Реакторы на торговых судах. Конец романтики

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


Белоснежных надстроек этого лайнера никогда не коснется копоть дымовых труб. Компактные силовые установки невероятной мощности, недостижимая прежде скорость, экономичность и неограниченная дальность плавания.

Таким представляли идеальный корабль в середине XX века. Казалось еще чуть-чуть, и ядерные силовые установки неузнаваемо изменят облик флота – человеческая цивилизация с надеждой и ликованием встречала наступившую Эру Атома, готовясь в скором времени воспользоваться всеми преимуществами «даровой» энергии радиоактивного распада вещества.


В 1955 году, в рамках программы «Мирный атом», президент Эйзенхауэр озвучил планы о создании судна с ядерной силовой установкой (ЯСУ) – концепт-демонстратор перспективных технологий, чье появление ответит на вопрос о целесообразности применения ЯСУ в интересах торгового флота.

Реактор на борту обещал немало соблазнительных преимуществ: атомоходу требовалась заправка один раз в несколько лет, корабль мог длительное время оставаться в океане без необходимости захода в порт – автономность атомохода ограничивалась лишь выносливостью экипажа и запасами продовольствия на его борту. ЯСУ обеспечивала высокую экономическую скорость хода, а отсутствие топливных цистерн и компактность силовой установки (по крайней мере, так казалось инженерам-кораблестроителям) позволит обеспечить дополнительное пространство для размещения экипажа и полезного груза.

В то же время, исследователи отдавали себе отчет в том, что использование ядерной силовой установки вызовет немало сложностей с её последующей эксплуатацией – меры по обеспечению радиационной безопасности и связанные с этим трудностей по посещению многих зарубежных портов. Не говоря о том, что строительство столь экзотического судна изначально «влетит в копеечку».

Не стоит забывать, что речь идет о середине 1950-х – не прошло и года, как в радиоэфире прозвучало историческое сообщение «Underway on nuclear power» (Идем на атомной энергии!), отправленное с борта подлодки «Наутилус» в январе 1955 года. Специалисты в области кораблестроения имели самые расплывчатые представления об ядерных реакторах, их особенностях, сильных и слабых сторонах. Как обстоят дела с надежностью? Сколько стоит их жизненный цикл? Смогут ли обещанные преимущества ЯСУ перевесить недостатки, связанные со строительством и эксплуатацией гражданского атомохода?

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


На все вопросы должна была ответить NS Savannah – 180-метровая белоснежная красавица, спущенная на воду в 1959 году.

Экспериментальный грузопассажирский атомоход полным водоизмещением 22 тысячи тонн. Экипаж – 124 человека. 60 пассажиро-мест. Единственный ядерный реактор тепловой мощностью 74 МВт обеспечивал экономическую скорость хода 20 узлов (весьма и весьма солидно, даже по современным меркам). Одной зарядки реактора хватало на 300 000 морских миль (полмиллиона километров).

Название судна было выбрано не случайно – «Саванна» - именно такое имя носил парусно-паровой пакетбот, первым из пароходов пересекший Атлантику в 1819 году.

«Саванна» создавалась, как «голубь мира». Супер-корабль, объединивший в себе самые современные достижения науки и техники, должен был познакомить Старый Свет с технологиями «мирного атома» и продемонстрировать безопасность кораблей с ЯСУ (янки работали на перспективу – в будущем это облегчит заход в иностранные порты атомных авианосцев, крейсеров и подлодок).

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


Стремясь подчеркнуть особый статус атомохода, дизайнеры придали ему облик роскошной яхты – удлиненный корпус, стремительные обводы, белоснежные обтекаемые надстройки с обзорными площадками и верандами. Даже грузовые стрелы и грузоподъемные механизмы имели привлекательный облик – ничуть не похоже на торчащие ржавые мачты обычных сухогрузов.

Немалое значение уделялось интерьерам: изначально на борту атомохода были обустроены 30 кают класса «люкс» с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 75 мест, богато украшенный живописью и скульптурами, салон-кинозал, бассейн и библиотека. Кроме того, на борту имелась лаборатория радиационного контроля, а камбуз украшало новейшее «чудо техники» – микроволновая печь с водяным охлаждением, подарок от фирмы Ratheyon.

За все сверкающее великолепие было заплачено «звонкой монетой».
47 миллионов долларов, из которых 28,3 миллиона было потрачено на ЯСУ и ядерное топливо.

Поначалу казалось, что результат стоил всех вложений. «Саванна» обладала отличной мореходностью и рекордной скоростью хода среди всех прочих грузовых судов тех лет. Ей не требовались регулярные заправки топливом, а облик атомохода производил сильное впечатление на любого, кому удалось вблизи (или хотя бы издали) увидеть это роскошное чудо техники произведение искусства.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики

Вестибюль

Увы, любому судовладельцу было достаточно одного взгляда, чтобы понять: «Саванна» нерентабельна. В трюмах и на грузовых палубах атомохода помещалось всего лишь 8500 тонн груза. Да любое судно аналогичных размеров имело в три раза большую грузоподъемность!

Но и это еще не все – слишком стремительные обводы и удлиненная носовая часть судна заметно усложняли погрузочные операции. Требовался ручной труд, все это приводило к задержкам в доставке и простоям в портах назначения.

Топливная экономичность, благодаря атомному реактору?
О, это великая тема, требующая развернутого ответа.

Как оказалось на практике, ЯСУ вместе с активной зоной реактора, контурами теплоносителя и сотнями тонн биологической защиты оказалась гораздо крупнее, чем машинное отделение обычного сухогруза (это при том, что полностью отказаться от обычной ГЭУ инженеры не решились – на борту «Саванны» сохранилась пара аварийных дизель-генераторов с запасом топлива).

Реакторы на торговых судах. Конец романтики

За наглухо задраенной дверью - реакторный отсек

Мало того, для управления атомоходом требовался в два раз больший экипаж – все это еще более удорожало стоимость эксплуатации и уменьшало количество полезного пространства на борту атомного судна. Также, стоит отметить разницу в затратах на содержание высококлассных специалистов-атомщиков, по сравнению с мотористами и механиками на обычном сухогрузе.

Для обслуживания судна требовалась специальная инфраструктура и регулярные проверки на предмет радиоактивности и нормальной работы реактора.
Наконец, стоимость 32-х тепловыделяющих элементов из диоксида урана (суммарная масса U-235 и U238 – семь тонн) с учетом работ по их замене и последующей утилизации – обошлось не дешевле заправки судна обычным мазутом.

Позже будет подсчитано, что ежегодные эксплуатационные затраты «Саванны» превышали показатели аналогичного по грузоподъемности сухогруза типа «Маринер» на 2 млн. долларов. Разорительная сумма, особенно в ценах полувековой давности.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики

Лаз в преисподнюю. Реактор "Саванны"


Впрочем, это еще пустяки - настоящие проблемы ожидали «Саванну» по прибытии в Австралию. Атомоход просто не пустили в австралийские территориальные воды. Аналогичные истории произошли у берегов Японии и Новой Зеландии.

Каждому заходу в зарубежный порт предшествовала длительная бюрократическая волокита – требовалось представить полную информацию о судне и сроках захода в порт, в объеме, достаточном для того, чтобы портовые власти смогли принять необходимые меры безопасности. Отдельный причал с особым режимом допуска. Охрана. Группы радиационного контроля. На случай возможной аварии, рядом с атомоходом круглосуточно стояли «под парами» несколько буксиров, готовые в любой момент вывести радиоактивную груду металла за пределы акватории порта.

Случились то, чего больше всего опасались создатели «Саванны». Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, вкупе с шокирующими результатами журналистских расследований на тему последствий радиационного облучения сделали свое дело – власти большинства стран неиллюзорно боялись судна с ЯСУ и крайне неохотно пускали «Саванну» в свои территориальные воды. В ряде случаев визит сопровождался серьезными акциями протеста со стороны местного населения. Возмущались «зеленые» - в СМИ проникла информация о том, что «Саванна» ежегодно сливает за борт 115 тысяч галлонов технической воды из системы охлаждения реактора - несмотря на все оправдания специалистов-атомщиков в том, что вода нерадиоактивна и не соприкасается с активной зоной.

Разумеется, какое-либо коммерческое использование атомохода в таких условиях оказалась невозможным.
За 10 лет своей активной карьеры (1962-1972 гг.) «Саванна» прошла 450 тыс. миль (720 тыс. км), посетила 45 зарубежных портов. На борту атомохода побывали свыше 1,4 миллиона зарубежных гостей.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики

Пост управления ЯСУ

Образно выражаясь, «Саванна» повторила путь своего знаменитого предка – парусный пароход «Саванна», первый из пароходов пересекший Атлантику, также оказался на свалке истории – судно-рекордсмен оказалось нерентабельным в круговороте серых будней.

Что касается современного атомохода, то, несмотря на свой провальный дебют в роли грузопассажирского судна, «Саванна» немало потешила самолюбие американской нации и, в целом, смогла изменить представление о кораблях с ЯСУ, как о смертельно опасных и ненадежных образцах техники.

После перевода в резерв, «Саванна» с заглушенным реактором 9 лет провела на стоянке в порту одноименного городе в штате Джорджия, городское правительство предлагало планы о переоборудовании судна в плавучий отель. Однако, судьба распорядилась иначе - в 1981 году «Саванну» поставили в качестве экспоната в морском музее «Пэтриот Поинт». Однако и здесь её ждала неудача – несмотря на возможность прогуляться по роскошным салонам и заглянуть сквозь окно в настоящий реакторный отсек, посетители не оценили легендарный атомоход, сосредоточив все внимание на пришвартованном неподалеку авианосце «Йорктаун».

В настоящий момент обновленная и подкрашенная «Саванна» тихо ржавеет в порту г. Балтимор, и дальнейшая её судьба остается неясной. Несмотря на статус «исторического объекта» все чаще звучат предложения отправить атомоход на слом.

Однако, помимо «Саванны» в мире существовало еще три торговых судна с ядерной силовой установкой - "Отто Ган", "Муцу" и "Севморпуть".

Немецкая драма

Заинтересованное американскими разработками в области ядерных технологий, правительство ФРГ в 1960 году анонсировало собственный проект экспериментального судна с ЯСУ – рудовоз Otto Hahn («Отто Ган»).
В общем и целом, немцы наступили на те же грабли, что и их американские коллеги. К моменту введия «Отто Ган» в эксплуатацию (1968 год), скандальная эйфория вокруг гражданских атомоходов уже близилась к закату – в развитых странах началось массовое строительство АЭС и атомных военных кораблей (подлодок), общественность восприняла Эру Атома, как должное. Но это не спасло атомоход «Отто Ган» от образа малополезного и нерентабельного судна.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


В отличие от американского пиар-проекта, «немец» проектировался как настоящий рудовоз, для работы на трансатлантических линиях. 17 тысяч тонн водоизмещения, один реактор тепловой мощностью 38МВт. Скорость хода 17 узлов. Экипаж – 60 человек (+ 35 человек научный персонал).

За 10 лет своей активной службы «Отто Ган» прошел 650 тыс. миль (1,2 млн. км), посетил 33 порта в 22 странах, доставлял руду и сырье для химического производства в Германию из Африки и Южной Америки.
Немалые сложности в карьере рудовоза вызвал запрет руководства Суэцкого на проход этим кратчайшим путем из Средиземного моря в Индийский океан – утомленные бесконечными бюрократическими ограничениями, необходимостью лицензирования для захода в каждый новый порт, а также дороговизной эксплуатации атомохода, немцы решились на отчаянный шаг.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


В 1979 году «ядерное сердце» было деактивировано и извлечено, взамен «Отто Ган» получил обычную дизельную ГЭУ, с которой и ходит сегодня под флагом Либерии.

Японская трагикомедия

Хитрые японцы не пустили «Саванну» в свои порты, однако сделали определенные выводы – в 1968 году на верфи в Токио был заложен атомный сухогруз «Фукусима» «Муцу».

Жизненный путь этого судна с самого начала был омрачен большим количеством неисправностей – подозревая неладное, японская общественность запретила проводить испытания у причала. Первый запуск реактора было решено провести в открытом океане – «Муцу» отбуксировали на 800 км от побережья Японии.
Как показали дальнейшие события, общественность была права – первый запуск реактора обернулся радиационной аварией: защита реактора не справилась со своей задачей.

По возвращению в порт города Оминато экипаж «Муцу» ждало новое испытание: местный рыбак перегородил путь своей джонкой - убирайте атомоход куда хотите, меня это не волнует. Но в порт он не зайдет!
Отважный японец держал оборону 50 дней - наконец, было достигнуто соглашение на короткий заход в порт Оминато с последующим переводом атомохода на военную базу в Сасебо.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики

Атомоход "Муцу"


Реакторы на торговых судах. Конец романтики

Океанографическое судно "Мирай", наши дни

Трагикомедия японского атомохода «Муцу» продолжалась без малого 20 лет. К 1990 году было объявлено о завершении всех необходимых доработок и корректировок в конструкции атомохода, «Муцу» совершил несколько тестовых выходов в море, увы, судьба проекта была предрешена – в 1995 году реактор был деактивирован и удален, взамен «Муцу» получил обычную ГЭУ. Всем бедам в один миг пришел конец.
За четверть века бесконечных скандалов, аварий и ремонтов, проект торгового атомохода «Муцу» прошел 51 тыс. миль и опустошил японскую казну на 120 млрд. иен (1,2 млрд. долларов).

В настоящий момент бывший атомоход успешно используется в качестве океанографического судна «Мирай».

Русский путь

Этот сюжет кардинально отличается от всех предыдущих историй. Советский Союз – единственный, кто смог найти правильную нишу для гражданских атомоходов и получить с этих проектов солидную прибыль.
В своих расчетах советские инженеры исходили из очевидных фактов. Какие два исключительных преимущества имеются у ядерных силовых установок?

1. Колоссальная концентрация энергии.
2. Возможность её выделения без участия кислорода

Второе свойство автоматически дает ЯСУ «зеленый свет» на подводный флот.

Что касается высокой концентрации энергии и возможности длительной работы реактора без дозаправки и перезарядки – ответ подсказала сама география. Арктика!

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


Именно в полярных широтах лучше всего реализуются преимущества ядерных силовых установок: специфика работы ледокольного флота сопряжена с постоянным режимом максимальной мощности. Ледоколы длительное время работают в отрыве от портов, – уход с трассы для пополнения запасов топлива чреват значительными убытками. Здесь нет никаких бюрократических запретов и ограничений – круши лед и веди караван на Восток: в Диксон, Игарку, Тикси или к Беринговому морю.

Первый в мире гражданский атомоход – ледокол «Ленин» (1957 год) продемонстрировал массу преимуществ по сравнению со своими неатомными «коллегами». В июне 1971 года он стал первым надводным кораблем в истории, кому удалось пройти севернее Новой Земли.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


А на помощь ему уже шли новые атомные исполины – четыре магистральных ледокола типа «Арктика». Этих монстров не мог остановить даже самый прочный лед – в 1977 году «Арктика» добралась до Северного Полюса.
Но это было только начало – 30 июля 2013 года атомный ледокол «50 лет Победы» достиг Полюса в сотый раз!
Атомные ледоколы превратили Северный морской путь в хорошо развитую транспортную артерию, обеспечив круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики. Была исключена необходимость вынужденных зимовок, повышены скорость и безопасность проводки судов.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


Всего их было девять. Девять героев полярных широт - позвольте мне перечислить их поименно:
«Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «50 лет Победы», «Ямал», а также два атомных ледокола с малой осадкой для работы в устьях сибирских рек – «Таймыр» и «Вайгач».

Был у нашей страны и десятый гражданский атомоход – атомный лихтеровоз ледокольного типа «Севморпуть». Четвертое в морской истории торговое судно с ЯСУ. Мощная машина водоизмещением 60 тысяч тонн, способная самостоятельно передвигаться во льдах толщиной 1,5 метра. Длина исполинского корабля – 260 метров, скорость хода в открытой воде – 20 узлов. Грузовая вместимость: 74 несамоходные баржи-лихера или 1300 стандартных 20-футовых контейнеров.

Реакторы на торговых судах. Конец романтики


Увы, судьба оказалась безжалостна к этому замечательному кораблю: с уменьшением потока грузоперевозок в Арктике, он оказался нерентабельным. Несколько лет назад проскальзывала информация о возможном переоборудовании «Севморпути» в буровое судно, однако все оказалось гораздо печальнее – в 2012 году уникальный атомный лихтеровоз был исключен из регистра морских судов и отправлен на слом.

По материалам:
http://www.hnsa.org/
http://www.vevivi.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://www.nssavannah.net/
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 55
  1. Ivan79 12 сентября 2013 08:18
    Жаль что обычным судам так не повезло. Но ведь они были первыми! А наши ледоколы, это да, в праве могут считаться гордостью атомного флота России!
    1. Гражданский 12 сентября 2013 08:40
      Очень обидно за СЕВМОРПУТЬ, небось эффектиный манагер уже с ясу продает в китай
    2. Vadivak 12 сентября 2013 09:02
      Цитата: Ivan79
      А наши ледоколы, это да, в праве могут считаться гордостью атомного флота России!


      Считаться-то они могут, только заслуги современной России тут нет. Это заслуга СССР. И главное правильная концепция, нужный корабль в нужном месте

      Цитата: Автор Олег Капцов
      Всего их было девять. Девять героев полярных широт


      Действующих атомных ледоколов осталось шесть — это «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», проекта 10580 «Таймыр» и «Вайгач».

      Однако в ближайшее время должен решиться вопрос о выводе из эксплуатации атомного ледокола «Россия», В «холодном отстое» уже находятся два атомных ледокола — «Сибирь» и «Арктика». Иными словами, экипажей на борту нет, вода из контуров реактора слита, реакторное оборудование переведено в режим сухого хранения, удалены все твердые и жидкие радиоактивные отходы и все горючие материалы. Суда отключены от пара и электроэнергии, заглушены все отверстия в корпусах. Именно их предстоит утилизировать первым.Кроме того, сейчас ведутся работы по выводу из эксплуатации атомного лихтеровоза «Севморпуть». Они практически закончены.

      А что будет взамен? Ведь атомные ледоколы, пока они есть и работоспособны – это обеспечение безопасности мореплавания во льдах и безопасности (военной и экономической) страны.
      1. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 13:32
        Цитата: Vadivak
        Действующих атомных ледоколов осталось шесть — это «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», проекта 10580 «Таймыр» и «Вайгач».

        Вадим, действующих осталось меньше
        "Россия" и "Советский Союз" в нерабочем состоянии, на "России" начался процесс выгрузки топлива и утилизации
        1. Vadivak 12 сентября 2013 14:43
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          на "России" начался процесс выгрузки топлива и утилизации


          Олег а я как раз про это выше написал.
    3. ka5280 12 сентября 2013 09:15
      Наоборот, очень даже повезло. Вы бы хотели что бы все торг. суда были потенциальными Фукусимами?
      ka5280
      1. Geisenberg 12 сентября 2013 15:36
        Цитата: ka5280
        Наоборот, очень даже повезло. Вы бы хотели что бы все торг. суда были потенциальными Фукусимами?


        Если память не врет на територии РФ ядерных аварий небыло и видимо не будет. Так что плавучая фукусима это больше японская головная боль.

        Интересно тут другое. Почему по севмор пути не ходят буксиры на ядерной тяге с караванами барж. Это помоему следующая за атомным ледоклом идея, лежащая на поверхности.

        PS : А то, что некоторые страны непускают гражданские атомоходы в свои порты помоему банальное западло из зависти.
        1. Nick_1972 12 сентября 2013 17:00
          Память не подводит если говорить о гражданских атомоходах. Если в общем, то сразу вспоминается авария в бухте Чажма в Приморском крае.
          Nick_1972
        2. chehywed 12 сентября 2013 23:42
          Цитата: Geisenberg
          Интересно тут другое. Почему по севморпути не ходят буксиры на ядерной тяге с караванами барж

          Geisenberg ,я 15 лет отработал в ММП и вот,что могу сказать.В сложной ледовой обстановке даже два теплохода с усиленным ледовым классом порой не могут следовать за атомоходом,причём одного он тащит "на усах".В Арктике лёд не статичен, он движется в зависимости от направления ветра. И когда идёт сжатие(ветер гонит лёд к берегу)это действительно страшно,судно весом в 30000 тонн хрустит ,как яичная скорлупа.
        3. ka5280 13 сентября 2013 03:48
          Мировой торг. флот, это несколько десятков тысяч единиц различного класса судов. Если всю эту армаду оснастить ЯУ. Куда девать отработаное ядерное топливо потом?

          ПС : А то, что некоторые страны непускают гражданские атомоходы в свои порты помоему банальное западло из зависти.

          Это здравый смысл!
          ka5280
        4. ka5280 13 сентября 2013 03:56
          http://www.nationmaster.com/graph/tra_mer_mar_tot-transportation-merchant-marine
          -total
          По этой ссылке можете посмотреть статистику зарегестрированых торг. судов по флагам.

          Я не думаю ,что кто то был бы в восторге , если бы где нибудь, в Российском или каком нибудь ином порту, случилась ядерная авария, пусть даже не большая.
          ka5280
  2. Firstvanguard 12 сентября 2013 08:30
    Хитрые японцы не пустили «Саванну» в свои порты, однако сделали определенные выводы – в 1968 году на верфи в Токио был заложен атомный сухогруз «Фукусима» «Муцу».
    laughing wassat good
    местный рыбак перегородил путь своей джонкой - убирайте атомоход куда хотите, меня это не волнует. Но в порт он не зайдет!
    Отважный японец держал оборону 50 дней - наконец, было достигнуто соглашение на короткий заход в порт Оминато с последующим переводом атомохода на военную базу в Сасебо.

    МУЖИК!! fellow drinks Ибо нехрен! wink
    1. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 11:09
      Земля в Японии — большой дефицит, и когда пришло время строить аэропорт для Токио, ближе Нариты места для него не наш­лось. Да и там нашлось только потому, что императорская семья пожертвовала стране свои земельные владения. План аэропорта, однако ж, чуть-чуть прихватил земли, на которых стояли дома, принадлежавшие обычным японцам…

      Этим японцам, как вы понимаете, сильно повезло. Не знаю, как звучит синтоистский аналог поговорки про яичко ко Христову дню, но за нехитрые хибары на окраине забытого богом города правительство отвалило счастливцам суммы, которые никому и не снились.

      Все были довольны. И только один упертый японец продавать свой дом отказался. Не захотел, и все. Почему? Да по кочану. Папа его жил тут, дедушка жил тут, и он планировал, что дети его тоже будут жить тут. Типа малая Родина.



      Сначала власти подумали, что японец хитрит, и назвали цену, от которой память о дедушке должна была испариться вместе с именами детей. И тут выяснилось действительно ужасное: японец не торговался. Он просто хотел жить, где живет. Он отказался продолжать переговоры. Он в гробу и в белых тапочках видел планы партии и правительства.

      Прошу представить коллизию и прикинуть дальнейшие события, исходя из нашего знания о пропорциях человека и государства. О-о, нам ли не знать этих пропорций? Вот уже небось едет на место происшествия ихний раскосый митволь, вот уже бессменный мэр Токио, ушлый член правящей партии, обозвавши упрямого японца жлобом, насылает на него японский ОМОН, вот упрямца выкидывают прочь по решению ручного японского суда…

      Неужто нет?

      А вот нет.

      Ибо пропорции человека и государства в Японии — иные, чем у нас. Можно считать этого человека и отсталым, и зловредным, и просто спятившим, — но вытереть об него ноги безнаказанно не получается. Закон, знаете ли.

      Вы будете смеяться: Конституция!

      И вот посреди токийского аэропорта Нарита стоит частный дом. Его хорошо видно на гугловской карте — милости просим полюбоваться: стоит себе, как ни в чем не бывало, между рулежными дорожками.
      1. Vadivak 12 сентября 2013 11:54
        Цитата: SWEET_SIXTEEN

        едет на место происшествия ихний раскосый митволь, вот уже бессменный мэр Токио, ушлый член правящей партии, обозвавши упрямого японца жлобом, насылает на него японский ОМОН, вот упрямца выкидывают прочь по решению ручного японского суда…


        Олег, ты талант
      2. Geisenberg 12 сентября 2013 15:41
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Не захотел, и все. Почему? Да по кочану. Папа его жил тут, дедушка жил тут, и он планировал, что дети его тоже будут жить тут. Типа малая Родина.


        Без обид, но это идиотизм возведенный в ранг добродетели. Я бы не пожелал да же врагу ростить детей на аэродроме с которого каждую минуту взлетают реактивные самолеты.

        Конституцие - о да, соблюдено, но гражданин и.диот. Его бы по тихому повинтить и освидетельствовать. Наверняка шизой страдает.
        1. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 16:17
          Цитата: Geisenberg
          Без обид, но это идиотизм возведенный в ранг добродетели.

          Мне кажется, что имел место хитрый расчет:
          каждый, кто прибывает в Японию видит, как у в этой стране соблюдаются права человека. Лучшей рекламы для инвесторов не найти

          хотя, конечно, Япония страна удивительная. Вот тоже "говорящая" картинка
          1. Eugeniy_369 12 сентября 2013 17:08
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Вот тоже "говорящая" картинка

            Мдя... говорящая.... what
            Сразу вспоминается - "Наша мил.. ой полиция нас бережет, сначала ловит потом стережет."
            Может до пятерочки скинуть? А на эти денежки пару новых ледоколов и модернизация действующей инфроструктуры? winked
            Eugeniy_369
        2. papik09 13 сентября 2013 06:02
          Шарик! Вы - балбес! Там СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА - превыше всего! А не так как в странах бывшего СССР. am
  3. N.O.M.A.D.E. 12 сентября 2013 08:37
    Спасибо Автору, интересная и позновательная статья! Особенно впечатлило последнее фото "Севморпуть" на фоне людей! wassat
  4. svskor80 12 сентября 2013 08:58
    А еще говорят что эффективность и советский уклад жизни разные вещи. Заработали даже там где буржуи потерпели конфуз и убытки.
    1. Vadivak 12 сентября 2013 09:16
      Цитата: svskor80
      А еще говорят что эффективность и советский уклад жизни разные вещи.


      Доллар стоил 60 коп., а не 33 руб.
      1. Дядька 12 сентября 2013 12:58
        Цитата: Vadivak
        Доллар стоил 60 коп., а не 33 руб.

        А джинсы 100 руб. Зарплата за это счастье... И за ширпотребом давились в очередях. Сейчас вроде наелись, но счастливее не стали...
        1. Vadivak 12 сентября 2013 14:49
          Цитата: Дядька
          А джинсы 100 руб. Зарплата за это счастье... И за ширпотребом давились в очередях. Сейчас вроде наелись, но счастливее не стали...


          Можно было пошить за десятку, я лично ни за чем не давился, но "имел связи". А какое сейчас счастье? Богатые плачут денег нет, бедные плачут денег нет. Всем мало денег.
      2. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 13:35
        Цитата: Vadivak
        Доллар стоил 60 коп., а не 33 руб.

        Ну да, конечно. попробуй обменяй рубли на доллары в то время где-нибудь в Шри-Ланке. Меньше чем 5 за 1 не получится

        60 коп. - искуственный курс, установленный государством. Впрочем, это мало кого волновало в условиях социализма и плановой экономики
  5. ka5280 12 сентября 2013 09:22
    А вообше, на судне, нет звука приятней, чем работаюший на полном ходу 2-х тактний дизель =)
    ka5280
  6. Misantrop 12 сентября 2013 09:56
    32-х тепловыделяющих элементов из диоксида урана (суммарная масса U-235 и U238 – семь тонн)
    И это - на 74 мВт мощности установки wassat И они еще при этом кричали о ее компактности и малой массе? belay Для сравнения, масса топливной загрузки ЯР 2 поколения ВМФ СССР при мощности в 90 мВт равнялась ... всего-то 86 кг. Что называется "ощутите разницу" request lol
    Misantrop
    1. Vadivak 12 сентября 2013 10:14
      Цитата: Misantrop
      Что называется "ощутите разницу"


      Фига себе разница. Даже не верится
      1. Misantrop 12 сентября 2013 10:21
        Цитата: Vadivak
        Даже не верится
        Вот и я был в шоке, когда про их установки впервые узнал. Как на "Саванне" вообще места хватило для размещения подобного ядерного уродца? wassat
        Misantrop
        1. Vadivak 12 сентября 2013 10:55
          Цитата: Misantrop
          Как на "Саванне" вообще места хватило для размещения подобного ядерного уродца


          Получается пароход для двигателя.
          1. Дядька 12 сентября 2013 13:00
            Цитата: Vadivak
            Получается пароход для двигателя.

            Плавучий реактор, старый плавучий чемодан.. laughing
        2. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 11:00
          Цитата: Misantrop
          32-х тепловыделяющих элементов из диоксида урана (суммарная масса U-235 и U238 – семь тонн)И это - на 74 мВт мощности установки

          Мужики, я там скорее всего некорректно написал

          Initial U-235 loading 312.4 kg
          Initial U-238 loading 6787.5 kg

          Average burnup 7352 mwd/ton
          Final enrichment (wt %) 3.63%
          Final U-235 loading 254.8 kg
          U-235 consumed 57.6 kg
          Final Pu-239 loading 17.2 kg
          Final total plutonium loading 19.9 kg
          Percent metal atom burnup 1.06%
          Average thermal neutron flux (at 63.5 mw) 7.2 x 1012

          Чем отличается initial loading (начальная загрузка) от final?
          1. Misantrop 12 сентября 2013 11:05
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Чем отличается initial loading (начальная загрузка) от final?
            Изотопным составом. Выгорание урана-235 в процессе кампании реактора, наработка плутония-239 из урана-238 за это же время, прочие изотопы радиационного распада
            Misantrop
            1. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 11:16
              А вот и разница. Сгоревший уран

              U-235 consumed 57.6 kg

              Выходит и вправду на корабле было 7 тонн? request
    2. Волхов 12 сентября 2013 13:02
      На АПЛ практически оружейный состав топлива, а там практически природный уран.
      Первые немецкие бомбы (снаряды 800 мм) тоже были 7 тонн - без обогащения всё большое.
      Волхов
      1. Misantrop 12 сентября 2013 18:47
        Цитата: Волхов
        На АПЛ практически оружейный состав топлива

        На американских - да, а на советских обогащение было 26-29% (в зависимости от расположения конкретной сборки в активной зоне)
        Misantrop
        1. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 19:18
          Цитата: Misantrop
          На американских - да, а на советских обогащение было 26-29% (в зависимости от расположения конкретной сборки в активной зоне)

          Обогащение топлива реактора "Саванны" - 4,4%
  7. ben gun 12 сентября 2013 10:08
    Спасибо Олег, отличная статья. good
  8. Dimon-chik-79 12 сентября 2013 10:36
    Да жаль уникальное судно
  9. Трус 12 сентября 2013 11:35
    Не помню точно в каком году, в 90-х кажись. "Севморпуть" по Владик пришёл и встал на рейде. В газетах писали: "Мол жители г. Владивостока категорически были против захода. И на основании этого власти запретили постановку к причалу".
    А потом промелькнула инфа, что осадки не хватило.
  10. Slogin 12 сентября 2013 11:45
    Я не понимаю зачем на слом... Можно его продать если не нужен, или в аренду. Китай бы не отказался, или япония... че сразу ломать - то!?
    1. Дядька 12 сентября 2013 13:04
      Цитата: Slogin
      че сразу ломать - то!?

      Да, логика демократов порой непонятна. На Волге масса судоремонтных заводов, основной "фишкой" которых являются тележки, при помощи которых судно достается из воды. Так вот именно они пошли в металлолом при перестройке, а без них завод не имеет смысла, стоят теперь эти СРЗ без заказов, может только надводную часть ремонтировать.
  11. ivachum 12 сентября 2013 12:33
    Цитата: ka5280
    бы все торг. суда были потенциальными


    Скажите, а Вам на машине ездить не страшно? Опасно ведь... Ходите пешком, хотя... а вдруг трамвай переедет? am
    ivachum
    1. ka5280 12 сентября 2013 13:30
      Я так понимаю что специфика торгового флота Вам знакома также хорошо как австралопитекам кибирнетика. =)
      ka5280
  12. srelock 12 сентября 2013 12:35
    "Севморпуть", конечно жаль, но будущее выглядит вполне оптимистично:
    1. Симбиот 14 сентября 2013 01:50
      очень интересная презентация нового ледокола пр.22220. я думаю настоящее и будущееу этих кораблей есть! наработки нельзя терять - надо строить. вызывает уважение к создателям!
  13. ivachum 12 сентября 2013 12:38
    Цитата: Slogin
    Я не понимаю зачем на слом... Можно его продать если не нужен, или в аренду. Китай бы не отказался, или япония... че сразу ломать - то!?


    Подобная техника в чужих руках - угроза НАШЕЙ национальной безопасности. Или Вы предлагаете продавать не нужные баллистические ракеты с ядерными боеголовками? Китай рвется в Арктику... Вы предлагаете облегчить ему туда путь? Союзник, не значит друг. Сегодня союз, а завтра война на полное уничтожение. Два тигра в одной клетке долго существовать не смогут. А у нас с Китаем клетка одна - Евразия (и не только с Китаем)... drinks
    ivachum
  14. ka5280 12 сентября 2013 13:33
    Вообше лихтер ледового класса странное судно. Как он разгружается в ледовом поле?
    ka5280
    1. Кибальчиш 12 сентября 2013 14:12
      Просто севморпуть планировался ещё и как десантный корабль на случай войны в арктике.
      1. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 14:23
        Цитата: Кибальчиш
        Просто севморпуть планировался ещё и как десантный корабль на случай войны в арктике.

        Да, лихтеровоз - эта штука поопаснее Мистраля

        Какие там плавающие БТРы, док-камера и десантные катра... лихтеровоз способен за один рейс доставить на необорудованое вражеское побережье сотню основных боевых танков

        Самый большой корабль Дальневосточного морского пароходства - Лихетровоз "Алексей Косыгин" (60 тыс. тонн, неатомный. в настоящее время продан в США)
        1. Vadivak 12 сентября 2013 14:56
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Самый большой корабль Дальневосточного морского пароходства - Лихетровоз "Алексей Косыгин" (60 тыс. тонн, неатомный. в настоящее время продан в США)


          После продажи, новым владельцем лихтеровоза «Алексей Косыгин » стала американская компания «Waterman Steam Ship». После капитального ремонта в 2003 году с новым наименованием «Atlantis Forest» судно стало частью программы США по поддержанию безопасности торговых судов и военных кораблей под названием «Maritime Security Program»

          После приобретения американцы были поражены достижениями советских морских судостроителей.


          Кстати остальные подобные суда тоже продали, ни к чему они новой власти.
  15. abdrah 12 сентября 2013 14:05
    "янки работали на перспективу – в будущем это облегчит заход в иностранные порты атомных авианосцев, крейсеров и подлодок" - вот ведь сволочи, но почему так всегда- они все на переспективу и будущее, а мы догоняем...
  16. Sarmat1972 12 сентября 2013 15:43
    Мой сослуживец, раньше служил в Мурманске - охранял базу ледоколов. По его рассказам, пока ледоколы стояли в базе, от их реакторов проводили питание на берег и чуть ли не пол города было обеспечено только за счет ЯСУ ледокола. В это время проводили ремонтные работы на местных ГРЭС.
    Sarmat1972
  17. USNik 12 сентября 2013 16:05
    В общем почти все развитые страны провели забег по граблям и убедились в бесперспективности коммерческого использования ядрёноходов. Возникает вопрос, чего тогда до сих пор пытаются впихнуть ядерную СУ на самолет??
    USNik
    1. nbw 12 сентября 2013 18:56
      Хто пытаеса? Такие попытки ещё в 70-х закончили, насколько я знаю.
      nbw
  18. SWEET_SIXTEEN 12 сентября 2013 17:53
    Салон яхты абрамовича "Саванны"
  19. chunga-changa 12 сентября 2013 18:50
    Первый блин комом. Но перспективы атомных кораблей никуда не делись, просто их время ещё не пришло. Реализовано видимо будет в виде океанского буксира таскающего корпуса с грузами, это сделает не обязательным заход в порты. Автоматизация и усовершенствование реакторов позволит сократить персонал. Экипажи будут сменные, как на морской буровой. Отработал срок, вертолётами поменяли. Сами реакторы станут меньше и не будут требовать перезарядки весь срок службы. Биозащиту можно обеспечивать затоплением реактора водой.
  20. УВБ 12 сентября 2013 19:53
    Большое спасибо за познавательную статью! Я, к моему стыду, из атомных гражданских судов, кроме ледоколов, знал только о "Севморпути". Ведь в наших СМИ практически ничего не сообщалось о зарубежных.
  21. papik09 13 сентября 2013 06:11
    Спасибо. Статье поставил "плюс". Давненько хотел по-боле узнать о таки кораблях. Очень интересно. Еще раз - спасибо. hi
  22. ВольдемарЪ 8 апреля 2014 16:32
    Интересная статья.

    "Всего их было девять. Девять героев полярных широт - позвольте мне перечислить их поименно:
    «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «50 лет Победы», «Ямал», а также два атомных ледокола с малой осадкой для работы в устьях сибирских рек – «Таймыр» и «Вайгач»." good

    А что, такой короткий век у ледокола? Ледокол "Россия" с 1985-го года в строю, даже 30-и лет нет, а уже на слом идет. Жаль.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня