Military Review

World War I: the battle of propagandists

10
World War I: the battle of propagandistsFrom the editors. The approach of war dramatically changes the information picture in the country: news carefully filtered by censorship, electronic media are placed under state control, newspaper pages are filled with paid comments. According to the media, it is easy to see whether the country is going or not going to start fighting. The fact that the United States had already decided to intervene in Iraq could definitely be judged as early as September 2002, when, as Noam Chomsky put it, the media began to beat the “drums of war”. Are they hitting now when Obama announced his decision to launch a limited strike on Syria? If beaten, how deafening is their crash? Is this rumble comparable to what was heard on 2002? Why did the “drums of war” have subsided a little, and if they have subsided, will the guns die with them?


Our new topic in the Ideas category is devoted specifically to military propaganda, its quality in the United States and Russia, and the ability of journalists and the audience to resist it. We start this topic with a new essay by our regular author Vasily Molodyakov, who tells how British and German propagandists competed in the pages of the American press during the First World War. By the way, a little later we will tell about Russian propagandists who tried to attract American society to the side of the Entente. It would be interesting to find out who is now working in the American press for the interests of other countries and how influential certain international journalistic lobbies are in the United States today.

* * *

“The Great War differed from previous conflicts primarily in the recognition of the power of public opinion,” argued George Creel, the chief military officer of Wilson America in 1920, head of the Public Information Committee. “It was a struggle for people's consciousness.”

“There was no more fertile field for propaganda than the United States in the early years of the war,” added British politician Arthur Ponsonbi eight years later, at the height of a debate about “propaganda” and its role in the recent war.

Both the central powers and the countries of the Entente (“allies”) tried to attract the sympathies of the Americans to their side, but their strategic goals were fundamentally different. The possibility of the United States entering the war on the side of the former was excluded, therefore the goal of German propaganda was threefold: "strengthen the forces of Germany, weaken its opponents, keep America out of the war." This formulation belongs to the leading pro-German propagandist in the US, George Sylvester Virek. The Entente sought the participation of the "great overseas democracy" in the struggle against "despotic Kaiserism" and "Prussian militarism."

“No one stands up for the Germans,” Russian Ambassador to Washington Yury Bakhmetev told Foreign Minister Sergei Sazonov about 28 of August 1914, “or at least no one dares to speak out against such an overwhelming majority, and not a single newspaper found it would even remain completely neutral: they all united against Germany. " The foregoing referred primarily to the New York press - the monopolist in the field of international information.

Why did it happen?

“American newspapers receive news mainly from English sources,” William Randolph Hurst reminded 4 of August. “The“ military news ”arriving here is filtered through the British press and therefore, willy-nilly, they are painted in favor of England, France and Russia against Germany and Austria.”

“From year to year, the American public saw Europe every day in a distinctly British perspective,” Walter Mills noted in his book The Way to War (1935). - Few of our newspapers had their offices there, and those who had had too few trained correspondents. In Berlin there were one or two sensible American newspapers, in Petersburg, perhaps, not one, and news from Paris came mainly of secular or cultural, but not of political content. Our newspapers and news agencies covered European politics from London. London bureaus took care of correspondents on the continent, collected and transmitted messages, generously borrowing news and information from British newspapers and magazines, simply because their sources were better. The common language and lack of qualified personnel often prompted Americans to hire the British. ”

“During the years of neutrality, American newspapers were the main target of the British propaganda campaign,” Horas Peterson wrote in his book “Propaganda for War” (1939). - In almost all cases, they agreed with her position. Therefore, the American press of these years should not be viewed as a mirror reflecting the attitude of compatriots to the war, but as the main means of British influence on the Americans. ”

A poll conducted in November among 1914 editors of American newspapers in November 367 showed that supporters of the Entente exceeded supporters of the Central Powers five times (105 versus 20), but two thirds of the respondents (242) were in favor of neutrality.

“Strictly speaking,” the British intelligence officer Norman Tuejs remarked to Virek at the end of the 1920's, “before the entry of America into the war there was no British propaganda”. “Recognize,” he said, “that British propaganda in the United States began in 1776 and continues to this day.” “This is counter-propaganda,” retorted the former opponent. - We corrected the mistakes. We did not try to spread pro-British opinions through the press. ”

For some reason I could not believe it. Charles Nagel, the taft administration's trade minister, said in 1922 that British propaganda had sowed "distrust, disagreement and discord" among Americans, adding: "Who says the same offices are not working today?" Ex-Congressman Richard Barthold exclaimed in his memoirs:

“Too many honest Americans unwisely turned a blind eye to the danger of a many-headed monster named British Propaganda. Today, as for decades, this octopus hangs over our continent from ocean to ocean. Under his pernicious influence история falsified, and the consciousness of our children of non-English descent is poisoned by the poison of hatred against their kinsmen. ”

From the first days of the war, British propaganda in the United States was led by former Sir Gilbert Parker, a writer and traveler. He compiled regular reviews of the local press and public opinion for the cabinet, distributed tens of thousands of addresses to the Wellington House government propaganda bureau, sent a weekly news and commentary to the 360 newspapers reflecting London’s position, organized lecture tours and interviews of famous British, supported correspondence with thousands of people, trying to influence their position and at the same time collecting information.

“The cards included in the books contained only the name and address of Sir Gilbert and no indication of Wellington House,” noted James Squires, one of the first researchers of British military propaganda, in 1935. “It created the impression that the caring and kind Englishman was just doing a simple duty to American friends, sending them literature and inviting them to speak about it or about the war in general.”

The German-speaking press of the USA could not compete with the English-speaking one because of its small size, lack of organization and lack of support from the Futherland. Even the most prominent German-language newspaper of the New World - the New York Staats attracted the attention of Berlin only with the start of the war.

“The statements of the enemies,” wrote shortly after the war the former ambassador to Washington, Count Johann von Bernstorff, “that German propaganda in the United States was actually organized many years before the war, and therefore we had an organization with branches in 1914. in every part of the country, unfortunately, are completely unfounded. It is regrettable that before the war the German side, despite my repeated warnings, did nothing. We have always lacked money to maintain contacts and cooperation with the American press. Even with the German-American newspapers there was no organized communication. It is well known that in Germany of that time they did not understand the power of public opinion in democratic countries. ”

Creel was of a different opinion: “From the very beginning, Berlin clearly understood the military significance of public opinion and spent millions on conquering or seducing it.”

“The German representatives,” Virek said ironically, “were afraid of responsibility for the million-dollar deal. They felt obliged to take into account every cent spent. One cannot deny the possibility that several millions of dollars invested could save the German Empire from billions of reparations and change the course of history. ”

However, the diplomats didn’t sit with folded hands: since 1905, the German embassy annually spent thousands of stamps on 20 propaganda. In the 1909 year, the first year of Bernstorff’s tenure, 17, thousands of them, were received by international analyst James Davenport Welple for articles that the ambassador considered useful: on Germany’s achievements and peacefulness and on the benefits of friendship with her.

“From the very first days of the crisis, the American public received from their own newspapers the basis of what later became the“ Allied ”version of events,” Mills recalled twenty years after the events described. - However, the British, not content with the already existing dominance in the press and the influence on the reader, decided to physically secure a monopoly on information. On August 2, before officially entering the war, they imposed censorship on their transatlantic telegraph lines, accepting messages in English only. 4 August, a few hours after the declaration of war in Germany, the British fleet cut the cables belonging to the latter, so that they could not be restored. Peterson called it "the first act of censorship and at the same time the first act of propaganda," so the claims that "allied" propaganda lagged behind the German one did not stand up to criticism. Nagel complained:

“Unilateral, biased, false news flooded our country. Public opinion was successfully made prejudiced, because all the information came from one side. Our natural sense of fair play requires information from both sides. We have the right to know, we are obliged to know the truth, ”and even called this measure“ the biggest tactical mistake ”of the British, since“ monopoly is a cunning thing, dangerous primarily for the one who possesses it ”.

The old politician thought in the pre-war categories, and he was not alone.

“The embassy in Washington,” recalled the military attache Franz von Papen, the future chancellor, “was completely inactive. The Ministry of Foreign Affairs in Berlin was so not ready for war that it did not even reflect on the possibility that the British would block the channels of communication. ”

The only "window to the world" remained radio stations in Sayvill on Long Island, near New York, and in Tuckerton, the State of New Jersey, which supported the communication with Germany. Radio communication between countries was established on 28 on January 1914 of the year; during the first session, the Kaiser congratulated the President on this.

September 5 Wilson ordered the navy department to take control of Tuckerton. Censorship was introduced at the station in Sayville, aired 4 on the air 24 hours a day.

Having won the time, the “allies” filled the press of New World with reports about their victories (there were mainly Belgian and French geographical names, but who among the Americans understood them) and about “German atrocities”. Already 4 August Papen saw the arshin headlines "40 thousands of Germans captured under Liege" and "Kronprits committed suicide." American poet of Irish descent, Seamus O'Shil, who became an anti-British journalist with the beginning of the war, in the pamphlet "A Journey through the Country of Headlines" clearly and with specific examples - six pages of illustrations - showed the bias of American newspapers and the exaggerated nature of many sensations.

The title bar about German successes, the defeats of the "allies" and their violation of US interests was defiantly left blank. The pamphlet was in demand and not just reprinted, but could not change the situation.

“The main thing,” Bernstorff reminded, “which side used to give news, since the first impression remains. The amendments are always in vain, especially because they are printed in small print and not in a prominent place. ”

The statement of the five American correspondents, seconded to the German army on the Western Front, appeared on September 11 on the first page of The New York Times, but it was not it that was remembered, but the fabrications that journalists denied with the word of honor. By focusing on the "atrocities", the Entente propaganda made them a powerful means of influence, which the enemy did not understand and did not appreciate in time.

The German occupation of Belgium and the north of France was indeed tough, with punitive measures against partisans and hostages. However, in the middle of the 1920-s, the English propagandists themselves abandoned the most famous "horror stories" like Belgian children with severed arms, a crucified Canadian, and so on.

"In war, fakes are recognized and very useful weapons- summarized Ponsonby. “All countries deliberately use them to deceive their own people, attract neutrals to their side and mislead the enemy.”

So on the margins and footers of America began the First World War.
Author:
Originator:
http://www.terra-america.ru/
10 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. xetai9977
    xetai9977 14 September 2013 08: 21 New
    +6
    The article proves how great the role of propaganda is.
    1. brewhouse
      brewhouse 14 September 2013 09: 46 New
      +3
      The article proves that in order to not fall under the influence of propaganda, the government must have good intelligence.
  2. Rakti-kali
    Rakti-kali 14 September 2013 08: 47 New
    0
    N-yes ... Dr. Goebels did not grow from scratch - there was someone to take an example from. And he learned the lesson of his Anglo-Saxon teachers well.
    1. smile
      smile 14 September 2013 15: 10 New
      +4
      Rakti-kali
      Perhaps the first head of state to equate the pen with a bayonet, comrade Napoleon, who created a truly effective propaganda machine that worked systematically with both his own and others. Even the Anglo-Saxons had to learn from him. Well, Goebbels had already expanded and killed ... By the way, he didn’t come up with anything new about us — all his pearls about us, bad ones, are plagiarism from 19th century Napoleonic and Anglo-Saxon stamps.
      1. xetai9977
        xetai9977 14 September 2013 19: 48 New
        +5
        I once read a book, "The History of Intelligence". It turns out that reconnaissance has been conducted since the time of the Assyrians. And in the Middle Ages, the level of intelligence was not inferior to the current one, with encrypted records, conventional signs, etc.
        1. smile
          smile 14 September 2013 22: 25 New
          +4
          xetai9977
          this is right. Well. and what doubts can be, I think, even when the monkeys were thinking, to become humans or not, they were already trying to spy on a neighboring flock ... :)))
          And ciphers, codes have not changed much since then ... just like the methods of implementation and espionage.
  3. july
    july 14 September 2013 09: 40 New
    +2
    Americans are a strange nation, they certainly succeeded in what this state was created for - for personal prosperity. But at what cost? All the strength of mind to put on the conventions of life and how the Papuans are hung up with worthless rattles, while selling their souls to their greed and gain. Therefore, it is logical that they did not understand the situation at that time, as they do not understand now. But by and large they don’t need it, it distracts them from business, this sacred cow of America. That's how our era of a rational person gives birth to a brainless person.
  4. Kukota
    Kukota 14 September 2013 18: 37 New
    +3
    Quote: July
    That's how our era of a rational person gives birth to a brainless person.


    And it all starts with childhood. Here you are - today I saw in the online store.
    1. msv
      msv 14 September 2013 23: 45 New
      +1
      It’s just that they’re clueless, they don’t know that there were Molotov cocktails and not Molotov cocktails ...
  5. omsbon
    omsbon 15 September 2013 08: 36 New
    0
    The last of Gebels in lies, the "brave" Georgian Sahak, learned all the tricks of lies for the whole world well, but it did not help him much.
  6. knn54
    knn54 15 September 2013 11: 46 New
    0
    “No one stands firmly behind the Germans,” Yuri Bakhmetev, Russian ambassador to Washington, reported on August 28, 1914 ...
    GUARANTEED audience of German propaganda is 8 million immigrants from Germany from the 105 millionth US population. Polish and Jewish immigrants wished for the defeat of Russia, Irish - for Great Britain ...
    “The Embassy in Washington,” recalled military attache Franz von Papen, the future chancellor, “was completely inactive. The Ministry of Foreign Affairs in Berlin was so unprepared for war that it did not even think about the possibility that the British would block the channels of communication. "
    The German military attaché, Captain F. von Papen, warned the leadership in Berlin: “If you do not succeed in protecting the United States from joining our adversary’s coalition, you will lose the war ... The enormous material and moral resources that the United States possess are completely underestimated, and I’m sure that public opinion is DIFFERENTLY DIFFERENT from what it was observed in the recent past ”
    An unimportant factor that helped Great Britain and France beat Germany in the struggle for the sympathy of US citizens — UNDERSTANDING by the Germans of the Yankees psychology. Well, the linguistic closeness of American and European democracies. The commonality of views and mutual sympathies of influential businessmen and politicians of the two countries, a large number of British military orders to US enterprises played a role. The main thing is KNOWLEDGE of British and French propagandists of American public opinion. And the clumsy actions of German diplomats trying to paralyze the Entente’s orders at US plants — sabotage and sabotage and Berlin’s desire to play the role of Washington’s “elder brother”.
    The United States became aware of the directive of the German ambassador to Mexico: if the United States decides to enter the war, encourages the Mexican leadership to start military operations against them, promising after the victory to transfer to it the territories previously annexed to the United States ...

Первая мировая: битвы пропагандистов

Первая мировая: битвы пропагандистовОт редакции. Приближение войны резко меняет информационную картину в стране: новости тщательно фильтруются цензурой, электронные СМИ ставятся под государственный контроль, газетные полосы заполняются проплаченными комментариями. По состоянию СМИ легко увидеть, собирается или не собирается страна начать боевые действия. О том, что США уже приняли решение об интервенции в Ирак, можно было со всей определенностью судить уже в сентябре 2002 года, когда, как выразился Ноам Хомский, в СМИ начали бить «барабаны войны». Бьют ли они сейчас, когда Обама заявил об уже принятом им решении нанести ограниченный удар по Сирии? Если бьют, то насколько оглушителен их грохот? Сравним ли этот грохот с тем, что раздавался в 2002? Почему «барабаны войны» чуть стихли, а если стихли они, то не стихнут ли вместе с ними и пушки?

Наша новая тема в рубрике Идеи посвящена именно военной пропаганде, ее качеству в США и в России, и способности журналистов и аудитории ей сопротивляться. Начинаем же мы эту тему с нового очерка нашего постоянного автора Василия Молодякова, который повествует о том, как соперничали в годы первой мировой войны на страницах американской прессы британские и немецкие пропагандисты. Кстати, чуть позже мы расскажем и о русских пропагандистах, которые пытались привлечь американское общество на сторону Антанты. Интересно было бы узнать и о том, кто сейчас в американской печати работает на интересы других стран и насколько влиятельны те или иные международные журналистские лобби сегодня в Соединенных Штатах.

* * *


«Великая война отличалась от предыдущих конфликтов прежде всего признанием силы общественного мнения, – утверждал в 1920 году главный «военный пиарщик» вильсоновской Америки Джордж Крил, глава Комитета общественной информации. – Это была борьба за сознание людей».

«Не было более благодатного поля для пропаганды, чем Соединенные Штаты в первые годы войны», – добавил британский политик Артур Понсонби восемь лет спустя, в разгар споров о «пропаганде» и ее роли в недавней войне.

И центральные державы, и страны Антанты («союзники») старались привлечь симпатии американцев на свою сторону, но их стратегические цели были принципиально разными. Возможность вступления США в войну на стороне первых исключалась, поэтому цель германской пропаганды была троякой: «укреплять силы Германии, ослаблять ее противников, удерживать Америку вне войны». Эта формулировка принадлежит ведущему про-германскому пропагандисту в США Джорджу Сильвестру Виреку. Антанта добивалась участия «великой заокеанской демократии» в борьбе против «деспотического кайзеризма» и «прусского милитаризма».

«За немцев не стоит решительно никто, – докладывал 28 августа 1914 года российский посол в Вашингтоне Юрий Бахметев министру иностранных дел Сергею Сазонову, – или, по крайней мере, никто не решается высказаться против такого подавляющего большинства, и не нашлась ни одна газета, которая бы даже оставалась вполне нейтральной: все соединились против Германии». Сказанное относилось прежде всего к нью-йоркской прессе – монополисту в сфере международной информации.

Почему так произошло?

«Американские газеты получают новости в основном из английских источников, – напомнил Уильям Рандольф Хёрст 4 августа. – Поступающие сюда «военные новости» процежены через английскую прессу и потому волей или неволей окрашены в пользу Англии, Франции и России против Германии и Австрии».

«Из года в год американская публика ежедневно видела Европу в отчетливо британской перспективе, – отметил Уолтер Миллс в книге «Путь к войне» (1935). – Мало кто из наших газет имел там свои бюро, а те, кто имел, располагали слишком малым количеством подготовленных корреспондентов. В Берлине были один или два толковых американских газетчика, в Петербурге, пожалуй, ни одного, а из Парижа шли новости в основном светского или культурного, но не политического содержания. Наши газеты и информационные агентства освещали европейскую политику из Лондона. Лондонские бюро опекали корреспондентов на континенте, собирали и передавали сообщения, щедро заимствуя новости и информацию из британских газет и журналов, – просто потому, что их источники были лучше. Общность языка и недостаток квалифицированных кадров часто побуждали американцев нанимать англичан на работу».

«В годы нейтралитета американские газеты были главной целью британской пропагандистской кампании, – писал Хорас Петерсон в книге «Пропаганда в пользу войны» (1939). – Почти во всех случаях они соглашались с ее позицией. Поэтому американскую прессу этих лет следует рассматривать не как зеркало, отражавшее отношение соотечественников к войне, но как основное средство британского влияния на американцев».

Проведенный в ноябре 1914 года среди редакторов 367 американских газет опрос показал, что сторонники Антанты превышали сторонников Центральных держав в пять раз (105 против 20), но две трети респондентов (242) высказались за нейтралитет.

«Строго говоря, – заметил Виреку в конце 1920-х годов английский разведчик Норман Туэйтс, – до вступления Америки в войну там не было никакой британской пропаганды». «Признайте, – возразил тот, – что британская пропаганда в Соединенных Штатах началась в 1776 году и продолжается по сей день». «Это контрпропаганда, – парировал бывший противник. – Мы исправляли ошибки. Мы не пытались распространять пробританские мнения через прессу».

В сказанное почему-то не верилось. Чарльз Нейджел, министр торговли в администрации Тафта, в 1922 году заявил, что британская пропаганда посеяла «недоверие, несогласие и разлад» между американцами, добавив: «Кто скажет, что те же самые конторы не работают и сегодня?». Экс-конгрессмен Ричард Бартольд восклицал в мемуарах:

«Слишком много честных американцев неблагоразумно закрывали глаза на опасность многоглавого чудовища по имени Английская Пропаганда. Сегодня, как и на протяжении десятилетий, этот спрут висит над нашим континентом от океана до океана. Под его пагубным влиянием история фальсифицируется, а сознание наших детей не-английского происхождения отравляется ядом ненависти против их сородичей».

С первых дней войны британскую пропаганду в США возглавил бывший член Палаты общин, писатель и путешественник сэр Гилберт Паркер. Он составлял регулярные обзоры местной прессы и общественного мнения для кабинета министров, распространял по десяткам тысяч адресов издания правительственного пропагандистского бюро «Веллингтон хауз», рассылал в 360 газет еженедельное обозрение новостей и комментариев, отражавшее позицию Лондона, организовывал лекционные турне и интервью именитых британцев, поддерживал переписку с тысячами людей, стараясь влиять на их позицию и одновременно собирая информацию.

«Вложенные в книги карточки содержали только имя и адрес сэра Гилберта и никаких указаний на «Веллингтон хауз», – отметил в 1935 году один из первых исследователей британской военной пропаганды Джеймс Сквайрс. – Это создавало впечатление, как будто заботливый и добрый англичанин всего лишь выполняет простой долг перед американскими друзьями, посылая им литературу и приглашая высказаться о ней или о войне в целом».

Германоязычная пресса США не могла конкурировать с англоязычной в силу малочисленности, неорганизованности и отсутствия поддержки из «фатерлянда». Даже виднейшая немецкоязычная газета Нового света – нью-йоркская «Штаатс» привлекла внимание Берлина лишь с началом войны.

«Утверждения врагов, – писал вскоре после войны бывший посол в Вашингтоне граф Иоганн фон Берншторф, – что германская пропаганда в Соединенных Штатах была на самом деле организована за много лет до войны, и поэтому мы в 1914 году имели в своем распоряжении готовую организацию с отделениями в каждой части страны, к несчастью, лишены всяких оснований. Достойно сожаления, что перед войной германская сторона, несмотря на мои неоднократные предупреждения, ничего не сделала. Нам всегда не хватало денег на поддержание контактов и сотрудничество с американской прессой. Даже с германо-американскими газетами не было организованной связи. Хорошо известно, что в тогдашней Германии не понимали, какую силу имеет в демократических странах общественное мнение».

Иного мнения придерживался Крил: «Берлин с самого начала четко понимал военную значимость общественного мнения и тратил миллионы на то, чтобы завоевать или совратить его».

«Немецкие представители, – иронизировал Вирек, – боялись ответственности за сделку в миллион долларов. Они чувствовали себя обязанными учитывать каждый истраченный цент. Нельзя отрицать возможность того, что несколько вложенных миллионов долларов могли избавить Германскую империю от миллиардных репараций и изменить ход истории».

Впрочем, дипломаты не сидели совсем уж сложа руки: с 1905 года германское посольство ежегодно тратило на пропаганду по 20 тысяч марок. В 1909 году, первом году пребывания Берншторфа в должности, 17 тыс. из них получил аналитик-международник Джеймс Девенпорт Уэлпли за статьи, которые посол считал полезными: о достижениях и миролюбии Германии и о выгодах дружбы с ней.

«С самых первых дней кризиса американская публика получила из своих же газет основу того, что потом стало «союзной» версией событий, – напомнил Миллс через двадцать лет после описываемых событий. – Однако англичане, не довольствуясь уже имевшимся доминированием в прессе и влиянием на читателя, решили физически закрепить за собой монополию на информацию. 2 августа, до официального вступления в войну, они ввели цензуру на своих трансатлантических телеграфных линиях, принимая сообщения только на английском языке. 4 августа, через несколько часов после объявления войны Германии, британский флот перерезал принадлежавшие последней кабели, причем так, чтобы их нельзя было восстановить. Петерсон назвал это «первым актом цензуры и одновременно первым актом пропаганды», поэтому утверждения, что «союзная» пропаганда отставала от немецкой, не выдерживают критики. Нэйджел сетовал:

«Нашу страну наводнили односторонние, необъективные, лживые известия. Общественное мнение успешно сделали предубежденным, поскольку все сведения шли с одной стороны. Наше природное чувство честной игры требует информации с обеих сторон. Мы имеем право знать, мы обязаны знать правду», – и даже назвал эту меру «самой большой тактической ошибкой» англичан, поскольку «монополия – коварная вещь, опасная прежде всего для того, кто ей обладает».

Старый политик мыслил довоенными категориями, причем не он один.

«Посольство в Вашингтоне, – вспоминал военный атташе Франц фон Папен, будущий канцлер, – полностью бездействовало. Министерство иностранных дел в Берлине оказалось настолько не готово к войне, что даже не задумывалось о возможности того, что англичане перекроют каналы связи».

Единственным «окном в мир» остались радиостанции в Сэйвилле на Лонг-Айленде, вблизи Нью-Йорка, и в Такертоне, штат Нью-Джерси, поддерживавшие сообщение с Германией. Радиосвязь между странами была установлена 28 января 1914 года; во время первого сеанса кайзер поздравил с этим президента.

5 сентября Вильсон приказал морскому министерству взять станцию в Такертоне под контроль. На станции в Сэйвилле, выходившей в эфир 4 часа в сутки, была введена цензура.

Выиграв время, «союзники» заполнили прессу Нового света реляциями о своих победах (там фигурировали в основном бельгийские и французские географические названия, но кто из американцев разбирался в них) и о «немецких зверствах». Уже 4 августа Папен увидел аршинные заголовки «40 тысяч немцев взяты в плен под Льежем» и «Кронприц покончил с собой». Американский поэт ирландского происхождения Шеймус О’Шил, с началом войны ставший публицистом антибританской ориентации, в памфлете «Путешествие по стране заголовков» наглядно и на конкретных примерах – шесть полос иллюстраций – показал пристрастность американских газет и дутый характер многих сенсаций.

Полоса для заголовков о германских успехах, поражениях «союзников» и нарушениях ими интересов США была демонстративно оставлена пустой. Памфлет пользовался спросом и не раз допечатывался, но не мог изменить ситуацию.

«Главное, – напомнил Берншторф, – какая сторона раньше даст новости, поскольку остается первое впечатление. Поправки всегда напрасны, особенно потому, что печатаются мелким шрифтом и не на видном месте».

Заявление пяти американских корреспондентов, прикомандированных к германской армии на Западном фронте, появилось 7 сентября на первой странице The New York Times, но запомнилось не оно, а те выдумки, которые журналисты опровергали словом чести. Сосредоточившись на «зверствах», антантовская пропаганда сделала их мощным средством воздействия, чего противник вовремя не понял и не оценил.

Немецкая оккупация Бельгии и севера Франции, действительно, отличалась жесткостью, с применением карательных мер против партизан и заложников. Однако в середине 1920-х годов английские пропагандисты сами отказались от наиболее известных «страшилок» вроде бельгийских детей с отрубленными руками, распятого канадца и так далее.

«На войне фальшивки являются признанным и очень полезным оружием, – суммировал Понсонби. – Все страны сознательно используют их для того, чтобы обманывать собственный народ, привлекать нейтралов на свою сторону и вводить в заблуждение противника».

Так на полях и колонтитулах Америки начиналась Первая мировая война.
Автор: Василий Молодяков
Первоисточник: http://www.terra-america.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. xetai9977 14 сентября 2013 08:21
    Статья доказывает, сколь велика роль пропаганды.
    1. пивовпузе 14 сентября 2013 09:46
      Статья доказывает, что руководству государства, чтобы не попасть под действие пропаганды, надо иметь хорошую разведку.
      пивовпузе
  2. Rakti-Kali 14 сентября 2013 08:47
    Н-да... доктор Гебельс не на пустом месте вырос - было с кого брать пример. И он хорошо выучил урок своих учителей - англосаксов.
    1. smile 14 сентября 2013 15:10
      Rakti-Kali
      Пожалуй первый глава государства, приравнявший перо к штыку-товарищ Наполеон, создавший по-настоящему эффективную пропагандистскую машину, системно работавшую как со своими, так и с чужими. Даже англосаксам пришлось у него учиться. Ну, а Геббельс уже расширил и углУбил...Кстати, про нас он ничего нового не придумал-все его перлы о нас, нехороших,-плагиат с наполеоновских и англосаксонских штампов 19 века.
      1. xetai9977 14 сентября 2013 19:48
        Прочитал когда-то книгу-"История разведки". Оказывается разведка велась ещё со времён ассирийцев. А в средневековье уровень разведки не уступал нынешнему, с шифрованными записями, условными знаками и т.д.
        1. smile 14 сентября 2013 22:25
          xetai9977
          сё верно. Ну. а какие могут быть сомнения-думаю, еще когда обезьяны раздумывали-становиться им человеками или не надо-они уже тогда старались шпионить за соседской стаей...:)))
          А шифры, коды с тех пор не так уж и изменились...точно также, как и методы внедрения и шпионажа.
  3. July 14 сентября 2013 09:40
    Американцы странная нация, они конечно добились успеха в том, ради чего и было создано это государство - для личного процветания. Но какой ценой? Все силы духа положить на условности жизни и как папуасы обвешаться никчёмными погремушками, продав при этом души свои алчности и наживе. Потому закономерно, что они и не разбирались в тогдашней ситуации, как не разбираются и сейчас. Да по большому счёту им это и не надо, это ведь отвлекает их от бизнеса, этой священной коровы Америки. Вот так наша эпоха из человека разумного рождает человека безмозглого.
    July
  4. Kukota 14 сентября 2013 18:37
    Цитата: July
    Вот так наша эпоха из человека разумного рождает человека безмозглого.


    А начинается всё это с детского возраста. Вот пожалуйте - сегодня увидел в интернет магазине.
    1. msv 14 сентября 2013 23:45
      Просто они, бестолочи, не знают, что были бутылки с зажигательной смесью, а не с горячительной...
      msv
  5. omsbon 15 сентября 2013 08:36
    Последыш гебельса по лжи, "храбрый" грузин саак, все приемы вранья на весь мир усвоил хорошо, но помогло ему это мало.
  6. knn54 15 сентября 2013 11:46
    -«За немцев не стоит решительно никто, – докладывал 28 августа 1914 года российский посол в Вашингтоне Юрий Бахметев…
    ГАРАНТИРОВАННАЯ аудитория немецкой пропаганды - это 8 млн. выходцев из Германии из 105-миллионного населения США. Польские и еврейские эмигранты желали поражения России, ирландские — Великобритании…
    -«Посольство в Вашингтоне, – вспоминал военный атташе Франц фон Папен, будущий канцлер, – полностью бездействовало. Министерство иностранных дел в Берлине оказалось настолько не готово к войне, что даже не задумывалось о возможности того, что англичане перекроют каналы связи».
    Военный атташе Германии капитан Ф. фон Папен предупреждал руководство в Берлине: «Если вы не преуспеете в том, чтобы уберечь Соединённые Штаты от вступления в коалицию наших противников, вы проиграете войну… Колоссальные материальные и моральные ресурсы, которыми располагают Соединённые Штаты, совершенно недооценены, и я уверен, что общественное мнение СИЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ от того, каким его наблюдали в недавнем прошлом»
    НЕМАЛОВАЖНЫЙ фактор , который помог Великобритании и Франции переиграть Германию в борьбе за симпатии граждан США-НЕПОНИМАНИЕ немцами психологии янкесов. Ну и языковая близость американской и европейских демократий. Сыграли роль общность взглядов и взаимные симпатии влиятельных бизнесменов и политиков двух стран, большое количество английских военных заказов предприятиям США. Главное - ЗНАНИЕ британских и французских пропагандистов американского общественного мнения. И неуклюжие действия немецких дипломатов, пытавшихся парализовать выполнение заказов Антанты на заводах США - саботаж и диверсии и стремление Берлина играть роль «старшего брата» Вашингтона.
    США стало известно об указании послу Германии в Мексике: если США решат вступить в войну, побудить мексиканское руководство начать военные действия против них, обещая после победы передать ей территории, ранее аннексированные США…

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня