Military Review

Automatic bezgilzovy gun Gerasimenko VAG-73

29
For all history small weapons A huge variety of systems have been developed. The sleeveless weapon is quite interesting, but if you ask interested people about it, many will take as an example only the German machine G11. Probably, someone will remember that the Germans were developing a light machine gun and a PDW submachine gun for the same cartridge. A person studying the history of weapons in depth will cite as an example the competitors of this system - Mauser and Diehl, who participated in the same competition. For this weapon was used ammunition, which is a bullet pressed into a parallelepiped made of explosives. For the American MBA Gyrojet pistol, also related to the caseless weapon, so-called reactive bullets were used.


Automatic bezgilzovy gun Gerasimenko VAG-73


In addition, another version of ammunition was used - it consists of a head part (metal) and a hollow thin-walled rear part, made in the shape of a cylinder. The rear part serves as a sleeve inside which a propellant powder charge and a burning capsule (charge of a flammable substance) are placed. The cartridges of this type are used in the Benelli CB-M2 submachine gun (Italy) and in the experimental submachine gun design of the Zhetesov RPG-005 (Kazakhstan).

It can be summed up: when it comes to caseless weapons, experts recall many countries, not the USSR or Russia. But this is unfair - in the Soviet Union developed such systems.

At the end of the 1980-s, the Kiev State Security Committee handed over a pistol to the Weaponry funds of the St. Petersburg Artillery Museum without any accompanying documents. This weapon was developed by Vladimir Alekseevich Gerasimenko (1910-1987) and had a highly unusual design.

The emblem of Arsenal, a plant that was engaged in optical aviation systems for space and aviation.



At this plant, Vladimir Alekseevich worked with 1942, the design engineer. Gerasimenko, on his own initiative, developed and designed combat and sporting pistols, while his work was carried out under the supervision of the KGB. Over the years, he developed about 20 experienced weapons and obtained 7 certificates for inventions. Interestingly, Gerasimenko did not have any weapons education.

At the beginning of the 1970-s Gerasimenko designed and manufactured automatic guns VAG-72 and VAG-73 under the 7,62-mm cartridge-less cartridge.

In addition to the VAG pistols, the 9-mm pistol for the 9x18 PM ammunition and the Gerasimenko 7,62-mm pistol for the TT ammunition were transferred to the funds of the museum after the death of the designer. True, these guns have quite an ordinary design.

Constructive features of Gerasimenko's sleeveless pistols:

The gun itself has quite impressive dimensions and mass - with dimensions of 235x135x28 mm its weight is 1,2 kg.

The trigger mechanism allows you to make a shot of self-cocked or with a preliminary cocking of the trigger. In the gun there is no external safety device, but there is a two-way translator of firing modes. Both single shots and bursts can be fired.



The receiver unit with the frame of the pistol is connected with a vertical pin fixed by a transverse axis.

The AVH-73 has a rather interesting power system. The “tandem” magazine holds 48 cartridges (in the VAG-72 store - the 24 cartridge). In fact, these are two stores, placed one behind the other in a single package with separate supply springs. Shops of this type are also used in the Russian OZ-53 submachine gun.

Sending the cartridge to the chamber took place according to the following scheme: with the magazine attached and fully equipped, when retracted to the rearmost position of the bolt, the gate larva goes behind the ammunition in the front compartment of the shop, and the larva feeder behind the ammunition in the rear. During the movement of the bolt to the front position, the front cartridge is fed by the larva into the chamber, and the cartridge from the rear compartment of the magazine takes its place.

The receiver unit is connected to the frame of the pistol with a vertical pin fixed by the transverse axis


Thus, during the shooting, cartridges from the back of the magazine were first spent. Each cartridge was first fed to the place of the upper cartridge of the front of the store, and only then, during the next reloading cycle, into the chamber.

Ammunition from the rear compartment of the store was attacked by the gate larvae feeder.

The larvae feeder after 24 shots (using up all the ammunition in the back of the magazine) without meeting a cartridge in its path, worked to idle. At the same time, the front part of the larva during each cycle fed into the chamber of the cartridge from the front of the store.

In order to provide effective aiming in automatic mode, the VAG-73 design is supplemented with a pneumatic moderator (it is absent in the VAG-72). The retarder slowed the bolt when it rolled forward, which made it possible for the pistol to return to the aiming line when firing bursts.

The design of the pneumatic moderator is quite simple. There is a valve opening in front of the cylinder.

