Боевое применение зенитного ракетного комплекса С-75

32
Боевое применение зенитного ракетного комплекса С-75


Создание зенитного управляемого ракетного комплекса С-75 началось на основании Постановления Совета Министров СССР № 2838/1201 от 20 ноября 1953 г. "О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника". В этот период в Советском Союзе уже проходили испытания управляемой стационарной зенитной ракетной системы С-25, предназначенной для противовоздушной обороны (ПВО) крупных административных и промышленных центров страны. Однако, учитывая высокую стоимость подобных стационарных комплексов, не представлялось возможным обеспечить надежным противовоздушным прикрытием все важные объекты на территории страны, а также районы сосредоточения войск. Советское военное руководство видело выход в создании мобильного зенитного ракетного комплекса (ЗРК), пусть уступающего по своим возможностям стационарной системе, но позволяющего в короткое время осуществлять перегруппировку и сосредоточение сил и средств ПВО на угрожаемых направлениях.
Новый комплекс предназначался для перехвата тактических и стратегических бомбардировщиков и разведывательных самолётов, летящих с дозвуковой или умеренной сверхзвуковой скоростью на средних и больших высотах.



Ракета, с радиокомандной системой наведения, получившая обозначение В-750 (изделие 1Д), создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы. Имела две ступени - стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую - с жидкостным, что обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта.


Схема ракеты 1Д: 1.Передающая антенна РВ; 2. Радиовзрыватель (РВ); 3. Боевая часть; 4. Приемная антенна РВ; 5. Бак окислителя; 6. Бак горючего; 7. Воздушный баллон; 8. Блок автопилота; 9. Блок радиоуправления; 10. Ампульная батарея; 11. Преобразователь тока; 12. Рулевой привод; 13. Бак "И"; 14. Маршевый двигатель; 15. Переходный отсек; 16. Стартовый двигатель.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №1382/638 от 11 декабря 1957г. первый вариант ЗРК СА-75 "Двина", работающий в 10-см диапазоне был принят на вооружение. Одновременно с организацией серийного производства СА-75 конструкторский коллектив КБ-1 продолжал работу над созданием комплекса, работающего в 6 см диапазоне. В мае 1957 г. опытный образец С-75, работающий в 6 см диапазоне, был отправлен на полигон Капустин Яр для испытаний. В новом комплексе был реализован вариант размещения элементов СНР в трех кабинах, расположенных в двухосных автомобильных прицепах, в отличие от СА-75, где аппаратура размещалась в пяти КУНГах автомобилей ЗИС-151 или ЗИЛ-157.



В конце 50-х комплекс стал поступать в войска. В то время случаи нарушения советских границ самолётами США и НАТО имели массовый характер. Даже «нейтральные» шведы не стеснялись залетать в советское воздушное пространство в районе Кольского полуострова.

Но как это не странно, первый случай успешного боевого применения произошел за пределами СССР.
В 50-е годы, разведывательная авиация США и гоминдановского Тайваня длительное время безнаказанно летала над территорией КНР.
По личной просьбе Мао Цзэдуна два комплекта ЗРК СА-75М "Двина" были переданы китайцам и организовано обучение расчетов.
7 октября 1959 года высотный разведчик тайваньских ВВС был сбит комплексом С-75 вблизи Пекина, на высоте 20 600 м, пилот самолёта погиб. Магнитофонная запись переговоров летчика с Тайванем обрывалась на полуслове и, судя по ней, опасности он не видел.



Это был первый самолёт в мире, уничтоженный ЗУР. Самолет был американского производства - RB-57D , двухмоторный дальний разведчик, представляющий собой копию разведывательного варианта британской «Канберры».

Чтобы скрыть наличие в Китае новейшей, по тем временам, зенитной ракетной техники, китайское и советское руководство договорилось не давать о сбитом самолете открытого сообщения в печати. Однако, когда тайваньские средства массовой информации сообщили, что RB-57D потерпел аварию, упал и затонул в Восточно-Китайском море во время тренировочного полета, агентство "Синьхуа" распространило в ответ следующее сообщение: "ПЕКИН, 9 октября. 7 октября в первой половине дня один чанкайшистский самолет-разведчик американского производства, с провокационными целями вторгся в воздушное пространство над районами Северного Китая и был сбит военно-воздушными силами Народной освободительной армии Китая". Как и каким оружием - из соображений секретности - ни слова.

Впоследствии над КНР было сбито ещё несколько самолётов, в том числе 3 высотных разведчика U-2 «Локхид». Несколько пилотов попали в плен. Лишь только после этого разведывательные полёты над территорией континентального Китая прекратились.

В то время американцы с территории Западной Европы вели массовый запуск разведывательных высотных аэростатов. Это были очень трудные цели для советской ПВО. При попытках их сбить, в результате столкновения погибли несколько советских истребителей.
Новые ЗРК стали применяться для борьбы с ними, хотя конечно стоимость ракеты многократно превышала стоимость разведзонда.
16 ноября 1959 года был зафиксирован первый случай, под Сталинградом, ЗРК С-75 был уничтожен летевший на высоте 28000 м американский разведывательный аэростат.

Начиная с лета 1956 г. над СССР начали регулярно летать высотные разведывательные самолёты Локхид U-2. Они неоднократно безнаказанно пролетали над крупными административными и промышленными центрами, космодромами и ракетными полигонами.



Летящий на высоте свыше 20 км U-2 был неуязвим для советских истребителей ПВО.
Такое положение очень сильно нервировало наше руководство. На все советские дипломатические ноты, американцы заявляли о своей непричастности.
Наконец 1 мая 1960 года над Свердловском зенитной ракетой был сбит недостигаемый ранее американский высотный самолёт-разведчик U-2, пилот Гэри Пауэрс был пленён.



Уничтожение считавшегося неуязвимым высотного разведчика, было настоящим шоком для американцев. После этого полётов разведывательных самолетов над территорией СССР больше не было.

В то время еще отсутствовал опыт стрельб по реальным самолетам противника, поэтому падавшее на землю облако из обломков U-2 было первоначально принято ракетчиками за поставленные самолетом пассивные помехи, и подбитый U-2 был повторно обстрелян залпом из трех ракет. Впрочем, в этом не было ничего страшного. Более печально то, что факт уничтожения нарушителя в течение почти получаса так и не был зафиксирован, а в воздухе в это время находилось несколько советских самолетов, тщетно пытавшихся перехватить самолет-нарушитель. В результате, спустя полчаса после поражения U-2 из-за неразберихи на уровне местного командования очередным трехракетным залпом была обстреляна пара МиГ-19, поднятая на перехват нарушителя почти за час до того. Один из летчиков - Айвазян своевременно спикировал под нижнюю границу зоны поражения, а другой пилот - Сафронов погиб вместе с самолетом.
Тем не менее, несмотря на этот трагический эпизод, зенитные ракетные войска впервые подтвердили свою высокую эффективность. Особенно впечатляющей смотрелась победа ракетчиков на фоне неоднократных безрезультатных попыток самолетов-истребителей перехватить U-2.

Другим политически значимым применением СА-75 стало уничтожение U-2 над Кубой 27 октября 1962 г. При этом пилот Рудольф Андерсон погиб, и эта "первая кровь" подлила масла в огонь "Карибского кризиса". В то время на "острове свободы" находились две советские дивизии с зенитными ракетными комплексами, на вооружении которых насчитывалось в общей сложности 144 пусковые установки и вдвое больше ракет. Однако во всех этих случаях, как и при применении зенитных ракет по U-2 над Китаем в 1962 г., обстрелу подвергались малоскоростные и неманевренные самолеты, правда, летевшие на очень большой высоте. В целом, условия боевой стрельбы мало отличались от полигонных, а потому способность СА-75 поражать тактические самолеты оценивалась американцами невысоко.

Совершенно иное положение сложилось во Вьетнаме в ходе боевых действий в 1965-1973 гг. После первой "репетиции", состоявшейся в ходе "Тонкинского кризиса" в августе 1964 г., США с начала 1965 г. приступили к планомерным бомбардировкам ДРВ (Северного Вьетнама). Вскоре ДРВ посетила советская делегация во главе с А.Н. Косыгиным. Результатом визита стало начало крупномасштабных поставок в ДРВ вооружений, в том числе и ЗРК СА-75. К лету 1965 г. во Вьетнаме было развернуто два зенитных ракетных полка СА-75, укомплектованных советскими военными специалистами. Американцы, зафиксировавшие подготовку позиций для нового оружия еще 5 апреля 1965 г., справедливо предполагали присутствие на них "русских" и, опасаясь международных осложнений, не бомбили их. Не было проявлено ими повышенного беспокойства и после того, как 23 июля 1965 г. самолет радиоэлектронной разведки RB-66С зафиксировал первое включение станции наведения ракет СНР-75.

Ситуация радикально изменилась буквально на следующий день, когда 24 июля тремя ракетами, выпущенными советским расчетом под командованием майора Ф. Ильиных, была обстреляна группа из четырех F-4С, летевших на высоте около 7 км. Одна из ракет поразила "Фантом", который пилотировали капитаны Р.Фобэйр и Р.Кейрн, а осколки двух других ракет повредили три других "Фантома". Летчики сбитого "Фантома" катапультировались и были захвачены в плен, из которого 12 февраля 1973 г. был освобожден только Р.Кейрн, судьба второго пилота осталась неизвестной.



Так, крайне скверно для американцев, развивались события первое время после начала применения ЗРК. И это притом, что готовиться к встрече с советскими зенитными ракетами американцы начали сразу же после уничтожения самолета Пауэрса. В 1964 г. в калифорнийской пустыне ими были проведены специальные учения "Десерт страйк", в ходе которых оценивались возможности действия авиации в зоне действия ракетных средств ПВО. А сразу же после получения информации о первом сбитом ракетами "Фантоме" к работе по изучению возможных средств противодействия ЗРК был подключен институт Хопкинса.



Следуя первым полученным рекомендациям по противодействию ЗРК, американцы значительно усилили свою разведывательную деятельность, детально оценивая возможности каждого обнаруженного ЗРК с учетом окружающего его рельефа местности и, пользуясь непростреливаемыми участками на стыках и на малых высотах, прокладывали маршруты своих полетов. По свидетельству советских специалистов, качество разведки было очень высоким, а велась она с такой тщательностью, что любое перемещение ракетчиков в кратчайший срок становилось известно американцам.



Прочие рекомендации по противодействию ЗРК сводились к реализации приемов тактического и технического порядка - выполнение подхода к объектам бомбардировок на малой высоте, маневрирование в зоне действия ЗРК, постановка радиопомех прикрытия с самолетов ЕВ-66. Основным вариантом ухода от ракет в течение 1965-1966 гг. стал интенсивный разворот. За несколько секунд до подлета ракеты летчик вводил самолет в пикирование под ракету с разворотом, изменением высоты и курса с максимально возможной перегрузкой. При удачном выполнении этого маневра ограниченное быстродействие системы наведения и управления ракетой не позволяло компенсировать вновь возникший промах, и она пролетала мимо. В случае же малейшей неточности в построении маневра, осколки боевой части ракеты, как правило, поражали кабину пилота.



За первый месяц боевого применения СА-75, по советским оценкам, было сбито 14 американских самолетов, при этом было израсходовано всего 18 ЗУР. В свою очередь, по американским данным, за тот же период зенитными ракетами было сбито только три самолета - в дополнение к упоминавшемуся ранее F-4С (советские специалисты насчитали уничтожение в том бою сразу трех "Фантомов") ночью 11 августа был сбит один А-4Е (по советским данным - сразу четыре) и 24 августа еще один F-4В. Подобное рассогласование в потерях и победах, впрочем, характерное для любой войны, в течение последующих семи с половиной лет боевых действий стало непременным спутником противостояния средств ПВО Вьетнама и американской авиации.



Понеся первые ощутимые потери, в феврале 1966 г. американцы были вынуждены практически прекратить на два месяца воздушную войну над Северным Вьетнамом, использовав этот перерыв для дооснащения самолетов средствами РЭБ и освоения новой тактики. В то же время для сбора необходимой информации были задействованы беспилотные летательные аппараты, в первую очередь, BQM-34, оснащенные средствами радиотехнической разведки. Наибольший же успех в то время, по американским данным, сопутствовал «беспилотнику» Ryan 147Е «Firebee», который 13 февраля 1966 г. был безуспешно обстрелян ракетами. В результате была записана информация о работе систем наведения ракет, дистанционного подрыва боевой части и характеристики боевой части ракеты.
В марте 1966 г. на американских самолетах появились первые ракеты «Shrike», предназначенные для атак радиолокаторов ЗРК, а летом во Вьетнам поступили специализированные самолеты EF-105F«Wild Weasel» (позже получили обозначение F-105G).

По американским данным, от огня ЗРК было потеряно лишь примерно 200 машин. Одним из пилотов, сбитых зенитной ракетой, был будущий кандидат в президенты Джон Маккейн, что видимо, произвело на него неизгладимое впечатление, только этим можно объяснить его патологическую ненависть к русским.
Можно предположить, что, помимо в принципе возможной заведомой дезинформации причиной занижения американцами данных о потерях от ЗРК, может быть и отсутствие у них объективных данных о конкретных причинах гибели их самолетов - пилот не всегда мог известить командование о том, что подвергся обстрелу ЗРК. С другой стороны, история всех войн свидетельствует о неизбежном и, зачастую, непреднамеренном завышении числа своих побед участниками боев. Да и сопоставление рапортов ракетчиков, судивших о результативности стрельб по отметкам на экранах, с более примитивным методом учета сбитых американских самолетов вьетнамцами по заводским номерам на обломках в ряде случаев свидетельствовало о завышении числа уничтоженных ракетами самолетов в 3 раза.



Средний расход ракет на один сбитый самолёт приходилось 2-3 ракеты на начальном этапе применения и 7-10 ракет на момент окончания боевых действий. Это связано с выработкой противником мер противодействия и применением противолокационных ракет «Shrike». Кроме того, следует помнить, что «Двина» вела бои в исключительно тяжелых условиях. Ее не поддерживали ЗРК других классов, ЗРК вел боевые действия в условиях единоборства с постоянно приспосабливающимся к изменению обстановки противником, вольного менять тактику налета. Сплошной зоны зенитного ракетного огня во Вьетнаме тогда не было. Американцы очень гибко реагировали на применение нового оружия, организуя меры противодействия в виде внедрения эффективных станций постановки помех, изменения тактики и организации «ударов возмездия».



В новый этап воздушной войны американцы вступили с обновленной материальной частью и действовали в соответствии с тщательно продуманной тактикой. Полеты, как правило, осуществлялись вне зон поражения ЗРК, намеченных исходя из точного определения углов закрытия, весьма значительных в условиях горного рельефа Вьетнама. Практически все самолеты американцев были оснащены аппаратурой предупреждения об облучении станциями наведения ракет комплексов С-75, по информации от которой летчики отрабатывали противоракетные маневры.



Большинство самолетов оснащались также и станциями активных помех для самоприкрытия, средствами отстрела пассивных помех. Групповое прикрытие осуществлялось постановщиками активных помех ЕВ-66А с удаления от 60 до 120 км. В результате, на экранах постоянно наблюдались засветки от пассивных помех – от узкой полосы до яркого равномерного свечения всего экрана. При использовании мощных активных помех самоприкрытия истребители-бомбардировщики сбивать практически не удавалось. Теоретически в данном случае следовало пеленговать активную помеху и наводить ракету с использованием метода «трехточки», но практически определить центр помехи не удавалось из-за мощной засветки экрана.

Еще более усложнилась работа ЗРК с началом применения противорадиолокационных ракет «Shrike». В качестве их носителей использовались насыщенные аппаратурой радиоразведки и радиопротиводействия самолеты F-4E «Wild Weasel».



Сама ракета «Shrike» в абсолютном большинстве случаев не наблюдалась на экранах СНР из-за малой эффективной поверхности рассеяния. Ее пуск фиксировался по изменению формы отметки от носителя на индикатор «5 км». Как правило, при этом расчету ЗРК приходилось осуществлять сброс цели, разворот антенны, после чего производилось переключение мощности на эквивалент. При благоприятном временном раскладе эти операции удавалось проводить не сразу при пуске ракеты «Shrike», а после поражения обстреливаемого ЗРК самолета.

Помимо мер радиоэлектронной борьбы американцы широко применяли и огневое противодействие. Позиции ЗРК подверглись 685 ударам авиации. Чуть меньше половины из них производилось ракетами «Shrike», остальные – бомбами. В 1966 г. осколками была повреждена 61 ракета, в 1967 г. – 90 ракет, из которых удалось восстановить не более половины. Всего же за годы войны ЗРК выводились из строя 241 раз. В среднем, каждый дивизион выводился из строя примерно один раз в год. Позиции менялись в среднем 10-12 раз в год, а в период наиболее напряженных боевых действий – через 2-4 дня. В результате действий американской авиации из 95 поставленных Советским Союзом зенитных ракетных комплексов к 1973 г. в строю осталось 39 боевых ЗРК и четыре в учебных центрах.

В условиях противоборства с американской авиацией, расчёты ЗРК применяли новые тактические приёмы. Была организована практика «засад» и «кочующих» дивизионов. С целью повышения манёвренности и мобильности, было сокращено количество технических средств до одной станции наведения СНР-75 и 1-2 ПУ. Дивизионы затаивались в джунглях без включения технических средств, выжидая момент, чтобы произвести результативный пуск. Независимо от результатов стрельбы, организовывалось экстренное перебазирование комплекса в течении 30-40 мин. Практиковался метод «ложного» пуска, с включением канала наведения СНР-75 без пуска ракет. Что зачастую вынуждало американские самолёты избавляться от боевой нагрузки с целью выполнения противоракетного манёвра, подставляя себя под огонь зенитной артиллерии. Наибольшую пользу «ложный пуск» приносил в момент непосредственной атаки объекта – пилотам сразу же становилось не до наземной дели.

Во Вьетнаме был реализован и ряд других тактических новинок. С ноября 1967 г. стал применяться метод сопровождения цели без излучения СНР – по отметке от активной помехи самоприкрытия. В дальнейшем расчеты ЗРК перешли к использованию для визуального сопровождения цели специально установленных на кабинах «П» и сопряженных с блоками управления полевых командирских перископов.

Несмотря на то, что, даже по данным советских специалистов, ЗРК сбили менее трети уничтоженных американских самолетов, важнейшим итогом их применения стала потребность в радикальном изменении тактики боевых действий авиации, ее вынужденный переход к полетам на малых высотах, где она несла тяжелые потери от огня артиллерии, стрелкового оружия и маловысотных атак истребителей, в результате чего эффективность использования авиации значительно снижалась.

Создаваемый для борьбы с маломанёвренными бомбардировщиками и высотными разведчиками, комплекс оказался вполне эффективен против самолётов тактической авиации. Этому способствовало непрерывное совершенствование комплекса и появление новых более дальнобойных и скоростных ракет к нему.

Помимо Вьетнама, ЗРК типа С-75 массово применялись и в конфликтах на Ближнем Востоке. Первый опыт их использования в "Шестидневной войне" трудно отнести к удачным. По западным данным, египтяне, располагая 18 комплексами, смогли запустить только 22 ЗУР, сбив два истребителя Mirage-IIICJ.



По советским данным, египтяне располагали 25 дивизионами С-75, а количество сбитых ракетами самолетов составило 9. Однако наиболее неприятным событием той войны стал захват израильтянами на Синайском полуострове некоторых компонентов С-75, в том числе и ракет.

Более успешно зенитные ракеты применялись в так называемой "войне на истощение". 20 июля 1969 г. египтяне сбили израильский Piper Cub и до начала войны 1973 г. довели число побед С-75 до 10. Одна из них была оценена египтянами очень высоко, когда С-75 17 сентября 1971 г. "сняла" на дальности 30 км самолет радиоразведки С-97.



Судя по зарубежным данным, в ходе "Октябрьской войны" 1973 г. еще 14 израильских самолетов было сбито египтянами и сирийцами с применением ЗРК типа С-75.


Спутниковый снимок Google Earth: позиции египетского ЗРК С-75


Израильские пилоты были невысокого мнения о боевых возможностях С-75. Но применение этого ЗРК заставило отказаться от полётов на высоте и перейти к маловысотным полётам. Это затруднило выполнение боевой задачи и привело к большим потерям от маловысотных ЗРК и зенитной артиллерии. К тому же боевые самолёты были вынуждены нести контейнеры со станциями постановки помех, что уменьшало боевую нагрузку и снижало лётные данные.

Справедливости ради, стоит отметить, что использование С-75 во Вьетнаме было более успешным. По воспоминаниям наших специалистов, сказались, как и общая не высокая мотивация арабов воевать, разгильдяйство, шаблонность действий и откровенное предательство, так и более сложные условия боевых действий. В пустыне было многократно сложнее маскировать позиции. При пуске ракет, комплекс выдавал себя облаком пыли видимым издалека.



Помимо наиболее масштабных войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, комплексы типа С-75 использовались и во множестве других конфликтов, начиная с индо - пакистанского столкновения 1965г., когда первой их жертвой в "третьем мире" стал индийский Ан-12, по ошибке принятый за пакистанский С-130.



ЗРК С-75 применялся противоборствующими сторонами в 1979 г. во время вьетнамо-китайского конфликта, китайскими аналогами «семьдесятпятки» - HQ-2, было сбито два вьетнамских МиГ-21.

Комплекс интенсивно применялся во время ирано-иракской войны. Обе стороны использовали его для прикрытия городов, районов сосредоточения войск и мест нефтедобычи. Иран использовал китайские ЗРК HQ-2.


Спутниковый снимок Google Efrth: иранский ЗРК HQ-2



В 80-е сирийцы в очередной раз использовали его против налётов израильской авиации.
Ливийские ракеты комплексов С-75 запускались по американским самолётам при отражении авиаударов в ходе операции «Каньон Эльдорадо» в апреле 1986 года.

Из наиболее поздних примеров применения комплексов типа С-75 зарубежные источники указывают на уничтожение российского Су-27 над Грузией в ходе абхазского конфликта 19 марта 1993 г.

Во время Войны в Персидском Заливе 1991-го года, на вооружении Ирака состояло 38 дивизионов ЗРК С-75. В ходе боевых действий ими было сбито и повреждено несколько самолётов коалиционных сил, в том числе «ганшип» АС-130. Однако в последствии большая часть иракских ЗРК С-75 была подавлена или уничтожена.
Во время вторжения США в 2003г. комплексы не использовались по прямому назначению. В тоже время, было зафиксировано несколько пусков ракет, иракцы пытались их использовать для обстрела наземных целей.

Во время агрессии запада против Ливии, ни одного пуска С-75 не зафиксировано.


Спутниковый снимок Google Efrth: ливийский ЗРК С-75 уничтоженный в результате авиаудара




Все ливийские комплексы были уничтожены в результате авиаударов, при обстреле с земли или захвачены «повстанцами».

В нашей стране С-75 снят с вооружения в начале 90-х, однако продолжает состоять на вооружении в КНР и ряде других стран.

По материалам:
http://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye02/s-75-dvina-desna-volxov/
http://pvo.guns.ru/combat/first_s-75.htm
http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=87
http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/4471-zenitnyi-raketnyi-ko.html
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 сентября 2013 09:08
    видео в тему
  2. ПВОшник
    +5
    19 сентября 2013 09:29
    Американцы во Вьетнамской войне считали приемлемыми потери авиации в налете до 3%, как только потери превышали 3%, налеты прекращались для выработки мер противодействия и снижения потерь. Это касалось не только ЗРВ, но и зенитной артиллерии.
  3. кузнецов 1977
    +4
    19 сентября 2013 10:09
    Хотелось бы отметить еще несколько эпизодов боевого применения ЗРК С-75, кроме сбитого по ошибке собственного транспортного Ан-12, индийскими зенитчиками ракетой ЗРК С-75 был сбит один разведывательный самолет RB-57F пакистанских ВВС. В декабре 1965 г. над территорией Черного моря вблизи российской береговой территории был сбит разведчик RB-57F американских ВВС. Иранский HQ-2, т.е. копия С-75 в ходе ирано-иракской войны сбил иракский МиГ-25РБ (за всю войну ЗРК одержали только одну достоверную победу над самолётом этого типа). С-75 применялся в ноябре 1994 г. против натовских самолетов, совершавших налеты на западную Боснию. Сербы использовали С-75 против наземных целей боснийских мусульман и хорватов. Около 18 ракет было выпущено в ноябре- декабре 1994 г. по наземным целям. При этом ракеты подрывались при контакте с землей или подрыв осуществлялся на малой высоте. Это послужило причиной того, что силы НАТО подавили системы ПВО боснийских сербов.
    Несколько фотографий интересных модификаций С-75:
    самоходный вариант китайского ЗРК HQ-2

    кубинский самоходный вариант С-75

    С-75 КНА
  4. +10
    19 сентября 2013 10:18
    У нас в Болгарии стоит "Двина" в Воунно-историческом музее в столице София.
  5. +19
    19 сентября 2013 10:42
    Отец служил в 60-х годах на границе с Норвегией, полуостров Рыбачий, был командиром дивизиона 75 комплекса. Я был маленький, но помню, только придёт на обед возьмёт ложку, гудит сирена - бежит на позицию, всё рядом было, через час придёт - улетел "Орион", только опять возьмёт ложку - опять летит, "Орион" мог целый день вдоль границы летать. Холодная война, служить было тяжело, но границу держали и норвеги знали - сунутся-огребут по полной.
    1. +9
      19 сентября 2013 12:14
      Цитата: Анатоль Клим
      Отец служил в 60-х годах на границе с Норвегией

