Долог путь до пятого поколения

Долог путь до пятого поколения


Принятие Т-50 на вооружение вновь перенесли на год

Программа летных испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 продвигается вполне успешно, однако самому самолету до принятия на вооружение еще далеко. При этом окончательный технический облик истребителя будет сформирован через несколько лет после поступления на вооружение. Причиной этого можно отчасти считать разрушительные 90-е годы, отбросившие ОПК на десятки лет назад, а также отсутствие надежных производственных мощностей. Но все трудности можно преодолеть.


Сегодня в программе летных испытаний Т-50 принимают участие четыре летных прототипа, а до конца 2013 года к ней должен присоединиться еще один самолет. Все испытания проводятся относительно успешно, насколько об этом можно судить из открытых источников. Однако о том, что не все идет гладко, свидетельствует следующий факт: из четырех самолетов участие в летной программе авиасалона «МАКС-2013», прошедшего в подмосковном Жуковском в конце августа, приняли только три «пятидесятых».

Они впервые показали публике групповой полет, фигуры среднего и высшего пилотажа, включая полет в строю, разлет, бочку, петлю и легендарную «кобру Пугачева». Однако изначально планировалось, что в небе над Жуковским будут летать все четыре прототипа перспективного истребителя – они должны были продемонстрировать фигуру «ромб». Впрочем, и в «урезанной» группе самолеты показали себя эффектно, особенно в одиночной программе высшего пилотажа, продемонстрированного летчиком-испытателем Сергеем Богданом.

Сложности преодолимы

Почему к летной программе были допущены только четыре самолета, пока остается загадкой. Компания «Сухой» либо решила приберечь один для расширенной программы испытаний (на четвертый прототип Т-50 установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование, включая радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой Н050), либо по какой-то причине не смогла подготовить летный образец перспективного истребителя к демонстрационным полетам.

Косвенным указанием на то, что в ходе реализации программы разработки Т-50 «Сухой» сталкивается с различного рода сложностями, является очередной перенос сроков принятия истребителя на вооружение. В ходе все того же авиасалона «МАКС-2013» главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев объявил, что Т-50 поступит на вооружение только в 2017 году.

Ранее руководство Министерства обороны заявляло, что Т-50 будет серийно поставляться в войска с 2015 года, однако позднее пересмотрело этот срок и назвало новую дату – 2016-й. Если через год или два военные вдруг объявят, что Т-50, первое российское пятое поколение, начнет поступать в войска в 2018 или 2019 году, удивляться не стоит. Впрочем, категорично утверждать, что с ПАК ФА все плохо, нельзя. По словам Бондарева, ВВС получат первый летный образец Т-50 для испытаний уже в конце 2013-го. Да и к середине лета этого года все летные прототипы истребителя выполнили уже более 500 полетов.

Но и говорить о том, что программа продвигается в точном соответствии с изначальными планами, тоже нельзя. Вспомним хотя бы, что еще в 2010 году утверждалось, будто в 2013-м Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава получит первые десять опытных машин Т-50. Сейчас уже уверенно можно утверждать, что не получит. Хотя бы потому, что эти десять машин не построены. В железе существуют только пять Т-50, одобрено строительство шестого самолета, а по остальным четырем ПАК ФА достоверной информации пока нет.

Эти вполне понятные трудности отчасти связаны с разрушительными 90-ми годами, когда из-за распада СССР, необходимости формировать новую экономику, а затем масштабного кризиса военные программы были практически свернуты. Жертвами стали проекты истребителей пятого поколения МиГ-1.44 и Су-47. Впрочем, часть наработок, полученных в ходе создания последнего, была использована при проектировании ПАК ФА. В частности, производственные мощности Комсомольского-на-Амуре авиационного завода пока не позволяют наладить масштабный выпуск Т-50, для этого потребуются значительные инвестиции.

Кроме того, в 90-х наметилось значительное отставание российской электронной промышленности, итогом чего стали долгое проектирование и производство новых электронных комплексов. Из-за этого приемопередающие модули бортовой радиолокационной станции Т-50 сегодня выпускаются не на одном из предприятий разработчика (в данном случае – НИИП имени Тихомирова), а штучно на НПП «Исток» в подмосковном Фрязине. Такое штучное производство делает всю систему дороже и негативно отражается на сроках производства, хотя сам радар для перспективного самолета показывает превосходные характеристики.

