Military Review

Flying fuselage Northrop M2-F2 and HL-10

10
Northrop HL-10 is one of the 5 aircraft of the NASA Edwards Flight Research Center (Dryda, California). These machines were built to study and test the possibilities of safe maneuvering and landing apparatus with low aerodynamic quality after returning from space. Studies using HL-10 and other similar devices were conducted in July 1966 - November 1975 of the year.




Based on theoretical studies at the beginning of 1950, the blunted nose cone was considered the most optimal form for the head of promising ballistic missiles. Upon entry into the atmosphere, a disconnected shock wave occurring in front of an apparatus with such a head significantly reduces thermal loads and allows an increase in the mass of the warhead by reducing the thickness of the thermal protective coatings.

NACA specialists who participated in these studies found that this relationship persists for half-cones. They also revealed another feature: during hypersonic flow, the difference in flow pressure to the lower and upper surfaces creates a lifting force, which significantly increases the maneuverability of the aircraft during de-orbiting.



Devices with a carrying case (this scheme was given such a name), according to their planning characteristics, occupy an intermediate position between ballistic capsules and orbital planes. In addition, the use of lowered capsules in the composition of manned spacecraft requires significant launch and return costs. The advantages of "bearing cases" include high structural excellence, reusable use, lower development cost compared to traditional video conferencing, etc.

Laboratory Specialists them. Ames, (hereinafter the Ames Center), was designed model of the device in the form of a blunted half-cone, having a flat upper surface. For road stability was supposed to use two vertical keels, which continue to fuselage contours. The returned spacecraft of this configuration was given the name M2.

Similar studies were conducted at the Langley Center. Employees have calculated several schemes for VKS with a carrying case. The most promising of these was the HL-10 project (“Horizontal Landing”; 10 is the sequence number of the proposed model). The HL-10 had an almost round in the middle of the middle surface with three keels, a flat, slightly arched bottom.

Given the high performance of NASA devices, in conjunction with the air force in 1961, they considered proposals for their use in the lunar program for the return of astronauts. However, the projects were not accepted. Despite the reduction in funding for pilot projects, this work continued through the efforts of enthusiasts. One model airplane manufactured a scale model of the device and conducted throwing tests. Real success allowed the test records to be demonstrated to the leadership of the Dryden and Ames Centers. The first allocated 10000 dollars from reserve funds for the manufacture of a full-scale apparatus and the second agreed to conduct aerodynamic tests. The device was given the designation M2-F1.



The six-meter model was made of aluminum tubes (power structure) and plywood (case). A pair of elevons was mounted on the upper edge of the tail section. External aluminum keels were equipped with rudders. Good purge results made it possible to proceed to taxi tests. But the lack of a suitable means for acceleration forced the purchase of a “Pontiac” with a forced engine, providing acceleration of the 450-kg model to 160 — 195 km / h. The controls had low efficiency and did not provide the required stabilization of the product. The problem was solved by abandoning the central keel and improving control surfaces.

In a number of runs, the model rose above the ground to a height of 6 m. The success of the tests allowed project participants to persuade the director of the Dryden Center to detach the vehicle for self-planning from the car. After that, the throwing tests of the model began, the vehicle was towed by a C-47 aircraft to 3 — 4 km altitudes. The first flight planner took place on August 16 1963. Overall, the M2-F1 has demonstrated good stability and control.

The spectacular flight of the device, as well as the low cost of the work performed, made it possible to expand the work on this subject.

In the middle of 1964, the US aerospace agency NASA signed a contract with Northrop for the construction of two wingless all-metal reusable devices with a main body. New devices assigned the designation HL-10 and M2-F2, differing in the profile of the supporting body.



In appearance, M2-F2 basically repeated M2-F1: a semi-cone with an upper flat surface was equipped with a pair of vertical keels without external elevons, the rudders could be used as brake plates. To expand the review, the cockpit was shifted forward, and the sock had glazing. To reduce the resistance and improve the flow conditions, the case of the model is somewhat lengthened. In the tail section of the M2-F2, there is a ventral pitch control flap, the upper surface of the hull was completed by a pair of elevator flaps, which provided roll control in antiphase.

Case Northrop HL-10 was an inverted half-cone with a rounded top of the fuselage and a flat bottom. In addition, there was a central keel. In the tail section, two trapezoidal elevons were installed with small plates. On the outer keels mounted balancing panels, and the central keel - split rudder. Balancing panels and flaps of the elevons were used for stabilization only during trans and supersonic flight. When planning after the active site at a speed of M = 0,6 — 0,8, they were fixed in order to avoid a sharp decrease in aerodynamic quality at the time of landing. The estimated landing speed should have been around 360 km / h.

Since rocket-winged aircraft were developed under fairly tight financial constraints, to save money, the vehicles were completed with ready-made units and elements: the main landing gear was taken from the F-5 fighter, the ejection seat — the F-106 fighter, and the T-39 fighter.

The instrumentation equipment of the aircraft was also distinguished by its simplicity - during the first flights they even had no spatial position sensors. The main measuring instruments are accelerometer, altimeter, speed sensors, slip and angle of attack.

Both vehicles were equipped with an XLR-11 engine (thrust 3,6 t), which was shortly used on an X-15 aircraft. To increase the range during an emergency landing, M2-F2 and HL-10 mounted auxiliary liquid-propellant rocket engines operating on hydrogen peroxide.

Fuel tanks models when performing throwing tests were filled with water mass 1,81 tons.

12 July 1966, the first planning flight M2-F2 took place. The model of 2,67 ton mass was separated from B-52 at a height of 13500 m at a speed of M = 0,6 (697 km / h). The duration of autonomous flight was 3 min 37 seconds. 10 May 1967, an emergency landing occurred. The reason for the loss of control was the “Dutch step”, during which the heel angle was 140 degrees.



They decided to restore the dilapidated apparatus by modifying the design. To provide lateral stability on the model, which received the designation M2-F3, installed the central keel and blocks of jet engines control system.

The throw test was resumed in June 1970. Six months later, the first flight took place with the inclusion of a cruising liquid rocket engine. At the final stage of testing, which ended in 1972, M2-F3 was used to solve various auxiliary tasks, including the development of a remote control system in the framework of the Space Shuttle program. The flight characteristics of the model were also assessed with extreme altitude-speed flight modes.

In December, the 1966 of the year began the throwing tests of the HL-10 apparatus. B-52 was also used for them. The first autonomous flight was complicated by serious problems - the control in the transverse direction was extremely unsatisfactory, the efficiency of the elevons during turnings dropped sharply. The deficiency was eliminated by a substantial refinement of the external carinae, which formed a stream above the control surfaces.

In the spring of 1968, Northrop HL-10 planning flights continued. The first launch of the sustained liquid-propellant rocket engine took place in October 1968.

The HL-10 was also used in the interests of the Space Shuttle. The last two flights of the vehicle, performed in the summer of 1970, were devoted to working off the landing with the power plant turned on. To this end, XLR-11 was replaced by three liquid rocket engines for hydrogen peroxide.

The experiment was generally considered successful - the engines that worked during landing reduced the glide path angle from 18 to 6 degrees. However, the pilot of the device noted that despite the work of ground-based guidance, there were some difficulties in determining the moment of inclusion of rocket engines.

Over the entire test period, HL-10 completed 37 starts. At the same time, the model set record flight height (27,5 km) and speed (M = 1,86) for rocket-planes with a carrying case.

Performance characteristics:
Length - 6,45 m;
Height - 2,92 m;
Wingspan - 4,15 m;
Wing area - 14,9 m²;
Empty weight - 2397 kg;
Full weight - 2721 kg;
Maximum take-off weight - 4540 kg (fuel - 1604 kg);
The power plant is a Reaction Motors XLR-11 four-chamber rocket engine (thrust to 35,7 kN);
Flight range - 72 km;
Practical ceiling - 27524 m;
Maximum speed - 1976 km / h;
Thrust coefficient per weight unit 1: 0,99;
Wing load - 304,7 kg / m²;
Crew - 1 man.

Based on materials:
http://www.walkinspace.ru
http://crimso.msk.ru
http://zona58.ru


Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Nukem999
    Nukem999 18 September 2013 09: 07 New
    0
    .......................
    1. Old skeptic
      Old skeptic 18 September 2013 10: 26 New
      0
      Well, it’s very similar to our “Spiral”
      1. Nukem999
        Nukem999 18 September 2013 10: 45 New
        0
        The spiral was a copy
        First flight 1976

        Northrop M2-F2 First Flight July 12, 1966
        1. Taoist
          Taoist 18 September 2013 12: 26 New
          +6
          Yeah, you still call Buran a copy of the Shuttle ... Guys, how much can you not understand one simple truth - the external similarity is dictated by the similarity of tasks. Aerodynamics are the same for everyone. But the construct is completely different ... The spiral is a VKS (and it never flew, because the accelerator plane was not built), but what you say is the MiG-105.11, Or the "bast shoe" is an experimental aircraft for practicing aerodynamics like the American "miracle" given here. And he’s never a close copy ...
          1. 0255
            0255 18 September 2013 13: 04 New
            -2
            Yeah, you still call Buran a copy of the Shuttle ...

            look at the site buran.ru - and you will find out that Spiral was abandoned when Soviet intelligence found out what the Shuttle would look like, you decided that copying the look of the American Shuttle would have less technical risk. Soviet experts felt that the Shuttle would never pay off in life, but decided that since such a spaceship was being created, it was not just that, and an analogue had to be created. And they created the Buran, which turned out to be cooler than the Shuttle, but it was just as expensive to operate.
            But American designers shamelessly pulled state money for their project, and they themselves did not even know what the Shuttle could come in handy for. They wanted to invest less money and get more dough. The Shuttle was useful only for show-offs - to show the world (especially the USSR) that the United States is so cool, the first to invent a reusable spaceship after landing on the moon in 1971, ahead of a potential enemy.
            1. Taoist
              Taoist 18 September 2013 14: 01 New
              +2
              Concept yes. But not a design. Given the fact that both the Spiral and the Shuttle was created primarily for military use. But if the Spiral is a reconnaissance and interceptor of satellites, then they did not come up with an intelligible concept for the combat use of the shuttle. Well, using it as a transport ship turned out to be expensive and inefficient. Our version with Buran was even more interesting because the Buran-Energy link was multi-purpose. There is a maneuvering aerospace vehicle and superheavy carrier (another question is that there was no corresponding payload for this carrier at that time) The spiral for the purpose of removing the payload was in principle unsuitable ... So there were several reasons for refusing to develop it.
              And nobody copied the look - similar flight modes entail similar aerodynamic forms. - especially since the latter were worked out with the help of the same Hog ...
              1. 0255
                0255 18 September 2013 16: 17 New
                -3
                But if the Spiral is a reconnaissance and interceptor of satellites, then they did not come up with an intelligible concept for the combat use of the shuttle.

                At the stage of conceptual research of the appearance of the new transport system, a fundamental approach to design was replaced: instead of creating an apparatus for certain purposes, within the framework of the allocated funds, the developers began at all costs, by “pulling the ears” of economic calculations and future operating conditions, to save the existing shuttle project, while maintaining the created production facilities and jobs. In other words, it was not the shuttle designed for the tasks, but the tasks and the economic feasibility to fit its design in order to save the industry and the American manned space program. Such an approach was "squeezed" in the Congress by the "space" lobby, consisting of senators - immigrants from the "aerospace" states - primarily Florida and California.

                Just such an approach and baffled Soviet experts who did not understand the true motives in deciding to develop the shuttle. Indeed, verification calculations of the declared economic efficiency of the shuttle, carried out in the USSR, showed that the costs of its creation and operation will never pay off (and it happened!), And the estimated cargo flow "Earth-orbit-Earth" was not provided with real or projected payloads. Unaware of future plans to create a large space station, our experts formed the opinion that Americans are preparing for something - After all, an apparatus was created whose capabilities significantly anticipated all the foreseeable goals in using space ... Oil on fire distrust, fears and uncertainty "added to" the participation of the US Department of Defense in determining the future shape of the shuttle. But it could not be otherwise, because the refusal of disposable LVs meant that shuttles should be launched by all promising apparatuses of the Ministry of Defense, the CIA and the US National Security Agency.

                source http://buran.ru/htm/shuttle.htm
                My opinion is that the concept of the Shuttle is to draw more money from the state, the Buran is to catch up and overtake America
      2. jasorgho
        jasorgho 18 September 2013 12: 54 New
        -1
        rather the opposite)
  2. 0255
    0255 18 September 2013 13: 08 New
    0
    I want to fly on such a device))) I knew that the company Northrop created such aircraft, I searched for info about them, but could not find it. And then there’s a video about their flights. Thanks to the author. What did not come up with in the 1960-1970s)))
  3. Des10
    Des10 18 September 2013 19: 03 New
    0
    Even before the first flight of Energy, in a conversation with an engineer, he drew attention to the similarity of the Shuttles and the Buran. He answered, of course, that "
    Quote: Taoist
    similar flight modes entail similar aerodynamic forms.
    At the same time, when creative disputes arose, one could hear: - And now let's see how they did it. "
    1. Taoist
      Taoist 18 September 2013 22: 06 New
      +1
      Quote: Des10
      At the same time, when creative disputes arose, one could hear: - And now let's see how they did it. "


      Naturally, this is a normal approach to any engineering development. But to see “how they have done” does not mean “copy”. The Buran was different from the Shuttle in almost everything - from the remote control and the withdrawal system to the control system and the rescue system ... (We also had self-propelled guns and catapults) - so ... There have been many cases of direct copying in history (the same 29 B and Tu 4) but the Buran case is clearly not from this cohort.
      1. Des10
        Des10 19 September 2013 12: 20 New
        0
        Of course, there was no thought to hint at direct copying. I’m talking about something else - there was something to see, compare.

«Летающий фюзеляж» Northrop M2-F2 и HL-10

Northrop HL-10 – один из 5 летательных аппаратов летно-исследовательского центра НАСА Эдвардс (Драйда, штат Калифорния). Данные машины были построены для изучения и проверки возможностей безопасного маневрирования и посадки аппарата с низким аэродинамическим качеством после возвращения из космоса. Исследования с использованием HL-10 и других подобных аппаратов проводились в июле 1966 – ноябре 1975 года.

«Летающий фюзеляж» Northrop M2-F2 и HL-10


На основе теоретических исследований в начале 1950-х годов наиболее оптимальной формой для головной части перспективных баллистических ракет признали затупленный носовой конус. При входе в атмосферу возникающий перед аппаратом с такой головной частью отсоединенный скачок уплотнения значительно снижает тепловые нагрузки и позволяет увеличить массу боезаряда за счет уменьшения толщины теплозащитных покрытий.


Специалисты NACA, принимавшие участие в данных работах, выяснили, что данная зависимость сохраняется и для полуконусов. Также они выявили и другую особенность: при гиперзвуковом обтекании разница давления потока на нижнюю и верхнюю поверхность создается подъемная сила, которая существенно увеличивает маневренность летательного аппарата при сходе с орбиты.

«Летающий фюзеляж» Northrop M2-F2 и HL-10


Аппараты с несущим корпусом (данная схема получила такое название) по своим планирующим характеристикам занимают промежуточное положение между баллистическими капсулами и орбитальными самолетами. Кроме того, использование в составе пилотируемых кораблей спускаемых капсул требует значительных затрат на запуск и возвращение. К достоинствам «несущих корпусов» отнести высокое конструктивное совершенство, возможность многоразового применения, более низкая стоимость разработки в сравнении с традиционными ВКС и т.п.

Специалисты Лаборатории им. Эймса, (в дальнейшем Центр Эймса), была рассчитана модель аппарата в виде затупленного полуконуса, имеющего плоскую верхнюю поверхность. Для путевой устойчивости предполагали использовать два вертикальных киля, которые продолжают обводы фюзеляжа. Возвращаемому космическому аппарату такой конфигурации дали название М2.

Аналогичные исследования вели в Центре Лэнгли. Сотрудники просчитали несколько схем для ВКС с несущим корпусом. Наиболее перспективным из них был проект HL-10 («Horizontal Landing»; 10 – порядковый номер предложенной модели). Аппарат HL-10 имел почти круглую в миделе верхнюю поверхность с тремя килями, плоское, немного выгнутое днище.

Учитывая высокие характеристики аппаратов NASA совместно с военно-воздушными силами в 1961 году рассмотрело предложения по их использованию в лунной программе для возвращения астронавтов. Однако проекты приняты не были. Несмотря на сокращение финансирования на экспериментальные проекты, данные работы продолжались благодаря усилиям энтузиастов. Один авиамоделист изготовил масштабную модель аппарата и провел бросковые испытания. Реальные успехи позволили продемонстрировать записи испытаний руководству Центров Драйдена и Эймса. Первый выделил 10000 долларов из резервных фондов на изготовление полномасштабного аппарата а второй согласился провести аэродинамические испытания. Аппарату дали обозначение M2-F1.

«Летающий фюзеляж» Northrop M2-F2 и HL-10


Шестиметровая модель изготавливалась из алюминиевых трубок (силовая конструкция) и фанеры (корпус). На верхней кромке хвостовой части монтировалась пара элевонов. Внешние алюминиевые кили оснащались рулями направления. Хорошие результаты продувок дали возможность приступить к рулежным испытаниям. Но отсутствие подходящего средства для разгона вынудило приобрести «Понтиак» с форсированным двигателем, обеспечивающий разгон 450-кг модели до 160—195 км/ч. Элементы управления имели низкую эффективность и не обеспечивали требуемой стабилизации изделия. Проблему решили путем отказа от центрального киля и усовершенствования управляющих поверхностей.

В ряде прогонов модель поднималась над поверхностью земли на высоту 6 м. Успех испытаний позволил участникам проекта уговорить директора Центра Драйдена отцепить от автомобиля аппарат для самостоятельного планирования. После этого начались бросковые испытания модели, аппарат буксировался самолетом С-47 на высоты 3—4 км. Первый планирующий полет состоялся 16 августа 1963 года. В целом M2-F1 продемонстрировал хорошую устойчивость и управляемость.

Эффектный полет нового аппарата, а также низкая стоимость выполненных работ позволили расширить работы по данной тематике.

В середине 1964 года американское аэрокосмическое агентство NASA заключило с компанией «Northrop» договор на постройку двух бескрылых цельнометаллических многоразовых аппаратов с несущим корпусом. Новым аппаратам присвоили обозначения HL-10 и M2-F2, отличавшихся профилем несущего корпуса.

«Летающий фюзеляж» Northrop M2-F2 и HL-10


По внешнему облику M2-F2 в основном повторяла M2-F1: полуконус с верхней плоской поверхностью оснащался парой вертикальных килей без внешних элевонов, рули направления могли использоваться в качестве тормозных щитков. Чтобы расширить обзор кабину пилота сместили вперед, а носок имел остекление. Для снижения сопротивления и улучшения условий обтекания корпус модели несколько удлинили. В хвостовой части M2-F2 разместили подфюзеляжный щиток для управления по тангажу, верхнюю поверхность корпуса завершала пара щитков-элевонов, обеспечивавших в противофазе управление по крену.

Корпус Northrop HL-10 представлял собой перевернутый полуконус с закругленной верхней частью фюзеляжа и плоским днищем. Кроме того имелся центральный киль. В хвостовой части устанавливалось два элевона трапециевидной формы с небольшими щитками. На внешних килях смонтировали балансировочные панели, а центральный киль – разрезной руль направления. Балансировочные панели и щитки элевонов применялись для стабилизации только во время транс- и сверхзвукового полета. При планировании после активного участка на скорости М=0,6—0,8 их фиксировали во избежание резкого снижения аэродинамического качества во время посадки. Расчетная скорость приземления должна была составлять около 360 км/ч.

Поскольку ракетопланы разрабатывались в достаточно жестких финансовых ограничениях, то для экономии средств аппараты комплектовались готовыми узлами и элементами: основное шасси взяли с истребителя F-5, катапультируемое кресло— истребителя F-106, передняя опора — самолета Т-39.

Приборное оборудование летательных аппаратов также отличалось простотой — во время первых полетов на них даже отсутствовали датчики пространственного положения. Основные измерительные приборы акселерометр, высотомер, датчики скорости, скольжения и угла атаки.

Оба аппарата оснащались двигателем XLR-11 (тяга 3,6 т), непродолжительное время применявшимся на самолете Х-15. Чтобы увеличить дальность полета при аварийной посадке на M2-F2 и HL-10 монтировались вспомогательные жидкостные ракетные двигатели, работавшие на перекиси водорода.

Топливные баки моделей при выполнении бросковых испытаний заполнялись водой массой 1,81 тонны.

12 июля 1966 года состоялся первый планирующий полет M2-F2. Модель массой 2,67 тонны была отделена от В-52 на высоте 13500 м при скорости М=0,6 (697 км/ч). Длительность автономного полета составляла 3 мин 37 сек. 10 мая 1967 года произошла аварийная посадка. Причиной потери управления стал «голландский шаг», во время которого угол крена составил 140 градусов.

«Летающий фюзеляж» Northrop M2-F2 и HL-10


Полуразрушенный аппарат решили восстановить, доработав конструкцию. Чтобы обеспечить поперечную устойчивость на модели, которая получила обозначение M2-F3, установили центральный киль и блоки реактивных двигателей системы управления.

Бросковые испытания были возобновлены в июне 1970 года. Спустя полгода состоялся первый полет с включением маршевого жидкостного ракетного двигателя. На заключительном этапе испытаний, завершившихся в 1972 году, M2-F3 использовался для решения различных вспомогательных задач, в числе которых была и отработка системы дистанционного управления в рамках программы «Спейс Шаттл». Также оценивались летные характеристики модели при предельных высотно-скоростных режимах полета.

В декабре 1966 года начались бросковые испытания аппарата HL-10. Для них также использовался В-52. Первый же автономный полета было осложнено серьезными проблемами — управляемость в поперечном направлении была крайне неудовлетворительной, эффективность элевонов при разворотах резко падала. Недостаток устранили существенной доработкой внешних килей, которые формировали поток над управляющими поверхностями.

Весной 1968 года планирующие полеты Northrop HL-10 продолжились. Первый запуск маршевого жидкостного ракетного двигателя состоялся в октябре 1968 года.

Аппарат HL-10 также использовался в интересах «Спейс Шаттл». Последние два полета аппарата, выполненные летом 1970 года, были посвящены отработке посадки при включенной силовой установкой. В этих целях XLR-11 заменили тремя жидкостными ракетными двигателями на перекиси водорода.

Эксперимент в целом посчитали успешным — работавшие при посадке двигатели уменьшили угол глиссады с 18 до 6 градусов. Однако пилот аппарата отметил что несмотря на работу наземных средств наведения, возникли некоторые сложности при определении момента включения ракетных двигателей.

За весь период испытаний HL-10 выполнил 37 стартов. При этом модель установила рекордные для ракетопланов с несущим корпусом показатели высоты полета (27,5 км) и скорости (М=1,86).

Тактико-технические характеристики:
Длина – 6,45 м;
Высота – 2,92 м;
Размах крыла – 4,15 м;
Площадь крыльев – 14,9 м²;
Масса пустого – 2397 кг;
Масса полного – 2721 кг;
Максимальная взлетная масса – 4540 кг (топливо – 1604 кг);
Силовая установка – четырехкамерный ракетный двигатель Reaction Motors XLR-11 (тяга до 35,7 кН);
Дальность полета – 72 км;
Практический потолок – 27524 м;
Максимальная скорость – 1976 км/ч;
Коэффициент тяги на единицу массы 1:0,99;
Нагрузка на крыло – 304,7 кг/м²;
Экипаж – 1 человек.

Подготовлено по материалам:
http://www.walkinspace.ru
http://crimso.msk.ru
http://zona58.ru
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. Nukem999 18 сентября 2013 09:07
    .......................
    Nukem999
    1. СтарыйСкептик 18 сентября 2013 10:26
      Ну очень на нашу "Спираль" похоже
      СтарыйСкептик
      1. Nukem999 18 сентября 2013 10:45
        Спираль была копия
        Первый полет 1976

        Northrop M2-F2 Первый полет 12 июля 1966
        Nukem999
        1. Даос 18 сентября 2013 12:26
          Ага, вы ещё Буран копией Шаттла назовите... Ребята ну сколько можно не понимать одну простую истину - внешнее сходство диктуется сходством задач. Аэродинамика для всех одинакова. А вот конструктив совсем иной... Спираль это ВКС (и она ни разу не летала, т.к. самолёт разгонщик не был построен) а то о чём вы говорите это МиГ-105.11, Или "лапоть" - экспериментальный самолёт для отработки аэродинамики как и приведённое тут американское "чудо". И он ни разу и близко не копия...
          1. 0255 18 сентября 2013 13:04
            Ага, вы ещё Буран копией Шаттла назовите...

            посмотрите сайт buran.ru - и вы узнаете, что от "Спирали" отказались, когда советская разведка узнала как будет выглядеть "Шаттл", решили что с копированием облика американского "Челнока" будет меньший технический риск. Советские специалисты посчитали, что "Шаттл" никогда в жизни не окупится, но решили, раз такой космический корабль создаётся, то не просто так, и надо было создать аналог. И создали "Буран", который оказался круче "Шаттла", но был таким же дорогим в экспуатации.
            А американские конструктора бессовестно тянули государственные деньги на свой проект, а сами не знали даже для чего "Шаттл" может пригодиться. Им хотелось вложить меньше денег и получить побольше бабла. "Шаттл" пригодился лишь для понтов - показать миру (особенно СССР), что США такие крутые, первыми придумали многоразовый космический корабль после того, как высадились на Луну в 1971 г., опередив потенциального противника.
            1. Даос 18 сентября 2013 14:01
              Концепция, да. Но не конструкция. С учётом того факта что и Спираль и Шаттл создавался прежде всего для военного применения. Но если Спираль это разведчик и перехватчик спутников то внятной концепции боевого применения шаттла так и не придумали. Ну а использовать его как транспортный корабль оказалось дорого и неэффективно. Наш вариант с Бураном уже тем был интересней что связка "Буран-Энергия" была многоцелевой. Тут маневрирующий аэрокосмолёт и сверхтяжёлый носитель (другой вопрос что для этого носителя к тому времени уже не было соответствующей полезной нагрузки) Спираль для целей выведения полезной нагрузки в принципе не годилась... Так что причин для отказа в её разработки было несколько.
              А облик никто не копировал - сходные режимы полёта влекут за собой сходные аэродинамические формы. - тем более что последние были отработаны с помощью тех же Боров...
              1. 0255 18 сентября 2013 16:17
                Но если Спираль это разведчик и перехватчик спутников то внятной концепции боевого применения шаттла так и не придумали.

                На этапе концептуальных исследований облика новой транспортной системы произошла замена принципиального подхода к проектированию: вместо создания аппарата для определенных целей в рамках отпущенных средств разработчики начали любой ценой, путем "притягивания за уши" экономических расчетов и будущих условий эксплуатации, спасать существующий проект челнока, сохраняя созданные производственные мощности и рабочие места. Другими словами, не челнок проектировался под задачи, а задачи и экономическое обоснование подгонялись под его проект ради спасения отрасли и американской пилотируемой космонавтики. Такой подход "продавливало" в Конгрессе "космическое" лобби, состоящее из сенаторов - выходцев из "аэрокосмических" штатов - в первую очередь, Флориды и Калифорнии.

                Именно такой подход и сбил с толку советских экспертов, не понимавших истинных мотивов в принятии решения на разработку шаттла. Ведь проверочные расчеты заявленной экономической эффективности шаттла, проведенные в СССР, показали, что затраты на его создание и эксплуатацию никогда не окупятся (так оно и вышло!), а предполагаемый грузопоток "Земля-орбита-Земля" не обеспечивался реальными или проектируемыми полезными нагрузками. Не зная о будущих планах по созданию крупной космической станции, у наших экспертов сформировалось мнение, что американцы к чему-то готовятся - ведь создавался аппарат, возможности которого значительно предвосхищали все обозримые цели в использовании космоса... "Масла в огонь" недоверия, опасений и неопределенности "подливало" участие Министерства обороны США в определении будущего облика челнока. Но иначе и быть не могло, ведь отказ от одноразовых РН означал, что шаттлы должны запускать и все перспективные аппараты Минобороны, ЦРУ и Агентства национальной безопасности США.

                источник http://buran.ru/htm/shuttle.htm
                Моё мнение, что концепция "Шаттла" - вытянуть побольше денег с государства, "Бурана" - догнать и перегнать Америку
      2. jasorgho 18 сентября 2013 12:54
        скорее наоборот)
  2. 0255 18 сентября 2013 13:08
    Хочу полетать на таком аппарате))) я знал, что фирма Нортроп создавала такие ЛА, искал о них инфу, но не находил. А тут ещё и видео про их полёты. Спасибо автору. Чего только не придумывали в 1960-1970-е годы )))
  3. Des10 18 сентября 2013 19:03
    Еще до первого полёта Энергии в разговоре с инженером обратил внимание на похожесть Шатлов и Бурана. Он, разумеется, ответил, что "
    Цитата: Даос
    сходные режимы полёта влекут за собой сходные аэродинамические формы.
    В тоже время, при возникновении творческих споров, можно было услышать: - А теперь давайте посмотрим как это сделано у них."
    1. Даос 18 сентября 2013 22:06
      Цитата: Des10
      В тоже время, при возникновении творческих споров, можно было услышать: - А теперь давайте посмотрим как это сделано у них."


      Естественно, это нормальный подход к любой инженерной разработке. Но посмотреть "как сделано у них" это не означает "скопировать". Буран отличался от Шаттла практически всем - начиная от ДУ и системы выведения заканчивая системой управления и системой спасения... (На нашем была и САУ и катапульты) - так что... В истории было немало случаев прямого копирования (тот же Б 29 и Ту 4) но случай с Бураном явно не из этой когорты.
      1. Des10 19 сентября 2013 12:20
        Конечно, не было и мысли намекать на прямое копирование. Я о другом - было на что посмотреть, сравнить.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня