Вместо истории – анекдоты о прошлом. Для 39% россиян даже словосочетание "Куликовская битва" ничего не говорит

78

В последние два года в нашей стране стали все чаще говорить об изучении истории. Прошлый год был объявлен Годом Истории. В нынешнем году началась подготовка единого учебника по истории для средней школы. А вскоре в печати и в Интернете развернулась дискуссия в связи с публикацией подготовительных материалов к этому учебнику. В ходе обсуждений не раз говорилось о низком уровне знаний истории в нашей стране. Из личного опыта, в том числе преподавательского, я мог в этом не раз убедиться.

Знают ли у нас историю?

"По сути – это Пиррова победа, – говорю я студентам и тут же спрашиваю их: "Кто такой Пирр?" В ответ – молчание. "Что такое "пятая колонна"? Опять тишина в аудитории. "Когда произошел поджог рейхстага?". На последний вопрос решается ответить староста курса: "Поджог рейхстага произошел, когда наши войска брали Берлин". Ответ дополняет студентка, сообщая, что в подвале горящего рейхстага прятался Гитлер, который в последний момент сумел убежать в Аргентину, "но его секретарь покончил жизнь самоубийством". О событиях 1933 г. студенты-гуманитарии явно не слыхали. Ясно, что моим студентам неведомы некоторые важные приметы прошлого, которые давно стали нарицательными понятиями и используются для характеристики современных событий.

Я решаю, что у студентов плохо с буквой "П", а поэтому пробую задавать вопросы относительно предметов, начинающихся с других букв: "Вы – москвичи, а потому знаете улицу Миклухо-Маклая и Мичуринский проспект. Кем были Мичурин и Миклухо-Маклай?". Я вижу перед собой лишь недоуменные лица. О том, что имена многих русских ученых неизвестны нынешней молодежи, я уже знал по опросу, проведенному среди старшеклассников одного из регионов России. Они смогли назвать два десятка марок автомобилей и около полутора десятков "брендов" жевательной резинки, но вспомнили лишь двух отечественных ученых – Ломоносова и Менделеева.

Плохие знания по истории обнаруживают не только представители молодого поколения. Ещё три года назад в России ВЦИОМ провел опрос, в ходе которого были проверены знания истории населением страны всех возрастных групп. Оказалось, что на 8 вопросов по истории из программы 11-го класса смогли ответить верно лишь 2% опрошенных. Лишь 4% смогли правильно ответить на 7 вопросов. Лишь 8% дали правильные ответы на 6 вопросов. И это несмотря на то, что в стране много людей, глубоко интересующихся историей.

О том, что даже наиболее значительные события в истории нашей страны многие не знают, убедилась моя супруга, когда она в беседе со своей знакомой сказала, что она скоро поедет на Куликово поле. Услыхав это, ее знакомая расхохоталась. Очень уж смешным показалось ей слово "Куликово". Оказалось, что эта уже немолодая женщина, которая принадлежит к зажиточному слою населения и увлекается писанием икон, никогда не слышала о поле, на котором произошла великая битва. Увы, она не одинока. Опрос, проведенный в прошлом году, показал, что для 39% россиян словосочетание "Куликовская битва" ничего не говорит. Среди остальных опрошенных лишь немногие могли точно назвать время этого сражения. При этом некоторые считали, что оно произошло не то в XIX, не то в XX веке.

В этом году накануне 22 июня на улицах Москвы были проведены опросы, в ходе которых многие юноши и девушки сказали, что эта дата для них ничего не говорит.

Совершенно очевидно, что люди, не знающие ничего о Куликовской битве и 22 июня, имеют весьма туманные представления об отечественной истории. Таких людей легко убедить в правоте самых фантастических измышлений о монгольском иге и нападении гитлеровской Германии на нашу страну.

Главный китайский секрет

Герой пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума" Чацкий пожелал "у китайцев... несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев". Однако возмутитель спокойствия московского общества мог бы обратить внимание также на другой полезный опыт китайского народа: дотошное знание китайцами прошлого своей страны.

Сложившееся в традиционном китайском обществе соблюдение старинных обычаев, знание преданий, культ предков способствовали созданию в V веке до н.э. Конфуцием системы обучения, в которой важное место заняло изучение истории. Хроникальные записи давних событий в "Книге истории" ("Шин цзин"), "Книге песен" ("Шу цзин") и других источниках на протяжении тысячелетий изучались в школах.

Впоследствии в Китае стало считаться обязательным прочесть книгу "Троецарствие" (в русском переводе она занимает два тома по 750 страниц в каждом), в которой подробно рассказывается о событиях всекитайской смуты II-III вв. Другим обязательным чтением считался почти столь же объемистый исторический роман "Речные заводи", повествующий о крестьянском восстании XII века. Эти эпические повествования дополнялись множеством рассказов и повестей, стихов и поэм, драматических постановок на исторические темы.

Внимание к опыту прошлого настраивало людей на необходимость сохранять моральные устои, единство страны и ее культурную традицию. Вероятно, такое отношение к прошлому во многом способствовало тому, что, в то время как многие древние цивилизации исчезли, оставив после себя лишь мертвые памятники культуры, китайская сохранилась несмотря на многочисленные вторжения чужеземцев и прочие невзгоды.

Кроме того, детальное знание прошлого помогало китайцам постоянно извлекать из него уроки, делая ценные выводы для настоящего. Можно предположить, что благодаря такому образованию Китай стал родиной многих практических изобретений, появившихся на планете задолго до их открытия в других странах земного шара.

В моем детстве мы, школьники, с увлечением читали книгу "Китайский секрет", в которой рассказывалось об истории фарфора, созданного впервые в Китае. Теперь мне кажется, что книга умолчала о главном "секрете китайцев". Было бы интересно узнать, как развитие образования, построенного на культивировании внимания миллионов китайских школьников к историческому прошлому и традициям, развивало техническую мысль. Вероятно, система обучения способствовала тому, что фарфоровая посуда стала производиться в Китае еще в IV – VI вв. Еще во II веке н.э. в Китае была впервые произведена бумага, в IX веке изобретен порох, книгопечатание было налажено в XI веке, бумажные деньги появились в VIII веке, а в XIII веке был изобретен компас.

Постоянное внимание к событиям прошлого вошло в повседневную жизнь китайского народа.

Хроникальные документы и художественные произведения, посвященные прошлому Китая, включая даже те, в которых описывались казалось бы не очень значительные события, учили людей принимать правильные решения, помогали им преодолевать текущие трудности.

Когда в средневековой китайской драме ее герой Сунь Чунэр вынужден был брести пешком в снежную бурю, он, чтобы подбодрить себя, вспоминал о схожих случаях из далекого прошлого. Он пел о том, как в такую же бурю шел изгнанный из столицы в родную деревню государственный деятель IV века до н. э. Су Цинь. Пару строк Сунь Чунэр посвятил деятелю III века н. э. эксцентричному Вану Хуэйчжи, который поехал к другу в снежную бурю на лодке, а затем уже у порога его дома повернул назад, решив, что не стоит беспокоить хозяина. Не забыл Сунь Чунэр и о том, как проявили выдержку во время жестоких метелей деятель I века новой эры Юань Ань и сановник Х века Люй Мэнчжэн. Эти лица и происшествия с ними были хорошо знакомы не только зрителям той поры, но и многим китайским зрителям и читателям в последующие времена.

Рассказы о прошлом, которые были известны всем в Китае, помогали государственным и военным деятелям страны ХХ века. В своих воспоминаниям выходец из бедной крестьянской семьи маршал Пэн

Дэхуай вспоминал, как он в юности прочел "Троецарствие" и "Речные заводи", а поэтому в зрелые годы смог находить меткие сравнения между своими товарищами по оружию и героями этих произведений. В биографии маршала Чжу Дэ писатель Эми Сяо рассказал, как после вступления частей китайской Красной армии в деревню, на состоявшемся митинге была сыграна сцена из популярной старой китайской оперы о событиях II века н.э., в которой "мудрый Кун Мин почти голыми руками защитил город от нападения Сыма... Импровизаторы только переделали несколько фраз, изменили имена людей и названия местностей". В немного измененном варианте древняя пьеса прозвучала как призыв к выдержке и внушала веру в победу.

В своей работе 1936 года "Стратегические вопросы революционной войны" Мао Цзэдун обратил особое внимание на военную историю Китая и привел поучительные примеры целого ряда битв далекой древности: под Чэнгао 203 г. до н.э., под Куньяном 23 г. н.э., под Гуаньду 200 г. н.э., у горы Чиби 208 г. н.э., под Илином 222 г. н.э., у реки Фэйшуй 383 г. н.э. Прекрасное знание его слушателями этих давних сражений позволило Мао не вдаваться в подробности.

В своей книге о Китае ХХ века бывший гоминьдановец Куо Пингчио также не раз прибегал к историческим сравнениям. Он находил сходство в политике правительства Чан Кайши с практикой династии Восточной Цинь (317 –420 гг) и династии Южной Сун (1127 – 1279 гг.). Автор сравнивал Мао Цзэдуна и лиц из его окружения с основателями Ханьской династии (II в до н. э.)

Широкое знание исторического опыта, постоянное изучение уроков истории не могли не способствовать тому, что Китай сумел быстро превратиться из бедной, разоренной империалистами страны в одну из ведущих держав мира.

Когда Родина в опасности

Хотя история нашей страны короче китайской, русская культура также имеет глубокие исторические корни. Память о прошлом сберегалась в летописях, сказаниях. Многие эпические поэмы заучивались наизусть, и они на века сохранялись в народной памяти. Хотя былины об Илье Муромце начали создаваться в XI веке, их записали со слов тех, кто их продолжал исполнять в XVIII – XX веках.

Русские историки, начиная с В.Н.Татищева и Н.М.Карамзина, описав и проанализировав тысячелетнюю историю нашей страны, способствовали научному изучению ее прошлого и вдохновили лучших деятелей отечественной культуры на создание произведений на исторические темы. Не случайно лучшие литературные произведения русской литературы ("Война и мир" Толстого, "Капитанская дочка" Пушкина, "Бородино" Лермонтова и многие другие) посвящены важнейшим историческим событиям. Многие картины Репина, Сурикова, Васнецова, Верещагина и других лучших художников России иллюстрируют важнейшие события истории России. Величайшие произведения русской музыкальной культуры Чайковского, Мусоргского, Бородина и других композиторов были также посвящены событиям отечественной истории.

Песня семейных застолий про Ермака, который "сидел объятый думой... на тихом бреге Иртыша", уводит в далекую старину. Сочинил текст этой песни Рылеев и речь в ней идет о событиях 6 августа 1585 года.

О давних временах рассказывают звучащие и ныне песни о Степане Разине, сочиненные в конце XIX века. Память о героических и трагических событиях русско-японской войны 1904 – 1905 гг. хранят песня "На сопках Маньчжурии" и разные варианты песен о подвиге "Варяга".

К подвигам наших предков и историческому опыту народа особенно

часто обращались в нашей стране в годы тяжелых испытаний.

В суровые дни 1812 года император Александр I призывал в своем Манифесте к отпору французскому агрессору: "Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина".

Судя по размаху всенародной Отечественной войны, призыв императора нашел отклик в сердцах людей всех сословий России. Они вдохновлялись примерами самоотверженной борьбы русского народа за 200 лет до наполеоновского нашествия.

22 июня 1941 года местоблюститель Православной церкви митрополит Сергий написал и собственноручно отпечатал на машинке "Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви", в котором говорилось: "Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину... Господь дарует нам победу!"

Через 11 дней в своем выступлении по радио 3 июля 1941 г. И.В. Сталин вновь напомнил: "Армию Наполеона считали непобедимой, но она была разбита попеременно русскими, английскими, немецкими войсками". Он также добавил: "Немецкую армию Вильгельма в период первой империалистической войны тоже считали непобедимой, но она несколько раз терпела поражения от русских и англо-французских войск и, наконец, была разбита англо-французскими войсками". Из этих исторических примеров следовал вывод: "Гитлеровская фашистская армия так же может быть разбита и будет разбита, как были разбиты армии Наполеона и Вильгельма".

Выступая на параде 7 ноября 1941 г. Сталин вновь привел примеры из отечественной истории. Обращаясь к бойцам Красной Армии, он призвал:

"Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Димитрия Пожарского, Кузьмы Минина, Александра Суворова, Михаила Кутузова!".

В то время эти имена были известны подавляющему большинству советских людей от мала до велика. В отличие от многих современных людей я, как и многие дети военной и довоенной поры, узнал про Куликовскую битву задолго до поступления в школу. Мне было три года, когда мне подарили набор картонных солдатиков, которые изображали воинов Куликовской битвы из войск Дмитрия Донского и Мамая. На коробке были две даты: 1380 и 1940. Такие наборы были выпущены в 1940 году по случаю 560-летия этого сражения. Не будучи еще знакомым с историей, я разыгрывал Куликовскую битву, распевая "Бородино". Я запомнил наизусть это стихотворение Лермонтова, пока моя сестра учила его вслух, готовя домашнее задание.

Также рано узнавали мы про Ледовое побоище. Через пару лет я и мои сверстники в Барнауле, в котором я оказался во время эвакуации, бегали по двору с фанерными щитами, на каждом из которых был изображен барс, как у Александра Невского из одноименного фильма. При этом мы играли в "разгром немцев под Москвой". Такое совмещение исторических эпох было естественным в то время. На стенах барнаульских домов можно было видеть плакаты со стихами: "Бьёмся мы здорово! Рубим отчаянно! Внуки Суворова, дети Чапаева!". На этом плакате художники Кукрыниксы изобразили бойцов Красной Армии, а за ними – силуэты Чапаева, Суворова и Александра Невского.

Там в Барнауле, едва научившись читать, я по многу раз перечитывал журнал "Мурзилка", в котором был очерк о Куликовской битве. Очерк был с картинками. На рисунке, который занимал две журнальные страницы, русские воины держали хоругви с ликами Иисуса Христа. В центре рисунка сошлись в смертельной схватке инок Пересвет и батыр Челобей. Текст сопровождался выдержками из поэмы Рылеева об этом сражении. Очевидно, что многие пятилетние дети той военной поры не стали бы смеяться при упоминании "Куликова поля"...

Анекдоты о прошлом?

Казалось бы, ныне мало людей, сомневающихся в необходимости

изучения истории. Отвечая на вопрос службы РОМИР, 67% согласились с тем, что "каждый гражданин России должен хорошо знать историю своей страны". Скорее согласились с этим утверждением, чем не согласились 26% опрошенных. Категорически не согласились с этим лишь 2%, а 7% скорее были не согласны, чем согласны.

Но чем же тогда объясняются многочисленные свидетельства незнания многими людьми исторических фактов? И это в век всеобщей грамотности и бурного развития интернета!

Столкнувшись с очевидными провалами в исторических познаниях моих студентов, я решил им рассказать о неизвестных им событиях прошлого.

В частности, сообщил, что в 1936 году в Испании был поднят мятеж против республиканского правительства. Мятежные войска во главе с генералами Франко и Мола, которых поддерживала фашистская Италия и нацистская Германия, наступали на столицу Испании Мадрид, 1 октября 1936 г. генерал Мола в своем выступлении по радио заявил, что его войска наступают на Мадрид четырьмя колоннами, но пятая колонна уже находится внутри испанской столицы. В ответ республиканцы объявили, что они будут разоблачать и уничтожать предателей из "пятой колонны".

Через полгода во время приема зачетов у наиболее нерадивых студентов, которые, как правило, не посещали лекции, я опять задал вопрос про "пятую колонну". К моему удивлению, одна студентка сказала, что знает ответ. Оказалось, что она присутствовала на лекции, на которой я говорил про колонны генерала Мола. Я предложил ей рассказать всем, что она знает. Студентка бойко затараторила; "Однажды фашисты как бы организовали парад. Реально по площади шли четыре колонны. Но пятая колонна конкретно была как бы невидимой".

Почему студентка так запомнила мое объяснение? Совершенно очевидно, что ей не были известны ни "гражданская война в Испании", ни "генерал Франко", ни "республиканцы". Она восприняла информацию на основе тех отрывочных представлений о мире, которыми она владела.

