ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 г

ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 г
Подводная Лодка Атомная Торпедная проекта 671РТМ «Щука»


В соответствии с Боевым распоряжением Командующего ТОФ подводная лодка «К-305», проекта 671 ртм, под командованием командира капитана 2 ранга БОНДАРЕНКО В.К. 23.02.1983 г. вышла в море на выполнение поставленных задач.

6.03 в Охотском море была обнаружена ИПЛ (иностранная подводная лодка), классифицированная как пла ВМС США типа «ЛОС-АНДЖЕЛЕС», за которой было установлено слежение. Комплексно используя средства ГПД (гидроакустического противодействия), наличие рыболовных судов и активное маневрирование, через 42 минуты ИПЛ оторвалась от слежения. Повторный поиск результатов не дал. Анализируя характер маневрирования при слежении, я пришёл к выводу, что подобную схему я где-то видел. Полистав один из справочников по ВМС НАТО, я нашёл её. Авторитет документа поднялся.
ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 г
Охотское море



3 апреля, мне исполнилось 38 лет, в 18:00 было получено приказание Ком. ТОФ начать поиск АМГ (авианосной многоцелевой группы) «ЭНТЕРПРАЙЗ», который вышел из Йокосуки, и установить за ним длительное слежение. Данные наведения были даны. Указывалось также, что южнее 100 миль от «ЭНТЕРПРАЙЗА» следует АМГ «МИДУЭЙ». Здесь нужно дать небольшое пояснение: при выполнении задач боевой службы, после погружения, все часы на корабле переводятся на московское время. Пла была переведена на 4-х часовую программу связи. Перед выходом в море нам было известно, АВМА «Энтерпрайз» возвращается с Индийского океана, где он нёс боевую службу. Я предположил, что АВМ «Мидуэй» будет сопровождать «Энтерпрайз» до 180 меридиана после чего вернётся в базу. По данным своих средств радио и радиотехнической разведки мы наблюдали активную работу РЭС (радиоэлектронных средств) группировки надводных кораблей в районе вмб Йокосука. Мною было принято решение: через пролив Буссоль выйти в Тихий океан и, используя данные наведения и данные собственных средств разведки, выйти в упреждённую точку АМГ. На вторые сутки, после получения РДО о поиске АМГ «Энтерпрайз», мы получили радиопеленг на работающие РПДУ (радиопередающие устройства) кораблей ВМС США в сети крейсерско-миноносной группы. Дальше мы поняли, что это и были корабли КПУГ (корабельной поисково-ударной группы). Через какое-то время в стороне от предположительного местоположения группировки кораблей, была обнаружена работа трёх гидролокаторов, а на перископной глубине с этого же направления зафиксировали работу трёх РЛС. Сопоставив эти данные, пришли к выводу, что частотные характеристики ГЛС и параметры РЛС принадлежат кораблям КПУГ ВМС США эсминцам типа «Спрюенс». Картина несколько прояснилась в плане построения походного ордера АМГ. Командир этого соединения назначил позицию КПУГ с угрожаемого направления, с которого могли действовать наши подводные лодки, со стороны Курильской гряды. Пришлось уменьшать скорость хода, изменить курс и глубину, дабы пропустить КПУГ, после чего продолжить сближение с АМГ. В 03:00 4.04 на ГАК «СКАТ» была обнаружена групповая цель, классифицированная как отряд боевых кораблей. В дальнейшем я утвердил окончательную классификацию - АМГ «ЭНТЕРПРАЙЗ», так как, мы уже вели радиоразведку во внутриэскадренных сетях АМГ и имели, благодаря ГАР, РТР и РР (гидроакустическая, радиотехническая и радио разведка), полную картинку построения походного ордера. В процессе маневрирования на занятие позиции слежения было выявлено «окно», свободное от кораблей охранения, на КУ = 140° – 180° левого борта. В этом секторе и была занята позиция в дистанции 30 кабельтов (5,5 км) от авианосца. О чём было сделано донесение на КП флота с использованием космического канала связи. С момента получения приказания на поиск и установления слежения на подводную лодку не было передано ни одного радио с наведением. О начале слежения за «Энтерпрайзом» я объявил по корабельной трансляции по всему кораблю, предупредив, что предстоят резкие изменения как в скорости, так и по глубине, обратив внимание личного состав корабля на бдительное несение вахты.

Штурману было дано приказание на подготовку и установку на перископ фотоаппарата. Выяснилось, что в фотоаппарате нет фотоплёнки. «Обратитесь к замполиту». У того тоже не оказалось. Моему возмущению не было предела. Святая обязанность замполита иметь на борту фотолабораторию с набором всего необходимого к ней. Плёнку пришлось искать по кораблю. В итоге матросы нашли одну кассету с плёнкой, у доктора оказался фотоувеличитель и химикаты. Урок, конечно, был серьёзный. Эта плёнка спасла престиж экипажа. Как мне недавно рассказал капитан 1 ранга запаса КИСИЛЬ И.С. после получения моего первого донесения о начале слежения, офицеры штаба флотилии посмеивались «…посмотрим, что он (Бондаренко) нам здесь расскажет и покажет». А фотографии – это документ. Так как до этого никто подобного слежения не осуществлял, то людьми двигала зависть.

ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 г
USS Enterprise (CVN-65) через перископ


При всплытии под перископ было обнаружено, что в это время АМГ производил пополнение запасов траверзным способом на скорости 12 узлов – с правого борта авма находился транспорт обеспечения типа «САКРАМЕНТО», правее его, прикрытие этой операции осуществлял атомный крейсер УРО «Бейнбридж», скорость при этом была 12 узлов.

ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 г
USS Enterprise (CVN-65), USS Sacramento (AOE-1), USS Bainbridge (DLGN-25) - 1967


В это же время пассивной РЛС подводной лодки была обнаружена работа двух РЛС: AN/BPS-9 и AN/SPS-10 с одного направления, откуда пришла подводная лодка. Пришли к выводу, что в составе ордера АМГ действует многоцелевая подводная лодка с кораблём ретранслятором, который мы постоянно вели по данным РР тоже с угрожаемого направления. Закончив пополнение запасов, АМГ начал манёвр превентивного уклонения, увеличив скорость до 26 узлов. Принял решение погрузиться на глубину 200 метров, зайти под авианосец и вместе с ним маневрировать. При этом корабли непосредственного охранения шли самостоятельно, а с каждого борта авма начали работу по одному вертолёту с ОГАС, смена которых производилась через каждые два часа. Через некоторое время авма резко изменил курс влево на 90°. Этот манёвр нам тоже был известен. Он рассчитан на то, что следящая подводная лодка потеряет контакт и проследует дальше по предполагаемому курсу авма, где в засаде будет находиться или подводная лодка или КПУГ из состава ордера. Но потерять контакт с такой целью, когда без акустиков был слышен гул от работающих четырёх линий вала, было невозможно. Походило время очередного сеанса связи. Начали маневрирование для всплытия под перископ. В то время начальник радиотехнической службы капитан-лейтенант ЧМЫРЬ Сергей Иванович доложил мне, что между нами и авианосцем маневрирует какой-то корабль, с характеристикой шумов идентичных с шумами авианосца. Начав маневрирование на всплытие под перископ, контакт с авма был на несколько минут потерян. В перископ были видны палубные огни удаляющегося авма и восстановлен г/а контакт. С погружением начали маневрирование на сокращение дистанции и занятие своей позиции.

Через 2 часа у меня возникло сомнение в отслеживаемой цели, г/акустики тоже засомневались, так как шум имел несколько отличий от шума перед всплытием пла на сеанс связи. Всплыв на перископную глубину, обнаружил, что пла находится в окружении кораблей, лежащих в дрейфе, а с кораблём, который принимали за авма, ведётся активный радиообмен. Стало ясно, что во время приёма предыдущего сеанса связи авма ушёл в сторону, а вместо него встал корабль с похожим шумовым портретом. Оценив обстановку и предположив, что авма «ЭНТЕРПРАЙЗ» пошёл к АМГ «МИДУЭЙ», принял решение следовать в том же направлении. Всплыв под перископ через 2 часа, для ведения радио и радиотехнической разведки, обнаружили короткий радиосигнал в радиосетях авма «ЭНТЕРПРАЙЗ», радиопеленг совпадал с расчётным местом АМГ «МИДУЭЙ» что явилось подтверждением решения. Ещё через 2 часа пла заняла позицию слежения внутри ближнего охранения АМГ «МИДУЭЙ» здесь же находился и авма «ЭНТЕРПРАЙЗ». Как-то, всплыв на сеанс связи, я обнаружил противолодочный вертолёт «Си Кинг», практически прямо над собой. Куда он летел неясно, но обнаружив перископ, завис. Манёвр уклонения выполнять не стал, потому что было ясно, что подводная лодка обнаружена, тем более мирное время. Я так решил. Конечно, это было неграмотное решение. Тут ещё сыграло роль то, что американцы считали себя неуязвимыми, и только они являются хозяевами океана. Слежение продолжалось до 10 апреля. Но мы тоже не лаптем щи хлебаем.

ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 г
USS Midway (CV-41)


Всплывая на очередной сеанс связи, я обнаружил на экране телевизионной системы, как из правого нижнего угла экрана надвигается какая-то чёрная тень. Возможно акула или дельфин. Но в это время защёлкали стрелки приборов аппаратуры ведущего кабеля, замигали лампочки красного и зелёного цветов и я всё понял. Взгляд на глубиномер - 30 метров. В центральном - гробовая тишина. Дал команду боцману на ровном киле погрузиться на глубину 40 метров. Было понятно, что наверху находится железо, т.е. корабль. Всплыв через 10 минут под перископ, на курсовом углу 150° левого борта обнаружил эсминец типа «Спрюенс». Океан – штиль. Акустики ничего не слышали пока, не надели наушники, на экране ГАК тоже ничего. Вот пример бесшумного корабля. Оказалось, штурман после приготовления корабля к бою и походу, забыл снять питание с аппаратуры ведущего кабеля. Благодаря его раздолбайству мы не попали под таранный удар. Наказывать не стал.

ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 г
Эсминец типа «Спрюэнс»


Через трое суток после начала слежения я обратился с запросом к начальнику штаба ТОФ с просьбой перевести на другой сеанс связи, так как скорости слежения большие, но самое главное – вымотался экипаж и дальнейшая работа, при прежней программе связи, была не безопасной. На очередном сеансе связи пла была переведена на более щадящий режим связи.

10 апреля была получена телеграмма за подписью Ком. ТОФ в которой указывалось, что от подводной лодки в течении 8 часов нет донесений. Слежение прекратить, донести место и действия, занять район с координатами….

Слежение было прекращено, пла заняла назначенный район и продолжала вести наблюдением за противником с использованием своих средств радио и радиотехнической разведки. С берега было получено радио в котором указывалось, что навстречу «Энтрпрайзу» и «Мидуэю» с западного побережья США следует АМГ «Коралл Си». Встреча должна произойти в районе радиусом 90 миль с центром в точке с координатами Ш=…, Д=…. Проанализировав обстановку мы пришли к выводу, что по всей видимости АМГ «Корал Си» следует на смену АМГ АВМА «Энтерпрайз». Через какое-то время данными радиотехнической разведки подводной лодки было выявлено наличие кораблей АМГ «Коралл Си», о чём было сделано донесение на КП флота. Через двое суток пла «К-305» был назначен новый район – южнее острова Атту Алеутской гряды. Я до сих пор не могу понять, но мне этот район чем-то очень не понравился. Достав свою рабочую тетрадь и найдя нужный мне материал, я всё понял. Мне назначили район, в котором находилась гидрофонная решётка системы «SOSUS». Заняв южную кромку назначенного района, пла продолжала наблюдение за группировкой. С прибытием в район буквально через несколько часов было обнаружено гидрографическое судно, которое в течение суток маневрировало от западной кромки моего района до восточной. Маневрирование имело вид шеврона с острой стороной на южной кромке района. Когда стало ясно, что американцы сформировали ударное авианосное соединение в составе 3-х авианосцев и более 28 кораблей различного типа, и начали движение в сторону полуострова Камчатка, немедленно было отправлено об этом донесение на КП ТОФ. Однако в течение длительного периода времени с КП ТОФ информации не было.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и вернуться на месяц назад, так как последовавшие потом события будут непонятны.

7 или 8 марта ко мне подошёл оперативный работник особого отдела, капитан 3 ранга, фамилию не помню и попросил меня дать ему разрешение на проверку закрытой аппаратуры. Я вызвал к себе командира боевой части связи капитан-лейтенанта ФЁДОРОВА Евгения Ивановича и сказал ему о просьбе работника ОО, на что он принёс мне два приказа: Министра Обороны СССР и Главнокомандующего ВМФ, которые строго регламентировали допуск личного состава к закрытой аппаратуре и документам к ней. Через некоторое время ко мне опять подходит ООО, но уже с письменным рапортом, на котором я написал отказ со ссылкой на руководящие документы. Тогда он мне говорит, что ключевые документы на один из каналов связи не подходят. Я понял, что в боевой части связи сидит «крот» ООО. Начал разбираться с командиром БЧ связи. Выяснилось, что с переходом на сезонные документы блокнот с ключами не подходит. На мой вопрос почему он мне не доложил, получил ответ следующего содержания. Такое бывает, что через несколько листочков блокнота, из-за ошибки на берегу при формировании блокнота, появляются листы с ключами данной аппаратуры, и он не хотел меня беспокоить. Конечно, он своё получил. Так как этот канал связи был резервный, то я принял решение на КП флота донесение не производить, о чём сделал запись в журнале учёта событий. На вторые сутки слежения этот работник ОО пришёл ко мне в ЦП и с ухмылкой сказал мне, что на корабле в БЧ-5 процветает мордобой, нужно срочно разбираться, а авианосцы никому не нужны. Я вызвал в ЦП замполита, фамилию не помню, и командира БЧ-5 капитана 3 ранга ЗАЙНУЛЛИНА Флорида Сагитовича и дал приказание разобраться, что там произошло. Выяснилось, что прикомандированный молодой матрос-турбинист с другого экипажа для изучения специальности, всячески уклонялся от исполнения своих обязанностей. Периодически, наравне со всеми матросами, он назначался рабочим по камбузу. После смены должен убывать на свой боевой пост и заниматься изучением материальной части. Ему это не понравилось и любыми путями начал отлынивать и тут и там. Дело дошло до получил по носу. Разобрались. Конечно, здесь была недоработка и командира подразделения и замполита, которые на тот момент ничего не знали об этом инциденте.


ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 гЧерез 8 часов после того, как АУС прошел через район действия пла, было получено приказание - установить за ним слежение. Было принято решение полным ходом, периодически всплывая для ведения радиотехнической разведки, догнать группировку. Через час был обнаружен шум групповой цели. Визуально наблюдался транспорт типа «САКРАМЕНТО» и рядом эсминец - траверзным способом пополнял запасы на скорости 12 узлов. Ещё через час визуально в перископ был обнаружен вертолёт «СИ НАЙТ». Так как такие вертолёты базируются только на авианосцах и транспортах их обеспечивающих, то раз транспорт оказался позади нас, значит, он летит на какой-то один из авианосцев. Определив КУ вертолёта, рассчитали его курс, который совпадал с радиотехническими пеленгами на группировку кораблей. Через 4 часа АУС был обнаружен и установлено слежение. Разыгрался шторм (7 баллов), АУС уменьшил скорость до 6 узлов. Во время шторма весь боевой порядок АУС рассыпался – корабли штормовали самостоятельно. Но, несмотря на это, визуально наблюдал полёты палубной авиации. В ходе слежения было обнаружено, что в составе АМГ «Коралл Си» находятся корабли постройки 40-х годов, принадлежащие Канаде. Они были вооружены старой гидроакустической аппаратурой. У самого авианосца очень сильно скрипела одна линия вала, что позволяло осуществлять слежение на больших дистанциях и безошибочно считать обороты, а, значит, знать точную скорость. 17 апреля было получено приказание о прекращении слежения и возвращении в базу.

На возвращении я ещё раз проанализировал связь. За всё время слежения подводная лодка 50 раз выходила в эфир, используя только космический канал связи. На все преданные радио от спутника были получены технические квитанции, что говорило о том, что спутник мою информацию принял. А окончательные квитанции, т.е. подтверждение того, что мои донесения дошли до адресата, были получены только на 25 донесений. Обратив на это внимание во время слежения, я начал комбинировать формы донесений: одно закрывал шифром, другое закрытой аппаратурой. Которые уходили обработанные шифром – квитанции с берега приходили, а на другие нет. Сегодня квитанции есть, завтра нет и т.д. Со своими выводами и сомнениями я поделился с замполитом и ООО, сказав последнему, чтобы на это он обратил серьёзное внимание.

По прибытию корабля к месту базирования на пирсе я доложил командующему флотилии Герою Советского Союза вице-адмиралу ПАВЛОВУ А.И. о выполнении поставленной задачи и о случае с матросом-турбинистом.

На следующий день я понёс на подпись командующему флотилии срочное донесение Командующему флотом о результатах похода. Со мной пошёл заместитель начальника штаба флотилии капитан 1 ранга ГОНТАРЕВ Валерий Павлович. Заходим в кабинет. У командующего сидит член военного совета флотилии контр-адмирал АМБАРОВ. Командующий начал с того, что я не умею контактировать с работниками особого отдела, что опер. ОО, бывший со мной в походе уже подал рапорт на флот о бардаке на моём корабле. ЧВC при этом поддакивал, чмокая губами. Чем больше говорил командующий, тем громче становился его голос. Он начал говорить о 37 годе, когда не таких как я ломали и т.д. и т.п. Я тоже усилил свою громкость. Но ГОНТАРЕВ так рявкнул на меня, что я опомнился. В заключении получил приказание от командующего идти в особый отдел флотилии и там разбираться, результаты доложить. Прихожу в особый отдел. Сидит зам. начальника отдела. Спросил меня, какими судьбами и зачем. Я начал объяснять, в это время заходит начальник отдела контр-адмирал СИДЕНКО. Я начал сначала. Выслушав меня, контр-адмирал достал из сейфа рапорт, который написал оперативник, порвал его, а мне сказал: «Если бы вы разрешили проверку закрытой аппаратуры моему сотруднику, вот тогда бы мы с вами разбирались. У меня к вам вопросов нет, работайте спокойно. Командующему я сам доложу».


Когда подводная лодка вернулась с боевой службы, командир дивизии был в море и вернулся через двое суток. Встретив меня, он сказал следующее: «я что, за ваши авианосцы должен вас целовать в задницу?». Получается интересная картина: особистам слежение не нужно, командиру дивизии тоже не нужно, выходит, это нужно было только мне, я сам напросился на эти «американские горки». Приятная встреча через два месяца. На следующие сутки он вызвал меня к себе. Вхожу в кабинет. В коридоре штаба он перехватывает какого-то старшего лейтенанта, подаёт команду «смирно!» и вручает мне орден со словами: «поднимитесь к начальнику отдела кадров и за приз получите бинокль от Главкома». Нужно отдать ему должное, после ознакомления с отчётными документами за поход, он поздравил меня с выполнением этой сложнейшей задачи. Я его тоже понимал, но всё равно было обидно.

ПЛАТ К-305 пр. 671РТМ. Слежение за авианосной многоцелевой группой "Энтерпрайз" в апреле 1983 г
13 апреля 1983, северная часть Тихого океана, учения FleetEx 83-1. Авианосцы слева по часовой стрелке: USS Enterprise (CVN-65), USS Midway (CV-41), USS Coral Sea (CV-43)


В 1987 году по состоянию здоровья я был списан с плавсостава и назначен на преподавательскую должность в УЦ ВМФ. В начале 90-х годов я был приглашён в разведотдел ВМФ. Прибыл в Главный штаб, нашёл указанный кабинет, вошёл. За столом сидел мужчина в гражданском костюме, было понятно, что он уже в запасе. Познакомились. Он предложил мне вспомнить мой поход. Начал с начала, он по ходу рассказа комментировал. Он не подтвердил контакт с иностранной подводной лодкой в Охотском море. Я пытался ему доказать, что спектральный анализ шумов, выполненный на гидроакустическом полигоне на 100% подтвердил, что это шумы иностранной подводной лодки. Спорить не стал, понимая, что честь мундира прежде всего. Перешли к слежению за АУС. Здесь я впервые узнал, что пла «К-305» была обнаружена три раза:

- первый раз – кратковременный контакт, 1 минута, когда пла шла большим ходом на перехват АМГ «ЭНТЕРПРАЙЗ», о чём было сделано донесение на КП командира АМГ. Это была подводная лодка, работа РЛС которой была нами обнаружена.

- второй раз – самолёт «ИНТРУДЕР» в 6 милях (11 км) от авма засёк выдвижные устройства пла и только тогда, сопоставив эти два донесения, командование АМГ утвердило наличие следящей пла. Но к этому моменту пла находилась уже 2-е суток в позиции применения торпедного оружия.

Из американских источников – из их журнала учёта событий:
«4.04. пла «Лос Анджелес» донесла о кратковременном контакте с подводной лодкой в 8:15 и в 8:45 по пеленгу 260°». Донесение оставили без внимания.
«6.04 самолёт «Интрудер» с АВМА «Энтерпрайз» своей радиолокацией обнаружил выдвижные устройства подводной лодки в дистанции 60 кабельтовых от авианосца. Сопоставив эти два донесения, утвердили наличие в составе своего ордера Советскую подводную лодку». Здесь американцам потребовалось 18 часов для достижения критериев условной атаки подводной лодки.
«7.04 в 11:50 вертолёт «Си Кинг» с АВМА «Энтерпрайз» в 6 милях от авианосца обнаружил пла и в 12:05; 12:14; и 12:34 нанёс по ней условный удар. В 12:44 нанёс удар второй вертолёт. В 13:05 – контакт потерян, в 13:20 с помощью радиоакустического буя «Дифар» восстановлен, 13:28 – потерян. 13:38 – восстановлен и вскоре потерян».

- третий раз – 16.04 в 15:00 эсминец «ХИЛЛ», с антенной «TASS» установил контакт с пла. Через 35 минут в район прибыл самолёт БПА «ОРИОН», базирующийся на Алеутских островах, и, применив РГАБ типа «ДИФАР», в течение 2-х часов сопровождения цели достиг критериев атаки в 17:30 и в 19:35. Однако, и в этот раз пла уже 8 часов, до её обнаружения, находилась в позиции применения торпедного оружия.

Всё это происходило во время учения американских ВМС на Тихом океане под кодовым наименованием «ФЛИТЕКС 83-1».

С 4 по 17 апреля пла находилась в зоне непрерывной работы как корабельных, так и авиационных РЛС и ГАС, при этом 114 раз всплывала на перископную глубину с использованием выдвижных устройств (ПЗНГ, «АНИС», «СИНТЕЗ», «РАМКА», «МРП-21»), из них 62 раза внутри ближнего охранения.

Проанализировав учение «ФЛИТЕКС 83-1», американская сторона пришла к выводу, что большие трудности в обнаружении и распознавании пла создавали многочисленные узкополосные излучения от кораблей АУС, что порождало большое число ложных контактов, на доразведку которых постоянно отвлекались значительные силы и средства ПЛО. С 9 по 14 апреля было зафиксировано 300 донесений о контакте с пла, но только 7 из них, с определённой долей вероятности, можно было отнести к контактам с пла.

Оценивая по ходу учения деятельность пла ВМФ СССР проекта 671 РТМ, они пришли к выводу, что эта пла является малошумной и представляет собой вызов системе «SOSUS». Прогнозируемая дальность обнаружения пла этого проекта антенной «TASS» должна быть не менее 20 миль, а фактически 3-5 миль. Антенны «TAK TASS» были малоэффективны даже при наличии на борту кораблей специалистов по акустической разведке из центра разведывательного обеспечения ВМС. Такой же результат и по системе «LEMPS».
Автор: Командир ПЛА "К-305" капитан 1 ранга Бондаренко В.К.
Первоисточник: http://andreeva.1gb.ru/story/holland25.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 21
  1. Enjoy 16 сентября 2013 10:01
    Готовый сценарий для по-настоящему классного фильма! :)
    1. vjhbc 16 сентября 2013 19:18
      ну так подводники и говорят что есть ПЛ и остальные мишени
      Цитата: Enjoy
      Готовый сценарий для по-настоящему классного фильма! :)
      1. ФРЕГАТЕНКАПИТАН 8 января 2014 18:05
        Извиняюсь,..... немного поправлю- говорят -.....и остальные цели!
  2. N.O.M.A.D.E. 16 сентября 2013 10:32
    Отличная статья! Спасибо автору! drinks На одном дыхании прочёл!
    Выводы о эфективности ПЛ - на лицо smile
    1. Ежак 16 сентября 2013 11:31
      Цитата: N.O.M.A.D.E.
      Отличная статья! Спасибо автору!

      Полностью поддерживаю. Но меняются времена, меняется аппаратура и не только у нас! И это следует учитывать.
  3. Улисс 16 сентября 2013 11:05
    Штурману было дано приказание на подготовку и установку на перископ фотоаппарата. Выяснилось, что в фотоаппарате нет фотоплёнки. «Обратитесь к замполиту». У того тоже не оказалось. Моему возмущению не было предела. Святая обязанность замполита иметь на борту фотолабораторию с набором всего необходимого к ней. Плёнку пришлось искать по кораблю. В итоге матросы нашли одну кассету с плёнкой, у доктора оказался фотоувеличитель и химикаты. Урок, конечно, был серьёзный. Эта плёнка спасла престиж экипажа.


    Акустики ничего не слышали пока, не надели наушники, на экране ГАК тоже ничего. Вот пример бесшумного корабля. Оказалось, штурман после приготовления корабля к бою и походу, забыл снять питание с аппаратуры ведущего кабеля. Благодаря его раздолбайству мы не попали под таранный удар. Наказывать не стал.


    1983 год.
    Словно снова попал в те благословенные времена. laughing good
    Расп...во было сказочное, но выкручивались из любых ситуаций, когда обстоятельства того требовали. soldier
  4. Aleks тв 16 сентября 2013 11:07
    Очень интересно было почитать.
    Спасибо Виктору Константиновичу и за службу и за то, что пишет такие воспоминания.
  5. mrwhite 16 сентября 2013 11:09
    блин, прочел как книгу ..оч здорово
    mrwhite
  6. chunga-changa 16 сентября 2013 11:18
    Отличная статья, очень содержательно, спасибо.
  7. DDHAL 16 сентября 2013 11:35
    Хорошая статья. Именно то, для чего создавался сайт. Спасибо автору за интересные факты..
    DDHAL
  8. Serg 122 16 сентября 2013 12:37
    Готовый сценарий для по-настоящему классного фильма

    Может и снимут. Сейчас у нас мало истинно патриотических фильмов затрагивающих душу. Боевики одни...
    Спонсора если найдут - снимут
  9. Eksgayster 16 сентября 2013 12:39
    Повезло "Энтерпрайзу", да и нашим тоже.
    Eksgayster
  10. a.s.zzz888 16 сентября 2013 13:09
    Дай Бог Вам здоровья, командир!
  11. berimor 16 сентября 2013 14:29
    «я что, за ваши авианосцы должен вас целовать в задницу?»
    Ну, это нормально в отношениях с младшими по званию! Наша же армия - рабоче-крестьянская! Откуда же взяться человеческому политесу!
    berimor
  12. teleset 16 сентября 2013 14:52
    хочется сказать молодцы ребята . Интересно сейчас также наши подводники играют в кошки мышки с американцами?
    teleset
  13. berimor 16 сентября 2013 15:26
    «я что, за ваши авианосцы должен вас целовать в задницу?»
    Ну, это нормально в отношениях с младшими по званию! Наша же армия - рабоче-крестьянская! Откуда же взяться изысканному, человеческому политесу!
    berimor
  14. Eugeniy_369 16 сентября 2013 16:41
    "Благодаря его раздолбайству мы не попали под таранный удар. Наказывать не стал."
    Многое в нашей жизни через раздолбайство recourse , и плохое и хорошее.
    "Но к этому моменту пла находилась уже 2-е суток в позиции применения торпедного оружия."
    Задачу лодка выполнила soldier .
    Статье плюс, читается как детектив хороший wink .
    Eugeniy_369
  15. Гур 16 сентября 2013 18:18
    Настоящие мужики мы Вами гордимся , а с кротами всетаки что так и сидят в кабинетах??
  16. malikszh 16 сентября 2013 22:04
    вернется ли такой большой флот!?
    malikszh
  17. Mechanoid 16 сентября 2013 22:09
    ОТЛИЧНЫЙ материал! good Статья безусловно - интересная! Автору - большое спасибо! Всегда считал, что моряки-подводники сделаны из другого "теста" soldier
  18. GarryM 16 сентября 2013 22:21
    Отличная статья... Читаеш и мечтаеш: "Да и сейчас наши такого джазу америкосам должны давать"...
    GarryM
  19. grck170 16 сентября 2013 23:02
    Правильно, Гур! Мы вами гордимся! Благодарим за службу и желаем всех благ!

    P.S.

    И всё-таки интересно, в действующем составе флота ТАКИЕ командиры остались?
    И те, кто сейчас на своих флотских погонах носят один просвет, в ТАКИХ командиров вырастут? Или будут только по интернету корабли классифицировать?

    P.P.S.
    Виктор Константинович, ещё раз - спасибо!
    grck170
  20. Комментарий был удален.
  21. SWEET_SIXTEEN 17 сентября 2013 00:05
    Из американских источников – из их журнала учёта событий:
    «4.04. пла «Лос Анджелес» донесла о кратковременном контакте с подводной лодкой в 8:15 и в 8:45 по пеленгу 260°». Донесение оставили без внимания.
    «6.04 самолёт «Интрудер» с АВМА «Энтерпрайз» своей радиолокацией обнаружил выдвижные устройства подводной лодки в дистанции 60 кабельтовых от авианосца. Сопоставив эти два донесения, утвердили наличие в составе своего ордера Советскую подводную лодку». Здесь американцам потребовалось 18 часов для достижения критериев условной атаки подводной лодки.
    «7.04 в 11:50 вертолёт «Си Кинг» с АВМА «Энтерпрайз» в 6 милях от авианосца обнаружил пла и в 12:05; 12:14; и 12:34 нанёс по ней условный удар. В 12:44 нанёс удар второй вертолёт. В 13:05 – контакт потерян, в 13:20 с помощью радиоакустического буя «Дифар» восстановлен, 13:28 – потерян. 13:38 – восстановлен и вскоре потерян».

    - третий раз – 16.04 в 15:00 эсминец «ХИЛЛ», с антенной «TASS» установил контакт с пла. Через 35 минут в район прибыл самолёт БПА «ОРИОН», базирующийся на Алеутских островах, и, применив РГАБ типа «ДИФАР», в течение 2-х часов сопровождения цели достиг критериев атаки в 17:30 и в 19:35. Однако, и в этот раз пла уже 8 часов, до её обнаружения, находилась в позиции применения торпедного оружия


    Т.е., фактически, авианосец и его авиация не сыграли никакой роли - основную угрозу для советской ПЛА представляли лишь ПЛА "Лос-Анджелес", эсминцы с ГАС, вертушки и самолеты БАЗОВОЙ авиации

    что касается кратковременного обнаружения штурмовиком ИНТРУДЕР - не более чем случайность

    Кстати, где были палубные противолодочные самолеты S-3 Viking?
    Отчего янки пришлось вызывать базовый "Орион"?
  22. Сталинец 17 сентября 2013 00:56
    Хорошая статья !! Бальзам на рану !!!! yes
    Сталинец
  23. malikszh 17 сентября 2013 06:07
    подводники так фотографирует это значит условным потопленным?
    malikszh
    1. grck170 17 сентября 2013 20:09
      Не моряк, но попытаюсь ответить...
      Здесь всё совсем не так однозначно.

      "Позиция применения торпедного оружия" означает положение, когда атакующая ПЛА находится в состоянии готовности немедленного пуска торпед (подводных ракет и т.п.) по конкретно определённой и опознанной цели, когда все произведённые расчёты заложены в системы управления оружием, а само оружие проверено и изготовлено к "выстрелу".

      Дальше начнутся множащиеся в геометрической прогрессии "если"...
      Реальный (или даже учебно-условный) торпедный залп ("продувка" ТО (торпедных аппаратов) ВВД (воздухом высокого давления) неизбежно вызовет неимоверный "шухер" во всём атакованном ордере, и, как следствие, принятие очень срочных контрмер (постановку помех, ложные цели, имитаторы, "противоторпеды" и т.п.), вплоть до "прикрытия" флагмана бортами (как это, предположительно, произошло с ЛК "Тирпитц", который был прикрыт своим же кораблём (эсминцем (?)) во время атаки К-21 05.07.1942 г.).

      До "потопления", как видишь, ещё далеко...

      Кроме того, попадание торпеды (и даже торпед), это, вероятно к большому сожалению для подводников, ещё далеко не потопление.

      Атакованному 01.04.1942 г. "Эдинбургу", по некоторым данным, оторвало корму. Получивший 30.11.1942 г. торпеду японского эсминца, крейсер "Новый Орлеан", зафиксировал в бортовом журнале детонацию артпогребов башни № 1 и потерю всей носовой части до гермошпангоута башни № 2.
      Со слов экипажа, оторванная носовая часть, в ходе маневрирования, ударила крейсер в борт, что явилось основанием считать "Новый Орлеан" первым кораблём, таранившим самого себя. [http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/NewOrleansTulagiBowMissing.j
      pg?uselang=ru]

      Так что "амеров" в перекрестии перисконых линий русской лодки можно считать скорее "условно успешно атакованными".

      P.S.
      Где-то в "сети" были статьи с раскладками, сколько "потребно" торпед, для потопления судна, определённого типа (ЛК "Бисмарк" - 8-10; ЛК "Ямато" - 16-18 торпед и т.п.).
      Хотя и здесь всегда могут возникнуть пресловутые "если"...
      Так, эсминец ВМС Великобритании "Шеффилд" 04.05.1982 г. получивший аргентинскую (французскую, конечно) противокорабельную ракету (которая, по некоторым данным, даже не взорвалась), получил такие повреждения, что затонул при буксировке 10.05.1982 г.
      grck170

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня