Бразильские авианосцы. Прошлое. Настоящее. Будущее

В Бразилии, как известно, много диких обезьян. Авианосцев там немного, но они есть, причем история тамошнего авианосного флота гораздо длиннее, нежели у «Великой Морской Державы» России. Свой первый авианосец – Minas Gerais – Бразилия получила еще в 1960 году.


Авианосец Minas Gerais, естественно, был к этому моменту не новым кораблем. Он вошел в строй британского флота как HMS Venegance в 1945 году, отправился даже на Тихий океан, чтобы воевать с японцами, но не успел. До 1952 года «Венженс» ходил под британским флагом, потом недолго – до 1955 года – под австралийским, причем находился там в аренде. По возвращении корабля в Британию ему был найден новый постоянный владелец – Бразилия, где он получил имя «Минас Жераис», в честь одного из штатов страны. Говорят, что авианосец стал «пряником» для бразильских моряков от новоизбранного президента страны: в противном случае флот готовился учинить мятеж! Но «игрушка» была получена, и до боев между армией и ВВС с одной стороны, и флотом с другой, как это получилось в соседней Аргентине, дело не дошло.


Бразильские авианосцы. Прошлое. Настоящее. Будущее


Любопытно сравнить судьбу «Минаса Жераиса» с жизнеописанием «Викранта», тем более что изначально эти корабли принадлежали к одному типу Colossus, и новым владельцам попали практически одновременно.

Как и «Викрант», перед передачей новому владельцу «Минас Жераис» прошел модернизацию с установкой паровой катапульты, угловой палубы и прочего. Но переделку бразильцы заказали не англичанам, а голландцам, но на сроках – три года – это не слишком отразилось. В 1961 году корабль прибыл в Бразилию.

За формирование авиагруппы бразильские моряки взялись серьезно, но не спеша. Главной задачей корабля считалось патрулирование экономической зоны страны, следовательно, в первую очередь предполагалось закупить современные по тем временам патрульно-противолодочные «Треккеры». Но сначала требовалось подготовить туземные кадры: и палубные команды, и летчиков. И вот бразильцы приобретают по первости три стареньких торпедоносца TBM-3 Avenger (американского производства, но через французов), а потом шесть тренировочных палубников Hamilton Aircraft T-28R-1 Nomair. Последний был специфической версией американского учебного самолета North American T-28 Trojan, переделанной из списанных в США сухопутных Т-28А специально для бразильского флота.

Увы, дальше все пошло как в бразильском сериале. Только донья Марина зажила по человечески, как тут же против нее стала строить козни донья Форса Аэреа, которая убедила-таки дона Умберту лишить соперницу ее украшений по подозрению в неверности. Да-да, так все и было! Донья Марина – это Marinha do Brasil, флот, донья Форса Аэреа – Forca Aerea Brasileira, ВВС, а дон Умберту – Умбе́рту ди Аленка́р Касте́лу Бра́нку, тогдашний президент Бразилии, издавший в 1965 году указ о лишении флота всех самолетов и передаче их ВВС. Мысль была в том, что если флот все же когда-нибудь взбунтуется, у него не будет самолетов, и с помощью ВВС свободолюбивых моряков удастся быстро усмирить. А южноамериканские моряки действительно большие поборники демократии, и к диктатурам (особенно без их участия) всегда и везде относились с большим недоверием.



«Номэйры» ВВС перевели на берег, решив, что тратить силы на самостоятельную подготовку палубных пилотов не стоит, и проще посылать их на обучение в США. Из США к тому времени прибыли и «Треккеры», которые на долгие годы стали единственными самолетами, летавшими с «Минаса».

Ситуация с авиагруппой стала анекдотической: на одном корабле их было две – одна от ВВС на «Треккерах», другая от флота, на вертолетах. Так продолжалось до 1987 года, когда на корабле сломалась катапульта. Запчастей достать не удалось, самолеты были отправлены на берег, а на борту остались только флотские вертолеты.

Но не было счастья, да помогло чужое несчастье. Аргентинцы решили списать однотипный авианосец 25 de Mayo и согласились продать северным соседям катапульту с него. В 1996 году на борту снова появились на ладан дышащие «Треккеры», чей срок службы подходил к концу.

Но к концу подходили и времена унижений доньи Марины. Улучшение экономики страны дало деньги, которых раньше так не хватало, а демократизация политической сферы лучше любых угроз свела возможность флотского бунта до нуля. И как донья Форса Аэреа не противилась, новый президент страны, дон Ферна́нду Энри́ки Кардо́зу отменил все ограничения на приобретения самолетов для флота. При доне Энрики флот попробовал на борту «Минаса» аргентинские «Скайхоки», нашел их подходящими и в 1999 году приобрел в Кувейте 23 одно- и двухместных A-4KU.



Самолеты были построены в 1977 году, но находились в очень хорошем состоянии – как из-за сухого климата Кувейта, так и из-за невысокой интенсивности использования. Машины, вместе с запасными двигателями и вооружением, обошлись бразильцам всего в 70 миллионов долларов – очень выгодная сделка!

Как альтернатива ей рассматривалось приобретение в Англии «Си Харриеров», но моряки понимали: если брать их, то о нормальных авианосцах и полноценной авиагруппе в обозримом будущем придется забыть. И, в отличие от индийцев, поставили на катапультный взлет и аэрофинишеры.

Долго летать с «Минаса Жераиса» самолетам, получившим обозначение AF-1 Falcao, не довелось: корабль был уже слишком стар (на тот момент – старейший находящийся на ходу авианосец в мире) и ожидалось его списание. Но наличие «Фальконов» сыграло свою роль: ни о каких «харриероносцах» и прочих убожествах и речи не было. И в 2000 году бразильские моряки уже довольно потирали руки – у них будет новый авианосец на смену «Минасу»!

Новый бразильский авианосец, конечно, был опять не совсем новый, и бороздил моря и океаны с 1963 года. Построенный во Франции, где именовался «Фош», он был вместе со своим старшим систершипом «Клемансо», пожалуй, самым удачным легким авианосцем в мире. По размерам эти корабли похожи на тот же «Гермес»-«Вираат», но изначально делались с угловой палубой, паровыми катапультами и прочими атрибутами современного авианосца, что позволило использовать сэкономленное водоизмещение для размещения оборудования и авиагруппы.


Вобщей сложности на кораблях типа «Клемансо» размещалось до 40 летательных аппаратов, таких как сверхзвуковые перехватчики F-8 Crusader, истребители-бомбардировщики Super Etendard, разведчики Etendard IVP и патрульно-противолодочные Alize. Это – настоящие многоцелевые корабли, достаточно широко использовавшиеся и в «миротворческих» операциях.

Французы списали корабли типа «Клемансо» как по возрасту, так и из-за необходимости их достаточно масштабной модернизации для нормальной работы с новейшими истребителями-бомбардировщиками Rafale M. Увы, на замену удалось построить только один «Шарль де Голль», на второй атомный корабль не хватило денег.

Бразильцы тоже деньгами не разбрасывались, но приобрести такой корабль, да не десятилетие ржавеющий у стенки, а в боеспособном состоянии, да всего за 12 миллионов долларов… Да кто же откажется!

Так бразильский флот получил авианосец, и получил практически мгновенно: сделку анонсировали 30 июля 2000 года, оформили 26 сентября, 15 ноября того же года корабль был передан в собственность Бразилии под именем Sao Paulo, 25 января 2001 года после ремонта вышел на ходовые испытания, в 1 февраля того же года пошел к месту службы. Того полгода. Не «Викрамадитья», однако…



о, что «Сан Пауло» по боевым возможностям однозначно превосходит «Вираат» – факт. Если сравнивать старичка с «новым» «Викрамадитьей», он все равно будет выглядеть вполне достойно, благодаря гибкости формирования авиакрыла. Катапульты на нем не самые мощные, но это все же катапульты, а не трамплин!

В наследство от «Минаса» новому бразильскому авианосцу достались «Фальконы»-«Скайхоки» (*AF-1 Falcao, они же A-4KU) – довольно неплохие истребители-бомбардировщики. В 2009 году началась программа их модернизации – «Эмбраер» делает им капремонт, замену кислородной системы, электрооборудования, ставит новую авионику и радар. Под программу попали 13 машин, первая из них вышла на испытания 17 июня этого года. Точные характеристики «Фальконов» после модернизации неизвестны, но они однозначно сохранили возможность использования ракет «воздух-воздух» ближней дальности и управляемых и обычных бомб, вероятно, к этому добавилось и еще кое-что. «Скайхок» вполне способен тащить до 4.5 тонн вооружения – проверено во Вьетнаме – и после установки новой начинки достаточно успешно закрывает нишу палубного штурмовика. Годится он и в качестве легкого истребителя: в 1960-е А-4 использовались на ряде американских авианосцев именно как истребители, а до самого конца 20 века участвовали в обучении летчиков морской авиации США, изображая истребители противника – и не всегда проигрывая «Томкетам» и «Хорнетам».



Обучение палубных бразильских летчиков производится в США (и этого не стоит стыдиться – гордые французы, например, поступают так же), а для «освежения навыков» используются двухместные «Фальконы». Опять же, неплохой выбор – на похожих «Скайхоках» несколько десятилетий тренировались летчики морской авиации США.

Само собой, на авианосце имеется солидная подборка вертолетов – как спасательных, так и противолодочных. Но в мыслях бразильцев разнообразить и самолетную составляющую.

Следующий шаг в совершенствовании авиагруппы «Сан Пауло», по мнению бразильских адмиралов – получение самолетов-заправщиков. Действительно, для длительных полетов над морем такой аэроплан незаменим. Флот США раньше имел специализированные заправщики KA-3B Skywarrior, KA-6D Intruder, потом низвел до роли заправщиков противолодочные S-3B Viking, сейчас вполне довольствуется заправщиками наземного базирования. Но то США, у них базы почти везде, да и сухопутных заправщиков сотни. На крайний случай янки вешают заправочные контейнеры под истребители-бомбардировщики «Хорнет» и «Супер Хорнет» – хотя это и не слишком экономично.

Для французского «Шарля де Голля» это единственный способ – специализированных палубных заправщиков у французов не было никогда, береговых мало, и заправочный контейнер приходилось и приходится подвешивать под «Этандары» (Dassault Super-Étendard). То же пока делают и бразильцы: один «Фалькон» заправляет других, как это во время Вьетнамской войны нередко делали американские «Скайхоки».

Использовать боевые самолеты для заправки других боевых самолетов – не лучшая идея, но хуже всего она реализована у нас. То есть в России есть и палубные истребители, и специальные палубные (облегченные) подвесные заправочные агрегаты, но вот как это все работает на практике? И без того взлетная масса при взлете с трамплина ограничена, а тут еще и вес заправочного агрегата добавляется. На Су-33 разработанный специально для авианосцев агрегат УПАЗ-1К на практике не применялся, МиГ, конечно, по весовой отдаче получше, но все равно – как минимум, дороговато получается.

Бразильцам показалось расточительным использовать для дозаправки даже «Фальконы». Это на «Кузнецове» и «Викрамадитье» придется терпеть, а если есть катапульта и доступ к арсеналам США, точнее базам хранения, можно найти кое-что подходящее. Там нашлись восемь палубных транспортных самолетов С-1 Trader, четыре из которых теперь возвращают в летное состояние. Грузоподъемность оригинального «Трейдера» составляла порядка 3.5 тонн – то есть меньше, чем «Скайхока»-«Фалькона», но зато на нем гораздо больше места. В ходе модернизации, обошедшейся в 167 миллионов долларов, самолеты оснастят вместо поршневых двигателей турбовинтовыми, поставят новую авионику, установят в фюзеляже заправочный агрегат. Машины, обозначенные как KC-2 Turbo Trader, сохранят и транспортные возможности. Таким образом, в апреле 2014 года бразильский флот получит первые два палубных заправщика, они же транспортники. Сообщается также, что «Турбо Трейдеры» будут привлекаться и к операциям флота по десантированию спецназовцев. Два других будут готовы к октябрю 2015 года.



О самолете с такими возможностями и россиянам, и индийцам остается только мечтать, но без катапульт на авианосцах эти мечты останутся несбыточными. А южноамериканским морякам осталось только немножко подождать…

А тем временем воображение у бразильцев разыгралось не на шутку. Ага, заправщики у нас будут, кто следующий? По логике – самолет ДРЛО. Ну что же, платформа – тот же «Трейдер», возможно – «Треккер» (у Уругвая есть несколько ненужных), остается «только» поставить новые двигатели и электронику. В качестве кандидатов рассматриваются радары Eliradar HEW-784 и Thales Searchwater 2000, интегратором должен выступить туземный «Эмбраер». Самолеты получатся очень дорогими – но такова уж особенность всех машин ДРЛО – и решение по ним пока не принято. Но и планы по обретению парочки таких машин не отброшены, ну а технические возможности есть!

Опять же: ни индийский, ни российский авианосцы принять самолеты ДРЛО не в состоянии, а вертолет как платформа для радара самолетам заметно уступает.

Возможно, с радаром бразильцам помогут шведы с «Эриксона», благо их Erieye стоит на Embraer R-99. Но вот с чем шведы твердо решили помогать бразильцам, так это с современным палубным истребителем.
Да уж, на такую роль «Фалькон» не тянет, но вот JAS-39 Gripen – вполне. Осталось только приспособить его к корабельному базированию.

Инициатива в этом принадлежит самим шведам, пытающимися найти новые рынки сбыта для своего самолета. Теоретически на базе «Грипена», разрабатывавшегося с условием работы с коротких ВПП, можно сделать палубный самолет, усилив конструкцию и шасси, а также установив посадочный гак. Нет сомнений, что шведские конструкторы способны такую модификацию разработать. Но вот кому потом этот Sea Gripen продавать?



Самим шведам палубник, естественно, не нужен, не нужен он США и России. Британия отказалась от палубного «Еврофайтера» в пользу американского F-35, Испания и Италия классических авианосцев строить не собираются, продавать в Китай – себе дороже. Остались только Индия и Бразилия.

Для обеих стран «Си Грипен» (C Gripen) предлагался в комплекте с обычными «Грипенами» в качестве основного истребителя, но в Индии выиграл «Рафаль», а приобретение крупной партии МиГ-29К закрыло для СААБа на обозримое время и тамошнюю авианосную тематику. Теоретически «Грипен» можно адаптировать и к трамплину, но при этом придется смириться с сокращением максимальной взлетной массы на треть по сравнению с катапультным стартом. Так что Индия, выбери она «Грипен» для нового «Викранта», изрядно прогадала бы. Но вот выиграет ли она от МиГ-29К?

В дальней перспективе для «Вишала» и прочего с катапультным стартом индийцы скорее всего закупят «Рафали». А вот у Бразилии все впереди, и шансы шведов на победу в конкурсе истребителей достаточно велики. Возможно, «Грипен» и не лучший в мире истребитель, но вполне современный и недорогой. Воевать Бразилии как будто не с кем, авиация соседей небольшая и/или оснащена старыми типами – в таких условиях большое значение имеет именно цена. Ну а под крупный контракт на сухопутные истребители можно договориться и по палубникам. Официальная презентация Sea Gripen для бразильского ВМФ состоялась в апреле этого года.

Большой проблемой является стоимость разработки «Си Грипена», по некоторым данным составляющая около миллиарда долларов, плюс собственно стоимость самолетов. С другой стороны, шведы готовы предоставить бразильцам очень выгодные условия на «Грипены» вообще. Тут и рассрочка платежа на 15 лет, и доступ «Эмбраера» к технологиям, и разрешение на самостоятельную разработку новых модификаций и интеграцию новых систем вооружения, и производство самолетов в Бразилии, в том числе на экспорт. СААБ готов отдать на производство в Бразилии 80% комплектующих, и возможность продажи самолетов бразильской выделки в третьи страны.



Рассчитывая на благосклонность бразильцев, шведы организовали в Британии особый исследовательский центр по «Си Грипену», где 35 человек работают над «навализацией» самолета. Центр уже рассчитал, что на разработку самолета в металле потребуется 36 месяцев, стоимость ее с государства-участника составит всего 250 млн. долл. Проведены и некоторые конструкторские изыскания по морской модификации.

Является ли «Грипен» аналогом МиГ-29 или нет – вопрос сложный, хотя решить его в ходе международных конкурсов на истребители пытались не раз. Также сложно сказать, что будет лучше – «Си Грипен» или МиГ-29К. Но если индийцам выбирать самолет не приходилось, у бразильцев выбор есть, и на «Грипене» свет клином не сошелся.

Вполне серьезно бразильские моряки присматриваются к французскому «Рафалю». Как и «Грипен», самолет предлагается на конкурс бразильским ВВС, и если будет выбран именно он, возрастут шансы и на приобретение морской версии.



Палубный Rafale M, однако, не слишком подходит для «Сан Пауло» даже несмотря на то, что в бытность корабля «Фошем» он был даже специально модифицирован для обеспечения полетов этого истребителя. «Рафаль М» проходил на «Фоше» испытания, и успешно, но взлетать с его катапульты, даже модернизированной, с максимальной массой не в состоянии. На практике это означает, что самолет может быть пригоден только для ПВО, но не ударных операций.

То же можно сказать о более дешевой, но и примитивной альтернативе – восстановленных американских истребителях-бомбардировщиках «Хорнет» ранних модификаций. Эти машины также могут летать с палубы «Сан Пауло» только с уменьшенной массой боевой нагрузки.

В результате что «Рафаль», что «Хорнет» годятся только как чистые истребители, но порывшись на американских свалках, можно найти еще один самолет – A-7 Corsair II. Это бомбардировщик, отлично приспособленный к «Сан Пауло», практически не имеющий ограничений по стартовой массе на его катапультах, могущий использовать как неуправляемое, так и управляемое оружие класса «воздух-поверхность» и даже немного быть истребителем. При условии модернизации электроники «Корсар» сможет по ударным возможностям не только догнать, но и перегнать МиГ. Правда, стоит учесть, что для эффективного использования таких самолетов надо закупить и соответствующее вооружение.

Тем не менее у бразильцев есть выбор: новое или б/у. Но решение зависит не только от достоинств и недостатков возможных вариантов компоновки авиакрыла, но и от того, как будет развиваться бразильский авианосный флот в перспективе.

Перспектива тамошним адмиралам видится сходно с их индийскими собратьями: стране нужно два новых авианосца, желательно отечественной постройки. Параметры кораблей пока не определены, но водоизмещение их оценено в 50000 тонн – то есть как у «Викрамадитьи» и «де Голля». В 2020-2025 годах первый корабль должен заменить «Сан Пауло», одновременно уйдут на покой и «Фалько», так что и вопрос с самолетами должен быть к этому сроку решен. Не исключено, что из соображений экономии бразильцы предпочтут STOBAR, но тогда придется или покупать уже несколько устаревшие МиГи, или дорогущие F-35 и забыть о самолетах ДРЛО. Если все же будет принято решение продолжать традицию CATOBAR, авианосец получится дороже, зато выбор самолетов шире, сами они дешевле, и характеристики их выше. Более того, в последнем случае самолеты, летавшие с «Сан Пауло», вполне впишутся в авиагруппу нового корабля, и тут «Рафаль» имеет большие перспективы. Напомним, что первые Rafale M, поступившие на вооружение во Франции, были «облегченные», не предназначенные для действий по наземным целям. Сейчас эти машины доведены до единого стандарта – и точно так же могут поступить бразильцы, и снизив на первых порах цену, и обеспечив возможность апгрейда на будущее.



Поэтому Бразилия не торопится проектировать (точнее, заказывать проектирование на стороне) авианосцы, а тщательно изучает опыт других. И это не только США и Франция, с которыми у бразильских моряков и авиаторов давние связи, но и… китайцы. Бразильцы, как говорят, уже отметились на «Ляонине», где консультировали местных в вопросах организации полетов на авианосце, и на практике знакомились с кораблем концепции STOBAR. Далеко идущие выводы пока не сделаны, но экспериментальный статус корабля, систершип которого в России является флагманом флота, уже говорит о многом, и о том же – планы Индии и Китая рано или поздно начать строить «нормальные» авианосцы.

Что касается собственно технических сложностей постройки новых бразильских авианосцев, то их по сути нет. Страна не входит в блоки, поддерживает добрые отношения со всеми ведущими державами, так что если дойдет до дела – им будут помогать всем миром. Не безвозмездно, конечно. Но вот Россия с этого вряд ли что-то получит: даже индийцы ругались на срывы сроков поставки материалов для нового «Викранта», история «Викрамадитьи» на слуху, как и отзывы о пресловутом «русском качестве». Нам бы без потерь плановый ремонт «Кузнецова» начать и закончить…
Первоисточник:
http://aviaglobus.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти