Т-54 - гордость советского танкостроения

Т-54 - гордость советского танкостроения


Если спросить военного специалиста назвать несколько лучших танков, созданных после Второй мировой войны, то среди них обязательно будет советский средний Т-54.

В нем наиболее полно был осмыслен опыт применения танков в прошедшей мировой войне.


Усиление броневой защиты немецкой бронетехники, в конце войны, заставляло советских конструкторов повышать уровень огневой мощи нашей техники. В 1944 году конструкторское бюро Уральского танкового завода разработало самоходку СУ-100, с 100-мм орудием Д-10 С, САУ себя хорошо показала в боях. Опыт перенесли на танк, поместив 100-мм орудие на Т-34, были созданы несколько Т-34-100. Но на полигонных испытаниях выявилась ошибка – трансмиссия не выдерживала такую мощную артиллерийскую систему.

Однако опыт помог в создании танка Т-44-100, а затем и Т-54 («Т-54 образца 1946 года»). Простой и технологичный корпус взяли от Т-44. Как и на Т-44 лобовой лист сделали монолитным, убрав смотровую щель механика-водителя, этим улучшив защиту лобового листа. На крыше корпуса разместили 2-ва перископических прибора наблюдения МК-1К.

Т-54 - гордость советского танкостроения


Более крупную башню улучшенной конфигурации разместили в центре танка, ее лобовая броня достигла 200 мм. В цилиндрической маске поставили пушку Д-10Т и спаренный с ней пулемет СГ-43 7,62 мм. Вертикальная наводка проводилась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная – электроприводом, которым управлял командир и наводчик.

Впервые, на среднем советском танке, установили зенитный пулемет ДШК, да курсовых пулемета установили в бронированных коробах, на гусечных полках, с дистанционным управлением.

Почти не тронули, испытанную на Т-44, схему моторно-трансмиссионного отдела, но поставили дизель В-54.

Т-54 был тяжелее Т-44, но ходил лучше – гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и хорошими грунтозацепами, опорные катки усилили, для парирования угловых колебаний. Установили лопастные гидроамортизаторы.

В 1949 году была проведена первая модернизация, по статистике 90% попаданий в танк было в метре от земли, поэтому толщину лобового листа уменьшили с 120 мм до 100 мм. Убрали пулеметы на гусеничных полках, улучшили зенитную турель. В силовом агрегате применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, поставили форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку двигателя к пуску в холодную погоду. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление на грунт.

В 1951 году провели вторую модернизацию. Поставили новую полусферическую башню, новый прицел, улучшили уплотнения трущихся частей, подшипников, электроприборов, для защиты от пыли. В 1951 году выпустили Т-54А, который оснастили «Горизонтом», стабилизатором пушки в вертикальной плоскости с автоматизированным электроприводом наведения и эжекционным устройством для продувки ствола. Теперь можно было вести прицельный огонь на ходу.. В моторе установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы.

В 1952 году проведена еще одна модернизация, приведшая к появлению Т-54Б. он был оборудован «Циклоном» - стабилизатором вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Появились инфракрасные приборы ночного видения, ночные прицелы. Танки были оснащены комплектами для самостоятельного преодоления водоёмов. С помощью них танк мог преодолеть водоем глубиной 5 м, шириной 700 м.
Т-54 - гордость советского танкостроения


В этом же 1952 году, создан ОТ-54, у него вместо спаренного с пушкой пулемета, установили огнемёт АТО-1 (автоматический пороховой огнемет). В носовой части был установлен бак с 460 л огнесмеси.. Он мог выбрасывать струю пламени на 160 метров

С 1954 года небольшой партией были созданы командирские Т-54К, имевшие две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование.

Т-54 были лучшими танками в своём классе, с 1946 года, лишь в 1958 году Англия создала более мощную 105 мм пушку. На базе Т-54 были созданы САУ СУ-122, тягач БТС-2, кран СПК-12Г.

Танки массово поставлялись странам Варшавского договора, союзникам на Ближнем Востоке, где и прошли боевое крещение. В Китае танк скопировали и выпускали под названием Т-59.

Т-54 и его модернизация Т-55 до сих пор стоят на вооружении многих стран.

Т-54 - гордость советского танкостроения

Т-54 - гордость советского танкостроения

Т-54 - гордость советского танкостроения



Тактико-технические характеристики Т-54 (Т-54А)

Масса, т – 36 (36,4)
Длина с пушкой, мм – 9000 (9000)
Длина корпуса, мм – 6270 (6040)
Ширина, мм – 3150 (3270)
Высота, мм – 2400 (2400)
Клиренс, мм – 425 (425)
Вооружение – 100 мм пушка Д-10Т, 3 пулемета СГ-43, 1-н ДШК (100 мм пушка Д-10ТГ, 2 пулемета СГМТ, 1 ДШК.)
Бронирование, лоб корпуса – 120 мм (100 мм)
Борт – 80 (80)
Корма – 45 (45)
Лоб башни – 200 (200)
Крыша – 30 (30)
Днище – 20 (20)
Удельное давление, кг. см2 – 0,93 (0,81)
Запас хода, км – 330 (440)
Двигатель (520 л. с.) – В-54 (В-54)
Удельная мощность, л. с., т – 14,4 (14,3)
Ширина гусеницы, мм – 500 (580)
Радиостанция – 10-РТ-26 (Р-113)
Экипаж – 4 (4)

Т-54 - гордость советского танкостроения

Т-54 - гордость советского танкостроения
Первоисточник: http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. SOLDIERru 12 февраля 2011 09:42
    Не поспорить. Танк, для своего времени был хорош. Стали бы ерунду шлёпать в таких неимоверных масштабах. Какую ещё боевую машину, выпустили в количестве от 80 тыс. до 90 тыс. штуку (это вместе с Т-59). При этом находясь в производстве до 1977 г. Хотя тот же Т-62 выпускался только до 1973 г.(20 тыс.). А Т-64 вообще сняли с производства 1969г.. Когда его заменил Т-64А но это уже был не «средний» а «основной боевой танк». Вот такой он Т54-55 долгожитель.
    SOLDIERru
  2. L.E.E. 12 февраля 2011 14:27
    Впервые, на советском танке, установили зенитный пулемет ДШК...???
    L.E.E.
  3. Скил 12 февраля 2011 14:43
    "Впервые, на советском танке, установили зенитный пулемет ДШК...?"

    есть другая инфа?
  4. SOLDIERru 12 февраля 2011 16:55
    L.E.E.,
    Автор просто допустил опечатку. Подразумевалось, что "на средний танк".

    Скил,
    Есть и другая инфа. Первым танком, вооружённым ДШК, был Т-40 (1939 г). В 1942 году, его уже устанавливали на экспериментальные зенитные танки (Т-60-3,Т-70,Т-90). А как зенитная турель, ДШК впервые был применён на ИС-2. Так же можно вспомнить ИС-3. Но он был принят на вооружение только 25 марта 1945г.. В статье допущены, и другие малозначительные неточности. К примеру упоминаемый Т-44-100 (таких было несколько объектов), вообще был экспериментальным танком. И говорить, что на него было установлено впервые в практике танкостроения, не совсем корректно. Мы можем так же заметить, что на фотографии танк вооружён не орудием Д-10, а ЛБ-1. Хотя это не меняит сути, Т-54(55) по совокупности характеристик, был очень хорошим танком.
    SOLDIERru
  5. Скил 12 февраля 2011 17:56
    опечатку исправим

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня