Японская авиационная пушка Ho-301

Проект Ho-301 подразумевал создание автоматической пушки калибра 40 миллиметров, пригодной для использования на имеющихся истребителях. Для обеспечения всех требований, в первую очередь весовых, пришлось применить оригинальное и нестандартное для авиации того времени техническое решение. В соответствии с планами японских конструкторов, пушка Ho-301 должна была использовать новый снаряд оригинальной конструкции.
Внешне 40-мм снаряд был похож на цилиндр и имел коническую носовую часть. В ней размещался контактный взрыватель. Общая длина снаряда равнялась 129 мм, а вес – 585 г. Сразу за взрывателем в снаряде поместили крупный объем для взрывчатого вещества. В полость можно было поместить 65 граммов тротила или другого подходящего взрывчатого вещества. Взрыватель и объем с зарядом занимали примерно две трети от общей длины снаряда. За ними находилась камора метательного заряда. Метательный заряд массой 10 г в небольшом шелковом мешочке помещался внутрь этой полости и прикрывался тонкой алюминиевой пластинкой. Поверх последней в корпус снаряда ввинчивалось донце с 12 отверстиями, игравшими роль сопел. Между соплами, в центре донца, располагался капсюль.


Оригинальная конструкция 40-миллиметрового снаряда позволила ощутимо упростить конструкцию самой пушки. Примененные идеи дали возможность отказаться от нескольких механизмов и деталей, связанных с досыланием снаряда в ствол пушки и экстрацией стреляных гильз. При стрельбе ударник пушки бил по капсюлю, воспламенявшему метательный заряд. После того, как давление в каморе доходило до определенного значения, алюминиевая пластинка прорывалась, и пороховые газы вырывались наружу через сопла в донце. Метательный заряд был рассчитан таким образом, что успевал полностью сгореть до того, как снаряд покинет ствол орудия. Ввиду отсутствия отдельной гильзы с метательным зарядом, которую требуется извлекать и выбрасывать после выстрела, пушку Ho-301 можно отнести к классу безгильзового оружия.
Сама пушка имела сравнительно простую конструкцию. Снаряды подавались на линию досылания из коробчатого магазина на десять снарядов, находившегося над ствольной коробкой. Примечательно, что такая конструкция магазина позволяла располагать его с обеих сторон от пушки без дополнительных доработок каких-либо механизмов. Автоматика работала по принципу свободного затвора с опережающим воспламенением капсюля. Этим японская пушка Ho-301 напоминает некоторые разработки швейцарской компании Oerlikon. Пушка общей длиной 148 сантиметров (длина ствола – 78 см) весила 89 кг. Такие параметры позволяли устанавливать на истребителях сразу два подобных орудия.
Использование отработанного принципа работы автоматики с новым снарядом дало интересные, хотя и неоднозначные результаты. В первую очередь необходимо отметить достаточно высокий темп стрельбы – до 475 выстрелов в минуту. Автоматические пушки того времени, имевшие схожий калибр, ввиду применения «традиционных» боеприпасов с гильзой имели заметно меньшую скорострельность. К примеру, шведское 40-мм орудие Bofors L60 имело темп стрельбы около 120 выстрелов в минуту.

Высокая скорострельность новой японской пушки Ho-301 позволяла надеяться на большие ее перспективы, но использование оригинального безгильзового боеприпаса привело к сомнительным огневым характеристикам. Десятиграммовый метательный заряд разгонял снаряд массой 585 г до скорости всего 245 метров в секунду. Нетрудно догадаться, какой была баллистика такого боеприпаса. Характеристики пушки Ho-301 позволяли эффективно бороться лишь с тяжелыми бомбардировщиками, которые не могли активно маневрировать, уходя от атаки. При этом эффективная дальность стрельбы не превышала 150-180 метров.
Несмотря на явно низкие характеристики, пушка Ho-301 изготовлялась серийно. Горизонтальное размещение коробчатого магазина над ствольной коробкой позволило устанавливать новые орудия в крыльях истребителей. Пушки Ho-301 ограниченно использовались на истребителях Nakajima Ki-44 и Kawasaki Ki-45, по две на самолет. Результаты применения новых безгильзовых орудий на практике оказались неоднозначными. Для удачной атаки пилоту-истребителю приходилось подходить к цели на очень малое расстояние. На дистанциях не более 150-200 метров японский самолет подвергался большому риску быть сбитым или, как минимум, получить серьезные повреждения. Атаковать с больших дистанций не позволяли неудачные характеристики пушек и малый боезапас – всего 20 снарядов.
Тем не менее, удачно построенный заход на вражеский самолет и меткая стрельба приводили к ошеломляющим результатам. 65-граммовый заряд взрывчатого вещества и дробящийся на осколки корпус весом около 500 граммов буквально разрывали конструкцию вражеского самолета на части. Одного точного попадания было достаточно для выведения из строя двигателя или разрушения важных элементов конструкции. Но, как видно из характеристик пушки, столь удачные атаки были редкими. Чаще японским летчикам-истребителям приходилось отходить и начинать новую атаку, стараясь не попасть под ответный огонь.

Небольшое количество выпущенных пушек Ho-301 и специфические характеристики не позволили им оказать заметное влияние на воздушную войну над Тихим океаном. Более того, японские пилоты, оценив реальные возможности автоматической пушки с безгильзовым снарядом, со временем отказались от нее. Орудия Ho-301 постепенно демонтировались с истребителей, а на их место устанавливались крупнокалиберные пулеметы. При гораздо меньшем могуществе пуль такое оружие имело большую скорострельность и значительный боезапас, на практике компенсировавшие недостаточное поражающее действие.
Некоторое количество автоматических пушек Ho-301 почти до самого конца войны использовалось японскими летчиками в Бирме. Самолеты, вооруженные 40-миллиметровыми пушками, применялись в качестве штурмовиков. Особенности атаки наземных целей позволяли вести огонь из пушек Ho-301 с заметно большей эффективностью в сравнении с воздушным боем, а могущество снарядов хорошо влияло на результаты ударов с воздуха.
Тем не менее, никакие пушки с оригинальными боеприпасами и другие интересные технические или тактические решения не смогли повлиять на ход войны. Превосходство американских, а затем и советских вооруженных сил сделали свое дело. В начале сентября 1945 года Япония капитулировала и все разработки собственного вооружения, в том числе и авиационных пушек, на время прекратились.
По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://pwencycl.kgbudge.com/
http://ww2aircraft.net/
http://raigap.livejournal.com/
Информация