During the movement of the shutter starts to back its lower part interacts with the moderator lever, which moves the aluminum piston forward. At the same time, the air in the cylinder leaves through the valve located in the front part - a vacuum is formed. During the roll-up of the bolt, he encounters the other lever arm of the moderator on his way and, overcoming the resistance of the cylinder held by the vacuum in the cylinder, continues to move. As a result, the shutter moves a moment later to its most forward position. This is quite enough for the pistol to return to the line of sight before the next disruption of the trigger during automatic shooting.


The cartridge from the “rear” magazine is harvested by the feeder of the shutter larvae (indicated by the arrow)


The mechanism of the translator of fire modes works as follows. Depending on the position in which the translator of fire modes is located, the trigger pusher either moves up and down freely or is rigidly fixed. Two shoulders lever, connects the pusher and sear.

When the trigger is cocked while pulling the trigger, it presses the front of the two shoulders lever on the left side of the shutter larva. Pressing occurs through the movable pusher. At the same time, the rear part of the lever lowers, presses the sear, the trigger breaks off from the platoon - a shot takes place.

If the translator is set to single-fire mode, after the shot, the trigger pusher with the lever's front lever moves downward when the shutter returns.

Pneumatic moderator is quite simple in design. Well visible valve hole in the front of the cylinder


When the trigger is pressed in the automatic mode, the pusher, pressing the lever, is fixed in the upper position. During the forward movement of the bolt, the lever stumbles upon a pusher and its front part rises — a sear is lowered, a shot occurs.

Part of the firing mechanism with a mainspring, a sear and a trigger is easily removed from the frame. When fired with an unvoiced trigger, the thrust located inside the frame of the pistol is activated, which connects the trigger and the trigger.



The USM part with the trigger, the sear and the mainspring is easily removed from the frame of the gun. In the production of a shot with an unlocked trigger, the thrust connecting the trigger to the trigger, inside the frame of the pistol, is activated.


Ammunition to the pistol Gerasimenko VAG-73

For bezgilzovyh systems used several types of ammunition. This may be a bullet pressed into a parallelepiped of an explosive (German automatic G11) or the so-called reactive cartridges (American MBA Gyrojet pistol).

The bullet to the guns Vah belong to the third type. Also, these munitions are called a cartridge with a "flying away" sleeve. The ammunition consists of a metal head and a rear hollow thin-walled part, made in the shape of a cylinder (cup). Inside the back of the cartridge, there is a propellant powder charge and a burning capsule (there is a thread for screwing it in) - a charge of a flammable substance, that is, it serves as a sleeve.



Cartridges having a similar design are also used for the Benelli CB-M2 submachine gun (Italy) and the experimental submachine gun pistol of the design Zhetyosov PPZH-005 (Kazakhstan).

At first glance, cartridges for VAG pistols raise legitimate questions. Made of steel, they should “eat” the barrel after several dozen shots, but brass cork, screwed into the bottom of the bullet, prevents this. The function of the leading element performs a speaker belt. A similar master device is available in the artillery projectile and the PPS bullet.

In some sources, VAG ammunition, referring to the features of the classification, even in spite of a small caliber, is counted as a projectile. The use of a thick steel shell in the construction is explained by the need to eliminate its expansion by powder gases, and hence friction against the walls of the barrel during a shot.



Characteristics of the automatic bezgolzovy gun VAG-73:
Designer - Gerasimenko V.A .;
Caliber - 7,62 mm (bezgilzov steel cartridge);
Weight - 1,2 kg;
Height - mm 135;
Length - 235 mm;
Width - 28 mm;
Firing mode - single, automatic;
Food - "tandem" store capacity 48 cartridges.

Based on materials:
http://crazys.info
http://www.popmech.ru
http://www.dogswar.ru
http://warsonline.info
http://www.barrels-n-bullets.ru
Author:
29 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. papik09
    papik09 11 September 2013 08: 11 New
    18
    Thanks to the author for this article. Very interesting design as a pistol and ammunition. We were able, nevertheless, to do the necessary things at Arsenal. It is a pity that I did not go into the series. For special forces would be just right. It is a pity that you can put only one plus .... hi
    1. Civil
      Civil 11 September 2013 13: 12 New
      +8
      48 rounds is power :-) space technology
    2. sub307
      sub307 24 September 2013 17: 42 New
      +1
      Well, straight, so sorry. And what, without this design in special forces there is nothing to use? Yes, a curious thing, but no more. Not given and the characteristics of weapons, except for bulky. In the future, we can still learn about all sorts of different developments, as we remove the secrecy stamp, of which we do not even suspect yet. It is not at all necessary that every curious model should have been in the series.
  2. bunta
    bunta 11 September 2013 08: 30 New
    +8
    Bullet weight? Speed, energy, accuracy?
  3. ramsi
    ramsi 11 September 2013 09: 03 New
    +1
    I don’t understand in principle - why in small arms there is a case-less ammunition: to save non-ferrous metals? increase rate of fire? simplification of automation? Although the VAG cartridge is interesting ... And soot from a burning capsule - not too much? And maybe it’s better, after all, to press in, and not the thread ...
    1. Ezhaak
      Ezhaak 11 September 2013 10: 27 New
      +4
      Quote: ramsi
      And maybe it’s better, after all, to press in, and not the thread ...