В целом же из всего проекта, похоже, всем срокам соответствует только вооружение для самолета, разрабатываемое корпорацией «Тактическое ракетное вооружение». Часть ракет для нового боевого самолета готова и проходит испытания, другая находится на завершающей стадии разработки. При этом все перспективные боеприпасы ожидают разрешения на проведение испытаний на борту своего носителя. Такие испытания могут начаться уже до конца 2013 года. Пока же отработка нового вооружения может производиться только на истребителях Су-35.

Нет вполне определенной ясности и с так называемой силовой установкой второго этапа для Т-50. В настоящее время последние прототипы самолета, а в будущем и первые серийные образцы, выполняют полеты при помощи двигателей АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), в значительной степени унифицированных с силовыми установками АЛ-41Ф1С («Изделие 117С») для Су-35. Позднее, если все пойдет по плану, Т-50 получат собственные двигатели пятого поколения, которые известны, как «Тип 30». По этим двигателям работы находятся практически в зародыше: до конца 2013 года ОКБ имени Люльки должно только завершить техническое проектирование силовых установок и выпустить техническую документацию, необходимую для производства демонстратора газогенератора и двигателя.

Ожидается, что опытно-конструкторские работы по проекту «Тип 30» будут завершены в 2015–2016 годах. Однако следует учитывать, что новизна силовых установок и их техническая сложность потребуют проведения тщательных стендовых и летных испытаний. По разным оценкам, новые силовые установки российские истребители пятого поколения увидят только в 2025–2027 годах. В проект силовых установок входит несколько этапов: разработка компрессора низкого давления, газогенератора, компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления, турбины низкого давления, форсажной камеры и сопла.

Все перечисленные сложности, которые официально не подтверждались, вполне преодолимы и правительство России о них осведомлено. Во всяком случае во время разработки и принятия Госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы было предусмотрено не только финансирование покупки и разработки новых вооружений и военной техники в сумме 20 триллионов рублей, но также и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, модернизация оборонно-промышленного комплекса и омоложение кадров. На последние пункты дополнительно планируется до 2020 года потратить более трех триллионов рублей. Впрочем, бюджетные ограничения, которым в настоящее время противостоят российские власти, могут внести некоторые коррективы в эти планы.

Но в целом настрой российских властей внушает оптимизм. К положительным факторам можно отнести большую открытость властей и, в частности, военного ведомства по вопросу государственного оборонного заказа, предоставление государственных кредитов и гарантий по долговым обязательствам предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса и готовность прямого финансового участия в рискованных, но важных для обороноспособности страны проектах.

Пока же о перспективном российском истребителе (60 самолетов Министерство обороны уже приобрело, потребность ВВС в машинах типа Т-50 оценивается в 150–200 единиц) известно немного. Несмотря на то, что ПАК ФА, начиная с МАКС-2011, уже три года выполняет публичные полеты, проект все еще засекречен. Неизвестны ни технические, ни летные характеристики перспективной машины.

Ранее официально сообщалось только, что истребитель использует несколько технологий малозаметности, а в его конструкции широко применяются композиционные материалы. Самолет станет отличаться высокой интеллектуализацией борта, сможет совершать взлет и посадку на ВПП длиной 300–400 метров и выполнять боевые задачи в любую погоду и время суток. Российский истребитель также будет сверхманевренным и способным совершать крейсерский полет на сверхзвуковой скорости.

Основным отличием Т-50 от других тяжелых истребителей станет наличие не только основной радиолокационной станции, но и заднего и боковых обзорных активных и пассивных радаров. Эти системы должны будут обеспечить истребителю круговой обзор. Вооружение самолета сможет поражать воздушные цели не только в передней, но и в задней полусфере. Получать всю необходимую информацию о воздушной обстановке летчики Т-50 смогут благодаря новой системе отображения данных на нашлемном дисплее. Созданием такой системы занимается научно-производственное предприятие «Звезда». Новый шлем для системы разрабатывается на основе защитного шлема ЗШ-10.

Истребители и БЛА шестого поколения

Любопытно, что хотя работы по проекту истребителя пятого поколения еще далеки от завершения, российские предприятия оборонно-промышленного комплекса уже приступили к созданию истребителя шестого поколения. Во всяком случае об этом в конце августа заявил бывший главком ВВС России генерал армии Петр Дейнекин. При этом он все же отметил, что «прыгать через поколения у нас вряд ли получится», а значит, перед поступлением в войска самолетов шестого поколения ВВС придется освоить пятое. Летчик-испытатель Сергей Богдан предположил, что создание шестого поколения боевых самолетов завершится не раньше, чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно от истребителя четвертого поколения до поколения пятого прошло 35 лет», – заявил Богдан, отметив: несмотря на то, что перспективные истребители станут беспилотными, пилотируемая авиация еще проживет долго. Каким будет российский истребитель шестого поколения, пока неизвестно. Министерство обороны США относит к шестому поколению боевые самолеты, способные летать без летчика на гиперзвуковой скорости (более пяти Махов, около 5,8 тысячи километров в час), а также действовать в зонах с полным или частичным запрещением или ограничением маневров.

Помимо сообщений о разработке истребителя шестого поколения, интересно и то, что компания «Сухой» занимается разработкой тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата, в котором будут использованы технологии перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Об этом на авиасалоне «МАКС-2013» в подмосковном Жуковском рассказал президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Масса нового ударного беспилотника составит около 20 тонн.

Не исключено, что в беспилотниках будут использоваться лишь системы управления, композиционные материалы, технологии малозаметности и некоторые технические решения по фюзеляжу. Некоторые эксперты высказали предположение, что «Сухой» создаст уменьшенную беспилотную версию истребителя Т-50, хотя целесообразность подобного решения вызывает множество вопросов. Масса пустого Т-50 предположительно составляет 18 тонн, а максимальная взлетная – 37 тонн. Впрочем, пока неизвестно, в каких целях может быть использован столь крупный беспилотник и какое оружие он будет нести.

В случае успешной реализации проекта ударного беспилотника российский самолет может стать самым тяжелым ударным аппаратом такого класса в мире. Так, используемые в настоящее время американцами ударные БЛА MQ-1C Grey Eagle, управляемые по спутниковому каналу, могут нести вооружение и сенсоры общей массой до 450 килограммов. Максимальная взлетная масса таких аппаратов – 1,6 тонны. Стратегический разведывательный аппарат RQ-4 Global Hawk, способный работать на большой высоте на протяжении 28 часов, оружие не несет. Его максимальная взлетная масса – 14,6 тонны. Израильский ударный беспилотник Heron-TP (в ВВС Израиля он стоит на вооружении под индексом Eitan), по своим размерам сопоставимый с пассажирским лайнером Boeing 737, весит всего 4,7 тонны. Он может нести вооружение и сенсоры общей массой до двух тонн, находиться в воздухе до 70 часов и выполнять полеты на скорости до 370 километров в час.

«Сухой» занимается созданием ударного беспилотника по контракту с Министерством обороны РФ, подписанному в июле 2012 года. В проекте участвует отечественная самолетостроительная корпорация «МиГ», ранее проектировавшая собственный ударный беспилотник «Скат». Для российского военного ведомства также ведется разработка ударного беспилотного аппарата массой до пяти тонн и разведывательного массой до тонны. Последними двумя проектами занимаются компании «Сокол» и «Транзас».

В итоге можно сказать следующее. Разработка истребителя пятого поколения крайне важна для России не только из-за необходимости поддержания авиационного парка ВВС на высоком технологическом уровне. Этот проект позволит получить наработки и технические решения, которые впоследствии лягут в основу перспективных проектов, включая беспилотники и исребители шестого поколения. Он же даст возможность активнее продвигать отечественную науку и поддерживать экономику за счет создания рабочих мест, а также экспорта новых боевых самолетов. По оценке «Сухого», потребность мирового рынка боевой авиации в российских истребителях пятого поколения составляет около 600 единиц. 200 из них купит Индия в рамках совместного проекта FGFA (создание истребителя для индийского Министерства обороны на базе Т-50), 200 – Россия, а остальные 200 бортов будут поставлены третьим странам.
Автор: Василий Сычев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. ivshubarin 19 сентября 2013 08:53
    США назад 90е не отбрасывали и то с Ф-22 и Ф-35 мучаются.
    1. Apollon 19 сентября 2013 09:22
      Цитата: ivshubarin
      то с Ф-22 и Ф-35 мучаются



    2. санеккк 20 сентября 2013 23:06
      я от про реал хотел услышать а не про астрал- гладко было на бумаге да забыли про овраги......а реал мы все понимаем какой.......в очередь никто не стоит-и что бы не нарисовать на бумаге
      санеккк
  2. NC1982 19 сентября 2013 09:22
    бла-бла-бла... о чем статья? переписали переписанное, ничего нового, увы...
    1. Blinov_I 19 сентября 2013 11:12
      Можно добавить: Бла-бла-бла все хреново как всегда, но вы не волнуйтесь!
    2. Argon 19 сентября 2013 11:36
      Весь смысл статьи сводится к поговорке-"Собаки лают,а караван идет"-несколько настораживает ситуация с двигателем(поколения5),амеры уже прототип"гонять"начали для"раптора",однако учитывая наше общее отставание,по другому быть и не могло.На ритмичную работу по проэкту в целом,позволяет надеяться участие индии,я имею в виду финансирование.По вопросам сроков принятия на вооружения,на мой взгяд,не стоит принемать всерьез высказывания различных"официальных"и не очень лиц.Беспрецендентная открытость данного проэкта его политическая значимость,это большой соблазн"пиарнуться",выйти ,так сказать в фокус внимания СМИ.
  3. ben gun 19 сентября 2013 09:23
    Хорошо бы в ближайшие годы закончили работы по движкам, это реально труновасто. А потом еще и отработка технологии изготовления движки на заводах. Помню долго технологи мучались с техногией изготовления поворотных соплел для АЛ41, А тут совершенно новый движок, и ресурс ему обеспечить надо и все все все))
    Успехов разработчикам и изготовителям!
    1. AVV 19 сентября 2013 15:59
      Скорее всего из за новых движков и принятие нового самолета переносится!!!Поскорее бы их довели до ума !Зато и самолет должен получиться конкурентоспособным!Там глядишь и самолет 6 поколения выкатят для испытаний!!!
      AVV
  4. Zerstorer 19 сентября 2013 09:30
    При нормальном режиме проектирования сначала реализуют (воплащают в металле) двигатели, авионику, вооружение, а только потом реализуют комплекс (самолет) в целом. А лучше доводить до стадии летных испытаний 2-3 конкурирующих прототипа. Пример программа ATF F-22 c двигателем F-119 и F-23 c двигателем F-120.
    1. sergey158-29 19 сентября 2013 10:42
      Походу это "российская забава" - сначала сделать "носитель" ("Борей", Т-50), а затем, к нему, доводить ракету - "Булаву" или двигатель - "Тип 30"... soldier
      1. bif 19 сентября 2013 20:59
        Это называется процесс доводки..и это нормально...Булава летает, а Т-50 прототип, на котором доводят двигло др. агрегаты ДО принятия на вооружения...то что вы описали характерно для заокеанских "партнёров" - ф-22,ф-35...на вооружение приняты УЖЕ сотни штук...а "детские болезни" ещё НЕЛЕЧЕНЫ и переходят в хроническую форму
        bif
  5. USNik 19 сентября 2013 10:27
    Не слишком радостная новость. Боюсь что она связана с подтоплением производственных мощностей в Комсомольске-на-Амуре sad А вообще, тенденция увеличения сроков разработки и принятия самолетов на вооружение настораживает, если поршневая техника времен ВМВ с чистого листа шла в серию за пол года-год, послевоенная 50-60 годов требовала 2-4 года, 4е поколение (су27 миг29 ф15 ф16) затягивало на 8-10лет, то ф22 скоро уже отметит 25 летний юбилей, а болячек у него до сих пор вагон и маленькая тележка... Получается 6е поколение вообще потребует пол века век? belay
    USNik
    1. Андрей из Челябинска 19 сентября 2013 11:02
      Цитата: USNik
      А вообще, тенденция увеличения сроков разработки и принятия самолетов на вооружение настораживает

      Насколько я помню высказывания уважаемых мэтров от авиации (и, в первую очередь,Сергея VAF ) настораживало как раз другое - пребодрые заявления, что самолет пойдет в серию в 2015 году.
      Если мой склероз мне не врет, профи утверждали, что за такой короткий срок как следует отработать все нюансы и вылечить Т-50 от всех "детских болячек" попросту нереально. Высказывалось опасение, что за счет "давай-давай" ПАК ФА будет попадать в войска еще сырым, а расплачиваться за это, как всегда, придется строевым летчикам.
      А теперь, как я понимаю, происходит процесс нормализации - сроки приобретают разумных характер, так что вероятность того, что ВВС получат первоклассный и, вероятно, лучший в мире боевой самолет своего класса как никогда высока:)
      1. NC1982 19 сентября 2013 11:47
        я того же мнения, торопиться в данном деле не стоит, а пока оттачивается, доводится и запускается в серию, можно спокойно закупать и вводить в строй самолеты поколения 4++, благо у нас их есть из чего, кому и как производить, тем более что тот же Су-35 разве что в радиолокационной заметности уступает F-22, в остальном уделывает как портянку :)
      2. vaf 19 сентября 2013 13:24
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Если мой склероз мне не врет,


        Привет, Андрей! За что ты себя так.."мой склероз" wassat вот чем-чем, а вот этим ты вообще не страдаешь!+! drinks

        Всё остальное..пишешь АБСОЛЮТНО правильно! good
        vaf
        1. Андрей из Челябинска 19 сентября 2013 21:11
          Сергей, я Вас приветствую категорически! drinks
          А насчет склероза - так я шутейно laughing
    2. Deniska 19 сентября 2013 12:51
      ))) Не все гениальное просто )
    3. vaf 19 сентября 2013 13:16
      Цитата: USNik
      Не слишком радостная новость.


      Не "огорчайтесь" и меньше читайте "всякой лабуды" от "авиаспешелов СМИ"- одно только высказывание, про то, что только на 4-ке установлен полный комплект БРЭО и поэтому она не летает а её берегут... ставит эту статью в разряд- "наброса на вентилятор"!
      Т-50-4 летал весь МАКС ..не вынимая! good

      Кто Вам сказал что ВПП, а тем более производственные мощности КнАЗа подтоплены? belay
      22-й полк регулярно летает и стоит на БД..завод работает по своему плану,и тем более это "подтопление" ну никак не связано с ходом и графиком проведения ЛКИ.

      Здесь не "тенденция" увеличения сроков....а как правильно сказал Argon- не стоит принимать всерьёз высказывания, ну и т.д по тексту drinks

      Желать и рапортовать это одно, а вот реально делать..это совсем другое.
      так что сейчас озвучиваются более или менее реальные сроки и то....можно было бы и "проложится" в сторогну увеличения этих сроков( я так думаю bully )
      vaf
      1. Avenger711 19 сентября 2013 16:20
        В кои-то веки соглашусь с Vaf'ом.
        Avenger711
        1. бывалый 19 сентября 2013 21:07
          Цитата: Avenger711
          В кои-то веки соглашусь с Vaf'ом.

          Бугага, теперь Серегу (ВАФ) месяц не увидим, будет отмечать drinks , что с ним Мститель согласился wassat
  6. Прапор Афоня 19 сентября 2013 11:31
    Цитата: ben gun
    Хорошо бы в ближайшие годы закончили работы по движкам, это реально труновасто. А потом еще и отработка технологии изготовления движки на заводах. Помню долго технологи мучались с техногией изготовления поворотных соплел для АЛ41, А тут совершенно новый движок, и ресурс ему обеспечить надо и все все все))
    Успехов разработчикам и изготовителям!

    У амеров досих пор нет двигов с изменяемым вектором тяги!
    1. Avenger711 19 сентября 2013 16:22
      Для плоского сопла всеракурсный двиг не сделать. Тут уже выбор был именно между плоским и круглым соплом, а он не так однозначен.
      Avenger711
    2. Hariva 19 сентября 2013 21:45
      Плоское сопло дает меньшую заметность в тепловом диапазоне . Тут уж пока не ясно, что для истребителя 5П более важно.
  7. Прапор Афоня 19 сентября 2013 11:38
    Помоему следующие поколения уже пора переводить на двигатели не использующие нефтяное топливо! А то это просто развитие реактивной авиации!
    1. Avenger711 19 сентября 2013 15:11
      Ионные двигатели тоже являются реактивными. Но пока с замено химических топлив вообще проблемы, когда появятся реактивные движки на элементарных частицах способные давать тягу, как современные ракетные, тогда и можно будет к Марсу пилотируемый корабль отправить и в принципе может стать возможным полет к ближайшим звездам за десятки лет.
      Avenger711
      1. ben gun 20 сентября 2013 11:21
        да. только вот реактивные движки на элементарных частицах малопригодны для полетов атмосфере, не? Не говоря уж про то что мало приятного щелкать в счетчике гейгера после случайного попадания под длаьний выхлоп такого движка.
  8. Kovrovsky 19 сентября 2013 11:50
    Трудности есть и будут, это неизбежность! Главное - желание, умение и возможность их преодолеть!
    Kovrovsky
  9. иваныч47 19 сентября 2013 12:07
    Даже в благополучные для развития авиации советские времена, разработка,испытания и внедрение новой авиационной техники длилось годами. Экономические возможности России сейчас не те. В нынешние времена, учитывая проблемы в экономике, подготовке квалифицированных кадров, ограниченные возможности в финансировании, сроки ввода в строй авиационной техники объективно удлиняются. Нужно просто запастись терпением. Будет и у нас новый флот истребителей пятого поколения!
  10. Yankuz 19 сентября 2013 12:48
    Очень хороший фильм в двух частях про Т-50:

    Yankuz
    1. Hariva 19 сентября 2013 21:32
      Удивительно! Но как только пошла информация о силовой установке, так сразу появились проблемы с качеством аудиосигнала.... ( с 31-ой минуты )
      "При использовании форсажа максимальная скорость привысит 2 тысячшшш...." И все,а дальше сами думайте ))).
      1. Hariva 19 сентября 2013 21:36
        Далее вообще вырезана часть текста.
        Я не ищу скелеты в шкафах. Просто в связи с выше - написанными комментариями, как то символично.
  11. Avenger711 19 сентября 2013 16:19
    Если вспомнить историю, то для МиГ-29 хронология такова: 1969 год, конкурс, 1977, первый полет, 1982 год серия от первого полета до серии прошло 5 лет, 1984 машина встала на боевое дежурство и того 15 лет.
    У F-22 прототип вместе с конкурентом YF-23 были представлены в 1990-ом, а конкурс был объявлен в 1986-ом и только в 2006-ом на F-22 перешла первая часть. Итого 20 лет. По аналогии можно предположить, что строевая часть на Т-50 появится не раньше 2020-го года.
    Вопрос в другом, почему назывались заведомо нереальные сроки. Либо просто была подмена понятий, построили несколько предсерийных машин для ЛИЦ, а в новостях пишут, что самолеты переданы ВВС. Как с Су-35, который вроде бы и серийный и первые самолеты в 2011-ом сданы, но в войсках первую эскадрилью можно перевооружать начать не раньше 2014. Хотя скажи в 2010, что вот мол через 10 лет чего-то будет, народ все равно будет недоволен и вспомнит, что в Войну вон СУ-152 за 25 суток разработали.

    Касательно движков, то масса АЛ-41Ф1С согласно педивикии 1520 кг, при тяге 14500 кгс, допустим, что АЛ-41Ф1 имеет такую же массу при тяге в 15000 кгс. Рапторный F119 имеет тягу 15900 кгс при массе 1770 кг. Т. е. моторчик тупо несколько больше и в принципе это движок того же уровня, что и АЛ-41. Вопросы какая это тяга обсуждать смысла не вижу, скорее всего, стендовая на максимальном форсаже для всех моторов, на то и реклама. А сам Т-50, как заявляют, полегче F-22. Острая необходимость в двигателях "второго этапа" тут не очень видна, тем более что перспективы самого F-22 весьма туманны. Так же интересно насколько данные движки реально превзойдут существующие, уже практически достигшие технологического потолка. От повышения температуры газов еще на полсотни градусов тяга существенно не возрастет. Процентик здесь итого будет прирост процентов на 5-10, в лучшем случае на 15.
    Avenger711
    1. cth;fyn 19 сентября 2013 17:48
      Сложность технологий возрастает, например если раньше танк конструировали в течении 5 лет то сколько сейчас Армату мучают? лет 15? почти как МиГ 29 который Вы в пример привели. Это надо понять уже всем, как ни как в 21 веке живем.
  12. вадим dok 19 сентября 2013 21:24
    Цитата: Прапор Афоня
    У амеров досих пор нет двигов с изменяемым вектором тяги!

    Это кто вам сказал? У Американцев есть такой!
    1. Правдолюбец 19 сентября 2013 21:53
      В "серии" только тот, который способен менять вектор только в вертикальной плоскости.
      Правдолюбец
      1. T80UM1 20 сентября 2013 07:30
        а f-35? у него вроде во всех плоскостях?
        1. Правдолюбец 20 сентября 2013 21:36
          А ф35 в уже в "серию" запустили???
          Правдолюбец
  13. ev58 20 сентября 2013 10:05
    Работаю в отрасли авиационного приборостроения с 1979 года. В т.н. "советское" время деньги на разработку и модернизацию не считали, поскольку существовало одновременно несколько проектов модернизации одного борта, многие из которых после проверки в составе объекта, "хоронили" и затраченные народные деньги зарывали "в землю". Сейчас все, вроде считают деньги и это приводит к другим перекосам: заказчик хочет получить костюм от Версаче по ценам Троицкого рынка. Кроме того появилась чёткая тенденция к запросам заказчика типа: "Предложите, а мы - рассмотрим". Простите, применительно к ВПК это - даже не просто недальновидность, недопонимание, а откровенное нежелание участвовать в развитии отрасли и задействовать единственно правильный и отлаженный цикл опытно-конструкторских работ. Желание "побыстрее" и "подешевле" отсекает процесс перспективных разработок и возвращает конечный продукт БО к уровню модернизации имеющихся наработок. Отсутствие необходимого спектра отечественных ЭРИ, материалов и покрытий, разрешённых к применению перечнем МОП, ограничивает возможности разработчика аппаратуры, зачастую ставя перед дилемой: применить импорт, но обеспечить требуемые характеристики или отказаться от разработки, поскольку невозможно удовлетворить требования заказчика к выходным параметрам и заданным массо-габаритным показателям на отечественной элементной базе. Очень большая часть производственных мощностей ВПК, как известно, после развала СССР, стала "зарубежным" потенциалом. Очень сложный период пришлось пережить отечественному ВПК. Сейчас ситуация существенно меняется и высказывания о том, что всё плохо - как минимум необоснованны. Стоит иногда задуматься над тем, чего стоило государству сохранение обороноспособности ВС страны. Да, есть технологическая отставание и отставание производственных возможностей ВПК, но сейчас уже пройдена "мёртвая зона" и нужно спокойно решать текущие проблемы и думать о дне завтрашнем.
    ev58
    1. novik-rif 20 сентября 2013 12:50
      Боюсь, что может не хватить времени и очень сомневаюсь, что будущее будет спокойным и светлым...
      novik-rif
  14. багатур 20 сентября 2013 15:54
    А пожчему не задуматса сделат однодвигательний, лекгий истребител? Он прекрасно дополнит Т-5-..и по дешевле будет ...тогда можно и по-больше их покупат..разве на войне и количество тоже важно...
  15. санеккк 20 сентября 2013 23:01
    дассссссссссс- а по бумажкам все красиво- вот только в реале караул
    санеккк
    1. сергей123 26 сентября 2013 02:48
      у кого караул у автора статьи может быть
      сергей123
  16. сергей123 26 сентября 2013 02:46
    статья явно заказная так как не каких проблем с т-50 нету а есть нормальный рабочий процесс над очень сложным проектом
    сергей123

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня