Зенитные ракетные комплексы семейства FLAADS

10 сентября министр обороны Великобритании Ф. Хаммонд в ходе выставки вооружений и военной техники DSEI-2013 объявил о подписании контракта на поставку военно-морским силам зенитных ракетных комплексов Sea Ceptor. В ближайшие несколько лет британские ВМС получат комплексы и ракеты общей стоимостью 250 миллионов фунтов стерлингов (около 390 млн. американских долларов). Новые ЗРК будут использоваться на эксплуатирующихся сейчас фрегатах «Тип 23» и на перспективных фрегатах «Тип 26». Комплекс Sea Ceptor придет на замену последним модификациям ЗРК Sea Wolf.

Зенитные ракетные комплексы семейства FLAADS


Зенитный ракетный комплекс Sea Ceptor разработан компанией MBDA в сотрудничестве с BAE Systems, EADS и Finmeccanica. Он представляет собой корабельную систему противовоздушной обороны, созданную в рамках проекта FLAADS (Future Low-Altitude Air Defense System – «Перспективная система маловысотной ПВО»). Корабельный комплекс предполагается вооружать ракетами CAMM(M) (Common Anti-Air Modular Missile (Maritime) – «Единая модульная зенитная ракета, морская»), также созданными в ходе проекта FLAADS. Помимо корабельной версии ЗРК FLAADS существую проекты сухопутного варианта с ракетой CAMM(L) и модификации «воздух-воздух» CAMM(A) для военно-воздушных сил.


Проект FLAADS стартовал в середине прошлого десятилетия. Его целью было создание перспективного зенитного ракетного комплекса малой и средней дальности, пригодного для использования в сухопутных войсках и на флоте. Кроме того, определившийся облик перспективной зенитной ракеты позволил начать создание третьего варианта боеприпаса, предназначенного для вооружения самолетов-истребителей. Разработка зенитного комплекса и ракеты для него проводилась в два этапа.

В ходе первого MBDA и компании-участники проекта совместно с научными организациями министерства обороны Великобритании отрабатывали технологии и решали основные вопросы, связанные с обликом ракеты. В ходе первого этапа разработки они занимались системами вертикального старта из шахтной пусковой установки в соответствии с концепцией SVL (Soft Vertical Launch – «Мягкий вертикальный старт»); сравнительно простой, дешевой, но эффективной активной радиолокационной головкой самонаведения; системами обнаружения и управления, а также рядом других проблем технического и концептуального характера.

Зенитные ракетные комплексы семейства FLAADS


Второй этап проекта начался в 2008 году. Его целью стала отработка найденных технических решений и испытания различных систем. С 2008 по 2011 год сотрудники MBDA провели несколько пробных запусков с использованием системы SVL. Последний испытательный «мягкий старт» произошел в мае 2011-го. Этот тестовый пуск весового имитатора боевой ракеты завершил второй этап разработки перспективного ЗРК. В дальнейшем все работы по проекту FLAADS велись в направлении совершенствования радиоэлектронного оборудования ракеты и платформ-носителей.

Следующей важной вехой в истории проекта FLAADS стал контракт, подписанный в январе 2012 года. В соответствии с этим документом, компания MBDA и смежные предприятия получили 483 миллиона фунтов (около 770 млн. долларов) за завершение разработки зенитного ракетного комплекса FLAADS в варианте для кораблей военно-морских сил. ЗРК с ракетой CAMM(M) получил название Sea Ceptor. Морской вариант комплекса планировалось принять на вооружение первым. Зенитные комплексы для сухопутных войск и ракеты для ВВС пойдут в серию через несколько лет после него.

Точные характеристики комплекса Sea Ceptor и ракеты CAMM(M) пока не назывались. Так, большие вопросы вызывает максимальная дальность поражения цели. В некоторых источниках указывается, что ракета может поражать цели на дальностях до 25 километров. При этом имеется информация, согласно которой корабль с ЗРК Sea Ceptor может защищать зону площадью около 500 кв. км. Простой расчет показывает, что в таком случае дальность оказывается примерно в два раза меньше заявленных 25 километров.

Ракета CAMM(M) имеет длину 10 футов (3,2 метра), диаметр корпуса без учета стабилизаторов 6,5 дюйма (166 мм) и весит 220 фунтов (около 99 кг). Боеприпас оснащен складным оперением, состоящим из четырех стабилизаторов в хвостовой части. По имеющимся данным, ракета при помощи твердотопливного двигателя способна разгоняться в полете до скорости около 1020 метров в секунду. Это позволит управляемому боеприпасу перехватывать различные летательные аппараты и противокорабельные ракеты. Наведение ракеты на цель будет осуществляться при помощи активной радиолокационной головки самонаведения. Также имеется двухсторонний канал связи с зенитным комплексом. Боевая часть ракеты осколочно-фугасная.

Зенитные ракетные комплексы семейства FLAADS


Сравнительно малые габариты новых ракет позволят с большей эффективностью использовать имеющееся на кораблях место. К примеру, в одну ячейку вертикальной пусковой установки Mk41 американской разработки можно будет загрузить контейнер сразу с четырьмя ракетами CAMM(M). Однако такой возможностью ВМС Великобритании воспользуется не сразу. На фрегатах «Тип 23» пусковые установки ракет Sea Wolf будут заменяться на агрегаты комплекса Sea Ceptor без изменения количества перевозимых ракет. Таким образом, боекомплект зенитных ракет малой дальности у кораблей «Тип 23» останется прежним. На кораблях нового проекта «Тип 26» количество зенитных ракет будет иным, поскольку его определят с учетом потребностей флота.

10 сентября состоялись новые испытания ракеты CAMM(M). В этот день английские специалисты из MBDA совместно с коллегами из американский компании Lockheed Martin провели совместные испытания ракеты для зенитного комплекса Sea Ceptor. В соответствии с соглашением от мая этого года, две компании закончили основные работы по интеграции ракет комплекса Sea Ceptor и вертикальной пусковой установки Mk41. Как сообщается, удалось провести серию удачных запусков. Ожидается, что использование ракет CAMM(M) с пусковыми установками американского производства обеспечит комплексу Sea Ceptor большие экспортные перспективы.

Первые зенитные ракетные комплексы Sea Ceptor начнут эксплуатироваться ВМС Великобритании в 2016 году. В течение первых лет министерство обороны и компания MBDA будут изучать особенности применения ракет и технических средств комплекса. Одновременно с этим в рамках программы FLAADS будет вестись разработка двух других вариантов ЗРК. Первым, согласно нынешним планам, должен появиться сухопутный вариант зенитного комплекса.

Версия FLAADS для сухопутных войск (по аналогии с корабельной иногда обозначается как Ceptor) появится не ранее 2020 года и придет на смену использующимся сейчас ЗРК Rapier. Боевой модуль сухопутного ЗРК будет представлять собой контейнер с ракетами и частью необходимого оборудования. Как ожидается, это позволит обеспечивать противовоздушную оборону как стационарных объектов, так и войск на марше, устанавливая контейнер в нужном месте или перевозя его на подходящем транспорте. Окончательный облик зенитного комплекса для армии пока определен не полностью и до 2020 года может заметно измениться.

О проекте ракеты CAMM(A) для ВВС пока известно мало. Компания MBDA объявила, что перспективная авиационная ракета на базе зенитной будет применяться на самолетах, сейчас использующих боеприпасы типа ASRAAM. Наиболее заметным отличием авиационной ракеты от морской и сухопутной версий CAMM станут жестко закрепленные плоскости. Эксплуатация на самолетах позволяет не сокращать габариты до минимума, благодаря чему удастся немного уменьшить вес ракеты за счет механизмов раскладывания стабилизаторов. Характеристики CAMM(A), как ожидается, будут на уровне других ракет семейства. Относительно архитектуры систем наведения точные сведения отсутствуют. Вероятно, это будет незначительно доработанное оборудование имеющейся ракеты комплекса Sea Ceptor.

Ввиду предполагаемых сроков постановки на вооружение проекты ракет для сухопутных войск и авиации пока находятся на стадии конструкторских работ. Ракета для корабельного зенитного комплекса Sea Ceptor уже испытывается, но ее практическое применение начнется лишь через несколько лет. Оставшиеся до конца десятилетия годы сотрудникам компании MBDA придется активно работать: в начале двадцатых годов планируется не только принять на вооружение сухопутный ЗРК Ceptor, но и начать эксплуатацию первых кораблей проекта «Тип 26».


По материалам сайтов:
http://vpk-news.ru/
http://armstrade.org/
http://mbda-systems.com/
http://naval-technology.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://royalnavy.mod.uk/
http://rbase.new-factoria.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 4
  1. Starover_Z 18 сентября 2013 19:02
    Как же их напугали "Граниты" и "Яхонты" да и "Брамосы" тоже, что такую решили применять
    способна разгоняться в полете до скорости около 1020 метров в секунду. Это позволит управляемому боеприпасу перехватывать различные летательные аппараты и противокорабельные ракеты.

    Ну против воздушных целей вертикальный старт рационален, но против противокорабельных ракет это потеря времени на разворот, может и не успеть достать сверхзвуковую на конечном участке.
    1. ПВОшник 19 сентября 2013 09:44
      Цитата: Starover_Z

      способна разгоняться в полете до скорости около 1020 метров в секунду. Это позволит управляемому боеприпасу перехватывать различные летательные аппараты и противокорабельные ракеты.

      Ну против воздушных целей вертикальный старт рационален, но против противокорабельных ракет это потеря времени на разворот, может и не успеть достать сверхзвуковую на конечном участке.

      Задержка на 1,5-2 сек на старте не повлияет на перехват сверхзвуковой цели, так как скорость ракеты составляет 3 Маха, а небольшая масса ракеты (после выработки топлива еще уменьшится) позволит ей маневрировать с большими перегрузками.
      ПВОшник
    2. тлауикол 19 сентября 2013 10:45
      любой Каштан,палаш или СиРам потратит больше времени на разворот установки, да еще и мертвые зоны имеют, сложны и громоздки. УВП давно заткнули за пояс любые др. установки
  2. Фофан 18 сентября 2013 23:43
    никакого практического применения в обозримом будущем у этих ракет нет.
    где же вы, любители отечественных авианосцев :(

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня