пушек, на время прекратились.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://pwencycl.kgbudge.com/
http://ww2aircraft.net/
http://raigap.livejournal.com/
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 сентября 2013 08:46
    Японцы, как всегда, не идут проторенным путем. Ну-ну.
    1. +5
      11 сентября 2013 14:45
      Цитата: fzr1000
      Японцы, как всегда, не идут проторенным путем. Ну-ну.

      К сожалению для нас, не им первым пришла эта идея, ещё в 30-х, Яков Григорьевич Таубин разработал 40мм АГ-ТБ, который также, помимо прочего, планировали использовать в авиации (Не понимаю почему Ho-301 называется "пушкой", хотя её "снаряд" чистой воды граната). В общем, Таубина расстреляли и проект заглох.
      http://www.opoccuu.com/ag-tb.htm
  2. +2
    11 сентября 2013 09:03
    Замысел интересный.А что стоило увеличить метательный заряд?
    1. +5
      11 сентября 2013 09:52
      кроме возросшей силы отдачи, наверно столько проблем бы всплыло. как пример замечательная авиационная пушка, наша, советской разработки, гш-6-30, ароде так называется, так там при длине очереди свыше 10 выстрелов ломало крепления, нарушало работу прицельных приспособлений и тд. хотя мощь залпа была и есть запредельноЙ.
      http://www.airwar.ru/weapon/guns/gsh630.html
      1. +8
        11 сентября 2013 12:40
        Ну отдача ГШ 6-30 была конечно большой но отнюдь не запредельной. У ВЯ 23 (которая ставилась на Ил2) была аналогичная отдача. Отдача это всегда обратная производная массы и скорости снаряда.
        Видимо японцам просто не удалось создать вменяемо работающей автоматики для мощного патрона - в итоге получилась недопушка и перегранатомёт. А с учётом того факта что имело это чудо обойменное заряжание то вообще его смысл как авиационного оружия становился сомнительным. Да и снарядик из за необходимости вписать в него ещё и метательный заряд не впечатляет. У той же советской НС 45 был использован снаряд 45мм противотанковой пушки весом больше килограмма... Ну и главное, смысл ставить крупнокалиберное оружие на истребитель прежде всего в том, что бы нанести удар из за пределов дальности стрельбы оборонительных установок бомбера. Но этой задачи "японское чудо" так же не решало...
        1. +6
          14 сентября 2013 12:43
          Но гильза была короче, тем не менее НС-45 большого применения не нашла.
      2. +1
        13 сентября 2013 11:32
        Да, читал когда-то про установку этих пушек на МиГ-27. Интересная статья на интересном сайте. Отдача была, конечно, весьма чувствительной для планера.
    2. allekkss
      +5
      11 сентября 2013 09:52
      Увеличинный заряд не успел бы сгореть до выхода снаряда из ствола пушки, и снаряд бы превратился в ракету. Учитывая его конструкцию и используемые материалы, обеспечить равномерное истечение газов из всех сопел снаряда невозможно, поэтому траектория полета подобной "ракеты" после выхода из ствола орудия была бы непредсказуемой.
      1. +4
        11 сентября 2013 12:23
        Цитата: allekkss
        Увеличинный заряд не успел бы сгореть до выхода снаряда из ствола пушки

        Всё успевало, или взять другой порох.
        Просто мощь должна соответствовать массе самолёта. Иначе болтание-виляние и даже разрушение.

        Расчёт был, видимо, на нападение строго сверху, тяжёлому бомбардировщику трудно уйти вправо-влево.
        1. allekkss
          +3
          11 сентября 2013 13:11
          Японские перхватчики до конца войны не могли получить серийные моторы с нормально работающими турбокомпрессорами(посмотрите на потолок и максимальную скорость, которую могли развивать японские самолеты несмотря на казалось бы мощные моторы), поэтому их возможности по перехвату высотных целей(таких как B-29) были весьма ограниченными. Если бы японские перефватчики могли атаковать самолеты противника с превышением по высоте, тогда им бы хватило и 30-мм авиапушек с высокой скорострельностью. Но в реальности, японцы были вынуждены "прагать" за американскими бомбовозами, и тут уже нужен был как можно более крупный боеприпас, чтобы выводить самолет из строя с одного попадания, так как второй раз можно было и не успеть за сверхкрепостью. А подобрать сорт пороха который бы имел более высокую скорость горения чем существующий, да еще и серийно выпускать его для того, чтобы начинить боеприпасы, да еще в 44 году японцам было, мягко говоря непроасто. Кроме того, если посмотреть даже не на авиапушки, а хотя бы на пулеметы, можно видеть, что процесс горения происходит и за пределами канала ствола, а ведь тут приходится разгонять всего-то пулю калибра 7,62 до скорости 800 м/с, а никак не 40-мм снаряд. Т.е. проблема неполного сгорания порохового заряда в канале ствола не решена до сих пор.
    3. +6
      14 сентября 2013 12:42
      Тогда японские истребители разваливались бы в воздухе при стрельбе
  3. +8
    11 сентября 2013 09:30
    Больше похоже на автоматический гранатомет, а снаряд на выстрел ВОГ-25 (или ВОГ-25 похож на этот снаряд...)
    1. +3
      11 сентября 2013 13:43
      Цитата: Rebus
      Больше похоже на автоматический гранатомет, а снаряд на выстрел ВОГ-25

      Ну скорей тогда 7П39 для АГС-40:

      Хотя действительно, это автоматический гранатомёт, а не пушка.
    2. +1
      11 сентября 2013 16:06
      Совершенно верно. Я тоже так подумал.
  4. Комментарий был удален.
  5. Комментарий был удален.
  6. +2
    12 сентября 2013 10:29
    Все равно статья интересная.