Схожее открытие сделал герой повести Олдоса Хаксли "После фейерверка" писатель Фэннинг. Очарованный письмом его юной поклонницы Памелы Тарн, писатель познакомился с ней и повел ее в музей, где были представлены произведения этрусков. Перед первой же статуей девушка спросила Фэннинга о времени ее создания. Услыхав его ответ ("В конце шестого века"), Памела задала другой вопрос, который на английском языке звучал кратко: "B. C.?" ("Би Си?"), то есть: "До Рождества Христова?" А это означало, что девушка не только не знала времени, когда жили этруски, хотя это входило в школьную программу, но видимо не удивилась бы, если бы Фэннинг сказал, что статуя, изображавшую древнюю языческую богиню, была создана в VI веке н. э,, когда этруски уже давно исчезли, а язычество уступило место христианству, Рим пал, а Италия оказалась под властью варварских племен остготов, а потом – лангобардов.

Вскоре Фэннинг убедился в том, что его спутница, нахватавшись чужих фраз, могла поддерживать внешне "умный" разговор и даже сконструировать "умное" письмо, но ее отрывочные представления о культуре и истории плавали в свободном от исторических фактов пространстве яркими пятнами без всякой связи друг с другом. Совершенно очевидно, что ни Памела Тарн, ни упомянутая мной московская студентка, не одиноки в своем незнании прошлого и бессистемном восприятии отдельных фактов истории.

К сожалению, многие понимают под "хорошим знанием истории" умение позабавить компанию занимательным рассказом, в котором фигурируют имена исторических лиц, названия древних народов и стран. Этими рассказами можно даже подчеркнуть свою эрудированность. Возможно, что после посещения музея Памела Тарн могла удивлять своих собеседников своей "образованностью", упомянув о "скульптурах этрусков". Не исключено, что упомянутые мною студентки могли кому-то рассказать сумбурные истории про фашистский парад из пяти колонн, или про бегство Гитлера в Аргентину из горящего рейхстага. Подобный же "знаток истории" может выступить с заметкой в интернете, ошарашив других пользователей бредовым сообщением о том, что первый немецкий самолет был сбит советскими летчиками лишь на пятый день после начала Великой Отечественной войны.

В силу целого ряда причин в нашей стране многие стали относиться к истории не серьезно, как к предмету "непрактическому".

Для многих людей история стала собранием анекдотов, в которых реальные события сокращены до предела, устранены сложности и противоречия исторического процесса, а также исторический контекст. Такой анекдот может смешить, пугать, но не поучать.

Предпочтение занимательности сюжета в ходе знакомства с историей сказывается в выборе населением источников исторических знаний. Лишь 15% опрошенных РОМИРом назвали своим "основным источником знаний по истории" "научную литературу". Однако 60% опрошенных заявили, что для них "основным источником информации по истории нашей страны" является "телевидение".

Между тем специфика телевизионного жанра, придавая красочность рассказу об исторических событиях, не всегда способствует их глубокому освещению. Даже если создатели передачи стремятся просветить зрителей, им это нелегко сделать за неполный час (а то и полчаса) телевизионного времени. Кроме того, многие создатели телепередач стремятся удержать внимание телеаудитории всеми возможными способами, а потому правдивость изложения событий приносится в жертву занимательности содержания, часто весьма далекого от правды.

Наконец, домашние условия, в которых телезритель смотрит передачу (не обязательно с самого начала и нередко отвлекаясь от экрана), не способствуют внимательному изучению исторического материала.

Забвение школьных уроков, нежелание изучать историю вдумчиво и систематически, как любой предмет научного исследования, склонность некритически подхватывать и повторять обрывки броской информации из сомнительных телепередач и сообщений в печати или интернете, а также из досужих разговоров невежд привели к чудовищной деградации исторических знаний у значительной части населения страны. Этому способствует также некритическое отношение к собственным познаниям, которые усиливается по мере быстрого роста числа выпускников высших заведений и пользователей интернета. На этой почве пышным цветом расцветают шарлатанские сочинения на темы истории, которые слепо принимают за "научную литературу".

На фото: картина Константина Васильева «Парад 1941 года»
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    12 сентября 2013 08:01
    А чего ждать от современных студентов, когда весь день играют с мобильником, принимают и отсылают сообщение,для которых вопросы предохранения имеют первостепенную важность.Кумирами их являются "деятели культуры" вроде Димы Билана и Борьки Моисеева. Я не говорю про всех студентов. Конечно,есть среди них те,которые добросовестно учатся, но таких явное меньшинство.
    1. +22
      12 сентября 2013 11:31
      если это статья правда
      то это весьма прискорбно
      в русских школах в Молдове Русскую Историю знают куда лучше

      и я всё более убеждаюсь что русские люди
      живущие не в России любят и надеятся на Россию больше
      чем сами жители России

      Берегите блин РОДИНУ дорогие россияне!!!
      Мы на вас надеемся!
      1. +7
        12 сентября 2013 15:16
        Цитата: Ариец
        если это статья правда
        то это весьма прискорбно

        "Оказалось, что на 8 вопросов по истории из программы 11-го класса смогли ответить верно лишь 2% опрошенных. Лишь 4% смогли правильно ответить на 7 вопросов. Лишь 8% дали правильные ответы на 6 вопросов. И это несмотря на то, что в стране много людей, глубоко интересующихся историей."

        Деградация знаний налицо, здесь не поспоришь. Только я бы не стал, как на шаблон тестирования, опираться на программу 11-го класса, за последние 20-25 лет уже столько было программ истории, что хорошо хоть кто-то что-то знает. Во-вторых это американцам хорошо: их история 200-250 лет, в которые поместились Бостонское чаепитие, гражданская война, великая депрессия и ВМВ. Наша история обширна и насыщена событиями, те люди, которые интересуются историей тоже ведь, чаще всего, интересуются определенными её периодами, которые им ближе и интереснее. Всё знать невозможно, но стремиться к этому надо.
        1. +4
          12 сентября 2013 23:17
          Цитата: Владимирец
          Деградация знаний налицо


          ЕГЭ, ...ть её. Самая коварная, долгоиграющая и разрушительная диверсия против будущего страны.
        2. +5
          13 сентября 2013 00:20
          Цитата: Владимирец
          Только я бы не стал, как на шаблон тестирования, опираться на программу 11-го класса, за последние 20-25 лет уже столько было программ истории, что хорошо хоть кто-то что-то знает

          Практически весь 11-й класс старшей дочери, мне приходилось комментировать важные моменты, посвящённые истории СССР с времён Сталина до Хрущёва, т.к. в некоторые главы были "впрессованны" события, разговор о которых можно продолжать в течения недели. Давно пора раздел "Новейшей Истории России" изучать в течение минимум одного учебного года, а не четверти или полугодия.
  2. +4
    12 сентября 2013 08:15
    Грустно все это... crying
    1. Gari
      +5
      12 сентября 2013 10:41
      Цитата: Firstvanguard
      Грустно все это...

      Это не просто грустно-это опасно
      "Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего"
      сказал один из древних философов
      1. 0
        13 сентября 2013 16:51
        Любую можно кашу мировую
        Затеять с молодежью горлопанской
        Которая Вторую Мировую
        Уже немного путает с Троянской...

        Это сказал современный философ)))
  3. Belogor
    +7
    12 сентября 2013 08:35
    А с чего бы у молодежи был широкий кругозор, если в медиа прострнстве сплошная желтизна. А достойным человеком является не тот кто умный и порядочный, а тот у кого много денег. Так что тяга к знаниям замещена тягой к деньгам.
    1. +7
      12 сентября 2013 12:48
      Я не так понял, или действительно в России нет ЕДИНОГО учебника по истории?
      1. Praetorian
        +5
        12 сентября 2013 13:52
        Да они каждый год меняются, эти учебники. И в каждом по разнорму описывается. В некоторых важные события упоминаются одной-двумя строчками, мол, что были оные. Вот вам и история. Но, учитывая, откуда берут гранты наши книгописцы... все становится понятным.
        1. +6
          12 сентября 2013 14:07
          Для меня непостижимо,что страна не имеет ЕДИНОГО учебника по истории!!! Как можно такое- полагатся на совесть различных авторов по тем или иным событиям в истории страны. И не факт, что у иных авторов совесть имеется!
          1. +6
            12 сентября 2013 14:23
            Цитата: xetai9977
            Как можно такое- полагатся на совесть различных авторов по тем или иным событиям в истории страны. И не факт, что у иных авторов совесть имеется!

            Вот так-то...
            Из песни слов не выкинуть... Но, оказывается можно выкинуть историю страны из умов молодёжи, пусть и не всей. Поэтому и писал, с горечью, что 9-е Мая для многих молодых людей, ен более чем флеш-моб... crying
      2. +1
        12 сентября 2013 16:07
        Его и не будет. Зайдите и посмотрите обсуждение на соответствующем форуме.

        ПС Мне интересно, а сколько посетителей сайта смогли ответить на вопросы по истории, заданные в статье? Я признаюсь - частично и по большей части поверхностно...

        Конспирология, и прочие тайны создали в мозгу определённый пласт, посвященный исследованиям и т.п., а вот подтверждённые исторические данные и личности за всей этой информацией размылись, и даже исчезли(...
        1. +5
          12 сентября 2013 20:51
          Цитата: Lapotnik
          ПС Мне интересно, а сколько посетителей сайта смогли ответить на вопросы по истории, заданные в статье? Я признаюсь - частично и по большей части поверхностно...

          Покаюсь...
          Помогал дочери при сдаче ЕГЭ по истории (по СМС) - в итоге - лучший результат в области.
  4. +5
    12 сентября 2013 08:50
    "У того кто не знает своего прошлого-нет будущего.."
    Ирек Биккин.
  5. +8
    12 сентября 2013 08:52
    История - духовный стержень народа. В годы катаклизмов, войны, испытаний народ опирается на этот стержень, вспоминает своих героев, своих предков. "Они смогли и мы тоже сможем!И не в таких передрягах бывали!" Такой народ никому не сломить!
    Народ, забывший свою историю, очень легко оболванить, купить, сломать, уничтожить!
    Дети составляют 25% взрослого населения. Но через 10-15 лет - это уже все взрослое, наиболее трудоспособное население страны.
    ВОТ ПОТОМУ И СТАРАЮТСЯ ИЗБАВИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ ЗНАНИЯ ИСТОРИИ! И те, кто это делает - ВРАГИ НАРОДА!
    1. +6
      12 сентября 2013 14:30
      Цитата: Егоза
      ВОТ ПОТОМУ И СТАРАЮТСЯ ИЗБАВИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ ЗНАНИЯ ИСТОРИИ! И те, кто это делает - ВРАГИ НАРОДА!


      И на этом фоне "прекрасно" вписывается очередная "новация" от МинОбра - домашние задания можно не делать... Ёшкин кот! Это ж скандинавская модель, когда "тормозов" и лентяев ставят в пример всем остальным детям! Добавьте сюда вводимую оттуда же, скопированную модель ювенальной юстиции (не смейте наказывать детей, не смейте их заставлять делать уроки! Дети, звоните нам, мы вам поможем! "БарнеВар, Норвегия"), и всё, можно "сливать воду"....
  6. +1
    12 сентября 2013 08:54
    Власть очень не хочет, чтобы народ знал свою историю, поскольку История рассказывает о смене Власти.

    А ещё история рассказывает о том, как было "до" этой власти. Поэтому каждая новая власть старается первым делом очернить это самое "до"
    Вы только подумайте, сколько раз в нашей стране менялась власть? Порой становится страшно от осознания того, сколько раз переписывалась наша история.
  7. 0
    12 сентября 2013 08:58
    Путин о Куликовской битве.


    На мой взгляд на поле Куликовом была битва между язычниками и христианами.
    1. +8
      12 сентября 2013 14:25
      Как минимум, весьма спорное утверждение.
      Все-таки, если попытаться разделить участников Куликовской битвы по религиозному признаку, то вернее будет "православные против остальных". Кстати, не знаю, что имел в виду Путин, когда говорил о том, что русские сражались на стороне татар, но то, что татары были на нашей стороне известно достоверно. Царевич Черкиз или Серкиз со своими нукерами. Однако, основным условием перехода какого-либо иноземца на русскую службу в то время было принятие православного крещения, так что в нашем войске могли быть только православные. А вот в войске Мамая были кроме мусульман еще и отряды генуэзцев, т.е. итальянцы-католики, и многие другие. Могли быть и православные, но в самых мизерных количествах, как исключение.
      Долгое время как предателя клеймили рязанского князя Олега, но сведений о его участии в битве, тем более, на стороне татар, нет.
      А по поводу язычников... В конце в 1380 г. в Европе язычники оставались только в Литве и то их было крайне мало. Остальные были либо перебиты, либо обращены. Этим делом очень озаботились как католики (в основном, орденские немцы) так и мусульмане (хан Узбек и его потомки). Русская духовная экспансия проходила значительно более мирно и была направлена, в основном, на северо-восток, к Уралу.
      В Куликовской битве на нашей стороне участвовали литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, но они и сами были православные и княжества их (Полоцкое и Брянское соответственно) были сугубо православными.
      Так что язычников ни в том ни в другом войске быть практически не могло.
      1. +4
        12 сентября 2013 18:30
        Цитата: Лужский
        Долгое время как предателя клеймили рязанского князя Олега, но сведений о его участии в битве, тем более, на стороне татар, нет.

        На Куликовом поле погибло одних только бояр рязанских около семидесяти. А они, как понимаете, не одни пришли. Да и литовский князь почему-то к битве не поспел для подмоги Мамаю при "помощи" рязанцев. Князь Олег не сахар, но московские историки тех времен постарались. Как же . Московским князьям не нужны были конкуренты в лице тверских и рязанских князей.Так, что информационная война не изобретение наших дней.
        Увы! Статья правдива. Но в безграмотности детей виновата не только власть.А родители? Мне кажется вина родителей таких детей больше государственной.
    2. +1
      12 сентября 2013 16:50
      Boris55
      Вы уж простите, но громкие интернетные заголовки вроде "Сенсация! От нас скрывают правду" у нормальных людей могут вызывать лишь рвотный рефлекс. Они рассчитаны исключительно на жвачных...
  8. +5
    12 сентября 2013 09:28
    "Дом-2", "Камеди Клаб" и т.д. ещё и не к такому приведут.
    С другой стороны, а что даёт хорошее знание истории для практической жизни? Вот поэтому большинству и пофига. Так и происходит обыдлячивание населения.
    1. +4
      12 сентября 2013 09:57
      Шесть Приоритетов Управления Человечеством



      Второй приоритет – хронологический

      «Почаще оглядывайся на зады, чтобы избежать в будущем знатных ошибок»
      Козьма Прутков

      Известно, что человек, забывший свою историю, историю своего Отечества подобен дереву, потерявшему корни. А что будет, если свою историю забудет целый народ или поверит в какой-нибудь исторический миф, навязанный ему с учетом интересов внешних враждебных сил? Джордж Оруэлл когда-то писал: "Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым". Переписывание истории народа неизбежно приводит к изменению его будущего. Именно поэтому приход новой власти всегда сопровождается переписыванием истории, но при этом сами правители не понимают, как их используют в тёмную. Очень ярко это проявилось сегодня в бывших союзных республиках, отколовшихся от СССР. Поэтому необходимо всегда помнить, что история никогда ничему не учит, она лишь наказывает за незнание своих уроков.

      Вы спрашиваете - "а что даёт хорошее знание истории для практической жизни?".
      Ответ - не быть бараном загнанным в хлев и просящему милостыни у пастуха.
    2. +7
      12 сентября 2013 12:46
      Добавьте ещё "высоконравственные" передачи типа "последний герой", "минута славы" и иже с ними и картина станет ясна! Пошла аж соревнование в передачах- кто больше нахамит, ругатся, покажет трусы.....Мы-то держимся, у нас советская закалка, а вот молодёжь полностью потерял ориентиры.
      1. Arabist
        +2
        12 сентября 2013 14:42
        Так есть и другие-лучший город земли, алтарь победы, кремлевские похороны, программы с Радзинским и схожие. Важно просто уметь их найти. Я думаю большинство все же немного сгущает краски.
  9. Павел 23rus
    +2
    12 сентября 2013 09:47
    А Я дату Куликовской битвы на всю жизнь запомнил. У моего учителя истории был метод - не выучил дату перепиши в тетрадь 100раз , очень действенный метод
  10. +3
    12 сентября 2013 09:48
    Такими и управлять легче...
    1. avt
      +3
      12 сентября 2013 10:14
      Цитата: ranger
      Такими и управлять легче...

      Отлично встраиваются в любую сетевую систему от корпоративной до религиозной и при ощущении депрессии ,уверены что совершенно свободны .
  11. +4
    12 сентября 2013 09:57
    меня вообще иной раз поражает - как за сравнительно небольшой срок могла возникнуть такая повальная безграмотность? Про историю я уж и не говорю. Ведь даже поколение 90-х, те, кому сейчас по 23-25 лет, учились ещё по старым программам, до введения ЕГЭ. И учителя во многих школах\ВУЗах были и есть ещё те же самые, что учили нас, тридцатилетних...
    1. +4
      12 сентября 2013 14:12
      А Вы уверены, что в 90-х учились?
      Я общался со студентами местных уже университетов и курсантами ВВМУ. Все покупалось. Экзамен, зачет - все расписано по суммам.
      На элементарный вопрос по школьной программе ответа нет.
      1. 0
        13 сентября 2013 06:00
        да и такое было, конечно. Просто почему-то всегда удивляло, что мы как-то нормально отучились в то же время по сути. Учебники только в 10-11 классе сами покупали, и то лишь химию с географией. Всё остальное в библиотеке было.
        И в обоих ВУЗах отучился без "таксы" за экзамен
    2. +7
      12 сентября 2013 14:43
      Цитата: Хорт
      меня вообще иной раз поражает - как за сравнительно небольшой срок могла возникнуть такая повальная безграмотность? Про историю я уж и не говорю. Ведь даже поколение 90-х, те, кому сейчас по 23-25 лет, учились ещё по старым программам, до введения ЕГЭ. И учителя во многих школах\ВУЗах были и есть ещё те же самые, что учили нас, тридцатилетних...

      Высшая школа развалена дисциплинарно. Ректора не хотят видеть, что за приемлимые оценки за экзамены и зачёты существуют определённые расценки, и пропорция 1 балл-1 тыс.рублей - это ещё цветочки.
      Преподы, пришедшие из таких ВУЗов на работу в школу, уже не страдают комплексом "социальной несправедливости". Поборы - на ремонт школы, на ремонт класса, на день рождения классному руководителю - уже никем не скрываются.
      Дети, прошедшие такие школы и ВУЗы, вырастают социальными циниками. Какая история??... Какая справедливость?... Крутые мобилы-смартфоны-планшеты-автомобили-"ночники" - вот это да-а-а, это co-o-o-ol...
    3. НИКТО КРОМЕ НАС
      +3
      12 сентября 2013 23:45
      НЕ правда!! Моему сыну 25 ,да ЕГЭ не было но уже была Зомковская программа ,хорошо помню как в учебнике по истории про ВОВ было всего ДВЕ страницы......
  12. avt
    +5
    12 сентября 2013 09:58
    Цитата: ranger
    Такими и управлять легче...

    request Ну ведь сказал же Фурсенко что нужно готовить потребителей ,вполне открыто ,не стесняясь .Вот и подросла потребительская поросль ,нет ,конечно еще до конца не забили и в жвачных животных всех не перепрограммировали ,но процент с чистым мозгом в отделе истории конечно вырос в разы .Ну а если прибавить клиповое восприятие информации и неготовность анализировать даже ее ,поскольку не учили,то это удручает .
  13. +5
    12 сентября 2013 10:31
    Китайская "история" сплошная фальсификация, удлиняя историю можно предьявить территориальные претензии соседу, дескать это "исконные " наши земли!
    1. +5
      12 сентября 2013 14:22
      Цитата: Djozz
      Китайская "история" сплошная фальсификация, удлиняя историю можно предьявить территориальные претензии соседу, дескать это "исконные " наши земли!

      Зато наша история обрезана.
      Как в этих условиях создать единые учебники по истории я не представляю.
      Ленин - иностранный агент, но чей? Если верить одним, то немецкий, если на самом деле - английский. Украина - была государством или нет? Казахи это народ или племена? Мы их завоевали или заняли пустые земли (не занятые постоянным населением)? Колхозы это благо или зло, учитывая отсутствие голодомора после коллективизации (в отличии от РИ, где неурожай был регулярно). Репрессии это благо или зло, учитывая приход троцкиста Хрущева к власти после убийства Сталина?
      1. +6
        12 сентября 2013 15:01
        История не предназначена для того, чтобы развешивать ярлыки - кто плохой, а кто хороший. На каждый из Ваших вопросов можно составить два развернутых ответа абсолютно противоположных по итоговым выводам. А в учебниках истории должны быть факты. Только самое главное, чтобы дети представляли себе мысленно как жили люди в давние и не очень времена, что ели, что пили, во что одевались, на каком языке говорили, как, с кем и за что воевали и при этом понимали, что все это их, не чьи-то, а именно их прадеды бились на Калке и на Куликовом поле, под Полтавой и под Сталинградом, пахали землю, торговали, писали книги, прокладывали дороги, строили города и заводы. И что им, именно им предстоит это все продолжить, и чтобы избежать ошибок, хотя бы тех, которые уже были совершены их предками, нужно знать свою историю.
        А был Ленин английским шпионом или германским - это для профессиональных историков, или, хотя бы, для серьезно интересующихся. Щуплый очкарик, с увлечением решающий задачки по химии или физике, может этого не знать, но он должен четко знать и понимать для чего и для кого он решает эти задачки. Это знание должен дать ему учебник истории.
        1. +1
          12 сентября 2013 15:36
          Ярлыки развешивать вообще последнее дело, а вот давать оценку по возможности объективную ,необходимо. По поводу Ленина это ярлык, ибо понятие шпионажа к его деятельности ну никак не подходит независимо от того как ее оценивать: положительно или отрицательно. Я уже не один раз пытался спросить граждан, подобных Вашему визави, почему они называют троцкистом Хрущева. Ответа естественно не дождался, ибо они видимо и в троцкизме разбираются слабо, а историю пытаются учить по безграмотным комментаторам в Интернете.
        2. +1
          12 сентября 2013 22:15
          Извините, в дополнение к сказанному ниже. У Вас еще остаются сомнения в необходимости оценки? Есть факт-Куликовская битва, и есть ее трактовка Ваши оппонентом. Оценку Вы его трактовке дали. На мой взгляд вполне справедливую. А если в учебнике факт будет излагать такой господин?
  14. +2
    12 сентября 2013 10:38
    Ведь не случайно в статье Фурсина "Холодный восточный ветер"сказано
    Нации, как показывает история, создаются посредством национализма, главные орудия которого — школа и армия (именно эти институты целенаправленно разрушались в РФ).
    И на сегодня имеем то,что имеем: неграмотную, живущую только сегодняшним днем молодежь и медленно встающую на ноги Армию. И такое наблюдается на всём постсоветском пространстве. Чтобы уверенно идти в будущее, нужно хорошо знать прошлое.
  15. Toporkoff
    +1
    12 сентября 2013 11:26
    советую к просмотру сериал по новой хронологии Фоменко и Носовского... заставляет задуматься...
    1. +8
      12 сентября 2013 14:49
      Цитата: Toporkoff
      советую к просмотру сериал по новой хронологии Фоменко и Носовского... заставляет задуматься...
      Чтоб читать Фоменко и Носовского, нужно для начала знать историю официальную!Я думаю, если молодёжь не имеет представления об отечественной и мировой истории ,то просто не поймут о чём они пишут. hi
      1. +6
        12 сентября 2013 16:09
        Цитата: bomg.77
        Чтоб читать Фоменко и Носовского, нужно для начала знать историю официальную!Я думаю, если молодёжь не имеет представления об отечественной и мировой истории ,то просто не поймут о чём они пишут


        Так ведь читают, и принимают за правду. Вона "их" скока на ветке о скифской Руси...
        1. +3
          12 сентября 2013 16:49
          Цитата: stalkerwalker

          Так ведь читают, и принимают за правду. Вона "их" скока на ветке о скифской Руси...
          Носовский и Фоменко пишут убедительно и в их теории есть логика.Я
          с ними в некоторых вещах согласен.Для меня это просто интересно,но я пока не готов отвергать историю официальную. hi
        2. 0
          12 сентября 2013 16:56
          Цитата: stalkerwalker
          Так ведь читают, и принимают за правду. Вона "их" скока на ветке о скифской Руси...

          Какая разница чья ложь заложена в истории? Официальная или Фоменковская!
  16. +6
    12 сентября 2013 11:35
    Чтобы было на земле чисто подмети перед домом
    Раз такая печальная ситуёвина,такой бардак в образовании надо делать самим.Если бы мой 11-ти летний не ответил на такие вопросы,то тут же был забанен от ТВ,улицы и конфет до поумнения
    Хотя дату Куликовской битвы я тоже знаю приблизительно,но вот итоги и участников расскажу
    Так же стараюсь воздействовать на племянников,крестников и друзей сына,они часто в гараж заходят
    Давайте все так делать,тогда что то и изменим
    1. +2
      12 сентября 2013 15:09
      Именно так!
      Поддерживаю и присоединяюсь.
  17. Улан
    +2
    12 сентября 2013 11:41
    Да,незнание истории становится вопиющим.Кроме того еще и свою разрушающую роль сыграли ниспровергатели и фальсификаторы всех мастей, которых развелось немерянно, вот и появляются неучи которые на полном серьезе утверждают что это СССР вместе с Германией начал Вторую мировую, что на поле Куликовом поле дрались два русских войска, что никто не знает а битве при Молодях, которая по своему значению стоит в одном ряду с Куликовской битвой,Бородино и т.д.
    Печальное зрелище.Человек не знающий истории своей страны, не может быть патриотом.
    Вот и растут - "иваны непомнящие родства".
  18. Sarmat1972
    +3
    12 сентября 2013 12:04
    У меня 2-е детей, старшая учится в ВУЗе в Москве. Когда возникали вопросы об изучении истории, я своим детям всегда говорил так:"для того что бы просто сдать экзамены - достаточно знать все войны, в которых участвовала Россия, а для того, что бы знать историю надо больше читать о культуре народов мира". Сейчас младший сын учиться в колледже. Говорит только "спасибо".
  19. +3
    12 сентября 2013 12:37
    ВЫ посмотрите кто "руководит" нашей историей! Как в начале 20-х годов, ниспровергатели и смердяковы.
  20. +4
    12 сентября 2013 13:04
    "Хотя история нашей страны короче китайской..." - тут следовало бы написать "Хотя ИЗВЕСТНАЯ история нашей страны короче китайской...". Вы еще скажите, что Европу от Гитлера американцы спасли... hi
  21. +7
    12 сентября 2013 14:00
    История та ещё проститутка.Всякий поворачивает как хочет.И ещё из нашего образования сначала советского потом российского я вынес только то что нас русских почему то всё время иноземцы учат и пишут нам нашу историю.То Нестор пишет,то варяги строют,то татары игом идут,греки христьянство насадили,итальянцы кремль строили и тому подобное.А вот о русских достижениях мы почему то скромно молчим.Почему изучение истории России начинается с крещения?До христианская Русь в учебниках истории почти не изучается.Наверно потому что англы ещё мамонтов сырыми ели а у нас уже города строили.Да и потом все знают что царь Пётр 1 в Голандии учился но не все помнят ,что Нартов приехал из Англии и сказал что учится там нечему.И таких примеров масса.
    Отсюда вывод помнить надо свою историю и любить свой народ.
  22. +5
    12 сентября 2013 14:01
    Как только рухнул СССР, стало модным очернять все то, то связанно с социализмом и коммунистической идеологии. Всплыли псевдонаучные «мужи», карьеристы и приспособленцы. Знание истории своей страны - непременный атрибут национального самосознания. ВОЖДЕЛЕННАЯ мечта «некоторых» - глупый русский народ без роду и племени. И стараются вычеркнуть из памяти народа его историю.
    В КНР-роман и фильм «Как закалялась сталь» - ОЧЕНЬ популярны. А на примере Павки Корчагина воспитывают у молодежи любовь к Родине. Зато у нас Зою Космодемьянскую превратили в поджигательницу. Посмотрите на титры современных фильмов вы не увидите там фамилий ( в отличие от советских) КОНСУЛЬТАНТОВ. Отсюда и безответственные ошибки.
    И пока у нас будет культивироваться не уважение к собственной истории, а ее интерпретация будет зависеть от конъюнктурных соображений безграмотных или откровенных предателей, править страной будут неучи, которые получили "университетские" образование непонятно где - один наш депутат, возглавляющий парламентский комитет, приписал слова: Государство это Я,- Де Голю.Только объявив ВОЙНУ псевдонаучной «элите» мы имеем шанс возродить ВЕЛИКУЮ ИМПЕРИЮ. Ведь история - тоже информационное оружие!
    1. +3
      12 сентября 2013 14:28
      Цитата: knn54
      Ведь история - тоже информационное оружие!

      - еще какое! Русских молодежь Прибалтики, Западной Украины, Польши ненавидит! Мы же оккупанты!..
  23. +5
    12 сентября 2013 14:28
    Да, делается жутковато... У меня дочь - школьница. Буквально вчера мы с ней разговаривали и она жаловалась на "тупость" одноклассников...(в отличии от них она с моей подачи немножко знает историю). Хаотичность знаний (если они вообще есть) просто потрясает. "клиповость" мышления вообще не позволяет им отслеживать какие либо причинно следственные связи.
  24. stroporez
    +9
    12 сентября 2013 14:29
    сел помогать с математикой ,детишкам из нашего центра.ППЦ----навыков устного счета-ноль,знание таблицы умножения ---ноль.поговорил с учителями ----"перед нами не ставится задача обучить их таблице умножения"..........думаю с историей такая же ситуевина........целенаправленно взращивается скот........
    1. +8
      12 сентября 2013 16:12
      Цитата: stroporez
      "перед нами не ставится задача обучить их таблице умножения"..


      В репу завучу и директору, и преподу. Деньги вымогать и другие умеют.
  25. +3
    12 сентября 2013 17:09
    Путин единым учебником попытается запустить процесс "единой" оценки истории, но у него опять ничего не выйдет. История будет переврана в очередной и не последний раз. Опять сплошь и рядом будут спорные моменты, на которые не один историк не даст однозначного ответа, а живые участники исторических событий, описанных в учебнике, будут плеваться от лжи
    1. +4
      12 сентября 2013 19:19
      Цитата: LetterKsi
      Путин единым учебником попытается запустить процесс "единой" оценки истории, но у него опять ничего не выйдет.
      Если будет единый учебник,то до 11 класса дети будут по нему учится,а это уже фундамент.Все остальные версии и интерпретации истории будут рассматриваться опираясь на этот фундамент. hi
      1. +1
        12 сентября 2013 22:36
        фундамент с трещинами приводит к разрушению здания. Почему сегодня так много споров по поводу истории?- по той причине, что у большинства, еще со времен советского образования, накопилось сильно много вопросов по нестыковкам и противоречиям в том историческом фундаменте, что был заложен в наши головы советской пропагандой со всеми умолчаниями и выпячиваниями. ...фундамент просел. За 23 года, уже успело просесть несколько фундаментов. ...просядет и новый, потому что изначально будет лживый и противоречивый, потому что проплаченые ученые уже деньги получили и взялись за перья и чернила, чтобы правду сочинять
        1. +1
          12 сентября 2013 23:00
          Фундамент в истории России это:крещение Руси ,Пётр первый,Кирилл и Мифодий ,1812 год,Иван Грозный,Екатерина Великая,Емельян Пугачёв,Степан Разин,Суворов, Кутузов, Нахимов,Ушаков,Жуков Рокосовский,ВОВ,Сталин ,Ленин,Александр первый,Минин,Пожарский,Ермак,князь Владимир ,княжна Ольга, Александр Невский,Ломоносов, Менделеев, Королёв,Пушкин,Толстой ,Достоевский, и так далее,Вот наш фундамент, вот личности вокруг которых вертелась история и этот фундамент не имеет трещин. На этом фундаменте было построено самое гуманное и большое государство в мире и до сих пор стоит и стоять будет. hi
          1. rereture
            0
            12 сентября 2013 23:09
            Т.е. По вашему не стоит знать историю до христианской Руси?
            1. +1
              12 сентября 2013 23:25
              Цитата: rereture
              Т.е. По вашему не стоит знать историю до христианской Руси?
              Я такого не писал.Знать надо всю историю, что до крещения,что после.Я хотел чтоб мы строили историю вокруг личностей, вот наш фундамент,а христиане они были или язычники это не принципиально. Княжна Ольга и Князь Олег их не вычеркнешь из истории,как и их дела. hi
              1. rereture
                +2
                12 сентября 2013 23:38
                Вот,если честно я считаю нужно в истории искать причинно-следственные связи, и строить все на них, и давать анализ (лучше чтоб ученик сам его вынес).
                1. +1
                  13 сентября 2013 00:02
                  Причинно следственные связи и анализ это для профессионалов,а ученикам ,(с их неокрепшими мозгами)нужен сухой остаток.
                  1. rereture
                    +2
                    13 сентября 2013 00:20
                    Нужно учить анализу, а история располагает к простейшему анализу. Глупо заставлять учить сухие факты. История нужна не для того чтоб запоминать даты (для этого есть учебники, справочники). История нужна для того чтобы научить правильно анализировать, научить правильно устанавливать причинно-следственную связь.
                    1. +5
                      13 сентября 2013 01:51
                      Цитата: rereture
                      История нужна для того чтобы научить правильно анализировать, научить правильно устанавливать причинно-следственную связь.

                      Думаю, что это задача Высшей школы.
                      В средней даётся база для дальнейшего анализа.
                    2. +2
                      13 сентября 2013 02:21
                      Цитата: rereture
                      Нужно учить анализу, а история располагает к простейшему анализу. Глупо заставлять учить сухие факты. История нужна не для того чтоб запоминать даты (для этого есть учебники, справочники). История нужна для того чтобы научить правильно анализировать, научить правильно устанавливать причинно-следственную связь.
                      Человек с рождения анализирует и если ребёнок не дЭбил простейший анализ он сделает, только оперируя данными,полученными в процессе обучения.Говоря"Сухой остаток"я пытался сказать ,что с начала основы ,а уж потом на этих основах, сделать дальнейший анализ,что не отвергает процесс обучения сделать более привлекательным.Мы говорим об одном и том же просто разными словами. hi
                      1. rereture
                        0
                        13 сентября 2013 07:49
                        Скорее всего так и есть wink
          2. 0
            13 сентября 2013 11:47
            Я думаю, что следующие вещи не войдут в общий учебник, по причине их "не актуальности" для современного устройства РФ, хотя некоторые эти вещи имеют прямое отношение к перечисленным личностям:

            1. Экономическое устройство СССР во время правления той личности, что нарисована на вашем аватаре, по причине противоречия современной монетаристской идеологии по Милтону Фридману и потребительству, навязанному РФ

            2. Демографический упадок во время правления Петра I и "забавах" российской знати в те времена. Возможно, это будет упомянуто вскользь, без оценки

            3. Геноцид русских в 1990 г. в Чечне. Хотя это признано на официальном уровне в РФ, но замалчивается в СМИ в современное время. Но, думаю, в единый учебник, это не войдет, так как уже определение "единый" не подразумевает включения таких вещей

            4. События 1993г. так же будут перевраны, так как напрямую задевают современную российскую конституцию страны

            5. Войны с Кокандским и Хивинским ханствами 19-го века под предвадительством Скобелева, так же не будут упомянуты или будут перевраны. (Кстати документы касающиеся этой темы, были "подарены" Узбекистану во время лихих 90-г и возврату, скорее всего, уже не подлежат)

            6. Заслуги России в борьбе с рабовладением в Туркестане в 19-м веке. Штаты успешно перетянули на себя одеяло главных рабо-борцунов, что не соответствует действительности. Россия является главным успешным историческим борцом с этим явлением. Кстати рабовладельческий строй- одна из предпосылок войны с Кокандским ханством и Хиви

            список можно продолжить.

            Уже сейчас можно предположить, что единый учебник будет направлен на фундаментальное оболванивание нашей молодежи
      2. +2
        12 сентября 2013 23:38
        Учебник почти подготовили, но как всегда по вопросу о роли Сталина и развала СССР договорится не могут...
        1. 0
          13 сентября 2013 00:07
          Цитата: русс69
          Учебник почти подготовили, но как всегда по вопросу о роли Сталина и развала СССР договорится не могут...
          Сталин ,Сталин, евреи ни как не успокоятся ,хотят нивелировать его достижения))ну-ну. smile
        2. +4
          13 сентября 2013 00:24
          Цитата: русс69
          как всегда по вопросу о роли Сталина и развала СССР договорится не могут..

          И не договорятся.
          Это вопрос принципиальной важности. Это тот "оселок", на котором оттачиваются методологии оценки происшедшего с страной.
          Скорее всего примут "дистиллированный" нейтральный вариант без коренных выводов.
          1. +1
            13 сентября 2013 00:51
            Цитата: stalkerwalker
            И не договорятся.
            Это вопрос принципиальной важности. Это тот "оселок", на котором оттачиваются методологии оценки происшедшего с страной.
            Скорее всего примут "дистиллированный" нейтральный вариант без коренных выводов.

            Цитата: bomg.77
            Сталин ,Сталин, евреи ни как не успокоятся ,хотят нивелировать его достижения))ну-ну.

            Со слов Мединского, вроде хотят рассказать о восстановление страны, но про "репрессии" , естественно тоже. Тут еще вопрос , как все это будет подано и что вылезит на первое место ...
            1. +5
              13 сентября 2013 01:48
              Цитата: русс69
              Тут еще вопрос , как все это будет подано и что вылезит на первое место ...

              Боюсь, что будет по Черномырдину :"Хотели как лучше..."
              hi
            2. +1
              13 сентября 2013 02:43
              Цитата: русс69
              Со слов Мединского, вроде хотят рассказать о восстановление страны, но про "репрессии" , естественно тоже. Тут еще вопрос , как все это будет подано и что вылезит на первое место ...
              Мединский месяц назад назначил главу Политехнического музея Юлию Шахновскую,
              дочь, главы фирмы Менатеп и ближайшего сподвижника Ходорковского,скрываюшегося в Швейцарии.Сонист ещё тот."Репрессии" так называемые,на них очень хорошо отреагировали в каком то сибирском городе ,когда там организовали шествие по жертвам "репрессий",они принесли плакаты Гитлера и немцев захваченных в плен в Сталинграде!Типо Сталин их тоже репрессировал.Давайте поплачем laughing
  26. +1
    12 сентября 2013 17:14
    Вот Федя Бондарчук очередной "шедевр" сбацал "Сталинград" и претендует на "Оскар", не знаю плакать или смеяться!
    1. +1
      12 сентября 2013 19:11
      Цитата: Djozz
      Вот Федя Бондарчук очередной "шедевр" сбацал "Сталинград" и претендует на "Оскар", не знаю плакать или смеяться!
      Плеваться,такое нетрадиционное за столом не вспоминают
      Снимался в "Спецназе,где лихо воевал с бандитами.И поехал на празднование юбилея Грозного,на самом деле днюхи Р.Кадырова.Кто он после этого?
    2. 0
      12 сентября 2013 23:40
      Цитата: Djozz
      Вот Федя Бондарчук очередной "шедевр" сбацал "Сталинград" и претендует на "Оскар", не знаю плакать или смеяться!

      Сначала посмотрим, а уж потом решим. Фильм кстати с немцами делали. Где то было интервью немца учавствовающего в съемках.
  27. Hulk
    0
    12 сентября 2013 18:30
    Цитата: Лужский
    В Куликовской битве на нашей стороне участвовали литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, но они и сами были православные и княжества их (Полоцкое и Брянское соответственно) были сугубо православными.


    В 1373 году, за несколько лет до Куликовской битвы, Дмитрий увидел под стенами Москвы войско литовского князя Ольгерда, и без боя сдал ему город. Девять лет Москва была включена в состав ВКЛ (что сейчас хорошо "забыто" всеми русскими историками). А так как Москва в то время была пограничным улусом Орды, её захват означал объявление войны и всей Орде. Вот только в Орде в то время была борьба за власть между Мамаем и Тохтамышем, и там не очень спешили посылать войска отвоёвывать каких-то пограничных "белорусцев" (как тогда себя называли московиты в соответствии с ордынской традицией называть стороны света цветами - западный край обозначался белым цветом). Мамай, собрав разношёрстное войско из ордынцев и европейских наёмников (для этого он даже католическую веру принял), решил взять Москву, и этим набрать себе политические очки.
    Что произошло на поле сражения - знают все. Правда, умалчивают о том, что "гениальная идея" спрятать в засаду большую часть войска на самом деле была стандартной практикой литовских князей Ольгердовичей, которые в отсутствии Дмитрия и командовали битвой. (Дмитрий, испугавшись возможной мести со стороны Мамая, решил подстраховаться.) В центр на видное место поставили принудительно набранное местное ополчение, а своё войско скрыли. И когда Мамай увлёкся разгромом местных плохо вооружённых крестьян - ударили сами. Финал был очевиден... Поэтому и Ягайло (христианское имя в истории не сохранилось), услышав про победу над Мамаем, повернул назад.
    Дмитрий же после победы остался править в Москве, но под присмотром "литовского куратора" князя Остея. Впоследствии он попытался устроить в городе бунт, но затея провалилась, и его изгнали из города. Бежав в Кострому, Дмитрий обратился за помощью к Тохтамышу, и с помощью его войск захватил Москву обратно.
    Вот такой в реальности и была эта история...
    1. +3
      12 сентября 2013 19:31
      Прочитав Ваше сообщение, даже не знаю, смеяться или плакать. Но "минус" все-таки поставлю, вдруг кто-то еще прочитает и отнесется к этому тексту всерьез... Если я Вас неправильно понял и текст был написан как шутка, прошу прощения. Но в этом случае ставьте соответствующие значки, пожалуйста.
    2. 0
      12 сентября 2013 22:12
      Шишки киргизские?
  28. +3
    12 сентября 2013 19:42
    Цитата: Ариец

    Берегите блин РОДИНУ дорогие россияне!!!


    От сердца!!!
    Бережем.
    Автор статьи- преподаватель ВУЗа. ВУЗы, чтобы выжить(а то и- ПОЖИТЬ) стали совершенно неразборчивы в связях... Что ж теперь! Этим ребятам в 60-80 годах путь в ПТУ, да к станку, Родину беречь. А они "высшее " образование получают.
    1. Hulk
      0
      12 сентября 2013 19:54
      Цитата: Чёный
      Прочитав Ваше сообщение, даже не знаю, смеяться или плакать.

      Знатоку официальной истории. В библиотеку сходите лучше. Это кому официальная пропагада мозги не на 100 промыла.
      Или бутылочку пивка с таранкой выпейте, если у вас уже мозги заивестковались. Может поможет.
      1. +4
        12 сентября 2013 21:05
        Так, на всякий случай, христианское имя Ягайлы - Владислав, крестился он в рамках Кревской унии в 1385 г. Меньше читайте Широкорада и тому подобных авторов. Про жадных, трусливых и недалеких Рюриковичей в сравнении с храбрыми честными и благородными князьями Польши и Литвы это у него, по-моему. Хотя, может быть есть и другие, всех не перечитаешь. Читайте ещё, думайте, анализируйте и никому не верьте на слово, только тогда у Вас будет своё собственное, аргументированное, выстраданное мнение. А пока с Вами не интересно.
    2. +2
      12 сентября 2013 22:23
      82-й год войсковая часть в Красноярском крае. Суббота. Занятия, чтоб ее , по политподготовке. Замполит роты спрашивает у бойца, где находится столица вероятного противника Вашингтон. Боец в ауте. Замполит уже заинтересовавшись, просит показать на карте столицу нашей Родины. Боец чуть ли не падает в обморок от интеллектуального перенапряга, но не то что столицу, а и Родину показать не может. Взвод ликует, правда не долго. После того, как жертва замполитовского произвола садится на место, этот "зверь" заставляет каждого , подойти и показать на карте Москву. Итог - из 28 человек правильно соориентировались на карте только ЧЕТВЕРО из 28, вчерашних выпускников СОВЕТСКОЙ школы.
      Вы, господа, когда начинаете ругать реалии, ругаете следствие, а не причину, уподобляясь чудакам с Болотной, для которых в мире существует один виновник нашего бытия - наш президент. На самом деле причины лежат немного дальше.
      1. rereture
        +2
        12 сентября 2013 23:04
        Поддерживаю, а потом эти люди завели семьи, набацали детишек, которые тоже не могут ни по карте ориентироваться, ни истории не знают. Ведь дети в первую очередь берут пример с родителей, вот например такое часто бывает приходит ребенок к отцу или матери за помощью с дз, а они ему в ответ, а мы не знаем, мы в школе давно учились не помним, или например подходит ребенок и спрашивает: мама(папа) а зачем нужна история? Зачем мы ее изучаем? Нам пригодится она в жизни? Не все родители смогут ответит на эти вопросы, особенно те которые не могут столицу своей страны показать.
  29. +1
    12 сентября 2013 23:06
    Закономерный результат того, что с 1985, с воцарения христопродавца горбачёва всё советское поливалось грязью, всё ставилось с ног на голову, что героями молодёжи, которая хочет "всё и сразу!" стали киллеры и проститутки, беленки, власовы, бандеры, петлюры и прочая мразь. Нынешние студенты - это уже второе потерянное поколение - дети тех, кто учился в "перестройку" и "дерьмократизацию".
    Но при этой власти - никаких перемен лучшему ждать не приходится _ информационная политика для своих сограждан строится по канонам спецпропаганды на вражескую страну. или предатели рулят всей информполитикой и пропагандой а по "ящику" или лже-учёные или перекрещенцы-"ниспровергатели" из вчерашних штатных партагитаторов вроде правдюка. Хорошо, что в России хоть есть ТВ=канал "Культура".
  30. +3
    12 сентября 2013 23:13
    Автор жалуется, что современные студенты/школьники не учат и не знают историю? Проблема в том, что они не знают и не учат НИЧЕГО! Сам убеждаюсь в этом: когда в МГУ, студенты 5-го курса не хотят учить спецкурсы своей кафедры! То что особенно необходимо для их будущей профессии! А в школах тем более: в моей школе, считавшейся лучшей в городе, в моём выпускном классе было полно народу, который не знал абсолютно НИЧЕГО по любому предмету, хорошо что хоть считать и решать математические задачи умели (видимо просто родители вдолбили, что без этого "в банке" работать не смогут). Так что проблема, к несчастью, куда шире - это тотальное незнание почти всех предметов изучаемых во всех классах, когда люди с трудом считают и пишут с грубейшими ошибками, а вы говорите - история!
  31. 0
    12 сентября 2013 23:41
    Ещё ссылка на Китай. Цитирую Кун-Цзы (Конфуция): "Человека, не предвидящего будущего, ждут в нём неудачи и несчастья. ИЗУЧАЙТЕ ИСТОРИЮ, ЧТОБЫ ПРЕДВИДЕТЬ БУДУЩЕЕ!" Вот так. Коль молодняк не знает, что такое 22 июня, боюсь поимеют нечто подобное 1941 году, только ещё страшнее...
  32. Мирный военный
    +1
    12 сентября 2013 23:42
    История изначально была, есть и, к сожалению будет - проституткой политики...
    НО!
    Должны быть незыблемые, догматические, патриотические (в хорошем смысле слова) константы, то данному историческому народу КАЮК!
  33. Зрелый натуралист
    -1
    13 сентября 2013 01:03
    После прочтения Фоменко и Носовского сделал для себя вывод в «притянутости за уши» множества событий, описанных в традиционной истории. А поиск в паутине заставил сомневаться в «миллионах лет» существования цивилизации.
    Но учебник, конечно, нужен. А лучше два: традиционный и альтернативный.
    1. 0
      13 сентября 2013 12:09
      Ну если так то курите "Декрет об отмене истории" http://posov.com/publ/1-1-0-1

      А если серьёзно то на самом деле можно придумать (с разной степени достоверностью) любую "альтернативу" - вот только к истории как науке это не будет иметь ровным счётом никакого отношения. И вопрос прежде всего в том какую "сверхзадачу" преследует любая подобная "альтернатива". История это ведь не набор фактов (тем более что многие из них непроверяемы или сомнительны) а некий базис, стержень, фундамент на котором строится личность как часть общего.
      1. Зрелый натуралист
        0
        13 сентября 2013 19:11
        Цитата: Даос
        История это ведь не набор фактов (тем более что многие из них непроверяемы или сомнительны) а некий базис, стержень, фундамент на котором строится личность как часть общего.

        То, что Вы написали называется "идеологией", а вот история - это, как раз, набор фактов. И уже идеологи трактуют их кому как удобнее.
  34. 0
    15 сентября 2013 17:52
    Не идеология,а историография-часть исторической науки,в которой очень подробно изучаются различные точки зрения на определенные события
    Предмет очень серьезный.
    Изучается на исторических факультетах в качестве самостоятельной дисциплины.
    Как правило с первого раза не сдается, со второго тоже.