Поставки Ирану С-300. Что делать с указом Медведева?

Тогда – в июне 2010 года – на свет появился президентский Указ, который не только ставил под большой вопрос реализацию российских обязательств в отношении Ирана в плане поставок вооружений по уже заключённым контрактам, но и ограничивал размещение на территории РФ иранских инвестиций, а также общие торговые связи с Исламской Республикой.
По оценкам экспертов, только за один прошлый год товарооборот между Россией и Ираном вследствие выполнения Россией резолюции №1929 и подписанного на её основе президентского Указа, упал почти на 38%. В абсолютном выражении это около 75 миллиардов рублей.
Однако иранскую сторону возмутила даже не столько сама резолюция Совбеза (хотя и ей в Тегеране отнюдь не аплодировали), а «дополнения» к этой резолюции, взятые «с потолка» Дмитрием Медведевым. Чтобы было понятно, нужно коснуться резолюции №1929 и Указа президента Медведева отдельно.
Итак, если приводить текст требований ооновской резолюции по Ирану в плане поставки оружия и военной техники, то выглядит он (текст) следующим образом:
Учитывая разъяснения этого самого Регистра, получается, что Совбез ООН запретил поставлять в Тегеран наступательные вооружения.
Теперь переходим к Указу президента РФ, подготовленному на основе резолюции.
В этом документе по какой-то неведомой причине появляется строка, в которой говорится, что запрет касается не только перечисленных выше вооружений, но и конкретно зенитно-ракетных комплексов С-300, а также комплектующих к ним.
Странно… Либо Дмитрий Анатольевич, подписывая этот Указ, не подозревал о том, что С-300 никакого отношения к наступательным вооружениям (вооружениям, суть которых раскрывает упомянутый Регистр ООН) не имеет, либо знал, но тогда, получается, что внёс дополнения целенаправленно. Конечно, нужно учитывать, что «мир, дружба, жевательная резинка» с Соединёнными Штатами Америки подразумевали некие реверансы в эпоху разразившегося экономического кризиса, но вот делать такие реверансы за счёт других – мягко говоря, не совсем правильно и политически корректно.
В итоге выполнение российско-иранского контракта на поставку Тегерану пяти дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1, к которому шли несколько лет, пришлось остановить. Остановить, несмотря на то, что, во-первых, о запрете на поставки оборонительных вооружений в резолюции Совбеза ООН, и речи не шло, во-вторых, Иран уже выплатил России аванс примерно в 170 миллионов долларов. С точки зрения Ирана, такой ход со стороны российского президента выглядел самым настоящим, простите, «кидаловом»… Иран откровенно кинули в тот самый момент, когда зёрна арабских и прочих революций уже были брошены в землю.
Понимая, что ситуацию в таком виде оставлять нельзя, руководство Ирана приняло решение подать иск в суд Женевы по поводу невыполнения российской компанией «Рособоронэкспорт» своих обязательств. Сумма иска составила 4 миллиардов долларов. После подачи иска появились разговоры о том, что Иран, дескать, делает недружественный жест по отношению к своему партнёру, что он хочет получить деньги, которых совсем не заслуживает. Но Иран-то, по большому счёту, в этом плане критиковать сложно – на дворе уже стоял апрель 2011-го. Уже вовсю полыхала Ливия. Натовские «ястребы» уже рвали на части Север Африки, а Дмитрий Медведев, между тем, пытался объяснить, почему России не наложила вето на резолюцию по ливийской резолюции Совбеза ООН. Осознание иранскими властями того, что без поставок российских зенитно-ракетных систем «арабская весна» может перекинуться и на Иран, вызывало вполне справедливую озлобленность со стороны его властей.
Были разговоры и о том, что Медведев вообще сделал стратегический ход: мол, если женевский суд признает правоту Ирана и обяжет Россию выплатить Тегерану 4 миллиарда «зелёных», то и поставки С-300ПМУ-1 можно будет возобновить. Конечно, стратегия, мягко говоря, сомнительная. Сначала долго и упорно договариваться о поставках С-300 в Иран, затем вписать в Указ то требование о запрете поставок С-300, которое даже Западом в однозначной форме не выдвигалось, после этого «обрадоваться» иранскому иску, надеясь, что после решения женевской третейской коллегии можно приступать к выполнению контракта, при этом фактически обязуясь выплатить Ирану $4 млрд. Логическая цепочка, от которой, что называется, любая крыша съедет…
Зачем нужно было загонять самим себя в угол, а потом ещё и кому-то платить за то, чтобы нас из этого угла вытащили?
Однако сейчас Дмитрий Анатольевич занимает несколько иной пост, нежели в 2010-м, да и «мир, дружба, жвачка» с Вашингтоном уже не те… Обама плавает кверху брюшком, пока безуспешно пытаясь перевернуться в более удобную позицию после «сирийского эпизода». Иран получил, если так можно выразиться, длительную отсрочку от «демократических вёсен», успев сменить президента. Россия тоже сменила Дмитрия Медведева на президента… В общем, пришла пора что-то в российско-иранских отношениях менять – менять, естественно, в лучшую сторону.
И такие перемены после очной встречи Владимира Путина и Хасана Роухани на саммите ШОС могут себя проявить. Главный вопрос, конечно же, касается поставок зенитно-ракетных систем в Иран со стороны России.
Сообщается, что президент России в ходе беседы с главой Ирана предложил тому отозвать иск, поданный в Женевский суд, в обмен на начало поставок Тегерану ЗРК С-300ВМ «Антей 2500». Два дивизиона этих комплексов в этом году уже были транспортированы в Венесуэлу. Пять комплексов могут отправиться и в Иран.
Правда, в этом случае придётся что-то делать с тем самым указом Дмитрия Медведева, ведь он повелевает не продавать Ирану С-300. По всей видимости, у Путина есть какие-то соображения по поводу этого закона… На гвоздь в туалете можно повесить – как вариант…
Кстати, началом поставок своих ЗРС в Иран Россия сразу убьёт двух зайцев: избавит себя от необходимости платить Тегерану 4 миллиарда «баксов» и отобьёт всякое желание Запада тиражировать свои «демократические вёсны» на внешние территории (если, конечно, к тому времени не подберут новую жертву – Сирия и Иран пока не по зубам).
Информация