      Да,веселуха.Это так называемая "первая линия".У меня товарищ по Евпаторийской учебке радовался,когда его "по блату" пристроили служить,после учебки,в дивизион расположеный под Саками(Крым).Ну как же-Крым,море,девочки в увольнительных...После армии пересеклись.Плевался дальше чем видел.По двадцать раз,за сутки,на позицию бегали-на другом берегу Турция.
    2. +1
      8 февраля 2016 18:14
      У меня отец тоже набегался в 60-х. 75-й комплекс во Вьетнаме еще и по линкору попал двумя, правда БЧ не взорвались из-за особенностей модификации ракеты, я подробностей не могу сказать, не специалист по ЗРК. С отцом в ВИРТА учился один из офицеров расчета, участвовавший в той стрельбе, он рассказывал. А после академии их переодели в морскую форму и направили осваивать ракетные комплексы для ПЛ. Как-то приезжал в те времена дед в гости на точку, он тогда заканчивал службу, готовился к пенсии, фронтовик, летчик-истребитель, так он поражался, разве можно так часто по тревоге бегать.
      В их группе также учился офицер с орденом "Боевого Красного Знамени", расчет которого во Вьетнаме имел несколько сбитых "американцев". Да, время у наших отцов и дедов было очень боевое. А мы с пацанами ходили за ягодами и грибами на позиции с разрешения командира части и в сопровождении прапорщика, только к "пушкам" подходить не разрешали. Территория была огорожена, чужих не было, поэтому грибов и ягод там было много. Бойцам перепадало к рациону, плюс было подсобное хозяйство приличное. Это было в начале 70-х.
  6. +5
    19 сентября 2013 11:06
    Невысокая результативность применения С-75 в Египте привела к решению о переброске туда советской дивизии ПВО, ЗРДН которой, соместно с истребителями, оснащенные более современными комплексами нанесли ВВС Ираиля чувствительные потери..
    1. кузнецов 1977
      +5
      19 сентября 2013 11:21
      Начнем с того, не невысокая эффективность ЗРК С-75, а именно невысокая эффективность ВСЕЙ арабской ПВО, как ЗРК, так и ИА и ЗА. Тем же вьетнамцы в те же времена могли только мечтать о таких "вкусностях", как С-125, "КУБ М1", ЗСУ-23-4 "Шилка", новейших РЛС и последних модификациях МиГ-21. Поскольку все это Вьетнаму стало поставляться только после окончания Вьетнамской войны. Просто арабы бросили в ходе своего бегства в "Шестидневной войне" 1967 года пусковую установку С-75, и она досталась израильтянам, что позволило им разработать способы и методы противодействия, которыми они впоследствии "любезно" поделились с американцами. Израильские специалисты тщательно проанализировали его тактико-технические характеристики и разработали рекомендации для пилотов реактивных самолетов. Немаловажным был и тот фактор, что комплекс предназначался в основном для поражения летательных аппаратов на средних высотах, а подготовка израильских пилотов и основное применение авиации велось на малых высотах.
      Пусковая установка С-75, захваченная израильтянами в 1967 году у египтян на Синайском полуострове
      1. ПВОшник
        +7
        19 сентября 2013 11:39
        Цитата: кузнецов 1977
        Просто арабы бросили в ходе своего бегства в "Шестидневной войне" 1967 года пусковую установку С-75, и она досталась израильтянам, что позволило им разработать способы и методы противодействия, которыми они впоследствии "любезно" поделились с американцами. Израильские специалисты тщательно проанализировали его тактико-технические характеристики и разработали рекомендации для пилотов реактивных самолетов. Немаловажным был и тот фактор, что комплекс предназначался в основном для поражения летательных аппаратов на средних высотах, а подготовка израильских пилотов и основное применение авиации велось на малых высотах.
        Пусковая установка С-75, захваченная израильтянами в 1967 году у египтян на Синайском полуострове

        Вся "соль" комплекса не в пусковой установке, а в СНР (станция наведения ракет), хотя имея боеготовую ракету можно кое-что узнать.
        1. кузнецов 1977
          +2
          19 сентября 2013 11:49
          Ну в декабре 1969 года в ходе операции "Петух-53" израильтянам удалось похитить у египтян и локатор дальнего обнаружения П-12 «Енисей», предназначенный для выдачи целеуказания С-75:
          Три вертолёта Супер Фрелон с десантниками на борту сели в шести километрах от станции. Три группы десантников приготовились разобрать радиолокатор и погрузить его на вертолеты. Два СН-53 ждали своего часа на израильской стороне Залива. Египтян удалось захватить врасплох. Их отряд состоял всего из десятка солдат. Двое из них погибли в перестрелке. Подавив сопротивление, часть группы приступила к отсоединению вагончиков от ЗИЛов. Демонтаж РЛС закончился в 02:43 — тогда вертолётам было послано сообщение о готовности к погрузке.
          Разрезав автогеном крепежные скобы, израильтяне демонтировали обе части радиолокационной станции: аппаратную и антенно-мачтовое устройство РЛС, и на внешней подвеске двух тяжелых вертолетов перевезли на Синай.
          Вместе со станцией был захвачен в плен и похищен её расчёт.
          Десант в полном составе двинулся к месту, откуда их должны были эвакуировать, вертолеты с десантниками вылетели на Синай и приземлились там в 04:35.
          Советская РЛС П-12 без каких-либо повреждений была доставлена в Израиль, и подверглась тщательному изучению, что позволило создать необходимые средства электронной защиты самолетов.

          http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C

          2%AB%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%85-53%C2%BB

          РЛС П-12 в музее ВВС Израиля
          1. -3
            20 сентября 2013 08:59
            Цитата: кузнецов 1977
            в декабре 1969 года в ходе операции "Петух-53" израильтянам удалось похитить у египтян и локатор дальнего обнаружения П-12 «Енисей»

            Типо опетушили арабов laughing
  7. Kovrovsky
    +13
    19 сентября 2013 11:07
    Наверное, С-75 был самый воюющий ЗРК в мире.Свою задачу, особенно во Вьетнаме, он с честью выполнил! Статья хорошая, много фотоматериала, автору спасибо.
  8. +3
    19 сентября 2013 11:58
    Все таки большая часть потерь американской авиации во Вьетнаме на счету не ракет, а ствольной артиллерии. Особенно ЗПУ-2 и ЗПУ-4, которые были кошмаром для вертолетов.
    1. +8
      19 сентября 2013 13:20
      Для вертолётов-возможно, вы ещё забли упомянуть ДШК и ЗГУ. Но для борьбы с тактической и стратегической авиаций зенитных пулемётов недостаточно.
      1. +5
        19 сентября 2013 14:25
        Да, согласен с Вами.

        Мой отец служил наводчиком на ЗПУ-2, ДМБ-1971. Рассказывал, что их хотели снимать с вооружения, но они неожиданно очень хорошо показали себя во Вьетнаме. Плюс, американцы тоже пишут, что вертолетчики очень боялись ЗПУ.
        1. +1
          19 сентября 2013 14:32
          При всём уважении, сомнительно чтоб наводчик ЗПУ знал о планах принятия или снятия с вооружения тех или иных образцов.
          Установки на базе 14,5-мм пулемёта Владимирова отлично зарекомендовали себя во всех конфликтах, где они применялись.
          Статья про них была 7 сентября.
          1. +2
            19 сентября 2013 18:20
            С его слов это не было секретом, в армии об этом говорили.
            1. +4
              20 сентября 2013 04:39
              На уровне разговоров между рядовым и младшим командным составом.
              ЗПУ-3 и ЗПУ-4 были до появления ЗУ-23 и ПЗРК основным средством ПВО батальонного и полкового звена. В случаии большой войны целями для них в основном были бы не вертолёты, а тктическая ударная авиция.
              Во Вьетнаме лучше всего себя зарекомендовали ЗГУ-1, которые можно было разбирать на несколько частей и переносить в вьюках.
  9. 0
    19 сентября 2013 16:14
    Устроить бы америкосам еще один вьетнам ,чтобы надолго отбить охоту лезть в чужой огород.
  10. +8
    19 сентября 2013 18:12
    Вот и вспомнили о старушке С-75.
    Я по военной специальности командир КИПС (контрольно испытательной станции) ракет комплекса С-75.
    Хотелось бы восстановить справедливость о эффективности примененения комплекса во Вьетнаме.
    Одна треть сбитых самолетов этим комплексом это не минус, а показатель эффективности.
    С-75 заставил американцев спуститься на малые высоты где по ним стреляли все кому не лень.
    Еще о самой ракете - БЧ это граната с рефлением внутри корпуса и зарядом в 100 кг.
    Радиовзрыватель относительно простого типа по нашим меркам передатчик-приемник, когда отраженный сигнал достигал определенного уровня, производился подрыв БЧ. Ракета работала в диапозоне температуре
    -50 - + 50 С но на сопле ускорителя стояла груша, уменьшающая-увеличивущая диаметр сопла по специальным таблицам обслуживающим персоналом в зависимости от окружающей температуры(но не ежедневно а по прошествию нескольких дней конкретной температуры. В последующих модификациях эта регулировка исчезла Причем тяга порохового ускорителя изменялась в зависимости от окружающей температуры от 17 до 26 т).
    И еще - цель противоракетным маневром удавалось уходить от ракеты не по вине системы команд, а по чисто для сохранении ракеты от разрушения при превышении перегрузок. На самой ракете стояли датчики линейных ускорений, которые не давали по радиокомандам выполнять опасный для ракеты маневр. В первоначльных вариантах при испытании ракет без датчиков ракеты просто разрушались)
  11. +5
    19 сентября 2013 18:45
    В этом году с отцом посетили Центральный музей ВС РФ. Вот снял на память обломки U-2 сбитого С-75,Ракета над обломками видимо С-75 без хвостовой части.
  12. +5
    19 сентября 2013 19:04
    Цитата: кузнецов 1977
    Начнем с того, не невысокая эффективность ЗРК С-75, а именно невысокая эффективность ВСЕЙ арабской ПВО, как ЗРК, так и ИА и ЗА. Тем же вьетнамцы в те же времена могли только мечтать о таких "вкусностях", как С-125, "КУБ М1", ЗСУ-23-4 "Шилка", новейших РЛС и последних модификациях МиГ-21

    Хотел бы заметить, что в указанный период в египетской ПВО никаких :"вкусностей" таких,например, как с-125 и Шилка не было,были только ЗРДН С-75. Кроме того, в отличие от Вьетнама, выдвижение и развертывание комплексов в пустынной местности практически исключало элемент внезапности... Определенные результтаты были достигнуты только при действиях из засад, в дельте Нила,где при выдвижении ночью условия местности позволяли замаскировать позиции ЗРДН. А израильские самолеты действовали не только намалых, но на сверхмалых высотах (т.н. tree top level), что позволяло им наносить удары не только по передовым позициям войск, но и по объектам тыловой инфраструктуры. Мне доводилось самому в свое время видеть такие бомбо-штурмовые удары в зоне Суэцкого канала во время "войны на истощение" будучи в группе советских военных советников.
    1. +3
      21 сентября 2013 13:43
      Хотел бы заметить, что в указанный период в египетской ПВО никаких :"вкусностей" таких,например, как с-125 и Шилка не было,были только ЗРДН С-75.


      Пардон, о каком периоде речь? Египет получил С-125, "Шилки" и "Стрелы" где-то в марте-апреле 1970-го. Т.е разгар "войны на истощение".
  13. +3
    19 сентября 2013 21:33
    То что нынешнего американского русофоба и ястреба Маккейна сбили этим ЗРК -радует. Человек теперь нашел себяfellow Правда ему, как и С-75 -пора на покой!
  14. +1
    19 сентября 2013 21:40
    Я вот думаю, годы какие 53 г... высота 20 км!!! это насколько технологии были развиты у ссср...когда китайцы бегали по лесу в одних трусах на 4рых...ссср уже мог сбивать самолеты на 20км высоте...
  15. +3
    19 сентября 2013 23:26
    превосходный зрк своего времени.
  16. ded10041948
    +2
    20 сентября 2013 00:41
    Посмотрел статью, фото и комменты. Вспомнил молодость (начинал службу командиром взвода "старта"). Что бы там не говорили, но комплекс был великолепным для своего времени. Что касается сравнения действий комплекса во Вьетнаме и в африканских районах, то нельзя забывать, что Вьетнам воевал 13-ми ракетами, о которых арабы даже не слышали, да и "Двина" и "Десна" (он же - "Печора") от "Волхова" отличались как "Эмка" от "Жигулей". Слышал о китайских и кубинских "модернизациях" ПУшек, но никогда не видел фотографий. Поржал от души. Это ж надо до такой бредятины додуматься! Как "стартовик" представляю себе всё "удовольствие" эксплуатации и настройки этого "бреда сумасшедшего конструктора". Не дай Бог! Единственный плюс - не нужен тягач для установки и время свертывания уменьшается, но остальное - сплошной минус. Одна только поперечная неустойчивость при пуске чего стоит!
    Автору "плюс" и огромное спасибо, но в таблицу ТТХ вкрались неточности. Скажу только про одну: в длине ракеты - запятая смещена на один знак влево (про остальные "ляпы" промолчу, пусть супостаты "репу" поморщат да "тыкву" почешут!).
  17. +1
    20 сентября 2013 06:39
    А что про Югославию промолчали... да и в Ираке то же Стэлс этим комплексом завалили.
    1. +4
      21 сентября 2013 02:28
      В статье использовались только подьверждённые факты, про применение С-75 в Ираке, в 1991 году упоминается.В 2003г. успехов там у этого комплекса не было. В Югославии F-117 был сбит маловысотным ЗРК С-125. С-75 там практически не применялся.
  18. +7
    20 сентября 2013 08:13
    Автору ++++++. Вспомнил молодость. На третьем фото родная кабина П.
    С уважением.
  19. 0
    23 сентября 2013 21:16
    Жаль, что такие прекраные системы снимаются с вооружения, а ведь если разобраться у С-75 есть гиганский потенциал для модернизации. Если бы вы только видели, как он красиво сбивает собственные ракеты, которые запускают как мишени. Не думаю что на такое способен даже С-300 времени рекции нехватает.
  20. gusar007
    +2
    7 октября 2013 04:32
    И я тоже. Вспомнил молодость. На третьем фото родная кабина П.
  21. +2
    19 декабря 2013 12:51
    Вспомнил молодость и родное Орджоникидзевское училище. Искренне считаю, что комплекс-лучший.
  22. +6
    20 января 2014 16:38
    Служил на комплексе "Волхов"(С-75М3), 79-81гг. Непосредственно на СРЦ П-12. Их уже снимали, на замену шли П-18. Как раз на П-18, под конец службы ездил на полигон (недалеко от оз.Балхаш). Ночные стрельбы совершенно потрясающее зрелище. У нас был смешанный полк, три С-75 и два С-200. Когда С-200 ночью поднимается, так как будто на Бойконур попал.)))
    По тем временам, С-75, был очень хороший ЗРК.
    Спасибо.