      Perhaps in this case there is reason to believe that simple pressing can not do. The capsule can simply fly out of the seat and the weapon will jam. And to break the thread, it is necessary to stretch it more than once and it will not work. Everything is done right.
      1. ramsi
        ramsi 11 September 2013 10: 57 New
        0
        Quote: Hedgehog

        Perhaps in this case there is reason to believe that simple pressing can not do. The capsule can simply fly out of the seat and the weapon will jam. And to break the thread, it is necessary to stretch it more than once and it will not work. Everything is done right.

        Well, bullets of ordinary cartridges do not jam? .. I suppose this is some kind of plastic, a little larger in diameter, stuck in a bullet and expanded; in addition, this connection does not work at all when recharging
        1. Ezhaak
          Ezhaak 11 September 2013 11: 08 New
          +1
          Pay attention to the date of creation of weapons and ammunition. Then there was no talk of plastics. And a rise in price in production.
          1. ramsi
            ramsi 11 September 2013 11: 40 New
            +1
            Quote: Hedgehog
            Pay attention to the date of creation of weapons and ammunition. Then there was no talk of plastics. And a rise in price in production.

            well, I’ll be petty and harmful - something rubbery, in the end, it’s even easier to paste
            1. Ezhaak
              Ezhaak 11 September 2013 12: 04 New
              +4
              Quote: ramsi
              ok, i'll be petty and harmful

              Well then, let me remind you of the storage periods of ammunition and the shelf life of rubber products. This is not real! We can get crumbling gum already when outfitting stores. Plus extra friction. laughing fellow
              1. ramsi
                ramsi 11 September 2013 12: 40 New
                +1
                Quote: Hedgehog

                Well then, let me remind you of the storage periods of ammunition and the shelf life of rubber products. This is not real! We can get crumbling gum already when outfitting stores. Plus extra friction.

                I don’t know what to answer ... Here below, Comrade Genry sensibly explains ... I have, in my clunker, for 20 years no complaints about gum
                1. Ezhaak
                  Ezhaak 11 September 2013 12: 59 New
                  +1
                  Quote: ramsi
                  I don’t know what to answer ... Here below, Comrade Genry sensibly explains.

                  Yeah, it turned out that it’s better for me to do harm! laughing drinks
                  And with rubber bands, how can you get there. Once I saw BMV immediately after the war, and on the road. In 1989 he still had his own oil seals. There you go.
    2. Old skeptic
      Old skeptic 11 September 2013 10: 39 New
      +4
      What for?
      1. Pay attention to the ammunition of this product.
      2. The entire mass of the projectile flies to the target (together with the sleeve). Those. the ammunition can be made smaller and generally lighter, with comparable characteristics to conventional. This means that a fighter can take with him a much larger ammunition. (Well, saving on sleeves, of course).
    3. Genry
      Genry 11 September 2013 12: 04 New
      +6
      Quote: ramsi
      And maybe it’s better, after all, to press in, and not the thread ...

      This is an experimental sample.
      At the first stage, it was important to just start the automation without damage. It was necessary to start with minimal energies. Therefore, the cartridge is made collapsible to use a different amount of gunpowder. After all, there was no prototype.
      1. papik09
        papik09 11 September 2013 12: 37 New
        0
        "This is an experimental sample."
        Yes, he did not even pass any tests (((But, a very interesting product. I repeat, for special forces - just right! drinks
  4. Vladimirets
    Vladimirets 11 September 2013 09: 40 New
    +2
    "At first glance, the cartridges for VAG pistols raise legitimate questions. Made of steel, they must" eat "the barrel after several dozen shots, but the brass plug screwed into the bottom of the bullet prevents this. The protruding belt performs the function of the leading element."

    One lead belt? what In theory, the projectile should still hang out, having one point of contact with the barrel. And why, in order to avoid bloating, not make the sleeve steel, and its continuation not be pressed into a lead bullet with a shell for the diameter of the channel? True, the production of ammunition will be more expensive, but so it is not a mass weapon. In general, such samples are more likely from a series of technical oddities, the scope of such weapons is unclear.
    1. Vladimirets
      Vladimirets 11 September 2013 18: 33 New
      +3
      At least someone will answer for their minus?
  5. avt
    avt 11 September 2013 09: 44 New
    +2
    good Cognitively and excellently illustrated. Plus.
  6. bazilio
    bazilio 11 September 2013 09: 47 New
    +3
    The design is interesting. But in view of the complexity of the design, it seems to me that the sensitivity to contamination is much higher than that of pistols with classic automation systems. Although this gun is experimental, it is unlikely that he was in the field tests.
    It would also be interesting to know the combat characteristics, namely the accuracy of firing in single and automatic mode.

    The store deserves special attention - 24 rounds in the store, not protruding beyond the dimensions of the handle, this is clearly good.
  7. Airman
    Airman 11 September 2013 09: 50 New
    +6
    The article is incomplete, the characteristics of the pistol, firing range, bullet speed and so on are not disclosed. And without them, it is IMPOSSIBLE to judge the qualities of a pistol, but it is difficult to guess.
    1. ramsi
      ramsi 11 September 2013 09: 53 New
      +2
      judging by the caliber and design of the store - the cartridge is still weak
      1. papik09
        papik09 11 September 2013 13: 47 New
        0
        I doubt, however. Strong short-range “chuck-s” - safsem ne nujen wassat
  8. albanech
    albanech 11 September 2013 13: 24 New
    +1
    Good article! Previously, the head worked for designers in the right direction! Thanks to the author!
    1. papik09
      papik09 11 September 2013 13: 45 New
      0
      I agree to all 100% hi drinks
  9. Ilya Mikhalych
    Ilya Mikhalych 11 September 2013 16: 11 New
    +1
    An interesting gun. I have never heard of this before. VAG-72 looks like a weapon of the future. Article +.
    1. Sour
      Sour 11 September 2013 20: 59 New
      0
      Experiments with reactive bullets have been going on for a long time, since the 40s.
      Some examples of sleeveless weapons even went beyond the framework of design developments and reached small-scale production, back in the 70s. In particular, a Benelli submachine gun. But no one took them into service.
      Concerning "ammunition, which is a bullet, pressed into a box made of explosives", the problem of long-term storage of such ammunition has not yet been resolved. Such ammunition is sensitive to storage conditions. And indeed there are a number of problems. If they were not, then traditional ammunition would not have been produced for a long time. In particular, shellless ammunition has not solved the problem of obturation.
      1. alexey garbuz
        alexey garbuz 12 September 2013 00: 17 New
        +1
        In Soviet developments, there was a cartridge made of a burning varnish with a powder filling and a clad bullet. The initiating composition was mounted at the bottom of the sleeve and rested on pressed powder, which served as an anvil.
  10. Des10
    Des10 12 September 2013 11: 59 New
    0
    I did not know, pleasantly surprised. And with good photos. Thank.
  11. Sergey Medvedev
    Sergey Medvedev 24 October 2013 17: 17 New
    0
    Thank you for the article. Enlightened.
  12. DAYMAN
    DAYMAN 27 November 2013 06: 40 New
    0
    Very interesting design ....
  13. stanislav070
    stanislav070 22 March 2014 20: 12 New
    0
    A jet bullet has a low initial velocity, and this is the minus of such structures.

Автоматический безгильзовый пистолет Герасименко ВАГ-73

За всю историю стрелкового оружия было разработано огромное количество разнообразных систем. Безгильзовое оружие довольно интересно, но вот если спросить о нем у интересующихся людей, то многие приведут в качестве примера только немецкий автомат G11. Вероятно, кто-то вспомнит о том, что немцы разрабатывали под тот же патрон легкий пулемет и пистолет-пулемет класса PDW. Человек, изучающий историю оружия углубленно, приведет в качестве примера конкурентов данной системы – фирму «Маузер» и фирму «Diehl», принимавших участие в том же конкурсе. Для данного оружия использовался боеприпас, представляющий собой пулю, запрессованную в выполненный из взрывчатого вещества параллелепипед. Для американского пистолета «MBA Gyrojet», также относящегося к безгильзовому оружию, использовались так называемые реактивные пули.

Автоматический безгильзовый пистолет Герасименко ВАГ-73


Кроме этого, использовался еще одни вариант боеприпаса – состоит из головной части (металлической) и полой тонкостенной задней части, выполненной в форме цилиндра. Задняя часть служит гильзой, внутри которой размещается метательный пороховой заряд и сгорающий капсюль (заряд воспламеняющего вещества). Патроны данного типа используются в пистолете-пулемете Benelli CB-M2 (Италия) и в экспериментальном пистолете-пулемете конструкции Жетесова ППЖ-005 (Казахстан).


Можно подвести итог: когда речь ведется о безгильзовом оружии специалисты вспоминают многие страны, а не СССР или Россию. А ведь это несправедливо – в Советском Союзе разрабатывались подобные системы.

В конце 1980-х годов Киевский Комитет госбезопасности передал пистолет в Оружейные фонды петербургского Артиллерийского музея без каких-либо сопроводительных документов. Данное оружие было разработано Владимиром Алексеевичем Герасименко (1910-1987) и имело в высшей степени необычную конструкцию.

На корпусах переданных пистолетов красовалась эмблема «Арсенал» - завода, который занимался оптическими авиационными системами для космоса и авиации.



На этом заводе Владимир Алексеевич работал с 1942 года инженером-конструктором. Герасименко в инициативном порядке разрабатывал и конструировал боевые и спортивные пистолеты, при этом его работа проходила под присмотром КГБ. За годы работы им было разработано около 20 опытных видов оружия и получено 7 свидетельств на изобретения. Интересно, что Герасименко не имел какого-либо оружейного образования.

В начале 1970-х годов Герасименко разработал и изготовил автоматические пистолеты ВАГ-72 и ВАГ-73 под 7,62-миллиметровый безгильзовый патрон.

Кроме пистолетов ВАГ, в фонды музея после смерти конструктора были переданы 9-миллиметровый пистолет под патроны 9x18 ПМ, и 7,62-миллиметровый пистолет Герасименко под патроны ТТ. Правда, данные пистолеты имеют вполне обыкновенную конструкцию.

Конструктивные особенности безгильзовых пистолетов Герасименко:

Сам пистолет имеет довольно внушительные габариты и массу – при размерах 235x135x28 мм его вес составляет 1,2 кг.

Ударно-спусковой механизм дает возможность производить выстрел самовзводом или с предварительным взведением курка. В пистолете отсутствует внешний предохранитель, но имеется двусторонний переводчик режимов ведения огня. Могут производиться как одиночные выстрелы, так и выстрелы очередями.



Ствольный блок с рамкой пистолета соединяется вертикальным фиксируемым поперечной осью штифтом.

ВАГ-73 имеет довольно интересную систему питания. «Тандемный» магазин вмещает 48 патронов (в магазине ВАГ-72 – 24 патрона). По сути, это два магазина, размещенных друг за другом в едином корпусе с отдельными подающими пружинами. Магазины данного типа также применяются в российском пистолете-пулемете ОЦ-53.

Досылание в патронник патрона происходило по следующей схеме: с присоединенным и полностью снаряженным магазином при отведении в крайнее заднее положение затвора личинка затвора заходит за боеприпас, находящийся в переднем отделении магазина, а подаватель личинки – за боеприпас в задней части. Во время движения затвора в переднее положение передний патрон подается личинкой в патронник, а патрон из заднего отделения магазина занимает его место.

Ствольный блок соединяется с рамкой пистолета вертикальным штифтом, фиксируемым поперечной осью


Таким образом, во время стрельбы сначала расходовались патроны из задней части магазина. Каждый патрон сначала подавался на место верхнего патрона передней части магазина, а уже затем, во время следующего цикла перезаряжания, – в патронник.

Боеприпас из заднего отделения магазина страгивался подавателем личинки затвора.

Подаватель личинки после 24 выстрелов (израсходования всех боеприпасов задней части магазина) не встречая патрона на своем пути, срабатывал в холостую. При этом передняя часть личинки во время каждого цикла подавал в патронник патрон из передней части магазина.

Чтобы обеспечить в автоматическом режиме эффективную прицельную стрельбу, конструкция ВАГ-73 дополнена пневматическим замедлителем (в ВАГ-72 он отсутствует). Замедлитель при накате подтормаживал затвор, что давало возможность пистолету при стрельбе очередями вернуться на линию прицеливания.

Конструкция пневматического замедлителя довольно проста. В передней части цилиндра имеется отверстие клапана.

Во время движения затвора начинает назад его нижняя часть взаимодействует с рычагом замедлителя, который двигает алюминиевый поршень вперед. При этом находящийся в цилиндре воздух выходит через расположенный в передней части клапан – образуется разрежение. Во время наката затвора он встречает другое плечо рычага замедлителя на своем пути и, преодолевая сопротивление цилиндра, удерживаемого за счет разряжения в цилиндре, продолжает движение. В результате затвор перемещается на мгновение позже в крайнее переднее положение. Этого вполне достаточно для возвращения пистолета на линию прицеливания перед очередным срывом курка при автоматической стрельбе.


Патрон из «заднего» магазина страгивается подавателем личинки затвора (указана стрелкой)


Механизм переводчика режимов огня работает следующим образом. В зависимости от того, в каком положении находится переводчик режимов огня, толкатель спускового крючка или свободно перемещается вверх-вниз, или жестко фиксируется. Двуплечий рычаг, соединяет толкатель и шептало.

При взведенном курке во время нажатия спускового крючка он нажимает на переднюю часть двуплечего рычага с левой стороны личинки затвора. Нажатие происходит через подвижный толкатель. Задняя часть рычага при этом опускается, нажимает на шептало, с боевого взвода срывается курок – происходит выстрел.

В случае установки переводчика в режим одиночного огня, после выстрела толкатель спускового крючка передним плечом рычага перемещается вниз при возвращении затвора вперед.

Пневматический замедлитель довольно прост по конструкции. Хорошо видно отверстие клапана в передней части цилиндра


При нажатом спуске в автоматическом режиме толкатель, нажимая на рычаг, фиксируется в верхнем положении. Во время движения затвора вперед рычаг натыкается на толкатель а его передняя часть поднимается – опускается шептало, происходит выстрел.

Часть ударно-спускового механизма с боевой пружиной, шепталом и курком легко извлекается из рамки. При выстреле с невзведенным курком задействуется расположенная внутри рамки пистолета тяга, которая соединяет спусковой крючок и курок.



Часть УСМ с курком, шепталом и боевой пружиной легко извлекается из рамки пистолета. При производстве выстрела с невзведённым курком задействуется тяга, соединяющая спусковой крючок с курком, расположенная внутри рамки пистолета


Боеприпас к пистолету Герасименко ВАГ-73

Для безгильзовых систем применяются боеприпасы нескольких типов. Это может быть пуля, запрессованная в параллелепипед из взрывчатого вещества (немецкий автомат G11) или так называемые реактивные патроны (американский пистолет «MBA Gyrojet»).

Пуля к пистолетам ВАГ относятся к третьему типу. Также данные боеприпасы называют патроном с «улетающей» гильзой. Боеприпас состоит из металлической головной части и задней полой тонкостенной части, выполненной в форме цилиндра (стаканчика). Внутри задней части патрона, размещается метательный пороховой заряд и сгорающий капсюль (имеется резьба для его завинчивания) – заряд воспламеняющего вещества, то есть именно она служит в качестве гильзы.



Патроны, имеющие подобную конструкцию, также используются для пистолета-пулемета Benelli CB-M2 (Италия) и экспериментального пистолета-пулемета конструкции Жетёсова ППЖ-005 (Казахстан).

При первом взгляде патроны к пистолетам ВАГ вызывают закономерные вопросы. Выполненные из стали они через несколько десятков выстрелов должны «съесть» ствол, однако ввернутая в дно пули латунная пробка препятствует этому. Функцию ведущего элемента выполняет выступающий поясок. Аналогичное ведущее устройство имеется в артиллерийском снаряде и пуле к ППС.

В отдельных источниках боеприпасы ВАГ, ссылаясь на особенности классификации, даже несмотря на небольшой калибр, причисляют к снарядам. Использование в конструкции стальной толстой оболочки объясняется необходимостью исключить ее раздутие пороховыми газами, а значит трения о стенки ствола во время выстрела.



Характеристики автоматического безгильзового пистолета ВАГ-73:
Конструктор – Герасименко В.А.;
Калибр – 7,62 мм (безгильзовый стальной патрон);
Масса – 1,2 кг;
Высота – 135 мм;
Длина – 235 мм;
Ширина – 28 мм;
Режим ведения огня - одиночный, автоматический;
Питание – «тандемный» магазин емкостью 48 патронов.

Подготовлено по материалам:
http://crazys.info
http://www.popmech.ru
http://www.dogswar.ru
http://warsonline.info
http://www.barrels-n-bullets.ru
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. papik09 11 сентября 2013 08:11
    Спасибо автору за эту статью. Очень интересная конструкция как пистолета, так и боеприпаса. Умели, все-таки на "Арсенале" делать нужные вещи. Жаль, что в серию не пошел. Для спецподразделений был бы в самый раз. Жаль, что можно поставить только один плюс.... hi
    1. Гражданский 11 сентября 2013 13:12
      48 патронов это сила:-) космические технологии
    2. sub307 24 сентября 2013 17:42
      Ну, прям, так уж и жаль. А, что, без этой конструкции в спецподразделениях пользоваться нечем? Да, любопытная вещь, но не более. Не приводится и характеристик оружия, кроме массогабаритных. В перспективе, мы ещё можем узнать о многих всяких разных разработках, по мере снятия грифа секретности, о коих даже и не подозреваем пока. Совсем не обязательно, что каждая любопытная модель должна была оказаться в серии.
  2. bunta 11 сентября 2013 08:30
    Масса пули? Скорость, энергетика, кучность?
  3. ramsi 11 сентября 2013 09:03
    вот не понимаю в принципе - зачем в стрелковом оружии безгильзовый боеприпас: для экономии цветных металлов? повышения скорострельности? упрощения автоматики? Хотя патрон ВАГ интересен... А копоти от сгорающего капсюля - не слишком много? И может, лучше, всё-таки, запрессовывать, а не резьбу...
    ramsi
    1. Ежак 11 сентября 2013 10:27
      Цитата: ramsi
      И может, лучше, всё-таки, запрессовывать, а не резьбу...

      Наверное в этом случае есть основания полагать, что простым прессованием не обойтись. Капсюль может просто вылететь из посадочного места и произойдёт заклинивание оружия. А сорвать резьбу, это надо не раз поднатужиться и не получится.Всё сделано верно.
      1. ramsi 11 сентября 2013 10:57
        Цитата: Ежак

        Наверное в этом случае есть основания полагать, что простым прессованием не обойтись. Капсюль может просто вылететь из посадочного места и произойдёт заклинивание оружия. А сорвать резьбу, это надо не раз поднатужиться и не получится. Всё сделано верно.

        Ну, пули обычных патронов не заклинивают же?.. Полагаю, это какой-нибудь пластик, чуть большего диаметра, засунутый в пулю и расширившийся; кроме того, это соединение вообще не работает при перезарядке
        ramsi
        1. Ежак 11 сентября 2013 11:08
          Обратите внимание на дату создания оружия и боеприпаса. Тогда о пластмассах речи не было. И удорожание в производстве.
          1. ramsi 11 сентября 2013 11:40
            Цитата: Ежак
            Обратите внимание на дату создания оружия и боеприпаса. Тогда о пластмассах речи не было. И удорожание в производстве.

            хорошо, буду мелочным и вредным - что-то резиноподобное, в конце концов, проще даже вклеивать
            ramsi
            1. Ежак 11 сентября 2013 12:04
              Цитата: ramsi
              хорошо, буду мелочным и вредным

              Ну тогда напомню о сроках хранения боеприпасов и сроках годности резиновых изделий. Это не реально! Мы можем получить рассыпающиеся резинки уже при снаряжении магазинов. Плюс дополнительное трение. laughing fellow
              1. ramsi 11 сентября 2013 12:40
                Цитата: Ежак

                Ну тогда напомню о сроках хранения боеприпасов и сроках годности резиновых изделий. Это не реально! Мы можем получить рассыпающиеся резинки уже при снаряжении магазинов. Плюс дополнительное трение.

                не знаю, что ответить... Вот ниже, камрад Genry здраво объясняет... У меня, в моём драндулете, за 20 лет претензий к резинкам нет
                ramsi
                1. Ежак 11 сентября 2013 12:59
                  Цитата: ramsi
                  не знаю, что ответить... Вот ниже, камрад Genry здраво объясняет.

                  Ага, выяснилось, что у меня лучше вредничать получается! laughing drinks
                  А с резинками, тут уж как попадёшь. Однажды видел BMV сразу послевоенных годов, и на хъоду. В 1989 у него ещё родные сальники были. Тут как с попадёшь.
    2. СтарыйСкептик 11 сентября 2013 10:39
      Зачем?
      1.Обратите внимание на боезапас данного изделия.
      2. Вся масса снаряда летит к цели (вмемте с гильзой). Т.е. боеприпас можно сделать меньше и в общем легче, при сопоставимых характеристиках с обычным. Это означает, что боец может взять с собой гораздо больший боезопас. (ну и экономия на гильзах, конечно).
      СтарыйСкептик
    3. Genry 11 сентября 2013 12:04
      Цитата: ramsi
      И может, лучше, всё-таки, запрессовывать, а не резьбу...

      Это экспериментальный образец.
      На первом этапе, важно было просто запустить автоматику без повреждения. Начинать надо было с минимальных энергий. Поэтому патрон и сделан разборным, чтобы использовать разное количество пороха. Прототипа ведь не было.
      1. papik09 11 сентября 2013 12:37
        "Это экспериментальный образец."
        Да, он даже не прошел ни каких испытаний((( Но, весьма интересное изделие. Повторюсь, для спецподразделений - в самый раз! drinks
  4. Владимирец 11 сентября 2013 09:40
    "При первом взгляде патроны к пистолетам ВАГ вызывают закономерные вопросы. Выполненные из стали они через несколько десятков выстрелов должны «съесть» ствол, однако ввернутая в дно пули латунная пробка препятствует этому. Функцию ведущего элемента выполняет выступающий поясок."

    Один ведущий поясок? what По идее снаряд всё равно должен болтаться, имея одну точку соприкосновения с каналом ствола. А почему бы во избежания раздутия гильзу не сделать стальной, а её продолжение не запрессовать в свинцовую пулю с оболочкой под диаметр канала? Правда подороже производство боеприпасов будет, но так это и не массовое оружие. А вообще подобные образцы скорее из серии технических курьезов, область применения такого оружия неясна.
    1. Владимирец 11 сентября 2013 18:33
      Хоть кто-нибудь за свой минус ответит?
  5. avt 11 сентября 2013 09:44
    good Познавательно и проиллюстрировано отменно .Плюс.
    avt
  6. bazilio 11 сентября 2013 09:47
    Конструкция интересная. Но в виду сложности конструкции сдается мне что чувствительность к загрязнениям намного выше чем у пистолетов с классическими системами автоматики. Хотя данный пистолет эксперементальны, врядли он был на полигонных испытаниях.
    Так же было бы интересно узнать боевые характериситики, а именно кучность стрельбы в одиночном и автоматическом режиме.

    Отдельного внимания заслуживает магазин- 24 патрона в магазине, не выступающим за габариты рукоятки это явно хорошо.
  7. ПВОшник 11 сентября 2013 09:50
    Статья неполная, не раскрыты характеристики пистолета,дальность стрельбы, скорость пули и так далее. А без них судить о качествах пистолета НЕВОЗМОЖНО, а догадаться трудно.
    ПВОшник
    1. ramsi 11 сентября 2013 09:53
      судя по калибру и конструкции магазина - патрончик, всё-таки, слабый
      ramsi
      1. papik09 11 сентября 2013 13:47
        Сомневаюсь я, однако. Сильный "патрончик-с" на короткой дистанции - сафсэм нэ нужэн wassat
  8. albanech 11 сентября 2013 13:24
    Хорошая статья! Раньше голова работала у конструкторов в нужном направлении! Спасибо автору!
    albanech
    1. papik09 11 сентября 2013 13:45
      Согласен на все 100% hi drinks
  9. Илья Михалыч 11 сентября 2013 16:11
    Интересный пистолет . Раньше о таком не слышал . ВАГ-72 виглядит как оружие будущего . Статье + .
    1. Кислый 11 сентября 2013 20:59
      Эксперименты с реактивными пулями ведутся давно, ещё с 40-х годов.
      Некоторые образцы безгильзового оружия даже вышли из рамок конструкторских разработок и дошли до мелкосерийного производства, ещё в 70-х годах. В частности, пистолет-пулемёт фирмы "Бенелли". Но на вооружение их никто не взял.
      Что касается "боеприпаса, представляющего собой пулю, запрессованную в выполненный из взрывчатого вещества параллелепипед", то пока не решена проблема длительного хранения таких боеприпасов. Такие боеприпасы чувствительны к условиям хранения. Да и вообще тут ряд проблем. Кабы не они, то традиционные боеприпасы давно бы не выпускались. В частности, у безгильзовых боеприпасов не решена проблема обтюрации.
      1. алексей гарбузь 12 сентября 2013 00:17
        В советских разработках был патрон, изготовленный из сгорающего лака с пороховой начинкой и плакированной пулей. Инициирующий состав монтировался в донышко гильзы и упирался в прессованный порох, который служил наковаленкой.
  10. Des10 12 сентября 2013 11:59
    Не знал, приятно удивлён. И с хорошими фотографиями. Спасибо.
  11. Сергей Медведев 24 октября 2013 17:17
    Спасибо за статью. Просветили.
  12. DAYMAN 27 ноября 2013 06:40
    Очень интересная конструкция....
  13. stanislav070 22 марта 2014 20:12
    Реактивная пуля имеет низкую начальную скорость,в этом и минус таких конструкций.
    stanislav070
Картина дня