День, когда всплыла вся рыба
Ядерная бомба – это наихудшее из изобретений человека. Последние годы представители общественности выражают все большую обеспокоенность возможностью изготовления или приобретения ядерного оружия так называемыми странами «третьего» мира. Но мало кто всерьез задумывается над тем, какую опасность несут в себе боеголовки, которые за долгие годы «холодного» противостояния были «утеряны» в силу тех или иных причин обеими сторонами политического конфликта. Летопись аварий, произошедших с ядерным оружием такая же длинная, как и их история.
Впервые секретные данные относительно потерянного ядерного оружия стали достоянием общественности в 1968-ом, когда Министерство обороны Соединенных Штатов отважилось под давлением Закона о свободе информации показать список аварий, произошедших с 1950-го по 1968-ой годы, в которых фигурировали ядерные боеголовки. Таких случаев согласно указанному документу было тринадцать. Спустя двенадцать лет в 1980-ом году был оглашен новый список, в котором содержалась информация уже о тридцати двух авариях, произошедших с ядерным оружием. Еще более шокирующим стал перечень катастроф, выпущенный недавно военно-морским флотом США, который приводил сведения о трехсот восьмидесяти одном инциденте, произошедшем в период с 1965-го по 1977-ой годы.
Беспристрастная статистика свидетельствует о том, что самое большое количество ядерных потерь стало результатом авиационных аварий и катастроф, которые по стечению обстоятельств происходили над океанами. Это объясняется довольно просто: для перевозки бомб в начале «холодной» войны использовались самолеты, в которых топливные баки еще не были рассчитаны на длительный перелет, например, через Атлантику. В итоге, когда горючее заканчивалось, приходилось осуществлять дозаправку прямо в воздухе. Однако при сближении двух самолетов всегда существует риск столкновения. В подобном случае, в соответствии с установленными правилами безопасности, бомбы немедленно сбрасываются с борта. А бывало и так, что самолет-носитель просто падал вместе со своим смертоносным грузом в океан. Основных маршрутов воздушных перелетов было немного – всего четыре. Пролегали они над территориями Гренландии, Японии, Испанского Средиземноморья и Аляски. Именно в этих районах и было оставлено потомкам наибольшее количество убийственных «подарков».
Один из самых скандальных и чудовищных случаев произошел рано утром 17 января 1966-го года, когда в небе над небольшой испанской деревней Паломарес столкнулся во время сближения для дозаправки американский бомбардировщик В-52G и прибывший к нему с топливом самолет КС-135А. На высоте около девяти тысяч метров над землей, по словам очевидцев, вспыхнул огненный шар. Это неудивительно, ибо на борту заправщика было свыше ста тонн керосина. Затем с неба стали опускаться странные объекты голубого цвета. Авария не зря вызвала переполох в среде высших американских военных чинов, ведь их бомбардировщик нес четыре полуторамегатонные термоядерные бомбы.
Самолет ВВС США совершал патрулирование южных границ воздушного пространства территорий стран, участвующих в подписании Варшавского договора. Отдежурив положенные двенадцать часов и сделав последний круг над Средиземноморьем, бомбардировщик уже летел в сторону своей базы. Когда командир экипажа заправщика обнаружил, что сближение между бортами происходит слишком быстро, было уже поздно. Пилоты не успели отреагировать, самолеты столкнулись на расстоянии восьми километров от испанского побережья. После сильнейшего удара вспыхнул пожар, во избежание возможной детонации и в точном соответствии с инструкцией командир бомбардировщика немедленно запустил механизм сброса бомб. До взрыва, который последовал через несколько секунд, борт самолета успели покинуть четверо членов экипажа из семи.
Несмотря на наличие специальных парашютов, которые должны благополучно доставлять опасный груз на землю, на двух сброшенных с бомбардировщика ядерных бомбах они так и не раскрылись. Со скоростью около трехсот километров в час бомбы просто врезались в землю. Одна из них упала на расстоянии в полутора тысяч метров от несчастной деревни, а другая – возле одного из домов Паломарес. Сильный удар вполне мог стать причиной запуска электрического запала боеголовок, но, к счастью, этого не случилось. Однако тротил все равно сдетонировал, выбросив в атмосферу облако пыли высокой радиоактивности. Это конечно не был полномасштабный взрыв, однако двести тридцать гектаров плодородных земель вокруг оказались зараженными.
Еще одна бомба из четырех, находившихся на борту В-52, приземлилась в районе реки Альмансора, неподалеку от побережья. Но наибольшее количество хлопот доставила четвертая боеголовка, упавшая в море. Поисковая операция продолжалась почти восемьдесят суток, а площадь поисковых работ составила свыше семидесяти квадратных километров. И если бы не рыбаки, которые стали свидетелями падения боеголовки и добросовестно помогали военным найти место ее падения, неизвестно чем бы закончились поиски. 7 апреля бомба была поднята с глубины в восемьсот метров. Интересно, что если бы она упала в донную расщелину, на краю которой ее нашли, то на морском дне навсегда осталось бы лежать одно из свидетельств человеческой глупости, угрожающее в любой момент стать причиной экологической трагедии. Данная поисковая операция была названа самой дорогостоящей из проводимых на море в прошлом веке, на нее было потрачено восемьдесят четыре миллиона долларов!
Несмотря на скупые комментарии военных о безопасности дальнейшего проживания на зараженной территории для населения, отсутствие жертв и проведенные работы по обеззараживанию почвы в районе аварии, стоимость которых, к слову, составила еще восемьдесят миллионов долларов, часть территории площадью в два гектара в итоге была объявлена зоной карантина и до сих пор не рекомендуется для посещений. Спустя некоторое время после катастрофы один из доблестных испанских чиновников в компании не менее доблестного американского посла совершили показательный заплыв в море вблизи Паломарес, дабы лично продемонстрировать его безопасность и вновь привлечь внимание обеспокоенных ситуацией туристов. И все-таки с восьмидесятых годов вблизи Паломарес запрещено строительство жилых объектов, а последние замеры говорят о том, что уровень радиации в данной местности значительно превышает и допустимые, и безопасные нормы.
Правительством США были выплачены денежные компенсации местным жителям, а патрулирование испанского воздушного пространства американскими бомбардировщиками с тех пор запрещено. Лишь осенью 2006-го года США и Испания снова вернулись к этой проблеме и достигли договоренности о необходимости очистки территорий площадью в десять гектаров, зараженных после аварии 17 января 1966-го плутонием-239. Но данный документ, похоже, стал еще одной официальной, чисто формальной бумагой, подписанной для очищения не земли, но благополучно спящей совести американских политиков и военных.
Nuceflash – любой инцидент, влекущий за собой угрозу детонации ядерного оружия.
Broken Arrow или Сломанная Стрела – кража, захват или потеря ядерного оружия и его компонентов.
Bent Spear или Изогнутое Копье – любой инцидент с ядерным оружием, могущий повлечь за собой начало войны.
Faded Giant или Сухой Гигант – любое происшествие с радиологическими компонентами или атомными реакторами.
Dull Sword или Тупой Меч – все остальные инциденты, связанные с ядерным оружием.
21 января 1968-го года стратегический бомбардировщик Соединенных Штатов В-52G потерпел крушение неподалеку от американской базы Туле в Гренландии. С базы осуществлялось слежение за советской территорией, а также контроль полетов стратегической американской авиации, имевшей находящиеся на взводе атомные бомбы. На борту попавшего в аварию самолета их как раз было четыре штуки. Самолет проломил лед и очутился на дне морском. Удар привел к детонации взрывчатого вещества в запалах всех бомб, и, несмотря на то, что ядерного взрыва не произошло, радиоактивные элементы раскидало по огромной площади. Датские рабочие и американские военнослужащие (всего свыше семисот человек) более полугода поднимали остатки атомных бомб и проводили экологическую очистку почвы. Все работы закончили до весеннего таяния – свыше десяти тонн зараженного льда, снега и прочих радиоактивных отходов собрали в бочки и выслали в США на захоронение. Стоимость операции была оценена в девять с половиной миллионов долларов. Тем не менее, радиоактивные компоненты все-таки попали в воды залива. После этой трагедий Макнамара (министр обороны США) приказал убрать все ядерное оружие с самолетов, выполняющих боевое дежурство.
Кроме того, на основании документов, рассекреченных через сорок лет в соответствии с законодательством США, следует, что удалось найти только фрагменты трех бомб. Уран и плутоний пропавшей четвертый бомбы представляет огромную опасность для окружающей среды. Озабоченные американские власти организовывали на месте аварии новое исследование морского дна. В район инцидента посылалась подводная лодка Star III, цель прибытия которой была специально скрыта от датских чиновников. Однако подводный поиск не увенчался успехом. Впоследствии Пер Бертлесен, министр иностранных дел Гренландии, отметил, что администрация острова «имеет засекреченные сведения по этому вопросу». Он заявил: «Мы в курсе, что усилия поисковых групп американцев были тщетны…. В любом случае правительство территории, входящей в состав Датского королевства на правах автономии, ждет ответа от Вашингтона и Копенгагена на ранее опубликованные сведения, в которых Пентагон утверждает, что все боеголовки найдены».
Еще один факт, начиная с 1960-ых годов на дне дальневосточных морей, СССР секретно топила мини-АЭС РИТЭГи (радиоизотопные термоэлектрические генераторы). Всего тридцать девять штук. По минимальным оценкам, в регионе на морском дне, без шуток, находится более двадцати тонн урана-238. Кроме этого еще есть стронций-90 с общей активностью в четырнадцать миллионов кюри (суммарный выброс в Чернобыле – пятьдесят миллионов кюри). Эти вещества загрязняют морской мир и будут еще опасны около шестисот-восьмисот лет.
5 февраля 1958-го года американский бомбардировщик B-47 «Stratojet» в ходе ночного тренировочного полета столкнулся над побережьем Джорджии с истребителем F-86 «Saberjet». Истребитель развалился, а бомбардировщик сильно повредил крыло. Все бы ничего, но у него на борту оказалась водородная бомба. Перед попыткой приземления пилот «бомбера» получил приказ выкинуть ее за борт. Он ее и сбросил – в болото у устья реки Саванна и рядом с городом Тайби-Айленд. По его мнению, «подарок» должны были легко и быстро отыскать. На место предполагаемого падения послали поисковые и спасательные отряды. Местность оцепили подразделения десантников. Целый месяц ВВС шарило по болотам, но бесполезно. А 11 марта 1958-го года в штате Южная Каролина уже другая водородная бомба случайно упала с B-47. Сама бомба, к счастью, не взорвалась, но заряд тринитротолуола таки рванул, причинив нешуточные разрушения. Командование ВВС спешно перебросило своих молодцев тюда. Поиски у Тайби-Айленд прекратили и впоследствии к ним никогда не возвращались. Из недавно частично рассекреченных данных следует: «Поиск оружия прекращен 16.04.1958. Считать безвозвратно утерянным», после чего идет вежливая переписка между Пентагоном, Комиссией по атомной энергии и ВВС о просьбе прислать последним новую водородную бомбу.
Разумеется, правительство США о бомбе не забыло. В 1966-ом году помощник министра обороны, У. Дж. Говард, писал Конгрессу, что бомба у Тайби содержала собранную боеголовку с плутонием. Однако в 2001-ом году ВВС США, опубликовав официальный отчет об происшествии, утверждала, что бомба была в транспортной конфигурации (то есть не было ядерной капсулы, нужной для цепной реакции). С одной стороны перед Конгрессом не врут, с другой – действительно глупо забирать в учебный полет снаряженную бомбу. Все, что точно известно на сегодняшний день – это наличие радиоактивности в районе падения, подтвержденное в 2004-ом году в ходе очередных проверок.
Не менее, а может и более опасными последствиями, еще могут обернуться в будущем ряд других официально признанных опасных и одновременно нелепейших ситуаций, в которых фигурировало ядерное оружие.
13 февраля 1950-го года после возгорания двигателя по причине сильного обледенения с американского бомбардировщика В-36, возвращавшегося с Аляски на свою базу в Техасе, с высоты в две с половиной тысячи метров в Тихий океан была сброшена атомная бомба, которая так и осталась лежать на дне оного. А уже 10 ноября того же года после возникновения аварийной ситуации с самолетом В-50 бомба была сброшена с высоты три тысячи двести метров на провинцию Квебек в Канаде. В результате сильного удара произошла детонация заряда и разрушение боеголовки, следствием чего стало радиоактивное заражение реки сорока пятью килограммами урана.
Еще один опасный груз, а именно две ядерные бомбы, очевидно, были похоронены в Средиземном море 10 марта 1956-го года, когда бомбардировщик США В-47 после первой плановой дозаправки просто пропал, не войдя в контакт со вторым заправщиком в установленное время. Масштабные и длительные поиски не дали результатов, а местонахождение самолета вместе со своим содержимым неизвестно и по сей день.
Возникающие наземные аварийные ситуации не менее катастрофичны. Так 26 июля 1956-го года на американской авиабазе неподалеку от Кембриджа (что в Великобритании) бомбардировщик В-47 врезался в ангар, в котором находились три ядерные боеголовки. Если возникший пожар не удалось бы потушить вовремя, то взрывчатые вещества вполне могли сдетонировать и превратить кусочек восточной Англии, по словам одного из генералов ВВС США, в голую пустыню.
Американцы, проживающие в Северной Каролине, наверняка с ужасом вспоминают 24 января 1961-го года. В этот день могла произойти одна из самых величайших трагедий двадцатого века. Стратегический бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами по двадцать четыре мегатонны каждая, разбился в пятнадцати милях от Голдсборо. Эксперты минобороны, прибывшие на место, были поражены. Из шести предохранительных устройств, последовательно вводящихся в действие для того чтобы вызвать цепную реакцию, при взрыве самолета сработало пять. Чудо спасло всех жителей штата от участи Хиросимы.

Чудовищной по своей банальности была причина аварии в Дамаске (США), произошедшей 20 сентября 1980-го года. Техник, выполняющий регламентные работы, случайно уронил гаечный ключ, упавший на топливный бак баллистической ракеты «Титан II» и благополучно пробивший его. Возникла утечка компонентов топлива, за которой последовал взрыв паров вытекающего вещества. Он был настолько сильным, что ударной волной сорвало крышку ракетной шахты весом в семьсот сорок тонн, а саму девятимегатонную ракету подбросило на двести метров в высоту, выведя за пределы площадки, на которой осуществлялось ее технологическое обслуживание. Во время инцидента один человек погиб, более двадцати получили ранения разной степени тяжести. Но главным было то, что боеголовку быстро и вовремя утилизировали, а фатального взрыва в который раз чудом удалось избежать.
Происходящие в морских глубинах аварии с атомными подводными лодками периодически становятся предметом бурного осуждения мировой общественности. Как правило, вокруг них долгое время сохраняется некая завеса тайны, а подробности происшедшего становятся известными лишь через множество лет или навсегда остаются закрытыми. Одной из самых опасных стала ситуация, сложившаяся при столкновении в Японском море 21 марта 1984-го года американского авианосца, на борту которого находилось несколько десятков ядерных боеголовок, с советской атомной субмариной К-314 класса «Виктор» (проект 671), которая была оснащена двумя ядерными торпедами. К счастью, в результате столкновения авианосец «Китти Хок» получил лишь незначительную подводную пробоину и смог благополучно продолжить движение по курсу. Меньше повезло экипажу советской подлодки, вынужденной осуществить аварийное всплытие и дрейфовать несколько суток в ожидании противолодочного корабля «Петропавловск», который и отбуксировал ее к месту ремонта. В данном случае потери ядерных носителей удалось избежать.
Но в 1989-ом году в северной Атлантике на глубине тысячи семисот метров затонула советская АПЛ «Комсомолец» вместе с двумя торпедами, оснащенными ядерными боеголовками. Этот опасный груз так и остался лежать глубоко на дне океана. А к востоку от острова Окинава в Тихом океане на глубине почти пяти тысячи метров покоится сорвавшийся с подъемника 4 декабря 1965-го американский самолёт с ядерной бомбой, находившейся на его борту во время падения в воду. Еще две американские торпеды с ядерными носителями вместе с затонувшей субмариной лежат в Атлантическом океане вблизи Азорских островов с 1968-го года.
Описанные случаи показывают далеко не полную картину опаснейших «сюрпризов», раскиданных по всему миру в прошлом веке, однако и они позволяют осознать масштаб той опасности, которой даже в условиях мира подвергается биосфера нашей планеты.
После событий 11 сентября беспокойство относительно покоящихся в разных частях света боеголовках усилилось за счет опасений по поводу возможного попадания столь опасного оружия в руки террористов, могущих самостоятельно поднять их со дна морского. Однако специалисты считают подобные страхи беспочвенными, ибо террористические организации не располагают необходимой техникой и возможностями военных, которым так и не удалось извлечь утерянные бомбы и обезвредить их опасное содержимое.
Остается добавить лишь то, что сегодня приумножение и охрана природных богатств на благо будущих поколений является важнейшей обязанностью всех жителей Земли. Мы делим нашу единственную планету с другими государствами и нациями, поэтому международное сотрудничество на принципах взаимной выгоды и равенства, бережного отношения к природе, ограничения причиняемого ей ущерба – острая насущная задача. Природа невозместима и едина, но даже зачехленные оружейные дула становятся для нее все более и более опасны.
Источники информации:
http://masterok.livejournal.com/947851.html
http://didyouknow.org/russian/nuclear_ru.htm
http://izvestia.ru/news/439157
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5554/
Информация