Military Review

"I sit high, I look away." On the ocean expanses

12
Nowadays, the air forces of every self-respecting country (and in some countries the Navy, sometimes even the army) are trying to get airplanes or at least helicopters for long-range radar surveillance and control (DRL). And this is understandable - combat effectiveness directly depends on such vehicles aviation, and in peacetime, AWACS aircraft are useful - for patrolling the sea borders, for example. After all, a powerful radar, raised for kilometers into the sky, sees almost everything - especially over the sea. So read historical facts…


Vickers wellington

The idea of ​​raising the surveillance radar into the air was born almost simultaneously with the radar itself, but for many years it was not possible to implement it. The first surveillance radars were too big and heavy, they consumed too much energy.
But already in 1941 in Britain, the first practical step was taken in this direction: a rotating antenna was installed on the Wellington bomber fuselage, with the help of which it was supposed to detect German reconnaissance aircraft FW200 Condor darting around the north-west coast and point fighters at them. In parallel, it was supposed to detect the German submarines, which the Condors supplied with data on the movement of convoys.

"I sit high, I look away." On the ocean expanses


Tests have shown the practical feasibility of the idea, but it was not possible to force the radar to simultaneously detect air and sea targets: German submariners detected his work and sank in advance. It seemed to the British that it was unpromising to fence down the airborne early warning system for the sake of single enemy aircraft, and in 1943 the tests were stopped.
But soon their Americans began ...

Project Cadillac - Boeing PB-1W and Grumman TBM-3W

The threat from Japanese submarines in the Pacific was practically reduced to zero, but aviation, especially with the introduction of kamikaze tactics, was still very dangerous. It was necessary to set up single ships of a radar picket on possible approaches to the ship's connections, which would detect the approach of the Japanese in advance and cause air cover from aircraft carriers. The system worked, but, firstly, the range of the existing shipborne radar was small, and, secondly, the Japanese often attacked the entire force of the attack on the picket ships - with sad consequences for them.



Project Cadillac was launched, aimed at creating a new shipborne and airborne radar. It ended with the development of the AN / APS-20 radar by the Massachusetts Institute of Technology (at that time, the miracle of technology with the detection range of aircraft groups up to 250 kilometers and single fighters - up to 80 kilometers) and the adaptation of two carriers: deck Grumman TBM-3W based on a bomber-base Torpedo Avenger and Boeing PB-1W - the sea version of the famous "Flying Fortress" B-17. On both, the parabolic antenna of the radar rotated in a large radome under the belly, and the fundamental difference was that on the Evanjera, in addition to the pilot, there was only one radar operator, who transmitted the testimony to the ship by voice, and from there the Flying Fortress "There were several such operators, and everyone could directly direct" his "fighter. Thus, the TBM-3W was a flying radar picket, and the PB-1W was a full-fledged control plane. Naturally, the future was the last, but it was the deck machine that was most needed. Therefore, only TBM-3W went to the series, but he did not even have time to go to war: it ended when the first ship with the air group that included these machines was already preparing to go to the Far East ...



Nevertheless, TBM-3W (and its upgraded version of TBM-3W2) served in the American navy, and aircraft carriers in Canada, France and Holland, as well as in post-war Japan. True, it’s basically not like an AWACS plane, but like an anti-submarine one: the AN / APS-20 turned out to be useful for detecting not only aircraft, but also ships, including submarines above the surface and under the snorkel, and TBM-3W were paired with shock “Evenings”: the first one searched, the second bombed the target. But the possibility of using the aircraft for early detection of air targets remained ...

Grumman AF-2W Guardian, Douglas AD Skyraider, Grumman WF-1 Tracer

The aircraft was still able to be used for early detection of air targets on the search version of the AF-2W Guardian deck-mounted anti-submarine aircraft, where there were already two operators, and on an experienced submarine hunter based on the same AD Skyraider attack aircraft. In the series of “puffy” “Skyraders” went like DRLO planes, about 400 machines of three modifications were made - AD-3W, - 4W, -5W, they took part in the wars in Korea and Vietnam, and the British export - in Suez 1956 conflict of the year.

On all of these planes, though modernized, but still the same AN ​​/ APS-20, and air combat control was carried out from the ship. It did not suit the American sailors, and in 1955, they formulated the requirements for a deck-based aircraft control aircraft. The requirements were extremely high, especially in terms of electronic filling, and soon I had to admit that they could not be fully implemented. Nevertheless, the Grumman WF-1 Tracer built for them was for its time a very perfect machine.



It was developed on the basis of the twin-engine anti-submarine S2F Tracker, but to accommodate the AN / APS-82 radar, the most sophisticated in those times, the plane had to be made “two-story”: an enormous drop-shaped fairing rose above the fuselage in which the antenna rotated. In terms of the detection range, the new radar did not particularly exceed its predecessor, but it was a cut above the quality of work. Antenna stabilization, determination of the flight altitude of the target, the allocation of low-flying targets above the sea surface, improved communication equipment was provided. On board the "Tracer" there were two operators and two pilots, but one of the pilots could perform the duties of a third operator, operators could work both with the ship control station and directly direct fighters to the detected targets. At 1958 the year when the Tracers entered service, they were the best DRLO aircraft in the world, but work on a new machine, which determined the appearance of this class of aircraft for decades, had already begun on the Grumman.

Grumman E-2 Hawkeye

General Electric created the AN / APS-96 radar, its antenna cover had a characteristic plate shape and rotated with it. But the matter was not only in the radar: it was part of a single complex with automated data transmission lines, a computer with a memory on a magnetic drum (!) And a friend-to-friend recognition system. Automatics facilitated the work of the operators (and there were already three of them, plus two pilots): if on early machines they had to calculate the course and speed of the target manually, the computer did it on the new plane. Target detection range reached 320 kilometers.

The plane was really new - in contrast to the past "radar" it was originally designed for this purpose. Turboprop S-2A Hawkeye with a radar "plate" on the pylon on the fuselage went to the fleet already in 1964 year, but, as practice has shown, with the introduction of the machine into the series hurried. There were problems with the aircraft itself, and with the electronics, especially the computer often hung up, and a year later the production was stopped. It got to the point that a ban was issued on flying the "under-baked" Hokaya! As a result, the functions of the ARLO on American aircraft carriers during the Vietnam War were performed mainly by the Tracer and even the later Skyraders.

Hastily had to patch the “holes” and heal the “glitches”. The solution was found only for the 1969 year, replacing the computer with a more modern one with magnetic core memory (for our time, too, incredible archaism), as well as changing some other equipment. Fifty of the previously released E-2A were soon modified in E-2B, but in 1968, work began on a new version, E-2С.



Outwardly, he hardly differed from the early "Hokaev", but the electronics there was completely new. The new radar AN / APS-120 provided some kind of target allocation on the ground, new electronics - new features (there was a radio source direction finding system, an inertial navigation system, two computers), new engines - more power.

In general, the car brought and its popularity began to grow. There were more and more new modifications and upgrades: new engines and radars were installed, computer equipment was improved, the plane began to see not only air, but also ground targets, their number was simultaneously increasing, the radar and communication channels were noisy. Currently, the Hokai of the American fleet has been brought up to the E-2C standard Hawkeye 2000 (H2K) with AN / APS-145 radar and has been actively used and used in all US armed conflicts. But they will soon be replaced by newly built cars of the latest E-2D modification.

Although outwardly they are almost indistinguishable from the usual Hokaev, radical changes have occurred in the electronic stuffing: a phased-array radar AN / APY-9 has appeared.

It is located in the same rotating “pancake”, but now not only the viewing function, but also tracking is implemented: the antenna can be aimed in the direction of the greatest danger and can be controlled in a continuous mode. All characteristics of the radar and related electronics significantly exceed the capabilities of what is on the E-2C, both in recognition and tracking of targets, and their detection range, brought to 450 kilometers for air purposes (ground - “total” 350 km). At present, the first E-2D is undergoing trial operation, and the mass commissioning will begin with the 2014 year.

Although the Hokai is a rather specific machine with a folding wing, a landing hook and other deck paraphernalia, it was supplied for export, mainly for purely land use. Israelis were the first to buy them (of course, E-2С) and successfully used in wars in the Middle East since 1982, and in 2004 they sold them to Mexico (airplanes are used mainly to combat aviation and maritime drug trafficking). In addition to Israel, the Hokai acquired Egypt, Japan and Singapore (all from 1987 onwards), Taiwan (on 1995) and France (on 2000), the latter to equip the aircraft carrier Charles de Gaulle. All other countries bought the Hokai only because they did not have enough money for larger vehicles, and there was no other DRLO aircraft in the light class. Now Americans are actively offering India’s E-2D to equip aircraft carriers being built at its shipyards - and the Indians are fundamentally ready to buy a rather large (by the standards of such a destination aircraft) batch.

Fairey Gannet AEW.3

To finish with the theme of decked DRLO aircraft, one should mention British attempts in this area. As already mentioned, in the middle of the 1950's, the British bought Skyraders in the US, but viewed them as a temporary solution before developing their aircraft. The anti-submarine aircraft Fairey Gannet was taken as a basis, and due to the lack of a proper radar of its own (and this is in the country that created the first DRLO aircraft!), The same AN ​​/ APS-20 had to be put on it, and according to some sources, the radars were removed from Skyraders.



According to its characteristics in terms of detecting targets, the resulting Gannet AEW.3 aircraft, as it is easy to guess, was no better than its predecessor, but it was equipped with ultra-efficient twin turboprop engines. In this, the British overtook the Americans: the one-year-old Gannett Tracer had piston engines, but the Yankees had better electronics, and by the 1978 year, when the last Gannets had been written off, they were already the most archaic. Attempts to develop their own DRLO aircraft (and not only deck) until recently ended with the British nothing.

An-71 and Yak-44





And what about Russia? In Russia, decks were also unlucky: the development of an aircraft of this designation based on the An-71 was considered unpromising, and the Yak-44 reached only the full-scale mock-up stage (which even managed to ride around the deck of the aircraft carrier Admiral Kuznetsov). You have to be content with helicopters ... (read the sequel)
Originator:
http://aviaglobus.ru/2013/07/01/6583/
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Denis
    Denis 13 September 2013 07: 52 New
    +5
    Apparently, the first Soviet AWACS aircraft were several experimental Tu-4s equipped with D-5000 radars.
    And Tu-126 is not mentioned or continued?
    1. Civil
      Civil 13 September 2013 07: 57 New
      +2
      An interesting article, see the continuation.
      1. SPACE
        SPACE 13 September 2013 10: 37 New
        +2
        Quote: Civil
        An interesting article, see the continuation.

        I agree!
        Many defenders of aircraft carriers put the presence of an AWACS aircraft as the basis of their advantage over other naval forces of the naval group, and therefore the need to have an aircraft carrier.
        1. It is necessary to make it on the basis of the SU-33, having previously lightened it, the AWACS aircraft installed a radar on it with a powerful computer for processing information and issuing target designations ...
        2. Create ship ZGRLS according to the type of "Vladivostok Wave" to hang it on the sides of the ship with a viewing angle on each 170gr. For Orlan, with the presence of nuclear weapons, this ship is taking the lead among naval assets ...
    2. SPACE
      SPACE 13 September 2013 10: 46 New
      +1
      Quote: Denis
      And Tu-126 is not mentioned or continued?

      Liana is the progenitor of A-50 and Avax, probably in the sequel, it does not work out logically, although maybe the author left the best for a snack.
    3. roial
      13 September 2013 14: 56 New
      +3
      In continuation there will be Tu and An and Yak even Ka laughing
  2. xomaNN
    xomaNN 13 September 2013 10: 53 New
    +3
    It was especially interesting to me to see a photo of WWII aircraft from World War II. Thank.
  3. Echo
    Echo 13 September 2013 13: 24 New
    +5
    Apparently, the first Soviet AWACS aircraft were several experimental Tu-4s equipped with D-5000 radars.

    Brothers, no one in the USSR has ever used a Tu-4 (aka B-29) to create an AWACS aircraft on its base. When we started to bother with this business, we immediately took Tu-95 (more precisely, Tu-114) as the basis and began to install a “dish with music” on it (that’s what the AWACS are sometimes called in the Air Force jargon). But the Chinese were not given the Tu-95, because by that time the relationship between the wretched Nikitushka and comrade Mao had deteriorated. They were afraid that even a stock Tu-95 would hit the Chinese, and it would not be fun at all, especially in the light of the Cultural Revolution and a fun Chinese show with their first atomic tests. This is what made the Chinese sit down at their own AWACS, mounting it on what it was. Therefore, the Chinese craftsmen, without any hesitation, took the usual Tu-4, removed the piston engines and stuck gas turbine engines (AI-20, such were installed on the An-12 and Il-18, which the Chinese had), in order to increase power. A perversion, of course, but our Chinese friends had no other choice at that moment. The volumes and take-off weight used for the bomb load were used to install additional fuel tanks (how many guinea-pigs were eating) and electronics.

    However, the performance of the first Chinese AWAC was appropriate. Quite a bit, this flip-flop flew, and according to the test results (basically the Chinese were extremely imperfect electronics), the plane would be sent to the honorary parking lot as a monument to the first Chinese daring in the field of creating this type of aircraft. However, everything soon returned to normal - now our Chinese friends proudly fly to the A-50.

    Photo of the Chinese AWAC in the parking lot at the link: http://www.foxbat.ru/maks/datangshan/index.php?picid=datangshan173
    1. Denis
      Denis 13 September 2013 19: 31 New
      +1
      Quote: Echo
      Brothers, no one in the USSR has ever used a Tu-4 (aka B-29) to create a DRLO aircraft on its basis
      Tried, they didn't go
      Apparently, the first Soviet AWACS aircraft were several experimental Tu-4s equipped with D-5000 radars. Almost nothing is known about these machines, probably the radar characteristics were unsatisfactory, and things did not go further than test flights.

      http://worldweapon.ru/sam/tu126.php
  4. vadim dok
    vadim dok 13 September 2013 19: 07 New
    +3
    The main thing in this AWAC is the electronic filling! For Russia, this is the main problem!
  5. studentmati
    studentmati 13 September 2013 22: 10 New
    +2
    The presence of an early warning system in modern warfare is a must for success!
  6. Starover_Z
    Starover_Z 14 September 2013 02: 23 New
    +1
    That's right now, the Russian Navy would have come in handy aircraft carriers with this kind of aircraft! 3-4 Aircraft AWACS and 5-6 Aircraft Cover - a good campaign for any squadron in the vast ocean!
    I think this is necessary for the Russian fleet !!!
  7. barbiturate
    barbiturate 14 September 2013 04: 37 New
    +1
    In any case, we need aircraft carriers, otherwise it’s just an okel to start?
  8. Echo
    Echo 14 September 2013 17: 39 New
    0
    Quote: Denis
    Tried, they didn't go

    In fact, this statement is fundamentally wrong, I would even say that it is absurd. First of all, what kind of radar is this, D-5000? Where did this name come from? I don’t have any ideas at all. Google, by the way, also.

    I still do not give up my words that in the USSR no one ever tried to create an AWACS aircraft based on the Tu-4. And the D-5000 radar also never existed. In fact, there was a project of the so-called "super-heavy interceptor" made on the basis of the Tu-4. This was the idea of ​​a bomber-based machine in order to be able to stay in the air for a long time, to pinpoint approaching enemy bombers and to hit them with huge air-to-air missiles. The plane was conceived as the most independent of ground-based radars, but, nevertheless, it was never positioned or even intended to be a full-fledged AWACS aircraft. However, all this remained at the design stage - technical thought went ahead and the need for such “garages” disappeared.

«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах

В наше время ВВС всякой уважающей себя страны (а в некоторых странах и ВМС, иной раз даже армия) пытаются заполучить самолеты или хотя бы вертолеты дальнего радиолокационного обзора и управления (ДРЛО). И это понятно – от таких машин напрямую зависит боевая эффективность авиации, да и в мирное время самолеты ДРЛО оказываются полезны – для патрулирования морских границ, например. Ведь мощный радар, поднятый на километры в небо, видит почти все – особенно над морем. И так, читайте исторические факты…

Vickers Wellington

Идея поднять обзорный радар в воздух родилась почти одновременно с самим радиолокатором, но долгие годы реализовать ее не удавалось. Слишком велики и тяжелы были первые обзорные радары, слишком много энергии они потребляли.
Но уже в 1941 году в Британии был сделан первый практический шаг в этом направлении: на фюзеляже бомбардировщика Wellington была установлена вращающаяся антенна, при посредстве которой предполагалось обнаруживать шнырявшие около cеверо-западного побережья Острова немецкие разведчики FW200 Condor и наводить на них истребители. Параллельно предполагалось обнаруживать и немецкие подводные лодки, которых «Кондоры» снабжали данными о передвижении конвоев.


«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах


Испытания показали практическую реализуемость идеи, но заставить радар одновременно обнаруживать воздушные и морские цели не удалось: немецкие подводники засекали его работу и заблаговременно погружались. Городить авиационную систему ДРЛО ради одиночных самолетов противника англичанам показалось бесперспективным, и в 1943 году испытания прекратили.
Зато вскоре начали их американцы…

Project Cadillac – Boeing PB-1W и Grumman TBM-3W

Угроза от японских подводных лодок на Тихом океане была практически сведена до нуля, а вот авиация, особенно с внедрением тактики камикадзе, была по-прежнему очень опасной. Приходилось на возможных путях подлета к корабельным соединениям выставлять одиночные корабли радиолокационного пикета, заранее обнаруживавшие приближение японцев и вызывавшие авиационное прикрытие с авианосцев. Система работала, но, во-первых, дальность действия имеющихся корабельных радаров была невелика, а, во-вторых, японцы нередко обрушивали всю тяжесть атаки именно на корабли пикета – с печальными для них последствиями.

«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах


Был начат Project Cadillac, направленный на создание нового обзорного радара корабельного и авиационного базирования. Он завершился разработкой Массачусетским технологическим институтом радара AN/APS-20 (по тем временам чуда техники с дальностью обнаружения групп самолетов до 250 километров и одиночных истребителей – до 80 километров) и адаптацией под него двух носителей: палубного Grumman TBM-3W на базе бомбардировщика-торпедоносца Avenger и Boeing PB-1W – морского варианта знаменитой «Летающей крепости» B-17. На обоих параболическая антенна радара вращалась в большом обтекателе под брюхом, а принципиальная разница состояла в том, что на «Эвенджере» кроме пилота имелся лишь один оператор радара, который голосом передавал показания на корабль, откуда и осуществлялось наведение истребителей, а на «Летающей крепости» таких операторов было несколько, и каждый мог непосредственно наводить «свой» истребитель. Таким образом, TBM-3W представлял собой летающий радарный пикет, а PB-1W – полноценный самолет управления. Естественно, будущее было за последним, но именно палубная машина была нужнее всего. Поэтому только TBM-3W пошел в серию, но и он на войну не успел: она закончилась, когда первый корабль с авиагруппой, включавшей эти машины, уже вовсю готовился идти на Дальний Восток…

«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах


Тем не менее TBM-3W (и его модернизированная версия TBM-3W2) послужили и в американском флоте, и на авианосцах Канады, Франции и Голландии, а также в послевоенной Японии. Правда, уже в основном не как самолет ДРЛО, а как противолодочный: AN/APS-20 оказался полезным для обнаружения не только самолетов, но и кораблей, включая подводные лодки в надводном положении и под шнорхелем, и TBM-3W работали в паре с ударными «Эвенджерами»: первый искал, второй бомбил цель. Но возможность использования самолета для раннего обнаружения воздушных целей сохранялась…

Grumman AF-2W Guardian, Douglas AD Skyraider, Grumman WF-1 Tracer

Сохранялась возможность использования самолета для раннего обнаружения воздушных целей и на поисковой версии палубного противолодочного самолета AF-2W Guardian, где было уже два оператора, и на опытном охотнике за подлодками на базе палубного же штурмовика AD Skyraider. В серию же «брюхатые» «Скайрейдеры» пошли уже как самолеты ДРЛО, было изготовлено около 400 машин трех модификаций – AD-3W, — 4W, -5W, они приняли участие в войнах в Корее и во Вьетнаме, а экспортные английские – в Суэцком конфликте 1956 года.

На всех этих самолетах стоял хоть и модернизированный, но все тот же AN/APS-20, и управление воздушным боем осуществлялось с корабля. Американских моряков это не устраивало, и в 1955 году они сформулировали требования к палубному самолету управления воздушным боем. Требования были крайне высоки, особенно в плане радиоэлектронной начинки, и вскоре пришлось признать, что выполнить их в полном объеме не удастся. Тем не менее построенный под них Grumman WF-1 Tracer был для своего времени весьма совершенной машиной.

«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах


Он разрабатывался на базе двухмоторного противолодочного S2F Tracker, но для размещения совершеннейшего по тем временам радара AN/APS-82 самолет пришлось сделать «двухэтажным»: над фюзеляжем на стойках возвышался громадный каплевидный обтекатель, в котором вращалась антенна. По дальности обнаружения новый радар не особо превосходил своего предшественника, но вот по качеству работы был на голову выше. Была обеспечена стабилизация антенны, определение высоты полета цели, выделение низколетящих целей над поверхностью моря, усовершенствовано связное оборудование. На борту «Трейсера» находились два оператора и два пилота, но один из пилотов мог выполнять обязанности третьего оператора, операторы могли работать как с корабельным пунктом управления, так и напрямую наводить истребители на обнаруженные цели. На 1958 год, когда «Трейсеры» поступили на вооружение, они были лучшими самолетами ДРЛО в мире, но на «Груммане» уже началась работа над новой машиной, определившей облик самолетов этого класса на десятилетия.

Grumman E-2 Hawkeye

General Electric создала радар AN/APS-96, кожух его антенны имел характерную тарелкообразную форму и вращался вместе с ней. Но дело было не только в радаре: он входил в единый комплекс с автоматизированными линиями передачи данных, компьютером с памятью на магнитном барабане (!) и системой распознавания «свой-чужой». Автоматика облегчила работу операторов (а их было уже трое, плюс два пилота): если на ранних машинах они вынуждены были рассчитывать курс и скорость движения цели вручную, на новом самолете это делал компьютер. Дальность обнаружения целей довели до 320 километров.

Самолет был и вправду новым – в отличие от прошлых «радароносцев» он изначально разрабатывался для этой цели. Турбовинтовые S-2A Hawkeye с радарной «тарелкой» на пилоне на фюзеляже пошли на флот уже в 1964 году, но, как показала практика, с внедрением машины в серию поторопились. Были проблемы и с самим самолетом, и с электроникой, особенно часто зависал компьютер, и через год производство остановили. Дошло до того, что был издан запрет на полеты «недопеченного» «Хокая»! В итоге функции ДРЛО на американских авианосцах во время Вьетнамской войны выполняли преимущественно «Трейсеры» и даже поздние «Скайрейдеры».

В спешном порядке пришлось латать «дыры» и лечить «глюки». Решение нашли только к 1969 году, заменив компьютер на более современный с памятью на магнитных сердечниках (для нашего времени тоже невероятный архаизм), а также сменив некоторое другое оборудование. Полсотни ранее выпущенных E-2A вскоре так модифицировали в E-2B, но еще в 1968 году началась работа над новым вариантом, E-2С.

«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах


Внешне он почти не отличался от ранних «Хокаев», но электроника там была полностью новая. Новый радар AN/APS-120 обеспечивал уже какое-никакое выделение целей на фоне земли, новая электроника – новые возможности (имелись система пеленгации источника радиоизлучения, инерциальная навигационная система, два компьютера), новые двигатели – большую мощность.

В общем, машину довели и популярность ее начала расти. Шли все новые и новые модификации и модернизации: устанавливались новые двигатели и радары, совершенствовалось компьютерное оборудование, самолет начал видеть не только воздушные, но и наземные цели, росло одновременно отслеживаемое их количество, повышалась помехозащищенность радара и каналов связи. В настоящее время «Хокаи» американского флота доведены до стандарта Е-2С Hawkeye 2000 (H2K) с радиолокатором AN/APS-145 и активно применялись и применяются во всех вооруженных конфликтах США. Но на смену им вскоре придут новопостроенные машины новейшей модификации E-2D.

Хотя внешне они и почти неотличимы от обычных «Хокаев», в радиоэлектронной начинке произошли радикальные изменения: появился радар с фазированной решеткой AN/APY-9.

Он размещен во все том же вращающемся «блине», но теперь реализуется не только функция обзора, но и сопровождения: антенна может быть нацелена в направлении наибольшей опасности и контролировать ее в непрерывном режиме. Все характеристики радара и связанной с ним электроники заметно превышают возможности того, что стоит на E-2C, как по распознаванию и сопровождению целей, так и дальности их обнаружения, доведенной для воздушных целей до 450 километров (наземные – «всего» 350 км). В настоящее время идет опытная эксплуатация первых E-2D, а массовое поступление на вооружение начнется с 2014 года.

Хотя «Хокай» и является довольно специфической машиной со складным крылом, посадочным гаком и другой палубной атрибутикой, он поставлялся на экспорт, причем в основном для сугубо сухопутного использования. Первыми их (разумеется, E-2С) купили израильтяне и с успехом использовали в войнах на Ближнем Востоке начиная с 1982 года, а в 2004 году продали их Мексике (там самолеты используются в основном для борьбы с авиационным и морским наркотрафиком). Кроме Израиля, «Хокаи» приобретали Египет, Япония и Сингапур (все – с 1987 года), Тайвань (в 1995) и Франция (в 2000), причем последняя – для оснащения авианосца «Шарль де Голль». Все остальные страны покупали «Хокаи» только потому, что на более крупные машины у них не хватало денег, а в легком классе других самолетов ДРЛО не было. Сейчас американцы активно предлагают E-2D Индии для оснащения строящихся на ее верфях авианосцев – и индийцы принципиально готовы купить немаленькую (по меркам самолетов такого назначения) партию.

Fairey Gannet AEW.3

Чтобы закончить с темой палубных самолетов ДРЛО, следует упомянуть британские потуги в данной области. Как уже упоминалось, в середине 1950-х англичане купили в США «Скайрейдеры», но рассматривали их как временное решение до разработки своего самолета. За основу был взят противолодочный самолет Fairey Gannet, а ввиду отсутствия собственного подходящего радара (и это в стране, создавшей первый самолет ДРЛО!) пришлось ставить на него все ту же AN/APS-20 , причем, по некоторым данным, радары сняли со «Скайрейдеров».

«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах


По своим характеристикам в плане обнаружения целей получившийся самолет Gannet AEW.3, как легко догадаться, ничем не превосходил предшественника, но на нем стояли ультраэкономичные сдвоенные турбовинтовые двигатели. В этом англичане обогнали американцев: одногодок «Гэннета» «Трейсер» имел поршневые двигатели, но зато электроника у янки была лучше, а к 1978 году, когда последних «Гэннетов» списали, они были уже совершеннейшей архаикой. Попытки же разработать собственные самолеты ДРЛО (и не только палубные) до последнего времени оканчивались у британцев ничем.

Ан-71 и Як-44

«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах


«Высоко сижу, далеко гляжу». На океанских просторах


А что в России? В России палубникам также не повезло: разработка самолета такого назначения на базе Ан-71 была признана бесперспективной, а Як-44 дошел только до стадии полноразмерного макета (который даже сумел покататься по палубе авианосца «Адмирал Кузнецов»). Приходится довольствоваться вертолетами… (читайте продолжение)
Первоисточник: http://aviaglobus.ru/2013/07/01/6583/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Денис 13 сентября 2013 07:52
    По-видимому, первыми советскими самолетами ДРЛО стали несколько опытных Ту-4, оснащёных РЛС Д-5000.
    И Ту-126 не упомянут или в продолжении?
    1. Гражданский 13 сентября 2013 07:57
      Интересная статья, посмотрим продолжение.
      1. КОСМОС 13 сентября 2013 10:37
        Цитата: Гражданский
        Интересная статья, посмотрим продолжение.

        Согласен!
        Многие защитники авианосцев ставят наличие самолета ДРЛО в основу преимущества перед другими морскими силами морской группировки, а значит и в необходимости иметь авианосец.
        1. Необходимо сделать на базе СУ-33 предварительно облегчив его, самолет ДРЛО установив на него радар с мощным компьютером для обработки информации и выдачи целеуказаний...
        2. Создать корабельную ЗГРЛС по типу "Владивостокской Волны" навешивать его по бортам корабля с углом обзора на каждом по 170гр. Для Орлана с наличием ЯУ выводит этот корабль в лидеры среди военно-морских средств...
    2. КОСМОС 13 сентября 2013 10:46
      Цитата: Денис
      И Ту-126 не упомянут или в продолжении?

      Лиана это прародитель А-50 и Авакса, наверное в продолжении, не логично получается, хотя может быть автор оставил лучшее на закуску.
    3. roial 13 сентября 2013 14:56
      В продолжении будет и Ту и Ан и Як даже Ка laughing
      roial
  2. xomaNN 13 сентября 2013 10:53
    Особенно интересно мне было увидеть фото самолетов ДРЛО времён второй мировой войны. Спасибо.
  3. Echo 13 сентября 2013 13:24
    По-видимому, первыми советскими самолетами ДРЛО стали несколько опытных Ту-4, оснащёных РЛС Д-5000.

    Братцы, в СССР никто и никогда не использовал Ту-4 (оно же В-29) для создания на его базе самолета ДРЛО. У нас когда этим делом начали заморачиваться, то сразу за основу взяли Ту-95 (точнее Ту-114) и на него уже начали устанавливать "блюдо с музыкой" (именно так на жаргоне ВВС иногда называются самолеты ДРЛО). А вот китайцам Ту-95 не дали, потому что к тому времени отношения между убогеньким Никитушкой и товарищем Мао испортились. Боялись, что попади даже просто стоковый Ту-95 к китайцам, и будет всем совсем не весело, особенно в свете Культурной Революции и веселым китайским шоу с их первыми атомными испытаниями. Именно это и заставило китайцев засесть за собственный ДРЛО, монтируя его на том, что было. Поэтому китайские умельцы, ничтоже сумнявшись, взяли обычный Ту-4, сняли поршневые двигатели и воткнули газотурбинные (АИ-20, такие устанавливались на Ан-12 и Ил-18, которые у китайцев были), дабы увеличить мощность. Изврат, конечно, но другого выхода у наших китайских друзей в тот момент не было. Объемы и взлетный вес, используемые для бомбовой нагрузки, использовали для установки дополнительных топливных баков (жрут-то турбины огого сколько) и элетроники.

    Впрочем, перфоманс первого китайского ДРЛО был соответствующим. Совсем немного эта залипуха полетала, и по результатам тестов (в основном подвела китайцев крайне несовершенная электроника) самолет бы отправлен на почетную стоянку как памятник первым китайским дерзновениям в области создания самолетов такого типа. Впрочем, все вскоре вернулось на круги своя - ныне наши китайские друзья гордо разлетывают на А-50.

    Фото китайского ДРЛО на стоянке по ссылке: http://www.foxbat.ru/maks/datangshan/index.php?picid=datangshan173
    1. Денис 13 сентября 2013 19:31
      Цитата: Echo
      Братцы, в СССР никто и никогда не использовал Ту-4 (оно же В-29) для создания на его базе самолета ДРЛО
      Пытались,они не пошли
      По-видимому, первыми советскими самолетами ДРЛО стали несколько опытных Ту-4, оснащёных РЛС Д-5000. Об этих машинах практически ничего не известно, вероятно, характеристики РЛС оказались неудовлетворительными, и дальше испытательных полётов дело не пошло.

      http://worldweapon.ru/sam/tu126.php
  4. вадим dok 13 сентября 2013 19:07
    Главное в этом ДРЛО-это электронная начинка!Для России это главная проблема!
  5. studentmati 13 сентября 2013 22:10
    Наличие системы ДРЛО в современной войне является обязательной необходимостью успеха!
  6. Starover_Z 14 сентября 2013 02:23
    Вот как раз сейчас пригодились бы Российскому ВМФ авианесущие крейсера с такого рода самолётами ! 3-4 самолёта ДРЛО и 5-6 самолётов прикрытия - хорошая кампания любой эскадре на океанских просторах !
    Я думаю, это необходимо российскому флоту !!!
  7. барбитурат 14 сентября 2013 04:37
    в любом случае нужны авианосцы, иначе просто окель стартовать?
  8. Echo 14 сентября 2013 17:39
    Цитата: Денис
    Пытались,они не пошли

    На самом деле это утверждение в корне не верно, я бы даже сказал что оно абсурдно. Прежде всего - что это за РЛС такая, Д-5000? Откуда взялось это название? У меня так никаких идей вообще. У гугла, кстати, тоже.

    Я и сейчас не отказываюсь от своих слов о том, что в СССР никто и никогда не пытался создавать самолет ДРЛО на базе Ту-4. И РЛС Д-5000 тоже никогда не существовало. На самом деле существовал проект так называемого "сверхтяжелого перехватчика", сделаного на базе Ту-4. Это был замысел машины на базе бомбардировщика для того, чтобы иметь возможность продолжительное время находиться в воздухе, засекать приближающиеся бомбардировщики противника и поражать их большущими ракетами класса воздух-воздух. Самолет задумывался как максимально независимый от наземных РЛС, но, тем не менее, полноценным самолетом ДРЛО он никогда не позиционировался и даже не замышлялся. Впрочем, это все так и осталось на стадии замысла - техническая мысль ушла вперед и надобность в таких "барражниках" отпала.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня