«Бумажный дракон» Поднебесной
Несомненно, первый полет нового истребителя J-20, который состоялся всего через год, после взлета российского истребителя пятого поколения Т-50, продемонстрировал крупное достижение авиационной промышленности Поднебесной. Основная ее заслуга состоит в том, что Китай впервые создал что-то похожее на самолет полностью своей разработки. Все китайские самолеты до этого представляли из себя либо модернизированные копии, либо просто вариациями ранних советских образцов (так J-6 – это лицензионный МиГ-19, J-7 – вариация истребителя МиГ-21), либо создавались как дальнейшее развитие данных моделей (FC-1, J-8, Q-5). Основной китайский истребитель J-10 был спроектирован на основании полученных из Израиля материалов по самолету Lavi. При этом китайская практика копирования вполне неплохо себя чувствует и теперь – достаточно вспомнить нелегальную копию российского истребителя Су-27, которые в Китае обозначаются как nJ-15 или KaKj-llB. В случае же с J-20 мы впервые увидели самолет, свидетельствующий о самобытной работе китайских конструкторов. При этом данная разработка оставляет пока только противоречивые чувства.
Внешне самолет выглядит, как некий гибрид конструкторских решений, заимствующий от разных образцов американских и российских самолетов 5-го поколения – американского истребителя F-22A и прототипа российского Т-50 корпорации «Сухой» неудачливого самолета-демонстратора «МиГ 1.44» конца 1990-х – в этом суть китайского подхода. Именно «МиГ 1.44» кажется главным вдохновителем для китайцев. Планер китайского самолета изготовлен по аэродинамической схеме «утка» и представляет из себя моноплан с достаточно высоко расположенным дельтовидным крылом большой площади и горизонтальным оперением расположенным спереди. Хвостовая часть фюзеляжа, лишена горизонтального оперения и имеет два внушительных подфюзеляжных киля с близко расположенными двигателями. Именно эта часть выглядит как прямо заимствованная у «МиГ 1.44». Столь пристальное внимание к забракованному в России прототипу самолета довольно странновато – особенно, если учитывать то, что многие аэродинамические решения отечественного самолета, повторенные на J-20 (большие подфюзеляжные кили, переднее горизонтальное оперение), приходят в явное противоречие с требованием малозаметности самолета.
Удивляют и размеры китайского истребителя. J-20 габаритнее обоих истребителей 5-го поколения России и США. Ориентировочно его длина достигает 22 м. при размахе крыльев в 15 м. Американский F-22A имеет длину в 18,9 м. при размахе крыльев 13,56 м., российский Т-50 в длину равен 20 м., а размах его крыльев 14 м. При всем этом J-20 обладает необычайно толстым и массивным фюзеляжем, переднее горизонтальное оперение и большую площадь крыла. Максимальная взлетная масса машины оценивается в 40 т. Китайский самолет кажется откровенно перетяжеленным и «раздутым».
Данные замечания особенно контрастируют с другой известной китайской проблемой – отсутствием у страны пригодных двигателей для истребителя пятого поколения. До недавнего времени Китай был вынужден закупать российские двигатели серии АЛ-31Ф (устанавливаемые на Су-27) для своего истребителя J-10. Отработка в Китае своего двигателя такого же класса WS10 (скорее всего, частично создан на основе отечественного АЛ-31Ф) способного на форсаже развивать тягу до 13 т. сталкивается с большими трудностями. В настоящее время есть серьезные сомнения в его дееспособности. Но главное в том, что даже двигатель WS10 явно слаб для обеспечения необходимых истребителю пятого поколения характеристик: сверхзвуковой скорости без форсажа и сверхманевренности.
Двигатели класса АЛ-31Ф или WS10 недостаточны по своей мощности даже для более компактного и легкого российского истребителя Т-50. Не случайно именно отсутствие мощного двигателя 5-го поколения (аналогичного американскому Pratt & Whittney F119, устанавливаемому на F-22A, способному на форсаже развивать до 18 т. и обеспечивать 12 т. в крейсерском режиме полета) превратилось в «ахиллесову пяту» всей российской программы. Наша страна пока вынуждена применять на Т-50 разработанные НПО «Сатурн» двигатели проекта 117С, которые имеют тягу в режиме форсажа до 14.6 т. с перспективой ее увеличения до 15.5-16 т.
В КНР же, как мы видим, с одной стороны присутствует откровенно перетяжеленный и габаритный истребитель, имеющий в лучшем случае двигателей типа WS10, которые абсолютно не подходят для 5-го поколения. Исходя из этого, J-20 в его нынешнем состоянии, в принципе не может достичь требуемых для самолета пятого поколения летных характеристик, а возможность поддерживать на нем сверхзвуковую крейсерскую скорость вызывает лишь усмешку. При этом в китайском сегменте Интернета ходят ура-патриотические сведения о разрабатываемых двигателях WS15, которые на форсаже способны выдавать до 18 т. По мнению экспертов, сегодняшний уровень китайского двигателестроения ставит под сомнение производства такого двигателя в ближайшем будущем. Не случайно еще в прошлом году Китай вел активные переговоры о приобретении в нашей стране двигателей 117С и даже получил на это предварительное согласие.
Такие же значительные сомнения вызывает возможность Китая в ближайшем будущем самостоятельно изготовить полноценное конкурентоспособное бортовое радиоэлектронное оборудование для истребителя 5-го поколения. Главным образом речь идет о бортовом радиолокационном комплексе с активными фазированными антенными решетками. Существуют обоснованные сомнения о наличии современного комплекса вооружения. Известно, что самая совершенная китайская ракета средней дальности PL-12 (SFMO), имеющая активную радиолокационную головку самонаведения практически создана в России и производится в Китае с поставками ряда ключевых элементов из России.
Исходя из этого, представленный в Китае истребитель J-20 не может быть полноценным прототипом пятого поколения и вряд ли когда-нибудь им станет. Даже если не брать в расчет проблемы с двигателями и бортовой электроникой, нынешний J-20 нуждается в значительном или даже полном перепроектировании. В своем нынешнем состоянии он представляет собой некую «демонстрацию технологий» и по перспективности недалеко ушел от злополучного «МиГ 1.44», с которым у него много общего. В этом его главное от полностью «отточенного» и выглядящего весьма совершенно российского истребителя Т-50, который с самого начала не оставил у наблюдателей сомнений в том, что перед ними подлинный боевой истребитель будущего.
Внешний облик J-20 говорит нам о том, что китайская авиационная промышленность только находится на стадии поиска своего почерка и до сих пор широко прибегает к заимствованиям у иностранцев – теперь уже не целиком, как в случае с Су-27, а частями. В этом и заключается нынешний фирменный стиль Китая. При этом абсолютно не ясно, приведет ли этот путь к созданию эффективных и работоспособных изделий в столь сложной сфере производства, как создание современных авиационных комплексов.
В любом случае на сегодняшний день разговоры о каком-либо «китайском прорыве» в авиастроении сильно преувеличены, их самолет J-20, скорее наоборот говорит о том, что подобный прорыв в современном Китае при нынешних темпах развитии отрасли невозможен. Что будет через 15 лет, сказать кончено сложно. Но на данный момент абсолютно ясно, что у Т-50 и его создателей есть вполне достаточная временная фора для того, чтобы именно наша страна стала второй державой в мире, которая построила полноценный двухдвигательный истребитель 5-го поколения.
- http://topwar.ru" rel="nofollow">http://topwar.ru
Информация