Military Review

Japanese aircraft gun Ho-301

15
In 1944, a new heavy bomber appeared on the Pacific theater of the Second World War. The characteristics of the Boeing B-29 Superfortress allowed it to effectively strike at enemy ground targets. A characteristic feature of the B-29 was also powerful defensive weapons. 12 machine guns of caliber 12,7 millimeters made an attempt to bring down a bomber very challenging. In this regard, the Japanese designers have attempted to create a new weapon for fighters, able to effectively deal with the new American bomber.


Japanese aircraft gun Ho-301


The Ho-301 project implied the creation of an automatic gun of 40 millimeters caliber, suitable for use on existing fighters. To ensure all the requirements, especially weight, it was necessary to apply the original and non-standard for aviation technical solution at that time. In accordance with the plans of Japanese designers, the gun Ho-301 was to use a new shell of the original design.

Externally, the 40-mm projectile looked like a cylinder and had a tapered nose. It housed a pin fuse. The total length of the projectile was equal to 129 mm, and the weight - 585 g. Immediately after the fuse in the projectile placed a large amount of explosives. 65 grams of TNT or other suitable explosive could be placed in the cavity. The fuse and volume with charge occupied about two thirds of the total length of the projectile. Behind them was the chamber of the propellant charge. A propellant mass of 10 g in a small silk bag was placed inside this cavity and covered with a thin aluminum plate. On top of the latter, the bottom with 12 holes, which played the role of nozzles, was screwed into the shell of the shell. Between the nozzles in the center of the Donets, located primer.




The original design 40-millimeter projectile allowed significantly simplify the design of the gun itself. Applied ideas made it possible to abandon several mechanisms and details related to the sending of a projectile into the barrel of the gun and the extraction of spent cartridges. When firing, the drummer of the cannon hit the primer that ignited the propellant charge. After the pressure in the chamber reached a certain value, the aluminum plate burst, and the powder gases burst out through the nozzles in the bottom. The propellant charge was calculated in such a way that it managed to completely burn before the projectile left the gun. Due to the absence of a separate cartridge with a propelling charge that needs to be removed and thrown away after the shot, the Ho-301 cannon can be classified as a bagless weapon.

The gun itself had a relatively simple design. The shells were fed to the line of dropping from the box magazine for ten shells, which was above the receiver. It is noteworthy that this design of the store allowed it to be positioned on both sides of the gun without additional modifications of any mechanisms. Automation worked on the principle of a free shutter with advanced ignition caps. This Japanese gun Ho-301 recalls some of the development of the Swiss company Oerlikon. The gun with a total length of 148 centimeters (barrel length - 78 cm) weighed 89 kg. Such parameters made it possible to install two similar weapons on fighters at once.

Using the proven principle of operation of the automatics with the new projectile yielded interesting, although ambiguous results. First of all, it is necessary to note a fairly high rate of fire - up to 475 shots per minute. Automatic guns of that time, which had a similar caliber, due to the use of "traditional" ammunition with a sleeve had a noticeably lower rate of fire. For example, the Swedish 40-mm cannon Bofors L60 had a rate of fire about 120 rounds per minute.



The high rate of fire of the new Japanese gun Ho-301 allowed to hope for its great prospects, but the use of the original bezgolzovogo ammunition led to dubious firing characteristics. A ten-gram throwing charge dispersed a projectile with a mass of 585 g to a speed of just 245 meters per second. It is not difficult to guess what the ballistics of such ammunition was. The characteristics of the Ho-301 cannon allowed to fight effectively only with heavy bombers who could not actively maneuver while moving away from the attack. At the same time, the effective firing range did not exceed 150-180 meters.

Despite the obviously low performance, the Ho-301 gun was mass-produced. The horizontal placement of the box magazine above the receiver made it possible to install new weapons in the wings of fighters. Ho-301 guns were limitedly used on the Nakajima Ki-44 and Kawasaki Ki-45 fighters, two per plane. The results of the use of new caseless tools in practice proved to be mixed. For a successful attack, the fighter pilot had to approach the target for a very small distance. At distances of no more than 150-200 meters, a Japanese aircraft was at great risk of being shot down or at least seriously damaged. Unsuccessful characteristics of guns and small ammunition - all 20 shells did not allow attacking from long distances.

Nevertheless, a well-constructed approach to an enemy aircraft and accurate shooting led to stunning results. The 65-gram explosive charge and a crushing weighing about 500 grams literally ripped apart the design of an enemy plane into pieces. One precise hit was enough to disable the engine or destroy important structural elements. But, as can be seen from the characteristics of the gun, such successful attacks were rare. More often, Japanese fighter pilots had to retreat and launch a new attack, trying not to fall back.



A small number of Ho-301 cannons and specific characteristics prevented them from having a noticeable impact on the air war over the Pacific Ocean. Moreover, the Japanese pilots, assessing the real possibilities of an automatic cannon with a bezgilzovym projectile, eventually abandoned it. Ho-301 guns were gradually dismantled from the fighters, and in their place large-caliber machine guns were installed. With a much smaller power of bullets, such a weapon had a greater rate of fire and a significant ammunition, which in practice compensated for the insufficient destructive effect.

A number of Ho-301 automatic cannons were used by Japanese pilots in Burma almost to the very end of the war. Aircraft armed with 40-millimeter cannons were used as attack aircraft. The ground attack features made it possible to fire Ho-301 cannons with markedly greater efficiency compared to air combat, and the power of projectiles had a good effect on the results of air strikes.

However, no guns with original ammunition and other interesting technical or tactical decisions could affect the course of the war. The superiority of the American and then the Soviet armed forces did their job. In early September, 1945, Japan capitulated and all the development of its own weapons, including aircraft guns, temporarily stopped.


On the materials of the sites:
http://airwar.ru/
http://pwencycl.kgbudge.com/
http://ww2aircraft.net/
http://raigap.livejournal.com/
Author:
15 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. fzr1000
    fzr1000 11 September 2013 08: 46 New
    +3
    The Japanese, as always, do not go the beaten path. Oh well.
    1. luiswoo
      luiswoo 11 September 2013 14: 45 New
      +5
      Quote: fzr1000
      The Japanese, as always, do not go the beaten path. Oh well.

      Unfortunately for us, this idea was not the first to come to them, back in the 30's, Yakov Grigorievich Taubin developed the 40mm AG-TB, which, among other things, was planned to be used in aviation (I do not understand why the Ho-301 is called a "cannon", although its "shell" is a pure grenade) In general, Taubin was shot and the project stalled.
      http://www.opoccuu.com/ag-tb.htm
  2. AlexVas44
    AlexVas44 11 September 2013 09: 03 New
    +2
    The idea is interesting. And what was it worth to increase the propellant charge?
    1. Rus86
      Rus86 11 September 2013 09: 52 New
      +5
      besides the increased power of bestowal, probably so many problems would have surfaced. as an example, a wonderful aircraft gun, ours, of Soviet design, gsh-6-30, the arode is called so, so there, with a queue length of more than 10 shots, it broke the mounts, disrupted the operation of sights, etc. although the power of the volley was and is beyond.
      http://www.airwar.ru/weapon/guns/gsh630.html
      1. Taoist
        Taoist 11 September 2013 12: 40 New
        +8
        Well, the impact of GSN 6-30 was certainly great but by no means beyond. VYA 23 (which was put on Il2) had a similar return. Recoil is always the inverse of the mass and velocity of the projectile.
        Apparently, the Japanese simply did not manage to create a sanely working automation for a powerful cartridge - as a result, they ended up with an undershot and a reloading launcher. And taking into account the fact that this miracle had ammunition loading, then in general its meaning as an aircraft weapon became doubtful. Yes, and the projectile, due to the need to enter into it, and the propellant charge is not impressive. The same Soviet NS 45 used a 45mm anti-tank gun shell weighing more than a kilogram ... Well, and most importantly, it makes sense to put large-caliber weapons on a fighter, first of all, in order to strike from outside the firing range of the bomber's defensive installations. But the "Japanese miracle" did not solve this problem either ...
        1. zyablik.olga
          zyablik.olga 14 September 2013 12: 43 New
          +6
          But the sleeve was shorter, nevertheless, the NS-45 did not find much use.
      2. Black Colonel
        Black Colonel 13 September 2013 11: 32 New
        +1
        Yes, I once read about the installation of these guns on the MiG-27. An interesting article on an interesting site. The recoil was, of course, very sensitive to the glider.
    2. allekkss
      allekkss 11 September 2013 09: 52 New
      +5
      The increased charge would not have had time to burn out before the projectile exited the gun barrel, and the projectile would have turned into a rocket. Considering its design and materials used, it is impossible to ensure a uniform outflow of gases from all nozzles of the projectile, so the flight path of such a "rocket" after exiting the gun barrel would be unpredictable.
      1. Genry
        Genry 11 September 2013 12: 23 New
        +4
        Quote: allekkss
        The increased charge would not have time to burn before the shell exited the gun barrel

        Everything was in time, or to take another gunpowder.
        Just power should match the mass of the aircraft. Otherwise, hanging-wagging and even destruction.

        The calculation was, apparently, for an attack strictly from above, it is difficult for a heavy bomber to go left and right.
        1. allekkss
          allekkss 11 September 2013 13: 11 New
          +3
          Until the end of the war, Japanese interceptors could not get serial engines with normally working turbochargers (look at the ceiling and the maximum speed that Japanese aircraft could develop despite seemingly powerful engines), so their ability to intercept high-altitude targets (such as the B-29) was very limited. If the Japanese interceptors could attack enemy aircraft with an excess in height, then 30-mm cannons with a high rate of fire would be enough for them. But in reality, the Japanese were forced to "push" behind the American bombers, and then they needed the largest possible ammunition to disable the plane from one hit, since the second time it was not possible to catch the super fortress. And to pick up a variety of gunpowder that would have a higher burning rate than the existing one, and even mass-produce it in order to fill ammunition, and even in 44, it was not easy for the Japanese, to put it mildly. In addition, if you look not even at the air cannons, but at least at the machine guns, you can see that the combustion process also takes place outside the barrel bore, and here you have to disperse just a 7,62 caliber bullet to a speed of 800 m / s, and not a 40mm projectile. Those. the problem of incomplete combustion of the powder charge in the bore has not yet been resolved.
    3. zyablik.olga
      zyablik.olga 14 September 2013 12: 42 New
      +6
      Then the Japanese fighters would fall apart in the air when firing
  3. Rebus
    Rebus 11 September 2013 09: 30 New
    +8
    It’s more like an automatic grenade launcher, and the shell of a VOG-25 shot (or VOG-25 is similar to this shell ...)
    1. luiswoo
      luiswoo 11 September 2013 13: 43 New
      +3
      Quote: Rebus
      It’s more like an automatic grenade launcher, and a VOG-25 projectile

      Well, rather then 7P39 for AGS-40:

      Although really, this is an automatic grenade launcher, not a gun.
    2. combat192
      combat192 11 September 2013 16: 06 New
      +1
      That's right. I thought so too.
  4. The comment was deleted.
  5. The comment was deleted.
  6. mirag2
    mirag2 12 September 2013 10: 29 New
    +2
    Anyway, the article is interesting.

Японская авиационная пушка Ho-301

В 1944 году на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны появился новый тяжелый бомбардировщик. Характеристики самолета Boeing B-29 Superfortress позволяли ему эффективно наносить удары по наземным объектам противника. Характерной чертой B-29 также было мощное оборонительное вооружение. 12 пулеметов калибра 12,7 миллиметров делали попытку сбить бомбардировщик весьма сложной задачей. В связи с этим японские конструкторы предприняли попытку создать новое оружие для истребителей, способное эффективно бороться с новым американским бомбардировщиком.

Японская авиационная пушка Ho-301


Проект Ho-301 подразумевал создание автоматической пушки калибра 40 миллиметров, пригодной для использования на имеющихся истребителях. Для обеспечения всех требований, в первую очередь весовых, пришлось применить оригинальное и нестандартное для авиации того времени техническое решение. В соответствии с планами японских конструкторов, пушка Ho-301 должна была использовать новый снаряд оригинальной конструкции.


Внешне 40-мм снаряд был похож на цилиндр и имел коническую носовую часть. В ней размещался контактный взрыватель. Общая длина снаряда равнялась 129 мм, а вес – 585 г. Сразу за взрывателем в снаряде поместили крупный объем для взрывчатого вещества. В полость можно было поместить 65 граммов тротила или другого подходящего взрывчатого вещества. Взрыватель и объем с зарядом занимали примерно две трети от общей длины снаряда. За ними находилась камора метательного заряда. Метательный заряд массой 10 г в небольшом шелковом мешочке помещался внутрь этой полости и прикрывался тонкой алюминиевой пластинкой. Поверх последней в корпус снаряда ввинчивалось донце с 12 отверстиями, игравшими роль сопел. Между соплами, в центре донца, располагался капсюль.

Японская авиационная пушка Ho-301
Японская авиационная пушка Ho-301


Оригинальная конструкция 40-миллиметрового снаряда позволила ощутимо упростить конструкцию самой пушки. Примененные идеи дали возможность отказаться от нескольких механизмов и деталей, связанных с досыланием снаряда в ствол пушки и экстрацией стреляных гильз. При стрельбе ударник пушки бил по капсюлю, воспламенявшему метательный заряд. После того, как давление в каморе доходило до определенного значения, алюминиевая пластинка прорывалась, и пороховые газы вырывались наружу через сопла в донце. Метательный заряд был рассчитан таким образом, что успевал полностью сгореть до того, как снаряд покинет ствол орудия. Ввиду отсутствия отдельной гильзы с метательным зарядом, которую требуется извлекать и выбрасывать после выстрела, пушку Ho-301 можно отнести к классу безгильзового оружия.

Сама пушка имела сравнительно простую конструкцию. Снаряды подавались на линию досылания из коробчатого магазина на десять снарядов, находившегося над ствольной коробкой. Примечательно, что такая конструкция магазина позволяла располагать его с обеих сторон от пушки без дополнительных доработок каких-либо механизмов. Автоматика работала по принципу свободного затвора с опережающим воспламенением капсюля. Этим японская пушка Ho-301 напоминает некоторые разработки швейцарской компании Oerlikon. Пушка общей длиной 148 сантиметров (длина ствола – 78 см) весила 89 кг. Такие параметры позволяли устанавливать на истребителях сразу два подобных орудия.

Использование отработанного принципа работы автоматики с новым снарядом дало интересные, хотя и неоднозначные результаты. В первую очередь необходимо отметить достаточно высокий темп стрельбы – до 475 выстрелов в минуту. Автоматические пушки того времени, имевшие схожий калибр, ввиду применения «традиционных» боеприпасов с гильзой имели заметно меньшую скорострельность. К примеру, шведское 40-мм орудие Bofors L60 имело темп стрельбы около 120 выстрелов в минуту.

Японская авиационная пушка Ho-301


Высокая скорострельность новой японской пушки Ho-301 позволяла надеяться на большие ее перспективы, но использование оригинального безгильзового боеприпаса привело к сомнительным огневым характеристикам. Десятиграммовый метательный заряд разгонял снаряд массой 585 г до скорости всего 245 метров в секунду. Нетрудно догадаться, какой была баллистика такого боеприпаса. Характеристики пушки Ho-301 позволяли эффективно бороться лишь с тяжелыми бомбардировщиками, которые не могли активно маневрировать, уходя от атаки. При этом эффективная дальность стрельбы не превышала 150-180 метров.

Несмотря на явно низкие характеристики, пушка Ho-301 изготовлялась серийно. Горизонтальное размещение коробчатого магазина над ствольной коробкой позволило устанавливать новые орудия в крыльях истребителей. Пушки Ho-301 ограниченно использовались на истребителях Nakajima Ki-44 и Kawasaki Ki-45, по две на самолет. Результаты применения новых безгильзовых орудий на практике оказались неоднозначными. Для удачной атаки пилоту-истребителю приходилось подходить к цели на очень малое расстояние. На дистанциях не более 150-200 метров японский самолет подвергался большому риску быть сбитым или, как минимум, получить серьезные повреждения. Атаковать с больших дистанций не позволяли неудачные характеристики пушек и малый боезапас – всего 20 снарядов.

Тем не менее, удачно построенный заход на вражеский самолет и меткая стрельба приводили к ошеломляющим результатам. 65-граммовый заряд взрывчатого вещества и дробящийся на осколки корпус весом около 500 граммов буквально разрывали конструкцию вражеского самолета на части. Одного точного попадания было достаточно для выведения из строя двигателя или разрушения важных элементов конструкции. Но, как видно из характеристик пушки, столь удачные атаки были редкими. Чаще японским летчикам-истребителям приходилось отходить и начинать новую атаку, стараясь не попасть под ответный огонь.

Японская авиационная пушка Ho-301


Небольшое количество выпущенных пушек Ho-301 и специфические характеристики не позволили им оказать заметное влияние на воздушную войну над Тихим океаном. Более того, японские пилоты, оценив реальные возможности автоматической пушки с безгильзовым снарядом, со временем отказались от нее. Орудия Ho-301 постепенно демонтировались с истребителей, а на их место устанавливались крупнокалиберные пулеметы. При гораздо меньшем могуществе пуль такое оружие имело большую скорострельность и значительный боезапас, на практике компенсировавшие недостаточное поражающее действие.

Некоторое количество автоматических пушек Ho-301 почти до самого конца войны использовалось японскими летчиками в Бирме. Самолеты, вооруженные 40-миллиметровыми пушками, применялись в качестве штурмовиков. Особенности атаки наземных целей позволяли вести огонь из пушек Ho-301 с заметно большей эффективностью в сравнении с воздушным боем, а могущество снарядов хорошо влияло на результаты ударов с воздуха.

Тем не менее, никакие пушки с оригинальными боеприпасами и другие интересные технические или тактические решения не смогли повлиять на ход войны. Превосходство американских, а затем и советских вооруженных сил сделали свое дело. В начале сентября 1945 года Япония капитулировала и все разработки собственного вооружения, в том числе и авиационных пушек, на время прекратились.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://pwencycl.kgbudge.com/
http://ww2aircraft.net/
http://raigap.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. fzr1000 11 сентября 2013 08:46
    Японцы, как всегда, не идут проторенным путем. Ну-ну.
    1. luiswoo 11 сентября 2013 14:45
      Цитата: fzr1000
      Японцы, как всегда, не идут проторенным путем. Ну-ну.

      К сожалению для нас, не им первым пришла эта идея, ещё в 30-х, Яков Григорьевич Таубин разработал 40мм АГ-ТБ, который также, помимо прочего, планировали использовать в авиации (Не понимаю почему Ho-301 называется "пушкой", хотя её "снаряд" чистой воды граната). В общем, Таубина расстреляли и проект заглох.
      http://www.opoccuu.com/ag-tb.htm
  2. AlexVas44 11 сентября 2013 09:03
    Замысел интересный.А что стоило увеличить метательный заряд?
    1. Rus86 11 сентября 2013 09:52
      кроме возросшей силы отдачи, наверно столько проблем бы всплыло. как пример замечательная авиационная пушка, наша, советской разработки, гш-6-30, ароде так называется, так там при длине очереди свыше 10 выстрелов ломало крепления, нарушало работу прицельных приспособлений и тд. хотя мощь залпа была и есть запредельноЙ.
      http://www.airwar.ru/weapon/guns/gsh630.html
      1. Даос 11 сентября 2013 12:40
        Ну отдача ГШ 6-30 была конечно большой но отнюдь не запредельной. У ВЯ 23 (которая ставилась на Ил2) была аналогичная отдача. Отдача это всегда обратная производная массы и скорости снаряда.
        Видимо японцам просто не удалось создать вменяемо работающей автоматики для мощного патрона - в итоге получилась недопушка и перегранатомёт. А с учётом того факта что имело это чудо обойменное заряжание то вообще его смысл как авиационного оружия становился сомнительным. Да и снарядик из за необходимости вписать в него ещё и метательный заряд не впечатляет. У той же советской НС 45 был использован снаряд 45мм противотанковой пушки весом больше килограмма... Ну и главное, смысл ставить крупнокалиберное оружие на истребитель прежде всего в том, что бы нанести удар из за пределов дальности стрельбы оборонительных установок бомбера. Но этой задачи "японское чудо" так же не решало...
        1. zyablik.olga 14 сентября 2013 12:43
          Но гильза была короче, тем не менее НС-45 большого применения не нашла.
      2. Чёрный Полковник 13 сентября 2013 11:32
        Да, читал когда-то про установку этих пушек на МиГ-27. Интересная статья на интересном сайте. Отдача была, конечно, весьма чувствительной для планера.
    2. allekkss 11 сентября 2013 09:52
      Увеличинный заряд не успел бы сгореть до выхода снаряда из ствола пушки, и снаряд бы превратился в ракету. Учитывая его конструкцию и используемые материалы, обеспечить равномерное истечение газов из всех сопел снаряда невозможно, поэтому траектория полета подобной "ракеты" после выхода из ствола орудия была бы непредсказуемой.
      allekkss
      1. Genry 11 сентября 2013 12:23
        Цитата: allekkss
        Увеличинный заряд не успел бы сгореть до выхода снаряда из ствола пушки

        Всё успевало, или взять другой порох.
        Просто мощь должна соответствовать массе самолёта. Иначе болтание-виляние и даже разрушение.

        Расчёт был, видимо, на нападение строго сверху, тяжёлому бомбардировщику трудно уйти вправо-влево.
        1. allekkss 11 сентября 2013 13:11
          Японские перхватчики до конца войны не могли получить серийные моторы с нормально работающими турбокомпрессорами(посмотрите на потолок и максимальную скорость, которую могли развивать японские самолеты несмотря на казалось бы мощные моторы), поэтому их возможности по перехвату высотных целей(таких как B-29) были весьма ограниченными. Если бы японские перефватчики могли атаковать самолеты противника с превышением по высоте, тогда им бы хватило и 30-мм авиапушек с высокой скорострельностью. Но в реальности, японцы были вынуждены "прагать" за американскими бомбовозами, и тут уже нужен был как можно более крупный боеприпас, чтобы выводить самолет из строя с одного попадания, так как второй раз можно было и не успеть за сверхкрепостью. А подобрать сорт пороха который бы имел более высокую скорость горения чем существующий, да еще и серийно выпускать его для того, чтобы начинить боеприпасы, да еще в 44 году японцам было, мягко говоря непроасто. Кроме того, если посмотреть даже не на авиапушки, а хотя бы на пулеметы, можно видеть, что процесс горения происходит и за пределами канала ствола, а ведь тут приходится разгонять всего-то пулю калибра 7,62 до скорости 800 м/с, а никак не 40-мм снаряд. Т.е. проблема неполного сгорания порохового заряда в канале ствола не решена до сих пор.
          allekkss
    3. zyablik.olga 14 сентября 2013 12:42
      Тогда японские истребители разваливались бы в воздухе при стрельбе
  3. Rebus 11 сентября 2013 09:30
    Больше похоже на автоматический гранатомет, а снаряд на выстрел ВОГ-25 (или ВОГ-25 похож на этот снаряд...)
    1. luiswoo 11 сентября 2013 13:43
      Цитата: Rebus
      Больше похоже на автоматический гранатомет, а снаряд на выстрел ВОГ-25

      Ну скорей тогда 7П39 для АГС-40:

      Хотя действительно, это автоматический гранатомёт, а не пушка.
    2. combat192 11 сентября 2013 16:06
      Совершенно верно. Я тоже так подумал.
  4. Комментарий был удален.
  5. Комментарий был удален.
  6. mirag2 12 сентября 2013 10:29
    Все равно статья интересная.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня